В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Концепция выхода их кризиса и перехода к усточивому социально-экономическому развитию региона Назад
Концепция выхода их кризиса и перехода к усточивому социально-экономическому развитию региона
Пояснительная записка
1 .Введение
2. Цели, принципы, основные задачи
3. Этапы реализации Концепции
4. Основные направления структурной перестройки экономики региона
5. Основные направления социальной политики
6. Финансовое обеспечение
7. Совершенствование отношений собственности
8. Регулирование рыночных отношений
9. Защита окружающей среды
10. Совершенствование управления регионом. Межрегиональные взаимосвязи и координация. Взаимоотношения с федеральными властями
11. Информация и участие населения в осуществлении Концепции
12. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Концепции выхода из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона (области, края, республики)
Концепция разработана по инициативе и при участии депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющих различные регионы страны; ряда ведущих ученых страны, практиков-производственников, имеющих опыт работы на предприятиях высоких технологий.
Концепция исходит из того, что в настоящее время у Правительства Российской Федерации нет адекватной нынешней экономической ситуации программы выхода России из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию.
Проводимый Правительством социально-экономический курс ставит регионы Российской Федерации в очень тяжелое положение. Этот курс является крайне неблагоприятным для предприятий как федерального, так регионального и муниципального подчинения. Основное бремя по решению бедственных социальных и экономических проблем переложено на плечи региональных органов власти, однако их полномочия и финансовые возможности ограничены.
В отличие от этого курса Концепция предлагает меры по выходу из кризиса, прекращению спада и обеспечению роста производства как основы решения социально-экономических проблем региона в основном за счет внутренних ресурсов.
Концепция содержит практические рекомендации по основным направлениям структурной перестройки экономики и социальной политики региона, финансовому обеспечению, совершенствованию отношений собственности, экономическому регулированию товарного рынка, защите окружающей среды, совершенствованию управления регионом, межрегиональным связям и взаимоотношениям с федеральными властями, участию населения в осуществлении Концепции, а также первоочередные мероприятия по реализации Концепции.
Учитывая ограниченность финансовых средств у администрации региона на данном этапе, Концепция исходит из того, что увеличение производства должно быть обеспечено на уже существующих производственных мощностях, без существенных внешних инвестиций, путем сохранения имеющихся в регионе финансовых, материально-технических и других ресурсов и резервов, а также путем развития межрегионального сотрудничества и разделения труда.
Концепция исходит из необходимости первоочередного развития тех отраслей и предприятий, которые могут стать движущей силой для подъема экономики региона, повышения удельного веса производства товаров народного потребления для населения региона, производства машин, оборудования, удобрения и другой продукции для АПК. Предпочтение рекомендуется отдавать отечественным (региональным) товаропроизводителям, модернизации и реконструкции.
Обеспечению развития производства подчинен и предлагаемый комплекс мер в финансовой сфере. Эти меры направлены на решение проблемы неплатежей, обеспечение предприятий оборотными средствами путем безналичной эмиссии, мобилизацию и консолидацию финансовых ресурсов, изменение направленности финансовых потоков с торгово-посреднической деятельности на поддержку региональных товаропроизводителей, расширение кредитования промышленности и сельского хозяйства, на создание региональных инвестиционных и инновационных фондов.
Преобразование отношений собственности предлагается подчинить социально-экономической целесообразности, прежде всего в сфере производства.
Расширение производства и связанное с этим увеличение занятости населения и поступлений в бюджет создают основу для решения социальных проблем региона.
Концепция предлагает меры для проведения активной социальной политики, в том числе по ликвидации безработицы.
Концепция предлагает координацию деятельности предприятий на региональном уровне.
Концепция учитывает ограничения, которые накладывает социально-экономическая ситуация в стране на возможности администрации региона, и предлагает ключевые направления воздействия как на характер взаимоотношений региона с органами федеральной власти, так и на социально-экономическую политику последних.
Концепция учитывает положительный опыт решения проблем социально-экономического развития в регионах России, КНР, Индии и других странах, адаптируя его к региональным условиям.
Мероприятия, предлагаемые в Концепции, представляют собой первый (переходный) этап развития региона и направлены на обеспечение выхода региона из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию.
Концепция предусматривает возможность конкретизации и развития предлагаемых мероприятий с учетом специфики социально-экономического состояния каждого отдельно взятого региона Российской Федерации, в том числе с участием разработчиков Концепции.
Реализация указанных мероприятий рассчитана на 5-7 лет после принятия Концепции и разработки на ее основе конкретных программ развития региона.
Авторы Концепции разработали также ряд программ и механизмов по ее реализации и принимают на себя ответственность за достижение успехов в случае комплексного и последовательного внедрения предложенных мероприятий и механизмов.

1. ВВЕДЕНИЕ


С началом либеральных реформ Россия все глубже погружается в системный кризис. Попытки выйти из него через механизм стихийной рыночной самоорганизации не увенчались успехом: вместо цивилизованного капитализма нарастает феодализация общества и цивилизационная деградация. Становится очевидной необходимость кардинальной смены курса. Для этого необходима комплексная программа преодоления негативных последствий либеральных реформ и перехода к устойчивому развитию как на федеральном, так и на региональном уровнях. На первом этапе предлагается Концепция такой программы на региональном уровне.
Концепция представляет целостную систему принципов, механизмов и мер преодоления кризисного состояния, создания предпосылок перехода к устойчивому экономическому, социальному и экологическому развитию на региональном уровне. Концепция учитывает, что:
- регион является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации;
- регион обладает правом на саморазвитие, внутри- и межрегиональную кооперацию, проведение социально-экономических преобразований, в том числе в порядке законодательной инициативы или эксперимента.
Концепция содержит:
- определение целей социально-экономических преобразований в регионах;
- принципы, пути и критерии достижения этих целей;
- приоритетные направления, механизмы и этапы реализации концепции. Концепция предусматривает последующую разработку и реализацию программ конкретных регионов (областей, краев, республик), в которых должны найти отражение детализация Концепции, ресурсы и проблемы конкретного региона и вытекающие отсюда механизмы и сроки исполнения мероприятий.
Концепция учитывает как важный ресурс выхода из кризиса и подъема экономики регионов, восстановление хозяйственных связей, интеграцию между смежными, взаимно тяготеющими и дополняющими друг друга регионами, формирование более широких природно-хозяйственных комплексов.
Одной из основных задач региональных органов управления является разработка, реализация и поддержка мер по восстановлению тесной интеграции субъектов Российской Федерации.

2. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ


2.1. Основная цель - выход из кризиса и переход к устойчивому социально-экономическому развитию, предусматривающему:
- самодостаточность промышленного и сельскохозяйственного производства региона на основе их роста и кооперации с другими регионами;
- обеспечение постоянного роста уровня и качества жизни населения, постоянное увеличение продолжительности жизни;
- развитие культуры, образования, нравственности;
- совершенствование демократических институтов управления;
- рациональное использование окружающей среды без ущерба для будущих поколений.
2.2. Основные принципы:
- целенаправленное комплексное использование всех ресурсов на основе стратегического и индикативного планирования, сочетания плановых и рыночных механизмов, оптимального сочетания всех форм собственности в рамках сбалансированной многоуровневой экономики;
- ориентация на собственные научные, производственные, сырьевые, финансовые и иные ресурсы;
- использование всех прав и полномочий регионов в соответствии со статьями 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации, а также, в порядке проведения правового эксперимента, адаптация общефедеральных программ развития к условиям региона;
- введение на отдельных направлениях механизмов прямого государственного (регионального) управления и регулирования;
- развитие взаимовыгодных межрегиональных и приграничных связей для подъема экономики региона;
- подчинение тактических целей стратегическим, групповых интересов - общественным;
- социальная ориентированность развития народнохозяйственного комплекса региона;
- уменьшение имущественного расслоения при устранении массовой бедности, подъеме общего жизненного уровня населения;
- активизация человеческого фактора на основе духовного возрождения и экономического стимулирования населения, его ориентации на экономически и социально-приоритетные сферы деятельности;
- вытеснение теневой экономики, устранение факторов, усиливающих социальную нестабильность общества;
- формирование действенных нормативно-организационных и экономических механизмов регулирования природоохранной деятельности и природопользования;
- оценка, стимулирование и обеспечение ответственности руководства региона по критерию улучшения уровня и качества жизни населения;
- системный подход к решению экономических, социальных, технологических и экологических проблем;
- обеспечение сбалансированного решения задач социально-экономического развития на перспективу и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.
2.3. Основные задачи:
- устойчивое повышение уровня и качества жизни населения на основе мобилизации и оптимального использования производственных, научно-технических и финансовых ресурсов;
- рост валового регионального продукта;
- совершенствование структуры производства региона, ее модернизация, максимальное использование материального и человеческого потенциала региона, а также существующих и потенциальных рынков сбыта, первоочередное развитие отраслей, способных стать движущей силой общего подъема экономики региона;
- задействование механизмов регионального регулирования экономики, особенно в сферах стратегического планирования, отраслевого и межхозяйственного управления и управления собственностью;
- создание финансовой основы выхода из кризиса и дальнейшего роста путем мобилизации имеющегося в регионе капитала, сбережений населения, совершенствования бюджетной и кредитной политики, денежного обращения;
- реализация права на труд для каждого гражданина;
- усиление мотивации к труду и вторичной занятости трудоспособного населения;
- обеспечение гарантированного минимума товаров и услуг малообеспеченным слоям населения;
- создание условий всестороннего развития человека, обеспечение его прав на жилище, отдых, образование, информацию, культурное развитие;
- поддержание саморегуляции и восстановления природных экосистем;
- осуществление регулярного контроля (мониторинга) за динамикой уровня и качества жизни населения;
- создание благоприятной среды обитания;
- обеспечение медико-экологической безопасности человека.


3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


3.1. Первый этап - создание организационных и финансово-экономических условий для прекращения спада в отраслях материального производства. Создание структур управления и реализации программы вывода региона из кризиса, организация службы контроля за уровнем и качеством жизни (мониторинга), привлечение на демократической основе и принципах самоуправления широких слоев населения к решению задач антикризисного развития.
Критерии завершения этапа:
Статистически установленная (в течение шести месяцев) стабилизация объемов производства. Прекращение роста безработицы, падения доходов трудящихся и пенсионеров.
3.2. Второй этап - формирование рациональной структуры экономики региона. Обеспечение устойчивого роста доходов трудящихся приоритетных отраслей и производств. Критерии завершения этапа:
Статистически установленное (в течение шести месяцев) увеличение объемов производственных инвестиций и жилищного строительства до полного использования амортизационных и других инвестиционных ресурсов региона. Рост реальных доходов трудящихся и пенсионеров до 2/3 докризисного (1989 г.) уровня.
Экономический рост на первых двух этапах выхода из кризиса и дальнейшее развитие региона, которое обеспечивается за счет эффективного использования уже имеющегося производственного потенциала, привлечения опережающих мировой уровень отечественных технологий XXI века, восстановления и усиления управляемости региона и межрегиональной координации, активизации структурной перестройки экономики и освоения эффективных механизмов хозяйствования.
Финансирование обеспечивается на основе консолидации денежных средств из доступных источников, в том числе средств федерального и регионального бюджетов, населения, коммерческих банков, а также отечественных и иностранных кредитов и др. На основе использование современных платежных средств и региональных финансовых механизмов, в том числе акций и облигаций, векселей, электронных пластиковых карт, инвестиционных, товарных и продуктовых бонов, безналичных расчетных средств для организации внутренних взаиморасчетов между производителями и поставщиками, ликвидации неплатежей и дефицита инвестиций в процессе сбалансированного восстановления производства и выхода региона из кризиса. На основе формирования региональной банковской системы, ориентированной на решение задач вывода производства из кризиса в сложившейся неуправляемой рыночной обстановке при минимальной ставке банковского процента.
3.3. Третий этап - завершение формирования перспективной производственной структуры, достижение уровня жизни докризисного периода, устойчивое расширенное воспроизводство. Критерии завершения этапа:
Рост объема потребления средне- и малообеспеченных групп трудящихся до уровня 1989 года при существенном росте благосостояния остальных слоев населения. Доведение объема жилищного строительства, включая бесплатное и реализуемое по доступным ценам, до уровня 1989 года. Поддержание равновесного состояния окружающей среды.
Для достижения целей этапа валовой продукт в регионе должен быть увеличен не менее чем до 90% докризисного, объем производства в промышленности -
в 1,5-2,5 раза, в сельском хозяйстве - в 1,3-1,5 раза при снижении энергоемкости, материалоемкости и повышении производительности труда.
3.4. Сроки реализации программы.
Вывод региона из кризиса потребует 6-7 лет. Рост объемов производства предусматривается без существенных внешних инвестиций, в основном, на существующих мощностях. В процессе восстановления экономики у предприятий и в бюджете региона появятся средства, которые можно будет направлять на инвестиции, обеспечивая дальнейший рост производства.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА


Основой вывода региона из кризиса является предельное использование местных ресурсов, улучшение отраслевой и территориальной структуры экономики, перестройка индустриального и агропромышленного комплекса, реструктуризация и защита регионального и организованного межрегионального рынков, консолидация и направленность действий всех слоев населения.
4.1. Совершенствование региональной структуры производства осуществляется в направлениях:
- повышения в валовом региональном продукте удельного веса товаров народного потребления для населения региона, производства машин, оборудования, удобрений и другой продукции для АПК, строительства, индивидуального и общественного транспорта для обеспечения кооперации с другими регионами при широком внедрении опережающих мировой уровень отечественных технологий;
- уменьшения зависимости от внерегиональных поставок, импорта продовольствия и предметов первой необходимости из дальнего зарубежья;
- приоритетного финансирования производств, предприятий и проектов, обеспечивающих выполнение регионального заказа и поставок по межрегиональной кооперации;
- увеличение связанности производственного комплекса региона;
- восстановления и загрузки пустующих рабочих мест на предприятиях высоких технологий;
- концентрация производства товаров на приближенных к сырью и другим ресурсам рентабельных предприятиях с обеспечением их полной загрузки.
4.2. Совершенствование территориального размещения предприятий.
По приоритетным товарным группам разрабатываются балансы потребных и имеющихся производственных мощностей. При выявлении их дефицита на базе ведущих предприятий создаются целевые производственные объединения.
4.3. Осуществление структурной перестройки промышленности ведется в направлениях:
- прекращения спада и постепенного восстановления докризисного уровня производства;
- снижения общего уровня безработицы и восстановления полной занятости населения;
- выпуска конкурентоспособной продукции высоких технологий и потребительских качеств для обеспечения потребностей регионального рынка и завоевания устойчивых позиций на российском и международном рынках;
- приоритета регионального товаропроизводства;
- ставки на наукоемкие и высокие технологии, конкурентоспособную продукцию повышенного спроса;
- развития энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- приоритета экологически чистых и экологовосстанавливающих технологий;
- увеличения глубины переработки сырья, переработки отходов;
- состязательности форм собственности;
- использования регионального заказа для управления экономикой;
- приоритета выпуска конечной продукции, в том числе с кооперацией по технологической цепочке;
- приоритета развития производства на местном сырье и комплектующих;
- предпочтения ремонта, модернизации, реконструкции перед закупкой нового оборудования и строительством;
- предпочтения приобретения и модернизации отечественного оборудования перед закупкой нового за рубежом, в том числе по связанным иностранным кредитам;
- приоритета производствам, обеспеченным местными научными, конструкторскими и технологическими разработками.
Поощряется концентрация производств на приоритетных направлениях структурной перестройки и научно-технического прогресса.
Предприятия промышленности вне зависимости от форм собственности и профиля работы проходят аттестацию на предмет оценки соответствия уровня технологии, организации производства, экономического состояния, выпускаемой продукции принятым в регионах приоритетным направлениям. По результатам переаттестации предприятия разбиваются на три группы.
К первой группе относятся предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, экономически устойчивые и обладающие высокими технологиями. Таким предприятиям создаются, в том числе, с помощью регионального заказа, предпочтительные условия сохранения и расширения производства.
Предприятия второй группы, имеющие неопределенные перспективы стабилизации и развития, составляют и защищают в администрации собственные программы выхода из кризиса, развития и достижения показателей первой группы. Под программы и обязательства выделяются кредиты и создаются благоприятные условия деятельности.
Предприятия третьей группы, потенциально неконкурентоспособные, подвергаются приватизации, процедуре банкротства, закрытию или консервации. Передача собственности производится исключительно на конкурсной основе.
Приоритетные направления регионального госзаказа определяются исходя из местных условий.
4.4. Модернизация строительного комплекса региона ведется в направлениях:
- расширения объемов поточного крупноблочного строительства жилья и производственных объектов;
- применения современных более дешевых строительных материалов и экономных конструкций;
- исключения строительства на территории региона силами зарубежных предприятий и иностранных рабочих;
- обеспечения региональной поддержки массовому строительству жилья для нуждающихся слоев населения;
- увеличения масштабов жилищного строительства путем развития широкого спектра форм привлечения денежных средств и трудовых ресурсов населения к строительству собственного жилья.
4.5. Модернизация транспортного комплекса ведется в направлениях:
- организации и обеспечения силами промышленных предприятий региона ремонта подвижного состава и транспортной инфраструктуры;
- обеспечение приоритета развитию общественного транспорта, особенно обслуживающего основные потоки движения рабочей силы.
4.6. Структурная перестройка производства в АПК осуществляется в направлениях:
- повышения удельного веса в валовой продукции отраслей с устойчиво более высокой рентабельностью;
- обеспечения самоснабжения региона скоропортящейся и транспортноемкой продукцией;
- всемерного роста производства продукции, пользующейся повышенным спросом на межрегиональном рынке, а также импортозаменяющей и экспортнопригодной продукции;
- наращивания производства экологически чистой продукции;
- увеличения глубины переработки сельскохозяйственного сырья, улучшения использования сопряженной продукции и отходов производства;
- концентрация производства на предприятиях, способных обеспечить лучшие показатели использования трудовых и материальных ресурсов, более высокие темпы роста производства конечной продукции АПК;
- приоритетной концентрации ресурсов на восстановлении материально-технической базы АПК, создании МТС, полном использовании мощностей спецхозов и животноводческих комплексов, мелиоративных систем, развитии мощностей предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья;
- освоения адаптивных систем ведения хозяйства, позволяющих гибко приспосабливать структуру производства и технологии работ к колебаниям погодных условий и рыночной конъюнктуры, обеспечивающих снижение ресурсоемкости и, особенно, энергоемкости производства;
- повышения удельного веса в валовой продукции межхозяйственных формирований (ассоциаций, корпораций, совместных межрегиональных предприятий и объединений, и др.);
- развития агропромышленной интеграции, в сельском хозяйстве - интеграции фермерского и личного подсобного хозяйства с крупным общественным производством.
Приоритетные направления отраслей сельхозпроизводства определяются исходя из специфики природно-экономических условий, потребностей местного рынка и рентабельности внеобластного оборота. Для основных сельскохозяйственных районов России это будут: растениеводство, птицеводство и свиноводство.
Предусматривается развитие сбытоснабженческой деятельности и платного социального обслуживания сельского населения в качестве особых и высокорентабельных отраслей АПК.
Производство АПК в начальный период концентрируется на предприятиях и в подразделениях, способных обеспечить лучшие производственные показатели. При этом проводится:
- концентрация фуражных ресурсов в специализированных птицеводческих и свиноводческих (с замкнутым производственным циклом), а также в скотооткормочных предприятиях, использующих отходы пищевой промышленности;
- создание экономических и социальных условий формирования пригородного цельномолочного производства, опирающегося на орошаемое кормопроизводство;
- сосредоточение семеноводства зерновых культур в хозяйствах с устойчиво высокой их урожайностью.
На втором и третьем этапах стабилизации модернизируются существующие и вводятся новые мощности перерабатывающей промышленности, обеспечивающие глубокую и комплексную переработку сырья.
Земля, пригодная для производства сельскохозяйственной продукции представляется в пользование с правом наследования или в аренду агропредприятиям, совхозам, колхозам, акционерным обществам, подсобным хозяйствам предприятий, фермерам и гражданам - на условиях, обеспечивающих экономически и экологически рациональное ее использование.
Земельные угодья, пригодные для производства товарной сельскохозяйственной продукции, но неиспользуемые или используемые для других целей облагаются прогрессивных налогом, учитывающим стоимость недополученной продукции.
Государственная собственность в АПК ограничивается в основном предприятиями высокой технологии, выполняющими стратегически значимые функции: экологические, исследовательские, экспериментальные, выведение новых сортов культур и пород животных, производство семян высших репродукций, выращивание высококлассного скота. Большая часть госсобственности в системе АПК со временем будет представлена государственным земельным запасом, дорожной сетью, основными элементами социальной инфраструктуры, а также акциями предприятий как наиболее быстро растущей частью совокупной стоимости госимущества.
Учитывая мировые данные сравнительной капиталоемкости производства в мелких и крупных сельскохозяйственных предприятиях, современный уровень технической оснащенности и ограниченные возможности оснащения малогабаритной техникой, ведущее место в сельском хозяйстве региона сохраняется за крупными предприятиями различного вида коллективистских отношений собственности.
По соображениям низкой капиталоемкости важную роль на этапе стабилизации сохраняет подсобное хозяйство населения. Его удельный вес в валовой продукции повышается в картофелеводстве, в овощеводстве, в садоводстве, в производстве мяса и молока. Соответственно на удовлетворение потребностей в кормах личного хозяйства необходимо сориентировать общественно организованное кормопроизводство. Фермерство развивается там, где:
- коллективное производство социально недееспособно, либо неприемлемо для отдельных работников, располагающих значительным собственным капиталом и особыми навыками к труду;
- в отраслях, наименее болезненно реагирующих на негативные последствия чересполосицы, нарушение севооборота, недовнесение удобрений (овощеводство, огородничество, кролиководство, разведение гусей, репродуктивное свиноводство и др.);
- в пригородах и местах, где относительно меньше сказывается слабость систем транспортного, технического и коммерческого обслуживания, в районах со значительным удельным весом финансово недееспособных коллективных хозяйств.
На основе ассоциаций и встречного акционирования фермерские хозяйства вписываются в систему общественно организованного производства, используя преимущества кооперации.
Темпы фермеризации ставятся в непосредственную зависимость от возможностей выпуска необходимых фермерам машин и оборудования, с учетом того, что потребность мелкого частного производства в технических ресурсах в три раза выше, чем крупного коллективного производства. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий осуществляется с ориентацией на:
- усиление внутрихозяйственного расчета и предоставление самостоятельности каждому подразделению и исполнителю;
- формирование внутрихозяйственных кооперативов в производствах с высокой степенью коммерческого риска;
- развитие контрактно-интеграционных связей коллективного производства с личным подсобным и фермерским хозяйством;
- использование в качестве эффективных способов рыночного обращения сельскохозяйственных земель аренды и залога, в связи с чем проводится экономическая оценка земли и определение нормативов арендной платы.
4.7. Развитие индустрии туризма и других услуг в сфере отдыха.
4.8. Обеспечение комплексной внешней (таможенной) и внутрирегиональной (рыночной) защиты региональных предприятий на сроки их реконструкции и технического перевооружения.

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


5.1. Главные цели социальной политики в регионе:
- обеспечение социальной справедливости и защищенности, а также необходимого уровня и качества жизни населения, в том числе:
- реализация всеобщего права на охрану жизни, труд;
- обеспечение бесплатного образования и здравоохранения;
- гарантированное право на жилище;
- обеспечение на льготных условиях малообеспеченных групп населения жизнеобеспечивающим набором благ (питание, одежда, жилье);
- обеспечение широкой доступности объектов отдыха, физкультуры и спорта, возвращение в общенародную собственность детских садов, оздоровительных лагерей, спортивных сооружений и т.п.;
- преодоления безработицы, задержек платежей по заработной плате, пенсиям и пособиям;
- обеспечение реального участия трудовых коллективов в управлении производством;
- обеспечение минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума;
- усиление контроля за соблюдением трудового законодательства на частных и других предприятиях новых форм собственности;
- индексация заработной платы в соответствии с уровнем инфляции;
- защита материнства и детства, поддержка молодой семьи;
- поддержка пенсионеров и инвалидов;
- борьба с преступностью и иными социальными аномалиями;
- усиление социальной защиты воспитанников детских домов, беспризорных, лиц без определенного места жительства, военнослужащих и др.
5.2. К числу основных инструментов реализации социальной политики относятся:
- укрепление материально-технической и финансовой базы образования, здравоохранения, науки, культуры на основе бюджетных и внебюджетных фондов;
- регулирование трудовых отношений и социальной сферы трехсторонними соглашениями профсоюзов, администрации, работодателей;
- защита потребительского потенциала населения региона на основе стимулирования роста производства, использования системы адресного нормативного снабжения малообеспеченных категорий населения по льготным ценам, индексация несвоевременно выплаченной зарплаты, пособий, стипендий, пенсий и др.;
- сокращение социально опасных различий в доходах крайних групп населения;
- контроль (мониторинг) за состоянием социальной среды (качества жизни, положения маргинальных групп и др.).
5.3. В области занятости, борьбы с безработицей, в дополнение к мероприятиям по подъему производства, восстановлению старых и созданию новых рабочих мест, предлагается изыскать возможность:
- осуществления крупномасштабных общественных работ, содействующих формированию инфраструктуры региона, в т.ч. строительства дорог, жилья, реконструкции промышленных предприятий и т.п., содействующих выполнению программ выхода из кризиса;
- привлечения не занятого населения к общественно полезному труду в коммунальном хозяйстве, группах содействия школам, лечебным учреждениям, органам охраны порядка, нетрудоспособным пенсионерам и др.;
- введения стабильной системы льгот для предприятий в зависимости от динамики занятости на этих предприятиях;
- приоритетного выделения земли для организации товарного сельскохозяйственного производства;
- передачи в аренду на льготных условиях неиспользуемого государственного имущества для организации производства товаров и услуг на индивидуальной либо коллективной основе и др.
5.4. В сфере решения жилищной проблемы предлагается:
- установить и скорректировать минимальные (исходя из имеющихся ресурсов местных органов власти) и достаточные (по санитарным нормам) показатели жилой площади на человека;
- расширить предоставление жилья очередникам как с оплатой минимального норматива малообеспеченным и многодетным семьям по льготным тарифам, с возможной рассрочкой платежа, так и бесплатно;
- выпустить гарантированный Администрацией региона жилищный заем;
- предоставить инвестиционные и налоговые льготы МЖК и другим жилищно-строительным организациям, ориентированным на частичное строительство жилья для малообеспеченных семей.
Жилищная проблема остается одним из важнейших факторов обеспечения социальной стабильности и здоровья общества. Социальное неравенство и обездоленность большинства населения не позволяют обеспечить решение жилищной проблемы без строительства бесплатного и реализуемого по льготным ценам жилья.
Для решения жилищной проблемы в рамках полномочий местных органов власти предлагается следующий механизм:
- для каждого населенного пункта региона устанавливаются (корректируются) нормативы жилой площади на человека минимальный и достаточный; минимальный уровень определяется, исходя из имеющихся ресурсов местных органов власти, достаточный - по санитарным нормам;
- в каждом населенном пункте формируется очередь на бесплатное жилье из числа жителей, не имеющих его или имеющих его менее минимального норматива;
- обеспечение жильем до минимального уровня производится бесплатно в порядке очередности или в форме льгот индивидуальным застройщикам;
- предоставление жилья по очереди свыше минимального норматива, но не более достаточного, оплачивается малообеспеченными по льготным тарифам, в том числе с возможной рассрочкой платежа.
5.5. Защита материнства и детства имеет целью повышение рождаемости и снижение смертности в регионе. Для этого создаются необходимые материальные условия для семей с тремя-четырьмя детьми, матерей-одиночек, студенческих семей и т.д., в том числе путем:
- первоочередного выделения многодетным семьям благоустроенного бесплатного или по льготным ценам жилья с пониженными ставками квартирной и других оплат за коммунальные услуги, электричество, газ, воду и др.;
- повышения региональных выплат и пособий на содержание детей, особенно матерям одиночкам и многодетным семьям, обеспечивающих в совокупности возможность достойного содержания детей и неработающих матерей на уровне занятых на производстве;
- организации гуманитарной помощи и снабжения детей из малообеспеченных семей одежной, обувью, учебниками, разового бесплатного питания в школах, летним отдыхом в пионерских лагерях и санаториях и т.д.;
- дотаций в размере стоимости питания в дошкольных учреждениях для детей из малообеспеченных семей, не посещающих детсады;
- дотаций беременным женщинам и детям до трех лет в размере до 50% стоимости потребительской корзины (малочисленным семьям);
- введения для малообеспеченных школьников абонементных билетов на бесплатное посещение кинотеатров, музеев, театров и т.д.;
- развития сети культурно-воспитательных центров для матерей и детей.
5.6. Для поддержки пенсионеров предлагается:
- введение адресных доплат к пенсиям с учетом инфляции по основным продуктам питания;
- восстановление всех видов льготного медицинского и санаторно-курортного обслуживания пенсионеров до уровня 1990 г.;
- повышение качества питания, лечения, другого обслуживания в пансионатах для престарелых, расширение сети таких пансионатов;
- выделение земли под сады и огороды вблизи мест постоянного проживания, содействие в организации снабжения семенным материалом, удобрениями, инвентарем, в реализации излишков выращенной продукции, в водоснабжении и электрификации дач;
- освобождение от платы за садово-огородные участки;
- содействие в обеспечении топливом и ремонтными материалами, а также кормами в сельской местности, нормативным снабжением некоторыми видами диетических продуктов по медицинским показаниям;
- частичная или полная компенсация малоимущим пенсионерам затрат на лекарства;
- полная компенсация затрат на ритуальные услуги;
- привлечение временно безработных для оказания бытовых услуг престарелым.
5.7. В сфере здравоохранения предлагается:
- развитие и совершенствование бюджетной медицины в сочетании с широким привлечением внебюджетных источников финансирования;
- развитие комплексной системы массовой профилактики сердечно-сосудистых, онкологических, других хронических заболеваний, в том числе болезней социального неблагополучия и преждевременной смертности, а также проведение санитарно-эпидемиологических, природоохранных, спортивно-восстановительных и др. мероприятий;
- улучшение профилактики и лечения инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза, СПИДа, сифилиса и других венерических болезней;
- обеспечение достаточного для поддержания здоровья населения бесплатного медицинского обслуживания;
- прекращение пропаганды и рекламы по телевидению, в других средствах массовой информации, курения, употребления алкоголя, порнографии, наркомании, культа жестокости и др.;
- проведение в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации законов, повышающих ответственность за распространение и употребление наркотиков, пропаганду проституции, половых извращений и т.п.;
- проведение регулярного контроля за деятельностью фондов медицинского страхования по расходованию средств и защите прав пациентов;
- повышение уровня и усовершенствование системы оплаты медицинского персонала;
- развитие системы специализированного медицинского обслуживания сельского населения.
5.8. В области образования, науки и культуры предлагается:
- восстановление к 2000-2001 гг. докризисных объемов научных исследований, подготовки специалистов с высшим образованием, численности и объемов работы учреждений культуры в регионе;
- выделение защищенными статьями бюджета затрат на науку, среднее и высшее образование, культуру;
- восстановление обязательного среднего образования;
- восстановление гарантированного трудоустройства по специальности выпускников государственных ВУЗов.
5.9. В области борьбы с преступностью предлагается:
- повышение ответственности должностных лиц за конечные социально-экономические результаты их деятельности, нарушения прав человека, Конституции Российской Федерации;
- усиление борьбы с преступлениями в сфере приватизации, банкротств, демонополизации и др.;
- улучшение кадрового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов, их аналитических служб, применение действенных способов стимулирования за содействие в борьбе с коррупцией, сокрытием доходов от налогообложения, вывозом валюты за рубеж и др.;
- привлечение трудовых коллективов и населения к борьбе с преступностью; восстановление добровольных народных дружин; - восстановление органов народного контроля.

6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


В качестве основных инструментов мобилизации и эффективного распределения финансовых ресурсов региона рассматриваются:
- система налогообложения;
- бюджет;
- кредит и инвестиции;
- регулирование денежного обращения;
- фондовый рынок.
6.1. В рамках региональных возможностей предлагается преобразовать сложившуюся и проектируемые системы налогообложения в стимулирующий производство механизм путем смещения налогового бремени с производителей на сферу товарного, денежного обращения, элитарное, социально избыточное потребление и накопление, на ввозимую в регион продукцию низкого качества, на сверхприбыль и т.п.
В этой связи необходимо:
- уменьшить местные налоги и сборы с товаропроизводителей, в том числе НДС, налог с прибыли, лицензионные сборы;
- ввести прогрессивные региональные налоги на имущество юридических и недвижимость физических лиц, на сверхприбыль торгово-посреднических и финансовых структур;
- ввести налогообложение используемой не по назначению-амортизации;
- ввести действенный контроль за взиманием налогов, сокращением недоимок, в том числе путем их оформления в векселя и акции с последующим использованием на рынке ценных бумаг и при формировании товарных фондов региона;
- ввести систему налогового стимулирования участия в региональных программах выхода из кризиса и выполнения регионального заказа;
- разработать стабильную систему налоговых льгот, увязанную с улучшением экономических показателей субъектов хозяйствования;
- заменить дифференциацию поземельного налога системой рентных платежей, в том числе с земель несельскохозяйственного пользования.
6.2. В целях повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов предлагается:
- выделять инвестиции исключительно на конкурсной основе;
- исключить вложения бюджетных средств на безвозвратной основе в предприятия негосударственной и немуниципальной форм собственности;
- поставить общий фонд оплаты труда аппарата управления регионом в зависимости от динамики основных показателей хозяйственной деятельности;
- сократить затраты бюджета путем приобретения и реализации продукции бюджетными предприятиями через государственные (региональные) и государственно-корпоративные производственно-коммерческие центры;
- обеспечить постоянный контроль представительных органов власти за экономической эффективностью использования бюджетных средств и внебюджетных фондов;
- допускать использование бюджетных средств для финансирования внешних исполнителей с контролем органами представительной власти;
- разделить бюджет на оперативную и инвестиционную части, определив отдельно источники формирования их доходных статей;
- фиксировать объем финансирования социальной сферы в процентах от совокупного объема бюджета.
6.3. Для финансирования инвестиционных программ предлагается создать региональный инвестиционный и инновационный фонд, формируемый путем консолидации:
- не менее 30% общей суммы внебюджетных фондов администрации региона и входящих в него районов, городов и т.д.;
- бюджетных инвестиций и кредитов;
- выручки от реализации собственных ценных бумаг, сдачи в долгосрочную аренду недвижимости и др.;
- средств региональных инвестиционных займов;
- начислений на использованную не по назначению амортизацию;
- процентов со среднемесячных остатков в банках средств бюджета и внебюджетных фондов на уровне процента по депозитам;
- доходов от эмиссии внутрирегиональных расчетных платежных средств, обеспеченных продукцией предприятий, участвующих в совместных программах выхода из кризиса.
Предусмотреть, что использование средств регионального инвестиционного фонда, выделение ссуд, осуществляются на конкурсной основе.
Предусмотреть приоритетное использование средств инвестиционного фонда для страхования инвестиционных кредитов.
6.4. В целях переориентации кредитной политики региона с торгово-посреднических операций на преимущественную поддержку товаропроизводителей, а также изъятия централизованных поступлений и средств регионального бюджета из спекулятивного оборота предлагается предусмотреть:
- создание регионального банка (банков) с контрольным пакетом акций у администрации региона с правом исключительного обслуживания бюджета и с использованием ссудного потенциала банка для льготного кредитования товаропроизводителей и развития системы забалансовых банковских операций (лизинга, факторинга);
- создание региональной государственно-кооперативной системы кредитования сельского хозяйства, основу которой составят первичные общества сельскохозяйственного кредита, членами которых являются сельскохозяйственные предприятия и крестьянские хозяйства, а вершину - региональный кооперативный банк, объединяющий эти общества в качестве своих членов;
- обеспечение контроля сельскохозяйственных производителей над государственным кредитованием сельского хозяйства с целью уменьшения процентов и предотвращения нецелевого использования средств;
- увязывание сельскохозяйственных кредитов с обеспечением сельскохозяйственных производителей необходимыми средствами производства (удобрениями, элитными семенами и т.д.) путем предоставления части кредита в материальной форме (для уменьшения доли кредитов, используемой на непроизводственные цели);
- развитие системы сельскохозяйственного кредитования под залог урожая;
- создание регионального Инвестиционного траста с контрольным пакетом акций у администрации региона, распределяющего среди инвесторов сертификаты и выплачивающего на них доходы, полученные на приобретенные трастом ценные бумаги акционерных компаний и облигации региональных займов для мобилизации сбережений мелких и средних инвесторов, финансирования программ развития региона;
- создание региональной Корпорации реконструкции и реорганизации производственных предприятий, осуществляющей и финансирующей проекты их реконструкции, реорганизации и модернизации, при необходимости - санации предприятий должников и банкротов;
- создание механизмов резервирования и направления средств коммерческих банков, стимулирующих инвестиции в производство, в том числе путем установления обязательных инвестиций коммерческих банков в облигации региональных инвестиционных займов и региональные инвестиционные и инновационные фонды;
- активизация кредитных ресурсов финансовых посредников на поддержку товаропроизводителей региона на основе освобождения от местной доли налога на банковскую прибыль, образовавшуюся за счет процента по кредитам, предоставленным местным товаропроизводителям;
- создание регионального залогового ипотечного гарантированного Администрацией региона фонда для привлечения отечественных и иностранных кредитов, ведение единого регионального реестра залога недвижимости;
- разработку условий и механизмов мобилизации до 10% кредитных ресурсов банков для использования в качестве инвестиционного льготного кредита, а также увязки объемов рефинансирования с направлением определенной доли кредитных ресурсов на финансирование региональных инвестиционных программ.
6.5. С целью решения проблемы неплатежей предлагается:
- оставить каждому предприятию только по одному расчетному, амортизационному и валютному счету;
- широко использовать механизмы взаимных зачетов на региональном и межрегиональном уровнях;
- реструктурировать бюджетные задолженности прошлых лет предприятий - товаропроизводителей при условии их своевременных расчетов по текущим долгам;
- при организации взаимных расчетов предупреждать утечку разниц курсов погашаемых обязательств, учитываемых векселей в теневые структуры и частные руки коррумпированных чиновников, директоров и посреднических структур;
- создать при региональных и межрегиональных банках расчетно-клиринговые центры (РКЦ) для выполнения операций вексельного, товарного и денежного клиринга, взаимной отсрочки платежей, погашения задолженностей и т.п.;
- стимулировать вторичную эмиссию акций предприятиями региона и их использование для погашения просроченных задолженностей;
- активно использовать переводные и простые, муниципальные и коммерческие векселя, каскадный кредит и опосредованные дотации;
- разработать механизм использования областных ценных бумаг в денежных расчетах бюджета, предприятий и населения;
- применять разнообразные формы натурализации просроченных обязательств;
- использовать выборочное кредитование из средств бюджета и внебюджетных фондов завершающих оборотов регионального взаимозачета;
- практиковать переход на еженедельное начисление всех видов денежных доходов населения;
- развить систему безналичных расчетов, в том числе в твердых расчетных единицах стоимости на основе устойчивых прямых и цепных бартерных связей, при расширении сферы госзаказа, крупнооптового оборота;
- разработать порядок использования безналичных расчетов в строгой увязке с производством продукции и услуг, в том числе научно-исследовательских, проектных, изыскательских и др.;
- обеспечить безналичную эмиссию соответствующих расчётных средств в твердых единицах стоимости с их привязкой к массовым материальным и энергетическим ресурсам, используемым в межрегиональном обороте;
6.6. Задействовать региональные механизмы накопления финансового капитала путем разработки и реализации мероприятий по улучшению платежного баланса области путем:
- размещения региональных среднесрочных инвестиционных займов под гарантии администрации региона;
- освобождения на 2-3 года от местных налогов производства товаров на вновь создаваемых и реконструируемых производственных мощностях;
- создания условий, обеспечивающих вложение в экономику региона средств, аккумулируемых финансовыми структурами на его территории;
- введения местных налогов на вывоз капитала за пределы региона.

7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ


7.1. Регулирование и совершенствование отношений собственности предлагается в следующих направлениях:
- при преобразовании отношений собственности отдавать приоритет формам собственности в той мере, в какой они обеспечивают совокупный средневзвешенный экономический эффект;
- обеспечивать подлинную демократизацию отношений собственности, в том числе пользования, владения и распоряжения производственными, сырьевыми, материальными, финансовыми ресурсами предприятий и региона, контроль трудовых коллективов за использованием конечных результатов их труда;
- ликвидировать негативные последствия первого этапа приватизации.
7.2. Для повышения эффективности использования собственности в интересах укрепления экономического потенциала региона предлагается:
- передать права управления госсобственностью от региональных комитетов Госкомимущества отраслевым департаментам, отделам администрации региона с целью обеспечения единства проведения отраслевой политики и замены спекуляции собственностью ее эффективным использованием;
- разработать региональную программу реорганизации отношений собственности, предусматривающую:
- закрепление в необходимых случаях контрольных пакетов акций в собственности региональных и муниципальных структур;
- согласовать политику банкротств в отношении предприятий-должников с задачами реализации настоящей Концепции;
- приостановить проведение этапа денежной приватизации предприятий до разработки и законодательного утверждения программ развития соответствующих отраслей;
- практиковать встречное акционирование в технологически связанных производствах, особенно в агропромышленном комплексе.
7.3. Предлагается рассмотреть результаты приватизации государственных промышленных предприятий с учетом их соответствия задачам развития народного хозяйства региона и России, соблюдения интересов трудовых коллективов, сохранения профильности и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, для чего:
- в случаях приватизации государственного или муниципального предприятия с реализацией его имущества ниже реальной стоимости увеличивать уставной капитал предприятия до размеров его реальной первоначальной стоимости с учетом последующих инфляции и инвестиций;
- в случаях нарушения законов и прав трудовых коллективов, работы приватизированных предприятий с недостаточной региональной, социальной и экономической эффективностью, нарушения целевого использования провести национализацию предприятий;
- обеспечить комитетам по управлению государственным имуществом в регионах право первого покупателя по цене первоначальной приватизации (с корректировкой на износ и инфляцию) пакетов акций приватизированных предприятий при совершении спекулятивных сделок.
7.4. Декриминализировать отношения собственности для чего обеспечить:
- гласный контроль заключения договоров аренды и прочих отношений при использовании юридическими лицами производственных мощностей и технологий государственных предприятий и предприятий с контрольным пакетом акций у государства;
- контроль трудовыми коллективами учредительных документов юридических лиц, вступивших в экономические отношения с государственными предприятиями;
- подотчетность администрации региона представительным властям о предоставлении налоговых льгот и распоряжении внебюджетными фондами, находящимися в ведении администрации;
- разработку мероприятий по сохранению и привлечению в регион неконтролируемых средств экономики частного сектора;
- защиту предпринимательства от опасных негативных влияний теневой экономки средствами силовых и подконтрольных им структур;
- регулярную отчетность перед представительными органами власти производственно-коммерческих и финансовых структур, в управлении которыми участвуют органы исполнительной власти;
- развитие и совершенствование форм участия членов трудового коллектива в управлении предприятиями всех форм собственности.

8. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.


8.1. Для усиления регионального регулирования товарного рынка предлагается:
- внедрить систему регионального заказа на приоритетную продукцию и жизнеобеспечивающую группу товаров;
- осуществить поддерживающие сельскохозяйственных производителей государственные закупки их продукции (прежде всего зерна, мяса, молока и др.), в том числе для создания рыночных стабилизационных фондов, формирования государственных запасов и нормированного обеспечения нуждающихся слоев населения жизненно важным продовольствием по твердым ценам;
- содействовать развитию государственных и государственно-кооперативных- (межобластных, областных, районных) производственно-коммерческих центров и других структур, обеспечивающих на договорных основах поставки и реализацию сырья, полуфабрикатов, комплектующих и продукции при минимальных нормативных торгово-посреднических наценках участникам региональных программ выхода из кризиса;
- контролировать и регулировать уровни рентабельности в энергоснабжающих отраслях, в переработке сельхозпродукции, торговле и др., применять прогрессивное налогообложение со штрафными санкциями на сверхприбыли;
- экономически стимулировать, в первую очередь в сфере регулируемого ценообразования, переход к формированию цен производства и реализации на основе нормативных издержек и нормативной прибыли;
- для содействия гарантированному сбыту сельскохозяйственной продукции устанавливать минимум закупочных цен на главные виды сельскохозяйственной продукции, по которым их обязуется закупать государственная региональная продовольственная корпорация в случае падения рыночных цен ниже этого уровня закупочные цены объявляются в начале сельскохозяйственного сезона и индексируются в соответствии с темпами инфляции ко времени закупки сельскохозяйственной продукции нового урожая;
- осуществлять региональную поддержку товаропроизводителей путем содействия организации прямых связей между ними, развития сотрудничества между трудовыми коллективами города и деревни, вытеснения спекулятивных торговых посредников, что позволяет удешевить и повысить конкурентоспособность продукции у потребителей.
8.2. Для обеспечения экономического регулирования и маневра при выводе региона из кризиса предлагается:
- формировать в рамках регионального заказа рыночные и страховые (резервные) продовольственные и обменные фонды за счет нормативных поставок, а также путем натурализации части финансовых обязательств предприятий перед регионом;
- применять при заключении договоров по региональному заказу регулируемые цены в соответствии с п. 8.1 настоящей Концепции;
- стимулировать поставки по региональному заказу налоговыми и кредитными льготами, распространяя региональные экономические льготы в первую очередь на поддержание экспериментальных, наукоемких, экологически чистых и экологозащитных производств, а также на отдельные виды работ, связанные с выполнением форвардных соглашений, особенно в сельском хозяйстве, проектировании и научно-исследовательских работах.
8.3. Стимулировать формирование организованного регионального оптового рынка товаров путем предоставления налоговых преимуществ его участникам, для чего:
- активно регулировать цены на оптовом рынке продовольствия, увеличивая закупки в случае ухудшения условий сбыта для сельскохозяйственных производителей, а также осуществлять продажи из стабилизационного фонда;
- использовать часть продовольствия регионального продовольственного фонда для нормированного обеспечения социально незащищенных слоев населения (инвалидов, кормящих матерей-одиночек, остро нуждающихся пенсионеров и т.п.) продуктами первой необходимости по твердым ценам через специализированные магазины по месту жительства.
8.4. Развивать предпринимательство с ориентацией на активизацию инновационной деятельности) производство новых товаров и расширение спектра услуг, создание новых рабочих мест и условий для увеличения доходов активной части населения. При этом предлагается:
- создание информационного центра для решения задач маркетинга (отслеживание, анализ и прогноз рыночной конъюнктуры) и юридического обеспечения предпринимательства;
- упрощение процедуры регистрации малых предприятий и внедрение заявительной формы регистрации предпринимателей без образования юридического лица;
- упрощение системы налогообложения для малых предприятий;
- развитие лизинга сельхозтехники и создание МТС для поддержки сельхозпроизводителей всех форм собственности;
- поддержка конкуренции и сдерживание цен в сфере услуг за счет поощрения роста числа действующих предприятий в этой сфере.

9. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


9.1. Основные цели в области охраны окружающей Среды:
- преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и стабилизация экологической ситуации;
- защита здоровья человека, животных, растений, а также земли от техногенных, химических, радиационных загрязнений.
9.2. Для достижения этих целей необходимо:
- пересмотреть механизм платежей за загрязнение среды, ужесточив действие принципа `загрязнитель` - платит, задействовав рыночные механизмы борьбы с загрязнениями, в том числе путем продажи квот на загрязнение окружающей среды;
- создать надежную информационную базу для принятия эффективных решений по защите окружающей среды;
- внедрять современные экологически чистые безотходные технологические процессы, соответствующие требованиям XXI века.
9.3. На первом этапе в современных) порожденных свободным рынком, кризисных условий, необходимо внедрить экономически самоокупаемые технологии использования, очистки, восстановления среды обитания человека от ранее сделанных и текущих загрязнений, позволяющих извлекать, утилизировать рассеянные вредные выбросы, в том числе предусмотреть первоочередное внедрение созданных и практически проверенных в ВПК России новейших малозатратных и малокапиталоемких технологий.
9.4. В области финансового обеспечения экологических мероприятий предлагается:
- ввести эколого-защитные налоги и, с другой стороны, льготы по налогообложению соответствующих экологических мероприятий;
- стимулировать через государственный бюджет региональные и городские работы по экологии;
- стимулировать разработку и внедрение технологий производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, содействовать сбыту экологически чистой сельскохозяйственной продукции, в том числе путем снабжения ею больниц, санаториев, школ, туристических организаций, иностранных представительств и т.д.;
- учитывать экологический фактор при приватизации, ограничивая ее для предприятий, вредные выбросы которых имеют планетарный, общегосударственный или региональный масштаб;
- разработать мероприятия по широкому использованию отечественных малозатратных опережающих мировой уровень технологий для решения экологических проблем региона;
- разработать мероприятия по привлечению внешних инвесторов для решения экологических проблем региона.

10. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И КООРДИНАЦИЯ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ


10.1. Концепция вывода регионов из кризиса и перехода к дальнейшему устойчивому эффективному развитию исходит из необходимости конструктивного прагматического использования всех известных проверенных в отечественной и мировой практике организационных) методических и информационных инструментов, гарантирующих достижение поставленных целей.
10.2. Концепцией предлагается гибкое сочетание совершенствования и пополнения сложившихся, предусмотренных Конституцией Российской Федерации 1993 года административных форм управления субъектами Федерации и их региональными ассоциациями с одной стороны, с рыночными структурами, доказавшими свою работоспособность и эффективность в самой жесткой конкурентной борьбе за выживание, - с другой.
10.3. В целях оптимального сочетания плановых и рыночных механизмов управления и регулирования, их подчинения общим программам развития региона предлагается образование при администрации региона экономического совета (совета по планированию) со следующими функциями:
- разработка и согласование с предприятиями, отраслями, районами стратегии и тактики выхода из кризиса и дальнейшего социально-экономического развития региона;
- стратегическое планирование и управление инвестиционными и инновационными процессами;
- макроэкономическое регулирование экономики региона;
- координация деятельности экономических ведомств и организаций;
- подготовка долгосрочных индикативных планов социально-экономического развития региона, согласование их с федеральными программами, контроль осуществления.
10.4. В целях совершенствования организационной структуры управления целесообразно:
- создание на базе ведущих предприятий региона отраслевых финансово-промышленных групп, ассоциаций с участием научно-технических центров для производства конкурентоспособной продукции, отвечающей мировым требованиям;
- создание специальных районных структур управления, в том числе размещаемых в зоне производственной деятельности, с целью концентрации средств, снижения эксплуатационных расходов в близких по технологическим, территориальным и другим особенностям предприятиях;
- текущее управление программой вывода региона из кризиса, разработка и координация выполнения среднесрочных программ эффективного развития региона на основе двусторонних и многосторонних договоров администрации региона с заинтересованными предприятиями и организациями;
- объединение предприятий в государственно-корпоративные региональные финансово-промышленные ассоциации, которые:
- на добровольной взаимовыгодной основе объединяют или координируют производственные программы реконструкции и технического перевооружения, структурной перестройки производства участвующих в программе выхода из кризиса предприятий;
- разрабатывают межотраслевые и территориальные, финансовые, инвестиционные и другие балансы, определяющие возможности производства и взаимных поставок продукции, сырья, полуфабрикатов, комплектующих, объемы внутренних расчетных средств, необходимость привлечения внешних поставщиков и кредиторов и т.д.;
- консолидируют необходимые инвестиции, финансовые ресурсы из внешних источников для реализации программы выхода региона из кризиса, образуют общие залоговые и другие фонды;
- решают социальные задачи повышения уровней реальной заработной платы работников предприятий - участников ассоциаций.
10.5. В целях сохранения и максимального использования квалифицированных управленческих кадров, обеспечения ими государственных предприятий и содействия участию трудовых коллективов в управлении предприятиями предлагается:
- вести региональный реестр управленческих кадров;
- сформировать систему подготовки и повышения квалификации управленческих кадров для государственных предприятий и организаций, управляемых их трудовыми коллективами;
- создать систему учебных курсов для членов советов трудовых коллективов.
10.6. В целях использования преимуществ межрегиональной кооперации, особенно субъектов Российской Федерации, входящих в одни и те же экономические районы России, например, областей Центра, Черноземья, Северо-запада, Большой Волги, Северного Кавказа, Урала, Сибирского соглашения. Дальнего Востока и др., предлагается организовать соответствующие межрегиональные финансово-промышленные ассоциации, призванные
- содействовать развитию и укреплению взаимосвязей между областями и республиками России как действенной меры выхода из кризиса собственными силами;
- расширить сферу рациональных производственных и прямых товарных (беспосреднических) связей между предприятиями;
- содействовать совместному инвестированию развития общезначимой инфраструктуры и обеспечивающих ее нормальное функционирование отраслей, особенно определяющих продовольственную, энергетическую и экологическую безопасность;
- согласовывать условия внешнеэкономической деятельности;
- обеспечивать научно-техническое и методическое содействие в реализации мероприятий по выводу экономики из кризиса по улучшению оперативной экологической обстановки и достижению долговременного экологического равновесия.
10.7. Во взаимоотношениях с органами федеральной власти предлагается добиваться изменения государственной экономической политики в направлении активной поддержки отечественного товарного производства путем:
- введения протекционистских таможенных тарифов;
- регулирования форм и отраслевых направлений иностранных капиталовложений в интересах отечественных товаропроизводителей;
- расширения системы государственного спроса (государственных инвестиционных и инновационных программ, оборонного заказа) и активизации государственной поддержки сельскохозяйственных производителей;
- пересмотра налоговой политики в направлении усиления ее стимулирующей функции;
- регулирования цен на энергоносители в сочетании с госзаказом отечественной промышленности для ТЭК;
- своевременного расчета с индексацией за поставленную государству продукцию, в том числе за счет средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет;
- полного финансирования обустройства введенных на территорию региона армейских и пограничных частей;
- организации на федеральном уровне клиринговых расчетов между регионами;
- компенсационных выплат за вклад региона в развитие ТЭК и других сырьевых отраслей;
- проведения политики укрепления рубля путем соответствующей регламентации экспортно-импортных операций;
- возврата потерянных рынков, прежде всего в странах СНГ;
- недопущения искусственных банкротств предприятий;
- исключения использования во внутреннем обороте и накоплениях иностранной валюты.
10.8. Для совершенствования экономического механизма федеральных отношений предлагается добиваться:
- экономического и политического равенства всех субъектов Российской Федерации, недопущения оффшорных (свободных) зон на территории России;
- признания Центром права на самостоятельно реализуемые региональные программы экономических преобразований в рамках Конституции Российской Федерации, определения направлений и механизмов преобразования общественных отношений (приватизации, направлений структурной перестройки экономики и др.);
- согласования федеральных программ развития на территории региона с субъектом Российской Федерации;
- передачу управления не подлежащей приватизации федеральной госсобственности в части, не связанной с выполнением федерального госзаказа, на региональный уровень;
- закрепления права субъектов Российской Федерации на введение собственных ставок нормируемой величины расходов на оплату труда в себестоимости продукции, рентных платежей, налоговых надбавок физическим лицам и надбавок к налогам на имущество юридических лиц, ограничений банковских процентных ставок и на сверхприбыль;
;- возмещение региону его вклада в развитие топливно-энергетического комплекса и сырьевых отраслей;
;- введения в повседневную практику системы межбюджетных зачетов через механизм переводных векселей;
;- устранения произвола в распределении средств, направляемых из федерального бюджета на финансирование субъектов Российской Федерации; переход к нормативному распределению с учетом уровня среднедушевых доходов, численности населения, размеров финансовых поступлений из субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет;
;- частичной децентрализации средств пенсионного фонда и создания его территориальных отделений, наделенных правами по инвестированию временно свободных финансовых ресурсов в экономику региона;
;- передачи права пользования (управления) федеральной госсобственностью в части, не связанной с выполнением госзаказа, на региональный уровень;
;- введения системы финансовой ответственности федеральных структур за нарушение согласованных с регионами показателей бюджетного финансирования, субвенций, кредитов, расчетов по поставкам продукции, изменению федерально регулируемых цен, компенсации потерь из-за непредусмотренных в бюджете изменений валютного курса рубля, условий внешнеэкономической деятельности, ставок процента за кредит и системы взимания налогов.

11. ИНФОРМАЦИЯ И УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНЦЕПЦИИ


11.1. Соответствие Концепция интересам большинства населения обеспечивает ей широкую социальную базу. Для более активного вовлечения населения в процесс реализации концепции предлагается:
- содействовать самоорганизации трудовых коллективов, выборам их представительных органов и обеспечению их эффективного участия в реализации Концепции;
- развивать системы территориального общественного самоуправления;
- формировать региональные Советы трудовых коллективов и Советы комитетов территориального общественного самоуправления; обеспечивать через них прямые и обратные связи руководства субъекта Российской Федерации с населением в процессе выполнения программы;
- использовать средства массовой информации региона, прежде всего, радио и телевидения, для разъяснения и пропаганды Концепции.

12. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


12.1. Для реализации Концепции необходимо предусмотреть следующие первоочередные мероприятия:
- утвердить принятие Концепции совместным постановлением администрации и органа представительной власти региона;
- образовать при администрации региона экономический совет для разработки стратегии и тактики экономического развития региона;
- создать в составе администрации региона подразделение или специальный орган, финансируемый из бюджета, который будет непосредственно заниматься разработкой программ и механизмов, рекомендуемых Концепцией, и выполнять работу по координации соответствующей деятельности предприятий региона;
- провести учет всех финансовых, материально-технических и иных ресурсов и резервов региона и установить жесткий контроль за их использованием только по назначению;
- разработать программы вывода из кризиса экономики региона на уровне отраслей и предприятий;
- восстановить в полном объеме и обеспечить использование по назначению фондов амортизации предприятий, включенных в программу роста производства;
- с учетом госзаказа на 1997-2000 гг. осуществить реструктуризацию задолженности предприятий перед областным и местным бюджетами;
- сформировать структуры государственного регулирования товарно-денежного оборота (Информационно-маркетинговый центр, клиринговую палату, районные и областные производственно-коммерческие центры и др.);
- провести экономическую оценку использования приватизированного имущества и разработать реестр собственников основных видов недвижимости на территории региона;
- реализовать законодательное обеспечение изложенного в Концепции хозяйственного механизма вывода экономики региона из кризиса;
- используя механизмы планирования и регионального госзаказа, налоговую и инвестиционную политику, разработать программы вывода из кризисного состояния и повышения экономической эффективности предприятий региона, прежде всего экономически и социально значимых для региона;
- отказаться от услуг посредников во всех направлениях хозяйственной деятельности, где используются финансовые средства и материально-технические ресурсы, принадлежащие государству на региональном или местном уровнях;
- отказаться при размещении финансовых средств региона от услуг коммерческих банков, не контролируемых государством или администрацией региона;
- максимально использовать кооперацию регионов и межрегиональное разделение труда;
- организовать подготовку кадров, способных реализовать Концепцию; внедрить действенную систему контроля за исполнением принятых решений.
12.2. Для привлечения всех слоев населения к участию в реализации Концепции сделать гласными содержание и ход выполнения программ вывода из кризисного состояния и повышения экономической эффективности предприятий региона.

Док. 146430
Опублик.: 08.08.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``