В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав (Основной закон) Кировской области Российской Федерации Назад
Устав (Основной закон) Кировской области Российской Федерации
Устав (Основной закон) Кировской области Российской Федерации
Принят Кировской областной Думой 29 февраля 1996 года

(в ред. Законов Кировской области от 18.12.2000 No 236-30, от 26.07.2001 No 8-30)



Глава I. Общие положения (ст. 1-6)
Глава II. Территория и статус области (ст. 7-17)
Глава III. Собственность и предпринимательство (ст. 18-27)
Глава IV. Основы избирательной системы (ст. 28-29)
Глава V. Законодательная власть (ст. 30-45)
Глава VI. Законодательство (ст. 46-53)
Глава VII. Исполнительная власть (ст. 54-61)
Глава VIII. Судебная власть (ст. 62-64)
Глава IX. Законность и правопорядок (ст. 65-70)
Глава X. Финансовая система (ст. 71-73)
Глава XI. Местное самоуправление (ст. 74-82)
Глава XII. Социальная защита, здоровье населения и охрана окружающей природной среды (ст. 83-86)
Глава XIII. Воспитание, образование, наука и культура (ст. 87-90)
Глава XIV. Заключительные и переходные положения (ст. 91-93)


Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия, гарантируя гражданское и духовное согласие, подтверждая приверженность вековым нравственным традициям, чтя историю Вятской земли, возрождая культуру и развивая экономику, стремясь обеспечить благополучие и процветание области, осознавая ответственность за судьбу своей Родины перед нынешним и будущими поколениями, Кировская областная Дума принимает настоящий Устав Кировской области.
Глава I. Общие положения
Статья 1.
1. Настоящий Устав - основной закон Кировской области.
2. Целью Устава является закрепление правового статуса области как субъекта Российской Федерации, создание необходимых и устойчивых правовых основ для развития в области экономических и социальных отношений, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, организация эффективного управления на ее территории.
3. Устав области имеет высшую юридическую силу по отношению к правовым актам области.
4. Законы и иные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу Кировской области и подлежат обязательному исполнению на всей ее территории.
5. Деятельность всех государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц области осуществляется в соответствии с принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом.
Статья 2.
1. Единственным источником власти в Кировской области является многонациональный народ России и население области как его составная часть.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
4. Население области вправе принимать участие в решении вопросов областного и местного значения в иных формах в соответствии с настоящим Уставом и законами области.
5. Никто не вправе самоуправно присваивать и осуществлять властные полномочия на территории области.
Статья 3.
1. Государственная власть в области основывается на принципах разделения на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения предметов ведения и полномочий федеральных и областных государственных органов.
2. Систему органов государственной власти Кировской области составляют:
Кировская областная Дума - высший законодательный (представительный) орган государственной власти области;
Губернатор Кировской области - высшее должностное лицо области;
Правительство Кировской области - высший исполнительный орган государственной власти Кировской области;
иные органы исполнительной власти Кировской области, образуемые Правительством области в соответствии с настоящим Уставом и законами области.
3. Судебная власть осуществляется судами и мировыми судьями, действующими на территории области в соответствии с федеральными законами.
Статья 4.
1. В Кировской области гарантируется право на осуществление местного самоуправления.
2. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.
Статья 5.
1. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц связана правом и законом и должна быть направлена исключительно на общее благо и благо каждого человека.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе использовать предоставленные им законом властные полномочия для представления и защиты не основанных на законе интересов физических и юридических лиц.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица при осуществлении возложенных на них функций вправе совершать в отношении физических и юридических лиц только те действия, которые прямо разрешены федеральными законами и законами области, либо основанными на них иными нормативными правовыми актами, и только в порядке, установленном законодательством.
4. Правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами должны быть мотивированы ссылками на федеральный закон или закон области, иной нормативный правовой акт.
Статья 6.
1. На территории области гарантируются все права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и нормами международного права, входящими в правовую систему Российской Федерации.
2. Права и свободы человека и гражданина на территории области могут быть ограничены исключительно на условиях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
3. В случае неправомерного ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральными и областными органами государственной власти, на территории области гарантируется действие этих прав и свобод в полном объеме. При возникновении такой ситуации все органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
4. Правовые акты и действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, ограничивающие либо иным образом нарушающие законные права и свободы граждан, права и интересы юридических лиц, могут быть обжалованы в суде в соответствии с установленной законодательством подведомственностью.
Глава II. Территория и статус области
Статья 7.
1. Территория Кировской области является частью единой территории Российской Федерации, обладает внутренней целостностью и устанавливается в пределах границ, существующих на день вступления в силу настоящего Устава.
2. Описание границ области с картографическими материалами закрепляется законом области. Границы территории не могут быть изменены без волеизъявления населения области, выраженного в результате референдума.
3. Порядок согласования изменений границ области с другими субъектами Российской Федерации и их утверждение осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 8.
1. Административно-территориальное устройство области есть деление территории области на части (территориальные образования) с целью оптимальной организации государственной власти и местного самоуправления.
2. Административно-территориальное деление области основывается на принципах:
соответствия исторически сложившейся системе расселения;
создания экономических, финансовых и организационных условий для деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
обеспечения населению здоровой и безопасной среды обитания;
рационального использования природных ресурсов, развития экономического потенциала области и ее социальной инфраструктуры;
развития национальных, этнических, языковых культур, культурно-бытовых особенностей, традиций и исконных видов хозяйственной деятельности граждан всех национальностей, проживающих на территории области.
3. Вопросы административно-территориального устройства области - образование и упразднение территориальных образований, их реорганизация, установление и перенесение административных центров территориальных образований и другие вопросы - решаются областной Думой с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 9.
1. Административным центром области является город Киров, правовой статус которого определяется законом области.
2. В состав Кировской области входят районы: Арбажский, Афанасьевский, Белохолуницкий, Богородский, Верхнекамский, Верхошижемский, Вятскополянский, Даровский, Зуевский, Кикнурский, Кильмезский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Куменский, Лебяжский, Лузский, Малмыжский, Мурашинский, Нагорский, Немский, Нолинский, Омутнинский, Опаринский, Орловский, Оричевский, Пижанский, Подосиновский, Санчурский, Свечинский, Слободской, Советский, Сунский, Тужинский, Унинский, Уржумский, Фаленский, Шабалинский, Юрьянский, Яранский.
Города областного значения: Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк, Котельнич, Слободской;
закрытое административно-территориальное образование п. Первомайский (Юрья-2).
3. Административно-территориальное устройство области устанавливается законом области.
Статья 10.
1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
2. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 11.
1. Кировская область является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения.
2. В случае нарушения федеральными органами государственной власти, федеральными учреждениями, организациями, предприятиями предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, договорами и соглашениями прав Кировской области как равноправного субъекта Федерации, повлекшего или могущего повлечь существенное осложнение социально-экономической ситуации в области, ограничение конституционных прав граждан, областная Дума и Губернатор, исходя из интересов населения, до разрешения возникшего конфликта в соответствии с предусмотренными федеральным законодательством процедурами, обязаны применять оперативные меры защиты законных прав и интересов области, адекватные характеру и последствиям нарушения.
3. Полномочными представителями области в отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами выступают Губернатор и областная Дума.
Статья 12.
1. Разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Кировской областью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеративным и иными договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий.
2. До принятия соответствующих федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Кировская область вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование по этим вопросам.
Статья 13.
Назначение и освобождение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти производится по согласованию с органами государственной власти области в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 14.
Кировская область в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий осуществляет внешнеэкономические и международные связи в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 15.
Правовую систему области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные акты по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, настоящий Устав, законы и другие нормативные правовые акты Кировской области, договоры с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Федерации.
Статья 16.
Принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией, международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы области. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные областными законами, то применяются правила международного договора.
Статья 17.
Кировская область имеет собственный герб, описание и порядок официального использования которого устанавливается законом области.
Глава III. Собственность и предпринимательство
Статья 18.
На территории области признается многообразие форм собственности, которые защищаются законодательством области равным образом.
Статья 19.
Государственная собственность на территории области выступает в виде федеральной собственности, собственности Кировской области, собственности других субъектов Российской Федерации.
Статья 20.
Разграничение государственной собственности на федеральную и областную осуществляется на основании федерального законодательства в соответствии с соглашениями между Кировской областью и Российской Федерацией.
Статья 21.
1. Областная собственность является достоянием населения области и должна использоваться исключительно в его интересах.
2. Областная Дума устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью области.
3. Правительство управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 22.
1. Муниципальная собственность на территории области выступает в виде собственности муниципальных образований.
2. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
3. Права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью принадлежат исключительно органам местного самоуправления.
Статья 23.
В частной собственности физических и юридических лиц на территории области может находиться любое имущество - за изъятиями, установленными федеральным законодательством.
Статья 24.
Приватизация объектов государственной и муниципальной собственности на территории области осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством.
Статья 25.
Правовой режим имущества, находящегося на территории области и являющегося собственностью Российской Федерации и ее субъектов, а также зарубежных государств, иностранных юридических и физических лиц, определяется федеральным и областным законодательством и договорами.
Статья 26.
1. В области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области не вправе вводить не предусмотренные законодательством ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и физических лиц. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области обязаны способствовать развитию предпринимательства, возрождению народных промыслов и ремесел.
3. На территории области обеспечивается свободное перемещение товаров, рабочей силы, информации, финансовых средств и иного имущества при условии соблюдения законодательства Российской Федерации и области.
Статья 27.
На территории области запрещается предпринимательская и иная деятельность, наносящая ущерб окружающей природной среде, здоровью населения, памятникам истории и культуры.
Глава IV. Основы избирательной системы
Статья 28.
1. В Кировской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами гражданам гарантируется право на свободное участие в выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления и референдумах.
2. В области избираются:
Губернатор области;
областная Дума;
представительные органы местного самоуправления.
3. Уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены выборы других органов и должностных лиц местного самоуправления.
4. Выборы, а также отзыв выборных должностных лиц, депутатов представительных органов проводятся в соответствии с федеральными и областными законами.
5. Подготовку и проведение выборов, референдумов, а также отзыв выборных должностных лиц и депутатов представительных органов осуществляют избирательные комиссии:
избирательная комиссия области (комиссия референдума области);
окружные избирательные комиссии;
территориальные (муниципальные) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Сроки полномочий избирательных комиссий определяются законами области и Уставами муниципальных образований.
Статья 29.
1. Активным избирательным правом на территории области обладают граждане Российской Федерации независимо от пола, достигшие на день голосования 18 лет и проживающие на территории области.
2. Не имеют права избирать и быть избранными граждане:
признанные судом недееспособными;
содержащиеся в местах лишения свободы на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Глава V. Законодательная власть
Статья 30.
Законодательная власть в Кировской области осуществляется:
непосредственно народом - путем референдума;
областной Думой.
Статья 31.
1. Областной референдум (всенародное голосование) назначается Губернатором или областной Думой и проводится с целью законодательного урегулирования наиболее важных вопросов жизни области, отнесенных законом к ее ведению.
2. Инициатива проведения референдума принадлежит населению Кировской области в соответствии с федеральным и областным законодательством. Законом области право инициативы проведения референдума может быть предоставлено иным субъектам.
Статья 32.
1. Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, проживающих на территории области и обладающих в соответствии с настоящим Уставом избирательным правом.
2. Решения считаются принятыми на областном референдуме, если за них проголосовало не менее чем две трети граждан, принявших участие в голосовании, и вступают в силу после их официального опубликования.
3. Решения, принятые на референдуме, являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении.
4. Принятые путем референдума решения могут быть отменены или изменены только референдумом.
5. Порядок назначения и проведения областного референдума, определения его результатов устанавливается законом области.
Статья 33.
1. Областная Дума - постоянно действующий высший представительный и законодательный орган государственной власти области.
2. Областная Дума осуществляет законодательное регулирование на территории области в пределах ведения области и совместного с Российской Федерацией ведения, а также наделяется иными полномочиями в соответствии с настоящим Уставом и законами области.
3. Областная Дума является юридическим лицом.
Статья 34.
1. Областная Дума избирается населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на пять лет.
2. Областная Дума состоит из 54 депутатов. Порядок организации и проведения выборов депутатов областной Думы устанавливается законом области.
3. Областная Дума является однопалатной.
Статья 35.
1. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с законодательством пассивным избирательным правом, достигший 21 года.
2. Депутатами областной Думы не могут быть Губернатор области, члены Совета Федерации Федерального Собрания, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, государственные и муниципальные служащие, судьи, прокуроры, депутаты иных представительных органов, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
3. Правовой статус и гарантии деятельности депутатов Думы устанавливаются законом области в соответствии с федеральным законом.
Депутаты областной Думы в соответствии с федеральным законом обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий.
Статья 36.
1. Областная Дума самостоятельно определяет число депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе.
2. Депутат Думы, работающий на постоянной профессиональной основе, не может состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Статья 37.
Областная Дума собирается на первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после избрания. Первое заседание Думы открывает председатель избирательной комиссии области.
Статья 38.
1. Формы деятельности областной Думы, организация ее работы, порядок проведения заседаний и голосования определяются Регламентом.
2. Пленарные заседания Думы правомочны, если на них присутствует не менее чем две трети от установленного числа депутатов.
Статья 39.
1. Областная Дума избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Думы и его заместителя (заместителей) на срок полномочий Думы.
2. Председатель областной Думы и его заместитель (заместители) представляют Думу во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Губернатором и Правительством области, органами местного самоуправления, судами области, ведут заседания, ведают внутренним распорядком работы Думы и осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом, законом области и Регламентом Думы.
3. Областная Дума образует из числа депутатов комитеты, постоянные и временные комиссии, рабочие группы с привлечением специалистов, экспертов для подготовки законопроектов и иных документов, отнесенных к ведению Думы. Порядок их создания и деятельности определяется Регламентом Думы.
Статья 40.
Областная Дума, по мере необходимости, организует и проводит открытые слушания по важным вопросам жизнедеятельности области и проектам законов, на которые приглашаются представители политических партий, общественных организаций, эксперты, специалисты. Рекомендации, выработанные на слушаниях, подлежат обязательному рассмотрению Думой при принятии соответствующих законов и постановлений.
Статья 41.
1. Граждане, проживающие на территории области, имеют право на обращения (гражданскую инициативу) в областную Думу по вопросам, отнесенным к ее ведению.
2. Областная Дума обязана рассматривать на пленарных заседаниях или на заседаниях своих постоянно действующих органов поступившие в ее адрес индивидуальные и коллективные обращения граждан и о результатах рассмотрения сообщать заявителям.
Статья 42.
1. К ведению областной Думы относится:
а) принятие Устава области и внесение в него поправок;
б) утверждение программ социально-экономического развития области и контроль за их исполнением;
в) принятие законов области, внесение в них изменений и дополнений, контроль за их соблюдением и исполнением;
г) официальное толкование Устава и законов области;
д) утверждение и изменение административно-территориального устройства области;
е) утверждение областного бюджета и отчета о его исполнении;
ж) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области, утверждение бюджетов и отчетов о расходовании средств этих фондов;
з) установление областных налогов и сборов и порядка их взимания на территории области;
и) назначение областного референдума;
к) назначение даты выборов депутатов областной Думы и Губернатора области;
л) согласование кандидатур на должности первого заместителя Председателя Правительства, руководителей финансового органа и органа по управлению государственной собственностью области;
(пп. `л` в ред. Закона Кировской области от 26.07.2001 No 8-30)

м) выражение недоверия Губернатору, первому заместителю Председателя Правительства, руководителям финансового органа и органа по управлению государственной собственностью области;
(пп. `м` в ред. Закона Кировской области от 26.07.2001 No 8-30)

н) избрание члена Совета Федерации Федерального Собрания;
о) учреждение наград и премий области;
п) образование согласительных комиссий для разрешения споров между областной Думой, Губернатором, Правительством области, а также органами местного самоуправления;
с) утверждение заключения и расторжения договоров области;
т) принятие решения о досрочном прекращении полномочий Губернатора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом;
у) принятие закона о роспуске представительных органов местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
ф) установление порядка управления и распоряжения областной собственностью;
х) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 43.
Областная Дума обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 44.
1. Для организационного, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности областной Думы, депутатов создается аппарат Думы.
2. Штаты и фонд оплаты труда аппарата областной Думы утверждаются на заседании Думы.
3. Структура, персональный состав аппарата областной Думы формируется Председателем Думы в пределах утвержденных штатов и фонда оплаты труда.
4. Областная Дума вправе рассмотреть и решить любой вопрос, относящийся к структуре, штатам и фонду оплаты труда аппарата Думы.
Статья 45.
1. Полномочия областной Думы прекращаются с момента начала работы вновь избранной Думы.
2. Полномочия областной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) с момента вступления в силу постановления о самороспуске, принятого не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов;
б) роспуска Губернатором по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
в) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
г) вступления в силу федерального закона о роспуске Думы.
Глава VI. Законодательство
Статья 46.
1. Законодательство области состоит из настоящего Устава и законов области.
2. Законы области, принимаемые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, не должны противоречить соответствующим федеральным законам.
При возникновении такого противоречия на территории области действует федеральный закон.
3. В случае противоречия между федеральным законом и законом области, принятым по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Кировской области, на территории последней действует закон области.
Статья 47.
1. Правовые акты Губернатора области, Правительства области, иных органов исполнительной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, настоящему Уставу, федеральному и областному законодательству.
2. При возникновении такого противоречия областная Дума вправе обратиться к Губернатору, Правительству области, иному органу исполнительной власти с предложением о внесении изменений и дополнений в изданные ими правовые акты, либо об их отмене, а также вправе обжаловать правовые акты этих органов в судебном порядке.
Статья 48.
1. Право законодательной инициативы (внесения законопроектов в областную Думу) принадлежит:
депутатам Думы;
Председателю Думы;
Губернатору области;
Правительству области;
представительным органам местного самоуправления;
областному суду и арбитражному суду области;
прокурору области;
избирательной комиссии области;
гражданам области при наличии подписей, собранных в порядке, предусмотренном законом области о референдуме.
2. Законопроекты об областном бюджете, введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске областных займов, об изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, вносятся в областную Думу по представлению Губернатора либо при наличии его заключения, представленного за четырнадцать дней до дня рассмотрения.
3. Проекты законов, внесенные Губернатором, рассматриваются областной Думой в первоочередном порядке.
Статья 49.
1. Внесенные в областную Думу субъектами законодательной инициативы законопроекты подлежат рассмотрению на заседаниях Думы в соответствии с ее Регламентом.
2. Областная Дума обязана выносить на всенародное обсуждение проекты важных законов области. Свои предложения граждане вправе направлять непосредственно в областную Думу, в областные и местные средства массовой информации.
3. Областная Дума проводит обобщение поступивших от граждан предложений, помещает в средствах массовой информации сообщения о ходе обсуждения законопроектов.
4. Поступившие от граждан и организаций предложения подлежат обязательному рассмотрению Думой в ходе обсуждения соответствующих законопроектов.
5. Законы области рассматриваются областной Думой не менее чем в двух чтениях и принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Статья 50.
1. Законы области, принятые областной Думой, направляются Губернатору в течение пяти дней.
2. Губернатор обязан обнародовать закон путем его подписания, либо отклонить закон в течение семи дней с момента его поступления.
3. В случае отклонения Губернатором закона области, он возвращается в областную Думу для повторного рассмотрения. Закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Думы.
Закон области, одобренный Думой в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором и подлежит обнародованию в течение пяти дней.
Статья 51.
1. Законы области, не опубликованные официально для всеобщего сведения, не могут применяться на территории области.
2. Нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы граждан и юридических лиц, подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.
Статья 52.
1. Законы области, а также их отдельные положения утрачивают силу:
а) по истечении установленного срока действия;
б) в случае принятия нового закона, регулирующего аналогичные отношения и отменяющего действие ранее принятого;
в) на основании решения суда в соответствии с законодательством.
2. Законам и иным нормативным правовым актам, принимаемым (издаваемым) на территории области, не может быть придана обратная сила, если они:
а) вводят новые налоги, сборы или ухудшают положение налогоплательщиков;
б) устанавливают или отягчают меры административной ответственности физических и юридических лиц; в) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.
Статья 53.
1. Официальное толкование Устава и законов области вправе давать только областная Дума как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов законодательной инициативы путем принятия постановления.
2. Указанные постановления обязательны для исполнения на всей территории области.
Глава VII. Исполнительная власть
Статья 54.
1. Исполнительная власть в Кировской области осуществляется Губернатором и системой органов исполнительной власти области.
2. Губернатор области является высшим должностным лицом Кировской области и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти - Правительство области.
3. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Одно и то же лицо не может избираться на должность Губернатора более двух сроков подряд.
4. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет.
Порядок проведения выборов Губернатора, правовые и социальные гарантии деятельности Губернатора устанавливаются законом области.
5. Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, областной Думы, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Статья 55.
Полномочия Губернатора области:
а) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;
б) представляет на утверждение областной Думе проекты программ социально-экономического развития области;
в) обнародует путем подписания законы области, либо отклоняет их в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
г) формирует Правительство области в соответствии с настоящим Уставом и законами области, представляет на согласование областной Думе кандидатуры на должности первого заместителя Председателя Правительства, руководителей финансового органа и органа по управлению государственной собственностью области;
(пп. `г` в ред. Закона Кировской области от 26.07.2001 No 8-30)

д) возглавляет Правительство области и руководит его деятельностью в порядке, установленном законом области;
е) определяет основные направления деятельности Правительства;
ж) подписывает акты Правительства области;
з) участвует в работе областной Думы с правом совещательного голоса, либо направляет своего полномочного представителя;
и) вправе требовать созыва внеочередного заседания областной Думы, а также созывать ее на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;
к) принимает решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы в порядке, предусмотренном федеральным и областным законом;
л) отрешает от должности глав муниципальных образований в случае и порядке, предусмотренном федеральным законом;
м) ежегодно представляет на утверждение областной Думе проект областного бюджета, проекты бюджетов внебюджетных и валютных фондов области;
н) назначает представителя в состав Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
о) вправе обратиться в областную Думу с предложением о внесении изменений и дополнений в постановления областной Думы либо об их отмене;
п) обжалует постановления областной Думы в судебном порядке;
с) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 56.
1. Губернатор области в пределах своей компетенции издает по вопросам, требующим нормативного регулирования, указы, а по всем остальным вопросам - распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории области.
2. Указы Губернатора, затрагивающие права и законные интересы граждан и юридических лиц, подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования.
3. Указы и распоряжения Губернатора области направляются в областную Думу в течение семи дней с момента их принятия.
Статья 57.
1. Полномочия Губернатора прекращаются со дня вступления в должность нового Губернатора.
2. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случае:
а) отставки в связи с выражением ему недоверия областной Думой в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
б) отставки по собственному желанию;
в) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
г) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
е) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
ж) утраты им гражданства Российской Федерации;
з) отрешения от должности Президентом Российской Федерации;
и) отзыва избирателями в соответствии с законом области;
к) смерти.
3. Не позднее семи дней с момента возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктами `б, в, г, д, е, ж, к`, областная Дума принимает постановления о досрочном прекращении полномочий Губернатора и одновременно назначает выборы Губернатора области.
4. Во всех случаях, когда Губернатор области не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет первый заместитель Председателя Правительства области.
5. Во время исполнения первым заместителем Председателя Правительства обязанностей Губернатора области он вправе исполнять все предусмотренные настоящим Уставом и законодательством области полномочия Губернатора области, за исключением роспуска областной Думы и принятия решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы, формирования Правительства.
Статья 58.
1. Систему органов исполнительной власти области составляют Правительство области и иные органы исполнительной власти.
2. Правительство является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти области.
3. Правительство является коллегиальным органом, формируется и возглавляется Губернатором
области - Председателем Правительства области.
4. Правительство является юридическим лицом.
5. Структура, порядок формирования, полномочия Правительства области устанавливаются законом области.
Статья 59.
Полномочия Правительства:
а) осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья, собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) формирование иных органов исполнительной власти области, руководство их деятельностью;
в) разработка проектов областного бюджета, бюджетов областных внебюджетных и валютных фондов, проектов программ социально-экономического развития области;
г) обеспечение исполнения областного бюджета, бюджетов областных внебюджетных и валютных фондов, программ социально-экономического развития области, подготовка отчетов об их исполнении;
д) управление и распоряжение собственностью области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области;
е) заключение в соответствии с федеральным законом договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
ж) вправе предложить органу местного самоуправления области, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления области привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если эти акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу области и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;
з) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 60.
1. Правительство в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения.
2. Акты Правительства подписываются Губернатором - Председателем Правительства области и подлежат обязательному исполнению на территории области.
Статья 61.
1. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором области.
2. Правительство области подает в отставку в случае:
а) принятия Президентом Российской Федерации решения об отрешении Губернатора области от должности;
б) вынесения областной Думой решения о недоверии Губернатору области - Председателю Правительства.
Глава VIII. Судебная власть
Статья 62.
Правосудие в Кировской области осуществляется:
Кировским областным судом;
Арбитражным судом Кировской области;
районными (городскими) судами;
уставным судом Кировской области;
иными судами, создаваемыми на территории области в соответствии с федеральным законом;
мировыми судьями.
Статья 63.
Порядок формирования и деятельности судов на территории области определяется федеральным законодательством.
Порядок формирования и деятельности уставного суда и мировых судей устанавливается федеральным законодательством и законом области.
Статья 64.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления области не вправе вмешиваться в осуществление правосудия на территории области.
Глава IX. Законность и правопорядок
Статья 65.
1. Органы государственной власти области участвуют в выработке и реализации единой политики Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью, профилактики правонарушений, разрабатывают и осуществляют собственные меры по вопросам охраны правопорядка и безопасности граждан.
2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления области осуществляют в пределах своих полномочий координацию действий правоохранительных и иных государственных и общественных органов в вопросах профилактики правонарушений, охраны общественного порядка и прав граждан.
Статья 66.
1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории области осуществляется органами прокуратуры.
2. Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Губернатором области и областной Думой.
Статья 67.
1. Органы внутренних дел на территории области, включая милицию, обеспечивают личную безопасность граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, осуществляют охрану общественного порядка и общественной безопасности, выполняют иные предусмотренные законом функции.
2. Назначение начальника областного управления внутренних дел производится по согласованию с Губернатором области и областной Думой.
Статья 68.
В области действуют органы Федеральной службы безопасности. Условия и порядок их деятельности на территории области определяются федеральным законодательством.
Статья 69.
Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусами в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Статья 70.
Оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам, защита и представление их интересов осуществляются коллегиями и иными объединениями адвокатов, а также отдельными гражданами.
Глава X. Финансовая система
Статья 71.
1. Финансовые ресурсы области состоят из средств консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, федеральных субвенций, заемных и иных средств, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
2. Область самостоятельно использует принадлежащие ей финансовые ресурсы в интересах населения, проживающего на ее территории.
3. Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, также с финансовыми ресурсами юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования совместных программ социально-экономического развития.
4. Управление и распоряжение областными финансовыми ресурсами осуществляется Губернатором и Правительством области в соответствии с законами области.
Правительство области имеет право оформлять кредиты и заемы в кредитных учреждениях в пределах лимита, устанавливаемого законами области.
Статья 72.
1. Бюджет области формируется за счет собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов, предусмотренных законодательством.
2. Областной бюджет на новый финансовый год разрабатывается Правительством и вносится Губернатором в областную Думу не позднее чем за один месяц до начала финансового года.
3. Областной бюджет рассматривается на заседании областной Думы в порядке, предусмотренном ее Регламентом, и утверждается законом области.
4. Исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области. Губернатор представляет отчет о его исполнении в областную Думу не позднее чем через три месяца после окончания финансового года. Отчет об исполнении годового бюджета утверждается законом области.
5. В целях осуществления контроля за исполнением областного бюджета и областных внебюджетных фондов областная Дума создает из числа депутатов постоянную комиссию, полномочия и порядок деятельности которой определяются Положением, утверждаемым Думой.
Статья 73.
Виды, порядок формирования и использования областных внебюджетных фондов определяются федеральными и областными законами.
Глава XI. Местное самоуправление
Статья 74.
1. Местное самоуправление в области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
3. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 75.
1. Местное самоуправление на территории области осуществляется посредством местных референдумов, деятельности органов местного самоуправления и общественной самодеятельности населения в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Местное самоуправление на территории отдельного муниципального образования осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежащим государственной регистрации в порядке, предусмотренном законом области.
Статья 76.
1. Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
настоящий Устав;
законы области;
уставы муниципальных образований.
Статья 77.
1. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
2. Границы административно-территориального и муниципального образования могут совпадать.
3. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учета мнения населения муниципального образования.
Статья 78.
1. Органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения самостоятельны.
2. Перечень вопросов местного значения устанавливается федеральным законом.
3. По вопросам местного значения муниципальные образования осуществляют собственное правовое регулирование, принимая нормативные правовые акты.
4. Органы государственной власти области не вправе вмешиваться в решение вопросов, отнесенных законом к ведению местного самоуправления.
Статья 79.
Органы государственной власти области вправе передавать органам местного самоуправления исполнение отдельных государственных полномочий. Порядок передачи отдельных государственных полномочий, материальных и финансовых ресурсов для их исполнения устанавливается законами области.
Статья 80.
1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления, а также муниципальные образования могут заключать между собой договоры (соглашения) о разграничении предметов ведения и полномочий, о взаимоотношениях при осуществлении полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных законом области.
2. Органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий вправе создавать на территориях муниципальных образований области структурные подразделения и назначать своих представителей в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Статья 81.
Основы организации и деятельности местного самоуправления в области устанавливаются законом области в соответствии с федеральным законом.
Статья 82.
Споры, возникающие между органами государственной власти области и органами местного самоуправления по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий, рассматриваются в судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Глава XII. Социальная защита, здоровье населения и охрана
окружающей природной среды
Статья 83.
В Кировской области гарантируется право граждан на социальную защиту, охрану здоровья и осуществляются меры по охране окружающей природной среды.
Статья 84.
Органы государственной власти области определяют основные направления политики в сферах социальной защиты населения, здравоохранения и охраны окружающей природной среды на территории области, которые строятся на основе:
а) гарантии социальной защиты населения посредством развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;
б) поддержки малообеспеченных слоев населения;
в) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;
г) обеспечения государственной поддержки системам охраны природы, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты инвалидов и престарелых, а также системам медицинского и экологического образования и просвещения;
д) создания системы стимулирования здорового образа жизни населения, занятий физической культурой и спортом, сохранения благоприятной для жизни окружающей природной среды;
е) обеспечения гражданам равных возможностей при получении бесплатной медицинской помощи в любых государственных и муниципальных медицинских учреждениях;
ж) развития системы социального медицинского страхования граждан;
з) обязательного лицензирования деятельности по оказанию медицинских услуг;
и) контроля за качеством окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов;
к) предотвращения пагубных техногенных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
л) платности использования природных ресурсов и компенсации ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей природной среды.
Статья 85.
1. В области обеспечивается государственный контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от формы собственности.
2. Для экономического стимулирования природоохранных мероприятий и рационального ресурсопользования в области создаются областной экологический фонд и иные фонды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется федеральным и областным законодательством.
Статья 86.
Законами области устанавливаются границы территорий с особым правовым режимом использования земель заказников, парков, памятников природы областного значения, правовой режим охраны редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных, птиц и мест их обитания.
Глава XIII. Воспитание, образование, наука и культура
Статья 87.
Кировская область признает основополагающую роль воспитания, образования, культуры и науки в жизни и развитии общества, человека и гражданина.
Статья 88.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления области способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, уделяя особое внимание поддержке многодетных и малообеспеченных семей.
Статья 89.
Государственная политика в сфере культуры, науки и образования в области строится на основе:
а) патриотизма;
б) развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территорий области;
в) уважения религиозных убеждений и чувств, не противоречащих общественным нормам нравственности;
г) гарантированности свободы творчества и всех форм образования;
д) содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
е) обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности в создании, использовании и распространении культурных и образовательных ценностей;
ж) государственной поддержки и развитии системы образования, направленной на формирование культурного образа жизни и приобщения граждан к ценностям национальной и мировой культуры;
з) исключения монополизма в сфере культуры и образования;
и) сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования;
к) гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов;
л) предоставления налоговых льгот, стимулирующих инвестиции на развитие культуры, науки и образования;
м) обеспечения защиты творческой деятельности и ее результатов.
Статья 90.
1. На областную Думу, Губернатора и Правительство области возлагаются обязанности:
а) определять региональную и культурно-образовательную политику, принимать меры по ее реализации;
б) определять и обеспечивать культурно-образовательный минимум жизни населения;
в) обеспечивать свободный доступ граждан к образовательным программам, духовным ценностям, достижениям науки и культуры;
г) сохранять и приумножать историко-культурное достояние области, региона, содействовать развитию архивного дела;
д) создавать, расширять и поддерживать региональную научно-производственную базу, максимально используя ее для решения насущных задач социально-экономического развития области;
е) содействовать охране и защите авторских прав, социальному обеспечению, страхованию и защите прав и законных интересов научных и профессиональных творческих работников;
ж) обеспечивать поддержку научных и образовательных учреждений, создавать условия для плодотворной творческой деятельности наиболее выдающимся и известным деятелям науки, культуры и искусства, творческим коллективам, а также талантливой молодежи;
з) создавать условия для международного сотрудничества в сфере культуры, науки и образования и включения области в единое российское и мировое культурное пространство.
2. Порядок осуществления обязанностей, определенных в настоящей статье, устанавливается законом области.
Глава XIV. Заключительные и переходные положения
Статья 91.
Устав области, поправки к нему, принимаются областной Думой не менее двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
Статья 92.
1. Пункт 1 статьи 34 в части срока полномочий областной Думы и пункт 2 статьи 35 вступают в силу после избрания областной Думы нового созыва.
2. Абзац 1 пункта 3 статьи 54 вступает в силу после окончания срока полномочий действующего Губернатора.
3. Глава VII настоящего Устава вступает в силу после принятия соответствующих законов области, но не позднее 1 октября 2001 года.
Статья 93.
Законы области и нормативные правовые акты области, применяются в части, не противоречащей Уставу области.


Глава администрации Кировской области
В.А. ДЕСЯТНИКОВ

г. Киров
27 марта 1996 года
No 12-30

Док. 146831
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``