В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав (Основной закон) Воронежской области Назад
Устав (Основной закон) Воронежской области
Устав (Основной закон) Воронежской области
Принят областной Думой 7 июня 2001 года

Раздел I. Правовой статус личности на территории области (ст. 1-5)
Глава 1. Правовой статус личности на территории области (ст. 1-5)
Раздел II. Государственно-правовой статус Воронежской области как субъекта Российской Федерации (ст. 6-25)
Глава 2. Воронежская область - субъект Российской Федерации (ст. 6-16)
Глава 3. Основы государственной власти Воронежской области (ст. 17-21)
Глава 4. Административно-территориальное устройство области (ст. 22-25)
Раздел III. Государственная власть в Воронежской области (ст. 26-48)
Глава 5. Законодательная власть Воронежской области (ст. 26-33)
Глава 6. Исполнительная власть Воронежской области (ст. 34-44)
Глава 7. Судебная власть Воронежской области (ст. 45-48)
Раздел IV. Местное самоуправление в Воронежской области. (ст. 49-61)
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 49-61)
Раздел V. Экономика области (ст. 62-71)
Глава 9. Экономическая система области (ст. 62-70)
Глава 10. Свобода экономической деятельности (ст. 71-71)
Раздел VI. Финансы области (ст. 72-82)
Глава 11. Финансовые ресурсы области (ст. 72-75)
Глава 12. Бюджетная система области (ст. 76-80)
Глава 13. Кредитные ресурсы области (ст. 81-82)
Раздел VII. Принятие устава, внесение в него изменений и дополнений (ст. 83-84)
Раздел VIII. Переходные и заключительные положения (ст. 85-86)
Приложение No 1 (-)


Воронежская областная Дума, выражая волю и интересы населения области, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области, заботясь о создании для населения области достойных условий жизни, стремясь к упрочению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового государства, исходя из равноправия субъектов Российской Федерации, выражая стремление населения Воронежской области видеть свой край неотъемлемой частью Российского государства, принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав - Основной Закон области.
Воронежская область образована Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1934 года и занимает территорию общей площадью 52,6 тысячи квадратных километров в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 года.
Раздел I. Правовой статус личности на территории области
Глава 1. Правовой статус личности на территории области
Статья 1. Права и свободы человека и гражданина на территории области
1. На территории области признаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормами международного права и иными нормативными правовыми актами.
2. Основные права и свободы человека и гражданина на территории области признаются неотчуждаемыми, принадлежащими им от рождения и не могут быть ограничены иначе как федеральным законом в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
3. На территории области обеспечивается равноправие граждан Российской Федерации во всех сферах жизни общества независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, общественного положения, отношения к религии и других факторов социального или личного характера.
Статья 2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
1. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления обязаны создавать на своей территории условия для беспрепятственного и действенного осуществления гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Воронежской области.
2. Органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления на территории Воронежской области не могут принимать нормативные правовые акты, ограничивающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормами международного права и иными нормативными правовыми актами.
3. Законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Воронежской области, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются.
4. Все государственные органы и должностные лица при решении вопросов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, должны совершать действия в форме и в порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
5. Каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.
Статья 3. Обязанности граждан Российской Федерации на территории области
Все граждане Российской Федерации на территории области имеют обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Статья 4. Житель Воронежской области
1. Жителем Воронежской области является гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Воронежской области.
2. Законами Воронежской области могут устанавливаться дополнительные гарантии обеспечения прав жителей Воронежской области.
3. Для жителей Воронежской области законами Воронежской области могут устанавливаться почетные звания.
Статья 5. Об иностранных гражданах и лицах без гражданства (подданства)
Иностранные граждане и лица без гражданства (подданства) на территории области имеют права и несут обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормами международного права.
Раздел II. Государственно-правовой статус Воронежской области
как субъекта Российской Федерации
Глава 2. Воронежская область - субъект Российской Федерации
Статья 6. Конституционные основы статуса области
1. Воронежская область в соответствии с Конституцией РФ является равноправным субъектом Российской Федерации.
Территория Воронежской области является неотъемлемой частью Российской Федерации.
2. Статус Воронежской области как субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Воронежской области в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 7. Основы правового статуса области
Основы правового статуса Воронежской области определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
Статья 8. Международные и внешнеэкономические связи Воронежской области
1. Воронежская область в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, договором между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Воронежской области о разграничении предметов ведения и полномочий, осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.
2. Организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня.
Статья 9. Система нормативных правовых актов Воронежской области
1. Систему нормативных правовых актов области составляют:
- Устав области (Основной Закон);
- законы Воронежской области;
- иные нормативные правовые акты органов государственной власти области.
2. Устав Воронежской области является основным законом в системе нормативных правовых актов области и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным правовым актам органов государственной власти и местного самоуправления Воронежской области.
Устав области обладает прямым действием на территории Воронежской области.
3. Устав области, законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области подлежат обязательному исполнению на территории области и обеспечиваются защитой органов государственной власти.
4. Устав, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Воронежской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области.
5. В случае противоречия Устава, закона или иного нормативного правового акта Воронежской области федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или предмету совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Воронежской области, принятым по предметам исключительного ведения области, действует нормативный правовой акт области.
7. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации также являются частью правовой системы области. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством области, применяются правила международного договора.
Статья 10. Предметы ведения и полномочия Воронежской области
Предметы ведения и полномочия Воронежской области определяются исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Воронежской областью, установленных Конституцией Российской Федерации, федеративными и иными договорами на:
- предметы ведения и полномочия Российской Федерации (Статья 71 Конституции Российской Федерации);
- полномочия Воронежской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Российской Федерации (Статья 72 Конституции Российской Федерации);
- предметы ведения и полномочия, переданные федеральными органами власти субъектам Российской Федерации или конкретно Воронежской области;
- предметы ведения и полномочия Воронежской области.
Статья 11. Предметы совместного ведения Российской Федерации и области
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия Устава, законов Воронежской области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита населения, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов, органов прокуратуры; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Воронежской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 12. Механизм реализации предметов совместного ведения
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Воронежской области.
2. Воронежская областная Дума имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации.
3. До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Воронежской области в соответствии с их компетенцией осуществляют собственное правовое регулирование. При принятии федеральных законов по данным вопросам нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными законами.
Статья 13. Предметы ведения Воронежской области
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Воронежской области Воронежская область обладает всей полнотой государственной власти.
2. К ведению области относятся:
а) принятие, изменение Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области, контроль за их соблюдением и исполнением;
б) определение административно-территориального устройства области;
в) установление системы органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами;
г) законодательное обеспечение организации местного самоуправления на территории Воронежской области;
д) распоряжение и управление областной государственной собственностью и федеральной собственностью, переданной в ведение области;
е) определение региональной политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области;
ж) финансовые и кредитные вопросы, отнесенные федеральным законодательством к ведению области;
з) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные фонды регионального развития, областные внебюджетные и валютные фонды;
и) международные отношения и внешнеэкономические связи области в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
к) областная государственная и муниципальная служба;
л) иные вопросы в соответствии с настоящим Уставом, другими нормативными правовыми актами, отнесенные к ведению Воронежской области, а также вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий.
Статья 14. Передача полномочий.
Органы государственной власти Воронежской области вправе передавать часть своих полномочий, не входящих в их исключительную компетенцию, федеральным органам государственной власти Российской Федерации, другим субъектам федеративных отношений, органам местного самоуправления в Воронежской области.
Статья 15. Право на заключение договоров (соглашений)
1. Воронежская область как субъект Российской Федерации вправе вступать в договорные отношения с Российской Федерацией, иными субъектами Российской Федерации.
2. Воронежская область в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, имеет право на ведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Порядок ведения переговоров и заключения соглашений определяется федеральным и областным законодательством.
Статья 16. Территория Воронежской области как субъекта Российской Федерации
1. Изменение границ Воронежской области, являющихся ее границами с иными субъектами Российской Федерации, осуществляется на основе договоров, заключаемых органами государственной власти Воронежской области в пределах их компетенции с органами государственной власти этих субъектов в соответствии с выраженной на референдуме волей населения уступаемой, обмениваемой или присоединяемой Воронежской областью территории.
2. Изменение границ Воронежской области, являющихся внешними границами Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Указанное изменение границ Воронежской области может состояться только с согласия населения Воронежской области, выраженного в виде решения, принятого на областном референдуме.
Глава 3. Основы государственной власти Воронежской области
Статья 17. Народ как источник власти в области
1. Единственным источником власти в Воронежской области является народ. Никто не может присваивать власть. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
2. Народ осуществляет свою власть как через органы государственной власти и местного самоуправления, так и непосредственно. Высшим выражением непосредственной власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 18. Осуществление функций государства на территории Воронежской области
На территории Воронежской области запрещено осуществлять функции государства органам, организациям и объединениям, на которые осуществление этих функций не возложено Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Воронежской области и областным законодательством.
Статья 19. Принципы формирования государственной власти в Воронежской области
1. Государственная власть в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в области самостоятельны и действуют на основе принципа разделения власти в рамках своей компетенции, установленной федеральным и областным законодательством.
3. У одного лица или в одном органе не могут быть сосредоточены одновременно полномочия различных ветвей государственной власти.
Законодательная власть не может предоставляться одному лицу.
Исполнительные органы государственной власти не могут быть наделены полномочиями по изданию законов Воронежской области.
Статья 20. Система органов государственной власти
1. В систему органов государственной власти области входят:
- Воронежская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти;
- администрация Воронежской области - высший исполнительный орган государственной власти;
- судебные органы.
2. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности органов государственной власти области определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Воронежской области.
Статья 21. Флаг и герб области
1. Воронежская область имеет свой флаг и герб.
2. Описание и порядок использования флага и изображения герба Воронежской области устанавливаются законом Воронежской области, который принимается квалифицированным большинством голосов от установленного числа депутатов Воронежской областной Думы.
Глава 4. Административно-территориальное устройство области
Статья 22. Полномочия области по территориальному устройству
Административно-территориальное устройство Воронежской области, порядок его изменения регулируются законами области.
Статья 23. Система территориальных образований
1. Территория Воронежской области подразделяется на районы, города-районы и города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами области.
Перечень административно-территориальных единиц области закрепляется в Приложении No 1 к настоящему Уставу.
2. Территория районов Воронежской области непосредственно подразделяется на города местного значения, поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты.
3. Города, города-районы могут иметь в своем составе микрорайоны и районы, которые могут являться самостоятельными административно-территориальными единицами.
4. Административно-территориальные единицы Воронежской области не вправе самостоятельно изменять свои границы и отсоединяться от Воронежской области.
Статья 24. Границы области
Описание границ Воронежской области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, определяется в Приложении No 2 к настоящему Уставу.
Статья 25. Административный центр Воронежской области
Административным центром области является город Воронеж. Статус города Воронежа как административного центра области устанавливается областным законом.
Раздел III. Государственная власть в Воронежской области
Глава 5. Законодательная власть Воронежской области
Статья 26. Воронежская областная Дума
1. Воронежская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Воронежской области.
2. Воронежская областная Дума состоит из 45 депутатов.
3. Воронежская областная дума избирается сроком на четыре года.
4. Областная Дума избирает председателя областной Думы и его заместителей, формирует комитеты (комиссии) и иные рабочие органы в соответствии с областным законодательством.
5. Воронежская областная Дума основывает свою деятельность на принципах законности, коллегиальности, гласности и подконтрольности населению.
6. Воронежская областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.
7. Моментом начала работы Воронежской областной Думы нового созыва считается ее первое заседание.
8. Воронежская областная Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
Статья 27. Финансирование областной Думы
Расходы на обеспечение деятельности областной Думы утверждаются самостоятельно самим законодательным (представительным) органом государственной власти и предусматриваются отдельной строкой в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Статья 28. Депутат областной Думы
1. Депутаты областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, достигшими на день голосования 18-летнего возраста и проживающими на территории Воронежской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с законодательством.
3. Депутат областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено в федеральном законе.
4. Полномочия депутата областной Думы начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы областной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата областной Думы, предусмотренных областным законодательством.
5. Депутат областной Думы обладает правами и выполняет обязанности в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
6. Депутат областной Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
7. Депутаты областной Думы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 29. Общие принципы организации и деятельности областной Думы
1. Деятельность областной Думы осуществляется на принципах коллегиальности, политического плюрализма, коллективном свободном обсуждении и решении вопросов, учете мнения населения области.
2. Формы и порядок работы областной Думы определяются регламентом областной Думы.
Основной формой работы областной Думы является заседание, на котором решаются все вопросы, отнесенные к компетенции областной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом области и областным законодательством.
3. Для организационного, правового, информационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности областной Думы, оказания помощи ее органам, депутатам областная Дума создает свой аппарат.
Статья 30. Компетенция областной Думы
1. К компетенции областной Думы относятся:
а) принятие Устава области и внесение в него изменений, дополнений, поправок;
б) принятие законов Воронежской области, внесение в них изменений и дополнений;
в) ратификация договоров и иных соглашений, подписанных от имени Воронежской области;
г) толкование законов Воронежской области, кроме Устава области;
д) принятие постановлений и иных правовых актов;
е) назначение областного референдума в соответствии с действующим законодательством;
ж) утверждение программ социально-экономического развития и иных программ развития области;
з) утверждение областного бюджета и отчета о его исполнении;
и) установление областных налогов, сборов, пошлин и платежей, а также утверждение порядка их взимания и предоставления льгот;
к) установление административно-территориального устройства области и порядка его изменения в соответствии с действующим законодательством;
л) определение порядка использования земли и других природных ресурсов, находящихся на территории области;
м) определение порядка охраны объектов истории, культуры и природы на территории Воронежской области;
н) установление порядка владения, пользования и распоряжения областной собственностью, передачи государственной областной собственности в муниципальную;
о) утверждение схемы управления областью, структуры администрации области и внесение в них изменений;
п) установление основ организации и деятельности областной Думы;
р) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления и общих принципов организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Воронежской области в соответствии с федеральным законодательством;
с) определение сроков и порядка выборов в органы государственной власти области;
т) реализация установленных федеральным законодательством процедур согласования (учета мнения), утверждения кандидатур на должности председателей Воронежского областного суда и арбитражного суда Воронежской области, прокурора Воронежской области, начальника управления Судебного департамента в Воронежской области, руководителей областных правоохранительных органов;
у) согласование назначения на должности первых заместителей, заместителей главы администрации области и иных должностных лиц в соответствии с законодательством;
ф) выражение недоверия главе администрации области в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также выражение недоверия руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых на должность областная Дума принимала участие;
х) учреждение областных наград и почетных званий;
ц) установление санкций за нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Федерации;
ч) назначение на должность судей Уставного суда области;
ш) утверждение положения об аппарате областной Думы;
щ) осуществление контроля за соблюдением и исполнением принятых Воронежской областной Думой законов области, постановлений, решений и иных правовых актов;
э) создание Контрольно-счетной палаты Воронежской области;
ю) осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Решения по вопросам, перечисленным в подпунктах `ж`, `з`, `и`, `к`, `л`, `м`, `н`, `о`, `у` пункта 1, могут быть внесены в областную Думу только при наличии представления или заключения главы администрации области.
3. Областная Дума обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета областная Дума создает Контрольно-счетную палату Воронежской области, являющуюся государственным органом Воронежской области, подотчетным областной Думе. Компетенция, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты определяются законом Воронежской области.
5. Областная Дума совместно с администрацией области вправе создавать постоянные представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти, в субъектах Российской Федерации. Положения о постоянных представительствах утверждаются областной Думой и администрацией области.
6. Областная Дума и администрация области по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации могут открывать свои представительства за пределами Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
7. Областная Дума и администрация области по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации могут давать разрешение на открытие на территории Воронежской области представительств субъектов иностранных государств и административно-территориальных образований иностранных государств в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 31. Нормативные правовые акты областной Думы
1. Областная Дума в пределах своей компетенции на заседании принимает нормативные правовые акты: законы Воронежской области и постановления.
2. Нормативные правовые акты областной Думы должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.
3. Законом Воронежской области:
а) утверждается бюджет Воронежской области и отчет о его исполнении, представленные главой администрации Воронежской области;
б) устанавливаются в соответствии с настоящим Уставом основы организации и деятельности областной Думы Воронежской области;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Воронежской области в пределах полномочий областной Думы, определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития Воронежской области, представленные главой администрации Воронежской области;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
е) устанавливается в соответствии с действующим законодательством порядок образования и деятельности областных внебюджетных и валютных фондов, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчет об их исполнении;
з) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Воронежской области, в том числе долями (паями, акциями) Воронежской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
и) утверждаются заключение и расторжение договоров Воронежской области;
к) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Воронежской области;
л) устанавливается порядок проведения выборов в областную Думу, а также выборы главы администрации Воронежской области;
м) устанавливается административно-территориальное устройство Воронежской области и порядок его изменения;
н) утверждается схема управления Воронежской областью, определяется структура администрации Воронежской области;
о) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Воронежской области к ведению и полномочиям области.
4. Постановлением областной Думы:
а) определяется порядок деятельности областной Думы;
б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица Воронежской области, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом;
в) назначается дата выборов в областную Думу, а также дата выборов главы администрации Воронежской области;
г) назначается референдум Воронежской области в случаях, предусмотренных законом Воронежской области;
д) оформляется решение о недоверии (доверии) главе администрации Воронежской области, а также решение о недоверии (доверии) отдельным должностным лицам администрации Воронежской области, в назначении которых на должность областная Дума принимала участие в соответствии с настоящим Уставом;
е) утверждается соглашение об изменении границ Воронежской области;
ж) назначаются на должность судьи уставного суда Воронежской области;
з) оформляются иные решения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом `Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`, другими федеральными законами к ведению областной Думы.
5. Областная Дума несет ответственность, предусмотренную федеральными законами, за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
6. Областная Дума вправе принимать правовые акты ненормативного характера в порядке, предусмотренном областным законодательством.
Статья 32. Прекращение полномочий областной Думы
1. Полномочия областной Думы могут быть прекращены в следующих случаях:
а) принятия областной Думой решения о самороспуске.
Решение принимается не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы не позднее чем за 6 месяцев до дня истечения срока ее полномочий;
б) роспуска областной Думы главой администрации области по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
в) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска областной Думы Президентом Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
2. В случаях, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, с момента назначения даты новых выборов, областная Дума прекращает осуществление тех полномочий, которые реализуются путем принятия законов и постановлений на заседании Думы.
Статья 33. Право законодательной инициативы в областной Думе
1. Правом законодательной инициативы в областной Думе обладают депутаты областной Думы, глава администрации области, прокурор области, областной суд, областной арбитражный суд, уставный суд области, избирательная комиссия Воронежской области, представительные органы местного самоуправления, общественные и профсоюзные организации, находящиеся в области и зарегистрированные в установленном законом порядке.
2. Законопроекты, внесенные в областную Думу главой администрации Воронежской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Глава 6. Исполнительная власть Воронежской области
Статья 34. Система органов исполнительной власти Воронежской области.
1. В Воронежской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с администрацией области - высшим исполнительным органом государственной власти области.
2. Администрацию области возглавляет глава администрации области.
3. В составе администрации области создаются иные органы исполнительной власти (структурные подразделения).
Статья 35. Администрация области
1. Администрация Воронежской области (далее - администрация области) является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.
2. Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов Воронежской области на территории области.
3. Администрация области по вопросам, отнесенным к ее компетенции, ответственна перед населением области за решение социально-экономических и иных вопросов.
4. Порядок формирования и деятельности администрации области определяется областным законодательством.
5. Администрация области является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
Статья 36. Финансирование администрации области
Финансирование администрации области и возглавляемых ею органов исполнительной власти Воронежской области осуществляется за счет средств бюджета Воронежской области, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год отдельной строкой.
Статья 37. Структура администрации области
1. Администрация области состоит из руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Воронежской области - главы администрации, подчиненных ему органов и должностных лиц.
2. Структура администрации области утверждается областным законом по представлению главы администрации области.
3. Структура утверждается в соответствии со схемой управления Воронежской областью и Уставом области в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
4. Правовое положение структурных подразделений администрации области определяется положениями, принимаемыми главой администрации области.
5. Положениями о структурных подразделениях администрации области им может быть присвоен статус юридического лица.
Статья 38. Компетенция администрации области
1. Администрация области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Воронежской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
2. К компетенции администрации области относятся:
а) разработка проектов областного бюджета, текущих и перспективных государственных программ социально-экономического развития области; обеспечение выполнения принятых программ и бюджета; подготовка отчетов об исполнении областного бюджета и программ социально-экономического развития области;
б) разработка и реализация финансовой, инвестиционной политики в области;
в) управление и распоряжение областной собственностью в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также федеральной собственностью, переданной в управление Воронежской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
г) разработка и реализация мер по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья народа;
д) осуществление мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства, по воспитанию, образованию; разработка и реализация государственной молодежной политики; разработка и реализация мер по развитию культуры и науки;
е) осуществление мероприятий по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи; создание условий для развития предприятий торговли, продовольственной безопасности области, бытового обслуживания населения; осуществление мероприятий по защите прав потребителя и местного товаропроизводителя;
ж) разработка и реализация мер по защите интересов области, охране всех форм собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
з) осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению государственной безопасности;
и) разработка и обеспечение выполнения программ по использованию земли, охране природы, рациональному природопользованию;
к) осуществление внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном федеральным законодательством;
л) организация и осуществление лицензионной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
м) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным и областными законодательством.
3. Администрация области вправе заключить в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий.
Статья 39. Глава администрации области
1. Администрацию области возглавляет глава администрации.
2. Глава администрации области избирается гражданами Российской Федерации, достигшими на день голосования 18-летнего возраста и проживающими на территории Воронежской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
3. Главой администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с законодательством.
Процедура и порядок избрания главы администрации области определяется федеральным и областным законодательством.
4. Никто не может быть избран на должность главы администрации области более двух сроков подряд.
Вновь избранный глава администрации области вступает в должность после принесения им торжественной присяги.
5. Глава администрации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой администрации области.
6. Вновь избранный глава администрации области не позднее чем в 3-х месячный срок после вступления в должность вносит для утверждения в областную Думу проект закона о схеме управления областью и структуре администрации области.
Статья 40. Полномочия главы администрации области
1. Глава администрации Воронежской области имеет следующие полномочия:
а) представляет Воронежскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Воронежской области;
б) руководит деятельностью администрации Воронежской области на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за результаты деятельности органов исполнительной власти области;
в) представляет на утверждение областной Думы областной бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет на утверждение областной Думы отчет об исполнении областного бюджета;
г) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета;
д) распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности области, в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством;
е) обеспечивает разработку и осуществление программ социально-экономического развития области;
ж) осуществляет меры по обеспечению законности, прав, свобод и интересов граждан;
з) самостоятельно формирует администрацию области и иные органы исполнительной власти области в соответствии с Уставом области, схемой управления областью и структурой администрации, утвержденными законами области; утверждает штатное расписание администрации области в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете; назначает руководителей органов администрации области в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, структурой;
и) применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к назначаемым им должностным лицам; утверждает состав коллегий при руководителях органов администрации области;
к) для реализации процедур предварительного согласования вносит в областную Думу предложения по кандидатурам на должности председателей областного и областного арбитражного судов, прокурора области, а также представление о назначении и освобождении от должности руководителей областных правоохранительных органов;
л) обнародует законы Воронежской области, удостоверяя обнародование путем подписания законов, либо отклоняет законы Воронежской области, принятые областной Думой;
м) распускает областную Думу в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
н) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством;
о) формирует и распоряжается областными внебюджетными и валютными фондами в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Глава администрации области вправе требовать созыва внеочередного заседания областной Думы, а также созывать вновь избранную областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного для областной Думы законами Воронежской области.
3. Глава администрации области вправе участвовать в работе областной Думы с правом совещательного голоса.
4. Администрация области вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Воронежской области, а также вправе обратиться в суд.
Статья 41. Правовые акты администрации области
1. Глава администрации области в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения.
2. Постановления и распоряжения главы администрации области должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Воронежской области, законам Воронежской области.
3. Постановления и распоряжения главы администрации области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на территории Воронежской области.
4. Глава администрации области несет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством, за издание актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству.
Статья 42. Досрочное прекращение полномочий главы администрации области
1. Полномочия главы администрации области могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) его отставки по собственному желанию при подаче письменного заявления о добровольной отставке;
б) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
в) утраты гражданства;
г) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
д) смерти;
е) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, объявления умершим;
ж) отставки в связи с выражением ему недоверия областной Думой;
з) отрешение от должности Президентом Российской Федерации;
и) отзыва избирателями в соответствии с областным законодательством.
2. Основанием для досрочного прекращения полномочий главы администрации области, предусмотренным подпунктом `б` пункта 1 настоящей статьи, может служить вступивший в законную силу приговор суда о признании главы администрации области виновным в совершении преступления.
Полномочия главы администрации области по мотивам, указанным в подпунктах `а`, `в`, `г`, `д`, `е`, пункта 1 настоящей статьи, прекращаются автоматически. Прекращение полномочий оформляется соответствующим правовым актом администрации области.
Прекращение полномочий главы администрации области в случаях, предусмотренных подпунктами `е`, `ж`, `з` пункта 1 настоящей статьи, может осуществляться в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий главы администрации области в случаях, предусмотренных подпунктами `е`, `ж` и `з` пункта 1 настоящей статьи, принимается на заседании областной Думы не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов областной Думы по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов.
4. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации области его полномочия временно до избрания нового главы администрации области исполняет его первый заместитель.
Выборы нового главы администрации области проводятся в срок, установленный областным законодательством, но не позднее 6 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы администрации области.
Статья 43. Порядок обнародования и вступления в законную силу нормативных правовых актов Воронежской области
1. Законы Воронежской области, принятые областной Думой, направляются главе администрации области для подписания и обнародования в течение десяти календарных дней со дня голосования.
2. Глава администрации области в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления закона подписывает закон Воронежской области и обнародует.
3. Если глава администрации области в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления закона Воронежской области отклоняет его, закон может быть одобрен областной Думой в ранее принятой редакции квалифицированным большинством, не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
4. Закон Воронежской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой администрации области и подлежит опубликованию в течение семи календарных дней с момента поступления указанного закона главе администрации области.
5. Устав (Основной Закон) и законы Воронежской области вступают в силу после их официального опубликования. Законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Статья 44. Государственная служба области
1. Государственная служба Воронежской области представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти области, а также профессиональную деятельность в иных образуемых ими государственных органах в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом и законами Воронежской области.
2. Государственным служащим области является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы области за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета.
3. Правовое регулирование государственной службы области осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Воронежской области.
4. На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, установленными федеральным и областным законодательством.
Глава 7. Судебная власть Воронежской области
Статья 45. Судебная система области
1. Судебная система области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
2. В Воронежской области действуют федеральные суды, Уставный суд Воронежской области и мировые судьи.
Статья 46. Кадры судебных органов
1. Вопросы кадров судебных органов Воронежской области находятся в совместном ведении Российской Федерации и Воронежской области как субъекта Российской Федерации.
2. Судьи федеральных судов общей юрисдикции и судьи арбитражного суда Воронежской области назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законодательством с учетом мнения областной Думы.
3. Порядок назначения на должности и деятельности мировых судей области устанавливается Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и законом Воронежской области.
Статья 47. Финансирование судов Воронежской области
1. Финансирование федеральных судов производится за счет средств федерального бюджета.
2. Финансирование мировых судей производится за счет средств федерального бюджета. Аппарат мировых судей финансируется за счет средств областного бюджета.
3. Финансирование Уставного суда Воронежской области производится за счет средств областного бюджета.
Статья 48. Уставный суд Воронежской области
1. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Воронежской области, обеспечения верховенства в системе областного законодательства и прямого действия Устава (Основного Закона) Воронежской области Уставный суд Воронежской области разрешает дела о соответствии законов Воронежской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления Уставу Воронежской области, дает толкование Устава Воронежской области, осуществляет иную деятельность в соответствии со своей компетенцией.
2. Компетенция, порядок образования и деятельности Уставного суда Воронежской области определяются законом Воронежской области в соответствии с федеральными законами.
3. Решение Уставного суда Воронежской области, принятое в пределах его компетенции, не может быть пересмотрено иным судом.
4. Судьи Уставного суда Воронежской области назначаются Воронежской областной Думой в порядке, предусмотренном законом Воронежской области.
Раздел IV. Местное самоуправление в Воронежской области
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 49. Понятие и система местного самоуправления
1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется гражданами Российской Федерации путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления граждан, а также через представительный и иные органы местного самоуправления.
3. Общие принципы организации системы местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно на местном референдуме или через представительный орган местного самоуправления.
Статья 50. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации`;
- другие федеральные законы, регулирующие вопросы местного самоуправления;
- настоящий Устав;
- Закон Воронежской области `О местном самоуправлении в Воронежской области`;
- другие законы Воронежской области, регулирующие вопросы местного самоуправления;
- уставы муниципальных образований;
- иные нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Статья 51. Право граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Указанные органы и должностные лица обязаны давать письменный ответ на индивидуальные и коллективные обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления, в месячный срок.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Статья 52. Компетенция органов государственной власти Воронежской области в сфере местного самоуправления
В компетенции органов государственной власти Воронежской области находятся:
1) принятие законов Воронежской области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов Воронежской области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
3) регулирование порядка передачи объектов государственной собственности Воронежской области в муниципальную собственность;
4) определение общих принципов организации бюджетного процесса;
5) регулирование отношений между областным бюджетом Воронежской области и местными бюджетами;
6) установление и обеспечение областных минимальных социальных стандартов и социальных норм;
7) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
8) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления, оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям;
9) осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Воронежской области;
10) участие в решении вопросов местного значения путем выполнения областных целевых программ;
11) распределение средств, выделяемых из областного бюджета на финансирование областных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, а также осуществление контроля за целевым и эффективным использованием этих средств;
12) наделение органов местного самоуправления законом Воронежской области отдельными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
13) компенсация увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия правовых актов органами государственной власти Воронежской области;
14) принятие программы развития местного самоуправления в Воронежской области, оказание методической помощи органам местного самоуправления в их деятельности;
15) установление законом условий и порядка введения органами местного самоуправления ограничений на использование земель, других природных ресурсов, а также ведение иной хозяйственной деятельности в муниципальных образованиях;
16) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
17) установление порядка образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
18) разграничение предметов ведения муниципальных образований;
19) законодательное регулирование вопросов статуса депутатов представительных органов местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
20) установление порядка проведения местных референдумов, муниципальных выборов и отзыва выборных лиц;
21) прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования в случаях, установленных федеральным законом;
22) законодательное регулирование муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством;
23) установление порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления;
24) принятие законов Воронежской области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
25) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Статья 53. Предметы ведения муниципальных образований
1. В ведении муниципальных образований находятся:
- вопросы местного значения, определяющие жизнедеятельность населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Воронежской области;
- отдельные полномочия Российской Федерации, переданные органам местного самоуправления федеральными органами государственной власти;
- отдельные полномочия Воронежской области, переданные органам местного самоуправления органами государственной власти Воронежской области.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями Воронежской области осуществляется только законами Воронежской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок передачи отдельных полномочий Воронежской области, а также контроля за их осуществлением органами местного самоуправления определяются законами Воронежской области.
Статья 54. Органы местного самоуправления
1. Для осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании создаются представительный орган местного самоуправления и другие органы местного самоуправления.
Наличие представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Воронежской области с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
3. Численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
4. Компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности других органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Воронежской области.
Статья 55. Взаимоотношения органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления
1. Органы государственной власти Воронежской области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и иные условия для становления и развития местного самоуправления, разрабатывают и реализуют программу развития местного самоуправления в Воронежской области, финансируемую за счет средств областного бюджета, оказывают содействие населению в осуществлении местного самоуправления.
2. Органы государственной власти Воронежской области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами Воронежской области.
3. Органы государственной власти Воронежской области в рамках своей компетенции осуществляют контроль за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
4. Органы государственной власти Воронежской области при осуществлении своей деятельности учитывают предложения органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Воронежской областной Думе.
Статья 56. Формы непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления
1. Граждане непосредственно участвуют в осуществлении местного самоуправления на местном референдуме, муниципальных выборах, собраниях (сходах) через систему территориального общественного самоуправления, а также в иных формах, не противоречащих федеральному и областному законодательству.
2. Местный референдум проводится для решения наиболее важных вопросов местного значения. Подготовка и проведение местного референдума осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Воронежской области, уставами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
В уставах муниципальных образований могут указываться вопросы, принятие решения по которым осуществляется только путем местного референдума. Ограничения для вопросов, выносимых на местный референдум, установлены Федеральным законом `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации`.
3. Порядок проведения муниципальных выборов устанавливается законом Воронежской области в соответствии с федеральным законодательством. Порядок проведения муниципальных выборов может регулироваться уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления только в случаях, указанных в федеральных законах и законах Воронежской области. Органы государственной власти Воронежской области гарантируют соблюдение установленных законом избирательных прав граждан.
Статья 57. Экономическая основа местного самоуправления
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
2. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами и уставами муниципальных образований, - население непосредственно.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории или иные ограничения хозяйственной деятельности за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Органы местного самоуправления не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, оказывать платные услуги организациям и гражданам.
Органы местного самоуправления не вправе вводить на территории муниципального образования сборы с физических и юридических лиц, не предусмотренные законодательством.
Статья 58. Местный бюджет
1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Воронежской области.
2. Бюджет муниципального образования утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Воронежской области.
3. Фактическое увеличение собственных доходов бюджета муниципального образования в текущем финансовом году в результате финансово-хозяйственной деятельности не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти Воронежской области нормативов отчислений от регулирующих доходов в бюджет муниципального образования, а также доли средств, выделяемой из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Статья 59. Гарантии местного самоуправления
1. Гарантии прав граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на осуществление местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, другими законами Воронежской области.
Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области запрещается.
2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области.
Статья 60. Ответственность органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами за принятые ими решения и совершенные неправомерные действия. Основания, формы и виды ответственности устанавливаются федеральными законами, законами Воронежской области и закрепляются в уставе муниципального образования.
2. Административная ответственность должностных лиц местного самоуправления устанавливается законами Воронежской области в соответствии с федеральными законами.
Статья 61. Муниципальная служба
1. Муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области.
2. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
3. Статус муниципального служащего в Воронежской области устанавливается законом Воронежской области в соответствии с федеральным законодательством.
Раздел V. Экономика области
Глава 9. Экономическая система области
Статья 62. Формы собственности в экономической системе области
1. Экономическую систему области составляют: государственная собственность (областная собственность и федеральная собственность, переданная области); муниципальная; частная и иные формы собственности, признанные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Уставом.
2. Права всех собственников защищаются равным образом.
3. Порядок приобретения и прекращения права областной и муниципальной собственности устанавливается федеральным и областным законодательством в пределах компетенции органов государственной власти области.
4. Экономическая система области обеспечивает жизнедеятельность области, служит основой удовлетворения социально-культурных потребностей и благосостояния ее населения и развития экономики Российской Федерации.
Статья 63. Разграничение федеральной, областной и муниципальной собственности
1. Разграничение государственной собственности в области на федеральную и областную осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Разграничение объектов собственности на территории области между областной и муниципальной собственностью производится в порядке, определенном федеральным и областным законодательством.
Статья 64. Передача объектов собственности
1. Администрация области по согласованию с областной Думой вправе вносить в компетентные органы государственной власти Российской Федерации представление о передаче или продаже в собственность области объектов федеральной собственности, обеспечивающих преимущественно жизнедеятельность области и занимающих на областном рынке товаров (работ и услуг) доминирующее положение.
По представлению и (или) с согласия органов государственной власти Воронежской области объекты федеральной собственности могут быть переданы в собственность области или оперативное управление.
2. Объекты областной собственности могут быть переданы в муниципальную собственность:
- по инициативе органов государственной власти Воронежской области при согласии соответствующих органов местного самоуправления;
- по предложению органов местного самоуправления;
При решении вопросов о передаче объектов собственности учитывается их направленность на обслуживание потребителей местного значения и наличие местных ресурсов, необходимых для функционирования этих объектов.
Статья 65. Полномочия органов государственной власти Воронежской области в отношении объектов федеральной собственности
Областная Дума и администрация области в отношении федеральной собственности, расположенной на территории области, осуществляют в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством, экономическое регулирование и контроль за эффективным размещением ее производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, деятельностью по социальной защите населения.
Статья 66. Полномочия органов государственной власти Воронежской области в отношении объектов муниципальной собственности
Органы государственной власти области в пределах своей компетенции содействуют экономическим и организационным мерам развития и использования объектов муниципальной собственности в интересах области и соответствующей территории местного самоуправления.
Статья 67. Порядок использования объектов, не являющихся собственностью области
1. В целях обеспечения жизнедеятельности области и удовлетворения потребностей ее населения органы государственной власти области на договорной основе могут использовать объекты федеральной, муниципальной собственности, частной собственности юридических и физических лиц, совместных предприятий и другие объекты, не входящие в состав областной собственности.
2. Допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, объединение имущества различных собственников на праве общей и долевой собственности.
Статья 68. Областная собственность - вид государственной собственности
1. Областная собственность является видом государственной собственности. Собственником областной государственной собственности является Воронежская область как субъект Российской Федерации.
2. От имени Воронежской области права собственника осуществляют органы государственной власти области в рамках их компетенции, установленной федеральным и областным законодательством.
Статья 69. Объекты областной собственности
1. К областной собственности относятся объекты, переданные области в результате разграничения государственной собственности или приобретенные ею в соответствии с законодательством и международными правовыми актами, договорами.
2. В областной собственности находятся:
- средства областного бюджета;
- земли, закрепленные в собственность области в установленном порядке;
- природные ресурсы (земля и ее недра, воды, леса, растительный и животный мир);
- минерально-сырьевые ресурсы и иные объекты, отнесенные к собственности области в установленном порядке;
- имущество областной Думы, администрации области и Уставного суда как юридических лиц;
- предприятия и объединения, учреждения народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, иные учреждения, созданные или приобретенные за счет средств области или переданные области в установленном порядке (в том числе вошедшие в состав областной собственности на добровольной основе);
- ценные бумаги и финансовые активы;
- объекты собственности области, находящиеся за пределами области в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям и на основе федерального, областного и иного законодательства.
Статья 70. Использование земель и природных ресурсов
1. Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и иными природными ресурсами регулируется федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами Воронежской области и иными правовыми нормативными актами органов государственной власти Воронежской области, принятыми в пределах их компетенции.
2. Определение перечня и установление статуса федеральных земельных и других природных ресурсов, расположенных на территории Воронежской области, производится в соответствии с федеральным и областным законодательством по вопросам совместного ведения и на основании взаимной договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области.
3. Пользование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами не могут осуществляться в ущерб интересам народа и будущих поколений жителей Воронежской области.
Правовое регулирование земельных, лесных, водных отношений, отношений по использованию и охране недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха осуществляется с целью обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов, сохранения и улучшения окружающей среды.
Глава 10. Свобода экономической деятельности на территории области
Статья 71. Гарантии предпринимательской деятельности
1. В Воронежской области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законом любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономические свободы и конкуренция, осуществляется антимонопольное регулирование.
2. Органы государственной власти области не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и граждан. Органы государственной власти Воронежской области обязаны способствовать развитию всех форм предпринимательства, возрождению народных ремесел и промыслов.
3. На территории Воронежской области обеспечивается свободное перемещение товаров, информации, финансовых средств и иного имущества при соблюдении федерального и областного законодательства.
Раздел VI. Финансы области
Глава 11. Финансовые ресурсы области
Статья 72. Финансовые ресурсы области
1. Областные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении органов государственной власти области и состоят из:
- средств областного бюджета;
- выделяемых области средств из федерального бюджета;
- кредитных ресурсов;
- средств, полученных от использования и продажи имущества, находящегося в областной собственности;
- финансовой помощи от бюджетов других уровней в форме дотаций, субвенций и субсидий;
- безвозмездных средств, привлеченных на добровольной основе от физических и юридических лиц;
- сумм штрафов, конфискаций, компенсаций и иных средств, изымаемых в принудительном порядке;
- иных финансовых средств, которыми область располагает в соответствии с действующим законодательством.
Средства областного бюджета и иное областное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями, учреждениями, организациями, составляют областную казну.
2. Областная Дума совместно с администрацией Воронежской области определяет общий баланс финансовых и кредитных ресурсов области, в пределах своих полномочий регулирует и контролирует условия их размещения, распределения и использования в интересах населения с целью эффективного социально-экономического развития области.
Статья 73. Объединение финансовых ресурсов области с финансовыми ресурсами других субъектов
Финансовые ресурсы области для решения федеральных, межрегиональных и иных программ могут на договорной основе объединяться с федеральными финансовыми ресурсами, финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, общественных объединений и физических лиц.
Статья 74. Налоги и другие обязательные платежи в области
1. Налоговая политика области направлена на решение экономических, социальных проблем устойчивого развития области, на создание условий для формирования оптимальной структуры экономики, стимулирования предпринимательской и деловой активности, инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения бездефицитности областного бюджета.
2. На территории области взимаются налоги, сборы, пошлины, другие обязательные платежи, предусмотренные федеральным и областным законодательством и зачисляемые в соответствии с ними в федеральный, областной и местные бюджеты.
Статья 75. Регулирование областных налогов
1. Областная Дума вправе устанавливать на территории области областные налоги, сборы и другие обязательные платежи, ставки и льготы по ним, решать иные вопросы в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Областные налоги и сборы зачисляются в областной бюджет полностью или распределяются между областным и местными бюджетами в соответствии с законом о бюджете области на соответствующий финансовый год.
Глава 12. Бюджетная система области
Статья 76. Бюджетная система Воронежской области
Бюджетная система Воронежской области состоит из взаимодействующих между собой областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), каждый из которых является ее самостоятельной частью, ежегодно разрабатывается, утверждается и исполняется соответственно органами государственной власти и местного самоуправления.
Статья 77. Консолидированный бюджет области
1. Бюджет Воронежской области и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на ее территории, составляют консолидированный бюджет Воронежской области.
2. Администрация Воронежской области ежегодно составляет консолидированный бюджет области, используемый для расчета и анализа.
3. Местные бюджеты входят в консолидированный бюджет области, не рассматриваются и не утверждаются органами государственной власти области.
Статья 78. Областной бюджет
1. Областной бюджет обеспечивает денежными средствами деятельность органов государственной власти области, выполнение программ социально-экономического развития с учетом приоритетности и значения намеченных мероприятий для жизнедеятельности области и удовлетворения потребности ее жителей.
2. Областная Дума рассматривает и утверждает областной бюджет, разрабатываемый администрацией Воронежской области по доходам и расходам, контролирует его исполнение и утверждает отчет об исполнении бюджета.
Статья 79. Регулирование местных бюджетов
Взаимоотношения областного бюджета и местных бюджетов основываются на принципах равенства бюджетных прав муниципальных образований, выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и регулируются бюджетным и налоговым законодательством.
Статья 80. Гарантии стабильности областного бюджета
1. Областному бюджету в обязательном порядке компенсируются из федерального бюджета потери в доходах и дополнительные расходы в том случае, если они связаны с изменением законодательства Российской Федерации и принятием решений органами государственной власти Российской Федерации, повлекших уменьшение доходов или увеличение расходов.
2. Дополнительные доходы, полученные областным бюджетом в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат и используются в порядке, установленном законом о бюджете области на очередной финансовый год.
Глава 13. Кредитные ресурсы области
Статья 81. Государственный долг Воронежской области
1. Для покрытия дефицита областного бюджета используются внутренние заимствования, образующие государственный долг Воронежской области.
2. Долговые обязательства Воронежской области могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров;
- государственных займов Воронежской области, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг Воронежской области;
- договоров и соглашений о получении Воронежской областью бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоров о предоставлении государственных гарантий Воронежской области;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Воронежской области, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Воронежской области прошлых лет.
3. Правом осуществления государственных (областных) внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) от имени Воронежской области обладает единственный уполномоченный орган администрации Воронежской области.
4. Предельный объем государственного долга Воронежской области, установленный законом о бюджете области, не должен превышать объем доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 82. Участие кредитных организаций в бюджетном процессе области
1. В Воронежской области осуществляется казначейское исполнение бюджета.
2. Учреждения Банка России на территории Воронежской области обслуживают счета областного бюджета.
3. Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств областного бюджета на возвратной основе, если учреждения Банка России не могут выполнять эти функции либо отсутствуют на данной территории.
Раздел VII. Принятие устава,
внесение в него изменений и дополнений
Статья 83. Принятие Устава области, вступление его в силу
1. Устав Воронежской области принимается областной Думой. Устав области принимается квалифицированным большинством (две трети от установленного числа депутатов областной Думы).
2. Устав области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 84. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав области
1. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав области могут вносить: группа депутатов областной Думы численностью не менее 1/5 от числа избранных депутатов, глава администрации области, население, путем сбора не менее 40 тысяч подписей, областной суд, областной арбитражный суд, Уставной суд области, прокурор области, а также представительные органы местного самоуправления.
2. Изменения и дополнения в Устав считаются принятыми, если за них проголосовало квалифицированное большинство от установленного числа депутатов областной Думы.
3. Изменения и дополнения в Устав, связанные с изменением федерального законодательства, вносятся на рассмотрение областной Думы не позднее, чем в трехмесячный срок после вступления федерального закона или изменяемой им нормы в силу и принимаются квалифицированным большинством от установленного числа депутатов областной Думы.
Раздел VIII. Переходные и заключительные положения
Статья 85. Об актах в переходный период
1. Нормативные правовые акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления, принятые на ее территории до вступления в силу настоящего Устава, действуют в части, не противоречащей настоящему Уставу.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления, приводятся в соответствие с настоящим Уставом в течение 6 месяцев с момента вступления Устава в силу. По истечении указанного срока нормативные правовые акты, не приведенные в соответствие с Уставом, утрачивают свою юридическую силу и не подлежат применению.
3. До создания на территории Воронежской области Уставного суда толкование Устава области осуществляется областной Думой.
Статья 86. Вступление в силу настоящего Устава.
1. Настоящий Устав вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. С момента вступления в силу настоящего Устава утрачивает силу Закон Воронежской области от 20 июля 1995 года No 23-з `Устав (Основной Закон) Воронежской области` с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Воронежской области от 15 января 1996 года No 42-з, от 23 сентября 1996 года No 68-з, от 29 апреля 1998 года No 38-II-ОЗ, от 20 ноября 1998 года No 60-II-ОЗ, от 20 ноября 1998 года No 61-II-ОЗ, от 2 августа 1999 года No 103-II-ОЗ.


Председатель областной Думы
А.М. НАКВАСИН

Воронеж, Парламентский центр
2 июля 2001 года
No 11-III-ОЗ
Приложение No 1

Перечень административно-территориальных единиц Воронежской области
Воронежская область подразделяется на следующие административно-территориальные единицы областного уровня: города:
Воронеж,
Нововоронеж;
города-районы:
Борисоглебск
районы:
Аннинский (административный центр - п. г. т. Анна),
Бобровский (административный центр - г. Бобров),
Богучарский (административный центр - г. Богучар),
Бутурлиновский (административный центр - г. Бутурлиновка),
Верхнемамонский (административный центр - с. Верхний Мамон),
Верхнехавский (административный центр - с. Верхняя Хава),
Воробьевский (административный центр - с. Воробьевка),
Грибановский (административный центр - п. г. т. Грибановский),
Калачеевский (административный центр - г. Калач),
Каменский (административный центр - п. г. т. Каменка),
Кантемировский (административный центр - п. г. т. Кантемировка),
Каширский (административный центр - с. Каширское),
Лискинский (административный центр - г. Лиски),
Нижнедевицкий (административный центр - с. Нижнедевицк),
Новоусманский (административный центр - с. Новая Усмань),
Новохоперский (административный центр - г. Новохоперск),
Ольховатский (административный центр - п. г. т. Ольховатка),
Острогожский (административный центр - г. Острогожск),
Павловский (административный центр - г. Павловск),
Панинский (административный центр - р. п. Панино),
Петропавловский (административный центр - с. Петропавловка),
Поворинский (административный центр - г. Поворино),
Подгоренский (административный центр - п. г. т. Подгоренский),
Рамонский (административный центр - п. г. т. Рамонь),
Репьевский (административный центр - с. Репьевка),
Россошанский (административный центр - г. Россошь),
Семилукский (административный центр - г. Семилуки),
Таловский (административный центр - р. п. Таловая),
Терновский (административный центр - с. Терновка),
Хохольский (административный центр - п. г. т. Хохольский),
Эртильский (административный центр - г. Эртиль).

Док. 146823
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``