В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав Ненецкого автономного округа Назад
Устав Ненецкого автономного округа
Устав Ненецкого автономного округа
Принят Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
(Постановление от 11 сентября 1995 года No 24)

(в ред. окружных законов от 05.02.1996 No 17-ОЗ, от 07.03.1996 No 20-ОЗ, от 09.08.1996 No 38-ОЗ, от 04.10.1996 No 47-ОЗ, от 17.10.1997 No 81-ОЗ, от 17.12.1997 No 94-ОЗ, от 06.02.1998 No 108-ОЗ, от 30.03.1998 No 116-ОЗ, от 19.04.1999 No 173-ОЗ, от 03.02.2000 No 218-ОЗ, от 31.03.2000 No 228-ОЗ, от 09.10.2000 No 255-ОЗ, от 07.12.2000 No 267-ОЗ, от 28.04.2001 No 290-ОЗ)



Глава 1. Основы правового статуса округа (ст. 1-7)
Глава 2. Развитие институтов непосредственной демократии на территории округа (ст. 8-9)
Глава 3. Предметы ведения и полномочия Ненецкого автономного округа (ст. 10-13)
Глава 4. Гарантии социальных прав и интересов ненецкого народа (ст. 14-18)
Глава 5. Законодательная (представительная) власть в округе (ст. 19-31)
Глава 6. Исполнительная власть в округе (ст. 32-39)
Глава 7. Взаимодействие Собрания депутатов и администрации округа (ст. 40-45)
Глава 8. Местное самоуправление в округе (ст. 46-50)
Глава 9. Экономическая и финансовая основы округа (ст. 51-67)
Глава 10. Судебная власть в округе (ст. 68)
Глава 11. Прокуратура, нотариат, адвокатура и охрана порядка в округе (ст. 69-73)
Глава 12. Принятие Устава и внесение в него изменений (ст. 74-75)


Настоящий Устав является основным законом Ненецкого автономного округа - равноправного субъекта Российской Федерации. Устав - нормативный акт прямого действия, выражающий волю и интересы ненецкого и других народов, проживающих на территории округа, разработанный на основании Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
Ненецкий автономный округ образован 15 июля 1929 года Постановлением Президиума ВЦИК на основе волеизъявления ненецкого народа. В соответствии с Конституцией Российской Федерации округ входит в Архангельскую область по своему конституционно-правовому статусу.
Территория округа составляет 176,7 тыс. кв. км. В ныне существующих границах округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, Республикой Коми и Мезенским районом Архангельской области, с севера граница проходит по побережью Белого, Баренцева и Карского морей, включая прилежащие острова, не отнесенные к юрисдикции Архангельской области. Административным центром округа является г. Нарьян-Мар.
Глава 1. Основы правового статуса округа
Статья 1.
Ненецкий автономный округ (далее округ) является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения.
Округ может иметь свои символы. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом округа.
Статья 2.
Статус округа определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
Статус округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Ненецкого автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

Разделение округа или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства граждан, проживающих в округе и обладающих избирательным правом.
Статья 3.
Вопросы административно-территориального устройства округа решаются органами государственной власти округа самостоятельно.
В административно-территориальной структуре округа имеются:
город Нарьян-Мар с рабочим поселком Искателей;
рабочие поселки: Амдерма; Искателей;
(в ред. окружного закона от 04.10.1996 No 47-ОЗ)

сельсоветы: Андегский (центр - дер. Андег); Великовисочный (центр - село Великовисочное); Канинский (центр - село Несь); Карский (центр - пос. Усть-Кара); Колгуевский (центр - пос. Бугрино); Коткинский (центр - село Коткино); Малоземельский (центр - пос. Нельмин-Нос); Омский (центр - дер. Ома); Пешский (центр - село Нижняя Пеша); Приморско-Куйский (центр - пос. Красное); Пустозерский (центр - село Оксино); Тельвисочный (центр - село Тельвиска); Тиманский (центр - пос. Индига); Хорей-Верский (центр - пос. Хорей-Вер); Хоседа-Хардский (центр - пос. Харута); Шоинский (центр - пос. Шойна); Юшарский (центр - пос. Каратайка);
(в ред. окружного закона от 28.04.2001 No 290-ОЗ)

могут создаваться национальные административно-территориальные образования (общины и др.).
Округ включает в себя административные единицы:
город окружного подчинения - (Нарьян-Мар);
рабочие поселки - 3 (Амдерма, Искателей, Харьягинский);
(в ред. окружного закона от 28.04.2001 No 290-ОЗ)

сельские населенные пункты (село, деревня, поселок) - 42.
Статья 4.
Правовую основу округа составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и округа, настоящий Устав и иные нормативные правовые акты, принимаемые в установленном порядке.
Правовые законодательные акты округа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и Уставу округа.
До принятия федеральных законов, определяющих основы правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и округа, округ вправе принимать законы и иные нормативные акты по предметам совместного ведения самостоятельно. После принятия федерального закона по предметам совместного ведения округа и Российской Федерации правовые акты округа приводятся в соответствие с федеральным законом.
(абз. введен окружным законом от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы округа подлежат государственной защите на территории Ненецкого автономного округа.
(абз. введен окружным законом от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 5.
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации также являются частью правовой системы округа. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательными актами округа, то применяются правила международного договора.
Статья 6.
(часть 1 исключена окружным законом от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

Народ округа осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления округа.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 7.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Государственная власть в Ненецком автономном округе осуществляется на основе разделения на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.
Высшим законодательным (представительным) органом государственной власти округа является Собрание депутатов Ненецкого автономного округа (далее - Собрание депутатов, окружное Собрание).
Высшим исполнительным органом государственной власти округа является администрация Ненецкого автономного округа. Глава администрации Ненецкого автономного округа возглавляет высший исполнительный орган государственной власти округа.
Полномочия органов государственной власти Ненецкого автономного округа устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Ненецкого автономного округа и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений в указанные нормативные правовые акты.
Федеральные суды образуются и осуществляют свою деятельность на территории Ненецкого автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом `О судебной системе Российской Федерации`, иными федеральными законами.
Статья 7(1)..
(Статья введена окружным законом от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

Органы государственной власти округа несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими устава, законов и иных нормативных правовых актов округа и осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия органами государственной власти округа нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом `Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`.
Глава 2. Развитие институтов непосредственной демократии
на территории округа
Статья 8.
Населению округа обеспечивается право на участие в окружном и местных референдумах, на обсуждение важнейших вопросов жизни округа, на обсуждение правовых актов Собрания депутатов, на коллективные обращения к Собранию депутатов и администрации округа об осуществлении законодательных, исполнительных мер по вопросам, затрагивающим интересы населения.
(в ред. окружного закона от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

Органы государственной власти в пределах своих полномочий обязаны в месячный срок рассмотреть вопросы, изложенные в обращениях, и информировать граждан, подавших их.
Население округа осуществляет народную инициативу путем внесения в Собрание депутатов предложений для рассмотрения на референдуме или на сессии Собрания от имени трудовых коллективов или групп избирателей.
Статья 9.
Собрание депутатов, администрация округа, органы местного самоуправления информируют население о социально-экономическом положении округа, территории местного самоуправления, о принятых решениях, не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности через средства массовой информации или непосредственно перед населением.
Глава 3. Предметы ведения и полномочия Ненецкого автономного округа
Статья 10.
Предметы ведения и полномочия округа определяются в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти округа.
Статья 11.
1. Полномочия округа по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ненецкого автономного округа определяются в соответствии с федеральным и окружным законодательством, а также договорами, заключаемыми между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти округа.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ненецкого автономного округа округ обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.
В ведении округа находятся:
а) принятие Устава округа и окружных законов, контроль за их исполнением;
б) определение административно-территориального устройства округа;
в) установление системы окружных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности; формирование окружных органов государственной власти;
г) законодательное обеспечение организации местного самоуправления;
д) окружная государственная собственность и управление ею;
е) определение социально-экономической политики округа и принятие окружных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития округа;
ж) финансовое, валютное, кредитное регулирование по вопросам, относящимся к ведению округа в пределах его компетенции; окружные экономические службы;
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

з) окружной бюджет, окружные налоги и сборы, окружные внебюджетные и валютные фонды и фонды регионального развития;
и) административное, жилищное, земельное, водное, лесное, иное законодательство по вопросам, относящимся к ведению округа в пределах его компетенции;
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

к) отношения округа с другими субъектами Российской Федерации, а также международные и внешнеэкономические связи округа в соответствии с федеральным законодательством;
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

л) окружная государственная служба;
м) иные вопросы в соответствии с настоящим Уставом, другими правовыми актами, отнесенные к ведению округа, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и округа.
3. Администрация округа может принимать отдельные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также передавать им соответственно некоторые свои полномочия на основании договоров, заключаемых в соответствии с федеральным и окружным законодательством.
4. Для осуществления взаимодействия с федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации округ создает при них свои представительства. Порядок организации и функционирования представительств определяется Положением о них, принимаемым Собранием депутатов совместно с администрацией округа.
Статья 12.
1. Для решения важных вопросов жизни округа, относящихся к ведению округа, проводится окружной референдум.
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

2. На окружной референдум не могут выноситься вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти округа, о проведении досрочных выборов органов государственной власти округа либо об отсрочке указанных выборов; о формировании состава органов государственной власти округа, персональном составе органов государственной власти округа; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении окружного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств округа; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
(в ред. окружного закона от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

3. Порядок подготовки и проведения окружного референдума регулируется Федеральным законом `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации` и законом округа `О референдуме Ненецкого автономного округа`.
(в ред. окружного закона от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

Статья 13.
1. В составе Российской Федерации осуществляют свои полномочия равноправные субъекты Российской Федерации - Архангельская область и Ненецкий автономный округ, образованный 15 июля 1929 года. Территория округа составляет 176,7 тыс. кв. километров.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеративным устройством России Ненецкий автономный округ входит в Архангельскую область по своему конституционно-правовому статусу.
3. Отношения Архангельской области и Ненецкого автономного округа регулируются федеральным законом, а также договором между органами государственной власти области и округа.
Глава 4. Гарантии социальных прав и интересов ненецкого народа
Статья 14.
Органы государственной власти и управления округа признают и гарантируют права ненецкого народа на сохранение и развитие уклада жизни, культуры, языка, среды обитания, ведения традиционных отраслей хозяйствования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральным и окружным законодательством, создают для этого экономические и правовые условия, осуществляют политику протекционизма.
Статья 15.
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

Ненецкий и другие коренные малочисленные народы Севера участвуют в осуществлении власти на уровне округа и на местах путем представительства в органах государственной власти и управления округа, а также в иных формах непосредственной демократии в порядке, предусмотренном окружным законодательством.
Статья 16.
Вопросы социально-экономического развития ненецкого народа органы государственной власти и управления округа решают с участием ассоциации ненецкого народа `Ясавэй`.
Меры по социальной защите ненецкого народа в равной мере распространяются на представителей других народов, занимающихся традиционными видами хозяйствования на территории округа.
Статья 17.
С целью обеспечения условий сохранения и развития исторически сложившихся отраслей хозяйства (оленеводства, охоты, рыболовства, звероводства, сборов дикоросов и т.п.) и духовной культуры ненецкого и других малочисленных народов Севера образуются территории приоритетного природопользования, которые определяются соответствующим законом округа.
Территории приоритетного природопользования включают в себя места выпаса оленей, охотугодья, памятники природы, культурно-обрядовые памятники и другие места.
В пределах территорий приоритетного природопользования общинам, родам, семьям и отдельным гражданам из числа ненецкого и других малочисленных народов Севера, а также других национальностей, занимающихся традиционными видами хозяйствования, выделяются угодья для обеспечения материальной и духовной основы их жизнедеятельности.
Условия и порядок предоставления указанных территорий, их правовой режим регулируются законами округа.
Статья 18.
При пользовании недрами в местах проживания ненецкого и других малочисленных народов Севера часть платежей, поступающих в бюджет округа, используется для социально-экономического развития этих народов.
Глава 5. Законодательная (представительная) власть в округе
Статья 19.
Высшим органом законодательной (представительной) власти округа является Собрание депутатов - окружное Собрание. Окружное Собрание является постоянно действующим и единственным органом законодательной (представительной) власти Ненецкого автономного округа.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Собрание депутатов избирается населением округа на срок 4 года в количестве не менее 15 депутатов. Количество депутатов, в том числе работающих на постоянной основе, определяется законом о выборах, принимаемым Собранием депутатов.
Собрание депутатов обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 20.
Депутаты, работающие на постоянной основе, образуют собой Палату законодательных предположений, Положение о которой утверждается Собранием депутатов.
Статья 21.
Окружное Собрание избирает из числа депутатов на срок своих полномочий Комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Собрания, для содействия проведению в жизнь его решений, а также образует постоянные или временные комиссии.
(в ред. окружного закона от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

Порядок работы и полномочия Комитетов и комиссий определяются положениями о них.
(в ред. окружного закона от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

Статья 22.
1. Выборы депутатов в окружное Собрание осуществляются гражданами Российской Федерации, достигшими 18-летнего возраста, обладающими активным избирательным правом и проживающими на территории округа.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

2. Выборы депутатов проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Выборы депутатов в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа являются обязательными и проводятся с периодичностью один раз в 4 года. Дату выборов назначает Собрание депутатов своим постановлением. Решение о назначении выборов должно быть принято в сроки, определенные федеральным и окружным законами. Если Собрание депутатов не назначит дату проведения очередных выборов, то выборы назначаются уполномоченным органом в соответствии с окружным законом `О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа.
(пункт введен окружным законом от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 23.
1. Депутатом окружного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.
(в ред. окружного закона от 09.10.2000 No 255-ОЗ)

2. В течение срока своих полномочий депутат не может быть главой администрации округа, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации (Ненецкого автономного округа) и должности государственной службы Российской Федерации (Ненецкого автономного округа), если иное не предусмотрено федеральным законом.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
(пункт введен окружным законом от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 24.
Права и обязанности депутата окружного Собрания, а также условия прекращения его полномочий определяются законом округа о статусе депутата окружного Собрания.
Правовое, организационное и материально-техническое обеспечение окружного Собрания осуществляется аппаратом Собрания депутатов.
Расходы на обеспечение деятельности Собрания депутатов утверждаются самим Собранием депутатов и предусматриваются отдельной строкой в окружном бюджете.
(абз. введен окружным законом от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 25.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

1. Собрание депутатов Ненецкого автономного округа:
а) принимает Устав округа и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий округа;
в) утверждает структуру Собрания депутатов, принимает Регламент, определяющий порядок его деятельности; утверждает смету расходов на содержание Собрания депутатов, структуру и фонд оплаты труда аппарата Собрания депутатов;
г) устанавливает порядок регистрации уставов муниципальных образований;
д) устанавливает порядок организации и деятельности законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, а также общие принципы организации системы органов местного самоуправления на территории округа;
е) назначает половину состава избирательной комиссии Ненецкого автономного округа;
ж) принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутатов окружного Собрания депутатов; з) избирает и освобождает от должности председателя Собрания депутатов, его заместителей; образует комитеты и комиссии и избирает их руководителей; избирает других должностных лиц и органы Собрания депутатов в соответствии с законами округа;
и) принимает решения по запросам и обращениям депутатов окружного Собрания;
к) осуществляет контроль за исполнением принятых им правовых законодательных актов, расходованием бюджетных, валютных средств и внебюджетных фондов, а также за распоряжением (отчуждением) имуществом, относящимся к собственности округа;
л) заслушивает ежегодные доклады главы администрации округа о своей деятельности и деятельности исполнительного органа государственной власти округа;
м) принимает решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации округа в случаях, предусмотренных в статье 39 настоящего Устава;
н) согласовывает назначение главой администрации округа заместителей главы администрации округа, руководителей управления социальной защиты населения, управления финансами, комитета по управлению государственным имуществом округа и руководителей других органов администрации в соответствии с окружным законом;
о) утверждает заключение и расторжение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, межрегиональных и иных договоров (соглашений) с участием Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации, заключаемых окружной администрацией по вопросам ведения округа в соответствии с действующим законодательством;
п) принимает решение об осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
р) согласовывает назначение на должность начальника управления внутренних дел, прокурора округа, а также выражает мнение в порядке, определяемом Собранием депутатов, по кандидатурам судей судов общей юрисдикции и арбитражного, назначаемых Президентом Российской Федерации;
с) принимает решение об обращении к Президенту Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации, иные суды для разрешения споров в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
т) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Собрания депутатов;
у) образует на паритетных началах согласительные комиссии для урегулирования разногласий по компетенции между Собранием депутатов, окружной администрацией, органами местного самоуправления;
ф) принимает решение по обращениям главы администрации округа и протестам прокурора округа.
2. По вопросам обеспечения экономического и социального развития округа:
а) утверждает окружной бюджет, поправки к нему, отчет о его исполнении;
б) утверждает программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития округа, изменения и дополнения, вносимые в них, отчеты о их выполнении;
в) устанавливает налоги, сборы, пошлины, иные виды платежей в пределах компетенции Собрания депутатов, а также порядок их взимания;
г) устанавливает льготы и преимущества, в том числе налоговые, по платежам в окружной бюджет;
д) принимает меры по защите интересов и помощи ненецкому и другим малочисленным народам Севера, проживающим в округе;
е) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Ненецкого автономного округа.
3. Законом округа:
а) утверждается окружной бюджет и отчет о его исполнении, представленные главой администрации округа;
б) устанавливаются в соответствии с Уставом округа основы организации и деятельности Собрания депутатов округа;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа, в пределах полномочий Собрания депутатов округа определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития округа, представленные главой администрации округа;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности окружных внебюджетных и валютных фондов округа, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью округа, в том числе долями (паями, акциями) округа в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) устанавливаются порядок выпуска и условия размещения окружных займов, облигаций и лотерей;
и) устанавливается порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и окружного значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы;
к) утверждается окружная программа приватизации объектов окружной собственности;
л) устанавливаются в соответствии с федеральным законом перечень и порядок использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории округа;
м) утверждаются заключение и расторжение договоров и соглашений Ненецкого автономного округа;
н) устанавливается порядок назначения и проведения окружного референдума;
о) устанавливается порядок проведения выборов в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа, а также выборов главы администрации округа;
п) устанавливаются административно-территориальное устройство округа и порядок его изменения;
р) утверждается схема управления округом, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти - администрации округа;
с) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами округа к ведению и полномочиям округа.
4. Постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа:
а) определяется порядок деятельности Собрания депутатов;
б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица округа, а также оформляется согласие на их назначение на должность;
в) назначается дата выборов в Собрание депутатов, а также дата выборов главы администрации округа;
г) назначается окружной референдум в случаях, предусмотренных окружным законом;
д) оформляется решение о недоверии (доверии) главе администрации округа, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти округа, в назначении которых на должность Собрание депутатов принимало участие в соответствии с Уставом округа;
е) утверждается соглашение об изменении границ округа;
ж) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Собрание депутатов округа в пределах и формах, установленных Уставом и законами округа:
а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов округа, исполнением окружного бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения окружной собственностью;
б) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и окружными законами.
6. Полномочия Собрания депутатов не могут быть переданы другим органам государственной власти, органам местного самоуправления или должностным лицам.
Статья 26.
Собрание депутатов является постоянно действующим и единственным органом законодательной (представительной) власти округа.
Основной формой работы Собрания депутатов является сессия, которая проводится ежемесячно.
Первая (организационная) сессия созывается оргкомитетом, образованным из числа вновь избранных депутатов, не позднее чем на пятнадцатый день после дня выборов. Открывает сессию председатель оргкомитета.
Собрание депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 27.
(в ред. окружного закона от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

1. Собрание депутатов избирает из числа депутатов председателя и его заместителя. Председатель Собрания депутатов и его заместитель избираются тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Собрания.
2. Председатель и его заместитель подотчетны Собранию депутатов и могут быть освобождены от должности по результатам тайного голосования простым большинством голосов от установленного числа депутатов Собрания.
3. Председатель Собрания депутатов, а в его отсутствие заместитель председателя, представляет окружное Собрание в отношениях с населением, органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех организационно-правовых форм, общественными объединениями, в том числе зарубежными; подписывает законы, постановления Собрания депутатов, протоколы сессий.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

4. Председатель Собрания депутатов, его заместитель вправе подать в отставку. В случае непринятия Собранием депутатов отставки, председатель Собрания, его заместитель вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления.
5. Порядок избрания, отставки и освобождения от должности председателя Собрания и его заместителя определяются Регламентом Собрания депутатов.
Статья 28.
1. Собрание депутатов принимает законы округа, и постановления Собрания депутатов, а также осуществляет контроль за их исполнением.
Постановления Собрания депутатов, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в окружной газете `Няръяна-Вындер`.
(пункт 1 - в ред. окружных законов от 07.03.1996 No 20-ОЗ , от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

2. Законы округа и положения, принимаемые Собранием депутатов, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления Собрания депутатов принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов, если иное не предусмотрено Регламентом Собрания депутатов.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

3. Закон не может быть принят, если его проект не был рассмотрен соответствующими комиссией или комитетом Собрания депутатов.
4. Проект закона округа рассматривается Собранием депутатов не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона, положения оформляется постановлением Собрания депутатов. В некоторых случаях по решению Собрания депутатов закон может быть принят сразу в двух чтениях на одной сессии.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 29.
1. Право законодательной инициативы в Собрание депутатов принадлежит депутату окружного Собрания, главе администрации округа, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит избирательной комиссии Ненецкого автономного округа, прокурору и суду округа, а также ассоциации ненецкого народа `Ясавэй`.
(в ред. окружных законов от 07.03.1996 No 20-ОЗ, от 06.02.1998 No 108-ОЗ)

2. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств округа, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет окружного бюджета, принимаются по представлению или при наличии заключения главы администрации округа. Данное заключение представляется в Собрание депутатов в двухнедельный срок с момента запроса о предоставлении заключения.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

3. Законопроекты, внесенные в Собрание депутатов главой администрации, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
(пункт введен окружным законом от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 30.
Исключена. - Окружной закон от 07.03.1996 No 20-ОЗ.

Статья 31.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

1. Полномочия Собрания депутатов могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном Уставом или законом округа, не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов;
б) роспуска указанного органа главой администрации округа по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;
в) вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов Собрания депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 9 Федерального закона `Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`.
(подпункт введен окружным законом от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

2. Глава администрации округа вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов в случае принятия данным органом Устава и закона округа, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу округа, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Собрание депутатов не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
3. Решение главы администрации о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов принимается в форме постановления.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов в соответствии с федеральным законом, Уставом и (или) законом округа назначаются внеочередные выборы в Собрание депутатов. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов.
Глава 6. Исполнительная власть в округе
Статья 32.
Высшим и постоянно действующим органом исполнительной власти в округе является администрация Ненецкого автономного округа. Руководство деятельностью администрации округа осуществляется главой администрации округа по принципу единоначалия. Администрация Ненецкого автономного округа обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
(в ред. окружных законов от 09.08.1996 No 38-ОЗ, от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Финансирование администрации округа и возглавляемых ею органов исполнительной власти округа осуществляется за счет средств окружного бюджета, предусмотренных отдельной статьей.
(абз. введен окружным законом от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Состав администрации округа формируется главой администрации в пределах средств, выделенных в бюджете на содержание государственного аппарата исполнительной власти.
Для решения вопросов жизнедеятельности округа при главе администрации формируется Совет администрации округа, являющийся консультативным органом.
Статья 33.
(в ред. окружных законов от 07.03.1996 No 20-ОЗ, от 19.04.1999 No 173-ОЗ, от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Главой администрации округа может быть гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом.
Глава администрации Ненецкого автономного округа не может быть одновременно депутатом Собрания депутатов, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 34.
Глава администрации округа избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ненецкого автономного округа, обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано на эту должность более чем на 2 срока подряд.
(в ред. окружных законов от 05.02.1996 No 17-ОЗ, от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Выборы главы администрации проводятся в соответствии с законом `О выборах главы администрации Ненецкого автономного округа`, принимаемым Собранием депутатов округа.
Статья 35.
Глава администрации разрабатывает с учетом национальных особенностей региона схему управления округом, закрепляющую систему всех окружных органов с описанием их основных функций и полномочий, и представляет на утверждение в Собрание депутатов.
Статья 36.
В составе администрации округа в соответствии со схемой управления округа создаются управления, комитеты, отделы, другие структурные подразделения.
Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы органов, структурных подразделений, должностных лиц администрации округа определяются положениями о них, утверждаемыми главой администрации округа.
Статья 36 (а).
(в ред. окружных законов от 07.03.1996 No 20-ОЗ, от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Собрание депутатов вправе выразить недоверие заместителям главы администрации округа, руководителям органов социальной защиты, управления финансами, имуществом округа. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности.
Статья 37.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

1. Глава администрации округа:
а) представляет Ненецкий автономный округ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени округа в соответствии с настоящим Уставом и законом округа;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые Собранием депутатов;
в) обеспечивает взаимодействие администрации округа с Собранием депутатов, органами местного самоуправления;
г) назначает по согласованию с Собранием депутатов заместителей главы администрации округа, руководителей управления социальной защиты населения, управления финансов, комитета по управлению государственным имуществом округа; принимает и увольняет руководителей структурных подразделений и других работников администрации округа; согласовывает в установленном законом порядке назначение начальника управления внутренних дел округа;
д) вносит на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
е) координирует и согласовывает в пределах его компетенции деятельность территориальных органов, подразделений и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории округа;
ж) ежегодно представляет Собранию депутатов отчет об исполнении бюджета и программ социально-экономического развития за отчетный год, а также проекты бюджета и программ развития округа;
з) ежегодно представляет Собранию депутатов доклад о своей деятельности и деятельности исполнительной государственной власти округа;
и) осуществляет меры по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
к) организует разработку проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, межрегиональных и иных договоров (соглашений) с участием Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, представляет их на утверждение в Собрание депутатов и подписывает от имени округа;
л) формирует администрацию в соответствии с законодательством округа;
м) вправе требовать созыва внеочередного заседания Собрания депутатов, а также созывать вновь избранное Собрание депутатов на первое заседание ранее срока, установленного для этого Собранию депутатов Уставом округа;
н) вправе участвовать в работе Собрания депутатов с правом совещательного голоса;
о) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами округа.
Глава администрации при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы округа, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
2. Администрация округа разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Администрация округа:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает для представления главой администрации в Собрание депутатов проект окружного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития округа;
в) обеспечивает исполнение окружного бюджета и готовит отчет об исполнении окружного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития округа для представления их главой администрации в Собрание депутатов;
г) формирует иные органы исполнительной власти округа в соответствии с настоящим Уставом и законом округа;
д) управляет и распоряжается собственностью округа в соответствии с окружными законами, а также федеральной собственностью, переданной в управление округу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам округа, а также вправе обратиться в суд;
ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами округа, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Статья 38.
В пределах своей компетенции глава администрации округа издает постановления, распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты главы администрации не должны противоречить законодательству Российской Федерации и правовым (законодательным) актам округа. Правовые акты главы администрации, носящие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в окружной газете `Няръяна-Вындер` и (или) в сборнике `Бюллетень нормативных актов Ненецкого автономного округа`.
(в ред. окружных законов No 20-ОЗ, No 218-ОЗ)

Руководители органов и структурных подразделений администрации округа в пределах своих полномочий издают приказы.
Статья 39.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

1. Полномочия главы администрации округа прекращаются досрочно в случаях:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Собранием депутатов;
в) его отставки по собственному желанию;
г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
ж) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
з) утраты им гражданства Российской Федерации;
и) его отзыва избирателями Ненецкого автономного округа.
к) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации.
(подпункт введен окружным законом от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

2. Собрание депутатов вправе выразить недоверие главе администрации округа в случае:
издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам округа, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а глава администрации не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов округа, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
3. Решение Собрания депутатов о недоверии главе администрации округа принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
4. Решение Собрания депутатов о недоверии главе администрации округа влечет за собой немедленную отставку главы администрации и его заместителей.
5. В случае отставки заместителей главы администрации, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, они продолжают работать до вступления в должность вновь избранного главы администрации.
6. Во всех случаях, когда глава администрации не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное законом округа.
7. Для временно исполняющего обязанности главы администрации устанавливаются следующие ограничения на осуществление отдельных полномочий главы администрации:
он не может:
принять решение о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов;
отстранить от должности заместителей главы администрации;
осуществлять реорганизацию администрации;
заключать договоры и соглашения от имени округа.
8. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации Собрание депутатов или уполномоченные на то органы либо должностные лица в соответствии с федеральным законом, законом округа назначают внеочередные выборы главы администрации округа. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы администрации округа.
Статья 39(1)..
(Статья введена окружным законом от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

Должностные лица органов исполнительной власти округа несут ответственность, предусмотренную федеральными и окружными законами.
Глава 7. Взаимодействие Собрания депутатов и администрации округа
Статья 40.
1. Собрание депутатов и администрация округа взаимодействуют, исходя из интересов жителей округа, единства целей и задач в решении общеокружных проблем и на основе принципов:
- разделения власти;
- взаимного уважения и доверия;
- урегулирования спорных вопросов путем проведения согласительных процедур;
- защиты своих прав и решений законными методами.
2. Постановления и распоряжения главы администрации округа в семидневный срок со дня их принятия направляются в Собрание депутатов. Собрание депутатов вправе обратиться к главе администрации округа с предложением о внесении изменений в указанные акты или об их отмене, обжаловать их в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Глава администрации округа вправе обратиться в Собрание депутатов с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Собрания депутатов либо о их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
(абз. введен окружным законом от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Принятый Собранием депутатов окружной закон в недельный срок направляется главе администрации округа для подписания и обнародования. Глава администрации округа вправе в десятидневный срок вернуть его на повторное рассмотрение в Собрание депутатов с приложением аргументированных замечаний.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Возвращенный главой администрации закон округа должен быть рассмотрен Собранием депутатов повторно не позднее 20 дней с момента возвращения.
Собрание депутатов может принять окружной закон в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов от установленного числа депутатов. После повторного принятия закон округа не может быть возвращен в Собрание депутатов, подписывается главой администрации в обязательном порядке в течение пяти дней и вступает в законную силу в установленный срок после его опубликования.
В случае принятия возвращенного для повторного рассмотрения закона округа в измененной редакции он рассматривается как вновь принятый закон.
В случае необнародования и неотклонения закона в установленный срок главой администрации округа закон обнародуется Собранием депутатов и вступает в законную силу.
(в ред. окружного закона от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

Статья 41.
Проекты правовых (законодательных) актов нормативного характера направляются Собранием депутатов на заключение главе администрации округа. По проектам, предусматривающим расходы из окружного бюджета, введение новых налогов или иное финансовое или материальное обеспечение, заключение главы администрации обязательно. Глава администрации округа в десятидневный срок со дня поступления проектов правовых (законодательных) актов направляет в Собрание депутатов свое заключение. Каждая из поправок, содержащихся в заключении, рассматривается Собранием депутатов в первоочередном порядке. Отсутствие заключения главы администрации на законопроект рассматривается как согласие с ним.
Для совместной работы над проектами правовых законодательных актов нормативного характера могут создаваться общие рабочие группы, состоящие как из представителей администрации, так и из депутатов Собрания. Порядок деятельности рабочих групп определяется Регламентом Собрания депутатов
Статья 42.
(в ред. окружного закона от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

Подписанные в соответствии со статьей 40 законы округа не позднее десяти дней с момента подписания официально публикуются в окружной газете `Няръяна-Вындер` и (или) в сборнике `Бюллетень нормативных актов Ненецкого автономного округа`. День официального опубликования закона считается днем его вступления в законную силу, если иное не предусмотрено в самом законе.
(в ред. окружного закона от 03.02.2000 No 218-ОЗ)

Законы округа, затрагивающие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в законную силу через 10 дней после опубликования.
Законы округа могут быть доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению, радио, в иных печатных изданиях, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям.
Статья 43.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Устав, законы и иные нормативные правовые акты округа, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории округа органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Ненецкого автономного округа.
Статья 44.
На заседаниях Собрания депутатов и его органов вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним руководители органов исполнительной власти округа или лица, уполномоченные ими.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

На заседаниях органов исполнительной власти округа вправе присутствовать депутаты либо по поручению Собрания депутатов или его председателя работники аппарата Собрания депутатов.
(в ред. окружного закона от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Депутаты окружного Собрания пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами исполнительной власти округа.
Статья 45.
Осуществляя взаимодействие с Собранием депутатов, глава администрации округа вправе:
а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Собрания депутатов;
б) вносить предложения о созыве внеочередной сессии;
в) предлагать вопросы в повестку дня заседания Собрания депутатов;
г) вносить на рассмотрение Собрания депутатов проекты правовых (законодательных) актов округа.
Глава 8. Местное самоуправление в округе
Статья 46.
1. Местное самоуправление в округе обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление в округе осуществляется гражданами путем референдума, выборов, сходов, собраний, а также через выборные представительные и другие выборные или формируемые органы, образованные в соответствии с окружными законами и уставом муниципального образования.
(в ред. окружного закона от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

3. Общие принципы организации системы органов местного самоуправления определяются Собранием депутатов в соответствии с законами Российской Федерации с учетом национальных, исторических и других особенностей территорий.
4. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Статья 47.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Ненецкого автономного округа в городе Нарьян-Маре, сельских поселениях и иных территориях. Территории муниципальных образований (сельсоветы, поселки, общины и другие муниципальные образования), на которых организуется местное самоуправление, устанавливаются в соответствии с законами округа с учетом мнения населения, исторических и иных местных традиций. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Статья 48.
Органами местного самоуправления в округе являются выборные представительные органы, выборные или формируемые исполнительные органы и другие.
Выборы органов местного самоуправления являются обязательными и проводятся с периодичностью, установленной окружным законом и уставом муниципального образования. Назначает очередные выборы представительный орган местного самоуправления. Решение о назначении выборов должно быть принято в сроки, определенные федеральным и окружным законами. Если представительный орган местного самоуправления не назначит дату проведения очередных выборов, то выборы назначаются уполномоченным органом в соответствии с федеральным и окружным законами.
(абзац введен окружным законом от 31.03.2000 No 228-ОЗ)

Статья 49.
По предложениям граждан в населенных пунктах могут создаваться в соответствии с действующим законодательством органы общественного самоуправления (советы, комитеты и т.п.).
Статья 50.
Организация местного самоуправления, полномочия, порядок работы органов местного самоуправления различных уровней регулируются законом `Об общих принципах организации системы органов местного самоуправления`, принимаемым Собранием депутатов округа.
Собрание депутатов, администрация округа не вправе ограничивать права местного самоуправления округа, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Глава 9. Экономическая и финансовая основы округа
Статья 51.
Экономическую основу округа составляют государственная собственность (федеральная окружная), муниципальная, частная, корпоративная (акционерная), коллективно-долевая и иная собственность, служащая экономическому и социальному развитию округа.
Статья 52.
Права всех собственников защищаются равным образом.
Приобретение и прекращение прав собственности, а также владения, пользования и распоряжения имуществом устанавливаются действующим законодательством.
Статья 53.
Собственность округа является формой государственной собственности в Российской Федерации.
Окружному Собранию принадлежат полномочия собственника на объекты государственной собственности округа.
Порядок управления государственной собственностью округа, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение округа, регулируется законодательством Российской Федерации и правовыми законодательными актами Собрания депутатов.
Статья 54.
В собственности округа находятся имущество Собрания депутатов и органов администрации округа, средства окружного бюджета и окружных внебюджетных и валютных фондов.
В собственности округа могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса и другое), объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие окружное значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств округа, в том числе на долевых началах, или переданные округу от других органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, ценные бумаги и иные финансовые активы.
Округ вправе создавать или приобретать имущество за пределами округа, в том числе в иных государствах.
Статья 55.
Администрация округа осуществляет управление и распоряжение объектами собственности округа в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, а также правовыми законодательными актами Собрания депутатов, принятыми в пределах его компетенции.
Статья 56.
Администрация округа вправе отчуждать, а также передавать объекты, находящиеся в собственности округа, во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, в том числе иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам), в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми законодательными актами окружного Собрания.
Статья 57.
Земля, недра и другие природные ресурсы округа являются основой жизнедеятельности населения округа, проживающего на соответствующей территории.
Предоставление и изъятие земель, других природных ресурсов, находящихся в собственности округа в местах исторически традиционного проживания ненецкого и других малочисленных народов Севера, для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления соответствующей территории либо на основании местного референдума.
Распоряжение недрами на территории округа является предметом совместного ведения Российской Федерации и округа и осуществляется в соответствии с законом `О недрах` и нормативно-правовыми актами Собрания депутатов.
Земля в округе может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности, определенных федеральным и окружным законодательством.
Владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба земле, окружающей среде, а также нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статья 58.
Собрание депутатов и администрация округа совместно с органами местного самоуправления разграничивают объекты собственности округа на объекты окружной собственности и объекты муниципальной собственности и определяют условия управления ими и их использования.
Статья 59.
Муниципальная собственность выступает в виде собственности городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства местного муниципального бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Статья 60.
Собрание депутатов и администрация округа не вправе препятствовать самостоятельному осуществлению полномочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью.
Статья 61.
Правовой режим имущества, являющегося собственностью Российской Федерации и ее субъектов, находящегося на территории округа, определяется законами Российской Федерации.
Правовой режим имущества, являющегося собственностью зарубежных государств, иностранных юридических и физических лиц, находящегося на территории округа, определяется Российскими законами и международными договорами.
Органы государственной власти округа осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, осуществляют меры, направленные на привлечение и защиту иностранных инвестиций.
Статья 62.
Субъекты хозяйственной деятельности на территории округа могут осуществлять любые виды деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством.
Органы государственной власти округа самостоятельно определяют порядок лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, установленным действующим законодательством Российской Федерации, а также видов деятельности, имеющих региональную специфику.
Регистрация предприятий на территории округа, в том числе с иностранными инвестициями, а также выдача разрешений на деятельность представительств иностранных фирм осуществляется органом исполнительной государственной власти округа.
Статья 63.
1. Финансовые ресурсы округа составляют средства бюджета округа, окружных внебюджетных и валютных фондов, а также ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации.
2. Порядок формирования и использования финансовых ресурсов определяется федеральными и окружными законами.
3. Финансовые ресурсы округа могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межрегиональных, программ социально-экономического развития.
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

Статья 64.
Доходная часть окружного бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и субвенций.
1. В доходы бюджета округа полностью зачисляются:
а) налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) дивиденды от акционерных обществ и совместных предприятий в соответствии с долей округа в собственности этих предприятий;
в) поступления от сдачи в аренду или продажи имущества, находящегося в собственности округа, а также объектов федеральной собственности, переданных в хозяйственное ведение и распоряжение округа;
г) выявленные проверками скрытые доходы или суммы занижения доходов предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности округа, в соответствии с налоговым законодательством;
д) иные поступления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и окружными законами.
2. Для сбалансирования бюджета округа могут привлекаться заемные средства.
3. Доходы бюджета округа, полученные дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат.
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

Статья 65.
1. Расходы бюджета округа осуществляются за счет его доходов, а также дотаций, субсидий и субвенций, полученных из федерального бюджета.
(в ред. окружного закона от 19.04.1999 No 173-ОЗ)

2. Органы государственной власти округа самостоятельно определяют направления расходования средств бюджета округа.
3. Органы государственной власти округа содействуют сбалансированности местных бюджетов путем использования регулирующих налогов, предоставления дотаций и субвенций этим бюджетам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 66.
1. В соответствии с законодательством округа образуются окружные внебюджетные и валютные фонды.
2. Средства окружных внебюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах, не подлежат изъятию и расходуются в соответствии с положениями об этих фондах.
Статья 67.
1. Для финансирования окружных программ развития социальной сферы и производственной инфраструктуры округа по решению Собрания депутатов могут:
а) выпускаться окружные облигационные займы;
б) проводиться лотереи;
в) создаваться специальные окружные фонды.
2. Администрация округа вправе пользоваться кредитами на хозяйственные и социальные цели в порядке, устанавливаемом окружным Собранием депутатов.
(п. 2 введен окружным законом от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

Глава 10. Судебная власть в округе
Статья 68.
1. Органами судебной власти в округе являются суды, учрежденные и действующие в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
2. Нарьян-Марский городской народный суд является составной частью судебной системы Российской Федерации. По решению федеральных органов государственной власти в округе могут быть созданы окружной суд и окружной арбитражный суд.
(в ред. окружного закона от 07.03.1996 No 20-ОЗ)

п. 3. Исключен. - Окружной закон от 07.03.1996 No 20-ОЗ.

п. 4. Исключен. - Окружной закон от 07.03.1996 No 20-ОЗ.

5. Назначение народных судей в округе производится в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом мнения Собрания депутатов.
Глава 11. Прокуратура, нотариат, адвокатура и охрана порядка в округе
Статья 69.
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры округа определены Федеральным законом `О прокуратуре Российской Федерации`.
(в ред. окружного закона от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

2. Прокурор Ненецкого автономного округа назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти округа.
(пункт 3 исключен окружным законом от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

Статья 70.
1. Охрана правопорядка и общественной безопасности на территории округа осуществляется органами внутренних дел и федеральной службой безопасности.
2. Полномочия, организация и деятельность органов внутренних дел и федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
(в ред. окружного закона от 07.12.2000 No 267-ОЗ)

3. Для обеспечения охраны правопорядка и общественной безопасности за счет средств округа и органов местного самоуправления могут создаваться дополнительные формирования местной (муниципальной) милиции.
Статья 71.
1. Юридическая помощь, защита и представление интересов граждан и организаций в суде осуществляется коллегиями и иными добровольными объединениями адвокатов, а также отдельными лицами, обладающими правом занятия адвокатской деятельностью.
2. Организация и порядок деятельности адвокатуры в округе определяются федеральными законами и окружными нормативно-правовыми актами.
Статья 72.
1. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, а также должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение этих действий.
2. Организация и порядок деятельности органов нотариата в округе определяются федеральными законами и окружными нормативно-правовыми актами.
Статья 73.
1. Собрание депутатов и администрация округа сотрудничают с правоохранительными органами в организации борьбы с преступностью и другими правонарушениями, могут создавать совместные программы профилактики преступности и укрепления законности.
2. Собрание депутатов и администрация округа в рамках закона оказывают содействие правоохранительным органам в осуществлении их функций, обеспечении нормальной деятельности и выполнении их решений.
Органы государственной власти округа не могут использовать средства оказываемого ими содействия этим органам для вмешательства в их процессуальную деятельность.
Глава 12. Принятие Устава и внесение в него изменений
Статья 74.
Устав округа принимается Собранием депутатов и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Собрания. Принятый Собранием депутатов текст Устава округа никем не подписывается и вступает в законную силу с момента официального опубликования в окружной газете `Няръяна-Вындер`.
Статья 75.
Изменения положений Устава округа и дополнения к нему принимаются Собранием депутатов по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов, а также по предложению главы администрации округа или не менее одной трети органов местного самоуправления.
Изменения в Уставе считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Док. 146843
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``