В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав (Основной Закон) Владимирской области Назад
Устав (Основной Закон) Владимирской области
Устав (Основной Закон) Владимирской области
Принят Постановлением Законодательного Собрания
Владимирской области от 14 августа 2001 года No 285

Глава I. Основы государственно-правового статуса Владимирской области (ст. 1-7)
Глава II. Административно-территориальное устройство области (ст. 8-9)
Глава III. Законодательное Собрание - высший законодательный (представительный) орган государственной власти Владимирской области (ст. 10-22)
Глава IV. Исполнительная власть Владимирской области (ст. 23-34)
Глава V. Территориальные органы государственной власти (ст. 35)
Глава VI. Судебная власть, органы прокуратуры и милиции Владимирской области (ст. 36-41)
Глава VII. Другие государственные органы и учреждения (ст. 42-44)
Глава VIII. Государственные должности Владимирской области и государственные должности государственной службы Владимирской области (ст. 45-47)
Глава IX. Законодательство Владимирской области (ст. 48-51)
Глава X. Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Владимирской области (ст. 52-54)
Глава XI. Местное самоуправление и развитие институтов непосредственной демократии (ст. 55-68)
Глава XII. Гарантии защиты прав и интересов области в сфере правового регулирования (ст. 69-70)
Глава XIII. Избирательная система и референдум (ст. 71-73)
Глава XIV. Экономические и финансовые основы развития области (ст. 74-85)
Глава XV. Защита от чрезвычайных ситуаций (ст. 86)
Глава XVI. Социальная политика (ст. 87-92)
Глава XVII. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование (ст. 93-99)
Глава XVIII. Международные и межрегиональные связи Владимирской области (ст. 100-102)
Глава XIX. Заключительные и переходные положения (ст. 103-106)

Законодательное Собрание Владимирской области, выступая полномочным представителем населения Владимирской области, сознавая свою ответственность за сохранение истории, традиций и особенностей Владимирской земли, являющейся историческим центром формирования русской нации, признавая права и свободы человека и гражданина, исходя из необходимости организации эффективного управления, обеспечения полноты реализации полномочий области как равноправного субъекта Российской Федерации, принимает настоящий Устав (Основной Закон) Владимирской области.
Глава I. Основы государственно-правового статуса Владимирской области
Статья 1.
1. Владимирская область (далее - область) - равноправный субъект Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
3. Территория области является неотъемлемой составной частью Российской Федерации. Территория области определена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1944 г., No 43) и иными нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации на момент принятия Устава области.
4. Граница Владимирской области, ее описание и картографические материалы фиксируются официальным документом в установленном законодательством порядке.
5. Статус области и ее границы могут быть изменены только в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 2.
Статус области основывается на принципах:
а) соответствия законодательства области Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
б) равноправия области с иными субъектами Российской Федерации;
в) взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти области.
Статья 3.
1. Высшим должностным лицом области является Губернатор (глава администрации) Владимирской области (далее - Губернатор).
2. Систему органов государственной власти области составляют:
а) высший законодательный (представительный) орган - Законодательное Собрание Владимирской области (далее - Законодательное Собрание);
б) высший исполнительный орган - администрация Владимирской области, возглавляемая Губернатором;
в) иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.
3. Правовую основу деятельности органов государственной власти области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты области.
4. Устав является Основным Законом области и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим областным законам и правовым актам органов государственной власти области и органов местного самоуправления. В случае противоречия указанных актов Уставу, действует Устав области.
Устав области имеет прямое действие и применяется на всей территории области.
5. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, расположенные на территории области, а также физические лица, находящиеся на территории области, обязаны соблюдать настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и области.
6. Единственным источником власти в области являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории области и обладающие избирательным правом в соответствии с федеральными и областными законами. Граждане осуществляют свою власть непосредственно, а также через своих представителей, путем их избрания в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
7. Высшим непосредственным волеизъявлением граждан являются областной и местный референдумы, свободные выборы.
8. Решения, принятые областным и местным референдумами, являются общеобязательными для применения на соответствующей территории и могут быть отменены или изменены только путем принятия иного решения на референдуме либо признаны недействительными в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
9. Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с федеральными и областными законами.
Статья 4.
1. Права и свободы человека и гражданина в области обеспечиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Обеспечение, соблюдение и защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Статья 5.
1. Государственная власть в области осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти области в пределах своей компетенции самостоятельны.
Статья 6.
Область имеет свою символику. Описание и порядок использования официальной символики области определяются областными законами.
Статья 7.
Область является, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, самостоятельным участником внешнеэкономических, межрегиональных и иных внешних связей.
Глава II. Административно-территориальное устройство области
Статья 8.
1. В состав области входят районные административно-территориальные образования: Александровский, Вязниковский, Гороховецкий, Гусь - Хрустальный, Камешковский, Киржачский, Ковровский, Кольчугинский, Меленковский, Муромский, Петушинский, Селивановский, Собинский, Судогодский, Суздальский, Юрьев - Польский районы, город Владимир.
2. Вопросы административно-территориального устройства области - образование, реорганизация и упразднение административно-территориальных единиц, их наименование, переименование, изменение границ, установление административных центров - решаются органами государственной власти в пределах своей компетенции в порядке, определяемом действующим законодательством.
Статья 9.
Административным центром области является город Владимир, статус которого устанавливается областным законом.
Глава III. Законодательное Собрание - высший законодательный (представительный) орган государственной власти Владимирской области
Статья 10.
1. Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
2. Законодательное Собрание состоит из 37 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
3. Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
4. Полномочия Законодательного Собрания начинаются со дня его первого заседания и прекращаются со дня признания выборов Законодательного Собрания нового созыва состоявшимися.
5. Первое заседание Законодательного Собрания созывается не позднее чем через месяц после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов.
6. Организация и порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания устанавливается федеральным и областным законодательством.
7. В структуру Законодательного Собрания входят:
а) председатель Законодательного Собрания;
б) первый заместитель председателя Законодательного Собрания;
в) заместитель председателя Законодательного Собрания;
г) постоянные комитеты Законодательного Собрания по направлениям законотворческой деятельности.
8. Законодательное Собрание является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет гербовую печать.
9. Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности Законодательного Собрания образуется аппарат Законодательного Собрания.
10. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания утверждаются Законодательным Собранием самостоятельно и предусматриваются отдельной строкой в законе об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 11.
1. Депутатом Законодательного Собрания может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года на день выборов и обладающий пассивным избирательным правом.
2. Депутат Законодательного Собрания может работать в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе.
Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается Законодательным Собранием самостоятельно, но не более десяти человек.
3. В течение срока своих полномочий депутат Законодательного Собрания не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности области или государственные должности государственной службы области, не может быть депутатом представительных органов местного самоуправления, а также занимать муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы в области, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. Статус депутата Законодательного Собрания определяется федеральными и областными законами.
Статья 12.
Принципы деятельности Законодательного Собрания:
а) законность;
б) коллегиальность;
в) равенство прав и свобод граждан, проживающих на территории области;
г) подконтрольность и подотчетность избирателям;
д) гласность и учет общественного мнения при принятии решений;
е) свобода обсуждения и принятия решений;
ж) равенство прав и обязанностей депутатов;
з) ответственность депутатов за совместно принимаемые решения;
и) соблюдение собственной компетенции и невмешательство в компетенцию других органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 13.
1. Законодательное Собрание осуществляет следующие основные полномочия:
а) принимает Устав области и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
2. Законом области:
а) утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении;
б) устанавливаются в соответствии с настоящим Уставом основы организации и деятельности Законодательного Собрания;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области и определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития области;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдумов на территории области;
к) устанавливается порядок проведения выборов в Законодательное Собрание, а также выборов Губернатора;
л) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
м) утверждается схема управления областью, определяется структура администрации области;
н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
3. Постановлением Законодательного Собрания:
а) определяется порядок деятельности Законодательного Собрания;
б) назначается дата выборов в Законодательное Собрание, а также дата выборов Губернатора;
в) назначается областной референдум;
г) утверждается соглашение об изменении границ области;
д) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору, а также о недоверии (доверии) руководителям исполнительной власти области, в назначении которых на должность Законодательное Собрание принимало участие в соответствии с настоящим Уставом;
е) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению Законодательного Собрания.
4. Законодательное Собрание в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законами области:
а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением областных законов, исполнением областного бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
б) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и областными законами.
Статья 14.
1. Законодательное Собрание участвует в формировании администрации области при назначении на должности заместителей Губернатора (в том числе первых) путем консультаций в порядке, установленном областным законом.
2. Законодательное Собрание вправе направить Губернатору постановление с предложением о принятии мер дисциплинарного воздействия (в том числе освобождение от должности) к должностным лицам, назначенным в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в случае нарушений ими федерального или областного законодательства.
Губернатор информирует Законодательное Собрание о принятом решении до истечения месячного срока со дня получения постановления Законодательного Собрания.
Статья 15.
Порядок подготовки, внесения и рассмотрения проектов нормативных правовых актов на заседания Законодательного Собрания, другие вопросы организации работы Законодательного Собрания и его структурных подразделений определяются областным законом и Регламентом Законодательного Собрания.
Статья 16.
Законодательное Собрание самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
а) исполнением законов и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием;
б) исполнением бюджета области, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета, средств внебюджетных и валютных фондов области;
в) выполнением областных целевых программ и планов социально-экономического развития области;
г) выполнением областной адресной инвестиционной программы;
д) соблюдением установленного порядка распоряжения и управления собственностью области, федеральной и иной собственностью, переданной в управление области;
е) Законодательное Собрание осуществляет иные контрольные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 17.
1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, Губернатору, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований области.
2. Законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Губернатором, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием по представлению Губернатора либо при наличии заключения указанного должностного лица. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание до истечения тридцати календарных дней со дня поступления законопроекта в администрацию области.
Статья 18.
Порядок и сроки официального опубликования и вступления в силу законов и нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием, определяются областным законом.
Статья 19.
1. Работу Законодательного Собрания организует его председатель, избираемый тайным голосованием на заседании Законодательного Собрания из числа его депутатов.
2. Полномочия, порядок избрания и освобождения председателя Законодательного Собрания от должности определяются областным законом и Регламентом Законодательного Собрания.
Статья 20.
1. Заместители председателя Законодательного Собрания избираются тайным голосованием по представлению председателя Законодательного Собрания из числа депутатов.
2. Заместители председателя Законодательного Собрания выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным областным законом.
Статья 21.
1. Постоянные комитеты Законодательного Собрания формируются на срок полномочий Законодательного Собрания.
2. Законодательное Собрание вправе образовывать постоянные или временные депутатские комиссии и рабочие группы для подготовки законопроектов и выполнения других задач.
3. Порядок формирования и упразднения, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий устанавливаются областным законом, Регламентом Законодательного Собрания, положением о постоянных комитетах и другими правовыми актами Законодательного Собрания.
Статья 22.
1. Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия решения Законодательным Собранием о самороспуске;
б) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава Законодательного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
2. Губернатор вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания в случае принятия данным органом Устава, областного закона, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Законодательное Собрание не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Решение Губернатора о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания принимается в форме указа.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания назначаются внеочередные выборы депутатов Законодательного Собрания. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания.
Дата проведения внеочередных выборов депутатов Законодательного Собрания в случае, предусмотренном подпунктом `а` пункта 1 настоящей статьи, устанавливается постановлением Законодательного Собрания, а в случаях, предусмотренных подпунктом `б` пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, - указом Губернатора.
Глава IV. Исполнительная власть Владимирской области
Статья 23.
Губернатор области является высшим должностным лицом области и на принципах единоначалия руководит администрацией области.
Статья 24.
1. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным и областным законодательством, пассивным избирательным правом, возраст которого на дату голосования составляет не менее 30 лет.
3. Губернатор не может быть одновременно депутатом Законодательного Собрания, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Губернатор избирается на срок 4 года.
5. При вступлении в должность, Губернатор приносит торжественную присягу: `Вступая в должность Губернатора Владимирской области, обязуюсь ответственно и добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности в интересах населения области, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Владимирской области, действуя на их основе и во их исполнение`.
Статья 25.
Порядок организации и проведения выборов Губернатора устанавливается областным законом.
Статья 26.
Губернатор:
1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;
2) решает вопросы о представительстве органов исполнительной власти области при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации;
3) организует управление областью, принимает решения в сфере социально-экономического и культурного развития области;
4) представляет Законодательному Собранию проект областного бюджета, отчет об его исполнении, проекты планов и программ социально-экономического развития области, организует контроль за их исполнением;
5) формирует и возглавляет администрацию области в соответствии с законодательством области;
6) учреждает и формирует совещательные и вспомогательные органы при Губернаторе области;
7) обнародует законы, удостоверяя обнародование законов путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием;
8) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти области;
9) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;
10) вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке;
11) обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти в области с Законодательным Собранием и органами местного самоуправления;
12) содействует развитию местного самоуправления на территории области;
13) вносит предложения о создании областных внебюджетных фондов, осуществляет их использование;
14) согласовывает, в предусмотренных федеральным законодательством случаях, решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области, назначении и освобождении соответствующих должностных лиц, а также вносит предложения по вопросам деятельности указанных органов на рассмотрение Правительства Российской Федерации;
15) является по должности одновременно начальником гражданской обороны области, руководит планированием и проведением мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке и защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством;
16) осуществляет меры по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью в пределах, установленных федеральными законами и законами области;
17) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
Статья 27.
Губернатор в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, по вопросам деятельности администрации области - постановления и распоряжения.
Статья 28.
Указы Губернатора и постановления администрации области вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено действующим законодательством либо в самом акте.
Статья 29.
Полномочия Губернатора начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Губернатора.
Статья 30.
1. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случае:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием области;
в) его отставки по собственному желанию;
г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
ж) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
з) утраты им гражданства Российской Федерации;
и) иных оснований, предусмотренных действующим законодательством.
2. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие Губернатору в случае издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и областным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения.
3. Решение Законодательного Собрания о недоверии Губернатору принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
4. В случаях, когда Губернатор не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет первый заместитель Губернатора.
Временно исполняющий обязанности Губернатора области осуществляет все полномочия, предусмотренные действующим законодательством, за исключением полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 26 в части формирования администрации области и пунктами `д` и `з` статьи 34 настоящего Устава.
5. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора, уполномоченные на то органы либо должностные лица в соответствии с федеральным и областным законодательством назначают внеочередные выборы Губернатора.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора.
Статья 31.
Отставка Губернатора по собственному желанию принимается Законодательным Собранием на основании личного заявления Губернатора. В случае непринятия Законодательным Собранием отставки Губернатора, Губернатор вправе по истечении двух месяцев с момента подачи заявления издать Указ о сложении своих полномочий.
Статья 32.
1. Администрация области - высший и постоянно действующий исполнительный орган государственной власти области.
2. В состав администрации области входят органы и структурные подразделения администрации.
3. Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, областных законов и иных областных нормативных правовых актов на территории области.
4. Администрация области является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
5. Финансирование администрации области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных отдельной статьей.
Статья 33.
1. Администрация области действует на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава области и иных законодательных актов области, постановлений и распоряжений Губернатора.
2. Полномочия и порядок деятельности администрации области определяются Законом области `Об администрации Владимирской области` и Регламентом, утверждаемым Губернатором.
Статья 34.
Администрация области:
а) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
б) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
в) разрабатывает для представления Губернатором в Законодательное Собрание проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области;
г) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором в Законодательное Собрание;
д) формирует иные органы исполнительной власти области;
е) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с областными законами, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, областным законам и иным нормативным правовым актам, а также вправе обратиться в суд;
з) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче части своих полномочий;
и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Глава V. Территориальные органы государственной власти
Статья 35.
В административно-территориальных образованиях, входящих в состав области, могут создаваться территориальные органы государственной власти.
Порядок создания и деятельности, полномочия территориальных органов государственной власти устанавливаются областным законодательством.
Глава VI. Судебная власть, органы прокуратуры и милиции Владимирской области
Статья 36.
1. Органами судебной власти в области являются суды, а также мировые судьи.
2. Органы судебной власти на территории области включают в себя:
а) федеральные суды общей юрисдикции - областной, районные, городские, военные и специализированные суды;
б) федеральный областной арбитражный суд;
в) мировые судьи - судьи общей юрисдикции области.
3. Компетенция, порядок организации и деятельности федеральных судов на территории области устанавливается законодательством Российской Федерации, мировых судей - федеральными и областными законами.
4. Судьи федеральных судов общей юрисдикции (кроме военных судов), действующих на территории области, и федерального областного арбитражного суда назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения Законодательного Собрания.
Мировые судьи назначаются Законодательным Собранием по представлению председателя областного суда.
Статья 37.
1. Надзор за точным и единообразным исполнением действующего законодательства на территории области осуществляют органы прокуратуры.
2. Органы прокуратуры, действующие на территории области, входят в единую систему органов прокуратуры Российской Федерации.
3. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
4. Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти области. Порядок согласования устанавливается областным законом.
Статья 38.
Укрепление правопорядка, обеспечение личной, имущественной и общественной безопасности, раскрытие и расследование преступлений во взаимодействии с заинтересованными ведомствами на территории области осуществляют органы милиции.
Статья 39.
Полномочия, цели, задачи, организация и порядок деятельности милиции определяются действующим законодательством.
Статья 40.
1. Начальник управления внутренних дел области назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.
До внесения Президенту Российской Федерации представления по кандидатуре для назначения на должность начальника управления внутренних дел области выясняется мнение Губернатора по предлагаемой кандидатуре.
2. Начальник милиции общественной безопасности области назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению начальника управления внутренних дел области, согласованному с Губернатором.
Статья 41.
Органы государственной власти области в пределах своих полномочий оказывают содействие судебной власти и правоохранительным органам в осуществлении их функций, разрабатывают программы по профилактике преступности и других правонарушений и способствуют их реализации.
Глава VII. Другие государственные органы и учреждения
Статья 42.
1. Для организации и обеспечения на территории области реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовки и проведения выборов, референдума соответствующего уровня создается Избирательная комиссия Владимирской области.
2. Избирательная комиссия Владимирской области является постоянно действующим государственным органом, независимым в пределах своей компетенции.
3. Правовой статус Избирательной комиссии, порядок ее организации и деятельности определяется федеральными и областными законами.
Статья 43.
1. Для осуществления контроля и анализа исполнения областного бюджета, использования государственного имущества области и средств областных внебюджетных фондов Законодательное Собрание образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется областным законом.
2. Председатель Счетной палаты назначается на должность Законодательным Собранием сроком на 5 лет. Решение о назначении председателя Счетной палаты принимается Законодательным Собранием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания по представлению Губернатора области.
3. Счетная палата является юридическим лицом. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Статья 44.
Областным законом могут быть созданы иные государственные органы и учреждения, выполняющие отдельные государственные полномочия и не входящие в систему органов законодательной, исполнительной или судебной власти.
Глава VIII. Государственные должности Владимирской области
и государственные должности государственной службы Владимирской области
Статья 45.
Для непосредственного обеспечения исполнения полномочий государственных органов области устанавливаются следующие государственные должности области:
а) Губернатор;
б) председатель Законодательного Собрания;
в) первый заместитель председателя Законодательного Собрания, работающий на штатной основе;
г) заместитель председателя Законодательного Собрания, работающий на штатной основе;
д) председатель комитета Законодательного Собрания, работающий на штатной основе;
е) заместитель председателя комитета Законодательного Собрания, работающий на штатной основе;
ж) депутат Законодательного Собрания, работающий на штатной основе;
з) председатель Счетной палаты области;
и) председатель Избирательной комиссии области.
Статья 46.
Должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности, определенные статьей 45 Устава области и учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, а также порядок организации и прохождения государственной службы на государственных должностях в области устанавливаются областным законом.
Статья 47.
Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы в области дается в Реестре государственных должностей Владимирской области. Реестр является неотъемлемой частью областного Закона `О государственной службе Владимирской области`.
Глава IX. Законодательство Владимирской области
Статья 48.
Законодательство области составляют:
а) Устав области;
б) законы области;
в) постановления Законодательного Собрания;
г) указы Губернатора;
д) постановления администрации.
Статья 49.
1. По предметам совместного ведения области и Российской Федерации область в соответствии с федеральными законами принимает областные законы и иные нормативные правовые акты.
2. Областные законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным конституционным законом, федеральным законом, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и областным законом или иным нормативным правовым актом действует федеральный конституционный закон, федеральный закон.
3. До принятия соответствующих федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область вправе принимать областные законы и иные нормативные правовые акты. После принятия соответствующего федерального закона областные законы и иные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с федеральным законом.
Статья 50.
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие областных законов и иных нормативных правовых актов.
2. В случае противоречия между федеральным законом и областным нормативным правовым актом, изданным в соответствии с пунктом первым настоящей статьи, действует областной нормативный правовой акт.
3. Порядок принятия и вступления в силу областных законов, иных нормативных правовых актов определяется областным законом.
Статья 51.
За нарушение законодательства области физические и юридические лица несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Глава X. Взаимодействие органов законодательной (представительной)
и исполнительной власти Владимирской области
Статья 52.
1. Законодательное Собрание и администрация области взаимодействуют исходя из интересов населения, принципов разделения властей, единства целей и задач в решении проблем области на основании Конституции Российской Федерации, настоящего Устава, федеральных и областных законов.
2. Правовые акты Губернатора направляются в Законодательное Собрание не позднее семи календарных дней со дня их принятия. Законодательное Собрание вправе обратиться к Губернатору с предложением о внесении изменений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.
3. Губернатор вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
4. Законодательное Собрание направляет Губернатору планы законопроектной работы и проекты законов области.
5. На заседаниях Законодательного Собрания и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса постоянный представитель Губернатора области.
6. На заседаниях органов и структурных подразделений администрации области вправе присутствовать депутаты.
Статья 53.
1. Областной закон, принятый Законодательным Собранием, в течение семи дней со дня принятия направляется Губернатору, который в течение четырнадцати календарных дней с момента получения закона подписывает его и направляет на официальное опубликование. До истечения указанного срока Губернатор вправе возвратить в Законодательное Собрание принятый Законодательным Собранием областной закон с мотивированным заключением о причинах его возврата, в том числе отдельно по каждому возражению.
2. Если при повторном рассмотрении закон принят большинством не менее двух третей от установленного законом числа депутатов Законодательного Собрания, то Губернатор обязан в течение трех календарных дней подписать его и направить на официальное опубликование.
Статья 54.
Разногласия между Законодательным Собранием и Губернатором, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятия законов и иных нормативных правовых актов, по другим вопросам, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий. Порядок создания и работы согласительной комиссии определяется областным законом, Регламентом Законодательного Собрания. В случае не достижения согласованного решения, разрешение спора может быть передано на рассмотрение соответствующего суда в установленном порядке.
Глава XI. Местное самоуправление
и развитие институтов непосредственной демократии
Статья 55.
Местное самоуправление в области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Статья 56.
Местное самоуправление в области осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Статья 57.
Вопросы организации местного самоуправления, в том числе порядок организации и проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан, иные формы прямого волеизъявления населения муниципальных образований, компетенция, порядок их образования, деятельности и другие вопросы местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными и областными законами.
Статья 58.
Местное самоуправление в области осуществляется в муниципальных образованиях. Перечень муниципальных образований утверждается областным законом.
Статья 59.
Уставы муниципальных образований принимаются муниципальным образованием самостоятельно и подлежат государственной регистрации в соответствии с областным законом.
Статья 60.
Предметы ведения муниципальных образований включают в себя вопросы местного значения, к которым в соответствии с федеральными и областными законами относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Статья 61.
Органы местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах предоставленных им полномочий, организуют исполнение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и области, а также собственных нормативных правовых актов.
Статья 62.
1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться областным законом с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
2. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области.
3. Органы государственной власти области могут привлекать органы местного самоуправления к осуществлению федеральных и областных государственных программ с передачей средств, необходимых для их реализации.
Статья 63.
Система и структура органов местного самоуправления определяется муниципальными образованиями самостоятельно.
Статья 64.
Порядок избрания и прекращения полномочий органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления определяются федеральными и областными законами, уставом муниципального образования.
Статья 65.
Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, передачи объектов собственности области в муниципальную собственность, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, создание и деятельность муниципальных внебюджетных фондов, установление и отмена местных налогов и сборов, льготы по их уплате, участие населения и создаваемых им органов в экономической и финансовой деятельности муниципального образования регулируется уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами.
Статья 66.
Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и иные условия для становления и развития местного самоуправления в области, обеспечивают проведение согласованной политики органов государственной власти и органов местного самоуправления в интересах государственной поддержки муниципальных образований, принимают иные меры государственной поддержки муниципальных образований области, включая меры экономической и социальной поддержки муниципальных образований, имеющих уровень бюджетной обеспеченности ниже средней по области.
Статья 67.
1. Гарантии местного самоуправления, полномочия, основы организации и деятельности органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, областными законами и уставами муниципальных образований.
2. Ущерб, причиненный муниципальному образованию неправомерными действиями или решениями органов государственной власти области, возмещается ему на основе решения суда либо добровольно по требованию органа местного самоуправления.
Статья 68.
1. Население территории местного самоуправления может создавать органы территориального общественного самоуправления.
2. Вопросы ведения территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с областными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения), если это не противоречит уставу муниципального образования, федеральным и областным законам.
Глава XII. Гарантии защиты прав и интересов области
в сфере правового регулирования
Статья 69.
Устав области и принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области и органов местного самоуправления подлежат правовой защите в соответствии с федеральными законами.
Статья 70.
1. Контроль за реализацией нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием и администрацией области, осуществляют должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. В соответствии с областным законодательством в области могут создаваться органы общественного контроля.
Глава XIII. Избирательная система и референдум
Статья 71.
1. Право участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления области принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, проживающему на территории области и обладающему избирательным правом.
2. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 72.
1. Для непосредственного решения гражданами наиболее важных вопросов жизни области и муниципальных образований может проводиться областной и местный референдумы.
2. Формулировка вопросов, выносимых на референдум, должна исключать возможность принятия референдумом решений, противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Решения, принятые на областном референдуме, вступают в действие с момента официального опубликования результатов референдума, действуют непосредственно и обладают высшей юридической силой по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти области.
Статья 73.
Порядок проведения выборов и референдумов на территории области устанавливается областными законами.
Глава XIV. Экономические и финансовые основы развития области
Статья 74.
1. Экономической основой развития области является областная собственность, а также деятельность предприятий и организаций государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.
2. Собственность области является формой государственной собственности в Российской Федерации.
Статья 75.
В собственности области находятся средства областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов, имущество Законодательного Собрания и администрации области, вещные права, приобретенные по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Статья 76.
1. В собственности области могут находиться земельные участки, природные объекты (водоемы, леса), объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное значение, предприятия, учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие предприятия, учреждения и организации, созданные или приобретенные в установленном законом порядке, в том числе на долевых началах, или переданные области от других органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан, ценные бумаги и финансовые активы.
2. Имущество, являющееся собственностью области, может быть закреплено за областными государственными унитарными предприятиями и организациями на правах хозяйственного ведения. Областным государственным учреждениям имущество передается в оперативное управление.
3. Законодательное Собрание и администрация в пределах компетенции принимают участие в разграничении пообъектного состава федеральной, областной и муниципальной собственности и ее перераспределении в установленном законодательством порядке.
Статья 77.
Порядок управления собственностью области, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение области, регулируется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
Статья 78.
1. Органы администрации области, в компетенции которых находятся полномочия на управление и распоряжение государственным имуществом, определяются в соответствии с действующим законодательством.
2. В отношении имущества, переданного в ведение области, администрация области осуществляет только те права, которые определены решением соответствующего органа, договором о передаче имущества и обусловлены характером имущества.
Статья 79.
1. Порядок изъятия, предоставления и использования земель и природных объектов в пределах территории области определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
2. Изменения формы собственности на земельные участки и природные объекты либо передача их в иное ведение производятся в порядке, установленном законодательством.
Статья 80.
1. Финансовые ресурсы области состоят из:
а) средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
б) средств внебюджетных и валютных фондов;
в) иных средств.
2. Финансовые ресурсы области могут в соответствии с действующим законодательством на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межрегиональных программ социального, культурного или экономического развития.
3. Для реализации в полном объеме концепции социально-экономического развития региона область открыта для отечественных и зарубежных инвестиций.
Статья 81.
Бюджетная система области строится в соответствии с федеральным законодательством и состоит из областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных и валютных фондов, местных бюджетов и местных внебюджетных и валютных фондов.
Статья 82.
1. Доходы бюджетной системы области формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений.
2. В составе бюджетов обособленно учитываются доходы и расходы целевых бюджетных фондов, создаваемых для реализации строго определенных государственных полномочий с закреплением за ними целевых доходных источников, которые могут быть направлены только на цели, установленные правовыми актами о создании таких фондов.
Статья 83.
Налоговая система области строится в соответствии с федеральным законодательством с учетом потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения социально-экономического развития области, ее административно-территориальных единиц и муниципальных образований.
Статья 84.
Расходы бюджетной системы области формируются на единых методологических основах, минимальных государственных стандартах, социальных и финансовых нормах, установленных федеральными и областными законами.
Статья 85.
Законодательное Собрание и представительные органы местного самоуправления области вправе принимать правовые акты об образовании внебюджетных и валютных фондов, привлечении дополнительных финансовых ресурсов для решения социально-экономических проблем в порядке и на условиях, установленных федеральным и областным законодательством.
Глава XV. Защита от чрезвычайных ситуаций
Статья 86.
1. Органы государственной власти планируют, организуют и проводят мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с действующим законодательством.
2. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона области организуются в соответствии с действующим законодательством.
3. Губернатор является по должности начальником гражданской обороны области.
Глава XVI. Социальная политика
Статья 87.
1. Органы государственной власти области осуществляют государственную политику, обеспечивают правовые и финансовые гарантии прав граждан в социальной сфере.
2. Органы государственной власти области признают основополагающую роль воспитания, образования, культуры, науки в жизни и развитии общества, человека и гражданина.
3. Государственная политика в сфере образования, науки и культуры в области основывается на принципах:
а) воспитания гражданственности, нравственности, духовности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, родному краю, семье, бережного отношения к окружающей природной среде;
б) государственной поддержки и развития системы образования;
в) содействия раскрытию творческого потенциала граждан, гарантированности свободы творчества;
г) обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности в создании, использовании и распространении научных, культурных и образовательных ценностей;
д) поощрения и предоставления налоговых льгот лицам и организациям, способствующим развитию науки и культуры, повышению образовательного уровня населения;
е) гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов.
Статья 88.
1. В области гарантируется гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
2. Семья, органы государственной власти области и органы местного самоуправления несут ответственность за обязательность получения детьми основного общего образования.
3. Органы государственной власти области:
а) соблюдают федеральные государственные стандарты образования, в пределах своей компетенции устанавливают областной образовательный стандарт, осуществляют контроль за качеством и эффективностью системы образования;
б) создают благоприятные условия для детей и молодежи в сфере получения образования, развивают конкурсную систему получения дополнительных стипендий, премий, займов и дотаций в целях поощрения наиболее одаренных детей;
в) способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, оказывая особое внимание многодетным, неполным семьям и детям, оставшимся без попечения родителей.
4. В области могут создаваться фонды образования, культуры, спорта и науки.
5. Предприятиям, учреждениям и организациям сферы образования, науки, культуры и спорта могут предоставляться налоговые льготы, определяемые законодательством области.
Статья 89.
1. В области гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, за счет средств областного и местных бюджетов, страховых взносов и других поступлений, в объеме программы государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи.
2. Государственные органы принимают меры по развитию системы здравоохранения, обязательного медицинского страхования, разрабатывают и реализуют областные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряют деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статья 90.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления в целях развития духовного мира человека и нравственности в обществе:
а) разрабатывают программы развития культуры, финансируют учреждения культуры из средств соответствующих бюджетов, оказывают социальную поддержку работникам культуры и искусства, вносящим наибольший вклад в дело культурного и духовного развития населения области;
б) обеспечивают сохранение и приумножение исторического и культурного наследия на территории области, предоставляют свободный доступ гражданам к духовным ценностям и благам науки и культуры;
в) для объектов культурного наследия областного и местного значения устанавливают особый правовой режим с включением их в Перечень объектов исторического и культурного наследия, областного и местного значения.
Статья 91.
1. Государственная политика области в сферах социальной защиты населения и защиты прав граждан на труд строится на следующих принципах:
а) развития системы адресной социальной помощи;
б) поддержки слабозащищенных групп населения, а также детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
в) развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;
г) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;
д) реабилитации инвалидов и развития социальной инфраструктуры, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность инвалидов;
е) предоставления льгот, услуг инвалидам и ветеранам войны и труда, приравненным к ним за заслуги перед Отечеством категориям граждан;
ж) развития системы по защите прав граждан на безопасный труд;
з) учета взаимных интересов работников и работодателей, расширения договорных начал в сфере трудовых отношений.
2. Органы государственной власти области с учетом мнения органов местного самоуправления вправе разрабатывать и реализовывать областные программы по социальной защите населения и охране труда, повышению уровня занятости населения.
3. Дополнительные социальные выплаты населению с определением их целей, размеров, условий, порядка предоставления и источников финансирования могут устанавливаться законодательством области.
Статья 92.
1. В области признаются и поддерживаются принципы охраны детства, материнства, отцовства, принимаются меры для развития семьи, поддержки ее экономической самостоятельности, системы воспитательных учреждений для детей.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления разрабатывают программы, обеспечивающие условия для воспитания, образования, отдыха и творческого развития детей и молодежи.
3. В области осуществляется молодежная политика по созданию правовых, экономических, социальных и организационных условий и гарантий для социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни.
Глава XVII. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование
Статья 93.
1. Земля, недра, подземные и поверхностные воды, растительный и животный мир области используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
2. Органы государственной власти области в пределах своей компетенции регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Статья 94.
Природоохранные отношения в области регулируются федеральным законодательством, настоящим Уставом и разрабатываемыми в соответствии с ними законами области и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
Статья 95.
Органы государственной власти области во взаимодействии с органами местного самоуправления осуществляют государственную политику в интересах населения области и координируют реализацию практических мер по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, которые строятся на основе:
а) приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
б) научно обоснованных сочетаний экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
в) обеспечения государственной поддержки сохранения и улучшения качества природной среды, охраны природы;
г) предотвращения пагубных техногенных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека и осуществления согласованных действий по своевременному предупреждению, пресечению и выявлению нарушений природоохранительного законодательства, распространению передовой практики природопользования;
д) определения основных направлений рационального природопользования и охраны окружающей среды;
е) компенсации ущерба, возникшего в результате загрязнения окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством;
ж) гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач.
Статья 96.
1. Финансирование охраны окружающей природной среды, а также регулирования, использования и воспроизводства природных ресурсов в области осуществляется с использованием бюджетных, внебюджетных, коммерческих и благотворительных средств.
2. Для дополнительного финансирования природоохранных мероприятий законодательством области могут создаваться внебюджетные экологические фонды и фонды воспроизводства природных ресурсов. Порядок образования и деятельности таких фондов устанавливается Законодательным Собранием.
Статья 97.
1. В области устанавливаются:
а) лимиты использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;
б) размеры платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
в) налоговые, кредитные и иные льготы при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды коммерческими и некоммерческими организациями, а также отдельными гражданами.
2. Порядок определения и применения лимитов, нормативов и льгот, указанных в настоящей статье, устанавливается в соответствии с законодательством области.
Статья 98.
С целью сохранения уникальных природных комплексов на территории области могут создаваться особо охраняемые территории регионального значения (заказники, заповедники и т.д.). Порядок создания и особого режима охраны и использования растительного и животного мира этих территорий устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Статья 99.
По решению администрации области и по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации части, подразделения и органы министерств обороны, внутренних дел, федеральной службы безопасности Российской Федерации принимают участие в мероприятиях по сохранению окружающей природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории области.
Глава XVIII. Международные и межрегиональные связи Владимирской области
Статья 100.
Область самостоятельно устанавливает и осуществляет международные связи, а также межрегиональные связи с субъектами Российской Федерации, установление которых не противоречит Конституции Российской Федерации, нормам международного права, признанным Российской Федерацией, федеральному и областному законодательству.
Статья 101.
Членство области в межрегиональных ассоциациях и формы ее участия определяются органами государственной власти области на основе принципов равенства и взаимного уважения субъектов Российской Федерации.
Статья 102.
Порядок осуществления международных и межрегиональных связей области определяется правовыми актами Российской Федерации, области и нормами международного права.
Глава XIX. Заключительные и переходные положения
Статья 103.
1. Устав области принимается Законодательным Собранием, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
2. Устав области вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Изменения и дополнения к Уставу области принимаются, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
4. Устав области, изменения и дополнения в него подписываются Губернатором (главой администрации).
Статья 104.
1. Правовые акты органов государственной власти области, действующие на момент вступления в силу настоящего Устава, применяются в той части, в которой они не противоречат ему.
2. В течение одного года со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть:
а) пересмотрены и приведены в соответствие с ним ранее принятые правовые акты области;
б) разработаны и приняты областные законы и иные нормативные правовые акты области, ссылки на которые содержатся в настоящем Уставе.
Статья 105.
Органы государственной власти области, действующие на момент вступления в силу настоящего Устава, продолжают осуществлять свои функции, пока не будут преобразованы в соответствии с настоящим Уставом и основанным на нем законами и иными правовыми актами области.
Статья 106.
Предложения о поправках к Уставу области и пересмотре его положений могут вносить субъекты законодательной инициативы, предусмотренные настоящим Уставом.


Глава администрации Владимирской области
Н. Виноградов

г. Владимир
14 августа 2001 года
No 62-ОЗ

Док. 146820
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``