В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Мы не застрахованы от экстремистских выходок в политике` Назад
`Мы не застрахованы от экстремистских выходок в политике`
Замминистра юстиции Евгений Сидоренко признает, что партии, зарегистрировавшиеся первыми, проверяли меньше

Нынешнее лето отмечено небывалой активностью политических партий. Поэтому многие аналитики сочли необходимым заявить о начавшейся подготовке парламентских выборов-2003. Между тем бурная деятельность партийцев больше связана с необходимостью привести свои организации в соответствие с требованиями Закона `О политических партиях` и стремлением добиться того, чтобы регистрация в Минюсте и последующие проверки со стороны этого ведомства не осложнили деятельность их партийных структур. О процессе становления новой партийной системы в интервью `НГ` рассказывает заместитель министра юстиции Евгений Сидоренко, курирующий в Минюсте регистрацию политических партий.

- Евгений Николаевич, предполагалось, что к новым выборам в России будет сформирована устойчивая партийная система из четырех-пяти партий. Однако политических партий становится все больше и больше...

- Я все же думаю, что в будущем партий станет меньше. По старым законам у нас числится в реестре 184 политических общественных объединений, и было бы наивно думать, что это количество резко уменьшится в течение нескольких месяцев. На сегодняшний день у нас зарегистрировано 60 оргкомитетов. То есть потенциально мы можем получить 60 абсолютно новых партий, не считая уже преобразованных политических общероссийских объединений. А некоторые одиозные организации, как, например, Партия любителей пива или Партия автомобилистов, просто умрут. В окончательном виде завершили свою регистрацию 11 партий. На первом же этапе, когда в Минюсте регистрируется партструктура без региональных отделений, было зарегистрировано 25 партий и принято решение о еще одной политорганизации. За этот же период было отказано в государственной регистрации 10 политическим партиям. Вообще многие отказы в регистрации связаны с тем, что Закон `О политических партиях` в отличие от Закона `Об общественных объединениях` более детально регламентирует требования к партийному уставу. Я должен сказать, что и мы сами учимся в процессе этой работы, потому что наши сотрудники тоже привыкли к работе с общественными объединениями, и те политические партии, которые у нас регистрировались первыми, откровенно говоря, проходили меньшую `цензуру`, меньшую проверку еще и потому, что требования Минюста не были сформулированы столь правильно.

- Сопредседатели партии `Либеральная Россия` утверждают, что им было отказано в регистрации под надуманным предлогом, ведь документы, поданные ими в Минюст, были аналогичны документам успешно зарегистрированной `Единой России`.

- Мы всегда все наши претензии формулируем в соответствии с требованиями закона и стараемся не проявлять симпатий или антипатий. Но партии реагируют на наш отказ по-разному. Пока в суд обратилась только `Либеральная Россия`, другие партии предпочли, на мой взгляд, более простой путь, ведь судебные тяжбы иногда бывают очень длительными. Они учли наши замечания, доработали свои учредительные документы и стали представлять нам документы повторно. И у тех, кто добросовестно поработал с этими документами, есть все шансы быть зарегистрированными.

Что же касается совпадений устава `Либеральной России` с документами других партий и пропущенных нами нарушений, то здесь надо уточнить два вопроса. Во-первых, нет ни одного устава, где было бы столько - более 20 - различных нарушений. И даже если отдельные неправильные пункты совпадают с документами других партий, то ошибок у `Либеральной России` так много, что на них нельзя закрывать глаза. А во-вторых, члены `Либеральной России` немножко лукавят, когда говорят, что они переписывали устав у других организаций. Достаточно положить устав `Либеральной России` и уставы других политических партий, чтобы увидеть, что этих негативных совпадений не так уж и много. Впрочем, даже если по каким-то позициям некоторые совпадения действительно есть, то они могут быть объяснены тем, что поначалу, когда начинали применять закон, не всегда обращали внимания на незначительные нарушения, которые могут быть исправлены.

- Но вы же приняли повторно документы РКРП-РПК только лишь потому, что они изменили одно слово в названии, хотя текст устава и программы партии свою суть сохранил.

- У нас были дебаты по поводу термина `революционный` в названии РКРП-РПК. Мы просили их подумать над другими названиями. Должен сказать, что они прекрасно понимали все с самого начала и потому даже на учредительном съезде допускали возможность другого названия. И хотя сдали документы со старым названием, но в решениях их съезда была записана возможность изменения его на более нейтральное. Что касается текста, то я пока не готов сказать, есть ли сейчас у них это слово в уставе. Мы будем заново смотреть все документы и зарегистрируем их, если не найдем больше недочетов.

- Несколько раз возникали проекты создания политических партий, которые, несмотря на заявленные лозунги, явно ориентировались на одну из конфессий (ислам, православие). Что вы предпринимаете в подобных ситуациях?

- В законе четко определены ограничения на создание подобных партий. Поэтому если к нам будут приходить Православная партия или Исламская партия, то мы скорее всего откажем им в регистрации. Мы были вынуждены по этому основанию отказать в регистрации Христианско-демократической партии. Мы очень долго рассматривали их документы, учитывая, что и в Европе очень развито христианско-демократическое движение, но тем не менее все-таки не смогли избавиться от опасений. Все же в Европе христианство - доминирующая идеология, а в нашей многоконфессиональной стране не следует переносить религию в политику.

- Будет ли Минюст вместе с ЦИК участвовать в борьбе с различными пиаровскими трюками?

- Эта головная боль для нас пока только начинается. Нам удалось преодолеть совпадение по аббревиатуре, когда пришла регистрироваться Консервативная партия РФ (сокращенно получалось КПРФ). Партия очень легко нашла выход: они добавили букву `о` (КоПРФ). Безусловно, такие проблемы будут, потому что закон, к сожалению, говорит только об использовании одинаковых наименований. А упоминания о созвучных названиях в законе нет, но я считаю недопустимым регистрацию партий, чьи названия совпадают.

Кроме того, часто сталкиваемся в названиях с `заезженными` словами, как, например, `народ`, - у нас несколько организаций, претендующих на название `народная партия`. Так что приходится следить за тем, чтобы на слух и на взгляд названия партий четко различались друг от друга и не возникало путаницы.

- Будет ли Минюст повторно, еще до предвыборной кампании проверять точность представленных партиями сведений по региональным структурам?

- Будем. Мы уже составляем график в соответствии с хронологией регистрации и обнародуем его, чтобы политические партии были готовы к проверке. Вообще это процесс взаимовыгодный, для нормальных организаций наша проверка как аудит. После нее партия может спокойно функционировать. По закону мы имеем право после регистрации проводить ежегодную проверку, в том числе и на соответствие численности требованиям закона. Чтобы не было обиженных, проверим всех. Но если будем проверять КПРФ и ЛДПР, то больше уделим внимания другим вопросам, ведь проверять там численность - только время тратить, она доказана их многолетним существованием. Кроме того, мы будем изучать вопросы соответствия деятельности партии заявленным уставным целям и задачам с точки зрения соблюдения законодательства и соответствия Конституции.

- Будут ли внесены какие-либо дополнения в процесс контроля за политическими партиями в связи с появлением закона об экстремизме?

- Закон об экстремизме впервые вводит такие нормы, как вынесение предупреждения или даже запрещения партии. Законодательно закреплена и необходимость дезавуировать высказывание членов партии. Если партиец теперь выступит с экстремистским заявлением, то партия будет обязана отмежеваться от этих слов и тогда выступивший будет нести ответственность как физическое лицо. Если же партия просто промолчит, то она будет нести ответственность за это высказывание и Минюст может предъявлять партии соответствующие претензии.

- Но ведь деятельность национал-большевиков была приостановлена без дополнительных законов. Насколько справедливы опасения, что закон об экстремизме может быть применен в рамках будущей предвыборной кампании?

- Я должен уточнить: на федеральном уровне Национал-большевистской партии было отказано в государственной регистрации, а вопрос о ликвидации московской областной организации НБП рассматривается в суде. Что касается закона о противодействии экстремистской деятельности, то уже сформировалась значительная группа партий, представленная в Думе, которые представляют реальную политическую силу в нашей стране, и они все действуют в рамках Конституции. Я даже приблизительно не вижу среди них партий, к которым можно было бы в чем-то придраться в связи с этим законом. Но ситуация в обществе далека от идеальной, и мы не застрахованы от экстремистских выходок на политическом уровне. Если бы кто-то хотел применить политические репрессии в предвыборной кампании, то скорее всего и закона-то бы не было, ведь правовой акт всегда прозрачен и его невозможно использоваться в закулисных действиях.

19 авг 2002

Док. 146778
Опублик.: 19.08.02
Число обращений: 166


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``