В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав Сахалинской области Назад
Устав Сахалинской области
Устав Сахалинской области
Принят Сахалинской областной Думой 26 декабря 1995 г.

Глава 1. Общие положения (ст. 1-8)
Глава 2. Общие принципы организации государственной власти в Сахалинской области (ст. 9-13)
Глава 3. Сахалинская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Сахалинской области (ст. 14-23)
Глава 4. Администрация Сахалинской области - исполнительный орган гос. власти Сахалинской области. Губернатор Сахалинской области (ст. 24-36)
Глава 5. Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти (ст. 37-40)
Глава 6. Судебная власть. Прокуратура (ст. 41-44)
Глава 7. Законодательство области (ст. 45-53)
Глава 8. Местное самоуправление в Сахалинской области (ст. 54-62)
Глава 9. Экономическая и финансовая основа развития Сахалинской области (ст. 63-71)
Глава 10. Природные ресурсы и природопользование (ст. 72-77)
Глава 11. Символы Сахалинской области. Административный центр Сахалинской области (ст. 78-79)
Глава 12. Заключительные и переходные положения (ст. 80-82)

Мы, полномочные представители граждан Российской Федерации, проживающих в Сахалинской области,
чтя память предков,
осознавая ответственность перед ныне живущими и будущими поколениями сахалинцев и курильчан,
учитывая особенности нашей островной земли и уникальность ее природных богатств,
стремясь к развитию экономики и улучшению благосостояния населения,
признавая приоритет общечеловеческих ценностей, права и свободы граждан,
закрепляя статус Сахалинской области как равноправного субъекта Российской Федерации,
руководствуясь Конституцией Российской Федерации,
принимаем настоящий Устав Сахалинской области.
Глава 1. Общие положения
Статья 1.
Сахалинская область - государственно-территориальное образование, находящееся в составе Российской Федерации и являющееся равноправным субъектом Российской Федерации.
Статья 2.
1. Статус Сахалинской области определяется Конституцией Российской Федерации, Уставом Сахалинской области.
2. Статус Сахалинской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Сахалинской области в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 3.
1. В состав территории Сахалинской области входят территория острова Сахалин с прилегающими к нему островами, территория Курильских островов с островами Малой Курильской гряды, а также внутренние и территориальные воды, границы которых определяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2. Точная линия границы территории Сахалинской области определяется в соответствии с федеральным законом.
3. Изменение границ области производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
4. Согласие Сахалинской области на изменение ее границ выражается путем проведения областного референдума.
Статья 4.
1. Источником власти в Сахалинской области являются граждане Российской Федерации, проживающие на ее территории, которые осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Высшим непосредственным выражением власти в Сахалинской области являются референдум и свободные выборы.
Статья 5.
Сахалинская область осуществляет государственную власть на своей территории в соответствии с федеральным законодательством и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемыми между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области.
Статья 6.
На территории Сахалинской области должны соблюдаться Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, Устав Сахалинской области, законы и иные нормативные правовые акты Сахалинской области, а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
Статья 7.
Административно-территориальное деление Сахалинской области, правовой статус и границы ее территориальных образований устанавливаются законами Сахалинской области.
Статья 8.
1. На территории Сахалинской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
3. Ограничение прав и свобод человека и гражданина на территории Сахалинской области допускается в соответствии с Конституцией Российской Федерации только федеральным законом.
4. Защита прав и свобод человека и гражданина на территории Сахалинской области осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Сахалинской области.
5. На территории Сахалинской области могут быть предоставлены дополнительные гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина.
Глава 2. Общие принципы организации государственной власти
в Сахалинской области
Статья 9.
1. Государственная власть в Сахалинской области осуществляется на основе разделения на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти Сахалинской области самостоятельны и взаимодействуют между собой при осуществлении своих полномочий.
2. Система органов государственной власти Сахалинской области устанавливается Уставом Сахалинской области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Статья 10.
1. Законодательная (представительная) власть в Сахалинской области осуществляется Сахалинской областной Думой.
2. Исполнительная власть в Сахалинской области осуществляется главой администрации (губернатором) Сахалинской области и возглавляемой им администрацией Сахалинской области.
3. Судебная власть на территории Сахалинской области осуществляется судами, входящими в судебную систему Российской Федерации.
Статья 11.
1. Взаимодействие между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области строится на основе разграничения:
на предметы ведения Российской Федерации;
на предметы совместного ведения Российской Федерации и Сахалинской области;
на предметы ведения Сахалинской области.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеральным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
3. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Сахалинская область обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 12.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и Сахалинской области находятся:
а) обеспечение соответствия Устава Сахалинской области, законов и иных нормативных правовых актов Сахалинской области Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Сахалинской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. В порядке, установленном федеральным законом, органы государственной власти Сахалинской области призваны принимать меры к реализации экономических интересов Сахалинской области при осуществлении Российской Федерации суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, прилегающих к территории Сахалинской области.
Статья 13.
В ведении Сахалинской области находятся:
а) принятие и изменение Устава Сахалинской области, законов и иных нормативных правовых актов Сахалинской области, контроль за их соблюдением;
б) установление системы органов государственной власти области, порядка их организации и деятельности;
в) разработка, утверждение и исполнение бюджета области, областные налоги и сборы, областные внебюджетные фонды, фонды регионального развития;
г) административно-территориальное устройство Сахалинской области;
д) определение политики области и принятие областных программ в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития;
е) областная государственная собственность;
ж) областные энергетические, транспортные, информационные, инженерные и иные системы жизнеобеспечения;
з) осуществление права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также представление вопросов на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
и) осуществление межрегиональных контактов и международного сотрудничества, заключение хозяйственных и иных договоров;
к) областная государственная служба;
л) местное самоуправление;
м) муниципальная служба;
н) учреждение и присвоение званий, наград и премий Сахалинской области;
о) осуществление иных полномочий вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Глава 3. Сахалинская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Сахалинской области
Статья 14.
1. Законодательным (представительным) органом государственной власти в Сахалинской области является Сахалинская областная Дума.
2. Сахалинская областная Дума избирается сроком на четыре года.
3. Порядок организации и проведения выборов депутатов в Сахалинскую областную Думу устанавливается законом Сахалинской области.
Статья 15.
1. Сахалинская областная Дума состоит из 27 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Количество депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, определяется Думой самостоятельно.
2. Правовой статус депутата Сахалинской областной Думы определяется федеральным и законом Сахалинской области.
3. Депутаты Сахалинской областной Думы обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий на территории Сахалинской области. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуться обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
4. Вопросы о лишении неприкосновенности депутатов Сахалинской областной Думы решается по представлению прокурора области постановлением Сахалинской областной Думы.
5. Депутат Сахалинской областной Думы, работающий на постоянной основе, не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 16.
Сахалинская областная Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Сахалинской области, законами Сахалинской области, регламентом Сахалинской областной Думы.
Статья 17.
1. Первое заседание Сахалинской областной Думы созывается председателем избирательной комиссии области не позднее 16 дней после выборов при условии избрания в Думу не менее двух третей от установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы.
2. Первое заседание Сахалинской областной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
3. Заседание Сахалинской областной Думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы.
Статья 18.
1. Порядок организации и деятельности Сахалинской областной Думы определяются Уставом Сахалинской области, законами Сахалинской области и регламентом Сахалинской областной Думы.
2. Сахалинская областная Дума образует постоянные и временные комитеты, комиссии, иные органы.
3. Для обеспечения своей деятельности Сахалинская областная Дума создает аппарат Сахалинской областной Думы, структура и штаты которого и расходы на его содержание утверждаются Думой.
Статья 19.
1. Сахалинская областная Дума осуществляет правовое регулирование в соответствии с федеральными законами, издаваемыми Российской Федерацией по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Сахалинская областная Дума осуществляет собственное правовое регулирование.
Статья 20.
Сахалинская областная Дума:
а) принимает Устав Сахалинской области, законы Сахалинской области, постановления Думы, дает их толкование, вносит в них дополнения и изменения, осуществляет контроль за их соблюдением;
б) по представлению губернатора Сахалинской области рассматривает и утверждает бюджет Сахалинской области, отчет о его исполнении, осуществляет контроль за исполнением бюджета;
в) утверждает областные программы и планы социально-экономического развития области;
г) устанавливает областные налоги и сборы, а также порядок их взимания;
д) устанавливает порядок образования и расходования внебюджетных и валютных фондов Сахалинской области, контролирует расходование и утверждает отчеты об использовании средств этих фондов; устанавливает порядок образования и деятельности целевых фондов Сахалинской области и расходования их средств;
е) назначает референдум Сахалинской области в соответствии с федеральным и областным законодательством;
ж) в соответствии с федеральным законом устанавливает административные санкции за нарушения законов и иных нормативных правовых актов Сахалинской области, определяет порядок их наложения;
з) реализует право законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
и) вносит обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом;
к) рассматривает поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и выносит решения об их одобрении или отклонении;
л) дает согласие Генеральному прокурору Российской Федерации на назначение прокурора Сахалинской области;
м) назначает выборы в Сахалинскую областную Думу в соответствии с законом Сахалинской области;
н) выдвигает обвинение против губернатора Сахалинской области для отрешения его от должности и принимает решение об отрешении его от должности;
о) дает согласие губернатору Сахалинской области на назначение представляемой им кандидатуры на должность первого заместителя главы администрации (первого вице-губернатора) Сахалинской области;
п) определяет порядок заключения и вступления в силу заключаемых администрацией Сахалинской области и органами местного самоуправления внешнеэкономических соглашений;
р) назначает выборы органов местного самоуправления в соответствии с законом Сахалинской области;
с) назначает выборы губернатора Сахалинской области в соответствии с законом Сахалинской области;
т) проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения;
у) утверждает Положение о постоянном представительстве Сахалинской области при федеральных органах государственной власти в соответствии с законом Сахалинской области;
ф) решает вопрос о представителе от Сахалинской областной Думы в Совете Федерации Федерального Собрания российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
х) принимает решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Сахалинской областной Думы, дает согласие на лишение депутатов неприкосновенности;
ц) принимает решения о назначении половины состава членов избирательной комиссии области;
ч) учреждает областные награды, почетные звания и премии Сахалинской области;
ш) определяет порядок распоряжения и управления государственной областной собственностью, а также переданной в управление области федеральной собственностью;
щ) утверждает при Сахалинской областной Думе представительство коренных малочисленных народностей Севера, проживающих в Сахалинской области;
э) принимает решения по иным вопросам, отнесенным к ведению законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Статья 21.
Сахалинская областная Дума избирает из своего состава председателя сахалинской областной Думы и его заместителя (заместителей).
Председатель Сахалинской областной Думы избирается на ее заседании из числа депутатов Сахалинской областной Думы тайным голосованием большинством голосов от избранного числа депутатов Думы.
Председатель Сахалинской областной Думы подотчетен Думе и может быть освобожден от должности председателя Сахалинской областной Думы путем тайного голосования большинством голосов от избранного числа депутатов.
Статья 22.
Председатель Сахалинской областной Думы:
а) организует законодательную и контрольную деятельность Думы;
б) созывает и ведет заседания Сахалинской областной Думы;
в) ведает ее внутренним распорядком и осуществляет руководство аппаратом Думы;
г) является распорядителем по счетам Думы в банках и распорядителем кредитов по расходам Думы;
д) представляет Сахалинскую областную Думу в соответствии с предоставленными Думой полномочиями;
е) издает распоряжения по вопросам своей компетенции;
ж) несет ответственность перед Думой за выполнение своих обязанностей;
з) решает иные вопросы в пределах компетенции, предоставленной ему Уставом Сахалинской области, законами Сахалинской области, регламентом или постановлениями Думы.
Статья 23.
1. Полномочия Сахалинской областной Думы прекращаются:
а) с момента начала работы Сахалинской областной Думы нового созыва;
б) в результате самороспуска;
в) по результатам референдума Сахалинской области в порядке и по основаниям, установленным законом Сахалинской области.
2. Постановление о самороспуске Сахалинской областной Думы принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
Глава 4. Администрация Сахалинской области -
исполнительный орган государственной власти Сахалинской области.
Губернатор Сахалинской области
Статья 24.
1. Администрация Сахалинской области является исполнительным органом государственной власти Сахалинской области и состоит из губернатора, первого вице-губернатора и вице-губернаторов, а также образуемых ими в соответствии с законом Сахалинской области отраслевых и территориальных органов исполнительной власти области.
2. Компетенция администрации Сахалинской области определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Сахалинской области, законами и иными нормативными правовыми актами Сахалинской области.
3. Структура администрации Сахалинской области и схема управления Сахалинской областью устанавливаются законом Сахалинской области.
4. Исполнительная власть в Сахалинской области строится на принципах единоначалия.
5. Должностные лица администрации Сахалинской области, назначаемые или представляемые для назначения губернатором Сахалинской области, слагают свои полномочия перед вновь вступившим в должность губернатором Сахалинской области.
Статья 25.
1. Губернатор Сахалинской области избирается населением Сахалинской области сроком на 4 года в соответствии с законом Сахалинской области.
2. Наименования `губернатор Сахалинской области` и `глава администрации Сахалинской области` равнозначны.
Статья 26.
1. Правовой статус губернатора Сахалинской области определяется Уставом Сахалинской области и законом Сахалинской области.
2. Губернатор Сахалинской области обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий на территории Сахалинской области. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом и законом Сахалинской области для обеспечения безопасности других людей.
Статья 27.
1. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации администрация Сахалинской области входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
2. Администрация Сахалинской области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти может осуществлять часть полномочий федеральных органов исполнительной власти, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3. Администрация Сахалинской области, в соответствии с областным законом, по соглашения с федеральными органами исполнительной власти может передавать им осуществление части своих полномочий.
Статья 28.
Губернатор Сахалинской области:
а) руководит администрацией Сахалинской области;
б) подписывает и обнародует законы Сахалинской области;
в) обладает правом законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе;
г) представляет на утверждение Сахалинской областной Думы проект бюджета области и отчет об его исполнении, а также проекты смет внебюджетного и валютного фондов области и отчеты об их исполнении;
д) представляет на утверждение Сахалинской областной Думы проекты планов и программ социально-экономического развития Сахалинской области;
е) принимает постановления о создании органов исполнительной власти в соответствии со схемой управления областью и структурой администрации Сахалинской области;
ж) устанавливает штаты органов исполнительной власти Сахалинской области в пределах утвержденных расходов в соответствующей статье областного бюджета;
з) представляет Сахалинской областной Думе ежегодный доклад о социально-экономическом положении и развитии области не позднее первого февраля текущего года;
и) вправе возвращать законы Сахалинской области в областную Думу для повторного рассмотрения;
к) в соответствии с федеральными законами и законами Сахалинской области назначает и освобождает от должности руководителей органов администрации Сахалинской области;
л) вправе вносить предложения о созыве внеочередной сессии Сахалинской областной Думы;
м) вправе участвовать в работе Сахалинской областной Думы с правом совещательного голоса и направлять на заседания Сахалинской областной Думы своего представителя с указанием его полномочий;
н) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета за исключением расходов, предусмотренных на содержание Сахалинской областной Думы и ее органов;
о) вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
п) вносит запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
р) представляет Сахалинскую область в отношениях с субъектами Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в Сахалинской области, подписывают с ними договоры, а также представляет Сахалинскую область в отношениях с зарубежными государствами;
с) назначает с согласия Сахалинской областной Думы первого вице-губернатора;
т) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Сахалинской области, законами Сахалинской области и договорами Сахалинской области.
Статья 29.
1. Первый вице-губернатор и вице-губернаторы Сахалинской области выполняют свои функции в соответствии с распределением обязанностей, устанавливаемым губернатором Сахалинской области.
В случае отсутствия губернатора Сахалинской области его полномочия, исключая право подписи законов области, осуществляет первый вице-губернаторов Сахалинской области.
2. Число вице-губернаторов Сахалинской области устанавливается в соответствии со схемой управления Сахалинской областью и структурой администрации Сахалинской области.
Статья 30.
Должностные лица администрации Сахалинской области не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской и иной творческой деятельности.
Статья 31.
1. Для обеспечения деятельности администрации Сахалинской области губернатор формирует аппарат администрации Сахалинской области.
2. Аппарат администрации Сахалинской области финансируется из областного бюджета в пределах средств, выделенных на его содержание.
Статья 32.
1. Компетенция органов исполнительной власти Сахалинской области определяется положениями о них, утверждаемыми губернатором Сахалинской области в соответствии со схемой управления областью.
2. Органы исполнительной власти Сахалинской области финансируются из областного бюджета в пределах выделенных средств, а также из иных источников, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Статья 33.
Администрация Сахалинской области в соответствии с федеральным и областным законодательством:
а) разрабатывает проект областного бюджета, отчет об исполнении областного бюджета, представляет их губернатору для внесения в Сахалинскую областную Думу;
б) исполняет областной бюджет;
в) разрабатывает проект сметы расходов валютного и внебюджетного фондов области, предоставляет Сахалинской областной Думе отчеты об их исполнении;
г) разрабатывает областные государственные программы, обеспечивает их исполнение;
д) организует управление государственной собственностью области;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, безопасности и правопорядка в области;
ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством.
Статья 34.
1. Губернатор Сахалинской области по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и издает распоряжения.
2. Распоряжения и постановления губернатора направляются в Сахалинскую областную Думу в день их подписания.
3. Первый вице-губернатор, вице-губернаторы Сахалинской области в пределах своей компетенции издают распоряжения и приказы.
4. Акты администрации Сахалинской области вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте. Акты, имеющие нормативный характер, подлежат обязательному обнародованию.
5. Правовые акты администрации Сахалинской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на территории Сахалинской области.
Статья 35.
1. Губернатор Сахалинской области досрочно освобождается от должности Сахалинской областной Думой в случаях:
а) письменного заявления об отставке;
б) утраты гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
г) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным.
2. Губернатор Сахалинской области досрочно отрешается от должности по результатам референдума населения Сахалинской области в порядке и по основаниям, установленным законом Сахалинской области.
Статья 36.
1. Сахалинская областная Дума вправе выразить недоверие первому вице-губернатору, вице-губернаторам Сахалинской области, а также руководителям органов исполнительной власти области.
2. Решение о недоверии принимается тайным голосованием большинством от установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы.
3. В течение десяти дней со дня принятия постановления о недоверии губернатор Сахалинской области издает распоряжение об отстранении от должности лица, которому было выражено недоверие, либо направляет в Сахалинскую областную Думу предложение о повторном рассмотрении этого вопроса в соответствии с законом Сахалинской области.
Глава 5. Взаимодействие органов законодательной (представительной)
и исполнительной государственной власти
Статья 37.
Отношения Сахалинской областной Думы и администрации Сахалинской области строятся на следующих основных принципах:
а) самостоятельности и ответственности по предметам ведения и полномочий этих органов государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Сахалинской области;
б) наличия собственной компетенции;
в) сотрудничества в обеспечении всестороннего развития Сахалинской области;
г) взаимодействия при разрешении конфликтных ситуаций, в соответствии и Конституцией Российской Федерации и Уставом Сахалинской области.
Статья 38.
Осуществляя взаимодействие с Сахалинской областной Думой, губернатор Сахалинской области вправе:
а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Сахалинской областной Думы;
б) вносить предложения о созыве внеочередных заседаний Сахалинской областной Думы;
в) предлагать вопросы в повестку дня заседаний Сахалинской областной Думы;
г) вносить проекты законов Сахалинской области на рассмотрение Сахалинской областной Думы;
д) выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний Сахалинской областной Думы;
е) в установленном порядке возвращать законы, принятые Сахалинской областной Думой и направленные ему для подписания, на повторное рассмотрение Думы.
Статья 39.
1. Депутаты Сахалинской областной Думы вправе присутствовать на заседаниях органов исполнительной власти Сахалинской области, выступать по обсуждаемым вопросам, предлагать проекты постановлений и поправки к ним.
2. Руководители органов исполнительной власти Сахалинской области вправе присутствовать на заседаниях Думы и ее органов, выступать по обсуждаемым вопросам.
Статья 40.
1. Акты губернатора Сахалинской области направляются в Сахалинскую областную Думу в день их подписания.
2. Акты Сахалинской областной Думы направляются губернатору Сахалинской области в день их подписания.
3. Сахалинская областная Дума вправе обратиться к губернатору Сахалинской области с предложением о внесении изменений в акты администрации Сахалинской области или об их отмене.
4. Губернатор Сахалинской области вправе обратиться к Сахалинской областной Думе с предложением о внесении изменений в акты Сахалинской областной Думы или об их отмене.
5. Споры между Сахалинской областной Думой и администрацией Сахалинской области, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, по принятым данными органами государственной власти нормативным правовым актам и иным вопросам, решаются путем создания согласительных комиссий на срок не более десяти дней. Решения согласительных комиссий носят рекомендательный характер и рассматриваются Сахалинской областной Думой и администрацией Сахалинской области совместно.
6. При отсутствии согласия в решении возникших проблем по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано Президенту Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации, Сахалинский областной суд или арбитражный суд Сахалинской области.
Глава 6. Судебная власть. Прокуратура
Статья 41.
Судебная система в Сахалинской области устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Статья 42.
1. Депутатские расследования, акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, вопросы, выносимые на референдумы, не могут касаться существа дел, находящихся в производстве судов.
2. Сахалинская областная Дума и администрация Сахалинской области не могут принимать решения по вопросам, дела по которым приняты судами Сахалинской области к рассмотрению.
Статья 43.
1. Председатель Сахалинского областного суда и председатель арбитражного суда Сахалинской области вправе участвовать в работе заседаний Сахалинской областной Думы, совещаний администрации Сахалинской области и выступать по вопросам своей компетенции.
2. Сахалинский областной суд и арбитражный суд Сахалинской области обладают правом законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе по вопросам своей компетенции.
Статья 44.
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Сахалинской области определяются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
2. Прокурор Сахалинской области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Сахалинской областной Думы.
Глава 7. Законодательство области
Статья 45.
1. Устав Сахалинской области обладает высшей юридической силой в системе законодательства области.
2. Иные правовые акты, принимаемые в Сахалинской области, должны соответствовать Уставу Сахалинской области.
3. Органы государственной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Сахалинской области, законы и иные нормативные правовые акты Сахалинской области.
Статья 46.
Законы Сахалинской области, решения областных референдумов, а также постановления Сахалинской областной Думы, постановления и распоряжения губернатора Сахалинской области, принятые в пределах их компетенции, подлежат государственной защите на территории области в такой же мере, как и федеральные законы.
Статья 47.
Порядок принятия нормативных правовых актов органами государственной власти области определяется Уставом Сахалинской области и соответствующими нормативными правовыми актами Сахалинской области.
Статья 48.
1. Законы Сахалинской области подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
2. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статья 49.
Право законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе принадлежит депутатам Сахалинской областной Думы, губернатору Сахалинской области, представительным и исполнительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также прокурору Сахалинской области, Сахалинскому областному суду, арбитражному суду Сахалинской области, избирательной комиссии области, представителю коренных малочисленных народов при Сахалинской областной Думе, по вопросам их ведения, а также областным объединениям профсоюзов по вопросам, затрагивающим трудовые и социально-экономические права и интересы населения области.
Статья 50.
1. Законодательная инициатива вносится субъектом права законодательной инициативы В Сахалинскую областную Думу, где рассматривается в соответствии с регламентом Сахалинской областной Думы.
2. До принятия окончательного решения законопроект должен пройти не менее двух чтений в разные дни в Сахалинской областной Думе. Решение о совмещении чтений может быть принято большинством не менее чем в две трети голосов от избранного числа депутатов Сахалинской областной Думы.
Статья 51.
1. Законы Сахалинской области и постановления о принятии законов Сахалинской области принимаются большинством от установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы, если иное не предусмотрено Уставом Сахалинской области.
2. Постановления Сахалинской областной Думы по вопросам, не предусмотренным частью первой настоящей статьи, принимаются большинством от избранного числа депутатов Сахалинской областной Думы, если иное не предусмотрено Уставом Сахалинской области.
Статья 52.
1. Принятый Сахалинской областной Думой закон Сахалинской области в срок не позднее 7 дней со дня принятия направляется в администрацию Сахалинской области на подпись губернатору Сахалинской области.
2. Губернатор Сахалинской области в срок не позднее 14 дней со дня получения подписывает принятый Сахалинской областной Думой закон и обнародует его в источнике официального опубликования, определенном постановлением Думы. До истечения указанного срока губернатор Сахалинской области может возвратить закон со своими возражениями в Сахалинскую областную Думу для повторного рассмотрения.
3. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями от числа избранных депутатов Сахалинской областной Думы, то губернатор Сахалинской области обязан его подписать и обнародовать в течение 7 дней со дня получения.
4. Если закон Сахалинской области в установленные сроки не возвращен в областную Думу для повторного рассмотрения или не подписан губернатором, закон подписывается и обнародуется председателем Сахалинской областной Думы.
Статья 53.
1. Закон Сахалинской области вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования, если в нем не указан иной срок вступления закона в силу.
2. Закон не может вступить в силу ранее даты его официального опубликования.
Глава 8. Местное самоуправление в Сахалинской области
Статья 54.
1. На территории Сахалинской области осуществляется местное самоуправление признаваемая - и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом Сахалинской области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных особенностей.
2. Правовой основой местного самоуправления являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав Сахалинской области и законы Сахалинской области, уставы местного самоуправления.
Статья 55.
1. Организация деятельности населения по осуществлению местного самоуправления, гарантии, полномочия, права и обязанности выборных и других органов местного самоуправления закрепляются в уставе местного самоуправления.
2. Устав местного самоуправления подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом Сахалинской области.
Статья 56.
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселковых и на территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, районов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законом Сахалинской области.
Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, определяется законом Сахалинской области.
Статья 57.
1. Местное самоуправление осуществляется населением через выборные представительные органы, через выборные должностные лица местного самоуправления и иные органы местного самоуправления, а также непосредственно путем референдумов, собраний (сходов) и других форм прямого волеизъявления граждан.
2. Наличие выборных органов муниципальных образований является обязательным.
3. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
5. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом и законами Сахалинской области.
6. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.
Статья 58.
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и законами Сахалинской области.
Статья 59.
1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами Сахалинской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
2. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами Сахалинской области.
Статья 60.
1. Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданные в управление органами местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
2. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом Сахалинской области, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
3. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Сахалинской области и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Статья 61.
1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
3. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам прошедшего года не подлежит изъятию органами государственной власти Сахалинской области.
Статья 62.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Глава 9. Экономическая и финансовая основа развития Сахалинской области
Статья 63.
Экономическую основу развития Сахалинской области составляют:
а) государственная собственность Сахалинской области;
б) федеральная собственность, находящаяся на территории Сахалинской области;
в) муниципальная собственность;
г) частная собственность;
д) иная собственность, служащая экономическому и социальному развитию области.
Статья 64.
1. В Сахалинской области признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности.
2. Право собственности не должно осуществляться в ущерб общественным интересам.
3. Ограничения права собственности могут устанавливаться только на основе федерального закона.
Статья 65.
1. В Сахалинской области обеспечиваются необходимые условия для свободы экономической деятельности и конкуренции, регулируется монополистическая деятельность, гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законом любых форм предпринимательской деятельности.
2. Органы государственной власти Сахалинской области осуществляют поддержку и стимулирование развития предпринимательства в социально значимых сферах, определяемых соответствующими областными программами развития, путем установления соответствующих приоритетов в финансовой, налоговой и бюджетной политике.
Статья 66.
1. По отношению к объектам федеральной собственности органы государственной власти Сахалинской области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, а также в сфере социальной защиты населения.
2. В случае причинения объектом федеральной собственности вреда населению Сахалинской области или окружающей среде его деятельность может быть ограничена, приостановлена, прекращена в соответствии с законодательством.
Статья 67.
1. Собственность Сахалинской области является формой государственной собственности в Российской Федерации.
2. В составе государственной собственности Сахалинской области находятся средства областного бюджета и внебюджетных и валютных фондов Сахалинской области, земельные участки, горные отводы, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств области, в том числе на долевых началах, или переданные Сахалинской области другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, ценные бумаги и финансовые активы.
Статья 68.
Распоряжение имуществом составляющим государственную собственность Сахалинской области, осуществляется органами исполнительной власти в соответствии с законом Сахалинской области.
Статья 69.
1. Финансовые ресурсы Сахалинской области составляют средства областного бюджета и внебюджетных и валютных фондов Сахалинской области, кредитные ресурсы, а также ассигнования из федерального бюджета.
2. Финансовые ресурсы Сахалинской области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межрегиональных, программ социально-экономического развития.
Статья 70.
Налоговая система Сахалинской области предусматривает получение финансовых средств в областной бюджет и местные бюджеты от федеральных, областных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 71.
Сахалинская областная Дума в целях привлечения капитала и приоритетного развития отдельных отраслей и районов области, определяемых областными программами развития, устанавливает налоговые и другие льготы в соответствии с федеральными законами и законами Сахалинской области.
Глава 10. Природные ресурсы и природопользование
Статья 72.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Сахалинской области как основа жизни и деятельности населения, проживающего на ее территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
3. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
4. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесным фондом, водными и другими природными ресурсами на территории Сахалинской области регулируются федеральным и областным законодательством.
Статья 73.
1. Природные ресурсы Сахалинской области, полезные свойства природной среды на территории области, прилегающих к ней участках морских акваторий и континентального шельфа, независимо от форм собственности на них, не могут быть использованы в ущерб здоровью, социальному благополучию и безопасности населения Сахалинской области.
2. Определение перечня, статуса федеральных, областных и муниципальных природных ресурсов, лесов и порядка их использования на территории Сахалинской области производится в соответствии с федеральным законодательством, законами Сахалинской области, договорами и соглашениями, заключаемыми между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти Сахалинской области.
3. Не подлежат отчуждению или принудительному переводу из государственной собственности Сахалинской области в другие формы собственности природные ресурсы, объекты и комплексы, имеющие важное значение для жизнеобеспечения области, удовлетворения разнообразных интересов населения, в том числе ценные природные ландшафты, памятники природы областного значения, водные и другие природные объекты, являющиеся источниками централизованного водоснабжения двух и более административных районов области (если они не отнесены к федеральным ресурсам), атмосферный воздух приземного слоя до высот воздушного пространства, на которых осуществляются местные авиалинии.
Статья 74.
1. Под интересами Сахалинской области в сфере природопользования понимаются условия и предпосылки ее экологически безопасного социально-экономического и культурного развития.
2. Интересы Сахалинской области распространяются на природные ресурсы области.
3. Учет интересов области в части распоряжения, управления и использования природных ресурсов, отнесенных законодательством Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и Сахалинской области, обеспечивается договорами и соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области.
4. Учет интересов области в части распоряжения, управления и использования природных ресурсов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и Сахалинской области, гарантируется:
а) включением соответствующей доли, установленной федеральным и областным законодательством, платы за пользование природными ресурсами, за исключением пользования лесным фондом, сосредоточенными на территории области, в областной бюджет;
б) полной компенсацией за причиненный ущерб и упущенную выгоду в случаях изъятия природных объектов, отнесенных законодательством к государственной собственности Сахалинской области, и передачи их в федеральную собственность, а также за загрязнение окружающей природной среды и нарушения природоохранного законодательства;
в) обязательным согласованием с органами государственной власти Сахалинской области международных договоров и лицензионных соглашений по разработке и освоению минерально-сырьевых, биологических и других природных ресурсов Сахалинской области независимо от их статуса;
г) правом Сахалинской области разрабатывать и включать в конкурсные и лицензионные соглашения по освоению природных ресурсов условия области по ее социально-экономическому развитию, приоритетному использованию местной рабочей силы, охране природы, осуществлять контроль за их исполнением, а также заключать специальные договоры по распределению части минерального сырья или его стоимостного эквивалента, получаемых государством в результате раздела продукции с иностранным инвестором.
Статья 75.
1. Органы государственной власти Сахалинской области осуществляют контроль за эффективным и безопасным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.
2. Органы государственной власти Сахалинской области осуществляют регулирование использования и охраны природных ресурсов за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 76.
В целях обеспечения законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории области, органы государственной власти Сахалинской области и местного самоуправления по согласованию с общественными объединениями коренных малочисленных народов Севера принимают решения:
а) об образовании территории традиционного природопользования;
б) о передаче бесплатно территорий традиционного природопользования национальным родовым и общественным хозяйствам, семьям, гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера оленьих пастбищ, охотничьих, рыболовных и других угодий для комплексного использования, а также преимущественное право заключения ими договоров и получения лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов.
Статья 77.
Экологическая политика является частью экономической политики Сахалинской области и включает в себя разработку и осуществление мероприятий по охране природы, программ внедрения экологически чистых производств, создания новых технологий и ликвидации вредных предприятий и производств, поддержания здоровой среды обитания, сохранения наиболее ценных природных ландшафтов, включая создание заповедников, заказников, национальных парков и других особоохраняемых территорий, сохранения и воспроизводства уникальных ресурсов тихоокеанских лососевых и других биоресурсов, представляющих собой одну из наиболее ценных составляющих природных богатств Сахалинской области и часть национального достояния России.
Глава 11. Символы Сахалинской области.
Административный центр Сахалинской области
Статья 78.
Сахалинская области может иметь свой герб, флаг, гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Сахалинской области.
Статья 79.
Административным центром Сахалинской области является город Южно-Сахалинск. Статус административного центра Сахалинской области устанавливается законом Сахалинской области.
Глава 12. Заключительные и переходные положения
Статья 80.
1. Устав Сахалинской области вступает в силу на территории Сахалинской области со дня его официального опубликования.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Сахалинской области, действующие на ее территории, применяются в части, не противоречащей Уставу Сахалинской области.
Статья 81.
1. Устав Сахалинской области изменяется не менее чем двумя третями голосов от избранного числа депутатов Сахалинской областной Думы.
2. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Сахалинской области могут вносить субъекты законодательной инициативы Сахалинской области в соответствии с законом Сахалинской области.
Статья 82.
1. До вступления в силу федеральных законов и законов Сахалинской области об организации системы органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации действует порядок назначения на должность и освобождения от должности глав администрации или назначения их выборов, определенный Указом Президента Российской Федерации No 1969 от 3 октября 1994 года `О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации`.
2. Нормы Устава Сахалинской области о количественном составе Сахалинской областной Думы, о порядке назначения должностных лиц органов государственной власти Сахалинской области, а также освобождения их от должностей вступают в силу соответственно после проведения выборов в Сахалинскую областную Думу и избрания губернатора Сахалинской области.

Док. 146860
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``