В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Калининград, который мы потеряли Назад
Калининград, который мы потеряли
Наши соотечественники прикладывают к развалу янтарного края больше усилий, чем Запад
В Калининградской области завершилась экспедиция `Независимой газеты`, которая проводилась совместно с рыбацкой газетой `Маяк Балтики`, Ассоциацией муниципальных образований самого западного российского региона при поддержке калининградских пограничников, экологов и ученых. Целью похода было изучение экономических, экологических и политических условий в самом западном российском регионе накануне вступления Литвы в Евросоюз. Корреспондент `НГ` на парусно-моторной шхуне `Бриз` проделал путь длиной в 750 км вокруг всего региона по внутренним и пограничным с Литвой и Польшей водоемам. Во время двухнедельного путешествия он встречался с бизнесменами, политиками, военнослужащими, местными жителями на побережье калининградских рек Немана, Деймы, Преголи, Куршской и Вислинской кос - жемчужин Балтийского моря.

Почему исчезает Неман
Началась экспедиция с ЧП на старте в городе Немане. В прежние годы здесь находился вполне приличный судоходный городской причал. К нему швартовались `Ракеты` с калининградскими туристами. Скоростные суда добирались до этого города по рекам Преголя, Дейма и Неман, проходя живописными каналами Полесского района. Наш капитан Сергей Лешин с растерянностью обнаружил, что этого причала больше нет. Оказалось, что после прекращения финансирования госбюджетом ежегодных работ по очистке и дноуглублению Немана река стала стремительно мелеть и лихорадочно менять свое русло. В итоге при каждом ледоходе можно с точностью до сантиметра подсчитать, на сколько метров середина фарватера, а с нею и государственная граница переместилась в сторону Калининграда. Сегодня можно найти лишь один полуразрушенный пункт швартовки - на Неманском ЦБК. К нему и причалил `Бриз`.

Но тут же примчались вооруженные охранники комбината. Телеоператор телекомпании `Дюны` поднял свою камеру, а корреспондент `НГ` взялся за фотоаппарат, снимая вырывающийся из сточной трубы комбината в реку бурлящий поток технологических отходов, изрядно пахнущий ядовитым фенолом. `Секьюрити` торжественно заявили, что мы арестованы. В ответ мы потребовали встречи с гендиректором ЦБК Александром Саблиным и не скрывали, что для нас самыми актуальными были простые вопросы: где очистные сооружения, почему выбросы уходят вниз по течению Немана на несколько сот метров, отравляя всю речную живность?

Гендиректор появился и лично проверил наши документы. Потом рассказал, что этим предприятием он руководит недавно. На комбинате произошла смена хозяина - теперь здесь командует новая питерская команда. После распада СССР Неманский ЦБК стал принадлежать англичанам. Но цеха почти не работали, значительная часть оборудования была сдана в металлолом. Естественно, ни о каких проблемах экологии думать не приходилось, когда единственное предприятие города, которое кормит фактически все его население, простаивает. Сейчас положение меняется, комбинат модернизируется, и скоро здесь появятся самые современные очистные сооружения.

С приходом Саблина количество рабочих мест на ЦБК выросло почти втрое - до 2 тыс. Рабочие получают приличную, по местным меркам, зарплату 4-5 тыс. рублей. Но основная часть населения российских и литовских городов по обе стороны Немана по-прежнему вынуждена жить за счет унизительного и рискованного промысла - провоза через водный пограничный рубеж сахара, водки, сигарет, янтаря. Фарцуют и бензином. По признанию встретившего нас в Советске коменданта Неманского участка госграницы майора Держицкого, покончить с контрабандистами станет возможно лишь тогда, когда у людей появятся рабочие места и когда уравняются литовские и российские цены на водку и сигареты. Тогда, убежден комендант, его подчиненным не придется вылавливать в водах Немана `пловцов`, оседлавших блоки сигарет и водочные ящики, сделанные местными умельцы непотопляемыми.

Администрация Советска вынуждена была издать постановление, запрещающее жителям выходить на берег Немана после 22 часов, ведь пограничная зона проходит в пределах городской черты.

Интересная деталь: после распада СССР трехэтажный жилой дом у моста Королевы Луизы оказался аккурат в пределах погранполосы. Его жители денно и нощно вынуждены предъявлять документы пограничникам и выкладывать содержимое сумок таможенникам. Хочешь привести гостя или невесту на смотрины своим родителям - оформляй документы. Всего таких `вечно проверяемых` - 30 семей. Конечно, пограничники `входят в положение`. И предлагают передать им дом в ведомственное пользование, а жильцам предоставить новые квартиры. Вот только где взять квадратные метры в Советске, в котором за последние пять лет не появилось ни одной новой многоэтажки? Здесь половина жилого фонда - еще довоенной постройки, значительная часть - в аварийном состоянии.

Вспоминает замначальника Гвардейского технического участка водных путей и судоходства Александр Праслов: `Раньше в Советске был речной порт. Из Калининграда сюда привозили по рекам уголь. Но в начале 90-х эти баржи вместе с туристскими `Метеорами` были отправлены на металлолом. Порт Советска остался отрезанным от России, оказался без топлива и грузов. И прекратил свое существование`. 500 бывших докеров, чтобы прокормить семьи, переквалифицировались кто в контрабандистов, кто в челноков. Превращение Немана в пограничную реку похоронило и туризм, и речное сообщение с Калининградом. Постепенно исчезли деньги, которые Центр всегда выделял на поддержание судоходности реки. Обмелело и устье Немана - исконное нерестилище судака, жереха, прекратилась естественная миграция угря на Скирвите.

Почему бы совместно с Литвой, Польшей, Германией не возродить речное судоходство? Уже сейчас эксперты ЕС изучают проект развертывания речных туристических маршрутов из Германии в Черное море. При этом поляки начинают приводить в порядок старые шлюзовые устройства, водоемы Варминьско-Мазурского воеводства. Река Лава через реки и каналы самой западной области России соединяет водоемы Польши с Калининградским заливом. Почему бы и калининградцам не подключиться к этому проекту, при соответствующем финансировании прочистить свои водоемы, сделать судоходство по Неману круглосуточным? Тогда появится возможность плавания наших речных судов через Литву в Белоруссию.

На третий день экспедиции мы были огорчены, узнав от пограничников Советска, что не сможем пройти в устье Немана на Скирвит даже на моторной лодке. Нас готовы были пропустить и литовские, и российские пограничники, но за время подготовки к экспедиции устье Немана обмелело до 20 сантиметров. Как позже рассказал встреченный на пути похода председатель рыбколхоза `Рыбак Балтики` Петр Рамейко, после прекращения очистки русла Немана июльское превращение реки в лужу стало неизбежным. То тут, то там появляются отмели. Яркий пример - недавно поднявшийся остров Кандаурова (нынче уже разросся на 400 кв. м и стал спорным участком госграницы).

В апреле нынешнего года Запбалтрыбвод подписал с литовской стороной договор, один из пунктов которого был посвящен проблеме очистки фарватера Немана и его устья. Приезжавший в Калининград министр транспорта РФ Сергей Франк вынес соответствующее решение и обещал пригнать из Питера на Неман земснаряд. С литовцами договорились средства на очистку Немана и углубление реки Скирвит выделять поровну. Соседи сегодня заявляют, что готовы профинансировать спасение реки в любой момент, но Москва молчит. Как убедились участники экспедиции, пока ничего конкретного по очистке русла не делается.

Нефтяной туман
Чтобы попасть в Куршский залив, пошли каналами. По пути заглянули в цех по искусственному разведению мальков щуки и судака - единственный, имеющий промышленное значение для области, принадлежащий рыбколхозу им. Матросова. Наш капитан, он же - начальник этого цеха с грустью сообщил: `Боюсь, что сей `роддом` в течение года ликвидируют, превратят в доходную гостиницу для туристов из Германии. А я потеряю работу. Это произойдет, если Литва введет визовый режим для калининградцев и ужесточит транзит наших грузов в Россию. Станет невыгодно колхозу зарыблять водоемы Подмосковья и Курской области. Раньше мы успевали автотранспортом перебросить малька судака из Головкино в Смоленскую область за девять часов. Позже это станет невозможно, и мальки просто погибнут`.

Опасение потерять работу высказали рыбаки поселка Лесное, что на Куршской косе, и их коллеги из рыбколхоза `За Родину`. Неподалеку от ценнейшего природного заповедника, взятого под свою опеку ЮНЕСКО, - Куршской косы намечено возведение нефтяной платформы аккурат в природном `роддоме` трески, калкана (разновидность крупной камбалы), салаки. Опоры платформы должны, по замыслу проектировщиков, встать на естественных путях миграции угря, балтийского лосося, а также особо крупной сельди залом, вкус которой мы забыли за последние два-три десятка лет.

Вообще-то Куршская коса - не только российское достояние: половина ее принадлежит Литве. В конце июня нынешнего года в Будапеште на XXVI сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой говорится: эксплуатация нефтяного месторождения Д6 представляет реальную угрозу для всей экосистемы Куршской косы. ЮНЕСКО обязало Россию до 1 октября изучить вопрос о возможных последствиях начала нефтедобычи и ее целесообразности. Обращено внимание российского `ЛУКОЙЛа` на то, что экспертиза должна быть международной.

Рыбохозяйственный совет Калининградской области, куда входят и чиновники обладминистрации, и ученые АТЛАНТНИРО, оценил ориентировочный ущерб рыбохозяйственным запасам от строительства нефтяной платформы и прокладки подводных трубопроводов в 3 млн. 800 тыс. рублей. По мнению завотделом Балтийского моря АТЛАНТНИРО г-на Фельдмана, `ЛУКОЙЛ` к 1 октября выполнить требование ЮНЕСКО и оценить размер ущерба не сможет - это должна сделать государственная экспертиза с участием Госкомрыболовства и Министерства природных ресурсов РФ. Осталось слишком мало времени: в сентябре, как водится, на Балтике начнет штормить. Возможный вариант развития событий ясен - последует международный скандал. И ЮНЕСКО в ультимативной форме уже сегодня намерено потребовать в случае старта нефтедобычи у Куршской косы вывода ее из объектов всемирного наследия.

Не в восторге от планируемой нефтяной экспансии и директор Государственного национального парка `Куршская коса` Геннадий Тепляков. Но больше всех обеспокоен председатель Калининградского областного союза рыболовецких колхозов Олег Твердохлеб: `Наша рыбная отрасль исторически была ведущей в области. К сожалению, за последние десятилетия списано, продано около 200 рыболовецких судов. Мы давно забыли, когда ходили на промысел в Атлантику, к берегам Африки. Сегодня рыбколхозы выживают только за счет прибрежных вод. Если раньше рыбколхоз `За Родину` брал за путину по 18 тысяч тонн салаки, то нынче все 5 рыбколхозов поставляют калининградцам сообща 2 тысячи тонн. Балтийское море превратилось в одно из самых грязных - какой только гадости здесь нет. Экологическая обстановка на Балтике ухудшается еще и `усилиями` польских и немецких нефтяников. Похоже, крупному международному бизнесу безразличны и судьба природы, и будущее наших семей. Вопрос о платформе был рассмотрен на правлении нашего союза. Оценка действий морских нефтедобытчиков была крайне негативной. Направили принятое постановление гендиректору ООО `ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть` Юрию Каджояну. В ответ услышали, что рыбаки действуют `в угоду чьим-то политическим интересам`. Диалога не получилось`.

Вид из космоса на будущее Куршской косы
Есть и еще один аспект споров, бушующих в Калининградской области вокруг освоения месторождения, - чисто политический. Месяц назад рыбацкий еженедельник `Маяк Балтики` направил Каджояну открытое письмо, в котором попросил прокомментировать сообщения зарубежной печати. А они заставляют призадуматься, в угоду каким целям приносятся в жертву судьбы и рыбы, и рыбаков.

Согласно этим сообщениям польское правительство согласно на продажу завода `Rafineria Gdaсska` потому, что находится в стесненных обстоятельствах: необходимы миллиарды долларов на перевооружение армии по стандартам НАТО. Совместная структура `Rotch Energy BV` и `ЛУКОЙЛа` учреждена специально для приобретения гданьских акций. Зарегистрирована в Голландии. Контрольный пакет (51%) принадлежит британцам. Приобретение акций обойдется обоим партнерам примерно в 300 млн. долларов, кроме того, они будут обязаны вложить в развитие предприятия еще 700 млн. Итого - миллиард долларов США. Предполагаемое увеличение объемов поставок нефти-сырца на Гданьский НПЗ запланировано предстоящей эксплуатацией месторождения Д6. `ЛУКОЙЛ` является совладельцем НПЗ других стран - кандидатов на вступление в НАТО, в частности, Болгарии и Румынии. Один из соучредителей группы `Rotch` Винцент Ченгиз заявил, что `сделка является частью особой программы, реализуемой в Средней Европе, - программы, благодаря которой облегчается приобретение новыми членами НАТО современных вооружений`.

Ответа ни журналисты, ни рыбаки так и не дождались. На аналогичный запрос корреспондента `НГ` последовало то же молчание. Но корреспонденту `НГ` удалось встретиться с депутатом городского Совета из Гдыни Анджеем Волейко, приехавшим в Калининградскую область на праздник Дня областного центра. Тот подтвердил, что польская сторона действительно изучает возможность продажи российскому `ЛУКОЙЛу` Гданьского нефтеперерабатывающего завода. А встретиться и поговорить откровенно относительно этой сделки и месторождения Д6 с Каджояном не удалось. Его помощник по связям с общественностью и СМИ Олег Колесников сослался на занятость своего шефа и все полезные сведения относительно месторождения Д6 посоветовал черпать из газеты `Калининградская правда`, вот уже много лет являющейся рупором ООО `Калининградгазморнефть`. Один из ее совладельцев, Юрий Каджоян, 2 июля на страницах газеты однозначно заявил, что Кравцовскому месторождению Д6 быть. Ведь губернатор Владимир Егоров это полезное и нужное дело для области поддерживает. Хотя Владимир Григорьевич публично об этом нигде не высказывался. Свое слово еще не сказали эксперты из Госкомрыболовства и Министерства природных ресурсов, не поставили они подписи под государственной экспертизой по разработке месторождения Д6 и не определили ущерба экологии Балтики и водоемам самого западного российского региона от его деятельности, не зарегистрировали соответствующие документы в Министерстве юстиции РФ.

Почетный гражданин Калининграда, дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Алексей Леонов заявляет, что курортная зона в Зеленоградском районе, как и все побережье, включая пляжи Светлогорска, Куршской косы, должна оставаться курортной, несмотря ни на какие налоги, которые будут поступать в областной бюджет от предполагаемой добычи нефти у заповедной зоны. Они будут не сравнимы с доходами польской стороны в случае успешной сделки с покупкой `ЛУКОЙЛом` Гданьского НПЗ. При этом именитый калининградец подчеркнул, что видел из космоса, как красива Куршская коса и побережье Калининградского взморья и как загадили нефтяники Архангельскую область, где против деятельности `ЛУКОЙЛа` протестуют сегодня жители Ненецкого автономного округа. Однако возражать и выступать против главного в Калининграде мецената Каджояна, владельца газеты, футбольной команды `Балтика`, автозаправочных станций и всех крупных нефтяных месторождений, никто из чиновников не рискует. Многие в окружении губернатора убеждены, что никто в российском правительстве не сможет устоять перед его всемогущим шефом Вагитом Алекперовым. Разве что только люди из команды президента России.

Нефтяных дивидендов еще нет, но стрельба уже открыта
По возвращении из экспедиции корреспондент `НГ` решил встретиться с одним из членов экспертного совета при полпреде президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, возглавляющим Калининградский союз промышленников и предпринимателей, Борисом Овчинниковым - человеком, имеющим определенное влияние на местных олигархов, состоящих в его организации. Мне хотелось рассказать об увиденных проблемах региона и выяснить, что делает калининградская промышленная элита не только в связи с разработкой месторождения Д6, но и в рамках развернувшейся в последнее время акции, организованной председателем Калининградского союза предпринимателей из Балтийской республиканской партии Сергеем Пасько, по переименованию Калининграда в Кенигсберг. Но нигде в Калининградской области в последнее время Бориса Овчинникова найти не удалось в связи с организованным в конце июня покушением на него. Оказалось, что Овчинников ушел в отпуск и на время, пока улягутся страсти вокруг его имени, уехал отдыхать. Выяснилось, что 28 июня по дороге на работу по машине Овчинникова раздалась автоматная очередь. Главный промышленник области чудом уцелел, а киллер, бросив автомат Калашникова, скрылся. Жизнь Борису Овчинникову спас его охранник, бывший боец спецназа Сергей Литвинович. Сегодня, тяжело раненный, он находится в больнице.

По городу поползли слухи и возможные версии. По одной из них, Овчинников был против разработки нефтяного месторождения Д6 на Куршской косе, по другой - перебежал дорогу пытающемуся взять под свой контроль будущие нефтяные дивиденды вице-губернатору Владимиру Пирогову. Так ли это на самом деле, выясняет милиция. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, как известно, заявил, что покушение на Овчинникова носит политический характер и является следствием твердой позиции последнего по Калининградскому вопросу.

Бизнесмен, возглавляющий самый западный в России СПП, - это более весомая фигура, чем отстрелянные несколько лет назад местные `табачные короли`. Очередь, выпущенная по служебному авто Овчинникова, рикошетом бьет по многим. Отчасти этим объясняется и довольно высокая награда - 100 тыс. долларов - за информацию о покушении. После выстрелов по Овчинникову многие депутаты Калининградской областной Думы, являющиеся еще и владельцами крупных предприятий, в том числе заместитель председателя Думы Сергей Козлов, встревожились. И не только за свою судьбу, но и потому, что если убийцу не найдут, то это может отрицательно повлиять на имидж региона и его инвестиционную привлекательность. Они обратились к губернатору Владимиру Егорову с призывом повлиять на Калининградское УВД, чтобы это дело не было записано в `глухари`. Ведь за последние два года в регионе не раскрыто ни одного громкого убийства. Может быть, поэтому к расследованию и поиску киллера, стрелявшего в Овчинникова, подключились питерские сыщики. Но пока награда в 100 тыс. долларов, к сожалению, остается невостребованной, а страсти вокруг будущего Калининградской области, в том числе между рыбаками и нефтяниками, продолжают накаляться.

Владимир Путин, чтобы снять накал в ЕС и в Калининграде, назначил в регион своего спецпредставителя, председателя комитета Госдумы РФ по международным делам Дмитрия Рогозина. Сумеет ли он заставить чиновников в Москве смотреть на Калининград не как на заброшенную колонию России с ее богатейшими водоемами и природными ресурсами? В этом богатстве и одновременно бесхозяйственности убедились участники экспедиции `Балтийская Русь`, решившие сделать ее ежегодной.

Калининградская область

6 авг 2002
Калининградская область

Док. 146346
Опублик.: 06.08.02
Число обращений: 82


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``