В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кандидат вчерашнего дня Назад
Кандидат вчерашнего дня
Все мы много думаем о том, как сделать наше хозяйство из убыточного - прибыльным, ничего в оном не меняя. Эти слова великого Салтыкова-Щедрина как нельзя лучше выражают суть программ некоторых, да чего там некоторых - многих кандидатов на власть. Правда, вопреки распространенным обывательским мифам, мало найдется тех, кто бы откровенно лгал избирателям. Напротив, каждый стремится в той или иной специфической форме донести до избирателя свое понимание реальной жизни. Даже если все тексты изготовлены за кандидата его избирательным штабом, именно то, что он говорит и как он это говорит, представляет его и как личность, и как специалиста в той области, за которую он взялся. Главное - услышать и понять.
Выборы губернатора Красноярского края - яркий образец того, как идеи и слова кандидатов не просто расходятся с действительностью, а просто-напросто, разбиваются об ее каменную задницу, как выразился поручик Ржевский.
Покойный генерал Лебедь вовсе не думал, что конец его правления в одном из богатейших регионов России будет столь удручающим во всех отношениях. Напротив, Красноярский край виделся ему в качестве стартовой площадки для дальнейшего взлета. Не даром были вложены такие огромные ресурсы в победу. Один Ален Делон чего стоил. Казалось, что главное - получить большинство голосов. А дальше кривая сама вывезет. Ресурсов - полно, развитая промышленность, квалифицированная рабочая сила, высокий интеллектуальный потенциал специалистов, особенно московских умников...
На деле кривая как всегда вывезла вбок. Очередной реформатор вынужден был убедиться, что само собой ничто не делается. Что строишь ли ты дом или завод, социализм или капитализм - нужно строить, созидать. При этом нужно, во-первых, уметь строить, то есть знать дело, за которое взялся. Во-вторых, нужно строить именно то, что собрался, а не метаться между дворцом и свинофермой. В-третьих, нужно действительно строить, а не вывешивать плакат `Строительство ведет имярек` над чужой лавочкой по распродаже стройматериалов. Когда же эти основные правила нарушены, никакие громоподобные команды и угрожающие заявления не помогут. И чем останется теперь в истории Сибири бравый генерал? Кадетскими корпусами? Дело, кончено, хорошее, но, мягко говоря, не совсем то, что требовалось краю в эти годы. Впрочем, Лебедя теперь по обычаю принято поминать добрым словом. По крайней мере, красноярцы убедились, что `никто не даст нам избавленья`. Во всяком случае, уж точно не герой. Сегодня именно от опыта минувшего правления, по сути дела, и отталкивается избирательная кампания. Кандидаты стремятся представить себя трезвыми профессионалами, которые в капиталистических джунглях маху не дадут и интересы края защитят.
Так себя преподносит, к примеру, известный оппонент покойного Лебедя председатель Красноярского краевого ЗакСа Александр Усс. Г-н Усс относится к той категории людей, которых принято называть интеллектуалами. И именно поэтому особый интерес вызывает его предвыборная программа. Такие программы обязательно следует изучать. И вот почему. Все помнят лихорадку ГКО перед дефолтом 1998 года и прочие баснословные деяния того времени на финансовом рынке страны. Все это не могло не закончиться крахом и крахом закончилось. Кто был и остался в выигрыше? Крупный финансовый капитал. Теперь можно возмущаться, но разве `партия власти` скрывала в то время, что действует в интересах этого самого крупного капитала? Ничего подобного. Когда в 1995 году было создано движение `Наш дом - Россия` во главе с Черномырдином, в программе этой политической организации было черным по белому записано, что она действует в интересах крупного финансового капитала. Разумеется, потому что `концентрация капитала`, `инвестиционные потоки`, `необходимость подъема экономики` и тому подобное. Крупный финансовый капитал, однако, почему-то не озаботился подъемом экономики. Да и не должен был, ибо не страдает шизофренией, а занимается извлечением прибыли, а в условиях, когда власть служит ему, он извлекает ее исключительно из госбюджета и спекуляций вокруг госбюджета. И в августе 1998 г. голубые мечты составителей программы НДР, которые, кстати, считались крутыми московскими интеллектуалами, разбились все ту же каменную часть действительности, а крупный финансовый капитал исчез в тумане.
Что же теперь предлагает нам интеллектуал красноярский? Лет семь назад можно было бы сказать, что его программа разочаровывает. Но теперь, когда мы далеко продвинулись по пути, так сказать `реформ` типа августа 1998 года и спрос с политиков куда как выше, нужно сказать прямо, что подобные программы не только поражают, но уже и раздражают. Можно кончено, с гордостью считать себя `избранником народа` в противовес всяким там `олигархам`. Только вот и `олигархи`-то нынче все `избранники`, и программа `заступника народного` ориентирована почему-то больше на интересы `олигархов`, нежели народа.
Г-н Усс достаточно критичен в своей программе при рассмотрении сложившейся ситуации. Прямо скажем, непримирим кандидат к тому положению, в котором оказался край в результате реформ последнего десятилетия. При этом, правда, как-то не просматривается не то, чтобы раскаяние, но хотя бы анализ ошибок собственных - как-никак не простой механизатор, а бывший вице-губернатор края, затем несколько лет - глава ЗакСа, то есть до недавнего времени еще и член Совета Федерации. Но, как писал автор поэтической `Истории Государства Российского`: `Ходить бывает склизко по камушкам иным, Итак о том, что близко, мы лучше умолчим`. Куда проще процитировать в своей программе высказывание возмущенных земляков: `распродали край, набили карманы, натворили дел, а красноярцев бросили за грани выживания`. Кто `распродал`, кто `набил-натворил`, кто `бросил`? Ищи - свищи...
Правда, уже в рассуждениях о кризисе г-н Усс несколько нелогичен. Первая глава его программы - `Мы переживаем кризис`, но перед этим отмечено: `Валовый региональный продукт в прошедшем году составил 209,5 млрд. руб. и вырос по сравнению с 2000 годом на 8,7 %`.
Целых 8,7 % роста - это много. И если эта цифра верна, то `мы`, конечно, `переживаем кризис`. А кто-то процветает. И вот эта диспропорция, то есть значительный рост у нескольких добытчиков сырья на фоне спада в большинстве отраслей, развала инфраструктуры и ухудшения положения населения края, является главной характеристикой нынешней экономической ситуации. В этих условиях кандидату, видимо, хотелось представить избирателям программу `антикризисного управления` краем. Однако возможно ли выйти из кризиса, двигаясь по старой дороге?
Уже и ребенку очевидно, что постепенное сужение социально-экономического пространства края, деградация жизни вызвана тем, что в существующей экономической ситуации рентабельными остаются лишь ряд добывающих отраслей ориентированных, в основном, на внешний рынок. Это приводит и к отсутствию ресурсов для развития внутреннего рынка края, и к элементарной нехватке средств для поддержания социальной инфраструктуры. Последнее особенно бросалось в глаза минувшей зимой.
Иными словами, если хозяйство края ориентировано на экспорт сырья за пределы региона, это приводит к подлинному перекосу в сознании не только московских деятелей, но и сибирских. Из головы власть придержащих каким-то неведомым образом исчезает простая мысль, что человек живет, скажем, на берегу Енисея не потому, что должен работать Норильский Никель или КрАЗ, и не потому, что ему нужны какие-то реформы. Он просто живет. И ему нужно, во-первых, не мешать жить и самому зарабатывать. Во-вторых, если в силу именно действий властей придержащих социально-экономическая обстановка резко ухудшилось, что в переводе на русский язык означает закрытие предприятий, отсутствие зарплат и вообще средств к существованию, то требуется опять же дать населению максимальные возможности для самостоятельного пропитания. Потому что тот самый рынок, который так `талантливо` строят в нашей стране власти, в движение приводят не `олигархи` и не `народные избранники`, а те самые миллионы простых людей, их потребности и интересы.
Однако г-н Усс в своей программе, как и сотни `реформаторов` до него, демонстрирует редкое умение строить рынок без людей. Так сказать, `котлеты`, то есть нефть, древесина, золото, платиноиды - отдельно, а `мухи`, то есть население края - отдельно.
Что предлагает г-н Усс? По его мыли главные условия роста - природные ресурсы края и транспортные коридоры как для транзита, так и для вывоза этих самых ресурсов. Все хорошо, когда бы не одно `но`. Увеличение объемов извлечения ресурсов края направлено все на тот же вывоз. Верить, что увеличение этих объемов приведет к существенному повышению уровня жизни красноярцев - наивно. Г-ну Уссу прекрасно известно, что собственник заинтересован всегда в одном и том же - в извлечении прибыли. И только. Такова, между прочим, его социальная роль. В сбалансированной экономической системе прибыль извлекается из промышленного производства, бизнес оказывается заинтересован в развитии национального внутреннего рынка. В экономике колониального типа, ориентированной на вывоз сырья и переработку его за рубежом, о национальном внутреннем рынке думать просто некому. Как и об инвестициях. Ибо уход сырья из страны это и есть уход капиталов. Последнее предопределено не злокозненностью олигархов, а типом хозяйственной системы. Это характерно не только для России, но даже и для Саудовской Аравии, которая вложила в США десятки миллиардов долларов. Ибо туда же поставляет и нефть. Правда, и Саудовская Аравия, и Кувейт часть средств все-таки оставляют у себя. Но там правят феодальные монархии. Там нет такого дикого капитализма, что воцарился у нас. Система не та. Так что обещания `сибирского кувейта` следовало бы раздавать в одной упаковке с обещаниями реставрации монархии. Для XXI века очень актуально.
Кандидат, разумеется, не хуже нашего понимает, что система `нефтевышка-нефтепровод` качает деньги собственнику, а остальные могут отдыхать. Г-н Усс даже утверждает, что неприемлемо делать ставку `исключительно на сырьевой сектор и передачу проектирования будущего нашего края крупным сырьевым корпорациям`. Поэтому он выдвигает идею `кластеров`. Этим термином г-н Усс обозначает `совокупность взаимосвязанных производственных и непроизводственных видов деятельности концентрирующихся вокруг ключевой деятельности (вида производства и т.п.)`. Главное здесь, разумеется, `ключевая деятельность`, что означает, разумеется, все то же извлечение того или иного вида сырья. По сути дела, речь идет о создании `куста` предприятий вокруг источника сырья, где главным становится переработка самого сырья. Идея, безусловно, прогрессивная. Однако она имеет смысл только в случае ориентации в первую очередь на внутренний (краевой и национальный) рынок. В противном случае при источниках сырья будут существовать несколько успешных предприятий глубокой переработки, как это наблюдается и сегодня, а большая часть нашего национального богатства и дальше по дешевке будет уходить за рубеж, в лучшем случае - как полуфабрикат.
Самое забавное, что это очевидно уже в самой программе г-ну Усса, который только что убеждал в недопустимости делать ставку на одну добычу сырья. На что он ориентируется в своих рассуждениях? На то, что `через 10-12 лет добычу нефти в регионе можно довести до 30-34 млн. тонн в год и газа - до 29-34 млрд. кубометров. Это позволит говорить о высокой доле экспортного газа`. Или на то, что `к 2025 году Китай столкнется с дефицитом древесины, равным 200 млн. кубометров`. И т.д., и т.п.
Кстати сказать, в этом деле есть ведь и еще одна проблема - увод значительной части прибыли от налогообложения и хищническое использование ресурсов, к примеру, в той же лесной промышленности. Тут уж никакие `кластеры` не помогут. Может быть, г-н Усс объяснит, как обуздать хищников? Что, казалось бы, должно беспокоить кандидата, который сам же говорит о падении на 15, 4 % в лесной отрасли.
Впрочем, нам ли указывать `народному избраннику` на что ему обращать внимание? Он ведь действительно делает ставку не только на сырьевые отрасли. По его мнению большие прибыли сулят и `транспортные коридоры`. Правда, о глобальных магистралях говорить не будем. Это все мечты, которые и должны быть несбыточны, потому что мечты. Мировые коммуникации обеспечивают существующий ныне мировой порядок с известными лидерами и аутсайдерами. Наивно было бы полагать, что в ближайшей перспективе здесь возможен какой-то существенный прорыв и многократное увеличение международного транзита через Красноярский край. О чем можно серьезно говорить, так это о связанной с упомянутым выше увеличением добычи транспортировке сырья из Красноярского края и через его территорию. Таким образом, и это направление забот г-на Усса увязано все с той же добычей сырья, то есть с интересами крупных сырьевых корпораций.
На чем следует остановиться особо из этой части программы г-на Усса, так это на вопросе о возрождении Севморпути, который действительно играет в жизни Сибири особую роль. Мало кто знает, но знаменитая мысль Ломоносова о Сибири и российском могуществе полностью такова: `Могущество Российское прирастать будет Сибирью и Северным океаном`. Дело в том, что они сказаны в его научной работе об изыскании трассы Севморпути.
Г-н Усс говорит много интересного о попытках превратить Севморпуть в международную трассу. Но почему-то недоговаривает. Действительно, по инициативе председателя Мурманского облсовета Евдокимова этот вопрос активно разрабатывался с начала 90-х годов. Затем в связи с известными событиями 1993 года возникла пауза, но после избрания г-на Евдокимова губернатором Мурманской области в 1996 году проект был реанимирован. Однако ни на Западе, ни на Востоке транзитом из Тихого океана в Атлантику особо не заинтересовались по вышеуказанным причинам. Зато осенью 1999 года в ряде центральных газет была опубликована сенсационная информация о разработке в Москве проекта создания РАО `Севморпуть` с участием частного капитала (до 49 %). Причем эта проблема была предметом обсуждения на конференции в Санкт-Петербурге, а затем в Осло. Главной задачей нового `Севморпути` должна была стать транспортировка нефти на танкерах ледового класса из Сибири в Европу и обслуживание разработки арктических месторождений.
В Мурманске эти известия вызвали подлинный скандал. К общественности обратились некоторые депутаты облдумы, к губернатору - мурманские писатели. Интересна реакция представителей местной власти - они, просто-напросто, все отрицали. С чего вдруг такая таинственность? Потому что Севморпуть сначала акционируют, а потом и приватизируют? Это ведь главная схема сегодня. Между прочим, первый танкер ледового класса уже спущен на воду. А как далеко продвинулось акционирование главной морской трассы России? Г-н Усс мог бы рассказать, ибо без участия Красноярского края такой проект `прокрутить` представляется сомнительным. Но он упоминает лишь Ассоциацию по развитию Севморпути.
Так что, если г-н Усс недоговаривает, это тоже оказывается на руку все тем же крупным сырьевым корпорациям. Именно на них ориентирована его программа. Это ясно видно даже тогда, когда он говорит о развитии сельского хозяйства и малого бизнеса. Кстати сказать, из выделяемых им семи позиций (задач) программы действий две последние оказываются на пятом и шестом местах соответственно, перед социальным блоком, рядом с выплатой пенсий и прочим. Это говорит о том, где г-н Усс видит источник денег, а где - прореху в бюджете. Получается, что добыча сырья - это да, приносит доход. А сельское хозяйство и малый бизнес... Ну, в общем, их нужно поддерживать.
Это характерная черта наших отставших от жизни `реформаторов`. Они могут тысячу раз повторить слово `рынок`, но оно у них всегда остается абстракцией. Они никогда не рассуждают о реальном внутреннем рынке региона или страны. В противном случае, они бы видели простую очевидную истину, что в многоуровневой системе рыночных связей, несущей опорой национального рынка является связь `город-село`, то есть товарообмен между городским и сельским производителями. Именно при наличии подобной связи рынок является сбалансированным. Это очень хорошо понимал Ленин (`смычка между городом и деревней!`) и упорно не хотят видеть многие демократы. Поразительно: большевики смогли за год возродить капитализм в России, а реформаторы не сумели добиться успеха за одиннадцать лет!
Без села устойчивое развитие Красноярского края невозможно. Г-н Усс предлагает `закрепить возрождение села в качестве основы краевой государственной социально-экономической политики`. Но ведь и его предшественник немало говорил хороших слов, а упадок села продолжался. История КПСС уже дала яркий пример того, что прекрасными намерениями село не поднимешь. Сколько было Пленумов ЦК, а как на сельскохозяйственном фронте боролся Горбачев...
Главное, что не сделано до сих пор - сельское хозяйство не выделено в качестве приоритетного направления развития внутреннего рынка. В этих условиях ни дотации, ни помощь молодым специалистам не помогут. Сегодня сельское хозяйство также встроено в экономику колониального типа. Мало того, что большая часть сельскохозяйственных товаров на внутреннем рынке оказывается импортной, но и сама сфера реализации этого вида товара почти полностью монополизирована гражданами иностранного государства! Как можно говорить о развитии сельского хозяйства, когда даже из чахлого нашего сельского хозяйства прибыль извлекает хорошо организованный иностранный предприниматель, к тому же применяющий, как правило, внезаконные методы конкурентной борьбы! Нужно защищать не только отечественного производителя, но и отечественного купца! Но г-н Усс, похоже, указанными проблемами особо не интересуется.
Как, соответственно, и заботами малого бизнеса. Ну и что, что в развитых странах этот сектор дает до половины и более ВНП? А разве наш кандидат интересуется ростом ВНП? Он интересуется ростом добычи сырья, ростом бюджетных доходов от этого, чтобы были те самые финансовые потоки, которые нужно `направлять`. А то, что именно малый бизнес города и должен осуществлять ту самую `смычку города и деревни`, которая и поднимет рынок Красноярского края - кому это интересно?
Конечно, добыча миллионов тонн нефти - это масштаб. И сотни составов с лесом на экспорт - тоже масштаб. И это очень здорово. Но только тогда, когда рынок сбалансирован. Когда большую часть потребностей внутреннего рынка удовлетворяет местный производитель, ибо именно емкость внутреннего рынка определяет рост экономики. В противном случае - экономика приобретает характер колониальной и все разговоры о росте - разговоры о бедных. Которых становится все больше и больше.
Москва уже стала это понимать. Не случайно Президент настойчиво проводит в общественном мнении идею о необходимости рывка в экономике, о необходимости защиты национальных интересов, защиты и развития национального рынка, наконец - идею патриотизма, без которого все это невозможно.
В Красноярске, похоже, увлеклись межклановой борьбой и еще не выбрались из вчерашнего дня.

6 авг 2002
Красноярский край

Док. 146367
Перв. публик.: 06.08.02
Последн. ред.: 26.10.05
Число обращений: 405


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``