В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Философия стратегической стабильности Назад
Философия стратегической стабильности
Внешняя политика и политика безопасности России в начале ХХI века

Эпоха глобализации, трагические события прошлого года в США во многом перевернули привычные представления об угрозах и рисках, с которыми сталкивается человечество. Возникла необходимость комплексного анализа проблем международной безопасности, путей ее наиболее эффективного обеспечения как для отдельных государств, так и для всего мирового сообщества.

Приоритеты очевидны

Россия не может стоять в стороне от этого процесса, она сама столкнулась - причем раньше многих других государств - с наиболее жестокими вызовами современности, прежде всего с международным терроризмом. Объективный анализ мировой ситуации приводит к однозначному выводу о том, что только через тесное международное сотрудничество можно реально выйти на глобальную и региональную стабильность, решить те проблемы, которые стоят перед самой Россией. Ее приоритеты в международных делах очевидны - надежная национальная безопасность и создание максимально благоприятных внешних условий для поступательного социально-экономического развития страны. Только так можно решить главную задачу демократической России - эффективно защитить интересы отдельной личности, гражданского общества и государства.

Именно эта цель ставится в Концепции внешней политики России, утвержденной президентом РФ В.В. Путиным в июне 2000 года.

Национальная безопасность для России сегодня напрямую связана с формированием нового справедливого и демократического миропорядка, гарантирующего равную степень безопасности для всех государств мира. Добиться этой цели непросто, но возможно. Совместными усилиями с иностранными партнерами России удалось переломить логику холодной войны, базировавшуюся на принципах жесткого военного противостояния и безудержной гонки вооружений.

Философии конфронтации Россия противопоставляет философию стратегической стабильности, в основе которой - расширение сотрудничества, непрерывность процесса разоружения. Яркий пример тому - заключение на майском саммите в Москве Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов России и США. Этот документ юридически закрепляет договоренность о сокращении суммарного количества стратегических ядерных боезарядов к 31 декабря 2012 года до согласованного уровня в 1700-2200 единиц у каждой из сторон.

Подобным шагом две крупнейшие ядерные державы продемонстрировали международному сообществу, что перспективу обеспечения своей безопасности необходимо выстраивать не через наращивание военных потенциалов, а через их ограничение и сокращение. Такое стало возможным в результате нового прочтения национальных интересов двух стран, схожести представлений о самом характере современных мировых угроз. Подобное доверительное партнерство в интересах не только США и России оказывает позитивное воздействие на всю систему международных отношений.

Выстраивать военную безопасность любого государства нужно не через безудержное развитие оборонных программ и создание все более изощренных боевых систем, а через усиление международного сотрудничества в деле нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, через расширение сферы охвата международно-правовой базы разоруженческого процесса. Опыт миротворческой деятельности международного сообщества, операция антитеррористической коалиции в Афганистане также свидетельствуют о том, что при сложении общих усилий получается оптимальный и, кстати, менее затратный механизм урегулирования кризисных ситуаций.

Характер современных угроз

В условиях глобализации изменился и характер современных угроз. Например, главную угрозу сегодняшнего дня - международный терроризм - чисто военным путем не отвести. Требуется более широкий набор мер политического, правового, экономического, технического характера.

Центральным инструментом обеспечения международной безопасности призвана быть Организация Объединенных Наций и ее главный уставной орган, отвечающий за поддержание международной стабильности, - Совет Безопасности. Будучи постоянным членом СБ ООН, Россия прикладывает максимум усилий с целью повышения эффективности и оперативности его действий и реакции на мировые события ООН в целом. События вокруг Афганистана после 11 сентября прошлого года наглядно продемонстрировали, что когда имеется совокупная воля международного сообщества, то ООН может действовать быстро, решительно и результативно.

Укрепление центральной координирующей роли ООН, сохранение и усиление системы международного права, развитие механизмов многосторонней дипломатии - все это относится к разряду важнейших приоритетов внешней политики России.

Одним из таких сравнительно новых и, безусловно, наименее `забюрократизированных` механизмов является `большая восьмерка`, объединяющая наиболее развитые индустриальные державы. Прошедший в июне саммит `восьмерки` в Кананаскисе продемонстрировал созидательный потенциал этого форума, его нацеленность на поиск решений важнейших для международного сообщества проблем. Россия вносит свой вклад в успешное функционирование этого неформального института: в Кананаскисе принято решение о том, что в 2006 году она будет председательствовать в G-8.

Новое звучание в условиях глобализации приобретают трансрегиональное и региональное измерения безопасности. События на Ближнем Востоке или недавнее обострение ситуации в Южной Азии указывают на то, что региональные проблемы способны качественно влиять на ход мировых процессов. Россия является неотъемлемой частью двух крупнейших мировых регионов - Европы и Азии. Отсюда ее прямая вовлеченность как в европейские, так и азиатские дела.

Насущные и достижимые цели

Поскольку именно в Европе реализуются жизненные интересы России в сфере безопасности и экономики, то задачи, которые она перед собой ставит, немногим отличаются от целей ее европейских партнеров. Создание единого пространства безопасности и экономического развития на континенте - насущные и достижимые цели, которые не раз декларировались в документах и договоренностях России с другими европейскими странами. Дело теперь за тем, чтобы последовательно претворить политические декларации в практические дела.

Римская декларация Россия-НАТО, создание нового совета - политической `двадцатки` отражают современное качество отношений России и государств - членов альянса. Оно заключается прежде всего в механизме совместной разработки, принятия и выполнения решений. Причем Россия участвует в этом процессе как полноправный член нового механизма евроатлантической безопасности. Теперь главное, чтобы этот механизм заработал. Первые после римского саммита рабочие встречи показали, что это возможно и что именно этого требует нынешняя обстановка в мире, интересы безопасности и России, и стран НАТО. Создание Совета Россия-НАТО - важный шаг в строительстве новой архитектуры безопасности в Европе и в мире в целом.

Что касается отношений России с Евросоюзом, то здесь нужно исходить из простой реальности: ЕС - главный торгово-экономический партнер России. Состоявшийся недавно в Москве саммит был уже десятым по счету, и уже это свидетельствует о том, что пройден немалый путь. Ведется активный политический диалог, проделана большая работа по формированию общего экономического и энергетического пространства.

Есть, конечно, и нерешенные вопросы. Так, к сожалению, не находит пока развязки проблема жизнеобеспечения Калининграда в свете предстоящего расширения ЕС. А без этого трудно продвигаться вперед, поскольку речь идет об обеспечении базисных прав российских граждан, гарантированных Конституцией. Это признают и многие наши европейские партнеры, например, Франция.

Россия готова к активизации взаимодействия с ЕС в области внешней политики. Объединение усилий России и Евросоюза на основе близких подходов к международным проблемам позволяет придать им больший вес и авторитет. Речь, в частности, идет о сотрудничестве `четверки` в ближневосточном урегулировании. Открывается и еще одно перспективное направление взаимодействия России и ЕС - в сфере европейской политики безопасности и обороны.

Одним из ключевых элементов новой европейской архитектуры безопасности, по мнению России, должна стать ОБСЕ с ее уникальным географическим составом участников, опытом взаимодействия государств и опробованным инструментарием в вопросах безопасности и сотрудничества. ОБСЕ необходимо вернуть функцию демократического форума равноправного диалога и принятия решений по поддержанию мира в Евроатлантическом регионе. ОБСЕ способна решать задачи общеевропейского масштаба. Вместе с тем в последние годы потенциал этой организации используется далеко не полностью.

Сотрудничество в отражении опасности

Другим важнейшим внешнеполитическим вектором для России является Азия, ведь именно оттуда сегодня исходят основные угрозы безопасности, связанные прежде всего с региональной нестабильностью и терроризмом, наркотрафиком и неконтролируемой миграцией. Здесь тлеют и порой вспыхивают с новой силой `свои` конфликты, опасность которых в нашем взаимозависимом мире выходит за пределы региона и которые требуют внимания всего мирового сообщества.

События вокруг Афганистана, появление на его территории очага мирового терроризма и поддерживающего его режима талибов - яркий тому пример. Ответ международной антитеррористической коалиции на брошенный вызов также стал наглядным примером того, что нет ничего более эффективного, чем коллективные усилия по противодействию угрозам XXI века. Поэтому Россия последовательно развивает многостороннее сотрудничество в сфере безопасности в Азии.

Сегодня здесь идет процесс становления перспективных региональных структур. Россия поддерживает усилия по повышению роли регионального форума АСЕАН (АРФ), вместе с его членами продолжает работу над Декларацией `Тихоокеанское согласие` - своего рода кодексом поведения государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важное значение Россия придает развитию сотрудничества со своими соседями по региону, причем по всему спектру проблем - от экономики до безопасности. В июне на саммите в Санкт-Петербурге были приняты учредительные документы Шанхайской организации сотрудничества, объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Можно с полной уверенностью утверждать, что ШОС обладает всем необходимым потенциалом, чтобы действительно стать важным стабилизирующим фактором в Азиатском регионе.

На азиатско-тихоокеанском направлении, как и в Европе, идет интенсивный поиск путей и форм коллективного противодействия новым угрозам и вызовам, укрепления региональной стабильности и безопасности. Показательным примером такого совместного поиска служит активно поддержанная Россией инициатива Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Этот форум собрал беспрецедентный состав участников - от Индии и Пакистана до Израиля и Палестины. Он был призван продемонстрировать, что военных путей разрешения сложных региональных проблем не существует.

Перечень приоритетов внешней политики России будет далеко не полным без упоминания такого важнейшего направления, как развитие сотрудничества с ее партнерами по Содружеству Независимых Государств. За последние годы в этом плане было сделано немало. Возникшие в рамках СНГ `интеграционные ядра`, прежде всего ЕврАзЭС и организация Договора о коллективной безопасности, а также Союз России и Белоруссии превратились в самоценные объединения государств, заинтересованных в углубленном развитии всестороннего сотрудничества, которое основывается не только и не столько на прежней исторической близости, сколько на прагматичных социально-экономических и военно-политических интересах сегодняшнего дня. В этом залог жизненной силы и перспективности Содружества и его структур.

По всем азимутам

На всех азимутах мировой политики идет кропотливая работа - на двусторонней основе и в рамках международных и региональных организаций - по укреплению стабильности, снижению напряженности в различных районах мира, урегулированию конфликтов, противодействию новым вызовам. Главная задача при этом заключается в том, чтобы объединить усилия всех участников этого процесса, всех государств и международных институтов, придав им общую направленность на построение глобальной системы международной безопасности, способной противостоять угрозам и вызовам, с которыми столкнулось человечество в XXI веке. Сейчас закладываются основы такой системы, идет отладка отдельных ее механизмов и компонентов. Но уже прорисовываются ее основные контуры - многосторонность, взаимозависимость, опора на международное право, центральную роль ООН.

Россия идет в ногу с этими переменами. Она активно интегрируется в мировое сообщество, мировую экономику. Вместе со своими партнерами и на Западе, и на Востоке она участвует в формировании новой глобальной системы международной безопасности XXI века и играет в этом процессе заметную, во многом инициативную роль. Обновленный внешнеполитический курс России оказался востребован мировым сообществом. Все больше стран видят в России предсказуемого, надежного, делового и равноправного партнера.

Мотивы политики России просты и понятны: ее цель, по словам В.В. Путина, - сделать страну процветающей и зажиточной, чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. На решение этой центральной задачи нацелена и внешняя политика, и политика безопасности России.

8 авг 2002
Российская Федерация

Док. 146417
Опублик.: 08.08.02
Число обращений: 151


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``