В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав (Основной Закон) Орловской области Назад
Устав (Основной Закон) Орловской области
Устав (Основной Закон) Орловской области
Принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 года

(в ред. Законов Орловской области от 11.08.97 No 43-ОЗ , от 11.08.97 No 44-ОЗ)

Глава 1. Основы власти в Орловской области (ст. 1-5)
Глава 2. Статус Орловской области (ст. 6-14)
Глава 3. Человек, гражданин и власть в Орловской области (ст. 15-24)
Глава 4. Институты и формы демократии в Орловской области (ст. 25-39)
Глава 5. Экономика и финансы Орловской области (ст. 40-48)
Глава 6. Законодательная власть Орловской области (ст. 49-65)
Глава 7. Исполнительная власть Орловской области (ст. 66-75)
Глава 8. Судебная власть в Орловской области (ст. 76-82)
Глава 9. Местное самоуправление в Орловской области (ст. 83-100)
Глава 10. Порядок принятия Устава (Основного Закона) Орловской области
и порядок внесения в него изменений и дополнений (ст. 101)
Глава 11. Заключительные и переходные положения (ст. 102-105)

Глава 1. Основы власти в Орловской области
Статья 1.
Орловская область является субъектом Российской Федерации и находится в составе Российской Федерации.
Статья 2.
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 3.
1. Единственным источником власти в области является население области, как часть народа Российской Федерации.
2. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 4.
Осуществление государственной власти в области основано на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти в Российской Федерации, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и областью, а также принципе самостоятельности области по предметам ее исключительного ведения.
Статья 5.
1. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Законодательная власть области осуществляется населением области посредством областного референдума и через законодательный (представительный) орган государственной власти области - Орловский областной Совет народных депутатов.
3. Исполнительная власть области осуществляется администрацией Орловской области, возглавляемой Главой администрации Орловской области.
4. Судебная власть в области осуществляется судами посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Глава 2. Статус Орловской области
Статья 6.
1. Область равноправна с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской федерации и Уставом (Основным Законом) области, принимаемым областным Советом народных депутатов.
3. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
Изменение статуса, наименования области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только на основе свободного волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
4. Территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и составляет 24,7 тысяч квадратных километров.
Статья 7.
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.
2. К ведению области относятся:
1) принятие и изменение Устава (Основного Закона) области и законов области, контроль за их соблюдением;
2) административно-территориальное устройство области;
3) областной бюджет;
4) областные налоги и сборы;
5) областная собственность;
6) регулирование порядка передачи и передача объектов областной собственности в муниципальную собственность;
7) областные энергетическая система, транспорт, пути сообщения, информация и связь;
8) ценовая политика;
9) взаимодействие с субъектами Российской Федерации;
10) согласование размещения на территории области воинских и других частей, подразделений силовых федеральных ведомств;
11) согласование размещения на территории области федеральных объектов любого назначения; иные предметы ведения, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. К совместному ведению Российской Федерации и области относятся:
1) обеспечение соответствия Устава (Основного Закона), законов и иных нормативных правовых актов области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей,
недрами, водными и другими природными ресурсами;
4) разграничение государственной собственности;
5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
9) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
12) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
13) координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
4. До принятия Федеральных законов по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и области, область вправе осуществлять собственное правовое регулирование путем принятия законов области. При издании в последующем Федеральных законов законы области приводятся в соответствие с ними.
Статья 8.
Область как объект Российской Федерации может вступать в договорные отношения в сфере внешнеэкономических и международных связей.
Координация внешнеэкономической и международной деятельности области осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации и области.
Статья 9.
Область осуществляет связи с другими субъектами Российской федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом.
Статья 10.
1. Границы между областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия в установленном законом порядке.
Изменение границ области может быть осуществлено только на основе свободного волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
2. Документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области.
Статья 11.
1. Область имеет свой герб и флаг, утверждаемые областным Советом народных депутатов.
2. Описание и порядок использования официальной символики области определяются законом.
Статья 12.
1. Административно-территориальными единицами области являются города, районы в городах, районы, поселки и иные населенные пункты.
2. В составе области находятся районы: Болховский район, Верховский район, Глазуновский район, Дмитровский район, Должанский район, Залегощенский район, Знаменский район, Колпнянский район, Краснозоренский район, Корсаковский район, Кромской район, Ливенский район, Малоархангельский район, Мценский район, Новодеревеньковский район, Новосильский район, Орловский район, Покровский район, Свердловский район, Сосковский район, Троснянский район, Урицкий район, Хотынецкий район, Шаблыкинский район; города областного значения: город Орел, город Ливны, город Мценск.
Статья 13.
1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются областным Советом народных депутатов самостоятельно в соответствии с законом.
2. Создание и реорганизация местных (муниципальных) образований, их наименование и переименование осуществляются с учетом мнения населения соответствующих местных (муниципальных) образований.
Статья 14.
1. Областным центром области является город Орел.
2. Статус областного центра, а также особенности отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления города Орла определяются законом.
Глава 3. Человек, гражданин и власть в Орловской области
Статья 15.

В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Статья 16.
1. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.
2. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, признанные виновными в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с законом.
Статья 17.
1. Каждый имеет право участвовать в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Каждый в соответствии с законом имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 18.
1. Каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Депутат, должностное лицо органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны дать ответ на письменное или устное обращение гражданина.
Максимальный срок ответа на обращение не может превышать месяца со дня обращения гражданина.
Статья 19.
1. Лицо, проживающее на территории области, имеет право на беспрепятственное получение информации о положении дел в области, вопросах, обсуждаемых в органах государственной власти и органам местного самоуправления, назначениях и перемещениях должностных лиц, за исключением информации, распространение которой ограничено законом.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население о своей деятельности. Информация должна быть полной и объективной.
3. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления ответственные за предоставление населению достоверной информации о положении дел в области и в соответствующих местных (муниципальных) образованиях, о деятельности их органов и должностных лиц в соответствии с законом.
4. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут персональную ответственность за предоставление неполной или искаженной информации о положении в соответствующих сферах, а также за необоснованный отказ в предоставлении данной информации в соответствии с законом.
Статья 20.
1. Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Статья 21.
1. В области устанавливаются и присваиваются областные премии, стипендии и почетные звания за особые заслуги в сфере производства, образования, культуры, науки, здравоохранения.
2. Условия присвоения областных премий, стипендий и почетных званий, система льгот и преимуществ в сфере производства, образования, культуры, науки и здравоохранения определяются законом.
Статья 22.
1. Для контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в области из числа граждан, постоянно проживающих на территории области, назначается Уполномоченный по правам человека Орловской области.
2. Правовой статус, полномочия, порядок назначения, освобождения от занимаемой должности и деятельности Уполномоченного по правам человека определяются законом.
Статья 23.
1. Законы и иные нормативные правовые акты области вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если иное не установлено законом.
2. Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов области устанавливается законом.
Статья 24.
1. Каждый обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав (Основной Закон) и законы области, акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятые по вопросам их компетенции.
2. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
3. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законом представляют в налоговую инспекцию декларацию о доходах.
4. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Глава 4. Институты и формы демократии в Орловской области
Статья 25.
1. Население области имеет неотъемлемое и неоспоримое право создавать и реформировать органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Органы государственной власти Российской Федерации не вправе создавать, реорганизовывать или ликвидировать органы государственной власти и расположенные на ее территории органы местного самоуправления.
3. Акты органов государственной власти Российской Федерации, нарушающие требования части второй настоящей статьи, на территории области юридической силы не имеют.
Статья 26.
1. Высшим непосредственным выражением власти населения области, как части народа Российской федерации, являются областной референдум и свободные выборы.
2. Областной референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, при тайном голосовании.
3. Никакая часть общества, никакое объединение, никакое отдельное лицо не могут присваивать власть законно избранных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 27.
Депутаты и должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления представляют интересы населения области и ответственны перед ним.
Статья 28.

1. Общественная, политическая деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия и многопартийности.
2. Цели, формы и методы работы партий и иных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области, должны соответствовать закону.
3. Партии и иные общественные объединения, их отделения, осуществляющие деятельность на территории области, пользуются правом выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, избираемых населением должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законом.
Статья 29.
На территории области обеспечивается непосредственная демократия: областной и местные референдумы; собрания и сходы граждан; участие в выборах и отзыв депутатов; выборы должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления; гражданская инициатива; обсуждение важных вопросов жизни области и вопросов местного значения.
Статья 30.

1. Наиболее важные вопросы государственной жизни области выносятся на областное народное обсуждение или на областной референдум.
2. Порядок подготовки, проведения и подведения итогов областного народного обсуждения и областного референдума определяется законом.
Статья 31.
1. Областной Совет народных депутатов назначает областной референдум для решения непосредственно населением наиболее важных вопросов, относящихся к предметам ведения области.
2. По решению областного Совета народных депутатов вопрос, отнесенный к ведению области, может быть вынесен на консультативный референдум, результаты которого имеют рекомендательное значение.
3. На консультативный референдум могут быть вынесены вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации. Результаты такого референдума доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 32.
1. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы: принятия изменения Устава (Основного Закона) области; принятия и изменения областного бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств области; введения, изменения и отмены областных налогов и сборов, а также освобождения от них уплаты; иные финансовые вопросы; вопросы принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения в связи с возникновением стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств.
2. Вопросы, выносимые на областной референдум, не должны противоречить общепризнанным нормам международного права.
Статья 33.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением областного референдума, проводятся за счет средств областного бюджета.
Статья 34.
1. Областной Совет народных депутатов обязан назначить областной референдум по требованию:
не менее пятидесяти тысяч граждан, постоянно проживающих в области, обладающих избирательным правом и надлежащим образом подписавших коллективное обращение;
Главы администрации области;
не менее одной трети депутатов, избранных в областной Совет народных депутатов;
не менее одной трети представительных органов местного самоуправления;
иных лиц, установленных законом.
2. Областной Совет народных депутатов отклоняет требование о проведении референдума, если оно противоречит закону.
Решение областного Совета народных депутатов об отказе в назначении референдума может быть обжаловано инициаторами его проведения в суд.
Статья 35.
1. Закон считается принятым на областной референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, обладающих избирательным правом и постоянно проживающих на территории области.
2. Утвержденные результаты голосования в десятидневный срок публикуются в средствах массовой информации.
3. Закон, принятый на областной референдуме, вступает в юридическую силу с момента его официального опубликования.
Статья 36.

1. Областной Совет народных депутатов и Глава администрации области выносят на областное народное обсуждение важные вопросы, проекты нормативных правовых актов области.
2. Областное народное обсуждение может осуществляться гражданами коллективно и индивидуально. Свои предложения граждане направляют непосредственно в областной Совет народных депутатов и Главе администрации области, а также в областные средства массовой информации, которые организуют освещение хода областного народного обсуждения.
3. Областной Совет народных депутатов и Глава администрации области проводят обобщение поступивших от граждан предложений, помещают в средствах массовой информации текущую и итоговую информацию о ходе областного народного обсуждения.
Статья 37.
1. Граждане, постоянно проживающие на территории области, имеют право на гражданскую инициативу в областной Совете народных депутатов и перед Главой администрации области, а также в органах местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
2. Порядок реализации права граждан на гражданскую инициативу устанавливается законом.
3. Гражданская инициатива может иметь своей целью:
- внесение в областной Совет народных депутатов или к Главе администрации области, в органы местного самоуправления и предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения, а также о проведении областного и местного референдумов, обсуждении вопросов областного и местного значения; возбуждение в установленном порядке процедуры отзыва депутата областного Совета народных депутатов, депутата представительного органа местного самоуправления;
- возбуждение ходатайства об отставке руководителей и иных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 38.
1. Обращения с гражданской инициативой, подписанные не менее чем тремя тысячами граждан, рассматриваются на заседании областного Совета народных депутатов.
Обращения с гражданской инициативой, подписанные не менее чем одной тысячи граждан, рассматриваются на заседании соответствующего представительного органа местного самоуправления.
2. Организаторам гражданской инициативы обеспечивается право выступать с его обоснованием на заседании областного Совета народных депутатов либо соответственно представительного органа местного самоуправления.
3. Гражданская инициатива не позднее, чем в месячный срок подлежит рассмотрению. Результаты рассмотрения в семидневный срок публикуются в печати и доводятся до организаторов гражданской инициативы.
Статья 39.
1. Заседания органов государственной власти и органов местного самоуправления проводятся гласно и носят открытый характер. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе принять решение о проведении закрытого заседания в случаях, установленных регламентами их деятельности.
2. На заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право присутствовать представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, граждане. Порядок посещения заседаний устанавливается регламентами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Областной Совет народных депутатов, представительные органы местного самоуправления, их комитеты и комиссии организуют слушания по вопросам жизни области и соответственно местных (муниципальных) образований, проектам актов, представляющим общественный интерес. В слушаниях с правом совещательного голосования вправе принимать участие представители общественности, специалисты и граждане.
4. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководители их структурных подразделений обеспечивают гласность работы аппарата, организуют обсуждение проектов важных решений на совещаниях, научно-технических и иных консультативных советах, а также на собраниях граждан по месту их работы и жительства.
Глава 5. Экономика и финансы Орловской области
Статья 40.
1. Экономической основой области являются областная собственность; федеральная собственность, находящаяся на территории области; иная собственность, служащая экономическому и социальному развитию области.
2. На территории области гарантируются неприкосновенность и равная защита государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.
Статья 41.
1. Разграничение государственной собственности, включая собственность на землю и иные природные ресурсы, на федеральную собственность и областную собственность осуществляется в соответствии с законом.
2. Распоряжение областной собственностью осуществляется Главой администрации области через уполномоченные органы в порядке, предусмотренном законом.
Статья 42.
В областной собственности находится имущество органов государственной власти области, государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций, средства областного бюджета, внебюджетные и валютные фонды, ценные бумаги и другие финансовые активы, а также имущество, приобретенное органами государственной власти области в порядке, предусмотренном законом.
Статья 43.
1. Земля, недра, водные и иные природные ресурсы на территории области составляют естественную основу жизни и деятельности ее населения. Они могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Осуществление права собственности на землю и иные природные ресурсы регламентируется законом.
2. Отнесение природных ресурсов к государственной или муниципальной собственности, определение их правового режима, полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению ими производятся на основании закона и договора.
Статья 44.
Область обеспечивает охрану окружающей среды, экономное потребление и использование природных ресурсов. В этих целях органы государственной власти области осуществляют взаимодействие с общественными объединениями граждан, содействуют их деятельности, связанной с охраной окружающей среды.
Статья 45.
1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, а также ассигнования из федерального бюджета.
2. Финансовые ресурсы области могут в соответствии с законом на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами иных субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) образований, а также юридических и физических лиц для финансирования совместных программ и мероприятий.
Статья 46.
1. Область имеет самостоятельный областной бюджет. Он обеспечивается наличием собственных источников доходов областного бюджета и правом определять направления их использования и расходования.
2. К собственным источникам доходов областного бюджета относятся закрепленные законом доходные источники, отчисления от регулирующих доходов, дополнительные источники, устанавливаемые в соответствии с законом.
3. Расходы областного бюджета осуществляются за счет собственных источников доходов областного бюджета, а также дотаций, полученных из федерального бюджета.
4. С целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов из средств областного бюджета могут быть выделены дотации.
Статья 47.
1. Организация бюджетного процесса в области осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.
2. Организация бюджетного процесса в области основывается на принципах равноправия, самостоятельности и гласности бюджетов всех уровней.
Для реализации этих принципов областной Совет народных депутатов принимает нормативные правовые акты, регламентирующие:
перечень основных социальных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и гарантируемых жителям области, а также распределение соответствующих бюджетных расходов по уровням бюджетной системы (федеральной, областной, местного самоуправления);
основные принципы и методы расчета минимальной бюджетной потребности, единые для бюджетов всех уровней;
распределение доходов бюджета по уровням бюджетной системы;
формы бюджетного регулирования;
принципы обоснования величины отчислений от регулирующих доходов, сумм дотаций из бюджетов различного уровня.
Статья 48.
1. На территории области действуют учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России), Сберегательного банка и других банков Российской Федерации, коммерческие банки, иностранные, совместные банки с участием иностранного капитала и другие кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций.
2. Глава администрации области может участвовать в деятельности российских и иностранных банков в интересах области через уполномоченные органы в соответствии с законом.
Глава 6. Законодательная власть Орловской области
Статья 49.
Законодательная власть области осуществляется населением области посредством областного референдума и через Орловский областной Совет народных депутатов.
Статья 50.
1. Областной Совет народных депутатов является законодательным (представительным) органом государственной власти области.
2. Областной Совет народных депутатов состоит из 50 депутатов, избираемых населением области сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Областной Совет народных депутатов полномочен осуществлять свою деятельность, если в его состав избрано не менее двух третей от числа депутатов, установленного Уставом (Основным Законом) области.
4. Порядок организации и проведения выборов в областной Совет народных депутатов устанавливается законом.
Статья 51.
1. Депутатам областного Совета народных депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, постоянно проживающий на территории области и обладающий избирательным правом.
2. Депутат областного Совета народных депутатов не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, занимать должности в исполнительных и судебных органах государственной власти, а также должности в органах местного самоуправления.
Председатель областного Совета народных депутатов является членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Депутаты областного Совета народных депутатов работают на профессиональной постоянной или непостоянной основе. Количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, определяется областным Советом народных депутатов.
Депутаты областного Совета народных депутатов, работающие на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
4. Статус депутата областного Совета народных депутатов регулируется законом.
Статья 52.
1. Депутаты областного Совета народных депутатов обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, гарантируемой законом.
2. Порядок привлечения депутата областного Совета народных депутатов к ответственности, лишения депутатской неприкосновенности, прекращения депутатских полномочий устанавливается законом.
Статья 53.
1. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления:
1) принятие Устава (Основного Закона), законов и иных нормативных правовых актов области, внесение в них изменений, толкование Устава (Основного Закона) и законов области;
2) установление административно-территориального устройства области, решение вопроса об изменении границ области в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
3) согласование кандидатуры первого заместителя Главы администрации области и руководителя комитета по управлению имуществом области;
4) утверждение структуры областного Совета народных депутатов, принятие Регламента, определяющего порядок его деятельности; утверждение сметы расходов на содержание областного Совета народных депутатов, структуры, штатов и фонда оплаты труда его аппарата;
5) утверждение по представлению Главы администрации области схемы управления областью, структуры органов исполнительной власти области;
6) установление порядка регистрации уставов местных (муниципальных) образований;
7) установление порядка решения вопросов административно территориального устройства местных (муниципальных) образований;
8) назначение выборов в областной Совет народных депутатов;
9) назначение выборов Главы администрации области;
10) избрание членов областной избирательной комиссии в соответствии с законом;
11) признание полномочий депутатов областного Совета народных депутатов, а также их досрочное прекращение;
12) избрание из числа депутатов и освобождение от должности председателя областного Совета народных депутатов, его заместителей, образование из числа депутатов комитетов, комиссий и утверждение их председателей; образование других органов и избрание или утверждение других должностных лиц областного Совета народных депутатов в соответствии с законом;
13) принятие решений по запросам и обращениям депутатов областного Совета народных депутатов;
14) заслушивание Главы администрации области по вопросам исполнения законов, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития области;
15) принятие решения о проведении областного референдума;
16) принятие решения об осуществлении права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
17) согласование в соответствии с Конституцией Российской Федерации назначения кадров судебных и правоохранительных органов области;
18) принятие решения об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, иные суды для решения споров;
19) назначение и освобождение полномочных представителей областного Совета народных депутатов;
20) образование согласительных комиссий по разрешению споров между органами государственной власти области, органами местного самоуправления, расположенные на территории области;
21) принятие решений по обращениям Главы администрации области и прокурора области;
22) утверждение реестра государственных должностей области; 23) контроль за соблюдением Устава (Основного Закона) и законов области;
24) решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции законом.
2. Областной Совет народных депутатов осуществляет контрольные функции по вопросам, установленным законом.
Статья 54.
Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам обеспечения экономического и социального развития области:
1) утверждение областного бюджета, поправок к нему, отчета о его исполнении;
2) утверждение программ экономического, социального и культурного развития области, изменений и дополнений, вносимых в них, отчетов об их исполнении;
3) установление областных налогов, сборов, иных видов платежей, а также порядка их взимания в соответствии с законом;
4) установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых по платежам в областной бюджет;
5) правовое регулирование выпуска и условий размещения займов, облигаций, лотерей, других видов ценных бумаг, утверждение отчетов об их реализации и использовании;
6) правовое регулирование порядка образования деятельности областных внебюджетных и валютных фондов, заслушивание отчетов об использовании этих фондов;
7) правовое регулирование передачи областной собственности в собственность местных (муниципальных) образований;
8) правовое регулирование порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами областной собственности; утверждение областной программы приватизации объектов областной собственности;
9) правовое регулирование порядка предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы;
10) правовое регулирование охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории области в соответствии с законом;
11) правовое регулирование порядка предоставления дотаций и займов из средств областного бюджета;
12) правовое регулирование градостроительной и архитектурной деятельности; решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции законом.
Статья 55.
Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина:
1) принятие закона области об Уполномоченном по правам человека, заслушивание ежегодных отчетов о его деятельности, а также его информации и обращений, касающихся реализации и защиты прав человека и гражданина в области, принятие решения об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в случаях и порядке, установленных законом;
2) принятие нормативных правовых актов, устанавливающих административную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение законов области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если ответственность за такие правонарушения не установлена Федеральным законом;
3) принятие решения о вынесении на областное народное обсуждение важных вопросов, проектов нормативных правовых актов, принимаемых областным Советом народных депутатов; утверждение результатов обсуждения;
4) принятие решения по гражданской инициативе населения в областном Совете народных депутатов;
5) учреждение средств массовой информации областного Совета народных депутатов и установление порядка управления ими;
6) учреждение наград, почетных званий и премий Орловской области, установление условий и порядка их присвоения и награждения; решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции законом.
Статья 56.
Областной Совет народных депутатов является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и гербовую печать.
Статья 57.
1. Областной Совет народных депутатов является постоянно действующим органом и имеет свой аппарат.
2. Основной формой работы областного Совета народных депутатов является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к компетенции областного Совета народных депутатов.
3. Заседание областного Совета народных депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов.
Статья 58.
1. В целях организации контроля за расходованием областных бюджетных, внебюджетных и валютных средств областным Советом народных депутатов создается Контрольно-счетная палата Орловской области.
2. Полномочия, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты устанавливаются законом.
Статья 59.
1. Областной Совет народных депутатов избирает из числа депутатов Председателя Орловского областного Совета народных депутатов и заместителей Председателя Орловского областного Совета народных депутатов сроком на четыре года.
2. Председатель областного Совета народных депутатов и его заместители избираются тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов.
3. Председатель областного Совета народных депутатов и его заместители подотчетны областному Совету народных депутатов и могут быть освобождены от должности тайным голосованием при наличии не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов.
4. Председатель областного Совета народных депутатов, его заместители вправе подать в отставку.
В случае неприятия областным Советом народных депутатов отставки Председатель областного Совета народных депутатов, его заместители вправе сложить свои полномочия по истечении месяца после подачи заявления.
5. Порядок внесения предложений об избрании, отставке и освобождении от должности Председателя областного Совета народных депутатов и его заместителей определяется Регламентом областного Совета народных депутатов.
Статья 60.
1. Председатель областного Совета народных депутатов:
1) возглавляет работу областного Совета народных депутатов, представляет его внутри области и за ее пределами;
2) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и областного Совета народных депутатов, созывает и ведет его заседания;
3) подписывает принимаемые областным Советом народных депутатов постановления и иные акты Орловского областного Совета народных депутатов;
4) руководит работой аппарата областного Совета народных депутатов, осуществляет в соответствии с трудовым законодательством прием и увольнение его должностных лиц и служащих;
5) открывает и закрывает расчетные и текущие счета областного Совета народных депутатов и является распорядителем по этим счетам;
6) от имени областного Совета народных депутатов подписывает исковые заявления, другие обращения в судебные и иные органы;
7) совместно с Главой администрации области вручает государственные награды и премии области;
8) выполняет другие полномочия в соответствии с законом и Регламентом областного Совета народных депутатов.
2. Председатель областного Совета народных депутатов в пределах своей компетенции издает распоряжения.
3. Заместители Председателя областного Совета народных депутатов выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, а также осуществляют полномочия Председателя областного Совета народных депутатов в его отсутствие.
Статья 61.
1. Областной Совет народных депутатов принимает законы области, постановления областного Совета народных депутатов и иные акты, а также осуществляет контроль за их исполнением.
2. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областного Совета народных депутатов, если иное не установлено Уставом (Основным Законом) области.
3. Постановления, иные акты областного Совета народных депутатов принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов, если иное не предусмотрено Уставом (Основным Законом) области и Регламентом областного Совета народных депутатов.
4. Закон области не может быть принят менее чем в двух чтениях. Следующее чтение проводится не ранее, чем на следующем заседании областного Совета народных депутатов. В отдельных случаях при внесении изменений в областные законы областной Совет народных депутатов вправе принять решение о принятии закона в одном чтении.
(в ред. Закона Орловской области от 11.08.97 No 43-ОЗ)

Статья 62.
1. Право законодательной инициативы в областной Совете народных депутатов принадлежит Главе администрации области, депутату областного Совета народных депутатов, комитетам, комиссиям, фракциям и иным депутатским группам областного Совета народных депутатов, представительным органам местного самоуправления, расположенным на территории области.
Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, областному арбитражному суду, избирательной комиссии области и прокурору области.
(в ред. Закона Орловской области от 11.08.97 No 43-ОЗ)

2. Проекты законов области о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, другие проекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, могут быть внесены только при наличии расчетов и заключения Главы администрации области.
3. Проекты нормативных правовых актов, внесенные Главой администрации области, рассматриваются в первоочередном порядке.
Статья 63.
1. Законы области, постановления и иные нормативные правовые акты областного Совета народных депутатов подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законом.
2. Нормативные правовые акты областного Совета народных депутатов в семидневный срок подписываются и обнародуются Председателем областного Совета народных депутатов, если иное не установлено Уставом (Основным Законом) области.
3. Законы области в течение семи дней направляются Главе администрации области для подписания и обнародования. Глава администрации области в течение четырнадцати дней подписывает закон области и обнародует его.
Если Глава администрации области в течение четырнадцати дней с момента поступления закона области отклонит его, то областной Совет народных депутатов вправе вновь рассмотреть закон области. Если при повторном рассмотрении закон области будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов, он подлежит подписанию Главой администрации области и обнародованию.
Статья 64.
1. Глава администрации области вправе внести предложение в областной Совет народных депутатов об отмене или изменении нормативного правового акта, принятого областным Советом народных депутатов, по мотивам его противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) и законам области.
Предложение с необходимым обоснованием вносится в областной Совет народных депутатов в письменной форме в течение десяти дней со дня принятия оспариваемого акта.
По истечении десяти дней со дня принятия оспариваемого акта Глава администрации области вправе обратиться в областной Совет народных депутатов в порядке законодательной инициативы.
2. Областной Совет народных депутатов рассматривает предложение Главы администрации области об отмене оспариваемого акта не позднее чем через месяц после внесения предложения.
В случае отклонения областным Советом народных депутатов предложения Главы администрации области на паритетных началах создается согласительная комиссия.
3. В случае отклонения областным Советом народных депутатов проекта, внесенного согласительной комиссией, Глава администрации области вправе обжаловать решение областного Совета народных депутатов в соответствующий суд.
Статья 65.
1. Полномочия областного Совета народных депутатов не могут быть приостановлены или досрочно прекращены никакими органами государственной власти Российской Федерации и области.
Полномочия областного Совета народных депутатов могут быть досрочно прекращены исключительно населением области посредством областного референдума.
2. В случае принятия актов органов государственной власти Российской Федерации и области, нарушающих требования части первой настоящей статьи, областной Совет народных депутатов продолжает осуществлять свои полномочия в соответствии с Уставом (Основным Законом) области.
Глава 7. Исполнительная власть Орловской области
Статья 66.
1. Исполнительную власть области осуществляет администрация Орловской области.
2. Высшим должностным лицом исполнительной власти области является Глава администрации Орловской области, который осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление полномочий и исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) и законов области.
3. Администрация области является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и гербовую печать.
Статья 67.
1. Глава администрации области избирается населением области сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Одно и то же лицо не может занимать должность Главы администрации области не более двух сроков подряд.
3. Главой администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории области не менее одного года.
4. Порядок организации и проведения выборов Главы администрации области устанавливается законом.
Статья 68.
Глава администрации области не может быть депутатом представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, находиться на иной государственной службе, заниматься другой деятельностью,
приносящей личный доход, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Глава администрации области является членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 69.
1. Структура администрации области утверждается областным Советом народных депутатов по представлению Главы администрации области.
2. В составе администрации области создаются управления, отделы, другие органы и структурные подразделения администрации области.
3. Заместители Главы администрации области назначаются Главой администрации области на срок полномочий Главы администрации области, установленный Уставом (основным Законом) области.
По истечении полномочий Главы администрации области заместители Главы администрации области слагают свои полномочия.
4. Порядок формирования, полномочия и организация работы органов, структурных подразделений и должностных лиц администрации области определяются положениями о них, утверждаемыми Главой администрации области.
Статья 70.
Администрация области:
1) разрабатывает текущие и перспективные государственные программы экономического и социального развития области, проект областного бюджета, определяет источники доходов и направления расходования областных валютных и внебюджетных фондов, обеспечивает выполнение принятых программ области и областного бюджета;
2) проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда, содействует организации государственного страхования и единой системы учета и статистики;
3) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья граждан, организует систему социальной защиты населения области и обеспечивает ее функционирование;
4) осуществляет мероприятия по охране семьи, материнства и детства, разрабатывает и реализует меры по развитию образования, культуры, науки, государственной молодежной политики;
5) осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищного и коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи, дорожного хозяйства, создает условия для развития предприятий торговли, бытового обслуживания населения, осуществляет меры по защите прав потребителя;
6) организует строительство объектов за счет областного бюджета, утверждает градостроительные нормативы, градостроительную документацию, организует лицензирование строительного производства;
7) обеспечивает рациональное размещение производительных сил, содействует комплексному социально-экономическому развитию городов и населенных пунктов области;
8) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы, рациональному природопользованию, выдает лицензии на недропользование, организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
9) разрабатывает и реализует меры по соблюдению законности, охране прав и свобод граждан, всех форм собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью;
10) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению государственной безопасности;
11) разрабатывает и реализует финансовую, инвестиционную политику в области, осуществляет меры по развитию предпринимательства и ограничению монополистической деятельности, управляет и распоряжается областной собственностью, содействует укреплению банковской, денежной и кредитной системы, осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Статья 71.
Глава администрации области:
1) возглавляет исполнительную власть области;
2) руководит деятельностью администрации области и несет ответственность за надлежащее осуществление ею своих обязанностей;
3) организует управление областью, контроль за выполнением областного бюджета и программ социально-экономического развития области;
4) представляет администрацию области внутри области и за ее пределами;
5) обеспечивает взаимодействие администрации области с областным Советом народных депутатов;
6) назначает и увольняет руководителей органов и структурных подразделений администрации области в соответствии с Уставом (Основным Законом) области;
7) принимает отставку руководителей органов и структурных подразделений администрации области;
8) координирует и согласовывает в пределах его компетенции деятельность территориальных органов, подразделений и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области; направляет в органы государственной власти Российской Федерации представления о назначении на должности, освобождении от должностей, поощрении и применении мер дисциплинарного воздействия должностных лиц территориальных органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области;
9) оспаривает в суде противоречащие законодательству акты местных (муниципальных) образований;
10) пользуется правом законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов;
11) присутствует на заседании областного Совета народных депутатов с правом совещательного голоса;
12) имеет право вносить предложение о внеочередном созыве заседания областного Совета народных депутатов;
13) является распорядителем кредитов при исполнении областного бюджета за исключением расходов, предусмотренных на содержание областного Совета народных депутатов;
14) подписывает исковые заявления;
15) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
16) ежегодно информирует областной Совет народных депутатов о социально-экономическом развитии области; не реже одного раза в полугодие информирует областной совет народных депутатов и население области об исполнении областного бюджета, а также планов и программ социально-экономического развития области;
17) осуществляет меры по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью в пределах, установленных законом;
18) формирует совещательные и вспомогательные органы при Главе администрации области;
19) решает вопрос о представительстве администрации области в органах исполнительной власти Российской Федерации иных субъектов Российской Федерации;
20) подписывает и обнародует законы области;
21) совместно с Председателем областного Совета народных депутатов вручает государственные награды и премии области;
22) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) и законами области.
Статья 72.
1. Глава администрации области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Главы администрации области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) и законам области.
2. Руководители органов и структурных подразделений администрации области в пределах своих полномочий издают приказы.
3. Постановления и распоряжения Главы администрации области направляются в областной Совет народных депутатов в семидневный срок со дня их принятия.
Статья 73.
1. Областной Совет народных депутатов вправе внести предложение Главе администрации области об отмене или изменении правового акта, принятого Главой администрации области, в связи с его противоречием Конституции Российской Федерации, федеральному закону, Уставу (Основному Закону) или закону области.
Предложение с необходимым обоснованием вносится Главе администрации области в письменной форме не позднее десяти дней мо дня получения областным Советом народных депутатов оспариваемого акта.
2. Глава администрации области рассматривает предложение областного Совета народных депутатов об отмене принятого правового акта не позднее двух недель со дня внесения предложения.
В случае отклонения Главой администрации области предложения областного Совета народных депутатов на паритетных началах создается согласительная комиссия.
3. В случае отклонения Главой администрации области проекта, внесенного на его рассмотрение согласительной комиссией, областной Совет народных депутатов вправе обжаловать правовой акт администрации области в соответствующий суд.
Статья 74.
1. Глава администрации области может подать в отставку, которая принимается областным Советом народных депутатов.
В случае непринятия областным Советом народных депутатов отставки Глава администрации области вправе сложить свои полномочия по истечении месяца после подачи заявления.
2. Глава администрации области может быть освобожден от должности областным Советом народных депутатов в случае совершения им преступления, установленного судом.
Постановление об освобождении Главы администрации области от должности принимается областным Советом народных депутатов не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов и является основанием для назначения выборов Главы администрации области не позднее двух месяцев со дня принятия постановления.
Статья 75.
1. Областной Совет народных депутатов вправе принять решение о выражении недоверия заместителям Главы администрации области, иным должностным лицам администрации области.
2. Выражение областным Советом народных депутатов недоверия должностным лицам администрации области направляется Главе администрации области для принятия мер.
Глава 8. Судебная власть в Орловской области
Статья 76.
1. Правосудие в области осуществляется только судом.
2. Судебная власть в области осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система в области устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 77.
1. На территории области действуют областной, районные суды, арбитражный суд, являющиеся составной частью судебной системы Российской Федерации.
2. Население области участвует в осуществлении судебной власти в порядке, установленном законом.
3. Надзор за осуществлением правосудия в области осуществляется вышестоящими судами в соответствии с законом.
Статья 78.
1. Кадры судебных органов области находятся в совместном ведении Российской Федерации и области.
Судьи судов области назначаются Президентом Российской Федерации с учетом мнения областного Совета народных депутатов в порядке, установленном законом.
2. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 79.
Финансирование судов области производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.
Статья 80.
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
Cуд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта органа государственной власти или органа местного самоуправления закону, принимает решение в соответствии с законом.
2. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом.
3. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом.
Статья 81.
Разбирательство во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
Заочное разбирательство уголовных дел в судах области не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Статья 82.
1. Прокуратура области является составной частью единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Прокурор Орловской области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с областным Советом народных депутатов. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокуроров Российской Федерации.
3. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются законом.
Глава 9. Местное самоуправление в Орловской области
Статья 83.
1. Местное самоуправление в области - самостоятельная под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, осуществляемая в соответствии с законом.
Органы местного самоуправления обладают самостоятельностью при осуществлении своей деятельности в пределах своей компетенции.
Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение местными (муниципальными) образованиями вопросов местного значения, утверждать, отменять или приостанавливать их решение, принятое в соответствии с законом.
2. Местное самоуправление осуществляется в интересах населения исходя из его исторических и иных местных традиций.
3. Гарантии местного самоуправления, полномочия, основы организации и деятельности органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Уставом (Основным Законом), законом области о местном самоуправлении и Уставами местных (муниципальных) образований.
Статья 84.
1. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем местного референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
2. Выборы органов местного самоуправления обеспечивают свободное выражение воли населения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность публично и под контролем населения.
4. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Статья 85.
1. Граждане, проживающие в области, имеют право на участие в местном самоуправлении независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Право граждан на участие в местном самоуправлении осуществляется через:
право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме, иным образом выражать свою непосредственную волю;
равный доступ к муниципальной службе;
право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;
предоставление каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможности получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом;
территориальное общественное самоуправление.
Статья 86.
1. В ведении местных (муниципальных) образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение Уставов местных (муниципальных) образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие местного (муниципального) образования;
5) содержание и использование местных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие местных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие местных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание местных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий местных (муниципальных) образований;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории местного (муниципального) образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие местных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и местных учреждений топливом;
15) местное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории местного (муниципального) образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание местных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и местных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в местном (муниципальном) образовании;
23) выявление, восстановление, использование и сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание местной информационной службы; 25) создание условий для деятельности средств массовой информации местного (муниципального) образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в местном (муниципальном) образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории местного (муниципального) образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в местном (муниципальном) образовании, организация муниципальной пожарной службы;
31) создание условий для деятельности молодежных организаций. Местные (муниципальные) образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законом, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Статья 87.
1. Местное самоуправление осуществляется в местных (муниципальных) образованиях. Местными (муниципальными) образованиями в области могут быть города, районы в городах, районы, поселки и иные территории.
2. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены для осуществления местного самоуправления иначе, как законом.
3. Границы местных (муниципальных) образований устанавливаются областным Советом народных депутатов в порядке, установленном законом на основе исторически сложившихся территорий компактного проживания с учетом мнения населения.
4. Границы местного (муниципального) образования могут быть изменены только с учетом мнения населения, выраженного непосредственно путем местного референдума, схода, либо в порядке, предусмотренном Уставом местного (муниципального) образования;
5. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об управлении внутригородских местных (муниципальных) образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.
Статья 88.
Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление.
Статья 89.
Местные (муниципальные) образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном законом.
Ассоциациям и союзам местных (муниципальных) образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Статья 90.
1. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными полномочиями органов государственной власти области с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области.
2. Органы местного самоуправления вправе отказаться от осуществления переданных им полномочий, не обеспеченных достаточными материальными и финансовыми средствами.
Статья 91.
1. К органам местного самоуправления относятся образуемые в соответствии с законом выборные органы местного самоуправления, а также образуемые в соответствии с законом и Уставами местных (муниципальных) образований иные органы местного самоуправления. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.
2. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с Уставами местных (муниципальных) образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.
3. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются Уставами местных (муниципальных) образований в соответствии с законом.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.
Статья 92.
1. Органы местного самоуправления образуются:
- путем выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
- представительным органом местного самоуправления; уполномоченным на то в соответствии с Уставом местного (муниципального) образования должностным лицом самостоятельно или по согласованию с представительным органомместного самоуправления.
2. Не имеют права быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Должностные лица местного самоуправления:
- избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
- избираются или назначаются органом местного самоуправления; назначаются должностным лицом местного самоуправления.
4. Выборы представительного органа местного самоуправления на территориях, осуществляющих местное самоуправление, проводится по одномандатным избирательным округам.
Порядок проведения выборов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается законом.
Статья 93.
1. Депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Срок полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть менее двух и более четырех лет.
Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
3. Уставами местных (муниципальных) образований в соответствии с законом может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
4. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются законом.
Статья 94.
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, природные, финансовые, а также иные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения соответствующей территории.
Область обеспечивает создание условий для равного уровня жизни населения, проживающего на ее территории.
2. Область создает условия для развития местных (муниципальных) образований, принимает меры для поддержки местных (муниципальных) образований с уровнем обеспечения ниже средней бюджетной обеспеченности и стандартов экономического и социального развития по области.
3. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
4. Местным (муниципальным) образованиям гарантируется компенсация недополученных доходов и дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате реализации решений, принятых органами государственной власти.
Статья 95.
1. Основным документом, устанавливающим организационную форму, структуру органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации местного самоуправления, является Устав местного (муниципального) образования.
2. Устав местного (муниципального) образования разрабатывается местным (муниципальным) образованием самостоятельно.
Устав местного (муниципального) образования принимается, как правило, представительным органом местного самоуправления.
Устав местного (муниципального) образования может приниматься непосредственно населением муниципального образования по решению представительного органа местного самоуправления либо при отсутствии такого органа.
Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в областном Совете народных депутатов в порядке, установленном законом.
Устав местного (муниципального) образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Статья 96.
1. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия законов по вопросам местного самоуправления и заключения соглашений и договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов.
Статья 97.
1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением и государством в соответствии с законом и Уставом местного (муниципального) образования.
2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления наступает в результате утраты ими доверия со стороны населения местного (муниципального) образования, а также в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона), законов области и Устава местного (муниципального) образования.
3. В случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) и законов области, а также Устава местного (муниципального) образования, областной Совет народных депутатов может обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) и законам области, а также Уставу местного (муниципального) образования.
Заключение суда является основанием для рассмотрения областным Советом народных депутатов вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом.
Статья 98.
Прокуратура Орловской области осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов области и Уставов местных (муниципальных) образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Статья 99.
Местные (муниципальные) образования вправе иметь гербы, эмблемы и иную собственную негосударственную символику, отражающую их исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции.
Статья 100.
Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Уставом (Основным Законом) и законом области.
Глава 10. Порядок принятия Устава (Основного Закона) Орловской области
и порядок внесения в него изменений и дополнений
Статья 101.
1. Закон области о принятии Устава (Основного Закона) области, о внесении в него изменений и дополнений принимается большинством не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов.
2. По решению областного Совета народных депутатов проект Устава (Основного Закона) области, а также проект закона области о внесении в него изменений и дополнений могут быть вынесены на областное народное обсуждение либо на консультативный областной референдум.
Глава 11. Заключительные и переходные положения
Статья 102.
1. В случае принятия органами государственной власти Российской Федерации нормативных правовых актов по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречащих Уставу (Основному Закону) Орловской области, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Устав (Основной Закон) Орловской области в этом случае приводится в соответствие с нормативным правовым актом Российской Федерации не позднее двух месяцев с момента его вступления в силу.
2. В случае принятия органами государственной власти Российской Федерации нормативных правовых актов по предметам, не отнесенным к ведению Российской Федерации либо к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречащих Уставу (Основному Закону) Орловской области, действует Устав (Основной Закон) Орловской области.
Статья 103.
Глава администрации Орловской области осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран, но он вправе обратиться в областной Совет народных депутатов о досрочном проведении выборов главы администрации области.
(в ред. Закона Орловской области от 11.08.97 No 44-ОЗ)

Статья 104.
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти Орловской области именуется Орловской областной Думой до избрания депутатов Орловского областного Совета народных депутатов нового созыва.
После избрания депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области нового созыва он именуется Орловским областным Советом народных депутатов.
2. Депутаты Орловской областной Думы осуществляют свои полномочия до 20 марта 1998 года.
3. Орловский областной Совет народных депутатов является правопреемником Орловской областной Думы с момента начала работы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов нового созыва.
Статья 105.
Абзац первый части 2 статьи 51 Устава (Основного Закона) Орловской области вступает в силу с момента начала работы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов нового созыва.


Глава Администрации Орловской области
Е.С. СТРОЕВ

г. Орел
26.02.96
No 7-ОЗ

Док. 146854
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 165


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``