В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В поисках среднего класса Назад
В поисках среднего класса
Понятие `средний класс` стало для политических партий своеобразной священной коровой и летучим голландцем. Все норовят связать дальнейшее развитие общества с развитием среднего класса, но все сокрушаются, что нет у нас этого самого среднего класса. Ну может до 1917 года был, в крайнем случае до 17 августа, а сейчас нет, и от этого все беды. Все у нас есть - угроза диктатуры, коррумпированное чиновничество, новые русские, обнищание масс, падение уровня жизни, а вот среднего класса нет. Вот был бы у нас средний класс, и все было бы по-другому - подъем экономики, свобода слова, соблюдение прав человека.

Вот в США полно среднего класса - есть доход в $50 тыс. в год, значит, уже средний класс. А у нас такого среднего класса раз-два - и обчелся, да и то в основном в пределах Садового кольца.

А раз нет среднего класса - то и нечего на него рассчитывать. Народ у нас обнищал - значит, нужны дотации, адресная помощь, и вообще поддержка государства. А где на это денег взять? Конечно же, у богатых отнять, ну не отнять, а повысить собираемость налогов, пошлины на подержанные иномарки повысить, налог с продаж со всего брать, акцизы опять же на все ввести - на сигареты, на водку, на бензин. Бедных у нас много: одни говорят - 20% населения, другие - 40%. А богатых у нас мало: то ли 10% населения, то ли всего 5%. Поэтому вроде получается, что меньшинство у нас работает и содержит нищее и бестолковое большинство, с которого и взять-то нечего. Некоторые бизнесмены-политики, хлопочущие о будущем - `хлопобуды` (С) В.Орлов `Альтист Данилов`) так и говорят: `Мы должны кормить народ, а то он взбунтуется`.

Из всей этой общественной теории простой обыватель может сделать очевидный житейский вывод: богатым быть невыгодно. Чем ты богаче, то и больше желающих предложить тебе поделиться (см. Лившиц `Надо делиться`), а вот если ты бедный и убогий - помочь не помогут, но в покое оставят. Поэтому арифметика получается такая:

10% населения - богатые,
40% населения - бедные,
остальные 50% - не в счет, только статистику портят.
Мало того, эти 50% сами себя богатыми не считают, а тем более в этом постороннему не признаются - а вдруг в долг попросит. Впрочем, если назвать бедным - обижаются. Получился такой средний класс в подполье.

Но все же что-то же у этого арифметического большинства населения есть общее? Один из главных принципов - `Быть как все`. Ясно, что под словом `все` подразумевается постоянный круг общения - соседи, сослуживцы, родня. Более материальные символы среднего класса были сформулированы еще в 70-е, но тогда это называлось `мещанство`. Прежде всего, это три источника и три составляющие части успеха в жизни - квартира, машина, дача. Эти составляющие социальной успешности в разных социальных слоях могут выглядеть по-разному. Квартира может быть скромной 3-х комнатной в Отрадном по 800 у.е. за квадратный метр, а может быть роскошная однокомнатная с потолками 3.20 в Туле - главная, своя и отдельная. Машины тоже могут быть разными: от скромного Фиата 2001 года, который ничем не выделяется в потоке Садового кольца, до вылизанных 6-х Жигулей 1993 года с импортной резиной и антикоррозийкой, которую узнают издали все жители поселка - главное, не толкаться в метро, не ждать автобуса и иметь свободу передвижения в радиусе сотен километров. Да и дачи бывают разными: у кого-то скромная 2-этажная из обычного (не испанского) кирпича под Звенигородом, даже без спутникового телевидения, у кого-то - возвышающийся над полями Владимирской области коттедж из списанных бетонных блоков, на отделку времени и денег не хватило, но картошка уродилась на славу.

А как же Госкомстат не может обнаружить и отразить в своих материалах столь значительное явление? Откуда же такая бурная жизнь на среднюю зарплату по стране в полторы тысячи рублей в месяц? А это на страже интересов среднего класса стоит многомиллионная армия профессиональных бухгалтеров. Постоянно рискуя собой, они защищают каждый заработанный рубль от цепких лап налоговой инспекции и других щупалец заботливого государства. Поэтому профессионализм бухгалтера обратно пропорционален средней зарплате в организации - у самых опытных оклады по 150 рублей, начинающие вписывают в ведомости по 3-5 тысяч. А некоторые особо радикальные представители среднего класса вообще ударяются в экономическое партизанство - полностью работают в сером бизнесе и не платят никаких налогов (кроме налога с продаж, который включен в стоимость товаров). Таких граждан Госкомстат в упор не видит.

За долгие годы социализма у среднего класса выработалось терпимое отношение к государству, которое воспринимается как неизбежное зло. Призывы к среднему классу протестовать против действий государства будут иметь такой же результат, как и призывы протестовать против плохой погоды - это вызовет легкое недоумение: `Зачем протестовать против дождя, надо просто взять зонтик`. При всей нелепости такой позиции она оказывается очень эффективной - даже распад СССР не вызвал серьезных социальных потрясений в виде революции или массовых беспорядков. Заклинания о падении уровня жизни после 1991 года проверить невозможно - если, конечно, не воспринимать всерьез данные того же Госкомстата. Даже при Черномырдине в 1997 году, когда просто мели телевизоры и видеомагнитофоны, не затихали разговоры о трудностях и дороговизне. Можно услышать много рассказов, как представители среднего класса пострадали в результате дефолта, но еще больше людей это почти не коснулось - доллары, они и в России зеленые. А ведь были еще и те, кто на этом заработал, причем это не только высокопоставленные чиновники, но об этом помалкивают.

Судить о численности среднего класса в России можно только по косвенным признакам. Например, в стране в год продается порядка 6 млн. персональных компьютеров. Или спрос на недорогие иномарки настолько велик, что заставляет отечественных автопроизводителей лоббировать принятие запретительных пошлин. Отечественный автопром в год производит порядка 1 млн. автомобилей, и цены все равно растут.

Вот тут-то и заблестят глаза политических лидеров: `А вот бы завлечь этот средний класс к нам в партию - вот сила будет!` Но не выходит ничего - пассивен народ, и политикой слабо интересуется. То ли другими делами заняты, то ли политика еще при социализме надоела. И обижаются политические лидеры: `Народ сер и туп, сам в рабство просится, не протестует, не борется`. Но не хотят люди бороться, не хотят быть героями, а хотят спокойной жизни.

Док. 146450
Опублик.: 08.08.02
Число обращений: 150


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``