В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В чем сила, брат?..` Назад
В чем сила, брат?..`
В чем сила, брат?..`
На нынешних губернаторских выборах много странного и даже иррационального. А также смешного и забавного. Вплоть до того, что в агитационных материалах основных претендентов на губернаторское кресло используются одинаковые штампы вроде цитирования крылатых фраз из известного кинофильма: `В чем сила, брат?.. В правде`. Нынешние красноярские выборы действительно особые. Никто из персоналий выборного процесса, а также крупных групп финансового капитала не был готов к этим выборам. Более того, лично у всех трех основных персонажей были достаточно неплохие отношения между собой, основанные на общей биографии и взаимных интересах. Хотя воспоминание о выборах 1997 года, разумеется, не корреспондируется напрямую с сегодняшней ситуацией; но не мешает вспомнить избирательный блок `Союз дела и порядка`, первая тройка списка которого выглядела тогда таким образом: Александр Усс, Петр Пимашков, Джонсон Хагажеев. Понятно, что Джонсон Хагажеев и Александр Хлопонин в данном случае `близнецы-братья`. Это была попытка консолидировать край или хотя бы его деловые и управленческие элиты. Попытка слабая и неудачная.
Через полгода после тех выборов губернатором края стал генерал Лебедь. Причиной его победы была вовсе не пресловутая харизма, о которой все время пишут наши газеты (что ж он тогда проиграл в городе Красноярске, где его разрыв с Зубовым составил больше 20%?), а гигантский финансовый и административный ресурс, к главное - слабость, раздробленность местных хозяйственных элит. Влиятельная тогда красноярская `алюминиевая группа` во главе с Анатолием Быковым поддержала генерала; предательская, антинародная позиция крайкома КПРФ расчистила дорогу Лебедю во втором туре.
Лебедь в течение нескольких месяцев в значительной степени развеял миф о могуществе местных элит, о котором любят рассуждать российские политологи. Местные элиты сначала отодвинули от принятия каких-либо серьезных решений, а затем и от собственности. Правда, Лебедю это удалось не в полной мере. В городе Красноярске ни власть, ни возможность серьезного влияния он так и не получил. Он не смог снять Пимашкова, не смог получить рычаги воздействия на городскую жизнь, не удалось `распилить` городскую собственность.
`Север` в эпоху Лебедя пытался построить отношения с генералом. Сначала Лебедь был намерен `мочить` всех - в красноярском представительстве `Норильского никеля` устраивались показательные обыски, генерал Колесников громогласно заявлял, что его бригада из Красноярска переберется в Норильск и т.п. Потом северянам как-то удалось урегулировать отношения с Лебедем, а затем, когда край в результате бездумной, если не сказать - преступной, экономической политики был посажен на так называемую `норильскую иглу`, то есть краевой бюджет стал абсолютно зависим от налоговых поступлений норильчан. Лебедь превратился в младшего партнера `Норильского никеля`. `Норильский никель` не вмешивался в то, что происходит на `материке`, не пускал Лебедя на Север и финансировал краевые расходы. Долго, естественно, так продолжаться не могло. Противоречия `Севера` с Лебедем все углублялись, и нарыв вскрылся полгода назад в виде открытого конфликта. В этом конфликте сторону северян заняли и спикер ЗС Александр Усс, и мэр Красноярска Петр Пимашков. Тут были как личные, так и более глубокие причины. Северные депутаты, как известно, сыграли решающую роль в избрании Александра Усса председателем ЗС. Пимашков понимал, что финансово-бюджетная политика Лебедя погубит не только Норильск, но и Красноярск. В те времена начала складываться довольно аморфная антилебедевская коалиция. Никаких конкретных договоренностей не было, но Лебедь одинаково не устраивал никого из главных субъектов политического процесса в крае. Серьезные люди обсуждали возможность досрочных выборов губернатора (было несколько сценариев импичмента или добровольной отставки Лебедя) и выборов 2003 года (сам Лебедь все-таки склонялся к тому, чтобы побороться за второй срок полномочий). Для обсуждения предлагались разные варианты, в основном связанные с учреждением правительства края, руководитель которого имел бы чрезвычайно широкие полномочия. И все три основных персонажа нынешней избирательной кампании в разных комбинациях обсуждались в качестве альтернативы Лебедю, то есть: Хлопонин - губернатор, Пимашков - глава правительства; Усс - губернатор, Пимашков - глава правительства; Пимашков - губернатор, Хлопонин - глава правительства и т.п. До конкретных договоренностей дело не дошло, более того, сами эти персонажи никогда между собой не обсуждали ничего подобного, но все понимали, что нужна консолидация в крае, иначе последствия правления Лебедя примут необратимый негативный характер.
На выборах в Законодательное собрание северяне сделали блестящий-`ход конем`, в одночасье лишивший Лебедя 12% краевого электората, - появилась `Северная партия`, тотально победившая на Таймыре, в Норильском промышленном районе и Эвенкии. Петр Пимашков обеспечил победу антилебедевских сил в городе Красноярске. В частности, он отправил работать своих людей в штаб Александра Усса, который избирался по одномандатному округу в городе Красноярске, охватывающему Центральный и Железнодорожный районы краевого центра. (Сначала обсуждался вариант выборов Александра Усса в Иланском районе, но потом Александр Викторович решил все-таки баллотироваться в Красноярске.)
В городе Красноярске оппозиционным Лебедю блокам был дан `зеленый свет`. Более того, сам Лебедь и его окружение понимали, что они не смогут противостоять ни общественной атмосфере в городе, ни организационным ресурсам Пимашкова, который предоставил их в распоряжение оппозиции; и поэтому даже не пытались всерьез бороться за Красноярск (за исключением глупой и несуразной кампании Надежды Кольбы, изначально производившей впечатление полного отчаяния и обреченности на поражение).
В конце апреля Лебедь погиб. Никто к такому варианту `приближенных выборов` не был готов. Мгновенно все основные персонажи оказались в конкурентной среде. Возможность любых стратегических договоренностей исчезла с вступлением в игру `Русского алюминия`, сделавшего ставку на Александра Усса. Первые политические прогнозы, которые публиковались тогда в газетах и Интернете, были просто смешными - такой-то возможный кандидат более известен в крае, такой-то менее. На самом деле все три кандидата в равной степени были неизвестны основной массе избирателей, проживающих в малых городах и сельской местности края. Окружение Хлопонина, Усса и Пимашкова в своих расчетах исходило из простой математики - голоса жителей Красноярска поделят между собой Усс и Пимашков; `северные` голоса, а также частичная поддержка в районах Минусинской долины составят примерно такое же количество электората Хлопонина; то есть стартовые возможности примерно равны, а дальше, на других территориях и частично в Красноярске, начнется `борьба технологий`. Хлопонин рассчитывал на финансовый ресурс, Пимашков - на поддержку идейно близких глав местных администраций, Усс - на административный ресурс краевой власти в виде Николая Ашлапова, неожиданно для всех ставшего главным краевым начальником, информационные рычаги типа ТВК и, разумеется, на ресурсы `Русала`.
В битве двух олигархов `Русала` и `Норникеля` фигура Пимашкова оказалась раздражающей как для первых, так и для вторых. Есть очень большие основания полагать, что кандидатура Сергея Глазьева появилась отнюдь не только по решению руководства КПРФ, а по желанию `Норильского никеля`. Глазьев - неплохой экономист, но человек абсолютно далекий от края - должен, по замыслу, оттянуть от Пимашкова голоса `левого` коммунистического электората. `Русал`, в свою очередь, выставил кандидатуру недавно снявшегося Алексея Лебедя - чтобы Пимашкову не достались голоса сторонников покойного губернатора.
На сегодняшний день шансы на выход во второй тур у трех основных кандидатов примерно равны. Фора, которая была у Александра Усса за счет того, что он начал кампанию на два месяца раньше других претендентов, уже исчезла. У всех кандидатов отмобилизован их основной электорат. Пока небольшое преимущество имеют Пимашков (у него медленный рост продолжается) и Усс (после падения его рейтинг относительно стабилизировался, но продолжает расти `антирейтинг`). Хлопонин отстает и, похоже, исчерпал все `резервные` группы электората.
В этих условиях результат первого тура во многом будет зависеть от случайных или субъективных обстоятельств. Например, от правильности тактики или общей ситуации в штабах. Хлопонин неделю назад в срочном порядке поменял команду имиджмейкеров. Но политические технологии редко бывают краткосрочными. Либо штаб Хлопонина будет продолжать прежнюю линию (`широкого охвата`), либо не успеет перестроиться. У Александра Усса другие проблемы. В первую очередь - Анатолий Быков, люди которого (и, вероятно, финансовые ресурсы) работают на спикера ЗС. У Быкова есть ряд до сих пор не решенных противоречий с `Русалом`. Иногда эти противоречия всплывают наружу. В частности, в городе Ачинске. Там, как известно, 8 сентября одновременно с губернаторскими должны состояться и выборы главы города. Нынешний мэр Ачкасов (полгода назад он возглавлял список избирательного блока Зубова) поддерживает Петра Пимашкова, и наоборот, ачинский штаб Пимашкова работает в полном взаимодействии со штабом Ачкасова. Кандидатура `Русала` в Ачинске - вице-губернатор Званцев. Ачинский штаб Усса, естественно, конкурирует с пимашковским штабом. Однако симпатии Анатолия Быкова на стороне Ачкасова, и об этом все знают. Анатолию Петровичу также приписывают фразу, якобы сказанную им, что он сделает все, чтобы не допустить назначения Николая Ашлапова директором Ачинского глиноземного комбината. (Ходят слухи, что именно эту должность `Русал` обещал нынешнему и.о. губернатора.)
Радикально за 18 оставшихся до дня голосования дней ничего измениться уже не может. Разумеется, если не произойдут какие-то серьезные события вроде снятия кого-нибудь из основных кандидатов. Чисто агитационная, а также так называемая `контрпропагандистская работа` штабов уже ничего за это время по большому счету изменить не может.

26 авг 2002
Красноярский край

Док. 147009
Опублик.: 26.08.02
Число обращений: 162


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``