В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почему не шумит на выборах опальный министр российского правительства? Назад
Почему не шумит на выборах опальный министр российского правительства?
В творящейся предвыборной вакханалии поведение красноярских коммунистов отличается редкостной выдержкой и достоинством. С чем их можно искренне поздравить, как, впрочем, и с тем, что они смогли, наконец, выставить на выборы по-настоящему серьезного политика, Сергея Глазьева можно бы было похвалить только за то, что он не устраивает митингов с истеричными лозунгами и размахиванием красными полотнищами и не требует отдать под суд ?антинародныйрежим?. Не переходя в запале предвыборной борьбы на персоналии, он предлагает довольно реальные вещи. Остается только гадать - что это, новая ?генеральная линия? компартии или политический эксперимент в отдельно взятом регионе?
Можно предположить, что коммунистическая партия озаботилась расширением своего стремительно стареющего электората. Если в девяностых годах для поддержания своего политического реноме достаточно было сообщать о том, что ?раньше было лучше?, а теперь все ?плохо сделано?, то теперь наряду с вопросом ?Кто виноват??, неизбежно встает извечное ?Что делать??. А здесь одних гневных филиппик маловато.
Собственно, что привело Глазьева, сравнительно молодого человека и продвинутого политика, в ряды компартии? В свое время он, грамотный, ?остепененный? экономист, был одним из активных сторонников Бориса Ельцина. В тридцать с небольшим лет Глазьев был назначен министром внешнеэкономических связей и, казалось, должен был сделать блестящую карьеру. Но в 1993 году, после разгона Ельциным Верховного Совета и расстрела Белого Дома, ужаснулся и направил прошение об отставке, поставив жирный крест на карьере правительственного чиновника. Это был по-настоящему мужской поступок! Сергей Глазьев отказался от теплого министерского кресла в пользу собственной репутации. Прагматичные коллеги не оценили ?красивый жест? опального министра и даже сочли его решение не слишком умным. Один из предпринимателей вайнахской диаспоры в частном разговоре так оценил деятельность Глазьева на посту министра: `Какой глупый, даже украсть не сумел...` (Бизнес-класс, N4, 1997п).
Ну что же, каждый в слово `глупость` вкладывает свой смысл. Сейчас мы имеем возможность наблюдать, как `умные` люди, урвав от развалившейся страны жирные куски, повышают, в погоне за дополнительными доходами, цены, тарифы, уводят неправедно нажитые капиталы за рубеж, в оффшорные зоны, демонстрируя полное равнодушие к проблемам страны...
Сергей Глазьев порой делал неудачные попытки изменить ситуацию, создавая ?третью силу? - ?Конгресс русских общин? вместе с Александром Лебедем, но разочаровался. В конце концов, его спор с экономическими ?авторитетами? о пагубности проводимой правительством ?шоковой терапии? и привел его к союзу с коммунистами.
Любопытно, что еще в начале девяностых годов Сергей Глазьев приезжал в Красноярский край и говорил о том, что на столь обширной территории необходимо грамотно выстроить экономику и социальную сферу, иначе Красноярский край заплатит очень высокую цену за допущенные ошибки. Что, собственно, мы и наблюдаем. И при всем при этом край присоединился к тем регионам, которые сами себя обеспечить не могут.
Несколько лет назад прорабатывался вопрос о передаче красноярских угольных разрезов в управление столичных компаний. В то время Сергей Глазьев был, пожалуй, единственным из высоких российских политиков, который считал такой поворот событий серьезной ошибкой. По крайней мере, во время встреч с красноярскими производственниками он утверждал, что краю нельзя терять управление важнейшей отраслью.
Обратимся к некогда ведущей отрасли Красноярского края. Пользуясь тем, что лесоэкспортеры стремятся как можно быстрее заработать доллары, иностранные покупатели умело сбили цены на круглый лес в три и более раза. О каком уровне хозяйствования можно говорить? Ведь только от экспорта лесной продукции Красноярский край ежегодно мог бы получать сотни миллионов долларов.
Собственно, почему провалились рыночные реформы в экономике и демократические преобразования в обществе? Сергей Глазьев, в принципе, не открывает Америку, рассказывая в своих предвыборных выступлениях, что причина наших неудач в том, что вместо эффективной рыночной конкуренции страна получила феодальные монополии около кремлевских олигархических кланов. Почему он сам не стал одним из членов этого клана? Не захотел, наверное...
В первом послании нового Президента федеральному Собранию говорилось о том, что ?...единственным для России реальным выбором может стать выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе?.
Там же сказано о главных угрозах, устранение которых должно определить приоритетные задачи исполнительной власти - о вымирании населения и деградации экономики, сползании России на периферию мировой экономики, в число стран ?третьего мира?. И вывод: ?России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива...?.
В принципе, власть декларирует то, к чему призывает и коммунистическая партия. Что последней, надо полагать, совсем неинтересно. Потому что оппозиция Должна быть оппозиционной. Так что теряющим почву под ногами коммунистам такие лидеры, как умный экономист Глазьев, оказались как `нельзя более кстати.
Митинги и лозунги приелись. А вот исследования молодого профессора экономики об исполнении федерального бюджета помогли перейти к ?конструктиву?. Коммунисты, например, стали спрашивать, почему в 2000 году, когда федеральный бюджет был перевыполнен, государственные пособия гражданам, имеющим детей, исполнены лишь на 9,2% от годовых бюджетных назначений, расходы на образование - на 88,3%. Почему вообще не выделялись средства на государственную поддержку фермерства, централизованные закупки некоторых жизненно важных медицинских препаратов, а расходы на здравоохранение недовыполнены на 11,4%, на культуру - на 13,7%? Куда девались сверхплановые доходы бюджета? Вот так, получите!
Трудно сказать, чем закончится обкатка на этих выборах ?нового лица? компартии, но надо сказать, что пока ?красный эксперимент? приятно удивляет.
Чего нельзя сказать об ухудшающейся день ото дня экономической ситуации в нашем крае. В феврале нынешнего года краевая администрация Красноярского края обратилась к красноярцам по поводу того, что бюджет территории отныне будет зависеть не от налоговых отчислений собственных предприятий, а от помощи Москвы. И, соответственно, жителям края настоятельно рекомендуется потуже затянуть пояса.
Сомнительные перспективы. Представители администрации края регулярно навещают Минфин на предмет финансовой помощи краю. Но столица не спешит.
Единственный выход - выстроить активную и целенаправленную бюджетную политику в своем регионе. Чем и придется заняться вновь избранному губернатору.


Комсомольская правда

2 авг 2002
Красноярский край

Док. 146272
Перв. публик.: 02.08.02
Последн. ред.: 05.08.02
Число обращений: 65


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``