В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конституция Республики Коми Назад
Конституция Республики Коми
Конституция Республики Коми
(в ред. Законов РК от 26.10.1995 No 29-РЗ; от 29.12.1995 No 35-РЗ; от 27.08.1997 No 37-РЗ; от 11.02.1998 No 1-РЗ; от 16.06.1998 No 21-РЗ; от 16.06.1998 No 22-РЗ; от 25.12.1998 No 43-РЗ; от 23.06.1999 No 28-РЗ; от 04.04.2000 No 20-РЗ; от 08.06.2000 No 28-РЗ; от 17.10.2000 No 61-РЗ; от 09.01.2001 No 1-РЗ; от 12.10.2001 No 45-РЗ)



Раздел I. (ст. 1-70)
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-14)
Глава 2. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15-60)
Глава 3. Государственный статус Республики Коми и административно-территориальное устройство (ст. 61-70)
Раздел II. (ст. 71-100)
Глава 4. Законодательная власть (ст. 71-79)
Глава 5. Исполнительная власть (ст. 80-91)
Глава 6. Местное самоуправление (ст. 92-94)
Глава 7. Судебная власть. Прокуратура (ст. 95-100)
Раздел III. (ст. 101-102)
Глава 8. Внесение изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Коми (ст. 101-102)


Верховный Совет Республики Коми,
выражая волю народа Республики Коми к сохранению исторически сложившейся государственности,
исходя из ответственности за обеспечение благополучия ее граждан,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, веру в добро и справедливость,
признавая, что народ Республики Коми является неотъемлемой частью многонационального народа Российской Федерации,
подтверждая стремление к сохранению целостности российского государства,
принимает Конституцию Республики Коми.
Раздел I
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1.
(в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Республика Коми (государство) есть равноправный субъект Российской Федерации.
Статья 2.
Источником власти Республики Коми является ее многонациональный народ.
(часть первая в ред. Законов РК от 17.10.2000 No 61-РЗ; от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Народ в Республике Коми осуществляет свою власть непосредственно, а также через систему государственных органов и местное самоуправление.
(часть вторая в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Высшим непосредственным выражением власти народа в Республике Коми являются референдум Республики Коми и свободные выборы в органы государственной власти Республики Коми. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Республики Коми, принятые путем референдума Республики Коми, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения на всей территории Республики Коми.
(часть третья в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Выборы, предусмотренные Конституцией Республики Коми, являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 3.
(в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Образование Республики Коми и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории коми народа.
Республика Коми гарантирует сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Республики Коми, а также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Статья 4.
(в ред. Закона РК от 09.01.2001 No 1-РЗ)

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Регулирование, закрепление и защита прав и свобод человека и гражданина осуществляются Российской Федерацией. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Коми.
Статья 5.
Часть первая исключена. - Закон РК от 17.10.2000 No 61-РЗ.

Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением тех полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые отнесены к ведению Российской Федерации.
(часть вторая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Статья 6.
В Республике Коми признается политическое, экономическое и идеологическое многообразие, многопартийность.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Общественные объединения равны перед законом.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Коми и Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 7.
По предметам ведения Республики Коми Конституция Республики Коми имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Коми. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Коми, не должны противоречить Конституции Республики Коми.
(часть первая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Коми и законы Республики Коми.
Органы государственной власти Республики Коми при осуществлении своей деятельности должны учитывать исторические и национальные особенности Республики Коми.
(часть третья введена Законом РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Конституция Республики Коми и законы Республики Коми вступают в силу после их официального опубликования. Любые нормативные правовые акты Республики Коми, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
(часть четвертая в ред. Законов РК от 17.10.2000 No 61-РЗ; от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Статья 8.
Государственная власть в Республике Коми осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Государственную власть Республики Коми осуществляют Государственный Совет Республики Коми, Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми и иные органы исполнительной власти Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми и мировые судьи.
(часть вторая в ред. Законов РК от 17.10.2000 No 61-РЗ; от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Органы государственной власти Республики Коми в пределах компетенции, установленной настоящей Конституцией и законодательством, действуют самостоятельно.
Статья 9.
В Республике Коми признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местное самоуправление в Республике Коми является одной из форм прямого волеизъявления граждан и обеспечивает возможность самостоятельного решения населением вопросов местного значения с учетом исторических и иных традиций.
Местное самоуправление осуществляется гражданами посредством голосования, выборов, собраний (сходов) и других не запрещенных законом способов.
(часть третья в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Выборные органы местного самоуправления и уполномоченные ими лица действуют самостоятельно в рамках закона и волеизъявления граждан. Вмешательство в законную деятельность органов местного самоуправления не допускается.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для этого материальных и финансовых средств. Осуществление переданных полномочий контролируется соответствующими государственными органами.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Республики Коми.
(абзац введен Законом РК от 16.06.1998 No 21-РЗ)

Статья 10.
(в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

В Республике Коми защищаются права и свободы человека и гражданина.
Статья 11.
(в ред. Законов РК от 09.01.2001 No 1-РЗ; от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 12.
(в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

В Республике Коми защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 13.
Земля, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Коми как основа жизни и деятельности народа Республики Коми.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Коми.
(часть вторая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Статья 14.
Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Коми и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Коми.
Глава 2. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Статья 15.
(в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

В Республике Коми защищаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации, а также закрепленные настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и не освобождает от исполнения им своих обязанностей.
Статья 16.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 17.
Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 18.
Перечисление в Конституции Республики Коми основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В Республике Коми не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
(часть третья в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Статья 19.
(в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Каждый гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 20.
(в ред. Законов РК от 17.10.2000 No 61-РЗ; от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Коми, кроме случаев, установленных законом или международным договором.
Статья 21.
Каждый имеет право на жизнь.
Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 22.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 23.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Часть вторая исключена. - Закон РК от 12.10.2001 No 45-РЗ.

Статья 24.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 25.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 26.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 27.
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 28.
В Республике Коми устанавливается право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.
Статья 29.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, если при этом не нарушается закон.
Статья 30.
Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Не допускаются пропаганда или агитация социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 31.
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 32.
(в ред. Законов РК от 17.10.2000 No 61-РЗ; от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Граждане имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 33.
Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
(часть первая в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Граждане имеют право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Лица, обладающие пассивным избирательным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
(часть вторая в ред. Законов РК от 17.10.2000 No 61-РЗ; от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Граждане имеют равный доступ к государственной службе.
(часть четвертая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.
(часть пятая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Статья 34.
(в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Каждый гражданин имеет право обращаться лично, а также направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 35.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 36.
Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Часть третья исключена. - Закон РК от 12.10.2001 No 45-РЗ.

Право наследования гарантируется.
(часть третья в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Статья 37.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются законом.
Статья 38.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 39.
Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 40.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 42.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Республике Коми дополнительно к федеральным финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения; поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 43.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением и вредными условиями труда.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 44.
Каждый имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
В Республике Коми действуют государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.
Статья 45.
Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 46.
(исключена. - Закон РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Статья 47.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 48.
(в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина.
Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Гражданин в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 49.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Коми гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 50.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 51.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 52.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 53.
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 54.
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 55.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 56.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 57.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 58.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 59.
(в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Республика Коми покровительствует своим жителям в случае их временного пребывания за пределами республики.
Статья 60.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Глава 3. Государственный статус Республики Коми
и административно-территориальное устройство
Статья 61.
Статус Республики Коми - государства в составе Российской Федерации - определяется Конституцией Республики Коми и Конституцией Российской Федерации.
Статус Республики Коми может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Коми в соответствии с федеральным конституционным законом.
(часть вторая в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Статья 62.
Республика Коми на своей территории обладает всей полнотой государственной власти за исключением полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
(часть первая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
(часть вторая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Республика Коми является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.
Статья 63.
В ведении Российской Федерации находятся:
(абзац в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на территории Республики Коми.
Статья 64.
В совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми находятся:
а) обеспечение соответствия Конституции Республики Коми, законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Республики Коми, выполнение международных договоров Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование.
Статья 65.
Законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
Законы Республики Коми, принятые в пределах ее полномочий, на территории Республики Коми имеют прямое действие и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами. В случае противоречия федеральных законов законам и иным правовым актам, принятым органами государственной власти Республики Коми в соответствии с полномочиями Республики Коми, действуют правовые акты Республики Коми.
(часть вторая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Статья 66.
Республика Коми самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти Республики Коми входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
(часть вторая в ред. Закона РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Органы исполнительной власти Республики Коми по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принимать на себя осуществление полномочий, передаваемых федеральными органами исполнительной власти, а также передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий.
(часть третья введена Законом РК от 17.10.2000 No 61-РЗ)

Статья 67.
Государственными языками Республики Коми являются коми и русский языки.
В Республике Коми гарантируется народам, проживающим на территории республики, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 68.
Государственный герб, флаг и гимн Республики Коми, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Республики Коми.
Статья 69.
Столицей Республики Коми является город Сыктывкар. Статус столицы устанавливается законом Республики Коми.
Статья 70.
Республика Коми состоит из административно-территориальных образований :
районов - Ижемского, Княжпогостского, Койгородского, Корткеросского, Прилузского, Сыктывдинского, Сысольского, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского;
городов республиканского значения - Сыктывкара, Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры, Сосногорска, Усинска и Ухты - с подчиненными им территориями.
Республика Коми самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с действующим законодательством.
Раздел II
Глава 4. Законодательная власть
(в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Статья 71.
Государственный Совет Республики Коми является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми.
Государственный Совет состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Государственный Совет избирается сроком на четыре года.
Государственный Совет обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Депутатом Государственного Совета Республики Коми может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Коми и законом Республики Коми.
Порядок выборов в Государственный Совет Республики Коми устанавливается законодательством Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный Совет самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Расходы на обеспечение деятельности Государственного Совета Республики Коми утверждаются Государственным Советом Республики Коми и предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Коми.
Статья 72.
Государственный Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, состоящих из заседаний, а также заседаний Комитетов.
Государственный Совет собирается на первое заседание на пятнадцатый день после дня выборов, если в его состав избрано не менее двух третей установленного числа депутатов. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат.
Заседание Государственного Совета правомочно, если в его работе участвуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Заседания Государственного Совета являются открытыми за исключением случаев, установленных федеральными законами, законодательством Республики Коми и Регламентом Государственного Совета Республики Коми.
Государственный Совет образует Комитеты.
Из своего числа депутаты избирают Председателя Государственного Совета, его заместителей, председателей Комитетов и их заместителей, которые работают в Государственном Совете на профессиональной постоянной основе.
С момента начала работы Государственного Совета нового созыва полномочия Государственного Совета прежнего созыва прекращаются.
Порядок деятельности Государственного Совета Республики Коми, его органов и должностных лиц определяется Регламентом Государственного Совета Республики Коми.
Статья 73.
Государственный Совет Республики Коми:
1) принимает Конституцию Республики Коми, вносит в нее изменения и дополнения;
2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Коми и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Коми;
3) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми, контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Коми, исполнением республиканского бюджета Республики Коми, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Коми;
4) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.
Законом Республики Коми:
1) устанавливается административно-территориальное устройство Республики Коми и порядок его изменения;
2) утверждается республиканский бюджет Республики Коми и отчет о его исполнении, представленные Главой Республики Коми;
3) утверждаются программы социально-экономического развития Республики Коми;
4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Республики Коми, а также порядок их взимания;
5) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Республики Коми, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
6) устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми;
7) устанавливаются в соответствии с Конституцией Республики Коми основы организации и деятельности Государственного Совета Республики Коми;
8) устанавливается порядок проведения выборов в Государственный Совет Республики Коми, выборов Главы Республики Коми, а также порядок назначения и проведения референдума Республики Коми;
9) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Коми, в пределах полномочий Государственного Совета Республики Коми определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
10) утверждаются заключение и расторжение договоров Республики Коми;
11) утверждается схема управления Республикой Коми, определяется структура Правительства Республики Коми;
12) утверждаются расходы на обеспечение деятельности Государственного Совета Республики Коми, которые предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Коми;
13) устанавливаются государственные награды и почетные звания Республики Коми;
14) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми к ведению и полномочиям Республики Коми.
Постановлением Государственного Совета Республики Коми:
1) определяется порядок деятельности Государственного Совета Республики Коми;
2) оформляется избрание Председателя Государственного Совета, заместителей Председателя Государственного Совета, председателей Комитетов Государственного Совета и их заместителей;
3) назначаются на должность судьи Конституционного Суда Республики Коми;
4) оформляется избрание представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Государственного Совета Республики Коми, а также рассмотрение вопросов, связанных с назначением представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Республики Коми;
5) назначаются на должность мировые судьи Республики Коми;
6) назначается половина членов Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса;
7) назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в Республике Коми;
8) согласовываются предложения, внесенные Главой Республики Коми, по назначению и освобождению от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми, представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, в международных организациях и на территориях иностранных государств;
9) оформляются решения, связанные с кадрами судебных и правоохранительных органов, с назначением Прокурора Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) назначается референдум Республики Коми;
11) назначается дата выборов в Государственный Совет Республики Коми, а также дата выборов Главы Республики Коми;
12) оформляется решение о недоверии (доверии) Главе Республики Коми, а также его заместителям и министру финансов Республики Коми на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми;
13) утверждаются отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Коми;
14) утверждается соглашение об изменении границ Республики Коми;
15) оформляется решение об обращении к Главе Республики Коми или в органы исполнительной власти Республики Коми с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в издаваемые ими акты либо об их отмене, либо об обжаловании указанных актов в судебном порядке;
16) оформляется решение Государственного Совета об обращении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
17) принимается решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми;
18) принимается решение по вопросам, связанным с депутатской этикой;
19) осуществляется толкование законов Республики Коми;
20) оформляется решение о принятии закона, а также о принятии либо отклонении проекта закона;
21) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным к ведению Государственного Совета Республики Коми.
Статья 74.
Председатель Государственного Совета Республики Коми:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Государственным Советом;
2) созывает и ведет заседания Государственного Совета;
3) подписывает постановления, принятые Государственным Советом, и распоряжения Председателя Государственного Совета;
4) осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью Государственного Совета.
Заместители Председателя Государственного Совета Республики Коми:
1) координируют работу Комитетов по предварительному рассмотрению проектов законов и иных правовых актов;
2) осуществляют по поручению Председателя Государственного Совета иные полномочия, связанные с деятельностью Государственного Совета.
Статья 75.
Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Совета Республики Коми, Комитетам Государственного Совета, Председателю Государственного Совета, Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми, представительным органам местного самоуправления, Съезду коми народа и его исполнительному органу.
Конституционный Суд Республики Коми, Верховный Суд Республики Коми и Арбитражный Суд Республики Коми обладают правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Коми по вопросам их ведения.
Законопроекты, внесенные в Государственный Совет Республики Коми Главой Республики Коми, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Проекты законов Республики Коми рассматриваются Государственным Советом Республики Коми не менее чем в двух чтениях.
Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Коми, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, рассматриваются Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственный Совет Республики Коми в двадцатидневный срок со дня получения законопроекта Главой Республики Коми.
Статья 76.
Законы Республики Коми принимаются Государственным Советом Республики Коми на заседаниях, если за них проголосовало большинство от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иные правовые акты принимаются Государственным Советом Республики Коми большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 77.
Принятый Государственным Советом Республики Коми закон в течение десяти дней направляется Главе Республики Коми для обнародования.
Глава Республики Коми обнародует закон Республики Коми, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклоняет закон в течение четырнадцати дней с момента поступления указанного закона.
В случае отклонения Главой Республики Коми закона Республики Коми Государственный Совет Республики Коми может одобрить указанный закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Закон Республики Коми, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Республики Коми и подлежит обнародованию в течение семи дней.
Подлежит подписанию и обнародованию также закон, не отклоненный Главой Республики Коми в течение четырнадцати дней с момента поступления.
Конституция Республики Коми и закон Республики Коми вступают в силу после их официального опубликования. Законы Республики Коми и иные нормативные правовые акты Республики Коми по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Статья 78.
В течение срока своих полномочий депутат Государственного Совета Республики Коми не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности Республики Коми или государственные должности государственной службы Республики Коми, а также муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Депутат Государственного Совета Республики Коми, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
Депутату Государственного Совета Республики Коми обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются законом Республики Коми и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Коми.
В соответствии с федеральным законодательством депутат Государственного Совета обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопросы о лишении депутата Государственного Совета неприкосновенности, а также о даче согласия на передачу дела в суд в отношении действий депутата Государственного Совета, не связанных с осуществлением им своих полномочий, решаются Государственным Советом по представлению Прокурора Республики Коми в соответствии с федеральным законом и законодательством Республики Коми.
Депутат Государственного Совета Республики Коми может быть отозван избирателями.
Вопросы, связанные с деятельностью и отзывом депутатов Государственного Совета, решаются в соответствии с законодательством Республики Коми.
Статья 79.
Полномочия Государственного Совета Республики Коми могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия Государственным Советом постановления о самороспуске;
2) роспуска Государственного Совета Главой Республики Коми по основаниям и в порядке, установленным частями второй и третьей настоящей статьи в соответствии с федеральным законодательством;
3) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Коми о неправомочности данного состава депутатов Государственного Совета, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) вступления в силу федерального закона о роспуске Государственного Совета по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Глава Республики Коми вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми в случае принятия им Конституции Республики Коми, закона Республики Коми, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Государственный Совет Республики Коми не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Решение Главы Республики Коми о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми принимается в форме указа.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственного Совета Республики Коми в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Коми и (или) законом Республики Коми назначаются внеочередные выборы в Государственный Совет Республики Коми. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми.
Глава 5. Исполнительная власть
(в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Статья 80.
Исполнительную власть Республики Коми осуществляют Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми, министерства Республики Коми и иные органы исполнительной власти Республики Коми, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан.
Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Республики Коми - Правительство Республики Коми.
Система, компетенция, порядок деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, а также должностных лиц органов исполнительной власти Республики Коми определяются в соответствии с Конституцией Республики Коми законом Республики Коми.
Статья 81.
Глава Республики Коми избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Главой Республики Коми может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста и обладающий в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Коми и законом Республики Коми пассивным избирательным правом.
Глава Республики Коми избирается сроком на четыре года и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
В случае признания выборов Главы Республики Коми несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из кандидатов не был избран, Глава Республики Коми продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность нового Главы Республики Коми, избранного на повторных выборах. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.
Глава Республики Коми, избранный в соответствии с Конституцией Республики Коми, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Главы Республики Коми, избранного на предыдущих выборах Главы Республики Коми, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Главы Республики Коми, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Главы Республики Коми, - на тридцатый день со дня проведения выборов.
Порядок выборов Главы Республики Коми устанавливается законодательством Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 82.
Глава Республики Коми вступает в должность с момента принесения им торжественной присяги:
`Вступая в должность Главы Республики Коми, торжественно клянусь добросовестно выполнять возлагаемые на меня высокие обязанности Главы Республики Коми, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Коми и законы Республики Коми`.
Присяга приносится на государственных языках Республики Коми перед Государственным Советом Республики Коми в присутствии судей Конституционного Суда Республики Коми.
Статья 83.
Глава Республики Коми не может быть одновременно депутатом Государственного Совета Республики Коми, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 84.
Глава Республики Коми:
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
2) представляет Республику Коми в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Коми;
3) формирует в соответствии с законодательством Республики Коми Правительство Республики Коми;
4) обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Коми;
5) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет законы, принятые Государственным Советом Республики Коми;
6) вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Совета Республики Коми, а также созывать вновь избранный Государственный Совет Республики Коми на первое заседание ранее срока, установленного для этого Государственному Совету Республики Коми Конституцией Республики Коми;
7) вправе участвовать в работе Государственного Совета Республики Коми с правом совещательного голоса;
8) может принять решение о роспуске Государственного Совета Республики Коми в соответствии с федеральным законом и Конституцией Республики Коми;
9) представляет Государственному Совету Республики Коми проект республиканского бюджета Республики Коми и отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Коми;
10) представляет Государственному Совету Республики Коми проекты программ социально-экономического развития Республики Коми и отчеты о выполнении данных программ;
11) с согласия Государственного Совета назначает на должность и освобождает от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми;
12) назначает на должность и освобождает от должности министров Республики Коми, их заместителей, руководителей иных органов исполнительной власти Республики Коми и их заместителей;
13) представляет Государственному Совету Республики Коми схему управления Республикой Коми и структуру Правительства;
14) с согласия Государственного Совета назначает и отзывает представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, в международных организациях и на территориях иностранных государств;
15) назначает представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Республики Коми;
16) назначает половину членов Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса;
17) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми;
18) награждает государственными наградами Республики Коми и присваивает почетные звания Республики Коми, представляет к награждению государственными наградами Российской Федерации;
19) осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.
Статья 85.
Глава Республики Коми в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми и иных нормативных правовых актов Республики Коми издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Коми.
Статья 86.
Полномочия Главы Республики Коми прекращаются по истечении срока его полномочий со дня вступления в должность вновь избранного Главы Республики Коми.
Полномочия Главы Республики Коми прекращаются досрочно в случаях:
1) его смерти;
2) его отставки в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом Республики Коми;
3) его отставки по собственному желанию;
4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом;
5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) утраты им гражданства Российской Федерации.
В случае досрочного прекращения полномочий Главы Республики Коми по основаниям, установленным в соответствии с федеральным законодательством настоящей статьей, Государственный Совет Республики Коми в пятидневный срок назначает временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми с одновременным назначением внеочередных выборов Главы Республики Коми. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Главы Республики Коми. Временно исполняющий обязанности Главы Республики Коми обладает всеми полномочиями Главы Республики Коми, за исключением права на досрочный роспуск Государственного Совета Республики Коми, внесение в Государственный Совет Республики Коми предложений о проведении референдума Республики Коми, об изменении и (или) дополнении Конституции Республики Коми.
Статья 87.
Государственный Совет Республики Коми вправе выразить недоверие Главе Республики Коми в случае:
1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Коми и законам Республики Коми, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава Республики Коми не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
2) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Коми и законов Республики Коми, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
Решение Государственного Совета Республики Коми о недоверии Главе Республики Коми принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Решение Государственного Совета Республики Коми о недоверии Главе Республики Коми влечет за собой отставку Главы Республики Коми и возглавляемого им Правительства Республики Коми.
В случае отставки Правительства Республики Коми, предусмотренной настоящей статьей, оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства Республики Коми.
Статья 88.
По поручению Главы Республики Коми часть его полномочий как руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Республики Коми исполняют его заместители.
В случае невозможности исполнения Главой Республики Коми своих обязанностей (отпуск, болезнь, временное отстранение от должности Президентом Российской Федерации и т.п.) его полномочия как высшего должностного лица Республики Коми временно исполняет один из его заместителей, уполномоченный Главой Республики Коми. Указанное лицо обладает всеми полномочиями Главы Республики Коми, за исключением права на досрочный роспуск Государственного Совета Республики Коми, внесение в Государственный Совет Республики Коми предложений о проведении референдума Республики Коми, об изменении и (или) дополнении Конституции Республики Коми, а также иных прав по усмотрению Главы Республики Коми.
На заместителей Главы Республики Коми распространяются ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми для Главы Республики Коми.
Статья 89.
Правительство Республики Коми является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Коми, образуется на срок полномочий Главы Республики Коми и прекращает свою деятельность с момента вступления в должность нового Главы Республики Коми.
В состав Правительства Республики Коми входят Глава Республики Коми, его заместители, министры Республики Коми. Глава Республики Коми может включать в состав Правительства Республики Коми иных лиц.
Решение о формировании Правительства Республики Коми в соответствии с настоящей статьей принимается Главой Республики Коми не позднее двух недель с момента вступления в должность.
Правовой статус Правительства Республики Коми определяется законом Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
Статья 90.
Правительство Республики Коми разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Коми, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Правительство Республики Коми:
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
2) разрабатывает проект республиканского бюджета Республики Коми, а также проекты программ социально-экономического развития Республики Коми;
3) обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Коми и готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Коми;
4) управляет и распоряжается собственностью Республики Коми в соответствии с законами Республики Коми, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республике Коми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законам Республики Коми и иным нормативным правовым актам Республики Коми, а также вправе обратиться в суд;
6) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
7) утверждает положения о министерствах Республики Коми, иных органах исполнительной власти Республики Коми и формирует их;
8) устанавливает порядок образования территориальных органов исполнительной власти Республики Коми;
9) утверждает Регламент Правительства Республики Коми;
10) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Правительство Республики Коми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми и законов Республики Коми издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Коми.
Статья 91.
Министерства и иные органы исполнительной власти Республики Коми являются постоянно действующими исполнительными органами государственной власти Республики Коми и формируются Правительством Республики Коми.
Правовой статус министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми определяется в соответствии с Конституцией Республики Коми законом Республики Коми и положениями о министерствах и иных органах исполнительной власти Республики Коми, утверждаемыми Правительством Республики Коми.
Глава 6. Местное самоуправление
(в ред. Закона РК от 16.06.1998 No 21-РЗ)

Статья 92.
Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях. Муниципальными образованиями в Республике Коми являются муниципальные образования районов, городов республиканского значения с подчиненными им территориями. В границах территорий, являющихся частью территорий муниципальных образований районов, городов республиканского значения с подчиненными им территориями, могут быть образованы иные муниципальные образования.
Для осуществления местного самоуправления образуются выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статья 93.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Представительный орган местного самоуправления:
1) утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
2) устанавливает местные налоги и сборы;
3) устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью муниципального образования;
4) принимает планы и программы развития муниципального образования, утверждает отчеты о их исполнении;
5) определяет порядок пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в собственности муниципального образования;
6) назначает местный референдум;
7) решает иные вопросы, отнесенные законодательством и уставом муниципального образования к ведению представительного органа местного самоуправления.
Статья 94.
(исключена. - Закон РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Глава 7. Судебная власть. Прокуратура
(в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Статья 95.
Судебную власть в Республике Коми осуществляют федеральные суды и суды Республики Коми.
К судам Республики Коми относятся Конституционный Суд Республики Коми и мировые судьи, входящие в систему судебной власти Российской Федерации.
Статья 96.
Конституционный Суд Республики Коми состоит из 5 судей.
Конституционный Суд Республики Коми по запросам Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, одной десятой от числа избранных депутатов Государственного Совета Республики Коми, Верховного Суда Республики Коми, Арбитражного Суда Республики Коми, Прокурора Республики Коми, органов местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции Республики Коми:
а) законов Республики Коми, нормативных правовых актов Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми;
б) нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Конституционный Суд Республики Коми по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность нормативного правового акта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Республики Коми и совместному ведению органов государственной власти Республики Коми и органов государственной власти Российской Федерации, а также по вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.
Конституционный Суд Республики Коми по запросам Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, органов местного самоуправления дает толкование Конституции Республики Коми.
Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Коми устанавливаются законом Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Республики Коми.
Статья 97.
Судьи Конституционного Суда назначаются Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми.
Статья 98.
Мировые судьи в Республике Коми являются судьями общей юрисдикции Республики Коми.
Порядок деятельности мировых судей устанавливается законом Республики Коми в соответствии с федеральными законами.
Мировые судьи назначаются Государственным Советом в порядке, установленном законом Республики Коми.
Статья 99.
Председатели, заместители председателей и судьи федеральных судов в Республике Коми назначаются в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 100.
Прокуратура Республики Коми входит в единую централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации.
Прокурор Республики Коми в соответствии с федеральным законом назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Государственным Советом Республики Коми.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики Коми определяются федеральным законом.
Раздел III
(в ред. Закона РК от 12.10.2001 No 45-РЗ)

Глава 8. Внесение изменений и (или) дополнений
в Конституцию Республики Коми
Статья 101.
Предложения о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Коми вносятся в Государственный Совет органами и лицами, обладающими в соответствии с настоящей Конституцией правом законодательной инициативы.
Статья 102.
Изменения и (или) дополнения в Конституцию Республики Коми вносятся законом Республики Коми. Закон Республики Коми о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Коми принимается Государственным Советом Республики Коми большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов.


Председатель Верховного Совета Республики Коми
Ю. СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
17 февраля 1994 года

Док. 146798
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``