В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Благочестивый воин Назад
Благочестивый воин
К нам обращаются с просьбой разъяснить позицию кальвинистов по вопросу о службе христианина в армии. Вопрос ставится так: может ли христианин брать в руки оружие и воевать им против живых людей?

Прежде всего давайте выясним, как Библия относится к воинам и их профессии. Вот позиция Иоанна Крестителя: `Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.` (Лк.3:14). Здесь мы не обнаруживаем никакого запрета на военную профессию. Иоанн не говорит, что надо бросить оружие. Он предупреждает лишь о том, что не следует подрабатывать на досуге грабежом и насилием.

Христос говорит о вере военного человека: `и в Израиле не нашел Я такой веры` (Мф.8:10). Как следует из текста, военная профессия нисколько не мешает быть верующим. Это даже не ставится под сомнение.

Про Неемана сказано: `И человек сей был отличный воин` (4Цар.5:1). Согласитесь, что подобная оценка этого человека означает высшую похвалу его профессиональному мастерству. Похвалу, данную Богом. Принципиально важен сам факт выдачи Словом Божиим положительной характеристики солдату. Важно и то, что такая характеристика остается в силе на все времена, поскольку Бог не меняет Своего мнения. И во времена земного служения Христа, и позже, во времена ранней Церкви, и в наши дни храбрый и умелый солдат всегда считается отличным воином.

В Новом Завете сотник Корнилий призывает некоего благочестивого воина (Деян.10:7). Как мог Лука назвать этого воина благочестивым, если бы его занятие было неугодным Богу? Ни разбойник, ни убийца благочестивыми быть не могут. Одно из двух: или воин - благочестивый, и его работа поражать живую силу противника не препятствует благочестию; или же эта профессия неугодна Богу, и тогда воин - неблагочестив.Апостол Павел не смущается брать в пример солдата, и солдата хорошего, а не какого-нибудь дезертира1: `Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин` (1Тим.1:18; см. также 2Тим.2:3). Вряд ли апостол стал бы советовать ученику брать пример с дурных людей, сравнивать ученика Христова с гадалкой, чародеем, колдуном и тому подобной публикой.

Апостол рассуждает о положении воина, находящегося на довольствии: `Какой воин служит когда-либо на своем содержании?` (1Кор.9:7). Вполне возможно, сегодняшняя ситуация в нашей армии вызвала бы у него недоумение...

Нам напоминают, что в Новом Завете не упоминаются воины-христиане. Из этого делается вывод, что христианин не может быть воином. Странное, однако, толкование... Да мало ли какие профессии не упоминаются в Новом Завете? Брадобреи, например, не упоминаются, о мясниках ничего не сказано. Не делать же нам вывод о недопущении в члены Церкви парикмахеров и рубщиков мяса?

Тогда нам приводят следующий непобиваемый довод: в Гефсиманском саду, когда Петр отхватил мечом ухо рабу одного из представителей власти, Иисус говорит ему: `возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут`(Мф.26:52).

Что здесь имеет в виду Христос? Только то, что закон запрещает частным лицам восставать против решений законной власти. Тем более, вершить суд. Гражданин не имеет права брать меч (оружие) и оказывать сопротивление властям. Это бунт и мятеж. (Как если бы сегодня кто-либо из студентов попытался с гранатой в руке противодействовать представителям органов милиции, пришедшим арестовать профессора.) Также непозволительно частному лицу принимать на себя функции государственных органов. Это самоуправство и ведет к анархии. И первое и второе запрещено законом. Когда Иисус говорил эти слова, Он помнил о законе и подчинялся ему. Этому Он учил апостолов, этому Он учит и нас. (Кому мало и этого аргумента, обратите внимание на то, что Христос не советует Петру выбросить меч вообще, но вложить его в ножны.)

* * *

Теперь рассмотрим, что говорит Библия о самой войне и как нам следует понимать ее сущность. Согласно Библии, война есть наказание Божие народам за их грехи. Военные, таким образом, являются исполнителями воли Божией.

`И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их` (Иер.49:37);

`Вот, Я - Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня? Посему так говорит Господь: вот, Я отдаю город сей в руки Халдеев и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он возьмет его.` (Иер.32:27,28);

`И не пощадит тебя око Мое, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я - Господь каратель.` (Иез.7:9);

`чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом` (Ис.7:8);

`По желанию Моему накажу их, - и соберутся против них народы` (Ос.10:10);

Рекомендуем посмотреть следующие места из Св. Писания: 2Пар.15:6; Пс.100:8; Ис.17:1; Ис.37:7; Ис.43:13; Ис.65:12; Иер.5:9; Иер.6:6; Иер.15:1-2; Иер.18:19-23); Иер.24:10; Иер.25:29; Иер.47:6-7; Пл.Иер.3:33-38; Иез.21:3; Иез.30:25; Ос.8:3; Мих.5:5-9.Война, будучи судом Божиим, становится ответственным делом, к которому нельзя относиться легкомысленно или небрежно: `Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!` (Иер.48:10); `народ будет сражаться с народом, и город с городом, потому что Бог приведет их в смятение всякими бедствиями. Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши, потому что есть возмездие за дела ваши.` (2Пар.15:6-7).

И хотя Писание дает советы, как лучше действовать в военное время: `Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.` (Пр.20:18); `некоторые гибнут от беспорядка` (Пр.13:23); - тем не менее, оно напоминает, что результат войны зависит лишь от Бога: `Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.` (Пр.21:30-31).

Библия не исключает благородного и храброго поведения на войне:

`Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.` (Суд.5:23);

`Будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно.` (2Цар.10:12);

`Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?` (Пр.24:11);

`не бойтесь их; помните Господа великого и страшного, и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои.` (Неем.4:14);

`Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете.` (Есф.4:14; см. также 2Пар.25:8; Есф.8:11; Флп.1:27-28; Евр.11:34).

А вот Библия описывает отряд из 60 человек, охраняющих одр царя Соломона: `Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его ради страха ночного.` (Песн.П.3:8). Эти почетные гвардейцы готовы вступиться за своего правителя и отдать за него жизнь, готовы наказать мечом преступников, замысливших злое. Наказать террористов и убийц. Поскольку смерть царя может повлечь за собой смуту и гражданскую войну. И тогда распадется общество и умножится злое.

* * *

Часто спрашивают о любви и духовности. Дескать, где вы найдете в армии любовь и духовность? Эти вопросы мы рассмотрим в другой раз, а сегодня разберем лишь вопрос о христианском братстве. Как быть солдату-христианину, если в армии противника также находятся христиане? Ответ наш таков: захватчику, кто бы он ни был, должен быть дан отпор. Захватчик приравнивается к обычному нарушителю закона. Рассмотрим классический пример с братьями из Книги Судей. Колено Вениаминово укрывает преступников. Израиль решает идти войной на это колено. Затем, после неожиданного поражения, их одолевают сомнения: правомерно ли им воевать против братьев? `И пошли сыны Израилевы, и плакали пред Господом до вечера, и вопрошали Господа: вступать ли мне еще в сражение с сынами Вениамина, брата моего? Господь сказал: идите против него.` (Суд.20:23; см. также 27-28). Преступающие установления Божии должны быть наказаны, и Сам Господь ревниво относится к исполнению долга теми, кто призван стать орудием наказания в руке Божией.

* * *

Известно, что ранняя Церковь не одобряла труд военных. Писания Отцов Церкви второго-третьего веков показывают их отрицательное отношение к ремеслу военных. Для понимания того, чем было вызвано такое отношение, нам следует рассмотреть ситуацию того времени. Римская империя вела непрестанные войны, расширяясь за счет захвата чужих территорий. Империалистической войне сопутствовали грабеж и насилие. О защите своего отечества речь не шла. Когда же Рим ослабел, и на него стали нападать варвары, ситуация изменилась. Как говорится, Родина в опасности. Особенно тревожное положение сложилось к четвертому веку на северной границе, как раз там, где преимущественно селились христиане.

Вот еще причина, по которой христиане поначалу отказывались от служения в римской армии: армия неукоснительно принимала участие в языческих обрядах, особенно при первых императорах. Это участие рассматривалось как обязательная часть жизни воина. Разумеется, подобные обязанности заставляли христиан косо смотреть на армию, да и на полицию, которая к тому же преследовала христиан, и на любую государственную службу. Но когда Рим становится терпимым к христианству, христиане занимают государственные должности, служат в армии и полиции.

С течением времени Отцы Церкви изменили свою позицию в отношении участия христиан в военной службе. Амвросий и Августин писали о том, что зло должно быть остановлено. Определялась единственно допустимая цель справедливой войны: восстановление мира и наказание несправедливости. Такая война должна вестись под руководством законного правительства (а не самочинно), вестись без мести и жестокости.

Церковь преодолела настороженное отношение к армии, увидев разницу между армиями в языческом государстве и государстве христианском. Армия стала рассматриваться как законная форма организованного сопротивления внешней и внутренней агрессии, которая никоим образом не противоречит требованиям христианской морали.

Если же довести до логического конца позицию противников службы христиан в армии, полиции, на государственной работе вообще, то эта позиция неизбежно приведет к анархии и распаду государственной системы. Кальвинисты, определенно, не являются сторонниками такой позиции.

Док. 146342
Опублик.: 05.08.02
Число обращений: 90


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``