В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Тбилиси хотели бы сурово ответить Москве, а отвечать-то и нечем Назад
В Тбилиси хотели бы сурово ответить Москве, а отвечать-то и нечем
Кажется, предположения `НГ` о том, что между Россией и Грузией вот-вот может начаться война, готовы сбыться: ситуация на границе двух стран все более обостряется. Российская сторона со ссылкой на показания еще одного плененного в Итум-Калинском районе боевика утверждает, что переход бандитов из Панкисского ущелья на территорию РФ сопровождался сделкой с грузинскими властями. Пленный боевик, некий Астамиров, сообщил, что грузинской стороне были переданы двое арабов-наемников из группы полевого командира Хасана. При этом `язык` не исключает, что арабы могли быть переданы либо грузинским спецслужбам, либо даже американцам, информирует Интерфакс со ссылкой на неназванный источник в Объединенной группировке войск на Северном Кавказе. Астамиров также утверждает, будто при переходе бандитов из Панкисского ущелья в Чечню грузинские пограничники им `не препятствовали`, однако `предупреждали о крайней нежелательности столкновения с федеральными войсками`.

Российские политики и военные продолжают настаивать на необходимости проведения в Панкиси контртеррористической операции, однако настойчиво подчеркивают, что было бы более чем желательно получить на это соответствующий мандат со стороны Совбеза ООН. Кажется, Москва готова инициировать начало процедуры получения международного мандата. Но вероятность такого развития событий очень тревожит Грузию. В Тбилиси все более напористо обвиняют Москву в бомбардировках грузинской территории и предупреждают, что при повторении авианалетов будут открывать огонь по самолетам-нарушителям.

Грузинское приграничье на этой неделе бомбили дважды, оба раза ночью. Обошлось без жертв - некие `летательные аппараты, вторгшиеся в воздушное пространство республики с севера`, нанесли удары с воздуха по безлюдной горной местности. Кто именно бомбил, в Грузии не сомневаются - естественно, российская авиация. Здесь налеты восприняли как демонстрацию силы, своего рода акты устрашения. В заявлении МИД Грузии действия российских военных названы `агрессией в отношении суверенного государства`, и для пресечения подобных недружественных проявлений Тбилиси обратился за помощью к международному сообществу. Кроме того, секретарь Совета национальной безопасности республики Тедо Джапаридзе, много лет проработавший послом Грузии при ООН, сообщил журналистам, что сразу же поставил в известность об этих инцидентах Белый дом. Естественно, не российский.

И Тбилиси получил то, что ожидал: Вашингтон в среду выступил с заявлением, в котором однозначно выразил свою поддержку суверенитету и территориальной целостности Грузии и одновременно - озабоченность развитием ситуации на грузино-российской границе, куда, по последним данным, подтягиваются российские пограничные и армейские подразделения. В России опасаются, что в ближайшее время на прорыв границы из Грузии в Чечню пойдет отряд Руслана Гелаева численностью до 200 боевиков, в Грузии называют это лишь поводом для сосредоточения `сил вторжения`.

Поддержка поддержкой, но что-то надо делать и со своей стороны. Что - пока неясно. Хотя многие, в том числе и в парламенте республики, призывают грузинских военных `отвечать ударом на удар`. Причем в прямом смысле: сбивать российские самолеты и вертолеты, по приказу или пусть даже по ошибке оказавшиеся в грузинском небе. Первым такую идею озвучил председатель комитета по обороне и безопасности Грузии Ираклий Батиашвили. Необходимо `мобилизовать грузинские силы ПВО и сбивать любые летательные аппараты, вторгающиеся в воздушное пространство страны`, заявил парламентарий журналистам.

Не исключает, кстати, применения силы и министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили. По его словам, сделать это непросто, но при желании можно. `Но это не будет лучшим выходом. Прежде всего потому, что Грузия не собирается воевать с Россией`, - сказал министр.

Итак, теоретически в Тбилиси российские самолеты, вторгающиеся в воздушное пространство Грузии, уже готовы сбивать. Не хочется даже гадать, чем обернулось бы это для грузино-российских отношений, но, к счастью, дальше теории дело скорее всего не пойдет: отвечать ударом на удар Грузии попросту нечем. По информации депутата Георгия Барамидзе, до недавнего времени возглавлявшего комитет по обороне и безопасности, Грузия сейчас не располагает системой противовоздушной обороны.

`Сбить самолет-нарушитель, конечно, можно, - сказал он. - Можно посадить на какую-нибудь гору на границе солдата с той же `Стрелой`, и пусть ждет незваных гостей. Может, и дождется...`

Других возможностей оградить территорию, тем более воздушное пространство, у Грузии сейчас нет. По словам Георгия Барамидзе, нынешняя ситуация стала результатом сложившейся в стране практики бюджетного финансирования таких сфер, как оборона, охрана границы, разведка.

`Цифры весьма показательны, - говорит парламентарий. - В частности, на нынешний год Министерству обороны из бюджета выделено 36 миллионов лари. Это чуть больше 15 миллионов долларов. На эти деньги надо содержать вооруженные силы численностью 20 тысяч человек. В то же время только на подготовку грузинского армейского спецназа численностью до 2 тысяч солдат и офицеров США выделили нам 64 миллиона долларов - четыре годовых бюджета Минобороны Грузии. Но ведь и выделяемые мизерные бюджетные средства грузинским военным не отдают: за первое полугодие Минобороны недополучило около 4 миллионов лари. Схожая картина и по Министерству госбезопасности, и по департаменту охраны государственной границы, по разведслужбе.

На одном из недавних заседаний парламентского комитета по обороне и безопасности, где анализировались вопросы финансирования силовых структур, представители Минобороны Грузии поставили вопрос о выделении в бюджете будущего года на нужды военного ведомства как минимум 100 миллионов лари - то есть почти втрое больше, чем в 2002 году. Военные заявляют, что это тот необходимый минимум, ниже которого функционирование грузинской армии просто невозможно. Руководитель пограничного ведомства, генерал Валерий Чхеидзе заявил в парламенте, что при нынешней практике финансирования обеспечить сколько-нибудь надежную охрану госграницы Грузия не сможет.

`При таком отношении руководства страны к нуждам армии и пограничников Грузия не может дать эффективный ответ на агрессивные действия той же России, - уверен парламентарий Георгий Барамидзе. - А наиболее эффективным ответом в сложившейся ситуации было бы уничтожение хотя бы одного-двух самолетов-нарушителей. Это заставило бы задуматься российских военных`.

С учетом всего этого, на фоне нынешнего обострения ситуации на грузино-российской границе Тбилиси скорее всего ограничится ответными мерами, которые глава грузинского внешнеполитического ведомства Ираклий Менагаришвили назвал `дипломатическим щитом`.

Между тем ожидать в ближайшее время снижения напряженности на грузино-российской границе не приходится. На состоявшемся в среду заседании правительства президент Эдуард Шеварднадзе сообщил, что власти Грузии в категорической форме потребовали от находящихся в Панкисском ущелье чеченских боевиков покинуть грузинскую территорию уже до конца лета. Куда будут уходить боевики - угадать нетрудно.

Тбилиси

2 авг 2002
Российская Федерация

Док. 146273
Опублик.: 02.08.02
Число обращений: 62


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``