В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
За раздел Каспия Россия еще повоюет Назад
За раздел Каспия Россия еще повоюет
Туркмения и Иран не спешат изменять свои подходы к определению правового статуса моря-озера

На Каспийском море заканчиваются крупномасштабные военно-морские учения, начавшиеся 1 августа. Вчера `НГ` рассказала об их военно-политических аспектах. Но, как дал понять высокопоставленный источник в кремлевской администрации, не менее важной их целью было произвести неизгладимое впечатление на партнеров России по переговорам о правовом статусе Каспия. И в этом смысле уже сегодня Кремль вполне может констатировать, что эффект превзошел все ожидания.

Впервые за последние годы России не только удалось `тряхнуть` здесь всем своим арсеналом и возможностями, но и продемонстрировать четкую организацию каждого эпизода учений. Соответствие же отрабатываемых задач реально складывающейся в регионе обстановке не может показаться надуманным.

Учениям предшествовала мощная пропагандистская кампания. Их руководители в первую очередь подчеркивали, что мероприятие проводится в интересах безопасности всех пяти прикаспийских государств и что сегодня в регионе Каспийского моря необходимо решать вопросы, связанные с охраной морских биоресурсов, экологической безопасностью, созданием единой системы спасения на море.

Исходя из всего этого ожидалось, что другие `совладельцы` Каспия проявят повышенную заинтересованность в совместных действиях. Тем более что приглашение сообща поиграть мускулами на каспийской глади получили все страны, расположенные по периметру моря. Откликнулись же только Астана и Баку. И как раз сегодня звено истребителей Су-27 ВВС Казахстана (четыре самолета) и базовый тральщик ВМС Азербайджана обеспечивают поддержку действий астраханской `каспийской армады`.

Ашхабад проигнорировал приглашение принять участие в учениях, не прислав на них даже наблюдателей. Причем МИД Туркмении еще 6 августа, то есть именно накануне начала основного, показательного их этапа, устами министра иностранных дел Рашида Мередова счел необходимым заявить, что `Туркменистан считает нецелесообразным проведение масштабных военных учений на Каспийском море, поскольку все прикаспийские государства, за исключением России, не имеют крупных военно-морских сил на Каспии`. Кроме того, как было подчеркнуто, Туркмения `как нейтральное государство` и в будущем не намерена участвовать в чем-либо подобном ни в качестве участника, ни как наблюдатель.

Но что бы ни говорил Ашхабад про свою `нейтральность`, видно, что в Туркмении не на шутку удручены `соучастием` Астаны и Баку в показательных военных действиях России на Каспии. Ведь позиция туркменского лидера Сапармурата Ниязова пока еще находится в контексте иранского подхода к разделу моря, который предусматривает деление Каспия на национальные сектора - то есть по 20% моря каждому его `совладельцу` (во времена СССР Иран владел лишь 13%). И хотя в последнее время позиции Ашхабада стали меняться, Туркменбаши не спешит принимать промосковскую линию.

Что касается Ирана, то он, как стало понятно во время маневров, собирается адекватно ответить Москве. Как заявил военный наблюдатель от Ирана контр-адмирал флота Корпуса стражей исламской революции Мухаммад Ибрагим Дехгани, уже в следующем году Тегеран намерен провести на Каспии масштабные военные учения, подобные сбор-походу российской Каспийской флотилии. Это сказано слишком сильно, поскольку на настоящий момент у Ирана нет на море сил, хотя бы приближающихся к российским по количественному и качественному составу. Ведь не случайно Иран `под шумок` российского сбор-похода, дав согласие принять в нем участие своими военно-морскими силами, собирался провести через речные артерии России четыре корабля из Персидского залива, в чем ему было отказано.

Как представляется, России еще предстоит поспорить с Ираном за окончательное определение правового статуса моря-озера. И в этом смысле у нее есть все основания форсировать решение проблемы, чтобы закрепить эффект, достигнутый в ходе учений.

Как это будет выглядеть на практике, станет ясно в ближайшее время. Генералы и адмиралы свое дело сделали: Иран и Туркмению впечатлили, Азербайджану и Казахстану лишний раз дали понять, с кем (и против кого) им надо дружить на Каспии. Министр обороны Сергей Иванов даже не исключил, что в перспективе на Каспии для отражения возможных угроз может быть создана войсковая группировка с участием России, Казахстана и других государств региона.

Теперь дело за дипломатами и Владимиром Путиным. Можно предположить, что если на очередном сборе `прикаспийской пятерки` (который, как ожидается, пройдет в Тегеране) `плохие переговорщики`, как назвал своих партнеров Путин после ашхабадского саммита в апреле, вновь заартачатся, Россия предпримет на Каспии еще какие-то меры. Кстати, главком ВМФ Куроедов, помнится, подчеркивал, что `у России здесь есть мощный военный потенциал для решения своих задач, если они не решаются мирным путем`. Намек очевиден.

13 авг 2002
Российская Федерация

Док. 146616
Опублик.: 13.08.02
Число обращений: 3


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``