Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Устав Эвенкийского автономного округа Назад
Устав Эвенкийского автономного округа
Устав Эвенкийского автономного округа
Принят Законодательным Сугланом
Эвенкийского автономного округа 1 февраля 1996 г.

Преамбула
Раздел 1. Общие положения (ст. 1-7)
Раздел 2. Статус Эвенкийского автономного округа (ст. 8-13)
Раздел 3. Административно-территориальное деление (ст. 14-18)
Раздел 4. Законодательная (представительная) государственная власть Эвенкийского автономного округа (ст. 19-34)
Раздел 5. Исполнительная государственная власть Эвенкийского автономного округа (ст. 35-45)
Раздел 6. Взаимодействие законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти (ст. 46-50)
Раздел 7. Судебная власть (ст. 51-53)
Раздел 8. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности (ст. 54-58)
Раздел 9. Местное самоуправление в Эвенкийском автономном округе (ст. 59-67)
Раздел 10. Экономическая основа деятельности органов государственной власти округа (ст. 68-77)
Раздел 11. Обеспечение и защита прав коренных малочисленных народов (ст. 78-86)
Раздел 12. Воспитание, образование, культура в Эвенкийском автономном округе (ст. 87-91)
Раздел 13. Здоровье населения и охрана окружающей природной среды в Эвенкийском автономном округе (ст. 92-94)
Раздел 14. Вступление в силу Устава (Основного Закона) Эвенкийского автономного округа и порядок его изменения (ст. 95-98)

Преамбула
Мы, полномочные представители жителей Эвенкийского автономного округа, сознавая себя частью многонационального народа Российской Федерации, стремясь к утверждению на эвенкийской земле общечеловеческих ценностей, признавая принципы демократического общества и право народов на самоопределение;
- исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущим поколениями;
- заботясь о сохранении и самобытном развитии народов Эвенкии, развивая культуру и экономику;
- исходя из необходимости закрепления государственно-правового статуса округа как субъекта Российской Федерации и создания правовой основы его всестороннего развития;
- руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Федеративным Договором, принимаем Устав Эвенкийского автономного округа.
Раздел 1. Общие положения
Статья 1.
Единственным источником государственной власти округа является его население. Никто не может присваивать государственную власть в Эвенкийском автономном округе. Захват государственной власти преследуется по закону.
Народ выражает свою волю непосредственно, а также через своих представителей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 2.
В Эвенкийском автономном округе его населению обеспечиваются общепризнанные права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Статья 3.
Органы государственной власти Эвенкийского автономного округа защищают права человека и гражданина.
Эвенкийский автономный округ вправе устанавливать дополнительные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Статья 4.
Каждый, кто находится на территории Эвенкийского автономного округа, должен выполнять его законы, принятые в пределах принадлежащих округу полномочий.
Статья 5.
В Эвенкийском автономном округе признается деятельность политических партий, общественных организаций, политических движений, гарантируется свобода слова, вероисповедания, отправления религиозных культов.
Статья 6.
Территория Эвенкийского автономного округа в пределах административно-территориальных границ является неотъемлемой частью территории Российской Федерации, входит в состав Красноярского края. Она не может быть изменена, изъята без согласия абсолютного большинства населения Эвенкийского автономного округа, волеизъявления большинства коренных малочисленных народов Севера. Использование территории округа для общефедеральных нужд невозможно без согласования с округом, осуществленного в установленном законом порядке.
Статья 7.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами, лесами, растительным и животным миром, другими природными богатствами на территории Эвенкийского автономного округа находятся в совместном ведении Российской Федерации и Эвенкийского автономного округа.
Раздел 2. Статус Эвенкийского автономного округа
Статья 8.
Эвенкийский автономный округ является национально-территориальным образованием, строящим федеративные отношения на основе равноправия с другими субъектами Российской Федерации.
Эвенкийский автономный округ самостоятельно принимает собственный Устав, законы и иные нормативные акты в пределах своей компетенции.
Статус и наименование округа определяются Конституцией Российской Федерации и его Уставом, изменение статуса и наименования Эвенкийского автономного округа, а также присоединение или отторжение его территории может осуществляться только на основе волеизъявления абсолютного большинства жителей Эвенкийского автономного округа и волеизъявления большинства населения коренных малочисленных народов Севера, обладающих избирательным правом.
Отношения с Красноярским краем строятся на договорной основе.
Статья 9.
Эвенкийский автономный округ как субъект Российской Федерации может быть самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей.
Статья 10.
Правовой основой деятельности органов государственной власти округа является Конституция Российской Федерации, Федеративный Договор, федеральные законы, настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти округа.
Статья 11.
Государственная власть в Эвенкийском автономном округе едина и осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть округа осуществляют Законодательный Суглан и Администрация округа. Органы судебной власти на территории Эвенкийского автономного округа образуются и действуют в соответствии с законами Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти округа и их взаимодействие устанавливается Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом и законами Эвенкийского автономного округа.
Эвенкийский автономный округ имеет свой герб, флаг и гимн.
Статья 12.
В ведении Эвенкийского автономного округа находятся:
1) принятие и изменение Устава Эвенкийского автономного округа, других правовых актов округа;
2) административно-территориальное устройство округа;
3) установление системы органов государственной власти округа, их формирование;
4) государственная собственность округа;
5) бюджет округа, окружные налоги и сборы;
6) международные и межрегиональные связи округа;
7) государственная служба округа;
8) почетные награды округа;
9) иные вопросы, не отнесенные, согласно Конституции Российской Федерации, к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 13.
В Эвенкийском автономном округе признается и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Раздел 3. Административно-территориальное деление
Статья 14.
Эвенкийский автономный округ включает в себя территории районов, поселков, сельских населенных пунктов.
В состав Эвенкийского автономного округа входят районы: Байкитский, Илимпийский, Тунгусско-Чунский.
Административным центром (столицей) является п.Тура.
Статья 15.
Вопросы административно-территориального устройства Эвенкийского автономного округа решаются им самостоятельно.
На территории Эвенкийского автономного округа могут создаваться национальные административно-территориальные образования.
Статья 16.
Все преобразования административно-территориального устройства Эвенкийского автономного округа осуществляются на уровне окружных органов государственной власти с участием местного органа самоуправления, с учетом мнения населения округа.
Статья 17.
Районы, поселки, села Эвенкийского автономного округа могут иметь свою символику.
Статья 18.
На территории Эвенкийского автономного округа языком официального общения и делопроизводства признаются русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации, а также эвенкийский язык.
В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (ессейских якутов, кето) их языки могут быть использованы в качестве языков официального делопроизводства.
Раздел 4. Законодательная (представительная) государственная власть
Эвенкийского автономного округа
Статья 19.
Законодательная власть в Эвенкийском автономном округе осуществляется:
народом, непосредственно путем референдума;
Законодательным Сугланом Эвенкийского автономного округа.
Статья 20.
Законодательный Суглан Эвенкийского автономного округа - постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти, имеющий статус юридического лица.
Законодательный Суглан реализует свои полномочия путем принятия законов Эвенкийского автономного округа и иных актов, а также через контрольную деятельность.
Законы Эвенкийского автономного округа, нормативно-правовые акты Законодательного Суглана, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти округа, органами местного самоуправления, всеми находящимися на его территории предприятиями, организациями, общественными объединениями и гражданами. Невыполнение законов Эвенкийского автономного округа, нормативно-правовых актов Законодательного Суглана влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законами округа.
Выборы депутатов Законодательного Суглана Эвенкийского автономного округа проводятся по одномандатным избирательным округам на срок полномочий 4 года. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера допускается формирование избирательных округов с меньшей численностью избирателей.
Количество мандатов и границы избирательных округов, порядок организации и проведения выборов в Законодательный Суглан устанавливаются законом Эвенкийского автономного округа.
Выборы в Законодательный Суглан, в случае досрочного прекращения полномочий, проводятся не позднее двухмесячного срока со дня принятия решения о прекращении полномочий Законодательного Суглана, в соответствии с законом округа о выборах.
Деятельность Законодательного Суглана может быть прекращена или приостановлена только на основании самороспуска либо на основании результатов референдума о прекращении или приостановлении его полномочий.
Статья 21.
Референдум назначается Законодательным Сугланом и считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, обладающих избирательным правом и постоянно проживающих на территории Эвенкийского автономного округа.
Закон или решения, вынесенные на окружной референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участвовавших в голосовании.
Порядок проведения референдума определяется законом округа.
Статья 22.
Статус депутата Законодательного Суглана определяется соответствующим федеральным и окружным законом.
Число депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, устанавливается Законодательным Сугланом самостоятельно.
Депутат Законодательного Суглана обладает депутатской неприкосновенностью в течение срока его полномочий в соответствии с федеральным законом. Порядок привлечения депутата к ответственности, лишения его депутатской неприкосновенности, прекращения депутатских полномочий устанавливается законами Российской Федерации и законами Эвенкийского автономного округа. При этом решение о лишении депутатской неприкосновенности принимается Законодательным Сугланом округа.
Статья 23.
Депутатом Законодательного Суглана может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории округа не менее одного года и обладающий избирательным правом.
Депутат Законодательного Суглана может быть отозван по решению избирателей в порядке, установленном законом округа.
Статья 24.
Законодательный Суглан собирается на первое заседание на пятнадцатый день со дня избрания не менее двумя третями от установленного, в соответствии с ч.5 ст.20 настоящего Устава, числа депутатов Законодательного Суглана.
Статья 25.
Законодательный Суглан на первом заседании из числа депутатов избирает Председателя Законодательного Суглана и его заместителей.
Статья 26.
Председателем Законодательного Суглана может быть избран гражданин Российской Федерации большинством голосов от установленного числа депутатов.
Одно и то же лицо не может быть избрано Председателем Законодательного Суглана более двух сроков подряд.
Председатель Законодательного Суглана округа избирается на заседании Законодательного Суглана из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Законодательного Суглана. Председатель Законодательного Суглана подотчетен Законодательному Суглану и может быть отозван путем тайного голосования на заседании Законодательного Суглана большинством голосов от установленного числа депутатов.
Статья 27.
Законодательный Суглан осуществляет свою деятельность на пленарных заседаниях, а также в ходе работы комитетов и комиссий.
По важным вопросам жизни округа и разрабатываемым законопроектам Законодательный Суглан организует и проводит слушания.
Порядок подготовки, созыва и проведения заседаний Законодательного Суглана, избрания Председателя и иных должностных лиц Законодательного Суглана, образования комитетов и комиссий, организации их деятельности, голосования и другие вопросы организации работы Законодательного Суглана определяются Регламентом, принимаемым Законодательным Сугланом.
Регламент считается утвержденным, если за него проголосовало более двух третей от числа избранных депутатов. Очередные заседания Законодательного Суглана созываются его Председателем.
Внеочередные заседания Законодательного Суглана созываются по инициативе:
- не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Суглана;
- Председателя Законодательного Суглана;
- Главы Администрации округа.
Статья 28.
К ведению Законодательного Суглана Эвенкийского автономного округа относятся:
1. Принятие Устава, законов Эвенкийского автономного округа, утверждение договоров и соглашений органов государственной власти, внесение в них изменений, дополнений.
2. Избрание и освобождение от должности Председателя и заместителей Председателя Законодательного Суглана.
3. Образование комитетов и комиссий, избрание их председателей, избрание других должностных лиц и органов Законодательного Суглана в соответствии с законами округа.
4. Определение структуры Законодательного Суглана, принятие Регламента.
5. Утверждение сметы расходов на содержание Законодательного Суглана, структуры, штатов и фонда оплаты труда его аппарата.
6. Признание и прекращение полномочий депутатов Законодательного Суглана.
7. Установление наименования исполнительного органа государственной власти округа и его главы.
8. Согласование назначения и освобождения от должности Главой Администрации округа первых заместителей, руководителей финансового управления округа, управления внутренних дел.
9. Согласование на назначение судей, руководителей правоохранительных органов и федеральных органов, действующих на территории округа в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
10. Образование согласительных комиссий по разрешению споров между депутатскими группами и фракциями Законодательного Суглана, а также между органами государственной власти округа и органами местного самоуправления.
11. Установление порядка заключения договоров о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, внешнеэкономических и международных договоров со стороны округа.
12. Заслушивание ежегодного отчета Главы Администрации округа.
13. Внесение представлений Главе Администрации округа об изменении принятых им нормативных актов или их отмене, а также обжалование в судебном порядке.
14. Принятие решения по обращению Главы Администрации округа, прокурора округа на акты Законодательного Суглана.
15. Установление ответственности за нарушение законов и нормативно-правовых актов, изданных по предметам его введения.
16. Утверждение по представлению Главы Администрации округа окружного бюджета и отчета об его исполнении.
17. Осуществление контрольных функций через создаваемые им контрольные органы.
18. Принятие решения об изменении границ Эвенкийского автономного округа по результатам референдума, утверждение и изменение административно-территориального деления Эвенкийского автономного округа.
19. Принятие решения о назначении окружного референдума, утверждение состава комиссии и порядка по его проведению.
20. Принятие решения об образовании окружных внебюджетных и валютных фондов, утверждение отчетов об их расходовании.
21. Установление окружных налогов, сборов, пошлин и платежей, а также порядок их взимания.
22. Определение порядка использования земли и других природных ресурсов, охраны объектов истории, культуры и природы, порядка передачи окружной собственности в муниципальную.
23. Установление общего порядка управления и распоряжения окружной собственностью.
24. Установление системы органов государственной власти округа, порядка их формирования, реорганизация их деятельности.
25. Осуществление правового регулирования вопросов местного самоуправления.
26. Утверждение перспективных планов, программ экономического и социального развития округа.
27. Осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
28. Утверждение состава избирательной комиссии Эвенкийского автономного округа.
29. Назначение выборов депутатов Законодательного Суглана и выборов Главы Администрации округа.
30. Принятие отставки Главы Администрации округа, утверждение прекращения полномочий Главы Администрации округа, выдвижение инициативы об отрешении Главы Администрации округа от должности.
31. Принятие решений о делегировании полномочий округам Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также решений о принятии полномочий, делегированных округу в установленном федеральном законом порядке.
32. Утверждение наград и почетных званий, премий округа, а также порядка их присвоения.
33. Учреждение средств массовой информации.
34. Решение иных вопросов, отнесенных к его ведению.
Статья 29.
Законодательный Суглан принимает законы, постановления и иные не содержащие правовых предписаний заявления и обращения большинством голосов от установленного числа депутатов.
Статья 30.
Субъектами законодательной инициативы в Законодательном Суглане являются:
- депутаты Законодательного Суглана;
- Глава Администрации округа;
- органы местного самоуправления;
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, общественные и общественно-политические объединения, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством.
Законодательный Суглан Эвенкийского автономного округа имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации от имени округа как субъекта Российской Федерации.
Законодательный Суглан вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации для разрешения споров в соответствии с законодательством.
Статья 31.
Для организационного, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности Законодательного Суглана, оказания помощи его постоянным комиссиям и комитетам, а также депутатам Законодательный Суглан создает свой аппарат и регулирует его организацию и деятельность.
Статья 32.
Законодательный Суглан самостоятельно и через создаваемые им контрольные органы осуществляет контроль за:
исполнением Конституции и законов Российской Федерации, Устава и законов, нормативных правовых актов Эвенкийского автономного округа;
исполнением бюджета округа, использованием внебюджетных и валютных фондов округа, кредитных ресурсов и ассигнований за счет федерального и окружного бюджетов;
выполнением программ и планов социально-экономического развития округа;
соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью округа, а также собственностью, переданной в управление округа.
Статья 33.
Председатель Законодательного Суглана Эвенкийского автономного округа:
подписывает постановления и другие акты, принятые Законодательным Сугланом;
руководит деятельностью Законодательного Суглана;
координирует работу органов Законодательного Суглана;
оказывает содействие депутатам Законодательного Суглана в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их
необходимой информацией;
принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе Законодательного Суглана;
пользуется правом найма и увольнения специалистов вспомогательного и технического персонала аппарата Законодательного Суглана;
решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Законодательным Сугланом или возложены на него действующим законодательством.
По вопросам своей компетенции Председатель Законодательного Суглана издает распоряжения.
Статья 34.
Заместители Председателя Законодательного Суглана выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным Регламентом Законодательного Суглана. В случае отсутствия Председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей функции Председателя Законодательного Суглана выполняет его первый заместитель.
Заместители Председателя Законодательного Суглана избираются тайным голосованием по представлению Председателя Законодательного Суглана из числа депутатов на срок полномочий большинством голосов от установленного для Законодательного Суглана числа депутатов.
Раздел 5. Исполнительная государственная власть
Эвенкийского автономного округа
Статья 35.
Исполнительную государственную власть Эвенкийского автономного округа осуществляет Администрация округа.
Администрацию округа возглавляет Глава Администрации.
Кроме Главы Администрации, в состав окружной Администрации входят его заместители, в том числе первый заместитель и подчиненные ему управленческие структуры. Структура и порядок деятельности Администрации Эвенкийского автономного округа определяются законом.
Статья 36.
Глава Администрации округа избирается гражданами, проживающими на территории Эвенкийского автономного округа, всеобщими равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Главы Администрации округа более двух раз подряд.
Главой Администрации округа может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, проживающий на территории Эвенкийского автономного округа не менее одного года.
Порядок выборов Главы Администрации округа определяется федеральным и окружным законодательством.
Статья 37.
Глава Администрации округа вступает в должность с момента принесения торжественной присяги в Законодательном Суглане округа:
`Вступая в должность Главы Администрации Эвенкийского автономного округа, торжественно клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Эвенкийского автономного округа, защищать права, свободы и законные интересы Эвенкийского автономного округа`.
Торжественная присяга приносится на совместном заседании Законодательного Суглана и Администрации округа, глав местного самоуправления районов, проводимом не позднее 15 дней после избрания Главы Администрации округа.
Статья 38.
Глава Администрации округа обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом.
Материальные, социальные и иные гарантии деятельности Главы Администрации округа устанавливаются законом округа, принимаемым в соответствии с федеральным законом.
Статья 39.
Глава Администрации округа в любое время может подать в отставку. Вопрос о принятии отставки решается Законодательным Сугланом. В случае отставки Главы Администрации округа назначается день избрания нового Главы Администрации округа, а его обязанности временно исполняет первый заместитель Главы Администрации.
Статья 40.
Полномочия Главы Администрации округа прекращаются в связи с истечением срока избрания или досрочно.
Досрочный отзыв Главы Администрации округа возможен путем проведения голосования избирателями округа.
Инициаторами такого голосования могут выступить:
Законодательный Суглан округа;
избиратели округа, в соответствии с законом Эвенкийского автономного округа о референдуме.
Полномочия Главы Администрации округа также прекращаются досрочно в случаях:
выезда на постоянное место жительства и работу за пределы округа;
избрания или назначения на должность, занятие которой по закону несовместимо со статусом Главы Администрации округа;
утраты Главой Администрации округа гражданства Российской Федерации;
вступления в силу обвинительного приговора в его отношении.
Порядок решения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий Главы Администрации округа, определяется на основе законов Российской Федерации, а также Уставом и законами округа.
При досрочном прекращении полномочий выборы нового Главы Администрации округа должны быть проведены не позднее трех месяцев с момента прекращения полномочий прежнего Главы Администрации округа.
Постановление об отрешении Главы Администрации округа от должности принимается Законодательным Сугланом двумя третями голосов от установленного числа депутатов и является основанием для назначения выборов Главы Администрации округа.
Глава Администрации округа считается отрешенным от должности с момента подписания соответствующего постановления Законодательного Суглана.
Статья 41.
Глава Администрации округа в соответствии с Уставом Эвенкийского автономного округа, федеральными и окружными законами определяет основные направления деятельности Администрации округа, организует ее работу и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий.
Статья 42.
Глава Администрации округа по вопросам, отнесенным соответствующим законом к его ведению, издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено в самом акте. Нормативные постановления и распоряжения Главы Администрации округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу с момента их официального опубликования.
Статья 43.
Администрация Эвенкийского автономного округа осуществляет свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Эвенкийского автономного округа в следующих сферах:
1) планирования, бюджета, финансов и учета;
2) управления собственностью округа и взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности;
3) регулирования земельных отношений, использования природных ресурсов;
4) жилищного хозяйства;
5) благоустройства территории и охраны природы;
6) энергетики, инженерного обеспечения;
7) строительства и реконструкции;
8) транспорта и дорожного хозяйства;
9) связи и коммуникации;
10) бытового обслуживания населения;
11) торговли, общественного питания, коммунального хозяйства;
12) труда и занятости населения;
13) здравоохранения, социального обеспечения;
14) образования, культуры и спорта;
15) законности, охраны прав и свобод граждан, собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью;
16) внешнеэкономических связей;
17) иных сферах, связанных с обеспечением жизнедеятельности округа.
Статья 44.
В целях управления в сферах, указанных в статье 43 настоящего Устава, Администрация округа:
1. Разрабатывает текущие и перспективные государственные программы социально-экономического развития округа; проект окружного и консолидированного бюджета округа; определяет источники доходов и направления расходования валютных и внебюджетных фондов округа; обеспечивает выполнение принятых программ и бюджета; представляет отчеты Законодательному Суглану об исполнении бюджета.
2. Разрабатывает и реализует финансовую, инвестиционную политику; осуществляет меры по ограничению монополистической деятельности и развитию предпринимательства; в соответствии с законодательством управляет и распоряжается окружной собственностью; содействует укреплению банковской, денежной и кредитной систем.
3. Проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда; содействует организации государственного страхования и единой системы учета и статистики.
4. Разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы округа; росту благосостояния населения; охраны труда и здоровья граждан; организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование.
5. Осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства и детства, разрабатывает и реализует меры по развитию культуры и науки; разрабатывает и реализует государственную молодежную политику.
6. Осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи; создает условия для развития предприятий торговли, бытового обслуживания населения, осуществляет мероприятия по защите прав потребителей.
7. Организует строительство различных объектов на территории округа.
8. Разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране природы, рациональному природопользованию; выдает лицензии на недропользование; организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
9. Обеспечивает рациональное размещение производительных сил, содействует комплексному экономическому и социальному развитию населенных пунктов округа.
10. Разрабатывает и реализует меры по защите интересов округа, охране всех форм собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан.
11. Осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
12. Утверждает Положение о ведомствах, структурных подразделениях Администрации округа.
13. Регистрирует уставы органов местного самоуправления и муниципальных образований.
14. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом и законами Эвенкийского автономного округа.
Статья 45.
Глава Администрации округа:
1. Представляет Эвенкийский автономный округ в его отношениях с другими субъектами Российской Федерации, в международных связях и в отношениях с Российской Федерацией.
2. Представляет Законодательному Суглану округа проект бюджета округа.
3. Назначает и освобождает от должности своих заместителей, руководителей структурных подразделений.
4. Формирует Коллегию Администрации округа.
5. Осуществляет общее руководство деятельностью Администрации округа.
6. Организует в соответствии с планом законопроектных работ Законодательного Суглана, а также в порядке законодательной инициативы подготовку проектов законодательных актов округа и постановлений Законодательного Суглана.
7. Подписывает Устав, законы Эвенкийского автономного округа.
8. Вправе участвовать в работе пленарных заседаний Законодательного Суглана округа.
9. Обращается в окружной суд, к прокурору округа с предложением о даче заключения о соответствии законов, нормативных актов, принимаемых Законодательным Сугланом Эвенкийского автономного округа, Конституции и законам Российской Федерации.
10. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Российской Федерации, Уставом и законами Эвенкийского автономного округа.
Глава Администрации округа представляет Законодательному Суглану округа доклад о своей деятельности и деятельности исполнительных органов государственной власти.
Раздел 6. Взаимодействие законодательного (представительного)
и исполнительного органов государственной власти
Статья 46.
Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти Эвенкийского автономного округа взаимодействуют, исходя из принципа разделения властей, равнозначности и учета интересов населения округа, на основе Конституции и законов Российской Федерации, Устава и законов Эвенкийского автономного округа.
Законодательный Суглан может обратиться к главе Администрации Эвенкийского автономного округа с предложением о внесении изменений, дополнений в указанные акты Администрации округа или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.
Принятые Законодательным Сугланом законы Эвенкийского автономного округа в течении пяти дней направляются Главе Администрации округа для подписания.
Глава Администрации округа в течении семи дней с момента поступления подписывает закон, либо в течение этого срока возвращает его Законодательному Суглану на повторное рассмотрение. Если Глава Администрации округа в течение семи дней отклоняет его, то Законодательный Суглан вновь рассматривает этот акт. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, но не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательного Суглана, он подлежит подписанию Главой Администрации в течение трех дней с момента его поступления и публикуется в печати.
Законы Эвенкийского автономного округа публикуются в печати в течение двадцати дней со дня их подписания.
Статья 47.
Проекты правовых актов направляются Законодательным Сугланом округа на согласование Главе Администрации округа. Заключения Главы Администрации округа по законопроектам и поправкам к ним рассматриваются Законодательным Сугланом округа в обязательном порядке.
При отрицательном заключении Главы Администрации округа на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств округа, а также предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета округа, их рассмотрение Законодательным Сугланом откладывается на один месяц со дня поступления заключения. В течение этого срока законопроект дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой Законодательным Сугланом и Администрацией округа. При отсутствии согласия решение по законопроекту принимает Законодательный Суглан.
Статья 48.
Законодательный Суглан и Администрация округа создают совместно представительства округа при федеральных органах государственной власти, других субъектах Федерации, а также иные, не запрещенные законом, органы, учреждения и организации.
Статья 49.
На заседании Законодательного Суглана округа вправе присутствовать руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления округа и выступать по обсуждаемым вопросам.
Депутаты Законодательного Суглана Эвенкийского автономного округа пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами исполнительного органа государственной власти и органов местного самоуправления округа.
Статья 50.
Споры между Законодательным Сугланом Эвенкийского автономного округа и Администрацией округа, возникающие по вопросам осуществления их полномочий и иным вопросам, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев.
При отсутствии согласия спор может быть рассмотрен в судебном порядке.
Раздел 7. Судебная власть
Статья 51.
Государственная власть в судебной сфере на территории Эвенкийского автономного округа осуществляется образуемыми в соответствии с федеральным конституционным законом окружным судом, районными судами и окружным арбитражным судом, в пределах их подсудности путем рассмотрения дел в порядке административного, уголовного и гражданского судопроизводства.
Статья 52.
Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Кадры судебных органов Эвенкийского автономного округа находятся в совместном ведении Российской Федерации и Эвенкийского автономного округа.
Статья 53.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета.
Раздел 8. Обеспечение законности, правопорядка
и общественной безопасности
Статья 54.
Надзор за точным и единообразным исполнением законом на территории округа и поддержание обвинения в судах осуществляют органы прокуратуры.
Органы прокуратуры в округе являются составной частью единой централизованной системы прокуратуры Российской Федерации.
Прокурор округа назначается Генеральным прокурором Российской федерации по согласованию с органами государственной власти округа.
Статья 55.
Охрана общественного порядка, обеспечение государственной и личной безопасности на территории округа осуществляются органами внутренних дел, органами государственной безопасности, организация и деятельность которых регулируется федеральным законодательством, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, правовыми актами округа.
Статья 56.
Чрезвычайное положение в округе вводится на основании федерального конституционного закона о чрезвычайном положении.
Статья 57.
Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, определенном законами Российской Федерации и правовыми актами округа.
Статья 58.
Оказание юридической помощи, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в суде и иных органах осуществляются коллегиями адвокатов, а также иными объединениями граждан и отдельными лицами, обладающими правами оказания юридической помощи. Организация и порядок деятельности адвокатуры в округе определяются федеральными законами и правовыми актами Эвенкийского автономного округа.
Раздел 9. Местное самоуправление
в Эвенкийском автономном округе
Статья 59.
Местное самоуправление осуществляется населением через органы общественного территориального самоуправления, различные формы непосредственного волеизъявления населения (сходы, собрания, референдумы, народные инициативы, петиции).
Статья 60.
Местное самоуправление в районах и районных центрах осуществляется представительными и иными органами и должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставами этих муниципальных образований. В поселках и селах районного подчинения органы местного самоуправления могут не образовываться, их полномочия в этом случае осуществляет сход граждан.
Статья 61.
Организация деятельности органов местного самоуправления осуществляются на началах:
реализации прав граждан в самоуправлении;
наделения органов местного самоуправления собственной компетенцией, экономической и финансовой самостоятельностью;
взаимоответственности местного самоуправления и населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти округа.
Статья 62.
Органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом и законами Эвенкийского автономного округа, уставами муниципальных образований.
Полномочия Эвенкийского автономного округа в области местного самоуправления определяются федеральным законом.
Статья 63.
Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность, местное хозяйство и местные финансовые ресурсы.
Состав муниципальной собственности пообъектно фиксируется в реестре муниципального имущества. Органы местного самоуправления своевременно вносят в него изменения в соответствии с правовыми актами органов государственной власти и управления округа.
Статья 64.
Юридические и физические лица несут материальную и иную ответственность перед местными органами самоуправления за вред, причиненный ими местному хозяйству, в порядке, установленном законодательством.
Статья 65.
Органы местного самоуправления:
1. Принимают и изменяют уставы муниципальных образований, контролируют их соблюдение.
2. Владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью в интересах населения.
3. Руководят социально-культурным и жилищным строительством, развитием здравоохранения и коммунального хозяйства, обеспечивают охрану памятников истории и культуры.
4. Руководят подчиненными им органами, предприятиями, организациями, учреждениями и фондами.
5. Решают, координируют и контролируют вопросы пользования местными природными ресурсами, охраны природы и защиты окружающей среды; обеспечивают рациональное распределение и эффективное использование земли, охотничьих угодий.
6. Обеспечивают охрану общественного порядка, организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
7. Устанавливают экономические и налоговые отношения с органами государственного управления, территориями, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; обеспечивают развитие различных форм собственности и хозяйствования; осуществляют защиту прав и интересов потребителя.
8. Обеспечивают реализацию и защиту прав граждан, неприкосновенность их личности, жилища и собственности.
9. Проводят местные референдумы в порядке, установленном законом округа и уставами муниципальных образований.
10. Устанавливают местные налоги и сборы.
Статья 66.
Органы местного самоуправления принимают решения в пределах полномочий, определяемых законодательством Эвенкийского автономного округа и собственным уставом.
Статья 67.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами.
Раздел 10. Экономическая основа деятельности
органов государственной власти округа
Статья 68.
Экономическую основу деятельности законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти округа составляют:
федеральная собственность в округе;
окружная собственность;
муниципальная собственность округа;
природные ресурсы.
Правовой режим форм собственности на территории округа определяется законами Российской федерации и законами округа, а также договорами. Гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, возрождение народных ремесел и промыслов.
Статья 69.
Земля и другие природные ресурсы в Эвенкийском автономном округе используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа, проживающего на территории округа.
Земля и природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности, определенных федеральными и окружными законами.
Земли общего пользования, заповедники, памятники культуры, национальные парки, ботанические сады, объекты оздоровительного и историко-культурного назначения и национального наследия являются достоянием населения округа и не подлежат отчуждению. Перечень таких земель устанавливается законами округа.
Статья 70.
Состав федеральной собственности, порядок управления ею определяются федеральным законодательством.
Статья 71.
В состав собственности округа входят:
а) земельные, водные, лесные и иные природные ресурсы;
б) объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие окружное значение;
в) предприятия, объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и другие учреждения, созданные и приобретенные за счет средств округа;
г) объекты, созданные и приобретенные на долевых началах;
д) объекты и имущество, переданное федеральными органами власти и управления;
е) имущество Законодательного Суглана и Администрации округа;
ж) имущество и объекты собственности округа, переданные в аренду;
з) имущество и объекты собственности округа, переданные во временное и постоянное хозяйственное ведение, оперативное управление другим субъектом Российской Федерации;
и) средства окружного бюджета;
к) средства внебюджетных и валютных фондов;
л) ценные бумаги и финансовые активы;
м) ассигнования, поступившие из федерального бюджета;
н) объекты и имущество округа, находящиеся за пределами округа, в соответствии с соглашениями Законодательного Суглана и Администрации округа, на основе федерального и окружного законодательства.
Статья 72.
Состав государственной собственности округа пообъектно фиксируется в реестре государственного имущества округа. Администрация округа своевременно вносит в него изменения, которые утверждаются Законодательным Сугланом.
Статья 73.
Муниципальная собственность формируется и управляется в соответствии с федеральным и окружным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 74.
Полномочия собственников осуществляются на основе федерального закона.
Статья 75.
Разграничение государственной собственности в округе находится в совместном ведении Российской Федерации и Эвенкийского автономного округа.
Статья 76.
Управление государственной собственностью округа осуществляет Администрация округа в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами округа.
Статья 77.
Финансовая, бюджетная, ценовая, налоговая и кредитная политика в округе направлена на социальную защиту населения, активизацию инвестиционной деятельности, обеспечение полной занятости, развитие современной рыночной экономики.
Раздел 11. Обеспечение и защита прав
коренных малочисленных народов
Статья 78.
В Эвенкийском автономном округе обеспечивается сохранение самобытности коренных малочисленных народов Эвенкии, осуществляются их защита, содействие культурно-социальному возрождению эвенков, живущих за пределами округа.
На территории округа обеспечивается сочетание интересов коренных малочисленных народов с интересами всего населения округа.
Защита коренных малочисленных народов и оказание им помощи в округе не должны осуществляться за счет ущемления конституционных прав, свобод и законных интересов, а также дискриминации населения, принадлежащего к другим национальностям.
Статья 79.
На территории Эвенкийского автономного округа формируется и действует система государственной защиты коренных малочисленных народов в территориально-политической, экономико-хозяйственной и социально-культурной сферах, являющаяся частью общефедеральной системы государственной защиты.
В территориально-политической сфере должно осуществляться:
а) сохранение проживания коренных малочисленных народов в местах их традиционного расселения;
б) создание по мере необходимости в местах компактного проживания этих народов национальных муниципальных образований;
в) участие коренных малочисленных народов в управлении государственными делами, местном самоуправлении, в подготовке, обсуждении и принятии решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
г) специально организованное представительство коренных малочисленных народов в органах государственной власти, местного самоуправления, включая создание групп и объединений депутатов, структур представительных и исполнительных органов по делам малочисленных народов, национальных звеньев общественного самоуправления;
д) создание общественных объединений, представляющих интересы коренных малочисленных народов Севера;
е) особый порядок решения вопросов, касающихся жизни и развития коренных малочисленных народов.
В экономико-хозяйственной сфере должно обеспечиваться:
а) осуществление коренными малочисленными народами прав собственности на землю и природные ресурсы в местах компактного проживания;
б) развитие традиционных отраслей хозяйства и промыслов, создание в этих отраслях предприятий и других производственных структур;
в) установление системы льгот народам, ведущими кочевой образ жизни, а не в переходный к рынку период - льгот для предпринимательской деятельности представителей коренных малочисленных народов;
г) установление территорий традиционного (приоритетного) природопользования, национальных природных парков, резервных территорий, общинных (родовых) и семейных угодий.
В социально-культурной сфере должно обеспечиваться:
а) преимущественное право устройства на работу в организациях и предприятиях, занимающихся традиционными для коренных малочисленных народов отраслями и промыслами, в местах их проживания;
б) всемерное развитие национальных языков, организация национально-языковой системы образования, подготовки национальных кадров;
в) организация получения информации на родных языках коренных малочисленных народов;
г) организация медико-санитарной помощи;
д) льготные условия для развития национальной культуры.
Статья 80.
Для сохранения среды проживания, развития традиционных форм хозяйства и промыслов (оленеводства, охоты, рыболовства, звероводства, сбора дикоростов и т.д.), духовной культуры коренных малочисленных народов создаются территории традиционного (приоритетного) природопользования.
Они включают в себя места выпаса оленей, общинные (родовые и семейные) угодья, орехово-ягодные зоны, глухариные и тетеревиные тока, места нереста всех видов рыб, памятники природы, культурно-обрядовые и другие места, имеющие значение для сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов.
Порядок образования и статус территорий приоритетного природопользования определяются законами Российской Федерации и Эвенкийского автономного округа. Эти территории образуются по инициативе коренных малочисленных народов и не подлежат без их согласия, выраженного путем референдума, отчуждению под промышленное освоение, не связанное с традиционными отраслями и промыслами.
Статья 81.
В пределах территорий традиционного природопользования родам, общинам и семьям из коренных малочисленных народов выделяются угодья для ведения традиционных форм хозяйства, обеспечивающие материальную основу их жизнедеятельности.
Статья 82.
С целью охраны природы, в том числе в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, в Эвенкийском автономном округе могут создаваться национальные парки.
При возникновении экстремальных условий и угрозы исчезновения самобытности и среды обитания могут быть созданы резервные территории.
Национальные парки и резервные территории создаются в порядке, установленном законами Российской Федерации и Эвенкийского автономного округа, окружными органами государственной власти либо с их согласия - Правительством Российской Федерации.
Юридический статус национальных парков и резервных территорий определяется законами Российской Федерации и Эвенкийского автономного округа.
Статья 83.
Промышленное использование земли и природных ресурсов в местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с государственными программами освоения территорий, природных ресурсов и охраны окружающей среды при строгом соблюдении природоохранного законодательства, с учетом интересов коренных малочисленных народов.
Разработка программы освоения и решения конкретных вопросов по их реализации осуществляется при обязательном участии представителей коренных малочисленных народов. Вопросы, затрагивающие конституционные права коренных малочисленных народов, решаются на основе референдумов, проводимых среди этих народов.
Статья 84.
Коренные малочисленные народы участвуют в формировании и деятельности представительных органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляют в них свое представительство.
Порядок участия, формы представительства, порядок образования и статус структур представительных органов по учету интересов коренных малочисленных народов регулируется, на основе законов Российской Федерации, законодательством Эвенкийского автономного округа, актами (уставами) местного самоуправления, регламентами представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Устанавливается перечень вопросов, решаемых по согласованию с комитетами и комиссиями представительных органов по делам коренных малочисленных народов. К таким вопросам на окружном уровне государственной власти относятся:
а) определение правового режима территорий традиционного и приоритетного природопользования, установление и изменений их границ;
б) внесение изменений и дополнений в правовой статус общинных (родовых) и семейных угодий;
в) установление правового статуса резервных территорий и их границ;
г) определение правового режима национальных общин и национальных поселений;
д) обеспечение социальной защиты коренных малочисленных народов Севера;
е) правовое регулирование размещения и развития традиционных промыслов;
ж) правовое регулирование порядка учреждения и использования фонда помощи развития коренных малочисленных народов Севера.
Статья 85.
С целью проведения национальной политики, координации деятельности национальных, религиозных и иных общественных объединений граждан различных национальностей в составе Администрации округа создается комитет по делам национальностей, религии и общественных объединений.
Защита интересов коренных малочисленных народов округа является одним из основных направлений его деятельности.
Аналогичные структуры могут быть созданы в составе районных и сельских (поселковых) администраций.
Статья 86.
Представители коренных малочисленных народов Эвенкии, равно как и жители округа других национальностей, имеют право на создание собственных национально-культурных, религиозных, иных общественных организаций и движений, а также органов, координирующих их работу, в порядке, определяемом действующим законодательством.
По месту компактного проживания коренных малочисленных народов Севера могут формироваться советы общин, советы старейшин, другие органы общественного самоуправления населения в соответствии с традициями коренных малочисленных народов. Органы территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов в нескольких населенных пунктах могут объединяться и формировать Советы представителей коренных малочисленных народов в районах округа.
Взаимодействуя с органами государственной власти округа, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, создаваемые в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера:
- в пределах своих полномочий защищают права, свободы и законные интересы коренных малочисленных народов;
- осуществляют экспертизу проектов нормативных актов и иных решений соответствующей администрации, затрагивающих права и интересы коренных малочисленных народов;
- осуществляют разработку и вынесение на рассмотрение представительных органов местного самоуправления проектов программ и решений, касающихся прав, интересов и потребностей коренных малочисленных народов.
Представительные и исполнительные органы местного самоуправления на договорной основе передают часть своих полномочий органам общественного самоуправления коренных малочисленных народов.
Органы общественного самоуправления действуют на основе уставов (положений), которые должны соответствовать законодательству Российской Федерации и Эвенкийского автономного округа и быть зарегистрированы соответствующими местными администрациями.
Раздел 12. Воспитание, образование, культура в Эвенкийском автономном округе
Статья 87.
Эвенкийский автономный округ признает и поддерживает основополагающую роль воспитания, образования, культуры и науки в жизни, развитии общества, воспитании человека и гражданина.
Статья 88.
В Эвенкийском автономном округе гарантируется финансовая и материальная поддержка в воспитании детей раннего возраста, обеспечивается доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения, оказывается содействие укреплению семьи, выполнению ею воспитательных задач, при этом уделяется особое внимание многодетным семьям.
Родители обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, рожденных в браке и вне его. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения в порядке, предусмотренном законом.
Любое ограничение прав граждан в сфере культуры, науки и образования не допускается.
Статья 89.
В Эвенкийском автономном округе гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной и контрактной основе - бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Статья 90.
Эвенкийский автономный округ создает и поддерживает институты образования, науки и культуры, связанные с интеллектуальным, культурным и профессиональным развитием его населения. Управление такими институтами, статус и полномочия их органов определяются законом.
Статья 91.
Государственная политика в сфере культуры, науки и образования в Эвенкийском автономном округе строится на основе:
- патриотизма и взаимопонимания людей;
- развития культурной самобытности наций и народов, проживающих на территории округа;
- уважения религиозных убеждений и чувств граждан;
- гарантированности свободы творчества и всех форм образования;
- содействия раскрытию творческого потенциала граждан;
- обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности в создании, использовании и распространении научных, культурных и образовательных ценностей;
- государственной поддержки и развития системы образования, направленной на формирование культурного образа жизни и приобщения граждан к ценностям национальной и мировой науки и культуры;
- сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования;
- поощрения и предоставления налоговых льгот, способствующих деятельности по развитию науки и культуры, повышению образовательного уровня населения;
- обеспечения защиты творческой деятельности и ее результатов.
Раздел 13. Здоровье населения и охрана окружающей природной среды
в Эвенкийском автономном округе
Статья 92.
В Эвенкийском автономном округе гарантируется право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
Статья 93.
Государственная политика в сферах здравоохранения и охраны окружающей природной среды в Эвенкийском автономном округе строится на основе:
- обеспечения государственной поддержки системы охраны природы, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, медицинского и экологического образования и просвещения;
- создания системы стимулирования здорового образа жизни населения, занятий физической культурой и спортом, сохранения благоприятной для жизни окружающей природной среды;
- обеспечения гражданам равных возможностей при получении медицинской помощи в любых государственных муниципальных медицинских учреждениях;
- развития системы обязательного медицинского страхования граждан;
- обязательного лицензирования деятельности по оказанию медицинских услуг;
- контроля за качеством окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов;
- предотвращения пагубных техногенных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
- компенсации ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей природной среды.
Статья 94.
Финансирование здравоохранения и охраны окружающей природной среды в Эвенкийском автономном округе осуществляется на основе сочетания бюджетных, внебюджетных, коммерческих и благотворительных начал. Округ предоставляет налоговые льготы предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим природоохранную деятельность и медицинское обслуживание населения.
Раздел 14. Вступление в силу Устава (Основного Закона) Эвенкийского автономного округа и порядок его изменения
Статья 95.
Устав Эвенкийского автономного округа вступает в силу с момента его официального опубликования.
Статья 96.
Правовые акты округа, действующие на его территории до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей Уставу Эвенкийского автономного округа.
Статья 97.
Предложения о поправках и пересмотре положений Устава Эвенкийского автономного округа могут вносить Председатель Законодательного Суглана, Глава Администрации округа, депутаты Законодательного Суглана численностью не менее пяти человек, ассоциации коренных малочисленных народов Севера, органы местного самоуправления, общественные и общественно-политические организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Статья 98.
Изменения и дополнения в Устав округа принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов

Док. 146837
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``