В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав Хабаровского края Назад
Устав Хабаровского края
Устав Хабаровского края
Принят Хабаровской краевой Думой 30 ноября 1995 г.

Глава 1. Общие положения (ст. 1)
Глава 2. Основы государственно-правового положения Хабаровского края (ст. 2-10)
Глава 3. Административно-территориальное устройство Хабаровского края (ст. 11-12)
Глава 4. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Хабаровском крае (ст. 13-24)
Глава 5. Законодательная (представительная) власть Хабаровского края (ст. 25-33)
Глава 6. Исполнительная власть Хабаровского края (ст. 34-37)
Глава 7. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти Хабаровского края (ст. 38-41)
Глава 8. Судебная власть (ст. 42-44)
Глава 9. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности (ст. 45-48)
Глава 10. Местное самоуправление (ст. 49-57)
Глава 11. Экономическая и финансовая основы Хабаровского края (ст. 58-64)
Глава 12. Основы социально-культурной сферы Хабаровского края (ст. 65-70)
Глава 13. Порядок изменения устава Хабаровского края (ст. 71)
Глава 14. Заключительные и переходные положения (ст. 72-76)

Мы, депутаты Хабаровской краевой Думы первого созыва, полномочные представители народа Хабаровского края, как части народа Российской Федерации,
основываясь на Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права,
считая Хабаровский край полноправным субъектом Российской Федерации,
заботясь о создании для населения Хабаровского края достойных условий жизни,
уважая вклад предшествующих поколений в развитие Хабаровского края,
проявляя заботу о старших поколениях и молодежи, о развитии русской культуры, культуры всех населяющих Хабаровский край народов и народностей,
учитывая особое географическое положение края, а также богатейшие природные ресурсы и необходимость их рационального использования в интересах всего населения Хабаровского края и будущих его поколений,
исходя из необходимости закрепления государственно-правового статуса Хабаровского края и построения эффективной системы краевых органов государственной власти и местного самоуправления, действующих от имени граждан Хабаровского края, как части народа Российской Федерации и во имя их блага,
принимаем настоящий Устав Хабаровского края.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Устав Хабаровского края
1.1. Устав Хабаровского края - высший нормативный правовой акт Хабаровского края, в котором в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяется государственно-правовой статус Хабаровского края, его административно-территориальное деление, система органов государственной власти Хабаровского края, порядок их образования и полномочия, формы участия граждан в деятельности краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иные положения, не противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
1.2. Устав Хабаровского края имеет прямое действие, применяется на всей территории Хабаровского края и может быть изменен в порядке, определенном настоящим Уставом.
Глава 2. Основы государственно-правового положения Хабаровского края
Статья 2. Государственно-правовой статус Хабаровского края
2.1. Хабаровский край является субъектом Российской Федерации, неотделим от нее и не имеет права выхода из состава Российской Федерации.
2.2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и другими субъектами Российской Федерации Хабаровский край имеет равные, наряду с другими субъектами Российской Федерации, права.
2.3. Государственно-правовой статус Хабаровского края определяется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и настоящим Уставом.
2.4. Изменение статуса Хабаровского края возможно лишь на основе взаимного согласия Российской Федерации и Хабаровского края в соответствии с федеральным конституционным законом.
2.5. Изменение статуса, наименования Хабаровского края, а также его разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть произведены только на основе свободного волеизъявления путем краевого референдума граждан Российской Федерации, проживающих на территории края и обладающих избирательным правом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
2.6. Правовую основу деятельности органов государственной власти Хабаровского края составляют Конституция Российской Федерации, Федеративный договор, федеральные конституционные законы, федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации, федеральные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, настоящий Устав, краевые законы и иные нормативные правовые акты, договоры и соглашения Хабаровского края с федеральными органами государственной власти, другими субъектами федеративных отношений, а также договоры в сфере внешнеэкономических и международных связей.
Статья 3. Народовластие
3.1. Единственным источником власти в Хабаровской крае является народ края как часть народа Российской Федерации, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления края.
3.2. Никто не может присваивать власть в Хабаровском крае. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Статья 4. Государственная власть в крае
4.1. Государственная власть в Хабаровском крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; единства системы государственной власти; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края, между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления Хабаровского края.
4.2. Законодательную власть в Хабаровском крае осуществляет Законодательная Дума Хабаровского края (далее по тексту - Дума).
4.3. Исполнительную власть в Хабаровском крае осуществляет Администрация Хабаровского края (далее по тексту - Администрация края).
4.4. Судебную власть в Хабаровском крае осуществляют суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации.
4.5. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти Хабаровского края взаимодействуют в пределах своих полномочий между собой, с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления края на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава, краевых законов и иных нормативных правовых актов края.
Статья 5. Представительство органов государственной власти Хабаровского края в городе Москве
5.1. Органы государственной власти Хабаровского края для представления интересов края в федеральных органах государственной власти имеют представительство в городе Москве.
5.2. Полномочия представительства, штаты, его материальное обеспечение, а также порядок назначения уполномоченных представителей устанавливаются краевым законом.
Статья 6. Государственная защита законодательства края
6.1. Устав Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые акты края, принятые по предметам ведения Хабаровского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края, подлежат государственной защите со стороны судов и органов прокуратуры равно, как и Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
6.2. Устав Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые акты края, принятые Думой, постановления и распоряжения Главы Администрации края, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на всей территории Хабаровского края.
6.3. Неисполнение Устава Хабаровского края, краевых законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти края влечет административную и иные виды ответственности в соответствии с федеральными и краевыми законами.
6.4. Дума, Администрация края, их органы и должностные лица несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с федеральными и краевыми законами.
Статья 7. Предметы ведения Хабаровского края
7.1. В ведении Хабаровского края находятся:
а) Устав Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые акты края;
б) система органов государственной власти края;
в) административно-территориальное устройство края;
г) краевая государственная собственность;
д) краевой бюджет, краевые налоги и сборы, краевые внебюджетные и валютные фонды;
е) краевая политика в области экономического, социального, экологического, культурного развития;
ж) межрегиональные связи края;
з) почетные звания, премии и стипендии края;
и) другие вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Правовое регулирование по предметам ведения Хабаровского края и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края
8.1. По предметам своего ведения Хабаровский край вправе принимать краевые законы и иные нормативные правовые акты. Порядок их опубликования, вступления в силу и прекращения их действия определяется настоящим Уставом и краевыми законами.
8.2. В случае принятия законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, а также при противоречии нормативных правовых актов края федеральным законам, изданным по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края, применяются федеральные законы.
8.3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом края, принятым по предметам ведения края и не противоречащим Конституции Российской Федерации, действует нормативный правовой акт Хабаровского края.
8.4. До принятия соответствующих федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и края Дума осуществляет по этим предметам собственное правовое регулирование. При издании в последующем федеральных законов по этим предметам краевые законы и иные нормативные правовые акты края приводятся в соответствие с федеральными законами.
Статья 9. Межрегиональные, международные и внешнеэкономические связи Хабаровского края
9.1. Хабаровский край - самостоятельный участник межрегиональных и внешнеэкономических связей по вопросам своей компетенции.
9.2. Хабаровский край вправе самостоятельно заключать договоры, соглашения с другими субъектами Российской Федерации, а также с иностранными государствами в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом.
9.3. Организационно-правовыми формами международных связей Хабаровского края являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня.
Статья 10. Символы Хабаровского края
10.1. Хабаровский края имеет свой флаг, герб и гимн. Символика Хабаровского края и порядок ее использования определяются краевыми законами.
Глава 3. Административно-территориальное устройство Хабаровского края
Статья 11. Территориальный статус Хабаровского края
11.1. Территория Хабаровского края едина и является составной частью территории Российской Федерации. В состав Хабаровского края включаются территории, административно входящие в край на момент вступления в силу настоящего Устава.
11.2. Изменение границ Хабаровского края не может быть произведено без согласия населения, выраженного посредством краевого референдума.
11.3. Преобразования в административно-территориальном устройстве Хабаровского края не могут быть произведены без согласия населения соответствующих административно-территориальных образований, выраженного на местных референдумах.
Статья 12. Административное устройство Хабаровского края
12.1. Хабаровский край включает в себя районы, города краевого и районного подчинения, поселки, сельские населенные пункты.
В состав Хабаровского края входят:
а) районы: Амурский - центр город Амурск, Аяно-Майский (село Аян), Бикинский (город Бикин), Ванинский (поселок городского типа Ванино), Верхнебуреинский (поселок городского типа Чегдомын), Вяземский (город Вяземский), Комсомольский (город Комсомольск-на-Амуре), им.Лазо (поселок городского типа Переяславка), Нанайский (село Троицкое), Николаевский (город Николаевск-на-Амуре), Охотский (поселок городского типа Охотск), им.Полины Осипенко (село им.Полины Осипенко), Советско-Гаванский (город Советская Гавань), Солнечный (поселок городского типа Солнечный), Тугуро-Чумиканский (село Чумикан), Ульчский (село Богородское), Хабаровский (город Хабаровск);
б) города краевого подчинения: Хабаровск, Амурск, Бикин, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань;
в) город районного подчинения: Вяземский.
12.2. Краевой центр Хабаровского края - город Хабаровск. Статус города Хабаровска определяется краевым законом.
Глава 4. Права, свободы и обязанности человека и гражданина
в Хабаровском крае
Статья 13. Правовой статус личности в Хабаровском крае
13.1. В Хабаровском крае признаются и гарантируются права и свободы, охрана чести и достоинства человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации.
13.2. Законы Хабаровского края в качестве условия использования дополнительных льгот могут предусматривать критерий постоянного проживания граждан на территории Хабаровского края.
13.3. Лицами, постоянно проживающими на территории Хабаровского края, признаются граждане Российской Федерации, проживающие в Хабаровском крае в порядке, определяемом федеральными законами.
13.4. Граждане, проживающие на территории Хабаровского края, могут обладать преимуществом перед другими лицами, находящимися на территории Хабаровского края, в реализации дополнительных льгот, обеспечиваемых за счет материальных, финансовых и иных средств Хабаровского края.
Статья 14. Экономические права и свободы граждан
14.1. Каждый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
14.2. Органы государственной власти Хабаровского края осуществляют поддержку и стимулирование развития предпринимательства через установление соответствующих приоритетов в экономической и финансовой политике.
Статья 15. Общественно-политические права и свободы
15.1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Хабаровского края, имеют право на широкое участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни края.
15.2. На территории Хабаровского края признаются и гарантируются свободная и равноправная общественно-политическая деятельность, многопартийность на основе идеологического многообразия.
15.3. Цели и действия политических партий, общественных объединений не должны нарушать Конституцию Российской Федерации, Устав Хабаровского края, федеральные и краевые законы.
15.4. Органы государственной власти Хабаровского края не вмешиваются в деятельность общественных объединений.
15.5. Все общественные объединения в Хабаровском крае равны перед законом.
15.6. Право на участие в управлении общественными делами Хабаровского края обеспечивается тем, что граждане могут:
- в соответствии с федеральными и краевыми законами избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;
- в индивидуальном порядке или коллективно обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица и государственные служащие органов государственной власти Хабаровского края обязаны давать мотивированные ответы на письменные или устные обращения граждан в установленные федеральными и краевыми законами сроки;
- через различные общественно-политические объединения, профессиональные союзы, политические партии выражать свои интересы и выдвигать законные требования;
- выражать свою волю по важным общекраевым вопросам посредством участия в краевом референдуме, а также через другие институты непосредственной демократии в порядке, определенном краевыми законами.
Статья 16. Социально-культурные права и свободы
16.1. В Хабаровском крае гарантируются социально-культурные права и свободы. В целях их обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края осуществляются меры по:
- стабилизации экономики Хабаровского края и ее постепенному прогрессивному развитию;
- всемерной поддержке и развитию учреждений и организаций образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта путем финансирования этих сфер как за счет соответствующих бюджетов, так и внебюджетных средств и различных общественных фондов;
- предоставлению налоговых льгот в пределах федерального законодательства и краевых законов учреждениям и организациям образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также физическим лицам, занятым интеллектуально-творческой и культурно-благотворительной деятельностью;
- перерегистрации и охране находящихся на территории Хабаровского края природных заповедных зон, памятников национального и культурного достояния, музеев, изъятию их из сферы хозяйственного оборота, определению специального правового режима их охраны и деятельности.
Статья 17. Право на жилище
17.1. В Хабаровском крае создаются условия для осуществления права на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края поощряют жилищное строительство за счет всех источников финансирования.
17.2. Малоимущим жителям, иным указанным в федеральных и краевых законах гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с нормами, установленными федеральными и краевыми законами.
Статья 18. Право на социальное обеспечение и социальную защиту
18.1. В Хабаровском крае гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и иных случаях, установленных федеральным законодательством. Малоимущие слои населения, инвалиды, пожилые и другие категории нуждающихся граждан подлежат социальной защите, им оказывается адресная и иная социальная помощь.
18.2. В целях защиты и социальной поддержки семьи, материнства и детства органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края разрабатывают и осуществляют программы приостановления процесса депопуляции в Хабаровском крае, сокращения смертности населения, охраны здоровья матери и ребенка, создают условия и способствуют успешному воспитанию детей и молодежи, обеспечивают государственную поддержку трудовой занятости женщин, принимают меры по сокращению женской безработицы, оказывают социальную помощь нуждающимся одиноким и многодетным матерям в пределах средств, выделенных на эти цели бюджетами Хабаровского края.
Статья 19. Гарантии прав национальных меньшинств
19.1. Органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края содействуют всем проживающим на территории Хабаровского края национальным меньшинствам в реализации права на сохранение и развитие национальной самобытной культуры, традиций и обычаев, создание условий для сохранения, использования в общении родного языка и его изучения.
Статья 20. Права жителей северных территорий Хабаровского края на социальную защиту
20.1. Органы государственной власти Хабаровского края обеспечивают условия для реализации прав и законных интересов жителей северных территорий, особенно малочисленных народов Севера посредством реализации федеральных и краевых программ, приоритетными направлениями которых являются:
- обеспечение трудовой занятости населения северных территорий, включая поддержку и развитие традиционных промыслов и ремесел;
- своевременный завоз продовольствия и товаров для обеспечения жителей северных территорий;
- строительство жилья и объектов социально-культурного назначения;
- подготовка кадров для работы в северных территориях;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.
Статья 21. Право на информацию о положении дел в Хабаровском крае
21.1. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации о положении дел в Хабаровском крае и на соответствующих территориях местного самоуправления и о вопросах, обсуждаемых в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением информации, распространение которой ограничено федеральным законодательством и краевыми законами.
Статья 22. Право на благоприятную окружающую среду
22.1. В Хабаровском крае принимаются необходимые меры по обеспечению права на здоровую и благоприятную окружающую среду, получение достоверной и полной экологической информации. Строительство промышленных и иного назначения объектов, осуществление хозяйственной деятельности, представляющей особую опасность для природной среды и жизнедеятельности населения, производятся с учетом общественного мнения, в том числе по результатам краевых и местных референдумов.
Статья 23. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
23.1. Каждому гарантируется право на доступность и бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в пределах средств из бюджета Хабаровского края, страховых взносов и других поступлений. В Хабаровском крае финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, создаются условия для развития медицинского страхования граждан.
Статья 24. Юридические гарантии прав и свобод граждан
24.1. Каждому гарантируется государственная защита прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми средствами, не запрещенными законами.
Глава 5. Законодательная (представительная) власть Хабаровского края
Статья 25. Законодательная Дума Хабаровского края
25.1. Законодательная Дума Хабаровского края является представительным и единственным законодательным органом государственной власти Хабаровского края.
25.2. Дума является постоянно действующим органом государственной власти Хабаровского края.
25.3. Дума состоит из 50 депутатов, избранных на четыре года. Депутаты Думы могут работать как на постоянной профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности.
25.4. Дума является равноправным, наравне с юридическими лицами и гражданами, участником гражданских правоотношений, имеет обособленное имущество, источники финансирования из краевого бюджета, имеет гербовую печать, расчетные, текущие, валютные и иные счета в банковских учреждениях.
25.5. Формирование, организационно-правовые принципы деятельности Думы и выборы депутатов определяются настоящим Уставом и краевыми законами.
Статья 26. Депутат Думы
26.1. Депутаты Думы избираются гражданами Российской Федерации, обладающими избирательными правами и проживающими на территории Хабаровского края.
26.2. Выборы депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
26.3. Депутатом Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории Хабаровского края.
26.4. Сущность природы мандата депутата Думы состоит в делегировании ему избирателями прав на законодательную и представительную деятельность.
26.5. Депутат Думы, работающий на постоянной оплачиваемой основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
26.6. Депутат Думы, не работающий на постоянной основе, не может находиться на государственной службе в органах государственной власти Хабаровского края, а также на федеральной государственной службе в случаях, предусмотренных краевыми и федеральными законами.
26.7. Депутат Думы не может быть депутатом иных законодательных, представительных органов власти и местного самоуправления.
26.8. Депутаты Думы обладают депутатской неприкосновенностью на территории Хабаровского края.
Порядок привлечения депутата к ответственности, лишения депутатской неприкосновенности, прекращения депутатских полномочий устанавливается федеральными и краевыми законами. Решение о лишении депутата неприкосновенности принимается Думой.
26.9. Депутаты Думы по вопросам депутатской деятельности пользуются правом первоочередного приема руководителями юридических лиц, а также их структурных подразделений всех форм собственности, руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 27. Основы организации деятельности Думы
27.1. Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.
27.2. Первое заседание Думы созывается избирательной комиссией Хабаровского края не позднее 25 дней после выборов. Открывает это заседание председатель избирательной комиссии Хабаровского края. До избрания председателя Думы заседание ведет старший по возрасту депутат.
27.3. Вопросы организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения работы Думы решаются ею самостоятельно.
27.4. Порядок деятельности и организации работы Думы, а также полномочия ее должностных лиц определяются настоящим Уставом и краевым законом.
Статья 28. Председатель Думы
28.1. Председатель Думы избирается на заседании Думы тайным голосованием и исполняет свои обязанности до избрания председателя Думы нового созыва.
28.2. Председатель Думы считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов.
28.3. По представлению председателя тайным голосованием избирается заместитель (заместители) председателя Думы, который считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов.
28.4. Председатель Думы подотчетен Думе, он может быть досрочно освобожден от должности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по инициативе одного или нескольких комитетов, групп депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов при условии, если за это решение проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Порядок внесения предложений об избрании, отставке или досрочном освобождении от должности председателя Думы определяется настоящим Уставом и краевым законом.
28.5. Председатель Думы:
а) представляет Хабаровский край в пределах полномочий Думы в отношениях с федеральными органами государственной власти, с органами власти иных субъектов Российской Федерации, с зарубежными государствами;
б) представляет Думу в отношениях с Администрацией края, органами местного самоуправления Хабаровского края, с юридическими и должностными лицами, а также с населением Хабаровского края;
в) созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
г) осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и вопросов, вносимых на ее рассмотрение;
д) ведет заседание Думы, ведает внутренним распорядком в соответствии с краевым законом;
е) подписывает краевые законы, постановления Думы, протоколы заседаний и другие документы Думы;
ж) руководит работой аппарата Думы, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата Думы;
з) пользуется правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического аппарата Думы;
и) осуществляет иные полномочия, установленные краевыми законами и другими актами Думы.
Статья 29. Аппарат Думы
29.1. Для организационного, правового, информационного, материально-технического обеспечения своей деятельности Дума создает аппарат.
Статья 30. Полномочия Думы
30.1. Дума принимает:
а) Устав Хабаровского края, изменения и дополнения к нему;
б) краевые законы и иные нормативные правовые акты по предметам ведения Хабаровского края.
30.2. Дума дает толкование Устава Хабаровского края и краевых законов.
30.3. Дума осуществляет следующие полномочия:
а) реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
б) осуществляет правовое регулирование вопросов владения, пользования, распоряжения и управления краевой собственностью;
в) утверждает краевой бюджет и отчет об его исполнении;
г) самостоятельно планирует и осуществляет предусмотренные соответствующей статьей бюджета расходы на содержание Думы;
д) устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов края, заслушивает отчеты об использовании этих фондов;
е) устанавливает в соответствии с федеральными и краевыми законами краевые налоги, сборы, пошлины, тарифы на оплату услуг и порядок их взимания;
ж) утверждает программы и планы социально-экономического развития и экологического оздоровления Хабаровского края;
з) утверждает цели, порядок и условия приватизации объектов краевой государственной собственности в соответствии с действующим законодательством;
и) устанавливает порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и краевого значения, порядок использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством;
к) назначает должностное лицо для исполнения обязанностей Главы Администрации края в случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации края по основаниям, предусмотренным ст.37 настоящего Устава;
л) принимает отставку Главы Администрации края и постановление об отрешении от должности Главы Администрации края;
м) принимает решение о выражении недоверия должностным лицам Администрации края в соответствии с краевым законом;
н) принимает решение о проведении краевого референдума в соответствии с краевым законом;
о) назначает выборы в Думу, Главы Администрации края и в органы местного самоуправления края, определяет порядок и сроки их проведения;
п) назначает половину членов избирательной комиссии края и освобождает их от исполнения обязанностей;
р) подтверждает полномочия вновь избранных депутатов Думы;
е) устанавливает принципы и систему организации органов местного самоуправления Хабаровского края в соответствии с федеральными законами;
т) устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства Хабаровского края;
у) устанавливает административную ответственность за нарушение Устава края, краевых законов и иных нормативных правовых актов края;
ф) ратифицирует договоры о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, договоры о международных связях Хабаровского края, а также внешнеэкономических связях, требующих дополнительного финансирования из краевого бюджета;
х) устанавливает краевые награды, почетные звания, премии, стипендии и порядок их присуждения;
ц) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными и краевыми законами.
30.4. Дума осуществляет контроль за:
а) исполнением Устава Хабаровского края, краевых законов и иных нормативных правовых актов края, принятых Думой;
б) исполнением краевого бюджета, использованием средств внебюджетных и валютных фондов Хабаровского края;
в) выполнением программ и планов социально-экономического развития Хабаровского края;
г) соблюдением установленного порядка управления и распоряжения краевой собственностью, а также иной собственностью, переданной в полное хозяйственное ведение органам государственной власти Хабаровского края;
д) Дума осуществляет другие контрольные функции в соответствии с федеральными и краевыми законами.
30.5. В целях организации и осуществления контроля за исполнением доходных и расходных статей краевого бюджета, использованием средств краевых внебюджетных и валютных фондов, краевой собственности Дума создает контрольный орган, правовой статус, порядок организации и деятельности которого определяется краевым законом.
Статья 31. Право законодательной инициативы в Думе
31.1. Правом законодательной инициативы в Думе обладают депутаты Думы, Глава Администрации края, депутаты Федерального Собрания от Хабаровского края, органы местного самоуправления Хабаровского края, а также Хабаровский краевой суд, арбитражный суд Хабаровского края, прокурор края по вопросам их ведения.
31.2. Порядок реализации права законодательной инициативы определяется краевым законом.
Статья 32. Порядок принятия Думой законов и постановлений
32.1. Краевые законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
Постановления, носящие нормативный правовой характер, принимаются большинством голосов от числа депутатов, избранных в Думу. Постановления Думы по вопросам ее деятельности принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Думы.
32.2. Законопроекты, внесенные в установленном порядке Главой Администрации края, в обязательном порядке включаются в повестку дня очередного заседания.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств края, другие законопроекты, предусматривающие расходы из краевого бюджета, могут быть внесены в Думу при наличии заключения Администрации края.
Законы Думой принимаются, как правило, в три чтения.
В случае, если в принятый во втором чтении Думой закон Глава Администрации края внесет свои поправки, то Дума в обязательном порядке должна на очередном заседании возвратиться ко второму чтению и рассмотреть поправки Главы Администрации края. Такой порядок принятия одного и того же закона может быть применен только один раз.
32.3. Краевые законы и иные нормативные правовые акты края подлежат официальному опубликованию и вступают в силу в срок, установленный краевым законом.
Краевой закон и иной нормативный правовой акт края, затрагивающий вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступает в силу не ранее 10 дней после его официального опубликования.
32.4. Краевые законы и иные нормативные правовые акты, принятые Думой, подписываются председателем Думы и обнародуются Думой.
Краевые законы, принятые Думой, направляются Главе Администрации края, который в течение 10 рабочих дней может вернуть их с мотивированным заключением на повторное рассмотрение Думы. Решение об одобрении краевого закона в ранее принятой редакции считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов Думы.
Статья 33. Порядок прекращения полномочий Думы
33.1. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в связи с принятием решения о самороспуске, принятого не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Дума в обязательном порядке в течение месяца рассматривает вопрос о самороспуске при наличии заключения Конституционного суда Российской Федерации о нарушении Думой Конституции Российской Федерации, а также заключения Верховного суда Российской Федерации, краевого суда о неоднократных нарушениях федеральных и краевых законов. Решение вступает в силу в порядке, установленном Думой.
Порядок рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий Думы определяется краевым законом.
33.2. Выборы депутатов Думы нового созыва проводятся не позднее чем в 3-х месячный срок со дня досрочного прекращения полномочий Думы, в соответствии с краевым законом о выборах.
33.3. Полномочия прежнего состава Думы прекращаются с момента избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы нового состава.
Глава 6. Исполнительная власть Хабаровского края
Статья 34. Глава Администрации края. Администрация края
34.1. Глава Администрации края является высшим должностным лицом, осуществляющим государственную власть на условиях и в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Хабаровского края, краевыми законами и договорами с органами государственной власти Российской Федерации, если эти договоры относятся к осуществлению исполнительной власти.
Глава Администрации края организует исполнительную власть Хабаровского края и возглавляет ее.
Глава Администрации края обладает неприкосновенностью на всей территории Хабаровского края в соответствии с федеральными и краевыми законами.
34.2. Глава Администрации края избирается гражданами Российской Федерации, обладающими избирательными правами и проживающими на территории Хабаровского края, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
34.3. Сущность природы мандата Главы Администрации края состоит в делегировании ему прав на исполнительно-распорядительную деятельность на основе федеральных и краевых законов.
34.4. Статус Главы Администрации края, организация и порядок его выборов определяются настоящим Уставом и краевыми законами.
34.5. Главой Администрации края может быть гражданин Российской Федерации не моложе 30, постоянно проживающий на территории Хабаровского края не менее 1 года, имеющий высшее образование.
34.6. Глава Администрации края формирует Администрацию края и ее аппарат, назначает заместителей Главы Администрации края, руководителей комитетов, управлений и департаментов.
34.7. Глава Администрации края руководит деятельностью исполнительного органа на принципах единоначалия, несет ответственность за надлежащее осуществление Администрацией края своих полномочий.
34.8. Администрация края является постоянно действующим органом исполнительной власти Хабаровского края.
34.9. В состав Администрации края входят Глава Администрации края, заместители Главы Администрации края, комитеты, управления, департаменты, аппарат Администрации края.
34.10. Администрация края является равноправным, наравне с юридическими лицами и гражданами, участником гражданских правоотношений, имеет обособленное имущество, источники финансирования из краевого бюджета, гербовую печать и счета в банковских учреждениях.
34.11. Администрация края подотчетна Думе в пределах полномочий последней.
34.12. Статус, структура, порядок формирования и полномочия Администрации края определяются настоящим Уставом, федеральными и краевыми законами.
34.13. Администрация края обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти Хабаровского края, осуществление задач социально-экономического развития, исполнение на территории Хабаровского края Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава Хабаровского края, краевых законов и иных нормативных правовых актов края.
Статья 35. Полномочия Главы Администрации края
35.1. Глава Администрации края обладает следующими полномочиями:
а) осуществляет руководство деятельностью Администрации края;
б) представляет Хабаровский край в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и краевыми законами, в отношении с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, зарубежными государствами;
в) представляет исполнительный орган государственной власти Хабаровского края в отношениях с Думой, другими органами государственной власти в Хабаровском крае, органами местного самоуправления Хабаровского края, с юридическими и должностными лицами, с населением Хабаровского края;
г) формирует орган исполнительной власти Хабаровского края - Администрацию края в соответствии с федеральными и краевыми законами;
д) назначает в соответствии с федеральным законодательством и краевыми законами руководителей предприятий, организаций и учреждений, находящихся в составе краевой собственности;
е) ежегодно представляет на утверждение Думы краевой бюджет и отчет об его исполнении;
ж) представляет Думе раз в полугодие сообщения о социально-экономическом положении Хабаровского края и основные направления деятельности Администрации края;
з) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении краевого бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание Думы;
и) представляет Думе структуру Администрации края одновременно с проектом закона о краевом бюджете на очередной год;
к) вправе вносить законопроекты в Думу;
л) выступает с инициативой созыва внеочередных заседаний Думы, принимает участие в заседаниях Думы с правом совещательного голоса;
м) назначает половину членов избирательной комиссии Хабаровского края и освобождает их от исполнения обязанностей;
н) подписывает от имени Хабаровского края договоры с другими субъектами Российской Федерации, договоры, соглашения о международных связях Хабаровского края, а также внешнеэкономические договоры. Договоры, требующие дополнительных ассигнований из краевого бюджета, представляет Думе для ратификации;
о) осуществляет контроль за выполнением органами местного самоуправления переданных им федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также краевыми законами полномочий исполнительных органов государственной власти Хабаровского края;
п) дает согласие на назначение и освобождение от должности руководителей территориальных федеральных органов исполнительной власти;
р) координирует деятельность и взаимодействие органов федеральной исполнительной власти на территории Хабаровского края;
с) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации проекты Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, издание которых находится в их компетенции;
т) представляет к государственным наградам, званиям и премиям Российской Федерации;
у) вправе обращаться в Конституционный суд Российской Федерации;
ф) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты - постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Хабаровского края;
х) разрабатывает и реализует краевую политику в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Хабаровского края и в соответствии с нею краевые программы;
ц) незамедлительно информирует Думу в случае введения чрезвычайного положения на территории Хабаровского края;
ч) дает обоснование о необходимости изменения административно-территориального устройства, осуществляет меры по административно-территориальному устройству;
ш) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и краевыми законами.
Статья 36. Полномочия Администрации края
36.1. Администрация края:
а) обеспечивает эффективную работу в созданных ею структурных подразделениях, контролирует осуществление функций исполнительной власти органами местного самоуправления в пределах переданных им законами полномочий;
б) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
в) осуществляет распоряжение и управление краевой государственной собственностью в соответствии с федеральными и краевыми законами, а также федеральной собственностью, переданной в краевое управление в соответствии с законодательством, представляет Думе на утверждение реестр краевого имущества;
г) разрабатывает проекты планов и прогнозы социального, экономического и экологического развития Хабаровского края, структуру Администрации края;
д) разрабатывает краевой бюджет и обеспечивает его исполнение;
е) проводит работу по формированию краевых внебюджетных и валютных фондов, обеспечивает рациональное использование их средств;
ж) осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия по обеспечению жизнедеятельности Хабаровского края, возложенные на нее федеральными и краевыми законами.
36.2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти Хабаровского края могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, равно как и органы исполнительной власти Хабаровского края по соглашению с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Уставу, федеральным и краевым законам.
Статья 37. Прекращение полномочий Главы Администрации края
37.1. Полномочия Главы Администрации края прекращаются досрочно по следующим основаниям:
а) отставки;
б) утраты гражданства Российской Федерации;
в) стойкой неспособности по состоянию здоровья в течение более четырех месяцев исполнять должностные обязанности, подтвержденной медицинской комиссией;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
д) признания недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
е) отрешения от должности;
ж) смерти, а также признания судом лица умершим или безвестно отсутствующим.
37.2. Отставка Главы Администрации края принимается Думой большинством голосов от установленного числа депутатов.
37.3. Глава Администрации края может быть отрешен от должности по следующим причинам:
а) нарушения Конституции Российской Федерации, подтвержденного заключением Конституционного суда Российской Федерации;
б) неоднократного нарушения федеральных законов, настоящего Устава и краевых законов, подтвержденного в судебном порядке;
37.4. Порядок отрешения Главы Администрации края от должности по основаниям, предусмотренным в пункте 37.3. настоящей статьи, определяется краевым законом.
37.5. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации края его обязанности исполняет назначенное Думой должностное лицо Администрации края. Выборы Главы Администрации края проводятся не позднее 3 месяцев с момента прекращения полномочий прежнего Главы Администрации края.
Глава 7. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти Хабаровского края
Статья 38. Основы взаимодействия Думы и Администрации края
38.1. Дума и Администрация края взаимодействуют в интересах Хабаровского края и его населения, единства целей и задач в решении проблем социально-экономического развития Хабаровского края на основе Конституции Российской Федерации, федеральных и краевых законов.
38.2. Дума в сроки, установленные краевым законом, направляет планы законотворческих работ, проекты законов и иных нормативных правовых актов края Главе Администрации края.
38.3. Краевые и другие нормативные правовые акты, принятые Думой, направляются Главе Администрации края в день их подписания.
38.4. Нормативные акты Главы Администрации края направляются в Думу в день их подписания. Дума вправе обратиться к Главе Администрации края с предложением о внесении изменений и дополнений в эти акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.
38.5. Глава Администрации края может обратиться в Думу с предложением по доработке, дополнению и изменению проектов краевых законов и иных нормативных правовых актов, принятых Думой, а принятые краевые законы может обжаловать в судебном порядке.
Статья 39. Участие Главы Администрации края и должностных лиц Администрации края в работе Думы
39.1. Осуществляя взаимодействие с Думой, Глава Администрации края, заместители Главы Администрации края или полномочный представитель Главы Администрации края вправе:
а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Думы;
б) выступать с докладами и содокладами по вопросам повестки дня заседаний Думы;
в) выступать до начала голосования по законопроектам.
39.2. Глава Администрации края дает заключения по законопроектам, вносимым на рассмотрение Думы, в сроки, установленные краевым законом. Непредоставление заключений в срок является основанием для рассмотрения законопроектов без таковых.
Статья 40. Участие депутатов Думы в работе органов Администрации края
40.1. Депутаты Думы вправе участвовать в работе органов Администрации края, выступать по повестке дня, вносить предложения.
Статья 41. Разрешение разногласий между органами государственной власти Хабаровского края
41.1. Разногласия между Думой и Администрацией края, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, разрешаются в соответствии с согласительными процедурами предусмотренными настоящим Уставом и краевым законом, а в случае недостижения согласия - в судебном порядке.
41.2. Разногласия по компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края, а также между Думой и Администрацией края могут разрешаться в Конституционном суде Российской Федерации.
Глава 8. Судебная власть
Статья 42. Система судебной власти в Хабаровском крае
42.1. Правосудие в Хабаровском крае осуществляется только судом. Судебная власть в крае принадлежит: Хабаровскому краевому суду, районным, городским судам, военному суду, арбитражному суду Хабаровского края и федеральному арбитражному суду Дальневосточного округа.
42.2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
42.3. Порядок организации и деятельности судов определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
42.4. Суды, действующие на территории Хабаровского края, руководствуются в своей деятельности федеральными и краевыми законами, иными нормативными правовыми актами края и нормативными актами Главы Администрации края.
Статья 43. Формирование Хабаровского краевого суда, арбитражного суда Хабаровского края, городских, районных судов
43.1. Формирование кадрового состава судебных органов осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Статья 44. Содействие работе судебных органов
44.1. Дума и Администрация края оказывают судам содействие в обеспечении их деятельности.
Глава 9. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности
Статья 45. Прокуратура Хабаровского края
45.1. Органы прокуратуры в Хабаровском крае осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением действующих законов, принимают меры, направленные на устранение правонарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляют уголовное преследование и поддержание обвинения в суде.
45.2. Прокурор Хабаровского края назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Думой и Администрацией края. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Статья 46. Обеспечение безопасности
46.1. Обеспечение безопасности личности, населения, общества и государства на территории Хабаровского края осуществляют Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные и внутренние войска, органы внутренних дел и федеральной службы безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, службы обеспечения средств связи и информации, таможня, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения.
46.2. Дума и Глава Администрации края получают информацию о состоянии безопасности в крае и координируют деятельность вышеназванных государственных структур в пределах своей компетенции.
Статья 47. Органы внутренних дел. Милиция
47.1. Органы внутренних дел, включая милицию, призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от противоправных посягательств, их деятельность основывается на федеральных и краевых законах.
47.2. Администрация края вправе за счет средств краевого бюджета и долевого участия создавать формирования краевой милиции общественной безопасности. Порядок ее создания, задачи и функции определяются федеральными и краевыми законами.
Статья 48. Адвокатура. Нотариат
48.1. Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, определяемом федеральными и краевыми законами.
48.2. Квалифицированная юридическая помощь, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в суде и иных органах осуществляются органами адвокатуры и лицами, обладающими правом заниматься адвокатской деятельностью.
48.3. Организация и порядок деятельности адвокатуры в Хабаровском крае определяются федеральными и краевыми законами.
Глава 10. Местное самоуправление
Статья 49. Основы местного самоуправления
49.1. Местное самоуправление в Хабаровском крае - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, непосредственно или через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
49.2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Хабаровского края в городских, сельских поселениях и на других территориях. Территории местного самоуправления - районов, городов, поселков, сел (сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются краевыми законами.
Статья 50. Право граждан на осуществление местного самоуправления
50.1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Хабаровского края, осуществляют свое право на местное самоуправление в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан как непосредственно через местные референдумы, выборы, собрания, сходы и другие формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 51. Законодательная основа местного самоуправления в Хабаровском крае
51.1. Местное самоуправление в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Хабаровского края, краевыми законами.
Статья 52. Устав муниципального образования
52.1. Муниципальное образование имеет устав, в котором определяются границы и состав территории местного самоуправления, вопросы местного значения, формы, порядок и гарантии участия населения в их решении, полномочия и структура выборных и других органов, экономическая и финансовая основа местного самоуправления, а также другие положения организации и деятельности местного самоуправления.
52.2. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном краевым законом.
Статья 53. Органы местного самоуправления
53.1. Для реализации представительных, распорядительных, исполнительных, контрольных и иных функций в муниципальных образованиях образуются органы местного самоуправления и наделяются соответствующими полномочиями.
53.2. Органами местного самоуправления в городах, районах, сельских поселениях и других населенных пунктах Хабаровского края являются выборные (представительные) и другие органы местного самоуправления. В малочисленных селах, поселках и других поселениях, исходя из волеизъявления населения, органы местного самоуправления могут не создаваться и заменяться использованием форм непосредственной демократии - проведением собраний, сходов, конференций граждан.
53.3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Хабаровского края.
53.4. Органы местного самоуправления формируются на основе всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Порядок проведения выборов устанавливается краевым законом.
53.5. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться через советы, комитеты, домовые, уличные, квартальные комитеты микрорайонов, а также через иные органы общественного самоуправления населения по месту жительства.
Статья 54. Предметы ведения Хабаровского края в области местного самоуправления
54.1. В ведении Хабаровского края находятся:
- принятие и изменение краевых законов о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
- обеспечение соответствия краевых законов о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
- регулирование порядка передачи и передача объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность;
- регулирование отношений между краевым бюджетом и местными бюджетами;
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- наделение краевым законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления, контроль за реализацией переданных полномочий;
- принятие краевых программ развития местного самоуправления;
- защита прав граждан на местное самоуправление;
- обеспечение краевых государственных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
- установление порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, изменение их границ и наименования;
- компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Хабаровского края;
- регулирование краевыми законами особенностей организации местного самоуправления в поселениях и на других территориях компактного проживания национальных групп и общностей, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;
- законы о муниципальной службе;
- принятие и изменение краевых законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
- установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Статья 55. Предметы ведения местного самоуправления
55.1. В ведении муниципальных образований на территории Хабаровского края находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
55.2. К вопросам местного значения относятся:
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
- содержание и использование муниципальных жилого и нежилого фондов;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного школьного и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
- регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
- создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства;
- контроль за использованием земель муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
- создание условий для снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение муниципальных образований;
- создание условий для утилизации и переработки бытовых отходов;
- создание условий для организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация и содержание муниципальных архивов;
- создание условий для транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- организация и содержание муниципальной информационной службы;
- создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
- содействие обеспечению социальной поддержки и занятости населения;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- создание условий для обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, а также органов государственной власти.
55.3. В случае, если на территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются краевыми законами, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
55.4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами, а также краевыми законами с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Хабаровского края. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными и краевыми законами.
Статья 56. Экономическая основа местного самоуправления
56.1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное органам местного самоуправления в управление, а также в соответствии с краевым законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 57. Местный бюджет
57.1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
57.2. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета об его исполнении не допускается.
57.3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Глава 11. Экономическая и финансовая основы Хабаровского края
Статья 58. Экономическая основа Хабаровского края
58.1. Экономическую основу Хабаровского края составляют государственная, муниципальная и частная собственность, собственность общественных организаций, интеллектуальная собственность отдельных граждан, творческих коллективов, а также иные формы собственности, используемые на эффективное развитие социально-экономической и культурной сферы, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
Статья 59. Земля и природные ресурсы
59.1. Земля, ее недра, воды, растительный мир и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности населения, проживающего на территории Хабаровского края.
59.2. Условия и порядок владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, являющимися достоянием населения Хабаровского края, определяются федеральными и краевыми законами.
Статья 60. Краевая собственность
60.1. В состав собственности Хабаровского края входят:
а) природные объекты (земля, недра, водоемы, растительный и животный мир и другие), отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами к ведению Хабаровского края;
б) средства краевого бюджета и краевых внебюджетных и валютных фондов;
в) предприятия, учреждения и организации, созданные или приобретенные за счет средств Хабаровского края или переданные Хабаровскому краю в установленном порядке;
г) краевые ценные бумаги, финансовые активы, депозиты в банковских учреждениях;
д) объекты собственности Хабаровского края, находящиеся за пределами Хабаровского края, в соответствии с соглашениями, договорами, по другим основаниям, а также на основе федерального, краевого и иного, в том числе иностранного, законодательства;
е) имущество краевых органов государственной власти;
ж) другие объекты краевой собственности.
60.2. Краевая собственность является формой государственной собственности. Хабаровский край самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается краевой собственностью.
60.3. Состав собственности Хабаровского края закрепляется в Реестре имущества Хабаровского края, который подлежит периодическому уточнению и изменению Думой по представлению Администрации края.
Статья 61. Финансы Хабаровского края
61.1. Финансовые ресурсы Хабаровского края составляют средства бюджета края, внебюджетные и валютные фонды, ассигнования, выделяемые Хабаровскому краю из федерального бюджета, и иные средства, получаемые Хабаровским краем в соответствии с действующим законодательством.
61.2. Финансовые ресурсы, находящиеся в собственности Хабаровского края, не закрепленные за предприятиями и организациями и сосредоточенные в краевом бюджете, внебюджетных и валютных фондах, составляют казну Хабаровского края.
61.3. Финансовые ресурсы Хабаровского края могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также финансами юридических лиц и граждан, в том числе иностранных, для финансирования совместных экономических, правоохранительных, природоохранных и социальных программ.
61.4. Органы законодательной и исполнительной власти Хабаровского края определяют общий баланс финансовых и кредитных ресурсов Хабаровского края, в пределах своих полномочий регулируют и контролируют их распределение и использование, в интересах социально-экономического развития Хабаровского края и на основе равноправия всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.
61.5. Органы государственной власти Хабаровского края вправе создавать финансово-кредитные организации и учреждения в порядке, предусмотренном федеральными и краевыми законами.
Статья 62. Бюджетная система Хабаровского края
62.1. Бюджетная система Хабаровского края (консолидированный бюджет края) состоит из краевого бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц, каждый из которых является ее самостоятельной частью.
62.2. Бюджет Хабаровского края обеспечивает финансирование деятельности социально-культурной сферы, краевых программ социальной защиты населения, развитие социально значимых отраслей народного хозяйства, а также содержание органов государственной власти Хабаровского края в пределах ассигнований, установленных краевым законом.
62.3. Доходы бюджета Хабаровского края формируются за счет источников, предусмотренных федеральными и краевыми законами, а также иных источников, образуемых в результате деятельности органов государственной власти Хабаровского края и органов местного самоуправления.
Статья 63. Налоговая система в Хабаровском крае
63.1. Налоговая система в Хабаровском крае формируется на основе федерального законодательства и краевых законов, решений органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
63.2. Часть поступлений по федеральным налогам в виде отчислений или в другом порядке, определяемом федеральным законодательством, по согласованию с органами государственной власти Хабаровского края зачисляются в краевой бюджет и краевые внебюджетные фонды.
Статья 64. Внебюджетные и валютные фонды Хабаровского края
64.1. Дума и представительные органы местного самоуправления вправе образовывать внебюджетные целевые фонды, средства которых находятся на специальных счетах в банковских учреждениях и расходуются Администрацией края, Администрациями городов и районов по целевому назначению.
64.2. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
а) доходы, получаемые от проводимых мероприятий органами государственной власти Хабаровского края;
б) добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
в) иные поступления.
64.3. Дума и представительные органы местного самоуправления вправе формировать валютные фонды за счет отчислений от валютной выручки юридических лиц и иных источников в соответствии с федеральными законами.
Глава 12. Основы социально-культурной сферы Хабаровского края
Статья 65. Образование
65.1. Систему учреждений образования Хабаровского края независимо от форм собственности составляют:
а) учреждения дошкольного образования;
б) учреждения общего образования (начального, основного общего, полного среднего);
в) учреждения начального среднего и высшего профессионального образования;
г) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
65.2. Дума в соответствии с федеральным законодательством и краевыми законами:
а) утверждает планы, программы развития образования;
б) устанавливает общий порядок численности и территориального размещения учреждений образования краевого подчинения;
в) устанавливает нормативы финансирования образования.
65.3. Администрация края:
а) формирует органы управления образованием, назначает их руководителей;
б) создает учреждения образования;
в) разрабатывает и реализует программы развития образования в крае;
г) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров.
65.4. Органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края за счет средств бюджета края, внебюджетных и других целевых фондов оказывают всемерную помощь и содействие развитию системы образования.
Статья 66. Наука
66.1. Органы государственной власти Хабаровского края координируют, оказывают помощь и поддержку научным учреждениям Российской Академии наук, отраслевых академий, министерств и ведомств, а также краевым научным учреждениям, стимулируют научную деятельность в интересах Хабаровского края, поощряют разработку и осуществление научно обоснованных программ рационального использования природных ресурсов Хабаровского края, комплексного эколого-экономического и социального развития региона, региональных программ медико-социальной защиты материнства и детства.
Статья 67. Культура
67.1. Органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края способствуют обеспечению жизнедеятельности учреждений культуры (театры, филармония, библиотеки, учебные заведения культуры), финансируемых за счет бюджета Хабаровского края, разрабатывают программы развития культуры.
67.2. Органы государственной власти Хабаровского края содействуют созданию специальных фондов, развитию спонсорства и благотворительной деятельности с целью аккумулирования и использования дополнительных средств поддержания и развития культуры в Хабаровском крае.
Статья 68. Физическая культура и спорт
68.1. Органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края способствуют созданию условий для здорового образа жизни населения и занятий физической культурой и спортом. В целях укрепления здоровья обеспечивают бесплатное пользование гражданами естественными природными объектами, если это не противоречит природоохранному законодательству.
68.2. Органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края рационализируют финансирование физической культуры и спорта за счет местных бюджетов, а также формируют, поощряют создание государственных, частных и общественных фондов для поддержки и развития физкультурно-массовой и спортивной работы.
Статья 69. Организация охраны здоровья населения
69.1. В краевой собственности и управлении органами государственной власти находятся учреждения здравоохранения, специализированные клиники, учреждения, оказывающие медицинскую помощь населению Хабаровского края независимо от места его проживания.
69.2. Муниципальными учреждениями здравоохранения являются учреждения, входящие в собственность органов местного самоуправления и финансируемые за счет местного территориального бюджета.
69.3. Органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края обеспечивают населению доступность и бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета Хабаровского края, страховых взносов и других поступлений, при этом обеспечение бесплатной медицинской помощи матери и ребенку в достаточном объеме является приоритетным.
69.4. В Хабаровском крае поощряется и оказывается содействие путем предоставления льгот по аренде, налогообложению, развитию частной системы здравоохранения, а также привлечение дополнительных средств предприятий, учреждений, организаций, физических лиц на строительство и оснащение объектов здравоохранения.
Статья 70. Социальная защита и занятость населения
70.1. Органы государственной власти Хабаровского края создают условия и принимают меры по социальной защите населения в условиях рыночной экономики. Администрация края разрабатывает специальные программы социальной защиты населения, утверждаемые Думой.
Особое внимание уделяется социальной помощи и поддержке малоимущих, инвалидов, пенсионеров и других слабо защищенных слоев населения.
70.2. Органы государственной власти Хабаровского края осуществляют меры по занятости населения, участвуют в формировании фонда занятости, реализуют программы обеспечения эффективной занятости, минимизации безработицы, создания новых рабочих мест, профессиональной переподготовки кадров.
Глава 13. Порядок изменения устава Хабаровского края
Статья 71. Внесение изменений и дополнений в Устав Хабаровского края
71.1. Изменения и дополнения в Устав Хабаровского края вносятся краевым законом, принятым Думой голосами не менее двух третей от установленного числа депутатов.
71.2. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Хабаровского края могут вносить: председатель Думы, Глава Администрации края, группа депутатов не менее одной трети от установленного числа депутатов, органы местного самоуправления, а также Хабаровский краевой суд, арбитражный суд Хабаровского края и федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, прокурор Хабаровского края по вопросам их компетенции.
Глава 14. Заключительные и переходные положения
Статья 72. Вступление в силу Устава Хабаровского края
72.1. Устав Хабаровского края подписывается Главой Администрации края и председателем Думы и вступает в силу со дня официального опубликования.
Статья 73. Приведение в соответствие с Уставом Хабаровского края законов и иных нормативных правовых актов края
73.1. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним все действующие краевые законы и нормативные правовые акты органов государственной власти Хабаровского края и нормативные акты органов местного самоуправления.
73.2. Краевые законы и иные нормативные правовые акты края, действовавшие на территории Хабаровского края до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей его положениям.
Статья 74. Полномочия краевой Думы
74.1. Краевая Дума, избранная до вступления в силу настоящего Устава, осуществляет полномочия Законодательной Думы Хабаровского края, установленные настоящим Уставом, краевыми законами и иными нормативными правовыми актами края, до избрания нового состава Думы.
Статья 75. Полномочия Главы Администрации края
75.1. Глава Администрации края, назначенный Президентом Российской Федерации до вступления в силу настоящего Устава, исполняет свои полномочия, предусмотренные Уставом, краевыми законами и иными нормативными правовыми актами, до избрания нового Главы Администрации края.
75.2. До избрания Главы Администрации края Президент РФ может освободить его от должности и назначить нового Главу Администрации края только по согласованию с Думой.
Статья 76. Соответствие Устава Хабаровского края федеральным законам
76.1. После принятия и вступления в силу федеральных законов об общих принципах организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации настоящий Устав подлежит обязательному приведению в соответствие с ними.

Док. 146811
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 173


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``