Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
`Веточки власти` Назад
`Веточки власти`
С появлением первых данных социологических опросов в крайизбирком потянулись с собранными подписями и первые кандидаты.
Опросы свидетельствуют о том, что лидирует спикер Законодательного Собрания А.Усс. За ним следует мэр Красноярска П.Пимашков. Третье, четвертое и пятое место делят А.Хлопонин, С.Глазьев и Алексей Лебедь. В общем ничего неожиданного. Логика нарушается в очередности сдачи подписных листов, а, значит, и сроках регистрации в качестве полноценных кандидатов в губернаторы.
Понятна (и то только по форме) тактика Таймырского губернатора А.Хлопонина. Ему надо догонять лидеров, а, значит, быстро разворачивать полноценную, и можно без сомнения сказать, масштабную избирательную кампанию. Однако не оставляет впечатления все, что до этого времени делал А.Хлопонин (в основном, поездки по краю), носит какой-то поверхностный, экскурсионно-ознакомительный характер. Особенно ярко это было видно в сравнении с поездкой на юг края А.Усса. Там оба Александра оказались одновременно.
Вывод напрашивается однозначный. А.Усс - работал, А.Хлопонин - прогуливался. Удручающе выглядели и сопровождающие его очень грустные лица. Проявился достаточно тревожный для Хлопонина фактор - он проигрывает не только старт, но уже и по дистанции. Но он хоть пытается это как-то компенсировать, поспешив первым зарегистрироваться.
Позиция же П.Пимашкова совсем не понятна. Похоже, что он находится в состоянии нокдауна после выброса компромата и собственного дня рождения. Красноярск по численности населения в пять раз больше Норильска. Поэтому в пять же раз быстрее команда Пимашкова могла собрать те же 60 тыс. подписей. Соревнование по их количеству выглядит бесполезным, т.к. в Красноярске уже все определилось, и Петру Ивановичу надо набирать очки за счет других территорий. А, значит, так же, как и А.Хлопонину, быстрее регистрироваться и заниматься прямой агитацией избирателей, а не вербовкой глав администраций городов и районов. Вообще, глядя на Петра Ивановича по телевизору, складывается впечатление, что он уже сильно `пожалел, что попал в это грязное дело и с большим облегчением из него бы вышел. Может, поэтому и тянет со сдачей подписей, поскольку после этого шага возврат назад практически невозможен.
Вторым подписи сдал В.Журко. Он хоть и пытается выглядеть очень скромно, но его связь с самым скандальным политиком России В.Жириновским скрыть будет очень трудно. Без поддержки ЛДПР бывший водитель вряд ли стал бы директором крупной строительной фирмы. Да и скорость сбора подписей свидетельствует о материальной поддержке партии. Ясно, что Василий Журко не внесет больших изменений в расстановку политических сил по итогам губернаторских выборов. Он, как и большинство кандидатов, использует их в прикладном значении. Можно с большей долей уверенности предположить, что задача директора московской строительной фирмы - `обработать` исключительно Ачинский избирательный округ, чтобы затем попытаться там стать депутатом Госдумы. Здесь мы его должны огорчить и напомнить, что конкуренция на этом округе будет очень плотной. И фавориты известны. No 1 - А.Быков. Затем В.Сергиенко, О.Пащенко, возможно, Н.Ашлапов. Хотя избрание С.Генералова и дружба А.Быкова с В.Жириновским могут внушить надежду Журко. Сдача В.Журко подписей испортила настроение и крайизбиркому. До этого еще были надежды, что многие не соберут подписей. Теперь все очевиднее становится, что число зарегистрированных кандидатов может перевалить за десяток, а бюллетень будет похож на газету. Ясно, что с первым испытанием избирательной кампании справятся, должны справиться: А.Усс, П.Пимашков, С.Глазьев, Алексей Лебедь, А.Зберовский, И.Захаров, А.Тарасов, Г.Стерлигов.
Определилась и группа кандидатов, сопровождающая лидеров. Большинство из них выполнят роль `торпед`. Их главная задача всячески атаковать конкурентов своего заказчика. Это одна из разновидностей `черного пиара`. Но из всего продемонстрированного арсенала пока не видно серьезных дискредитирующих аргументов. Или их припасли на финал избирательной кампании.
Политическая жизнь в крае полностью заполнена выборами. Даже органы власти потерялись совсем, особенно краевая администрация. А если и проявляются, то исключительно в требованиях пикетирующих, либо в пиар-акциях кандидатов в губернаторы. Видимо, и сами чиновники стали ощущать, что их народ забывает, поэтому решили иногда напомнить о себе. То машины ветеранам раздадут, то вот на сессии Законодательного Собрания Александра Викторовича Усса выступят.
Сессия прошла по классическим законам дрессуры. Исполнительную власть и поощряли, и наказывали. После жестких заявлений спикера А.Усса в адрес и.о. губернатора Н.Ашлапова все ожидали, что обсуждение его доклада пройдет в обстановке `конструктивной` критики. Но, видимо, для Николая Ивановича хватило и появления на сессии А.Быкова. Оргвыводов не последовало. Действительно, нельзя же ставить `неуд` единственному легитимному лицу в исполнительной власти края.
Зато по полной программе депутаты отыгрались на вопросе о реформе жилищно-коммунального хозяйства. В чем нельзя не согласиться с А.Уссом, так это в том, что ни о какой реформе речь не идет. Просто в очередной раз повышают цены. Но перед выборами это делать нельзя. Краевые депутаты в отличие от городских чиновников понимают, что непопулярные решения в период `политического гона` резко снижают активность электората.
Серьезную критику в адрес исполнительной и законодательной веточек краевой власти высказал заместитель полпреда Президента В.Овчинников. Первых он обвинил в `замораживании` долгов по заработной плате. Вторых - в непринятии закона по ЖКХ. При этом подтекстом читалось, что в бытность Владимира Васильевича первым замом у А.Лебедя такие вопросы решались. Если Н. Ашлапов недвусмысленно дал понять депутатам, что губернатором края станет А.Усс (ему и решать земельные вопросы), то В.Овчинников, видимо, был бы на месте в роли его первого зама. Последняя перед выборами сессия (последняя ли?) еще раз ярко продемонстрировала всему краю, что Законодательное Собрание это никакой не орган власти, а лишь политическая трибуна, элемент пиара. Что запомнилось населению о прошлой сессии, которая так `по рабочему` началась с повестки в 30 вопросов. Запомнилось:
а) явление А.Быкова;
б) отчет и.о. губернатора на тему `Все хорошо, прекрасная маркиза`;
в) политес и популизм вокруг тарифов на услуги ЖКХ. <Всё. Произошел мятеж в местном отделении СПС. Демократы `съели` А.Васильева. Передача краевой ячейки от одного олигарха (С.Генералова) другому (О.Дерипаске) свершилась. Операцию подготовил и осуществил некто Жабинский (нет, нет, - это фамилия). О нем известно только то, что он воспитанник Н.Ашлапова, а также то, что он умеет очень успешно осваивать средства во время избирательных кампаний. Другая партия - `Единая Россия` активно продолжает акцию `Ты нужен России`. (Президент зовет). Активисты (пиарщики) гордо рапортуют, что за месяц приняли в партию несколько тысяч. Вообще-то это печально, что из 3 млн. жителей края России пригодились всего несколько тысяч.
Борис Березовский объявил призыв в `свою Россию` - либеральную. По виду и содержанию его видеоролик очень смахивает на методы пропаганды `Единороссов`. И это неслучайно. Как известно, именно Березовский стоял у истоков `Единства`.
А вообще, какую бы партию в России не пытались строить, получается КПСС (ВКПб). При этом активным партстроителям хотелось бы напомнить, что к власти большевики пришли через 18 лет после создания партии. А затем еще 40 лет занимались ее чисткой. И зачистили так, что развалилась не только партия, но и страна.
Возвращаясь к теме выборов, следует отметить, что скоро опять актуальным станет вопрос их стоимости. В этой связи особый интерес вызывают недавно опубликованные крайизбиркомом сведения о поступлении и распределении денежных средств фондов избирательных объединений, блоков и кандидатов в депутаты по одномандатным округам на выборах в Законодательное Собрание края в декабре 2001 г. Интересно также сопоставить денежные суммы, затраченные на выборы, с их результатами.
Самой затратной была избирательная кампания блока `Наши!`. По официальным данным на нее затрачено 14,13 млн. рублей. Как известно, по списку `Наших` было избрано 5 депутатов. Таким образом, один депутат списочник стоил здесь 2,83 млн. рублей.
КПРФ затратила на выборы 1,4 млн. рублей. Было избрано 3 депутата. На каждого пришлось 0,47 млн. рублей. Избирательный блок А.Быкова: всего 6,65 млн, рублей, 4 депутата, 1,66 млн. рублей на каждого. Блок `За Лебедя`: всего 7,41 млн. рублей, 3 депутата, 2,47 млн. рублей. Партия `Единство`: всего 10,4 млн. рублей, 2 депутата, 5,2 млн. рублей. `Северная партия`: 8,3 млн. рублей, 2 депутата, 4,15 млн. рублей на каждого.
Таким образом, у избирательных объединений, преодолевших 5% рубеж, самыми `дорогими` депутатами-списочниками являются депутаты от `Единства`, `Северной партии` и `Наших`. Средними оказались затраты у сторонников А.Лебедя. Наименьший удельный вес затрат оказался у коммунистов и блока А.Быкова.
Самой неэффективной была избирательная кампания у тех избирательных блоков, которые не преодолели 5% рубеж. Аутсайдером здесь является СПС, затративший на выборы 8,74 млн. рублей и получивший 1,65% голосов избирателей. На 1% было потрачено 5,3 млн. рублей. У блока `Надежда и Опора` этот показатель составил 2,77 млн. рублей. У блока В.Зубова - 0,63 млн. рублей. Подчеркиваем, что это лишь официальные суммы, прошедшие через избирательные фонды. Как правило, они составляют от 20 до 50 процентов всех средств, затраченных на избирательную кампанию. Отсюда нетрудно приблизительно оценить общие затраты избирательных объединений на выборы депутатов Законодательного Собрания в декабре 2001 года.
Избрание депутатов по спискам - дело более затратное, чем по одномандатным округам. Так, самый `дорогой` депутат-одномандатник стоит чуть больше 1 млн. рублей. В среднем для победы в городских одномандатных округах кандидатам пришлось затратить около полумиллиона. На селе стоимость победы значительно меньше и колеблется от 80 тыс. рублей до 300 тысяч.
Естественно, что нет прямой зависимости победы от количества затраченных средств. Напротив, кандидаты, проигравшие выборы, затратили, как правило, больше, чем победители. Это просто означает, что они располагали другими ресурсами. Зачем, например, А.Клешко было нести большие затраты на СМИ, когда он сам - популярный журналист. Поэтому из всех городских депутатов-одномандатников он потратил меньше всех средств (103,8 тыс. рублей).
Но важно понять, что чем больше денег затратят на выборы, тем лучше красноярцам. Это, может быть, единственные реальные инвестиции в край, о которых так любят говорить кандидаты. А деньги эти придут в средства массовой информации, полиграфические предприятия и просто людям, особенно молодым, работающим добровольцами на политическом фронте.

Док. 146322
Опублик.: 05.08.02
Число обращений: 73


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``