В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав Еврейской автономной области Назад
Устав Еврейской автономной области
Устав Еврейской автономной области
Принят Законодательным Собранием Еврейской автономной области 8 октября 1997 г.

Глава 1. Общие положения (ст. 1-14)
Глава 2. Организация государственной власти области. Избирательная система, референдумы (ст. 15-21)
Глава 3. Система представительной и законодательной власти области (ст. 22-32)
Глава 4. Система исполнительных органов государственной власти области (ст. 33-45)
Глава 5. Судебная власть в области (ст. 46-49)
Глава 6. Основы взаимодействия органов государственной власти области (ст. 50-54)
Глава 7. Нормативно-правовая система области (ст. 55-59)
Глава 8. Местное самоуправления в области (ст. 60-67)
Глава 9. Основы государственной и муниципальной службы в области (ст. 68-71)
Глава 10. Экономическая и финансовая основы области (ст. 72-79)
Глава 11. Основы социальной, экологической и молодежной политики в области (ст. 80-85)
Глава 12. Обеспечение законности и правопорядка в области (ст. 86-88)
Глава 13. Порядок принятия настоящего устава и внесения в него поправок (ст. 89-90)
Глава 14. Заключительные и переходные положения (ст. 91-95)

Законодательное Собрание Еврейской автономной области, руководствуясь Конституцией Российской Федерации;
- уважая вклад предшествующих поколений в развитие Еврейской автономной области, основываясь на исторических и культурных традициях ее населения;
- утверждая права и свободы человека и гражданина;
- исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и необходимости сохранения целостности Российского государства;
- стремясь к укреплению социального и межнационального согласия, доверия и взаимопонимания в Еврейской автономной области;
- учитывая приграничное расположение Еврейской автономной области, ее уникальные природные богатства, необходимость их рационального использования в интересах всего населения и будущих поколений ее жителей;
- признавая необходимость закрепления статуса Еврейской автономной области и создания правовой основы для ее всестороннего развития,
принимает настоящий устав Еврейской автономной области.
Глава 1. Общие положения
Статья 1.
Устав Еврейской автономной области (далее - устав) обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Еврейской автономной области (далее - области), имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на территории области.
Статья 2.
Основными задачами настоящего устава являются:
- определение конституционно-правового статуса области;
- создание правовых основ для защиты прав и свобод человека и гражданина на территории области;
- создание условий для социально-экономического и культурного развития области, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека на ее территории.
Статья 3.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Еврейская автономная область (далее - область) является субъектом Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим уставом.
3. По представлению Законодательного Собрания Еврейской автономной области (далее - Законодательное Собрание) и губернатора Еврейской автономной области (далее - губернатор области) может быть принят федеральный закон об автономной области.
4. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
5. Статус области изменяется федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса области.
Статья 4.
1. Территория области является частью единой территории Российской Федерации.
2. Территория области составляет 36,3 тысячи квадратных километров. Описание границ, содержащее картографические материалы и определяющее границу области, признается официальным документом и утверждается законом области.
3. Границы между областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия в порядке, установленном настоящим уставом и законом области.
4. Государственная граница Российской Федерации с Китайской Народной Республикой может быть изменена только в порядке, установленном федеральным конституционным законом, в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Статья 5.
1. В состав области входят следующие административно-территориальные единицы:
город областного значения Биробиджан;
районы: Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский, Смидовичский;
город районного подчинения Облучье;
рабочие поселки;
села.
2. Административным центром области является город Биробиджан. Статус административного центра области и форма его управления определяются законом области.
Статья 6.
1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются областью самостоятельно.
2. Изменения административно-территориального устройства области осуществляются органами государственной власти области с участием органов местного самоуправления и населения соответствующих административно-территориальных единиц.
3. Порядок изменения административно-территориального устройства устанавливается законом области.
Статья 7.
1. Русский язык на территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет статус государственного языка и является основным средством межнационального общения населения области.
2. В области создаются условия для сохранения, изучения и развития еврейского языка и других языков народов, проживающих на ее территории.
3. Порядок использования языков народов, проживающих на территории области, определяется федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 8.
1. Область имеет свой герб и свой флаг.
2. Описание и порядок официального использования герба и флага области определяются законодательством области.
Статья 9.
1. 7 мая 1934 года, дату принятия Постановления ВЦИК СССР о преобразовании Биробиджанского района Дальневосточного края в Еврейскую автономную область, считать днем образования области.
2. День области отмечается каждый год в последнее воскресенье мая.
Статья 10.
1. В области обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законодательством в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.
3. Равноправие граждан на территории области обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 11.
1. Общественная, в том числе политическая, деятельность в области осуществляется на основе идеологического многообразия.
2. Цели, организация, формы и методы работы партий, общественных и религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему уставу и законам области.
Статья 12.
При осуществлении своей деятельности на территории области все государственные и иные органы, должностные лица и граждане исходят из разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 13.
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области область обладает всей полнотой государственной власти.
2. В ведении области находятся:
- принятие и изменение устава и законов области;
- административно-территориальное устройство области;
- установление системы органов государственной власти в области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом;
- государственная собственность области;
- областной бюджет, областные внебюджетные и валютные фонды, налоги, сборы и иные платежи области;
- проведение областной государственной политики цен в соответствии с основами ценовой политики Российской Федерации;
- областные программы экономического, экологического, социального, культурного развития области;
- системы жизнеобеспечения: транспорт, информация, связь области;
- областная государственная и муниципальная служба;
- награды и почетные звания области;
- иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области.
Статья 14.
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и области издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты области.
2. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения органы государственной власти области вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование. При принятии федеральных законов по этим предметам нормативно-правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными законами.
3. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и области область в лице органов государственной власти осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов области и иных нормативных правовых актов.
4. Законы и иные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти области, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и области. В случае противоречия между ними действует федеральный закон.
5. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным органом государственной власти области в соответствии с частью 3 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт области.
6. Споры по вопросам, указанным в настоящей статье, разрешаются путем согласительных процедур или соответствующим судом.
Глава 2. Организация государственной власти области.
Избирательная система, референдумы
Статья 15.
1. Единственным источником власти в области является ее население.
2. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления области.
3. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
Статья 16.
Система органов государственной власти устанавливается областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами и настоящим уставом.
Статья 17.
1. Государственная власть в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется на основе:
- разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
- разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
- разграничения компетенции и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
2. Законодательную власть в области осуществляет Законодательное Собрание.
Исполнительную власть в области осуществляет губернатор области и возглавляемое им правительство области.
Судебную власть в области осуществляют федеральные суды, уставный суд области и мировые судьи области, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
3. В систему органов государственной власти области могут входить территориальные представительные и исполнительные органы государственной власти города Биробиджана и районов, входящих в состав области.
Статья 18.
Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления в области проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным и многомандатным избирательным округам.
Статья 19.
1. Граждане, проживающие на территории области, участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на волеизъявление граждан.
Статья 20.
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти области и в органы местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и, изданными в соответствии с ними, законами области.
Статья 21.
1. Население области вправе участвовать в решении вопросов областного и местного значения непосредственно путем референдума.
2. Областной референдум - общее голосование жителей области, является высшим непосредственным выражением их власти и проводится для принятия решения по наиболее важным вопросам, входящим в компетенцию органов государственной власти области.
3. Местный референдум - голосование жителей соответствующей территории по наиболее важным вопросам местного значения.
4. Результаты референдума являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления области, их должностных лиц, а также для населения области.
5. По решению Законодательного Собрания по вопросу, отнесенному к ведению области, может быть проведен опрос населения (консультативный референдум) с целью выявления его мнения. Результаты консультативного референдума имеют рекомендательное значение и реализуются путем принятия законов и иных нормативных правовых актов области.
6. Порядок организации и проведения референдумов устанавливается законами области.
Глава 3. Система представительной и законодательной власти области
Статья 22.
1. Законодательное Собрание является постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти области, состоящим из 15 депутатов.
2. Законодательное Собрание избирается сроком на четыре года в порядке и на условиях, установленных законом области и обладает правами юридического лица.
Статья 23.
1. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года, проживающий (проживавший) на территории области не менее года.
2. Депутаты Законодательного Собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Число депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе, составляет не более одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. Порядок и условия их деятельности определяются Регламентом Законодательного Собрания.
3. Депутатами Законодательного Собрания не могут быть судьи, прокуроры, государственные и муниципальные служащие, депутаты иных представительных органов.
4. Вопросы неприкосновенности депутатов Законодательного Собрания решаются в соответствии с Федеральным законодательством.
5. Организация и порядок выборов, статус депутата Законодательного Собрания устанавливаются законами области.
Статья 24.
1. Основной организационной формой деятельности Законодательного Собрания являются пленарные заседания и, проводимые между заседаниями, заседания постоянных комитетов, временных комиссий, рабочих групп, депутатские слушания.
2. Законодательное Собрание вправе собраться на внеочередное заседание по инициативе председателя Законодательного Собрания, губернатора области, одной трети от общего числа депутатов Законодательного Собрания.
3. Чрезвычайные заседания Законодательного Собрания созываются председателем Законодательного Собрания немедленно при:
- введении на территории области чрезвычайного положения;
- массовых нарушениях общественного порядка на территории области;
- стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях на территории области, требующих экстренных решений.
4. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области принадлежит депутатам Законодательного Собрания, губернатору области, депутату Государственной Думы от области, областной федерации профсоюзов, территориальным представительным органам государственной власти в области, выборным органам местного самоуправления, группе граждан, проживающих на территории области численностью не менее 2 тысяч, а также прокурору области, суду области, арбитражному областному суду и уставному суду области по вопросам их ведения.
5. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске областных займов, об изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, могут быть внесены в Законодательное Собрание при наличии заключения правительства области. Порядок предоставления заключений определяется законом области и Регламентом Законодательного Собрания.
6. Порядок реализации законодательных инициатив, созыва пленарных, внеочередных и чрезвычайных заседаний Законодательного Собрания, процедура деятельности Законодательного Собрания устанавливаются законом области и Регламентом Законодательного Собрания.
Статья 25.
1. Работу Законодательного Собрания организует его председатель, который избирается из числа депутатов тайным голосованием простым большинством голосов депутатов, избранных в Законодательное Собрание, и исполняет свои обязанности до открытия первого пленарного заседания Законодательного Собрания нового созыва.
2. Председатель Законодательного Собрания подотчетен Законодательному Собранию области и может быть освобожден путем тайного голосования двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания на его пленарном заседании.
3. Председатель Законодательного Собрания:
- представляет Законодательное Собрание в отношениях с иными субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, зарубежными партнерами, а также в отношениях с органами местного самоуправления области, юридическими и должностными лицами;
- принимает распоряжения о созыве заседаний Законодательного Собрания, утверждает проекты его повестки дня;
- осуществляет руководство подготовкой заседаний Законодательного Собрания и вопросов, вносимых на его рассмотрение;
- ведет заседание Собрания, ведает внутренним распорядком в соответствии с законом области и Регламентом Законодательного Собрания;
- подписывает постановления Законодательного Собрания, протоколы заседаний и другие документы Законодательного Собрания;
- руководит работой аппарата Законодательного Собрания, осуществляет в соответствии с действующим трудовым законодательством прием и увольнение его работников;
- открывает и закрывает расчетные и текущие счета Законодательного Собрания и является распорядителем по этим счетам;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законами области и Регламентом Законодательного Собрания.
4. Порядок избрания, освобождения от должности председателя Законодательного Собрания области, его полномочия устанавливаются настоящим уставом, законами области и Регламентом Законодательного Собрания области.
Статья 26.
1. Законодательное Собрание по представлению его председателя избирает тайным голосованием из числа депутатов заместителя председателя Законодательного собрания.
2. Порядок избрания, освобождения от должности заместителя председателя Законодательного Собрания определяется Регламентом Законодательного Собрания.
3. Заместитель председателя Законодательного Собрания замещает председателя в его отсутствие или в случае невозможности осуществлять им свои полномочия.
4. Распределение обязанностей между председателем Законодательного Собрания и его заместителем утверждается распоряжением председателя Законодательного Собрания.
Статья 27.
1. Для ведения законотворческой работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Законодательного Собрания, а также для содействия реализации его решений, осуществления контрольной деятельности Законодательное Собрание создает постоянные комитеты и временные комиссии Законодательного Собрания.
2. Организационное, правовое, материально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Собрания осуществляется его аппаратом.
Статья 28.
1. Законодательное Собрание осуществляет следующие полномочия:
- принимает настоящий устав и вносит в него изменения, дополнения, поправки;
- принимает законы и иные нормативные правовые акты области, вносит в них изменения и дополнения;
- принимает Регламент Законодательного Собрания;
- утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении;
- ратифицирует и денонсирует договоры и иные соглашения, подписанные от имени области по вопросам, отнесенным к его ведению;
- осуществляет законодательную инициативу в Государственной Думе Федерального Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
- дает толкование настоящего устава и законов области;
- назначает проведение референдума области в соответствии с законодательством;
- утверждает программы социально-экономического развития области;
- устанавливает общий порядок управления и распоряжения государственной собственностью области, а также порядок приватизации различных категорий объектов;
- определяет порядок передачи государственной собственности области в иную собственность;
- устанавливает налоги, сборы, пошлины, тарифы и иные платежи области, а также утверждает порядок их взимания и предоставления льгот;
- устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области, заслушивает отчеты об их использовании;
- устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства области;
- определяет порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися на территории области;
- определяет порядок охраны объектов истории, культуры и природы, находящихся на территории области;
- утверждает схему управления областью;
- устанавливает общие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления на территории области;
- определяет размеры финансирования своей деятельности;
- назначает выборы губернатора области и в Законодательное Собрание;
- избирает председателя Законодательного Собрания и его заместителя;
- создает комитеты, комиссии и другие органы Законодательного Собрания;
- дает согласие по представлению Генерального прокурора Российской Федерации на назначение на должность прокурора области;
- дает согласие на назначение на должность судей федеральных судов;
- назначает по представлению губернатора области судей уставного суда;
- дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности председателя Комитета по управлению имуществом области;
- назначает половину членов областной избирательной комиссии;
- учреждает награды и почетные звания области;
- назначает народных заседателей областного суда;
- устанавливает санкции за нарушение законов и иных нормативных правовых актов области по вопросам, отнесенным к ведению области, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, если эти вопросы не урегулированы федеральным законодательством;
- создает совместно с губернатором области представительства при федеральных органах государственной власти, в субъектах Российской Федерации, а также заключает соглашения с административно-территориальными образованиями иностранных государств;
- учреждает средства массовой информации;
- формирует Контрольно-бюджетную палату области;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 29.
1. Законодательное Собрание самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
- исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов;
- исполнением областного бюджета;
- использованием кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета, внебюджетных и валютных фондов области;
- выполнением программ и планов социально-экономического развития области;
- соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью области;
- осуществляет иные контрольные функции в соответствии с федеральными и областными законами.
2. Формы и методы контроля определяются законами области и Регламентом Законодательного Собрания.
Статья 30.
1. Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно:
- решением Законодательного Собрания о самороспуске, принятом двумя третями голосов от установленного настоящим уставом числа депутатов;
- в случае досрочного прекращения депутатских полномочий более чем пяти депутатов и более чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий Законодательного Собрания;
- по постановлению губернатора области, если пленарные заседания Законодательного Собрания не проводились в течение трех месяцев из-за отсутствия кворума.
2. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания выборы нового состава депутатов назначаются губернатором области не позднее месяца со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания.
Статья 31.
1. Для осуществления отдельных государственных полномочий в городе Биробиджане и районах области населением соответствующей территории избираются территориальные представительные органы государственной власти.
2. Представительные органы государственной власти административно-территориальных единиц (далее - территориальный представительный орган) состоят из депутатов, избираемых населением сроком на четыре года на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Территориальный представительный орган может являться юридическим лицом.
4. В территориальный представительный орган имеет право баллотироваться гражданин Российской Федерации, проживающий на его территории, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
5. Полномочия депутата территориального представительного органа начинаются со дня его избрания и заканчиваются с момента начала работы территориального представительного органа нового созыва.
6. Территориальный представительный орган правомочен, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
7. Численный состав депутатов, порядок избрания, организация их деятельности определяются законом области.
Статья 32.
1. Работу территориального представительного органа организует его председатель.
2. Председатель территориального представительного органа избирается представительным органом из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий представительного органа.
3. Полномочия председателя территориального представительного органа начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного председателя территориального представительного органа.
4. Председатель территориального представительного органа подотчетен представительному органу и может быть отозван путем тайного голосования на его пленарном заседании.
Глава 4. Система исполнительных органов государственной власти области
Статья 33.
1. Губернатор области является высшим должностным лицом области и одновременно главой исполнительной власти в области.
2. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 30 лет, обладающий избирательным правом, проживающий на территории области не менее одного года.
3. Губернатор области избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
4. Порядок выборов губернатора области определяется законом области.
Статья 34.
1. При вступлении в должность губернатор области принимает следующую присягу:
`Вступая в должность губернатора Еврейской автономной области, торжественно клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, устав и законы Еврейской автономной области, уважать и охранять права человека и гражданина, верно служить народу`.
2. Присяга принимается на заседании Законодательного Собрания, проводимом не позднее 15 дней после официального объявления итогов выборов губернатора области.
Статья 35.
1. Губернатор области:
- представляет область в отношениях с федеральными органами, другими субъектами Российской Федерации и в международных связях, вносит предложения в Законодательное Собрание о ратификации и денонсации соответствующих договоров и соглашений, подписывает их;
- формирует правительство Еврейской автономной области (далее - правительство области);
- председательствует на заседаниях правительства области;
- руководит деятельностью правительства области и аппаратом губернатора области на принципах единоначалия;
- вносит законопроекты в Законодательное Собрание области;
- подписывает и обнародует законы области;
- подписывает постановления и распоряжения правительства области;
- утверждает структуру и штаты аппарата губернатора, структуру правительства области и его структурных подразделений, других органов исполнительной власти в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете;
- назначает на должность руководителей органов исполнительной власти области в порядке, определяемом законодательством области;
- назначает глав исполнительных органов государственной власти административно-территориальных единиц;
- утверждает положение о структуре, порядке формирования, полномочиях и организации работы структурных подразделений территориальных администраций;
- дает согласие на назначение на должность руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом законодательством;
- применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
- назначает на должность в соответствии с законодательством области руководителей организаций, находящихся в государственной собственности области;
- отменяет акты исполнительных органов государственной власти, административно-территориальных единиц области, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, уставу области, а также законам области, нормативным правовым актам губернатора и правительства области;
- вносит в Законодательное Собрание представление о согласовании кандидатур для назначения на должность председателя комитета по управлению имуществом;
- дает согласие по представлению Генерального прокурора Российской Федерации на назначение на должность прокурора области;
- вносит в Законодательное Собрание представление о кандидатурах для назначения на должность судей уставного суда;
- назначает половину членов областной избирательной комиссии;
- осуществляет руководство гражданской обороной области;
- рассматривает ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий;
- осуществляет функции первого распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание Законодательного Собрания;
- осуществляет меры по обеспечению законности защиты прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
2. Губернатор области обращается в Законодательное Собрание с ежегодным докладом о положении в области и об основных направлениях экономической и социальной политики в области.
Статья 36.
1. Губернатор области вступает в должность с момента принятия им присяги и прекращает свои полномочия с момента вступления в должность вновь избранного губернатора области.
2. Полномочия губернатора области могут быть прекращены досрочно в случаях:
2.1. его добровольной отставки;
2.2. утраты им гражданства Российской Федерации;
2.3. его выезда на постоянное место жительства или работу за пределы области;
2.4. его смерти;
2.5. признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2.6. вступления по отношению к нему в законную силу обвинительного приговора суда;
2.7. отрешения его от должности.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий губернатора области принимается на пленарном заседании Законодательного Собрания в соответствии с законом области. Полномочия губернатора области считаются прекращенными с момента, указанного в решении Законодательного Собрания.
Статья 37.
1. Законодательное Собрание вправе принять решение об отрешении от должности губернатора области за установленные соответствующим судом нарушения Конституции Российской Федерации и настоящего устава.
2. Отрешение губернатора области от должности производится по инициативе не менее одной трети от установленного настоящим уставом числа депутатов Законодательного Собрания в порядке, установленном законодательством области.
3. Решение Законодательного Собрания об отрешении от должности губернатора области принимается двумя третями голосов от установленного настоящим уставом числа депутатов Законодательного Собрания и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Законодательным Собранием в соответствии с законом области.
4. В случае досрочного прекращения полномочий губернатора области новые выборы проводятся в срок, установленный законом области, но не позднее чем через четыре месяца.
Статья 38.
1. Правительство области является высшим исполнительным органом в области и осуществляет свою деятельность на основании настоящего устава, законов области и положения о правительстве области, утверждаемого губернатором области.
2. Правительство области состоит из губернатора области, первых заместителей, председателя правительства, заместителей председателя правительства, управляющего делами.
В состав правительства могут входить руководители структурных подразделений правительства области и руководители исполнительных органов государственной власти административно-территориальных единиц области, руководители отраслевых подразделений правительства области.
3. Число заместителей председателя правительства области устанавливается в соответствии со схемой управления областью.
Заместители председателя правительства области назначаются губернатором области. Руководитель комитета по управлению государственным имуществом области назначается и освобождается от должности соответственно по согласованию и утверждению с Законодательным Собранием.
4. Структура, порядок формирования и полномочия структурных подразделений правительства области определяются схемой управления областью, положением о правительстве области.
Статья 39.
1. В пределах своих полномочий правительство области: - разрабатывает проект закона о бюджетной системе области и вносит его на утверждение Законодательного Собрания;
- обеспечивает его исполнение;
- управляет имуществом, относящимся к государственной собственности области;
- разрабатывает проекты перспективных программ в области управления экономикой, культурой, социальной политикой, обеспечивает их реализацию;
- разрабатывает и представляет на утверждение Законодательного Собрания описание границ области;
- разрабатывает и вносит в Законодательное Собрание документы и материалы по изменению административно-территориального устройства области;
- ведет учет изменений административно-территориального устройства области;
- предварительно прорабатывает по представлению Законодательного Собрания вопросы административно-территориального устройства области и дает по ним заключения;
- принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (постановления, распоряжения);
- в рамках социального партнерства заключает соглашения с профессиональными союзами и другими организациями, органами и работодателями области;
- осуществляет и иные исполнительные функции и полномочия в соответствии с законодательством.
2. Правительство области слагает свои полномочия перед вновь избранным губернатором области.
3. По поручению вновь избранного губернатора области правительство области продолжает действовать до сформирования его нового состава.
Статья 40.
1. Деятельность губернатора области и правительства области обеспечивается аппаратом губернатора области, обладающим правом юридического лица.
2. Структура аппарата утверждается губернатором области в соответствии со схемой управления областью.
3. Полномочия структурных подразделений аппарата, порядок их формирования определяются губернатором области.
Статья 41.
1. Группа депутатов Законодательного Собрания, насчитывающая не менее одной трети от установленного настоящим уставом числа депутатов, вправе внести на заседание Законодательного Собрания мотивированное предложение о выражении недоверия должностному лицу, назначаемому на должность по согласованию с Законодательным Собранием.
2. Решение о выражении недоверия должностному лицу правительства области, назначенному на должность по согласованию с Законодательным Собранием, принимается на заседании Законодательного Собрания двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением.
3. Решение Законодательного Собрания о выражении недоверия должностному лицу правительства области является основанием для освобождения их от должности.
Статья 42.
1. Исполнительные органы государственной власти административно-территориальных единиц (далее - территориальная администрация) входят в систему исполнительных органов государственной власти области и состоят из главы администрации и подотчетным ему структурных подразделений.
2. Система построения, порядок образования и полномочия этих органов определяются областным законом.
3. Территориальная администрация является юридическим лицом.
4. Территориальная администрация подотчетна соответствующему территориальному представительному органу, губернатору области и правительству области в пределах их компетенции, установленной настоящим уставом и законодательством области.
5. Структура территориальной администрации утверждается губернатором области.
Статья 43.
1. Глава территориальной администрации руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за ненадлежащее осуществление ею своих полномочий.
2. Глава территориальной администрации назначается губернатором области по согласованию с территориальным представительным органом сроком на 4 года.
3. В случае двукратного отклонения территориальным представительным органом, представленной губернатором области кандидатуры для назначения главой территориальной администрации, губернатор области вправе самостоятельно назначить главу администрации, уведомив об этом территориальный представительный орган.
Статья 44.
1. Полномочия главы территориальной администрации прекращаются распоряжением губернатора области:
- в случае сложения его полномочий по собственному желанию;
- с утратой им гражданства Российской Федерации;
- с вступлением по отношению к нему в законную силу обвинительного приговора суда;
- при признании его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- в случае его смерти;
- по результатам референдума, назначенного территориальным представительным органом по инициативе не менее 10 процентов от числа избирателей соответствующей территории;
- в случаях неисполнения или нарушения им Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего устава, законов и иных нормативных правовых актов области установленных судом.
2. Освобождение главы территориальной администрации по инициативе губернатора области согласовывается с территориальным представительным органом государственной власти.
3. Если полномочия главы территориальной администрации прекращены досрочно либо по состоянию здоровья он не способен исполнять свои обязанности в течение шести месяцев, губернатор области назначает по согласованию с соответствующим представительным органом нового главу территориальной администрации.
Статья 45.
1. В составе территориальной администрации в соответствии с ее компетенцией образуются подразделения, непосредственно подчиненные главе территориальной администрации.
2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы подразделений территориальной администрации определяются положениями о них, утверждаемыми губернатором области.
3. Структурные подразделения территориальной администрации финансируются из бюджета соответствующей территории.
Глава 5. Судебная власть в области
Статья 46.
1. Судебную власть на территории области осуществляют:
- суд области;
- арбитражный суд области;
- городской и районные суды;
- уставный суд области;
- мировые судьи.
2. Суд области, арбитражный суд области, городской и районные суды формируются и действуют на территории области в соответствии с федеральным конституционным законом `О судебной системе Российской Федерации` и другими актами федерального законодательства.
3. Уставный суд области формируется Законодательным Собранием и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном федеральным конституционным законом `О судебной системе Российской Федерации`, настоящим уставом и законом области.
4. Мировые судьи назначаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом `О судебной системе Российской Федерации`, федеральными законами, настоящим уставом и законом области.
Статья 47.
1. Уставный суд области разрешает дела о соответствии настоящему уставу области:
- законов области, постановлений и иных нормативных правовых актов Законодательного Собрания;
- постановлений и распоряжений губернатора области;
- постановлений и иных нормативных правовых актов правительства области;
- нормативных правовых актов территориальных представительных и исполнительных органов государственной власти административно-территориальных единиц;
- актов органов местного самоуправления;
- рассматривает и иные дела в соответствии с настоящим уставом и законами области.
2. Уставный суд области дает официальное толкование настоящего устава.
Статья 48.
1. Уставный суд области состоит из пяти судей, назначаемых на срок 10 лет, в порядке, установленном настоящим уставом и законом области.
2. Судьей уставного суда области может быть гражданин Российской Федерации, проживающий на территории области, достигший 35-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и опыт практической работы по юридической специальности не менее пяти лет, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний.
3. На судей уставного суда области распространяются гарантии независимости, неприкосновенности, несменяемости, материального обеспечения и социальной защиты, предусмотренные законом Российской Федерации `О статусе судей в Российской Федерации`.
Статья 49.
1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом области.
Глава 6. Основы взаимодействия органов государственной власти области
Статья 50.
1. Губернатор области, Законодательное Собрание и правительство области взаимодействуют, исходя из принципов разделения властей, невмешательства в полномочия друг друга, соблюдения прав и законных интересов жителей области, общности целей и задач в решении проблем области.
2. Постановления Законодательного Собрания направляются губернатору области, который может в трехдневный срок со дня их получения - поступления обратиться в Законодательное Собрание с предложением о приостановлении их действия, их отмене, дополнении и внесении в них изменений, а также обжаловать их в судебном порядке.
Предложения и замечания губернатора области рассматриваются Законодательным Собранием в пятнадцатидневный срок.
3. Проекты законов области после принятия их в каждом из чтений направляются Законодательным Собранием губернатору области, поправки и заключения которого рассматриваются Законодательным Собранием в обязательном порядке.
4. Постановления и распоряжения губернатора и правительства направляются в Законодательное Собрание, которое в трехдневный срок со дня их получения - поступления может обратиться к губернатору области с предложением о внесении изменений, дополнений в указанные акты или об их отмене, а в случае отказа обжаловать их в судебном порядке.
Предложения и замечания Законодательного Собрания рассматриваются губернатором области в пятнадцатидневный срок.
Статья 51.
Споры между Законодательным Собранием и губернатором области по вопросам осуществления их полномочий и иным вопросам решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более одного месяца. При отсутствии согласия в решении возникающих вопросов, по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в Конституционный суд Российской Федерации и уставный суд области.
Статья 52.
1. Депутаты Законодательного Собрания пользуются правом внеочередного приема губернатором области и другими должностными лицами правительства области, правом участия в совещаниях, проводимых губернатором области, на заседаниях правительства и его структурных подразделений.
2. По приглашению Законодательного Собрания на пленарных заседаниях вправе присутствовать и выступать по обсуждаемым вопросам руководители структурных подразделений правительства области.
Статья 53.
1. Осуществляя взаимоотношения с Законодательным Собранием, губернатор области вправе:
- участвовать в открытых и закрытых заседаниях Законодательного Собрания;
- предлагать вопросы для внесения в повестку для заседания Законодательного Собрания;
- вносить на рассмотрение Законодательного Собрания проекты законов, постановлений;
- обжаловать законы, постановления, принятые Законодательным Собранием;
- выступать с докладом и содокладом по вопросам повестки дня заседаний Законодательного Собрания;
- делегировать на заседания Законодательного Собрания своих официальных представителей.
2. Губернатор области вправе потребовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания. Требование о созыве внеочередного заседания передается в письменной форме председателю Законодательного Собрания с указанием вопроса, вносимого на рассмотрение Законодательного Собрания, кратким обоснованием необходимости его созыва и при необходимости проектом решения. Председатель Законодательного Собрания издает распоряжение о созыве внеочередного заседания не позднее 15 дней после получения письменного требования губернатора области о проведении внеочередного заседания.
Статья 54.
1. Взаимодействие органов государственной власти области с территориальными органами государственной власти в области осуществляется на основе законности, ответственности, гласности и разделения полномочий.
2. Общий порядок, формы и методы взаимодействия органов государственной власти области с территориальными органами государственной власти в области определяются настоящим законом и законом области `О территориальных органах государственной власти в Еврейской автономной области`.
Глава 7. Нормативно-правовая система области
Статья 55.
1. Нормативно-правовую систему области образуют федеральные правовые акты, настоящий устав, законы области и нормативные правовые акты органов государственной власти области и органов местного самоуправления области.
Нормативная правовая система области является частью нормативной правовой системы Российской Федерации.
2. Настоящий устав, законы области и иные нормативные правовые акты области подлежат государственной защите на территории области равно, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Статья 56.
1. Настоящий устав является конституционным актом области.
2. Законы и иные нормативные правовые акты области не должны противоречить настоящему уставу. В случае противоречия между настоящим уставом и законом, иным нормативным правовым актом области действует настоящий устав.
3. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания и направляются в десятидневный срок губернатору области для их подписания и обнародования.
4. Губернатор области в течение двадцати дней подписывает закон области и обнародует его.
5. Законы могут быть до истечения срока, установленного для их подписания и обнародования, возвращены губернатором области в Законодательное Собрание для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон области принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного настоящим уставом числа депутатов Законодательного Собрания, губернатор области обязан подписать и обнародовать его в течение пяти дней с момента поступления.
6. Порядок подготовки, принятия и обнародования законов области определяются законодательством области.
Статья 57.
1. Законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Невыполнением законов области, нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти области в пределах их компетенции, если ответственность за соответствующие действия не установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законом области.
Статья 58.
1. Территориальные органы государственной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты.
2. Нормативные правовые акты территориальных органов государственной власти являются частью системы правовых актов области и не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, настоящему уставу, законам и иным нормативных правовым актам области.
Статья 59.
1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления являются составной частью единой правовой системы области.
2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с федеральными законами и законами области в пределах их компетенции.
Глава 8. Местное самоуправления в области
Статья 60.
1. Местное самоуправление в области - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления решать вопросы местного значения.
2. Местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, которые определяются законом области.
Статья 61.
1. Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, настоящий устав и законы области.
2. Организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, их должностных лиц по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования.
Статья 62.
1. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти.
2. Органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту прав и интересов местного сообщества.
3. Никто не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местных сообществ и их органов, в том числе принимать акты, ограничивающие их компетенцию.
Статья 63.
Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления области осуществляются посредством:
- принятия законов области по вопросам местного самоуправления;
- заключения договоров и соглашений;
- создания совместных координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующий.
Статья 64.
1. В ведении муниципальных образований на территории области находятся вопросы местного значения, определенные федеральным законодательством и законодательством области.
В ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия.
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами области.
Статья 65.
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью.
3. Перечень и порядок передачи объектов областной государственной собственности области в муниципальную собственность определяются законом области.
Статья 66.
1. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, средства внебюджетных фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы, поступление которых предусмотрено федеральным законодательством и законодательством области.
2. Представительные органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы и иные платежи в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 67.
1. Выборные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании по вопросам, отнесенным законодательством к ведению местного самоуправления.
2. Законодательные инициативы выборных органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению Законодательным Собранием в трехмесячный срок с момента регистрации поступления документов.
Глава 9. Основы государственной и муниципальной службы в области
Статья 68.
1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе.
2. Государственная и муниципальная служба осуществляется в интересах всего населения области.
Статья 69.
1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом и законом области, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета.
2. Статус государственных служащих, требования для занятия государственных должностей определяются соответствующим федеральным законом и законами области, а также содержанием должностных обязанностей государственных служащих.
Статья 70.
Государственные служащие органов государственной власти области подлежат периодической аттестации. Периодичность, порядок и условия проведения аттестации определяются федеральным законом и законом области.
Статья 71.
1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законами области.
Глава 10. Экономическая и финансовая основы области
Статья 72.
1. Экономической и финансовой основой области является частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Все формы собственности на территории области обеспечиваются равной правовой защитой.
3. Правомочия собственника, а также порядок возникновения и прекращения права собственности определяются федеральным законодательством и законодательством области.
4. Вопросы размещения предприятий всех форм собственности, их реконструкции и расширения на территории области, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды решаются органами государственной власти области и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 73.
1. Собственность области является видом государственной собственности в Российской Федерации, переданной области в результате разграничения государственной собственности или путем приобретения в соответствии с федеральными законами.
2. В государственной собственности области находятся:
- природные ресурсы (земля, недра, водоемы, растительный и животный мир и другие), переданные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в государственную собственность области;
- средства областного бюджета, внебюджетных и валютных фондов области;
- имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями области, пакеты акций и доли в уставных капиталах других хозяйствующих субъектов;
- хозяйствующие субъекты, созданные или приобретенные за счет средств области или переданные ей в установленном законодательством порядке;
- объекты государственной собственности области, находящиеся за ее пределами, в соответствии с соглашениями, договорами, по другими законным основаниям;
- ценные бумаги, финансовые активы, депозиты в банковских учреждениях;
- имущество органов государственной власти области;
- другие объекты государственной собственности области.
3. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности области, осуществляются органами государственной власти области в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 74.
1. В области земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, определенных федеральным законодательством и законодательством области.
2. Владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
3. На основании закона области и в установленном им порядке определяются земля сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.
Собственник земельного участка, отнесенного к таким землям, может осуществлять права владения и пользования своим участком в пределах, определяемых его назначением.
4. Земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения области.
5. Правовой режим использования природных ресурсов, расположенных на территории области, определяется законами области в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законодательством.
Статья 75.
1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного и местных бюджетов, внебюджетных и валютных фондов области, муниципальные и внебюджетные фонды, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета, привлеченные средства физических и юридических лиц, в том числе иностранные инвестиции, средства, полученные об областных займов и облигаций области, иные средства, полученные областью в соответствии с законодательством.
2. Финансовые ресурсы области могут объединяться на договорной основе с финансовыми ресурсами Российской Федерации, других субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц для совместного финансирования федеральных, межрегиональных и региональных программ социально-экономического развития.
Статья 76.
1. Бюджетное устройство области представляет собой основанную на экономических отношениях и законодательстве совокупность областного и местных бюджетов (консолидированный бюджет области), порядок формирования и расходования их средств.
Принципами бюджетного устройства области является единство и сбалансированность бюджетной системы области.
2. Проект закона о бюджетной системе области разрабатывается правительством области и утверждается Законодательным Собранием в сроки, установленные законом области.
3. В целях становления и развития местного самоуправления в местные бюджеты направляются отчисления от регулируемых источников доходов, собираемых на соответствующих территориях муниципальных образований, по нормативам, установленным на долговременной основе законом области.
Статья 77.
1. Областной бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти области в интересах ее населения.
2. Самостоятельность областного бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом органов государственной власти области определять направления расходования бюджетных средств.
Статья 78.
1. Внебюджетные и валютные фонды области являются составной частью финансовых ресурсов области, имеющих самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.
2. Порядок формирования внебюджетных и валютных фондов области, управления ими и контроля за их использованием устанавливается законами области.
Статья 79.
1. Налоговая система области включает в себя федеральные налоги, налоги области и местные налоги, порядок их взимания и распределения.
Налоговая система области предусматривает поступление финансовых средств в областной и местные бюджеты, внебюджетные фонды от федеральных налогов, налогов области и местных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
2. Налоги, сборы, пошлины области и льготы по ним устанавливаются Законодательным Собранием в соответствии с федеральным законодательством.
Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Глава 11. Основы социальной, экологической и молодежной политики в области
Статья 80.
1. Органы государственной власти области разрабатывают и осуществляют программы социальной поддержки и повышения уровня занятости населения, создают фонды, принимают меры по созданию новых рабочих мест и профессиональной переориентации работников.
2. Законодательством области могут устанавливаться, не противоречащие федеральным законам, дополнительные, социальные выплаты населению, определяться их размеры, условия и порядок их предоставления.
Статья 81.
1. Органы государственной власти области финансируют областные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимают меры по развитию областной и муниципальной систем здравоохранения, частного здравоохранения, поощряют деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
2. Финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта, охрана окружающей природной среды на территории области осуществляются на основе сочетания бюджетных и внебюджетных источников. Организациям, осуществляющим социальную защиту, природоохранную деятельность и медицинское обслуживание населения, могут предоставляться льготы в соответствии с федеральным законодательством.
3. В области осуществляется обязательное лицензирование деятельности по оказанию медицинских услуг.
Статья 82.
1. В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы, осуществляется охрана биологического разнообразия, реализуются иные меры, обеспечивающие экологическую безопасность, в соответствии с законодательством.
2. Законами и иными нормативными правовыми актами области, принимаемыми в соответствии с федеральными законами, устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативы платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий, определяется порядок их применения.
Статья 83.
Статус областных природных заповедников и заказников, охрана редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и мест их обитания определяются федеральными законами и законами области.
Статья 84.
1. Органы государственной власти области могут устанавливать статус зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на территории области.
2. Порядок введения режима указанных зон устанавливается законом области.
Статья 85.
1. В области признаются и поддерживаются принципы и цели государственной молодежной политик.
2. Органы государственной власти области содействуют осуществлению федеральных, региональных программ и иных мероприятий при проведении государственной молодежной политики.
Глава 12. Обеспечение законности и правопорядка в области
Статья 86.
1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов на территории области осуществляется органами прокуратуры области.
2.Органы прокуратуры области возглавляются прокурором области и входят в единую систему Прокуратуры Российской Федерации.
3. Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Законодательным Собранием и губернатором области.
4. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры области определяются федеральным законом.
Статья 87.
1. Обеспечение личной безопасности граждан, защиту их имущества, общественного порядка и борьбу с преступностью на территории области осуществляют федеральные и муниципальные органы милиции и внутренних дел.
2. Порядок создания, структура, организация службы в органах милиции и внутренних дел области определяются федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 88.
В области действуют органы федеральной службы безопасности Российской Федерации. Условия их деятельности на территории области определяются федеральным законом.
Глава 13. Порядок принятия настоящего уставаи внесения в него поправок
Статья 89.
1. Настоящий устав принимается Законодательным Собранием области.
Настоящий устав считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от установленного настоящим уставом числа депутатов Законодательного Собрания.
2. Поправки в настоящий устав вносятся законами области, принимаемыми в порядке, установленном для принятия настоящего устава.
3. Предложения о поправках к настоящему уставу вносят:
- председатель Законодательного Собрания;
- губернатор области;
- не менее одной трети от установленного настоящим уставом числа депутатов Законодательного Собрания.
4. Принятый Законодательным Собранием настоящий устав в течение десяти дней направляется губернатору области для подписания и обнародования.
5. Губернатор области в течение двадцати дней с момента поступления принятого Законодательным Собранием настоящего устава подписывает и обнародует его.
6. Принятый Законодательным Собранием устав до истечения срока, установленного для его подписания и обнародования, может быть возвращен губернатором области для повторного рассмотрения Законодательным Собранием. При повторном рассмотрении настоящий устав может быть принят Законодательным Собранием в прежней редакции не менее чем двумя третями от установленного настоящим уставом числа депутатов Законодательного Собрания, губернатор области обязан подписать и обнародовать его в течение пяти дней с момента поступления.
Статья 90.
1. До сформирования уставного суда толкование настоящего устава осуществляется Законодательным Собранием в порядке, определенном для принятия настоящего устава и поправок к нему.
2. Толкование настоящего устава осуществляется путем официальных разъяснений Законодательного Собрания, принимаемых простым большинством голосов от установленного настоящим уставом числа депутатов.
Глава 14. Заключительные и переходные положения
Статья 91.
1. В течение одного года со дня вступления в силу настоящего устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним законы области и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
2. Законы области и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области, действовавшие на территории области до вступления в силу настоящего устава, применяются в части, не противоречащей настоящему уставу.
3. Законы области, указанные в настоящем уставе, должны быть приняты Законодательным Собранием в первоочередном порядке.
Статья 92.
Положения части 1 статьи 4 настоящего устава в части статуса области, как приграничной, вступают в силу с момента принятия соответствующего федерального закона.
Статья 93.
Город Биробиджан и районы области исключаются из сферы прямого государственного управления после формирования на соответствующей территории представительного органа местного самоуправления.
Статья 94.
Депутаты Законодательного Собрания первого созыва сохраняют свои полномочия до избрания не менее двух третей от установленного настоящим уставом числа депутатов нового состава.
Статья 95.
Настоящий устав вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области
Н.М. Волков

г. Биробиджан
8 октября 1997 г.
No 40-ОЗ

Док. 146848
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``