В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Назад
Устав Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
Устав Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
Принят Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 25 марта 1998 г.

Глава 1. Основные положения. (ст. 1-15)
Глава 2. Предметы ведения и полномочия автономного округа (ст. 16-19)
Глава 3. Территория и административно-территориальное устройство (ст. 20-24)
Глава 4. Основы социальной политики автономного округа (ст. 25-30)
Глава 5. Законодательная власть (ст. 31-38)
Глава 6. Губернатор. Исполнительная власть (ст. 39-44)
Глава 7. Государственная служба в автономном округе (ст. 45)
Глава 8. Местное самоуправление в автономном округе (ст. 46)
Глава 9. Территориальное общественное самоуправление (ст. 47)
Глава 10. Правовая система автономного округа (ст. 48-54)
Глава 11. Судебная власть в автономном округе (ст. 55)
Глава 12. Законность, правопорядок и общественная безопасность (ст. 56-59)
Глава 13. Собственность, финансы, бюджет и налоги (ст. 60-67)
Глава 14. Порядок принятия и изменения устава автономного округа (ст. 68-69)
Глава 15. Государственная защита устава автономного округа (ст. 70)
Глава 16. Заключительные и переходные положения (-)

Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, проявляя уважение к истории, традициям и культуре народов, проживающих в автономном округе, утверждая права и свободы человека как высшие ценности, стремясь укрепить межнациональное согласие, доверие и взаимопонимание в автономном округе, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и необходимости сохранения целостности Российского государства, считая необходимым законодательно закрепить статус автономного округа в целях создания правовой основы для его всестороннего развития, в интересах всего населения автономного округа и будущих его жителей принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав в качестве Основного Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Статус Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
1.1. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (в дальнейшем - автономный округ) является национально-государственным образованием, непосредственно входит в состав Российской Федерации и обладает статусом равноправного самостоятельного субъекта Российской Федерации.
Автономный округ равноправен с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, признает и уважает все субъекты Российской Федерации.
1.2. Автономный округ является исконным местом проживания коренных малочисленных народностей Севера, этнических общностей, а также других наций и народностей Российской Федерации.
1.3. Статус автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
Статус автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
1.4. Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти автономного округа вправе представить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект закона `О Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе` для обсуждения и принятия в качестве федерального закона в соответствии с частью 3 статьи 66 Конституции Российской Федерации.
1.5. Автономный округ самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования на основе итогов референдума автономного округа с последующим включением его нового наименования в Конституцию Российской Федерации.
Статья 2. Территория автономного округа
2.1. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ обладает собственной территорией.
2.2. Территория автономного округа является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.
2.3. Автономному округу как субъекту Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируется его территориальная целостность и неприкосновенность.
Статья 3. Права и свободы человека и гражданина
3.1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государственной власти автономного округа.
3.2. Права и свободы человека и гражданина признаются и защищаются в автономном округе согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
3.3. Равноправие граждан Российской Федерации на территории автономного округа обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3.4. Коренные малочисленные народности, этнические общности, проживающие на территории автономного округа, пользуются дополнительными правами в соответствии с общепризнанными нормами международного права, ратифицированного Российской Федерацией.
3.5. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в автономном округе правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международными договорами Российской Федерации.
3.6. Законы и иные нормативные акты, издаваемые органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления, в пределах своей компетенции, не должны ограничивать или умалять права и свободы человека и гражданина.
3.7. Каждый человек вправе обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с просьбой о помощи и защите своих прав и свобод.
3.8. Государственная власть автономного округа вправе требовать от каждого выполнение его обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа.
3.9. Каждый гражданин обязан уважать права и законные интересы сограждан, самобытную культуру, обычаи, традиционный образ жизни народов автономного округа, уважать нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившихся в условиях Севера.
Пренебрежение и оскорбление национального достоинства осуждается в установленном законом порядке.
3.10. В автономном округе гарантируются права коренных малочисленных народностей, оказывается содействие сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих автономный округ, содействие удовлетворению культурных, образовательных, языковых и иных потребностей малочисленных этнических общностей, защищаются их права, сфера обитания и традиционный образ жизни.
Статья 4. Народовластие
4.1. Единственным источником власти в автономном округе является его многонациональный народ.
4.2. Народ осуществляет свою власть в автономном округе непосредственно, а также через органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления.
4.3. Высшим непосредственным выражением народовластия в автономном округе являются народные голосования по наиболее важным вопросам - референдум автономного округа, местные референдумы, и свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4.4. Участие гражданина в референдуме и выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию в референдуме и выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Статья 5. Общественная деятельность
5.1. Общественная, в том числе политическая, деятельность в автономном округе осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия.
5.2. Правовой статус политических партий, общественных организаций и массовых движений определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами автономного округа и уставами указанных партий, организаций и движений зарегистрированных в установленном порядке.
Статья 6. Основы правовой системы
6.1. Нормативно-правовая система автономного округа основана на Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
6.2. Нормативно-правовая система автономного округа включает в себя Устав автономного округа, законы, иные правовые акты автономного округа, а также договоры и соглашения, заключаемые между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6.3. Нормативно-правовая система округа входит непосредственно в единую нормативно-правовую систему Российской Федерации.
6.4. Автономный округ самостоятельно и независимо производит правовое регулирование вопросов входящих в его компетенцию.
Статья 7. Государственная власть
7.1. Государственная власть в автономном округе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
7.2. Государственную власть в автономном округе осуществляют органы государственной власти автономного округа:
1) Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - высший орган государственной законодательной (представительной) власти округа;
2) Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - высшее должностное лицо автономного округа и Администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - высший орган государственной исполнительной власти автономного округа;
3) суды в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - органы судебной власти, входящие в судебную систему Российской Федерации, создаваемые и действующие в автономном округе в соответствии с федеральным законом;
7.3. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти округа самостоятельны.
7.4. Единство системы государственной власти в автономном округе обеспечивается взаимодействием органов государственной власти автономного округа на основе разграничения их компетенции в процессе реализации предметов ведения автономного округа.
7.5. Государственная власть автономного округа не имеет права вмешиваться в соответствующую законодательству деятельность общественных объединений.
Статья 8. Местное самоуправление
8.1. В автономном округе признается и гарантируется местное самоуправление как форма выражения власти народа.
8.2. Местное самоуправление осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов и иных нормативных актов автономного округа, уставов муниципальных образований.
8.3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения.
Статья 9. Земля и другие природные ресурсы
9.1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и хозяйственной деятельности населения, проживающего на территории автономного округа.
9.2. Отчуждение земель под использование должно компенсироваться в денежном или натуральном выражении согласно законодательству Российской Федерации и автономного округа.
Статья 10. Автономный округ в составе Российской Федерации
10.1. На территорию автономного округа распространяется суверенитет Российской Федерации.
Автономный округ признает верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на своей территории.
10.2. Автономный округ обладает самостоятельностью в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.
10.3. Автономному округу обеспечивается представительство в федеральных органах государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
10.4. Автономный округ в лице органа законодательной (представительной) власти автономного округа (Дума автономного округа) и органа исполнительной власти автономного округа (Губернатор автономного округа) обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
10.5. Органы государственной власти автономного округа участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
10.6. Полномочия Российской Федерации на территории автономного округа осуществляются федеральными органами государственной власти непосредственно, а также через создаваемые ими территориальные органы.
10.7. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа органы исполнительной власти автономного округа непосредственно входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
10.8. Разногласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти автономного округа разрешаются посредством использования согласительных процедур, а при не достижении согласия рассматриваются соответствующим судом в установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом порядке.
Статья 11. Отношения автономного округа с Красноярским краем
Отношения автономного округа с Красноярским краем могут регулироваться федеральными законами, соглашениями и договорами между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти Красноярского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Статья 12. Отношения автономного округа с другими субъектами Российской Федерации
12.1. Отношения автономного округа и других субъектов Российской Федерации осуществляются в формах: договоров, заключаемых между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; соглашений между подразделениями органов исполнительной власти округа с соответствующими подразделениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сферах согласованных совместных интересов автономного округа и субъектов Российской Федерации, которые были оформлены в виде отдельных договоров; межрегиональных программ с возможным созданием совместных рабочих органов; межрегиональных целевых фондов; общей долевой собственности.
12.2. В целях реализации положений, изложенных в настоящей статье, органы государственной власти автономного округа могут создавать свои представительства на территориях субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Международные и внешнеэкономические связи автономного округа
Автономный округ вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, заключать соответствующие договоры, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральным законам.
Статья 14. Государственный язык
Государственным языком в автономном округе в соответствии с Конституцией Российской Федерации является русский язык.
Статья 15. Символы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
Автономный округ имеет свои официальные символы - герб и флаг. Их описание и порядок использования определяются законом автономного округа.
Глава 2. Предметы ведения и полномочия автономного округа
Статья 16. Определение предметов ведения и полномочий автономного округа
16.1. Предметы ведения и полномочия автономного округа определяются исходя из установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами и соглашениями разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и автономным округом.
16.2. Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа, автономный округ обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.
Статья 17. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
В совместном ведении Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа находятся:
1) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
4) разграничение государственной собственности;
5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
9) установление общих принципов налогообложения и сборов Российской Федерации;
10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат;
12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
14) координация международных и внешнеэкономических связей автономного округа, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 18. Предметы ведения и полномочия Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
В ведении Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа находятся:
1) принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, контроль за их соблюдением;
2) определение административно-территориального устройства автономного округа;
3) установление системы органов государственной власти автономного округа, порядка их организации и деятельности в соответствии с общими принципами, определенными федеральным законом и настоящим Уставом; формирование законодательных и исполнительных органов государственной власти автономного округа;
4) государственная собственность автономного округа;
5) окружные программы в сфере государственного, экономического, экологического, социального, национально-культурного развития автономного округа, приполярных и арктических регионов;
6) окружной бюджет, окружные внебюджетные фонды, окружные налоги и сборы;
7) окружные энергетические и иные системы жизнеобеспечения, транспорт, информация и связь;
8) межрегиональные связи автономного округа;
9) международные и внешнеэкономические связи автономного округа;
10) государственная служба автономного округа;
11) награды и почетные звания автономного округа;
12) иные вопросы, отнесенные в соответствии с настоящим Уставом, законами и другими правовыми актами к ведению автономного округа, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Статья 19. Передача полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономного округа
19.1. Органы государственной власти автономного округа по соглашению с федеральными органами государственной власти могут принимать на себя осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам автономного округа.
19.2. Органы государственной власти автономного округа по соглашению с федеральными органами государственной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в порядке, установленном законом автономного округа.
Глава 3. Территория и административно-территориальное устройство
Статья 20. Границы автономного округа
20.1. Автономный округ занимает часть территории Российской Федерации в административных границах, определяемых исходя из Постановления Президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 года `Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера`.
20.2. Границы автономного округа определяются протоколом согласования с представителями сопредельных субъектов Российской Федерации и обозначаются на местности.
Официальным документом, фиксирующим границу автономного округа, является ее описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы.
20.3. Границы между автономным округом и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия и с учетом мнения населения в тех населенных пунктах, которых касается изменение границ с последующим утверждением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 21. Основы административно-территориального устройства автономного округа
21.1. Автономный округ самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства.
21.2. Административно-территориальное устройство устанавливается исходя из исторически сложившегося расселения, географического положения, населенности и размера территорий.
21.3. Административно-территориальное устройство автономного округа обеспечивает:
1) эффективность государственного управления и сбалансированное развитие территории;
2) создание благоприятных экономических, социальных и организационных условий для осуществления местного самоуправления и взаимодействия его органов с органами государственной власти;
3) рациональное распределение природных ресурсов, экономического потенциала, социальной инфраструктуры и систем коммуникаций между административно-территориальными единицами;
4) учет национальных, этнических, языковых, религиозных и иных особенностей образа жизни местного населения.
21.4. Вопросы административно-территориального устройства решаются с учетом мнения населения на соответствующей территории.
Статья 22. Административно-территориальное деление
22.1. В составе автономного округа имеются административно-территориальные единицы (образования) - городские и сельские населенные пункты, а также районы, объединяющие их.
22.2. Административно-территориальные единицы (образования) являются территориальной основой муниципальных образований.
22.3. Статус административно-территориальных единиц (образований) определяет их административно-территориальную подведомственность и принадлежность.
22.4. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц (образований), критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям, наименование и переименование населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц регулируются законом автономного округа.
Статья 23. Статус городов Норильска, Талнаха, Кайеркана и поселка Снежногорска
1. Особенности реализации статуса городов Норильска, Талнаха, Кайеркана и поселка Снежногорск, в том числе определение городской черты (границ города) и другие обстоятельства, непосредственно затрагивающие интересы автономного округа, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
Статья 24. Административный центр автономного округа
Административно-политическим центром округа и местом пребывания Думы и Губернатора автономного округа является город Дудинка.
Статус города Дудинки устанавливается Уставом о местном самоуправлении и Законом автономного округа.
Глава 4. Основы социальной политики автономного округа
Статья 25. Цели, приоритеты и правовые основы региональной социальной политики
25.1. Целью региональной социальной политики является удовлетворение конкретных потребностей и интересов различных групп населения автономного округа, защита жизненно важных прав граждан.
25.2. В число приоритетных направлений региональной социальной политики включаются: организация систем жизнеобеспечения, охрана здоровья населения и окружающей природной среды, обеспечение занятости населения в автономном округе, регулирование миграционных процессов, содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народностей Севера и этнических общностей, социальная поддержка отдельных категорий граждан, а также иные социальные потребности населения, в том числе культурные, воспитательные, образовательные, оздоровительные, религиозные, научные.
25.3. Органы государственной власти автономного округа разрабатывают основные направления и приоритеты региональной социальной политики, реализуют региональные социальные программы, обеспечивают их согласованность с соответствующими федеральными программами.
25.4. Органы государственной власти автономного округа осуществляют правовое регулирование по приоритетным направлениям региональной социальной политики автономного округа в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации, в соответствии с законодательством автономного округа, в том числе социальной правовой защиты коренных малочисленных народов Севера.
Статья 26. Гарантии прав коренных малочисленных народов Севера
26.1. Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления автономного округа обязаны осуществлять меры по возрождению, сохранению самобытности и свободному развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории округа.
26.2. Для реализации данных целей органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления:
разрабатывают программы возрождения, сохранения и развития коренных малочисленных народов;
оказывают финансовую поддержку, через образование соответствующих фондов из средств окружного и местных бюджетов, и внебюджетных фондов и выработку механизма компенсации за использование природных ресурсов и ущерб, наносимый природной среде в местах проживания коренных малочисленных народов;
способствуют развитию самоуправления в соответствии с национальными традициями и обычаями коренных малочисленных народов;
создают условия и гарантируют участие этих народов в работе органов государственной власти и местного самоуправления;
оказывают содействие развитию традиционных для коренных малочисленных народов отраслей хозяйства, в том числе путем предоставления льготных кредитов и ссуд, а также установления налоговых и других льгот для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;
создают условия для развития национальных культур, возрождению, сохранению и развитию языков коренных малочисленных народов;
организовывают подготовку национальный кадров, путем установления квот на обучение в средних и высших учебных заведениях представителям коренных малочисленных народов с оплатой обучения за счет средств окружного бюджета и внебюджетных фондов, а также при приеме на государственную и муниципальную службу;
решают вопросы, затрагивающие интересы коренных малочисленных народностей, с учетом их мнения;
в установленном порядке образуют в местах компактного проживания коренных малочисленных народностей национальные поселки, национальные сельские поселения;
выделяют территории традиционного (приоритетного) природопользования и при необходимости - резервные территории.
Данные территории включают в себя места выпаса и миграции оленей, общинные/родовые и семейные угодья, ягодные зоны, места нереста всех видов рыб, памятники природы, культурно-обрядовые и другие места, имеющие значение для сохранения традиционного уклада коренных малочисленных народов. Эти территории образуются по инициативе коренных малочисленных народностей и не подлежат без их согласия, выраженного путем референдума, отчуждению под промышленное освоение, не связанное с традиционными отраслями и промыслами.
Статья 27. Охрана здоровья населения
27.1. В автономном округе гарантируется право граждан на охрану здоровья.
27.2. Право граждан на сохранение и поддержание их здоровья и здоровья их детей обеспечивается органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления и работодателями путем принятия действенных мер по охране благоприятной для человека природной и социальной среды, организации рациональных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, контроля за питьевой водой и продуктами питания, предоставления своевременной и экономически доступной для граждан медицинской помощи.
27.3. Коренным малочисленным народностям Севера, проживающим на территории округа гарантируется предоставление бесплатной медицинской помощи и медицинских услуг.
27.4. Автономный округ может предоставлять налоговые льготы предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим медицинскую помощь.
Статья 28. Воспитание, образование, культура
28.1. Автономный округ признает и поддерживает основополагающую роль воспитания, образования, культуры в жизни и развитии общества, воспитания человека и гражданина.
28.2. Автономный округ гарантирует и обеспечивает права граждан в сфере культуры и образования.
28.3. Автономный округ способствует укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, уделяя особое внимание поддержке и социальной защите многодетных семей.
В автономном округе гарантируется финансовая и материальная поддержка в воспитании детей раннего возраста, обеспечивается доступность услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоев населения.
28.4. Автономный округ гарантирует доступность и бесплатность начального общего, основного общего образования, а также начального и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
28.5. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
28.6. Автономный округ создает за счет бюджета и внебюджетных средств фонды образования, культуры и развивает конкурсную систему получения стипендий, премий, займов и дотаций с целью поощрения и увеличения доступности высшего образования, профессиональной и творческой деятельности.
28.7. Предприятиям, учреждениям и организациям сферы культуры и образования, а также лицам, занимающимся профессиональной творческой деятельностью, могут предоставляться налоговые льготы, устанавливаемые законами автономного округа.
28.8. В автономном округе определяется минимальный размер средств и отчислений на финансирование сферы образования и культуры из окружного бюджета.
Статья 29. Обеспечение занятости населения и миграционная политика
29.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют контроль за соблюдением законодательства при высвобождении работников в связи с сокращением численности или ликвидации предприятий, расположенных на территории округа.
29.2. В автономном округе разрабатываются и осуществляются программы занятости населения, в том числе для представителей коренных малочисленных народностей Севера.
29.3. Органы государственной власти автономного округа предпринимают протекционистские меры по защите интересов трудоспособного населения автономного округа, в том числе путем лицензирования иностранной рабочей силы и ограничения ее притока на территорию автономного округа в соответствии с законодательством.
29.4. В целях регулирования рациональной численности населения автономного округа, с учетом конкретных условий реорганизации и прекращения деятельности предприятий на его территории, органы государственной власти участвуют в федеральных и межрегиональных программах переселения, формируют и участвуют в реализации комплекса мероприятий по переезду граждан внутри автономного округа, в другие регионы Российской Федерации и за ее пределы.
Статья 30. Территория традиционного природопользования
30.1. Территории традиционного природопользования образуются в соответствии с законом автономного округа и обеспечивают условия для занятий оленеводством, рыболовством, сбором дикоросов и другими исторически сложившимися отраслями хозяйства, сохранения духовной культуры коренных малочисленных народностей.
30.2. Территории традиционного природопользования включают в себя места выпаса оленей, охотничьи угодья, памятники природы, культурно-обрядовые и другие места, обеспечивающие традиционный уклад жизни коренных малочисленных народностей.
30.3. В пределах территорий природопользования родам, семьям, отдельным гражданам и объединениям граждан из числа малочисленных народностей, а также лицам других национальностей, занимающимися традиционными видами хозяйствования, выделяются угодья как основа обеспечения их жизнедеятельности, материального и духовного развития на основании и условиях, оговоренных Уставами муниципальных образований и законодательными актами автономного округа.
Глава 5. Законодательная власть
Статья 31. Осуществление законодательной власти
Законодательная власть в автономном округе осуществляется гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими и зарегистрированными на территории автономного округа и обладающими избирательным правом, непосредственно на референдуме автономного округа и Думой автономного округа.
Статья 32. Народное обсуждение и референдум (народное голосование)
32.1. Наиболее важные вопросы общественной жизни в порядке, установленном Уставом и законами автономного округа, могут быть вынесены на референдум (народное голосование).
32.2. Народное обсуждение назначается Думой автономного округа.
Референдум автономного округа проводится для принятия проекта закона или решения по важнейшим вопросам государственной жизни и общественной жизни, составляющие предметы ведения автономного округа.
На референдум не могут выноситься вопросы о сроках полномочий, приостановлении полномочий, о проведении досрочных выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, о формировании их состава и персональном составе, об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц.
На референдум автономного округа также не могут выноситься вопросы о налогах, бюджете, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения, а также другие вопросы, прямо указанные в законе автономного округа.
32.4. Референдум назначается Губернатором автономного округа по личной инициативе поддержанной не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы автономного округа в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и законом автономного округа.
Референдум назначается по инициативе Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по предложению, которое может быть внесено в Думу группой депутатов Думы, насчитывающей не менее трети от их установленной численности, и принятого Думой решением не менее двух третей депутатов от их установленной численности.
Референдум назначается по выдвинутому, в порядке народной инициативы, требованию не менее двух процентов граждан Российской Федерации постоянно или преимущественно проживающих на территории автономного округа и обладающих избирательным правом.
Референдум назначается по инициативе двух третей всех представительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
32.5. Голосование на референдумах автономного округа свободное, личное, тайное, проводимое на равных для голосующих основаниях.
32.6. Закон либо решение, принятое на окружном референдуме, действует непосредственно.
32.7. Порядок проведения референдума автономного округа определяется Уставом и законом автономного округа.
32.8. На территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа не могут проводиться без согласия органов государственной власти автономного округа, иные референдумы, кроме назначаемых в соответствии с пунктом 32.4 данной статьи настоящего Устава и общероссийских референдумов.
32.9. Референдумы, проводимые в нарушение данных норм, считаются незаконными.
Статья 33. Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
33.1. Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (далее - Дума автономного округа) является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти автономного округа и обладает правами юридического лица.
33.2. Дума автономного округа состоит из 11 депутатов, избираемых сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории автономного округа.
Порядок выбора депутатов Думы автономного округа, осуществления депутатских полномочий определяется законом автономного округа.
Выборы депутатов в Думу автономного округа проводятся по мажоритарной системе.
Выборы депутатов в Думу Таймырского автономного округа проводятся по 11 одномандатным избирательным округам.
33.3. Дума автономного округа считается правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Дума автономного округа собирается на свое первое, после выборов, заседание не позднее 15 дней после избрания.
33.4. Порядок созыва и проведения заседаний Думы автономного округа определяется Регламентом Думы автономного округа.
33.5. Полномочия однократно выбранных депутатов прекращаются по истечении срока, установленного пунктом 33.2 статьи 33 настоящего Устава, независимо от момента признания их полномочий мандатной комиссией Думы автономного округа.
Статья 34. Статус депутата
34.1. Депутаты Думы автономного округа могут осуществлять свои права и обязанности на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
Количество депутатов, работающих на постоянной основе, определяется самой Думой.
34.2. Депутат Думы автономного округа, работающий на постоянной основе, не может быть депутатом любых иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
34.3. Депутат Думы автономного округа, не работающий в ней на постоянной основе, не может быть депутатом любых иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления, главой местного самоуправления в муниципальном образовании, а также находиться на государственной службе, в том числе занимать руководящие должности в органах государственной исполнительной власти, действующих на территории автономного округа.
34.4. Законом автономного округа могут быть установлены и иные требования о несовместимости полномочий депутата Думы.
34.5. Депутат Думы автономного округа обладает депутатской неприкосновенностью на территории автономного округа в соответствии с федеральным законом.
Порядок привлечения депутата к ответственности, лишения депутатской неприкосновенности, прекращения депутатских полномочий устанавливается федеральным законом и законом автономного округа.
34.6. Депутаты Думы автономного округа не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение и другие правомерные действия по осуществлению депутатских полномочий, в том числе и по истечению этих полномочий.
34.7. Депутаты Думы автономного округа могут присутствовать на заседаниях органов исполнительной власти автономного округа и участвовать в обсуждении вопросов повестки дня (по профилю занятий своей депутатской деятельности) в соответствии с его Регламентом. Органы исполнительной власти заблаговременно извещают Думу автономного округа о своих заседаниях и повестке дня.
Статья 35. Председатель Думы автономного округа
35.1. Председатель Думы автономного округа избирается из числа ее депутатов тайным голосованием. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов от установленного числа депутатов Думы автономного округа.
35.2. Председатель Думы автономного округа подотчетен Думе.
35.3. Председатель Думы автономного округа досрочно утрачивает соответствующие полномочия в случае их добровольного сложения, отзыва этих полномочий не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы автономного округа путем тайного голосования, а также выбытия из состава Думы автономного округа.
35.4. Заместитель председателя Думы автономного округа избирается и досрочно утрачивает соответствующие полномочия в том же порядке, которые предусмотрены для председателя Думы автономного округа.
Статья 36. Полномочия Председателя Думы автономного округа, Заместителя председателя Думы автономного округа
36.1. Председатель Думы автономного округа:
1) представляет Думу автономного округа внутри страны и за ее пределами;
2) осуществляет общее руководство работой Думы автономного округа;
3) организует подготовку, созывает и ведет заседания Думы автономного округа;
4) подписывает постановления и другие акты Думы автономного округа;
5) оказывает содействие депутатам Думы автономного округа в осуществлении ими своих полномочий;
6) руководит работой аппарата Думы автономного округа;
7) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Думы автономного округа в банках и является распорядителем по этим счетам;
8) решает иные вопросы в соответствии с Регламентом Думы автономного округа;
9) дает поручения постоянным комиссиям Думы в пределах своей компетенции;
10) координирует и контролирует работу постоянных комиссий Думы в пределах своей компетенции;
11) представляет Думе кандидатуру заместителя председателя Думы автономного округа;
12) может непосредственно участвовать в заседаниях проводимых Губернатором автономного округа и участвовать в обсуждении вопросов повестки дня. Губернатор автономного округа заблаговременно доводит до сведения председателя Думы автономного округа дату и повестку заседания. Председатель Думы вправе пригласить с собой на заседание эксперта Думы по вопросам, обсуждаемым на заседании;
13) выполняет иные полномочия, определяемые законодательными актами, постановлениями Думы автономного округа и федеральными законами.
36.2. Председатель Думы автономного округа в пределах своей компетенции издает распоряжения.
36.3. Заместитель председателя Думы автономного округа выполняет по поручению председателя его отдельные полномочия, а в случае отсутствия председателя или временной невозможности выполнения им своих обязанностей - замещает председателя Думы автономного округа. Вопросы, отнесенные к ведению заместителя председателя Думы автономного округа должны быть закреплены письменно распоряжением председателя.
36.4. Когда должность председателя Думы автономного округа вакантна, на заседаниях Думы автономного округа может рассматриваться только вопрос избрания нового председателя Думы. Если при этом вакантной будет и должность заместителя председателя Думы, то указанные заседания ведет старейший по возрасту депутат.
Статья 37. Полномочия Думы автономного округа
37.1. Дума автономного округа осуществляет следующие полномочия:
1) принимает Устав (Основной Закон), законы автономного округа, постановления Думы, вносит в них изменения и дополнения;
2) производит толкование Устава, законов автономного округа, постановлений Думы автономного округа;
3) выходит с законодательной инициативой в Федеральное Собрание Российской Федерации о принятии закона об автономном округе;
4) согласовывает изменение границ автономного округа, принимает соответствующий закон автономного округа и выходит с ним в Федеральное Собрание Российской Федерации;
5) утверждает по представлению Губернатора автономного округа бюджет и отчет о его исполнении;
6) утверждает бюджеты окружных внебюджетных фондов и отчеты об их использовании;
7) устанавливает окружные налоги, сборы, пошлины и платежи, порядок их взимания; определяет порядок выпуска окружных займов;
8) устанавливает порядок предоставления льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в бюджет;
9) предоставляет налоговые льготы по платежам, зачисляемым в окружной бюджет автономного округа;
10) утверждает нормативы отчислений в бюджет органов местного самоуправления по регулирующим источникам доходов и размеров субсидий;
11) устанавливает порядок предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет бюджетных и внебюджетных средств автономного округа;
12) утверждает использование свободного остатка бюджетных средств, образующихся на начало текущего года;
13) определяет порядок использования земли и других природных ресурсов в пределах ведения автономного округа;
14) устанавливает общий порядок управления и распоряжения собственностью автономного округа;
15) устанавливает систему органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления;
16) назначает выборы в Думу автономного округа;
17) назначает выборы Губернатора автономного округа и органов местного самоуправления;
18) ратифицирует договоры автономного округа с Российской Федерацией, договоры и соглашения о сотрудничестве автономного округа с другими субъектами Российской Федерации, договоры и соглашения о международных и внешнеэкономических связях автономного округа;
19) принимает решения об установлении и изменении административно-территориального устройства автономного округа, статуса административного центра автономного округа, городов и иных поселений на территории автономного округа по представлению Губернатора автономного округа;
20) устанавливает ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов автономного округа в пределах ведения автономного округа;
21) учреждает государственные награды и почетные звания автономного округа;
22) решает организационные вопросы своей деятельности;
23) обладает правом законодательной инициативы перед Федеральным Собранием Российской Федерации;
24) утверждает порядок установления тарифов на оплату услуг предприятий, организаций, учреждений находящихся в окружной собственности;
25) определяет порядок изменения форм собственности имущества автономного округа, порядок передачи окружной собственности в муниципальную собственность;
26) утверждает порядок выпуска и принимает решение о выпуске займов;
27) инициирует и принимает решение о проведении окружного референдума;
28) согласовывает назначение на должности председателей (окружного) городского, районного и окружного арбитражного судов, прокурора автономного округа, начальника управления внутренних дел администрации автономного округа в порядке и случаях предусмотренных федеральным законодательством;
29) согласовывает установление порядка предоставления земельных участков под объекты федерального, межрегионального и окружного значения;
30) участвует в управлении и распоряжении окружной и федеральной собственностью, переданной в хозяйственное ведение автономного округа;
31) получает у Губернатора округа, его первого заместителя, заместителей, руководителей органов администрации округа необходимую информацию, справки, документацию;
32) для организационного, материально-технического, консультационного и экспертного обслуживания своей деятельности образует аппарат;
33) приостанавливает самостоятельно или по представлению Губернатора округа действие законодательных актов органов государственной власти других субъектов Российской Федерации, в которых предусматривается распространение их действия на территорию автономного округа без предварительного согласования с органами государственной власти округа до принятия решения соответствующим судом;
34) решает иные вопросы, отнесенные к ведению Думы автономного округа в соответствии с настоящим Уставом и законами автономного округа.
37.2. Дума автономного округа осуществляет контроль за соблюдением законов, исполнением окружного бюджета и других финансовых ресурсов, реализацией планов и программ социально-экономического развития, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью автономного округа, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти автономного округа.
Контрольные полномочия Думы автономного округа осуществляются в формах и способами определяемых законодательством Российской Федерации и Законами автономного округа.
37.3. Дума автономного округа самостоятельно осуществляет полномочия в пределах своей компетенции.
Федеральные органы государственной власти не вправе рассматривать вопросы, относящиеся к компетенции и ведению Думы автономного округа и принимать решения.
Статья 38. Досрочное прекращение полномочий Думы автономного округа
38.1. Полномочия Думы автономного округа могут быть прекращены досрочно по решению Думы автономного округа о самороспуске, принятому не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
Полномочия депутатов Думы автономного округа прекращаются с началом первого заседания Думы автономного округа нового созыва.
38.2. выборы в Думу автономного округа проводятся не позднее чем в трехмесячный срок со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий.
Глава 6. Губернатор. Исполнительная власть
Статья 39. Губернатор автономного округа
39.1. Губернатор является высшим должностным лицом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и возглавляет исполнительную власть автономного округа.
39.2. Губернатором автономного округа может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте от 30 лет, постоянно или преимущественно проживающий на территории автономного округа, независимо от основания и даты приобретения в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданства, обладающий избирательным правом.
39.3. Губернатор автономного округа избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории автономного округа, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Порядок выборов Губернатора автономного округа определяется Законом автономного округа.
39.4. Кандидатура Губернатора автономного округа должна соответствовать требованиям Федерального закона `Об основах государственной службы Российской Федерации`.
39.5. Губернатор автономного округа вступает в должность на 15 день со дня официального объявления результатов выборов после принесения в торжественной обстановке на заседании Думы автономного округа и в присутствии представителей муниципальных образований присяги следующего содержания: `Вступая в должность Губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, торжественно клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора, защищать интересы населения автономного округа, уважать и охранять права и свободы человека, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы автономного округа`.
39.6. Одно и то же лицо не может занимать должность Губернатора автономного округа более двух сроков подряд.
39.7. Губернатор автономного округа пользуется неприкосновенностью установленной федеральным законодательством.
Статья 40. Первый заместитель Губернатора (Вице-губернатор) автономного округа
40.1. Первый заместитель Губернатора (Вице-губернатор) автономного округа назначается Губернатором автономного округа по согласованию с Думой автономного округа в соответствии с настоящим Уставом.
40.2. В случае отсутствия Губернатора автономного округа или невозможности осуществления им своих обязанностей Первый заместитель (Вице-губернатор) исполняет обязанности Губернатора автономного округа в порядке, определенном Губернатором автономного округа.
Статья 41. Полномочия Губернатора автономного округа
41.1. Губернатор автономного округа осуществляет следующие полномочия:
1) представляет автономный округ в отношениях с Российской Федерацией, другими субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении международных связей;
2) подписывает и обнародует законы автономного округа;
3) подписывает договоры и соглашения от имени автономного округа;
4) определяет основные направления политики автономного округа в области государственного, экономического, общественно-политического, социального и культурного развития;
5) устанавливает схему управления автономным округом, определяет организационно-правовой статус государственных органов исполнительной власти автономного округа;
6) возглавляет администрацию автономного округа на основе единоначалия, определяет внутреннюю структуру и штатное расписание;
7) распоряжается непосредственно или через администрацию автономного округа средствами окружного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание Думы автономного округа;
8) отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу или законам автономного округа актов администрации автономного округа и ее структурных подразделений;
9) назначает референдум автономного округа в случаях и порядке, предусмотренных Уставом и законом автономного округа;
10) обеспечивает взаимодействие администрации автономного округа с Думой автономного округа;
11) представляет в Думу автономного округа проект окружного бюджета и отчет о его исполнении;
12) обращается к Думе автономного округа с ежегодным посланием о положении дел в автономном округе;
13) вносит в Думу автономного округа проекты законодательных актов, которые рассматриваются в первоочередном порядке;
14) назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов администрации, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
15) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между государственными органами исполнительной власти автономного округа, между государственными органами исполнительной власти автономного округа и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления автономного округа;
16) обеспечивает координацию деятельности органов местного самоуправления в автономном округе с органом исполнительной власти автономного округа;
17) приостанавливает действия нормативно-правовых актов органов государственной власти (органов исполнительной власти) других субъектов Российской Федерации, в которых предусматривается распространение их действия на территорию автономного округа без соответствующего предварительного согласования с органами государственной власти (органами государственного управления) округа до принятия решения соответствующим судом;
18) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды в порядке, установленном федеральными законами;
19) награждает государственными знаками отличия автономного округа и присваивает почетные звания автономного округа;
20) назначает выборы Думы автономного округа в случае досрочного прекращения ею своих полномочий, указанных в настоящем Уставе;
21) создает при Губернаторе автономного округа совещательные и иные органы;
22) инициирует проведение государственно-правовых экспериментов на территории автономного округа по расширению прав органов местного самоуправления в автономном округе;
23) представляет интересы автономного округа в Правительстве Российской Федерации и со стороны государственной исполнительной власти - в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
24) вносит проекты постановлений в Правительстве Российской Федерации, по вопросам затрагивающим интересы автономного округа;
25) согласовывает решения федеральных органов исполнительной власти, реорганизации и ликвидации их территориальных органов в автономном округе, и назначение соответствующих должностных лиц;
26) вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по вопросам деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти;
27) вносит предложения в Правительство Российской Федерации о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти автономного округа;
28) формирует и упраздняет постоянные представительства автономного округа при Правительстве Российской Федерации и на территориях других субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством автономного округа;
29) Губернатор непосредственно или через администрацию автономного округа решает вопросы социально-экономического развития и управления автономным округом, а также реализует другие функции, входящие в компетенцию исполнительной власти автономного округа, в соответствии с Уставом и законами автономного округа;
30) утверждает Реестр государственных должностей государственной службы органов власти и управления.
41.2. Губернатор автономного округа в пределах своих полномочий на основании и во исполнение правовых актов Российской Федерации, Устава и законов автономного округа издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории автономного округа.
41.3. Губернатор автономного округа участвует в заседаниях Думы автономного округа при обсуждении проекта бюджета автономного округа, отчета о его исполнении, при обращении с ежегодным посланием о положении в автономном округе.
В других случаях в заседаниях Думы автономного округа могут участвовать его представители, в лице его заместителей или других уполномоченных им лиц администрации округа.
41.4. Губернатор автономного округа, а также уполномоченные им лица вправе на заседании Думы автономного округа:
- в соответствии с Регламентом Думы автономного округа предлагать вопросы в повестку дня заседаний;
- вносить на рассмотрение Думы автономного округа проекты ее постановлений.
41.5. Губернатор автономного округа осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и законами автономного округа.
Статья 42. Досрочное прекращение полномочий Губернатора автономного округа
42.1. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случаях:
1) добровольной отставки;
2) утраты им права избираться на эту должность;
3) невозможности по состоянию здоровья или иным причинам осуществлять полномочия Губернатора, свыше четырех месяцев подряд;
4) вступление в законную силу обвинительного приговора суда, вынесенного в отношении Губернатора;
5) смерти Губернатора либо объявления его умершим в установленном законом порядке.
42.2. Отставка Губернатора автономного округа принимается Думой автономного округа на основании его письменного заявления.
Полномочия Губернатора автономного округа прекращаются с момента принятия Думой автономного округа решения о его отставке.
42.3. В остальных случаях полномочия Губернатора автономного округа прекращаются с момента наступления событий, указанных в пункте 42.1 настоящей статьи и констатируется Думой автономного округа.
42.4. Лицо, исполняющее обязанности Губернатора автономного округа, не имеет права назначать окружной референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре настоящего Устава.
Статья 43. Администрация автономного округа
43.1. Администрация автономного округа является высшим органом государственной исполнительной власти автономного округа.
43.2. Основы и принципы формирования и осуществления полномочий администрации автономного округа устанавливаются законом автономного округа, принимаемым по представлению Губернатора автономного округа в соответствии с настоящим Уставом.
43.3. Структура, порядок организации и деятельности администрации автономного округа определяются Губернатором автономного округа самостоятельно.
43.4. В состав администрации автономного округа входят руководители и должностные лица ее структурных подразделений, осуществляющих полномочия исполнительной власти автономного округа и исполнительно-распорядительные функции в соответствующих отраслях и сферах управления.
43.5. Администрация автономного округа издает постановления, которые имеют силу на всей территории автономного округа, подписываются Губернатором или первым заместителем Губернатора автономного округа, действующими в качестве руководителя администрации. Правовыми актами администрации автономного округа являются также приказы, инструкции, положения и иные акты руководителей ее структурных подразделений, изданные в пределах их ведения и обязательные к исполнению в соответствующих отраслях и сферах управления.
Статья 44. Полномочия администрации автономного округа
44.1. Администрация автономного округа осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает проект окружного бюджета, отчет о его исполнении, и представляет их Губернатору автономного округа для внесения в Думу автономного округа;
2) исполняет окружной бюджет;
3) разрабатывает текущие и перспективные планы и программы социально-экономического развития автономного округа и обеспечивает их выполнение;
4) управляет и распоряжается собственностью автономного округа;
5) осуществляет меры по развитию предпринимательства, контролю и ограничению монополистической деятельности;
6) реализует меры по развитию социальной сферы, росту благосостояния, охране труда и здоровья населения;
7) организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;
8) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства, отцовства и детства;
9) разрабатывает и реализует меры по развитию науки и культуры;
10) осуществляет мероприятия по развитию объектов энергетики, транспорта, связи;
11) создает условия для развития предприятий торговли, бытового обслуживания;
12) организует строительство объектов за счет средств окружного бюджета, утверждает градостроительные нормативы и документацию;
13) принимает меры по охране природы, рациональному природопользованию;
14) выдает лицензии на недропользование;
15) обеспечивает рациональное размещение производственных сил; содействует комплексному экономическому и социальному развитию населенных пунктов;
16) принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод лиц, проживающих на территории автономного округа, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями в автономном округе;
17) осуществляет контроль за деятельностью муниципальных образований и органов местного самоуправления в автономном округе в пределах, определенных федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
18) обеспечивает оперативное управление и распоряжение финансовыми ресурсами округа, осуществляет мероприятия по привлечению займов, кредитов в округ, получению ссуд и предусматривает меры по обеспечению их возвратности;
19) для обеспечения экономической стабильности округа выпускает векселя, выдает гарантийные обязательства, выступает поручителем через соответствующие структурные подразделения в пределах их компетенции;
20) осуществляет иные функции, вытекающие из задач, возлагаемых на администрацию автономного округа федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами автономного округа.
44.2. Реализуя указанные в пункте первом настоящей статьи функции, администрация автономного округа осуществляет норматворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
Глава 7. Государственная служба в автономном округе
Статья 45. Правовая основа организации государственной службы в автономном округе
Правовые основы организации государственной службы автономного округа (далее - государственная служба) и основы правового положения государственных служащих автономного округа (далее - государственных служащих) определяется федеральным законом, Уставом и законом автономного округа.
Глава 8. Местное самоуправление в автономном округе
Статья 46. Основы организации местного самоуправления в автономном крае
46.1. Принципы организации местного самоуправления в автономном округе, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления определяются и устанавливаются Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации, Уставом и законами автономного округа.
46.2. В местах компактного проживания коренных малочисленных народностей Севера могут формироваться Советы общин, Советы старейших, другие органы местного самоуправления населения в соответствии с традициями коренных малочисленных народностей. Органы территориального общественного самоуправления могут объединяться и формировать Советы представителей коренных малочисленных народностей на территории автономного округа.
46.3. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления на договорной основе могут передавать часть своих полномочий органам общественного самоуправления.
46.4. Органы общественного самоуправления действуют на основе уставов (положений) и должны быть зарегистрированы в органах юстиции автономного округа.
Глава 9. Территориальное общественное самоуправление
Статья 47. Основы организации территориального общественного самоуправления
Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав автономного округа, законы автономного округа, Устав муниципального образования, нормативные акты органов местного самоуправления, Устав территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования - в микрорайонах, кварталах, домах, сельских населенных пунктах, жилищных комплексах с прилегающими участками земли, а также на землях, водоемах, пастбищах, охотничьих и рыболовных угодьях, других приповерхностных и поверхностных объектах, на которых проживают и ведут традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народности Севера, этнические общества.
Взаимоотношения территориального общественного самоуправления и соответствующих органов местного самоуправления строятся на основе равноправия, самостоятельности принимаемых решений и ответственности решений за их исполнение, сбалансированности интересов, законности, сотрудничества и решения общих задач, взаимной информированности, возможности передачи отдельных полномочий.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность органов территориального общественного самоуправления, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Глава 10. Правовая система автономного округа
Статья 48. Нормативно-правовые акты автономного округа
48.1. Систему нормативно-правовых актов автономного округа составляют:
1) Устав автономного округа;
2) нормативные правовые акты, принятые на референдуме автономного округа;
3) законы автономного округа;
4) постановления и решения Думы автономного округа, носящие нормативный характер;
5) распоряжения Губернатора автономного округа, носящие нормативный характер;
6) постановления администрации автономного округа, носящие нормативный характер.
48.2. Устав Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа является основным законом автономного округа, имеет высшую юридическую силу по отношению к законам и иным правовым актам автономного округа и прямое действие на всей его территории.
48.3. Постановления и иные правовые акты государственных органов автономного округа не должны противоречить законам автономного округа. В случае противоречия между законами автономного округа и правовыми актами государственных органов автономного округа действует закон автономного округа.
48.4. Устав и законы автономного округа подлежат государственной защите на территории автономного округа также, как и федеральные законы.
48.5. Нормативные правовые акты, обязательные к исполнению государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и иными лицами на всей территории автономного округа могут издаваться только органами государственной власти автономного округа и только в форме актов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в соответствии с законами Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
48.6. Нормативно-правовые акты Думы Таймырского автономного округа в обязательном порядке направляются Губернатору автономного округа в день их подписания.
48.7. Нормативно-правовые акты Губернатора автономного округа и администрации автономного округа в обязательном порядке направляются в Думу автономного округа в день их подписания.
48.8. Устав (Основной Закон) автономного округа, поправки, вносимые в Устав (Основной Закон) автономного округа, направляются в Министерство Юстиции Российской Федерации.
Статья 49. Правовое регулирование по предметам ведения автономного округа
Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и автономного округа автономный округ самостоятельно и в полном объеме осуществляет правовое регулирование по предметам ведения автономного округа.
Статья 50. Правовое регулирование по предметам совместного ведения автономного округа и Российской Федерации
50.1. По предметам совместного ведения автономного округа и Российской Федерации автономный округ принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения.
50.2. Органы государственной власти автономного округа в праве вносить в установленном порядке свои предложения к проектам федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации.
50.3. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения автономного округа и Российской Федерации автономный округ может осуществлять по этим предметам собственное правовое регулирование. Законы и иные нормативно-правовые акты автономного округа подлежат приведению в соответствие с федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения автономного округа и Российской Федерации. В случае противоречия по вопросам совместного ведения между нормативным правовым актом автономного округа и федеральным законом действует федеральный закон.
Статья 51. Принятие законов автономного округа
51.1. Законы автономного округа принимаются Думой автономного округа двумя третями от ее установленного состава депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
51.2. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Думы автономного округа, Губернатору автономного округа, Суду автономного округа, Арбитражному суду автономного округа, Прокурору автономного округа, органам местного самоуправления. Законодательная инициатива может быть осуществлена также не менее чем десятью процентами проживающих в автономном округе граждан, обладающих избирательным правом.
51.3. Законопроекты о введении или отмене налогов, предоставлении налоговых льгот, выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы за счет окружного бюджета, рассматриваются Думой автономного округа только при наличии заключения администрации автономного округа.
Статья 52. Подписание и обнародование законов автономного округа Губернатором автономного округа
52.1. Губернатор автономного округа в течение десяти дней с момента получения текста принятого закона обязан рассмотреть его и принять одно из двух решений:
- подписать текст принятого Думой автономного округа закона и опубликовать его;
- отклонить текст принятого Думой автономного округа закона и вернуть его со своими мотивированными замечаниями в Думу автономного округа для повторного обсуждения. Наличие мотивированных замечаний при возврате текста закона в Думу обязательно.
52.2. В случае, если при повторном рассмотрении закон автономного округа будет принят в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного состава депутатов Думы автономного округа, он считается повторно принятым и подлежит подписанию и обнародованию Губернатором автономного округа в течение десяти дней.
Если при повторном голосовании закон автономного округа принимается в измененной редакции, он рассматривается как вновь принятый акт.
52.3. Если после повторного рассмотрения закона Думой автономного округа Губернатор автономного округа в течение десяти дней не подписывает его, то Дума автономного округа самостоятельно передает этот закон для опубликования от своего имени на основе принятого соответствующего постановления.
Статья 53. Вступление в силу законов автономного округа
Закон автономного округа вступает в силу с момента его официального опубликования, если самим законом не установлено иное.
Статья 54. Толкование нормативных правовых актов автономного округа
54.1. Официальное Толкование Устава автономного округа и законов автономного округа осуществляется Думой автономного округа.
54.2. Официальное Толкование принимается Думой автономного округа большинством от ее установленного численного состава депутатов.
54.3. Официальное толкование иные нормативных правовых актов автономного округа осуществляется органами, принявшими соответствующие акты.
Глава 11. Судебная власть в автономном округе
Статья 55. Деятельность судебных органов
55.1. Судебная власть в автономном округе осуществляется судами, являющимися составной частью системы судебных органов Российской Федерации.
55.2. Высшей судебной властью в автономном округе является Уставной суд.
55.3. Организация и порядок деятельности на территории автономного округа судов определяется федеральным законодательством.
55.4. Судам и судьям в автономном округе гарантируется независимость и неприкосновенность.
55.5. Судопроизводство в автономном округе ведется на русском языке. Участвующее в деле лицо, не владеющее русским языком, обеспечивается правом полного ознакомления с материалами дел, участия в судебных действиях через переводчика и правом выступать в суде на родном языке.
55.6. Органы судебной власти в автономном округе в соответствии со своей компетенцией осуществляют применение и охрану настоящего Устава, законов и иных правовых актов автономного округа, защищают права и свободы личности, в том числе право на участие в осуществлении государственной власти автономного округа и местного самоуправления на территории автономного округа, разрешают споры с участием органов государственной власти автономного округа, а также органов местного самоуправления на территории автономного округа.
Глава 12. Законность, правопорядок и общественная безопасность
Статья 56. Органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность граждан
56.1. Личная безопасность граждан, защита их имущества, общественного порядка, борьба с преступностью в автономном округе обеспечиваются федеральными, окружными и муниципальными органами внутренних дел, действующими на территории автономного округа.
Порядок создания, структура и деятельность органов внутренних дел регулируются федеральными законами и законами автономного округа.
56.2. На территории автономного округа в соответствии с федеральными законами действуют органы безопасности и налоговой полиции.
Статья 57. Прокурорский надзор
57.1. Надзор за исполнением федеральных законов и законов автономного округа, а также соответствием законам издаваемых нормативно-правовых актов на территории автономного округа осуществляется прокурором автономного округа и подчиненными ему прокурорами и иными органами Прокуратуры Российской Федерации.
57.2. Полномочия, организация и деятельность прокурора автономного округа, подчиненных ему прокуроров и иных органов Прокуратуры Российской Федерации, действующих на территории автономного округа и входящих в единую систему Прокуратуры Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Статья 58. Адвокатура
Юридическая помощь и защита интересов граждан и юридических лиц осуществляется коллегиями и иными объединениями адвокатов, а также отдельными лицами, обладающими правом на занятие адвокатской практикой. Организация и порядок деятельности адвокатуры в автономном округе определяются федеральными законами и законами автономного округа.
Статья 59. Нотариат
59.1. Нотариальная деятельность в автономном округе по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, установленном федеральными законами и законами автономного округа.
59.2. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают уполномоченные на то муниципальные должностные лица в соответствии с полномочиями, представленными федеральными законами.
Глава 13. Собственность, финансы, бюджет и налоги
Статья 60. Отношения собственности
60.1. Содержание права собственности определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами автономного округа.
60.2. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности служат экономической основой хозяйственного социально-культурного развития автономного округа.
Все формы собственности на территории автономного округа обеспечиваются равной правовой защитой.
60.3. Органы государственной власти автономного округа содействуют экономическими и организационными мерами развитию предпринимательской деятельности, основанной на всех формах собственности.
Статья 61. Государственная собственность
61.1. Государственная собственность на территории автономного округа выступает в виде собственности автономного округа, федеральной собственности и собственности других субъектов Российской Федерации.
61.2. Государственная собственность автономного округа формируется в соответствии с федеральным законодательством и законами автономного округа.
61.3. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность автономного округа осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономного округа совместно.
61.4. Органы государственной власти автономного округа участвуют в управлении объектами федеральной собственности и осуществляют функции контроля по отношению к ним в порядке, установленном федеральным законом.
61.5. Права собственника и осуществление функций управления в отношении объектов государственной собственности автономного округа принадлежат органам государственной власти автономного округа в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Уставом и законами автономного округа.
Статья 62. Состав собственности автономного округа
62.1. В состав собственности автономного округа входят:
1) земельные участки и другие природные объекты, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований;
2) предприятия, учреждения и организации хозяйственного и социально-культурного назначения, приобретенные на средства автономного округа или на другом законном основании;
3) объекты, переданные автономному округу федеральными органами государственной власти или органами местного самоуправления;
4) имущество органов государственной власти и управления автономного округа;
5) средства бюджета, окружные внебюджетные и валютные фонды;
6) ценные бумаги и другие финансовые активы, принадлежащие автономному округу;
7) другие объекты собственности, необходимые для осуществления задач автономного округа как субъекта Российской Федерации.
62.2. Состав собственности автономного округа закрепляется в Реестре объектов собственности автономного округа.
62.3. Объекты собственности автономного округа, имеющие наиболее важное значение, отчуждению не подлежат.
62.4. Объекты собственности автономного округа могут быть закреплены за предприятиями на праве хозяйственного ведения. Имущество, используемое учреждениями и организациями, финансируемыми из окружного бюджета, передается им в оперативное управление органом, осуществляющим правомочия собственника.
62.5. Объекты собственности автономного округа могут быть переданы в муниципальную собственность. При решении вопросов о передаче объектов учитывается их направленность на обслуживание потребностей местного значения и наличия местных ресурсов, необходимых для функционирования этих объектов.
Статья 63. Финансовые ресурсы
63.1. Финансовые ресурсы автономного округа состоят из средств окружного бюджета и местных бюджетов, внебюджетных, валютных и других окружных и местных фондов, кредитных ресурсов, окружных и местных займов, дотаций и субвенций, выделяемых автономному округу из федерального бюджета, средств, полученных на договорной основе из иных бюджетов и внебюджетных фондов, привлеченных средств физических и юридических лиц.
63.2. Финансовые ресурсы автономного округа могут на договорных началах объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также предприятий, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования межрегиональных программ социально-экономического и культурного развития, совместных инвестиционных проектов и других мероприятий.
Статья 64. Налоговая система
64.1. Налоговая система автономного округа включает федеральные, окружные и местные налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, установленные в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов в Российской Федерации, федеральными законами, законами автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также механизмами их взимания и распределения, обеспечивающие поступление финансовых средств в окружной бюджет и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды.
Статья 65. Бюджетная система
65.1. Бюджетная система автономного округа представляет собой совокупность окружного и местных бюджетов (консолидированный бюджет автономного округа), каждый из которых является ее самостоятельной частью, ежегодно разрабатывается, утверждается и исполняется соответствующими органами государственной власти округа.
Отношения окружного и местных бюджетов регулируются федеральным законом и законом автономного округа.
65.2. Дума автономного округа утверждает окружной бюджет и отчет о его исполнении.
65.3. Дума самостоятельно планирует и осуществляет предусмотренные соответствующей статьей бюджета расходы на свое содержание.
Разработка проекта окружного бюджета, его исполнение, за исключением расходов указанных в части первой пункта 65.3 настоящей статьи, осуществляется администрацией округа.
Проект бюджета представляется администрацией округа с раскрытием статей по объектам и направлениям расходов и доходов.
65.4. Вмешательство любых органов власти и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения окружного бюджета не допускается.
Статья 66. Окружной бюджет
66.1. Окружной бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств в интересах всего населения автономного округа.
66.2. Самостоятельность окружного бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом органов государственной власти автономного округа определять направления расходования средств окружного бюджета.
66.3. В доходы окружного бюджета зачисляются:
1) регулирующие доходы в виде отчислений от федеральных источников доходов;
2) окружные налоги, сборы, другие обязательные платежи юридических и физических лиц;
3) поступления от сдачи в аренду или продажи объектов собственности автономного округа, а также объектов федеральной собственности, переданные в хозяйственное ведение и распоряжение автономному округу;
4) дивиденды от использования собственности автономного округа, совместных предприятий в соответствии с долей автономного округа в собственности этих предприятий, а также дивиденды от использования государственного имущества акционерными обществами, действующими на территории автономного округа;
5) платежи за пользования природными ресурсами в соответствии с федеральным законом и законами автономного округа;
6) часть доходов от приватизации имущества автономного округа в соответствии с федеральным законодательством;
7) выявленные сокрытые от налогообложения доходы предприятий, организаций и учреждений, находящихся в собственности автономного округа;
8) иные поступления и платежи в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа.
При недостаточности указанных доходов для сбалансированности окружного бюджета из федерального бюджета могут выделяться дотации и субвенции в порядке, предусмотренном федеральным законом.
64.4. В окружной бюджет включаются расходы на финансирование:
1) экономических и социальных планов и программ окружного значения;
2) текущую деятельность и развитие учреждений и организацией, состоящих на окружном бюджете;
3) содержание органов государственной власти автономного округа.
66.5. Окружному бюджету компенсируются потери в доходах и дополнительные расходы, возникшие в связи с решениями федеральных органов власти.
Дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения окружного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат.
66.6. Если окружной бюджет на следующий год не утвержден до конца текущего года, то впредь до его утверждения администрация вправе производить в следующем году расходы, необходимые для:
1) содержания бюджетных учреждений и организаций;
2) финансирования дотаций и компенсационных выплат населению;
3) проведения мероприятий чрезвычайного характера.
Статья 67. Внебюджетные фонды
67.1. Окружные внебюджетные фонды представляют собой обособленную часть окружных финансовых ресурсов, имеют самостоятельные источники формирования и целевое назначение. Порядок их формирования и управления определяется законами автономного округа в соответствии с настоящим Уставом.
67.2. Управление средствами федеральных внебюджетных фондов, сформированных на территории автономного округа, осуществляется с участием Администрации автономного округа.
Глава 14. Порядок принятия и изменения устава автономного округа
Статья 68. Принятие и вступление в силу Устава автономного округа
Устав автономного округа принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы автономного округа, подписывается в течение семи дней Губернатором автономного округа и вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 69. Внесение изменений и дополнений в Устав автономного округа
69.1. Предложения об изменении и дополнении Устава автономного округа могут вноситься по инициативе:
1) не менее 10% избирателей автономного округа;
2) Губернатора автономного округа;
3) не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы автономного округа;
4) большинства всех представительных органов местного самоуправления и других муниципальных образований автономного округа.
69.2. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав автономного округа направляются в Думу автономного округа с обязательным представлением законопроекта об изменении Устава автономного округа.
69.3. Повторное внесение отклоненного предложения об изменении и дополнении Устава автономного округа допускается не ранее, чем через год после его отклонения.
69.4. Изменения и дополнения в Устав автономного округа вносятся законом автономного округа, принимаемом в порядке, предусмотренном для принятия Устава автономного округа.
Глава 15. Государственная защита устав автономного округа
Статья 70. Органы, осуществляющие государственную защиту Устава (Основного Закона) автономного округа
70.1. Целью государственной защиты Устава (Основного Закона) автономного округа является обеспечение соответствия нормативных правовых актов автономного округа и нормативных актов местного самоуправления Уставу (Основному Закону) автономного округа.
70.2. Государственную защиту Устава (Основного Закона) автономного округа осуществляют федеральные и окружные органы государственной власти.
Суды осуществляют судебную защиту Устава (Основного Закона) автономного округа, органы прокуратуры - прокурорский надзор за исполнением Устава (Основного Закона) автономного округа.
Контрольно-Счетная палата автономного округа осуществляет соблюдение Устава (Основного Закона) в пределах своей компетенции в соответствии с законом автономного округа.
Глава 16. Заключительные и переходные положения

1. В течение одного года со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним все действующие нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления автономного округа.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, принятые до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей положениям настоящего Устава.
3. Законы и другие нормативные акты автономного округа, ссылки на которые содержатся в настоящем Уставе, должны быть приняты соответствующими органами государственной власти автономного округа.
4. В случае если федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации системы органов государственной власти, будет определено иное, чем настоящим Уставом в части установления системы органов государственной власти автономного округа, действуют положения федерального закона, а положения Устава подлежат приведению в соответствие с ним.
5. Дума автономного округа первого созыва сохраняет свои полномочия согласно статьи 1 Закона `О Думе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа`.


Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
Г.П. Неделин

8 апреля 1998 г.
No 13-64 ОКЗ

Док. 146841
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``