В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав Курской области Назад
Устав Курской области
Устав Курской области
Принят Курской областной Думой 27 сентября 2001 г.

Раздел I. Курская область - субъект Российской Федерации (ст. 1-20)
Глава 1. Курская область в составе Российской Федерации (ст. 1-4)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина, их защита (ст. 5-6)
Глава 3. Административно-территориальное устройство области (ст. 7-8)
Глава 4. Основы организации и принципы деятельности органов государственной власти на территории области (ст. 9-12)
Глава 5. Система законодательства области (ст. 13-20)
Раздел II. Законодательная (представительная) государственная власть области (ст. 21-40)
Глава 6. Общие положения (ст. 21-22)
Глава 7. Курская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти области (ст. 23-30)
Глава 8. Полномочия Курской областной Думы (ст. 31-34)
Глава 9. Осуществление правотворческой деятельности (ст. 35-40)
Раздел III. Органы исполнительной власти области (ст. 41-51)
Глава 10. Система органов исполнительной власти области (ст. 41-51)
Раздел IV. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ст. 52)
Глава 11. Правовое положение территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ст. 52)
Раздел V. Взаимоотношения Курской областной Думы, Губернатора Курской области и органов исполнительной власти области (ст. 53-54)
Глава 12. Взаимодействие Курской областной Думы, Губернатора Курской области и органов исполнительной власти области (ст. 53-54)
Раздел VI. Судебная власть (ст. 55-58)
Глава 13. Осуществление правосудия в области (ст. 55-58)
Раздел VII. Местное самоуправление в области (ст. 59-68)
Глава 14. Общие принципы организации местного самоуправления в области (ст. 59-68)
Раздел VIII. Обеспечение законности в деятельности Курской областной Думы, Губернатора Курской области и органов исполнительной власти области (ст. 69-71)
Глава 15. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам Устава Курской области, законов и иных правовых актов (ст. 69-71)
Раздел IX. Экономическая, финансовая и социальная сфера области (ст. 72-86)
Глава 16. Экономические основы области (ст. 72-77)
Глава 17. Финансы области (ст. 78-82)
Глава 18. Социальная сфера области (ст. 83-86)
Раздел X. Заключительные и переходные положения (ст. 87-91)
Глава 19. Поправки и пересмотр положений Устава Курской области (ст. 87-88)
Глава 20. Вступление в силу Устава Курской области (ст. 89-91)


Курская областная Дума, являясь законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, учитывая исторические, культурные традиции и интересы населения Курской области, признавая необходимость определения и закрепления правового статуса Курской области, создания правовой основы для ее всестороннего экономического и социального развития, обеспечения прав граждан, принимает Устав Курской области.
Раздел I. Курская область - субъект Российской Федерации
Глава 1. Курская область в составе Российской Федерации
Статья 1.
1. Курская область (далее - область) является равноправным субъектом Российской Федерации, находится в ее составе без права выхода из нее.
Область обладает на своей территории всей полнотой государственной власти в пределах полномочий, не отнесенных Конституцией Российской Федерации к предметам ведения Российской Федерации и к полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом Курской области.
3. Область имеет герб и флаг. Их описание и порядок официального использования определяются законом области.
Статья 2.
Предметы ведения области и полномочия органов государственной власти области определяются в соответствии с конституционными принципами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области.
Статья 3.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и области находятся:
а) обеспечение соответствия Устава Курской области, законов, иных нормативных правовых актов области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
н) координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
В целях консолидированного и эффективного решения задач по предметам совместного ведения образуется Межведомственный Совет Курской области по предметам совместного ведения, совещательный орган, обеспечивающий взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Статья 4.
В ведении области находятся:
а) принятие Устава Курской области, законов и иных нормативных правовых актов области, их изменение, контроль за их соблюдением и исполнением;
б) определение административно-территориального устройства области;
в) установление системы органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и федеральным законодательством;
г) государственная собственность области и управление ею;
д) определение областной политики в сфере экономического, экологического, культурного, социального развития, укрепления правопорядка, безопасности, принятие соответствующих областных программ;
е) бюджет области, внебюджетные фонды области, областные налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством;
ж) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина, их защита
Статья 5.
1. На территории области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
2. Каждому человеку, проживающему или временно находящемуся на территории области, гарантируются права и свободы, а также охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, его имущества, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и международными правовыми нормами, положениями настоящего Устава Курской области.
Статья 6.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации и другим лицам на территории области гарантируются судебная защита прав и свобод, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти области или их должностных лиц. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном или ином установленном законом порядке.
Глава 3. Административно-территориальное устройство области
Статья 7.

1. Территория области включает в себя территории ее административно-территориальных единиц (районов) и муниципальных образований.
2. Территория области не может быть изменена без ее согласия.
3. Вопросы административно-территориального устройства области решаются ею самостоятельно.
Статья 8.

1. В составе области находятся:
28 административно-территориальных единиц (районов): Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Горшеченский, Дмитриевский, Железногорский, Золотухинский, Касторенский, Конышевский, Кореневский, Курский, Курчатовский, Льговский, Мантуровский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Поныровский, Пристенский, Рыльский, Советский, Солнцевский, Суджанский, Тимский, Фатежский, Хомутовский, Черемисиновский, Щигровский;
муниципальные образования (города, поселки, села, иные территории), перечень которых определяется законодательством области.
2. Административным центром области является город Курск.
3. Статус центров административно-территориальных единиц определяется законодательством области.
4. Территория области обладает внутренней целостностью. Вопросы административно-территориального устройства решаются органами государственной власти области.
Глава 4. Основы организации и принципы деятельности
органов государственной власти на территории области
Статья 9.
Государственная власть в области осуществляется на основе народовластия, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах их полномочий, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Курской области.
Статья 10.
1. Деятельность органов государственной власти области осуществляется в соответствии с установленными Конституцией Российской Федерации принципами:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти области принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
2. Органы государственной власти области обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти области и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
3. Органы государственной власти области содействуют развитию местного самоуправления на территории области.
4. Полномочия органов государственной власти области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Курской области, законами области и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, Устава Курской области и законов области, либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти области могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 11.
Система органов государственной власти области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Курской области и законодательством области.
Статья 12.
Систему органов государственной власти в области составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти области - Курская областная Дума;
высший исполнительный орган государственной власти области - администрация Курской области, возглавляемая губернатором Курской области - высшим должностным лицом Курской области;
судебная власть - Курский областной суд, арбитражный суд Курской области, районные и городские суды, мировые судьи Курской области.
Глава 5. Система законодательства области
Статья 13.
Законодательство области основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, а также на общепризнанных нормах международного права.
Статья 14.
Законодательство области составляют:
Устав Курской области;
законы области;
нормативные правовые акты Курской областной Думы;
нормативные правовые акты губернатора Курской области;
нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти области.
Статья 15.
1. Устав Курской области на территории Курской области обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным правовым актам, издаваемым органами государственной власти области.
2. Законы, иные правовые акты области и органов местного самоуправления не могут противоречить Уставу Курской области. В случае противоречия действует Устав Курской области.
Статья 16.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и области принимаются законы и иные нормативные правовые акты области в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 17.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и области область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, изданным в соответствии с частью первой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт области.
Статья 18.
Устав Курской области, законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить законам Российской Федерации, принятым по предметам ведения Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия действует федеральное законодательство. При этом правовой акт области должен быть приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Статья 19.
1. Устав Курской области, законы и иные нормативные правовые акты области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Невыполнение или нарушение законодательства области влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством области.
3. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законодательством, она может быть установлена законодательством области.
Статья 20.
1. Законы области подлежат официальному опубликованию.
2. Иные нормативные правовые акты области подлежат опубликованию, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.
3. Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов области устанавливается федеральным законодательством и законодательством области.
Раздел II. Законодательная (представительная)
государственная власть области
Глава 6. Общие положения
Статья 21.
Законодательная власть в области осуществляется населением непосредственно путем референдума и через Курскую областную Думу.
Статья 22.
Вопросы, требующие законодательного урегулирования путем референдума, порядок, формы и основания его проведения определяются федеральным законодательством и законодательством области.
Глава 7. Курская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти области
Статья 23.
1. Курская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области.
2. Деятельность Курской областной Думы основывается на принципах разделения государственной власти, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, гласности в своей деятельности, коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, ответственности и подотчетности перед Курской областной Думой создаваемых ею органов, избираемых или назначаемых должностных лиц.
3. Курская областная Дума состоит из 45 депутатов, избираемых населением Курской области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
4. Курская областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа депутатов Курской областной Думы.
5. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается Курской областной Думой самостоятельно.
Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются законом области.
6. Порядок деятельности Курской областной Думы определяется ею самостоятельно.
7. Курская областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Статья 24.
1. Курская областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
2. Расходы на обеспечение деятельности Курской областной Думы утверждаются самой Курской областной Думой и предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете.
Статья 25.
1. Курская областная Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий мандатную комиссию, постоянные депутатские комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Курской областной Думы.
Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы мандатной комиссии, постоянных комитетов определяются соответствующими Положениями.
2. Курская областная Дума в случае необходимости может образовывать временные комиссии, задачи и полномочия которых определяются Курской областной Думой при их образовании.
3. Для организационного, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности Курской областной Думы создается аппарат Курской областной Думы.
Статья 26.
1. Депутаты Курской областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
2. Депутатом Курской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и обладающий в соответствии с федеральным законодательством и законом области пассивным избирательным правом.
3. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Курской областной Думы регулируется федеральным законодательством и законодательством области.
4. Депутат Курской областной Думы в соответствии с федеральным законодательством обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
Вопрос о лишении депутата Курской областной Думы неприкосновенности решается Курской областной Думой по представлению прокурора Курской области.
5. Статус депутата Курской областной Думы определяется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
6. В течение срока своих полномочий депутат Курской областной Думы в соответствии с федеральным законодательством не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Курской области или государственные должности государственной службы Курской области, если иное не предусмотрено федеральным законом.
7. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
8. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
9. Деятельность депутата, направленная на реализацию наказов избирателей, финансируется из бюджета области. Порядок и объемы финансирования определяются законодательством области.
10. Вопросы социальной защиты депутата Курской областной Думы регулируются законодательством области.
Статья 27.
1. Курская областная Дума созывается на свое первое заседание председателем Избирательной комиссии Курской области не позднее, чем на тридцатый день после избрания.
Первое заседание Курской областной Думы открывает и ведет старейший по возрасту депутат Курской областной Думы нового созыва.
2. Заседания Курской областной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
3. Курская областная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению депутата Курской областной Думы, Губернатора Курской области.
Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Курской областной Думы, присутствующих на этом заседании.
4. Правомочность заседания Курской областной Думы определяется Регламентом Курской областной Думы.
Статья 28.
1. Председатель Курской областной Думы и его заместители избираются из состава Курской областной Думы на срок ее полномочий.
Председатель Курской областной Думы и его заместители подотчетны Курской областной Думе и могут быть освобождены ею от должности.
Полномочия Председателя Курской областной Думы и его заместителей определяются Уставом Курской области, законом области и Регламентом Курской областной Думы.
2. Порядок избрания, основания и порядок освобождения от должности Председателя Курской областной Думы и его заместителей устанавливается Регламентом Курской областной Думы.
3. Для разрешения споров, возникающих между Курской областной Думой и иными органами государственной власти Курской области по вопросам осуществления их полномочий, принятия нормативных правовых актов и иным вопросам, могут создаваться на паритетной основе согласительные комиссии.
Статья 29.
1. Курская областная Дума образует Контрольно-счетную палату Курской области, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля области и подотчетна Курской областной Думе.
2. Полномочия, структура, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области определяются законом области.
3. Контрольно-счетная палата Курской области обладает правами юридического лица. Финансирование Контрольно-счетной палаты Курской области осуществляется за счет средств бюджета области, предусмотренных в областном бюджете отдельной строкой.
Статья 30.
Курская областная Дума реализует свои полномочия путем принятия законов области, иных нормативных правовых актов Курской областной Думы и в других формах, установленных федеральными законами и законами Курской области.
Глава 8. Полномочия Курской областной Думы
Статья 31.
1. Курская областная Дума:
а) принимает Устав Курской области и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Курской области и законами области.
2. Законом области:
а) утверждается бюджет области и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Курской области;
б) устанавливаются в соответствии с Уставом Курской области основы организации и деятельности Курской областной Думы;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области, в пределах полномочий Курской областной Думы определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные Губернатором Курской области;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законодательством к ведению области, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) утверждаются заключение и расторжение договоров области;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума области;
к) устанавливается порядок проведения выборов в Курскую областную Думу, а также выборов Губернатора Курской области;
л) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
м) утверждается схема управления областью, определяется структура Администрации Курской области;
н) распускается в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, представительный орган местного самоуправления;
о) устанавливается административная ответственность за невыполнение законов и иных нормативных правовых актов области;
п) устанавливаются положения о наградах и почетных званиях области;
р) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Курской области и законами области к ведению и полномочиям области.
3. Постановлением Курской областной Думы:
определяется порядок деятельности Курской областной Думы;
оформляется согласие на назначение на должность первого заместителя Губернатора - Председателя Правительства Курской области, председателей комитетов финансов, по управлению имуществом Курской области и решение о недоверии им;
назначается дата выборов в Курскую областную Думу, а также дата выборов Губернатора Курской области;
назначается референдум области в случаях, предусмотренных законом области;
оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору Курской области;
утверждается соглашение об изменении границ области;
предупреждается в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, представительный орган местного самоуправления о возможности принятия мер по его роспуску;
вносится предложение Президенту Российской Федерации об отрешении главы муниципального образования от должности;
осуществляется согласование назначения: прокурора Курской области, иных руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
осуществляется согласование назначения судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражного суда;
назначаются на должность мировые судьи Курской области в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области;
назначается и освобождается от должности председатель Контрольно-счетной палаты Курской области;
назначаются члены Избирательной комиссии Курской области в количестве и порядке, определяемых федеральным законодательством и законодательством Курской области;
избирается и досрочно прекращаются полномочия члена Совета Федерации представителя от областной Думы в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством к ведению Курской областной Думы.
4. Курская областная Дума в пределах и формах, установленных Уставом Курской области и законами области:
а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
б) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами области.
5. Полномочия Курской областной Думы не могут быть переданы или делегированы кому-либо.
Статья 32.
1. Курская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Курской области в случаях, установленных федеральным законодательством и Уставом Курской области.
Решение Курской областной Думы о недоверии Губернатору Курской области влечет за собой немедленную отставку Губернатора Курской области.
В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Курской области Курская областная Дума назначает внеочередные выборы Губернатора Курской области.
2. Курская областная Дума вправе выразить недоверие должностным лицам Администрации Курской области, в назначении на должность которых она принимала участие, в случае нарушения ими федерального законодательства и законодательства области, если эти нарушения подтверждены в установленном федеральным законодательством порядке и причинили вред интересам области.
Решение о недоверии должностному лицу Администрации Курской области оформляется постановлением Курской областной Думы, которое направляется Губернатору Курской области для принятия дисциплинарных мер в установленном федеральным законодательством порядке.
Губернатор Курской области о принятых им мерах информирует в пятнадцатидневный срок Курскую областную Думу.
Статья 33.
1. Председатель Курской областной Думы:
а) представляет в пределах своих полномочий Курскую областную Думу во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти области и других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;
б) ведет заседания Курской областной Думы в соответствии с ее Регламентом;
в) ведает вопросами внутреннего распорядка Курской областной Думы в соответствии с Уставом Курской области и Регламентом Курской областной Думы;
г) подписывает постановления Курской областной Думы, иные правовые акты;
д) направляет Губернатору Курской области законы Курской области, принятые Курской областной Думой;
е) осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом Курской области, законами области и Регламентом Курской областной Думы.
2. Председатель Курской областной Думы в пределах своей компетенции издает распоряжения.
3. В случае отсутствия председателя Курской областной Думы его полномочия возлагаются на одного из заместителей председателя Курской областной Думы в порядке, определяемом Курской областной Думой.
Статья 34.
1. Полномочия Курской областной Думы прекращаются в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области.
2. Полномочия Курской областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия указанным органом решения о самороспуске, которое принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Курской областной Думы по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов;
б) роспуска Курской областной Думы Губернатором Курской области по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи;
в) вступления в силу решения Курского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Курской областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска Курской областной Думы по инициативе Президента Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
3. Губернатор Курской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Курской областной Думы в случае принятия ею Устава Курской области и закона области, иного нормативного правового акта области, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, Уставу Курской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Курская областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
4. Решение Губернатора Курской области о досрочном прекращении полномочий Курской областной Думы оформляется в форме постановления.
5. В случае досрочного прекращения полномочий Курской областной Думы в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Курской области и законом области назначаются внеочередные выборы в Курскую областную Думу. Указанные выборы проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Курской областной Думы.
Глава 9. Осуществление правотворческой деятельности
Статья 35.
1. Курская областная Дума - субъект правотворческой деятельности.
2. Устав Курской области и законы области подлежат государственной защите.
Статья 36.
1. Право законодательной инициативы в Курской областной Думе принадлежит депутатам Курской областной Думы, Губернатору Курской области, представительным органам местного самоуправления, Курскому областному суду, Арбитражному суду Курской области, прокурору Курской области, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области.
2. Законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов вносятся в Курскую областную Думу.
3. Законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, внесенные в Курскую областную Думу Губернатором Курской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
4. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Курской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Курской областной Думой по представлению Губернатора Курской области либо при наличии заключения Губернатора Курской области, представляемого в Курскую областную Думу в месячный срок.
Статья 37.
1. Устав Курской области, поправки к нему принимаются Курской областной Думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Курской областной Думы.
2. Законы области принимаются Курской областной Думой большинством голосов от установленного числа депутатов Курской областной Думы, если иное не установлено федеральным законодательством.
3. Постановления Курской областной Думы принимаются большинством голосов от числа депутатов, избранных в Курскую областную Думу, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
4. Устав Курской области, поправки к нему, проекты законов области рассматриваются Курской областной Думой не менее чем в двух чтениях.
Решение о принятии либо отклонении Устава Курской области, поправок к нему, законов области, а также о принятии Устава Курской области, поправок к нему, законов области оформляется постановлением Курской областной Думы.
Статья 38.
1. Устав Курской области, поправки к нему, законы области, принятые Курской областной Думой, направляются указанным органом в течение пяти дней Губернатору Курской области для обнародования.
2. Губернатор Курской области обязан обнародовать Устав Курской области, поправки к нему, закон Курской области, удостоверив обнародование Устава Курской области, поправок к нему, закона Курской области путем его подписания, либо отклонить Устав Курской области, поправки к нему, закон Курской области в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления Устава Курской области, поправок к нему, закона Курской области Губернатору Курской области.
Статья 39.
1. В случае отклонения Устава Курской области, поправок к нему Губернатором Курской области, Устав Курской области и поправки к нему могут быть одобрены в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Курской областной Думы.
Устав Курской области, поправки к нему, одобренные в ранее принятой редакции, не могут быть повторно отклонены Губернатором Курской области и подлежат обнародованию в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления Устава Курской области, поправок к нему Губернатору Курской области.
2. В случае отклонения Губернатором Курской области закона области указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Курской областной Думы.
3. Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Курской области и подлежит обнародованию в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного закона Губернатору Курской области.
Статья 40.
1. Устав Курской области и законы области вступают в силу со дня их официального опубликования.
2. Законы и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
3. Правовые акты Курской областной Думы, не являющиеся нормативными, вступают в силу в день их принятия, если этими актами не установлен иной срок вступления их в силу.
Раздел III. Органы исполнительной власти области
Глава 10. Система органов исполнительной власти области
Статья 41.
В области действует единая система органов исполнительной власти, состоящая из Губернатора Курской области - высшего должностного лица области, Администрации Курской области - высшего органа исполнительной власти области, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 42.
1. Губернатор Курской области является высшим должностным лицом Курской области, возглавляет на принципах единоначалия высший исполнительный орган государственной власти области - Администрацию Курской области.
2. Губернатор Курской области обеспечивает реализацию прав области как субъекта Российской Федерации.
Статья 43.
1. Губернатор Курской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
2. Губернатором Курской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и имеющий право избирать, участвовать в избирательных действиях, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством области и проводимых законными методами.
Порядок выборов Губернатора Курской области определяется федеральным законодательством и законодательством области.
3. В случае признания выборов Губернатора Курской области несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, Губернатор Курской области продолжает исполнять свои обязанности в соответствии с Уставом Курской области. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.
4. Губернатор Курской области вступает в должность не позднее чем на пятнадцатый день после избрания. При вступлении в должность Губернатор Курской области приносит присягу в торжественной обстановке на заседании Курской областной Думы:
`Клянусь верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Губернатора Курской области, хранить целостность и приумножать богатство священной Курской земли, отстаивать интересы Курской области, уважать и защищать права и свободы граждан, соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав Курской области, законы Курской области`.
5. Полномочия прежнего Губернатора Курской области прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора Курской области.
6. Губернатор Курской области не может быть одновременно депутатом Курской областной Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Статья 44.
Губернатор Курской области:
определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей области;
представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;
определяет в пределах своих полномочий основные направления экономического развития, финансовой, инвестиционной, кредитной, налоговой политики, выпуска и размещения ценных бумаг и других активов области;
обеспечивает взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, органами судебной власти, а также органами местного самоуправления, организует работу Межведомственного совета Курской области по предметам совместного ведения;
ежегодно рассматривает проект областного бюджета, подготовленный в установленном порядке, и представляет его Курской областной Думе;
обеспечивает формирование и исполнение областного бюджета, а также вправе издавать правовые акты по привлечению и текущему расходованию финансовых, инвестиционных, кредитных ресурсов области;
рассматривает отчет об исполнении бюджета области, подготовленный в установленном порядке, и представляет его на рассмотрение Курской областной Думе;
рассматривает и представляет Курской областной Думе программы социально-экономического развития области;
ежегодно направляет Курской областной Думе отчет о социально-экономическом состоянии и перспективах развития области;
направляет на утверждение Курской областной Думе схему управления областью;
формирует Администрацию Курской области в соответствии с законодательством области;
утверждает положения, определяет функциональные обязанности исполнительных органов государственной власти области;
вправе требовать созыва внеочередного заседания Курской областной Думы, а также созывать вновь избранную Курскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Курской области;
вправе участвовать в работе Курской областной Думы с правом совещательного голоса;
вносит законопроекты в Курскую областную Думу, обнародует законы Курской области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет в установленном порядке законы Курской области, принятые Курской областной Думой в установленном порядке;
участвует в формировании Избирательной комиссии Курской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;
согласовывает:
назначение на должность прокурора Курской области, а также назначение на должность и освобождение от должности других руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
предупреждает в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, главу муниципального образования о возможности принятия мер по отрешению его от должности;
отрешает от должности своим постановлением глав муниципальных образований в порядке, установленном действующим законодательством, за исключением главы города Курска;
назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования;
на основании правовых актов передает свои отдельные государственно-властные полномочия одному из первых заместителей Губернатора Курской области, заместителям Губернатора Курской области, другим должностным лицам органов исполнительной государственной власти области;
может делегировать свои полномочия одному из органов исполнительной власти Курской области;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 45.
1. Губернатор Курской области в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Курской области и законов области издает постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти Курской области, а также государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Губернатор Курской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Курской области и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
3. Акты Губернатора Курской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Курской области, законам области.
4. Губернатор Курской области отменяет либо приостанавливает акты должностных лиц и органов исполнительной власти области в случае их противоречия федеральному законодательству, Уставу Курской области, законам Курской области, правовым актам Губернатора Курской области, при этом имеет право издавать собственные правовые акты по вопросам отмененных или приостановленных актов.
Статья 46.
1. Полномочия Губернатора Курской области прекращаются досрочно в случае:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Курской областной Думой;
в) его отставки по собственному желанию;
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации.
2. Курская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Курской области в случае:
издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Курской области и законам Курской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Курской области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Курской области и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
Решение Курской областной Думы о недоверии Губернатору Курской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов и влечет за собой немедленную отставку Губернатора Курской области.
В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Курской области в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области, назначаются внеочередные выборы Губернатора Курской области. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора Курской области.
3. В соответствии с федеральным законодательством в случае предъявления Губернатору Курской области обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, он может быть временно отстранен от исполнения своих обязанностей Президентом Российской Федерации по мотивированному представлению Генерального прокурора Российской Федерации в порядке и по основаниям, установленным уголовно-процессуальным федеральным законодательством.
4. Во всех случаях, когда Губернатор Курской области не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Губернатора Курской области в порядке, определенном законом Курской области.
Временно исполняющий обязанности Губернатора Курской области не имеет права вносить предложения: о поправках и пересмотре положений Устава Курской области, об изменении схемы управления областью, структуры Администрации Курской области.
5. В случае временного отсутствия Губернатора Курской области его обязанности исполняет любое должностное лицо из числа заместителей Губернатора Курской области на основании его распоряжения.
Статья 47.
Для разрешения споров, возникающих между Губернатором Курской области и федеральными органами государственной власти, Курской областной Думой, органами местного самоуправления, могут создаваться на паритетной основе согласительные комиссии.
Статья 48.
1. Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области. Администрация Курской области возглавляется высшим должностным лицом области - Губернатором Курской области.
В состав Администрации Курской области входят Аппарат Губернатора Курской области, состоящий из первого заместителя, заместителей, помощников, советников Губернатора Курской области и руководителей территориальных органов исполнительной власти Курской области, Правительство Курской области, возглавляемое первым заместителем Губернатора - Председателем Правительства Курской области, и состоящее из заместителей Председателя Правительства Курской области и руководителей отраслевых органов исполнительной власти Курской области.
Аппарат Губернатора Курской области осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Губернатора Курской области и реализует установленные федеральным законодательством и законодательством области административные и организационно-распорядительные функции исполнительной власти области в соответствии с полномочиями, определяемыми Губернатором Курской области.
Правительство Курской области является коллегиальным органом, обеспечивает деятельность Губернатора Курской области и реализует установленные федеральным законодательством и законодательством области финансово-экономические и социальные функции исполнительной власти области в соответствии с полномочиями, определяемыми Губернатором Курской области. По решениям, принимаемым коллегиально в пределах своих полномочий, издает нормативные правовые акты.
Решение Курской областной Думы о недоверии Губернатору Курской области влечет за собой немедленную отставку Аппарата Губернатора Курской области и Правительства Курской области.
Деятельность Аппарата Губернатора Курской области и Правительства Курской области обеспечивают комитеты, управления, департаменты, секретариаты в соответствии с положениями, утверждаемыми Губернатором Курской области.
2. Администрация Курской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Курской области, законов и иных нормативных правовых актов области.
3. Администрация Курской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
4. Финансирование Администрации Курской области и возглавляемых ею органов исполнительной власти области осуществляется за счет средств бюджета области, предусмотренных в областном бюджете отдельной строкой.
5. В случае отставки Губернатора Курской области Администрация Курской области продолжает действовать до сформирования новой Администрации Курской области.
Статья 49.
1. Администрация Курской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Курской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
2. Администрация Курской области:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; б) разрабатывает для представления Губернатором Курской области в Курскую областную Думу проект бюджета Курской области, а также проекты программ социально-экономического развития Курской области;
в) обеспечивает исполнение бюджета Курской области и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Курской области для представления их Губернатором Курской области в Курскую областную Думу;
г) формирует территориальные, отраслевые и иные органы исполнительной власти области;
д) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Курской области, законам и иным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;
ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
з) издает в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом Курской области постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории области;
и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Курской области, законами Курской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Статья 50.
Администрация Курской области формирует территориальные органы исполнительной власти Курской области для реализации установленных федеральным законодательством и законодательством области функций исполнительной государственной власти Курской области в пределах полномочий, определяемых Губернатором Курской области.
Территориальные органы исполнительной власти области являются юридическими лицами.
Статья 51.
Администрация Курской области формирует отраслевые органы исполнительной власти Курской области для осуществления установленных федеральным законодательством и законодательством области функций исполнительной государственной власти области в конкретных отраслях и видах деятельности.
Отраслевые органы исполнительной власти Курской области являются юридическими лицами.
Раздел IV. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Глава 11. Правовое положение территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
Статья 52.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории Курской области действуют территориальные органы, образованные федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.
Органы государственной власти области взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством, договорами и соглашениями между Российской Федерацией и областью.
Практическое и системное взаимодействие обеспечивается Межведомственным советом Курской области по предметам совместного ведения.
Раздел V. Взаимоотношения Курской областной Думы,
Губернатора Курской области
и органов исполнительной власти области
Глава 12. Взаимодействие Курской областной Думы,
Губернатора Курской области
и органов исполнительной власти области
Статья 53.
1. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную Курская областная Дума и Администрация Курской области осуществляют свои полномочия самостоятельно и взаимодействуют в установленных законодательством Российской Федерации и области формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области и в интересах ее населения.
2. Правовые акты Губернатора Курской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти области направляются в Курскую областную Думу в пятидневный срок.
3. Курская областная Дума вправе обратиться к Губернатору Курской области или в орган исполнительной власти области, принявший акт, с предложением о внесении изменений и (или) дополнении в акты, указанные в части 2 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
4. Губернатор Курской области вправе обратиться в Курскую областную Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Курской областной Думы либо об их отмене, а также в соответствии с федеральным законодательством вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
5. Курская областная Дума направляет Губернатору Курской области планы законопроектной работы и проекты законов Курской области.
6. На заседаниях Курской областной Думы и ее органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области или лица, уполномоченные указанными руководителями.
7. На заседаниях органов исполнительной власти области вправе присутствовать депутаты либо по поручению Курской областной Думы или ее председателя работники аппарата Курской областной Думы.
Статья 54.
Споры между Курской областной Думой и Администрацией Курской области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Уставом Курской области, законом области, либо в судебном порядке.
Раздел VI. Судебная власть
Глава 13. Осуществление правосудия в области
Статья 55.
Правосудие на территории области осуществляется федеральными судами и мировыми судьями Курской области посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Статья 56.
1. На территории области действуют федеральные суды: Курский областной суд, районные и городские суды общей юрисдикции, Арбитражный суд Курской области.
2. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным законодательством.
3. Кадры судебных органов Курской области находятся в совместном ведении Российской Федерации и области. Судьи федеральных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством, по согласованию с Курской областной Думой.
Статья 57.
1. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции области.
2. Полномочия, порядок создания должностей мировых судей устанавливается федеральным законодательством, порядок деятельности мировых судей определяется федеральным законодательством и законодательством области.
3. Мировые судьи назначаются на должность в порядке, установленном законом области.
Статья 58.
1. В соответствии с федеральным законодательством финансирование федеральных судов производится за счет федерального бюджета.
2. Финансирование деятельности мировых судей производится в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти области в порядке, установленном законом области.
Раздел VII. Местное самоуправление в области
Глава 14. Общие принципы организации местного самоуправления в области
Статья 59.
Местное самоуправление в области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом Курской области и законами области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Статья 60.
Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 61.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем местного референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 62.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, сельских поселений, районов и иных муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами области с учетом исторических и иных местных традиций.
Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом области в соответствии с федеральным законодательством.
Изменение границ муниципального образования допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются законом области.
Статья 63.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Наименования и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законами области.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.
Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Статья 64.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, органами местного самоуправления и гражданами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами области.
Статья 65.
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности природные ресурсы, муниципальные земли, средства местного бюджета, иное движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности в соответствии с федеральным законодательством и законами области.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законами области.
Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти области, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Статья 66.
Органы местного самоуправления могут быть наделены законом области отдельными государственными полномочиями области только с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти области материальными и финансовыми средствами.
Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области в соответствии с законом области.
Статья 67.
Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для развития местного самоуправления в области и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Статья 68.
Органы государственной власти области и государственные должностные лица не вправе принимать акты и совершать действия, ограничивающие установленные федеральным законодательством права местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти области и государственных должностных лиц.
Раздел VIII. Обеспечение законности в деятельности
Курской областной Думы, Губернатора Курской области
и органов исполнительной власти области
Глава 15. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации
и федеральным законам Устава Курской области, законов и иных правовых актов
Статья 69.
Курская областная Дума, Губернатор Курской области и органы исполнительной власти области при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства области.
Законы области, правовые акты Курской областной Думы, правовые акты органов исполнительной власти области и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 70.
Органы государственной власти области несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими Устава Курской области, законов и иных нормативно-правовых актов и осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия органами государственной власти области нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти области несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 71.
Должностные лица органов исполнительной власти области несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством области.
В случае, если Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством приостановлено действие актов Губернатора Курской области или органа исполнительной власти области, Губернатор Курской области вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти области акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.
В период действия Указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов Губернатора Курской области или органа исполнительной власти области, указанных в абзаце 2 настоящей статьи, Губернатором Курской области и (или) органом исполнительной власти Курской области в соответствии с федеральным законодательством не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации, либо вносящего в него необходимые изменения.
Раздел IX. Экономическая, финансовая и социальная сфера области
Глава 16. Экономические основы области
Статья 72.
Основу экономической системы области составляют природные ресурсы (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир), государственная собственность области, федеральная собственность (переданная в управление области), муниципальная, частная, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения области.
Статья 73.
В области признаются и равным образом защищаются все формы собственности.
Порядок приобретения и прекращения права собственности области и муниципальной собственности устанавливается федеральным законодательством.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, составляющим собственность области, устанавливается федеральным законодательством и законодательством области.
Разграничение и определение пообъектного состава федеральной, областной и муниципальной собственности и их перераспределение осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 74.
1. В состав собственности области входят:
а) имущество, закрепленное за государственными предприятиями, учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
б) средства бюджета области;
в) средства фондов, образованных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области, иные поступления из федерального бюджета;
г) объекты, переданные области федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
д) ценные бумаги и финансовые активы;
е) имущество и доли в акционерных обществах (товариществах), созданных за счет средств областного бюджета.
2. Состав собственности области закрепляется в реестре государственного имущества области, который подлежит периодическому уточнению и изменению.
3. Область в установленном федеральным законодательством порядке гарантирует использование и обеспечивает охрану земли и других природных ресурсов.
Статья 75.
1. Курская областная Дума в пределах своей компетенции принимает законы области и иные нормативные правовые акты о порядке создания, приобретения, использования, передачи и отчуждения объектов собственности области, осуществляет контроль за их исполнением.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти области распоряжаются областной собственностью в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 76.
Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется федеральным законодательством и законодательством области.
Органы государственной власти области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за рациональным, экологически безопасным использованием земель, ресурсов на территории области независимо от форм собственности, обеспечивают охрану природных ресурсов и природной среды.
Статья 77.
1. В области обеспечивается право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области любых форм предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование.
2. Органы государственной власти области путем установления соответствующих приоритетов налоговой и бюджетной политики содействуют развитию предпринимательской деятельности, основанной на всех формах собственности.
Глава 17. Финансы области
Статья 78.
Финансовые ресурсы области составляют средства бюджета области, областных бюджетных, внебюджетных и валютных фондов, кредитных ресурсов, а также ассигнований из федерального бюджета, финансовые ресурсы предприятий, учреждений, имущество которых является собственностью области, и иные средства, получаемые областью в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 79.
Бюджет области и свод бюджетов муниципальных образований области составляют консолидированный бюджет области.
Порядок составления и рассмотрения проектов областного бюджета, консолидированного бюджета области, утверждение и исполнение областного бюджета, перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 80.
Курская областная Дума вправе принимать постановления о порядке образования и расходования средств бюджетных и валютных фондов.
Бюджеты внебюджетных фондов утверждаются законом области.
Статья 81.
Доходы областного бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
Статья 82.
Льготы по областным налогам устанавливаются законами области в соответствии с федеральным законодательством.
Глава 18. Социальная сфера области
Статья 83.
В области признается и поддерживается основополагающая роль воспитания, образования, спорта, культуры и науки в жизни и развитии общества, воспитании человека и гражданина.
Статья 84.
В соответствии с федеральным законодательством и законодательством области в области гарантируется и обеспечивается общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Органы государственной власти области способствуют развитию системы профессионального и высшего образования.
Область как субъект Российской Федерации:
определяет научную и культурно-образовательную политику, меры по ее реализации;
обеспечивает свободный доступ к образовательным программам и духовным ценностям;
охраняет и приумножает культурное достояние;
содействует профессиональной творческой деятельности, охране и защите авторских прав, социальному обеспечению и защите прав и законных интересов научных и творческих работников;
создает условия для международного сотрудничества в сфере культуры, науки, образования и в других направлениях.
Органы государственной власти области могут создавать за счет средств бюджета, внебюджетных средств и других источников фонды образования, науки, спорта, культуры, развивают конкурсную систему получения стипендий, премий, займов с целью поощрения творческой интеллигенции, талантливой молодежи и детей.
Статья 85.
В области обеспечивается право граждан на охрану здоровья, семьи, материнства, отцовства и детства, медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровую среду обитания.
Органы государственной власти области вправе создавать областные целевые фонды в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области для экономического стимулирования социальных, природоохранных мероприятий и рационального ресурсопользования.
Статья 86.
В соответствии с федеральным законодательством в области признаются и поддерживаются принципы и цели государственной молодежной политики, государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения.
Органы государственной власти области содействуют осуществлению федеральных программ и иных мероприятий при проведении государственной молодежной политики и государственной политики в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, путем принятия социальных программ и законов области.
Раздел Х. Заключительные и переходные положения
Глава 19. Поправки и пересмотр положений Устава Курской области
Статья 87.
Предложения о поправках и пересмотре положений Устава Курской области вносятся в Курскую областную Думу в форме проектов законов области о внесении изменений и дополнений в Устав Курской области.
Предложения о поправках и пересмотре положений Устава Курской области могут вноситься Губернатором Курской области, одной третью от установленного числа депутатов Курской областной Думы, а также не менее чем одной пятой от числа представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области.
Статья 88.
Поправки и пересмотр положений Устава Курской области принимаются в порядке, установленном для принятия Устава Курской области.
Глава 20. Вступление в силу Устава Курской области
Статья 89.
Устав Курской области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Положение абзаца третьего пункта 3 статьи 31 не распространяется на должностных лиц, назначенных до вступления настоящего Устава в силу.
Статья 90.
Со дня вступления в силу настоящего Устава признать утратившим силу Устав (Основной Закон) Курской области от 2 ноября 1995 г. No 52 (в редакции законов Курской области от 17 декабря 1996 г. No 21-ЗКО, от 14 сентября 1998 г. No 22-ЗКО, от 9 декабря 1998 г. No 34-ЗКО, от 22 марта 1999 г. No 6-ЗКО, от 25 марта 1999 г. No 13-ЗКО, от 22 декабря 2000 г. No 31-ЗКО, от 22 декабря 2000 г. No 33-ЗКО, от 22 декабря 2000 г. No 36-ЗКО, от 6 января 2001 г. 2-ЗКО).
Предложить органам государственной власти области, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Уставом Курской области.
Статья 91.
Учет мнения населения об изменении границ муниципальных образований и образовании их в границах района осуществить в день выборов в союзный парламент в марте 2002 года.


Губернатор Курской области
А. МИХАЙЛОВ

г. Курск
2 октября 2001 г.
No 67-ЗКО

Док. 146834
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``