Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
Разработка проекта закона об изменении статуса субъекта Российской Федерации Назад
Разработка проекта закона об изменении статуса субъекта Российской Федерации
Цивильный костюмчик для субъекта

Александр УСС, председатель Законодательного собрания Красноярского края, член Совета Федерации
Разработку проекта закона об изменении статуса субъекта Российской Федерации он прокомментировал в беседе с корреспондентом `Российской газеты` Александром Шамовым.
- Актуально ли, на ваш взгляд, принятие этого закона в общем контексте федеративных реформ?
- Да, такой закон своевремен. Более того, ситуация даже перезрела. В период принятия Конституции, а ранее Федеративного договора, было сделано много излишне радикальных шагов, которые привели к формированию субъектов Федерации на территориях, не готовых самостоятельно реализовывать предоставленные им возможности.
Кроме этого, возникли сложные юридические коллизии. В ряде субъектов Федерации появились субъекты Федерации, входящие в их состав. Это дало повод некоторым политикам именовать эти субъекты - `матрешечными`. Семь регионов России стали включать в себя автономные округа - такие же самостоятельные субъекты. И стало абсолютно неясно, что же тогда означает термин `вхождение в состав края (области)` - географическое понятие или государственно-правовой статус?
Конституционный суд пытался ответить на этот вопрос, но его решение не сняло остроту проблемы. Противоречия и конфликты в отношениях между краями и округами продолжились.
- Насколько эта проблема проявляется в отношениях Красноярского края и входящих в его состав автономных округов?
- На примере Красноярского края можно рельефно показать абсурдность ситуации `вхождения` наряду с самостоятельностью `входящих`. Депутаты от округов, допустим, входят в Законодательное собрание края. Но законы, принимаемые краевым парламентом, с участием окружных депутатов, не распространяются на территориях округов. Ну ни абсурд ли? Причем жители округов это прекрасно понимают.
В свое время я избирался депутатом Совета Федерации от Эвенкийского округа. Одним из главных и чуть ли не единственным пунктом моей программы было предложение о переустройстве отношений края с Эвенкией и возвращение в те правовые рамки, что были до принятия Федеративного договора и Конституции. Иными словами, чтобы Эвенкия стала вновь частью Красноярского края. За себя особенно не агитировал, но из 11 кандидатов оказался бесспорным лидером.
Люди на своем опыте убедились, что изменение статуса округа не привело к улучшению их жизни. Это породило лишь излишние надстройки и увеличило число чиновников. Осложнилось решение вопросов медицинского обслуживания в краевом центре, организация так называемого `северного завоза` и много еще чего
В отношении числа чиновников вопрос вообще трагикомичный. Поселок Тура - столица округа - имеет окружную, районную и поселковую администрации. Как шутят сами эвенкийцы - `на каждого кочегара, у нас приходится по четыре начальника`. Уже тогда жители округа ставили вопрос о проведении референдума за `реальное` вхождение в состав края, за утрату `липовой` самостоятельности. Но для этого просто не было правовых оснований. И в этой связи принятие нового закона может помочь решить хотя бы часть проблем, накопившихся во взаимоотношениях сложносоставных субъектов.
- Если я правильно понял, то вы поддерживаете идею объединения субъектов Федерации?
- Жизнь не стоит на месте. Появляются основания для слияния, объединения или образования новых субъектов. Думаю, что в России можно найти множество примеров, когда появление ряда новых субъектов было экономически и политически оправданным. Но в некоторых автономных округах преимущество получила только управленческая элита. У нее появилась возможность иметь представительства в Москве, атрибуты власти, право бесконтрольного распоряжения финансовыми ресурсами. Ведь Москва далеко, а краевой или областной контроль был отменен. Самое интересное, что в число управленческой элиты не входят представители титульных наций. Эти чиновники присвоили себе право говорить от имени коренных народов, давших название самим округам.
- Но как тогда в принципе можно решить проблему коренных малочисленных народов? Ведь автономные округа и были созданы для реализации их прав.
- Коренным малочисленным народам должна оказываться адресная помощь в рамках федеральных программ. Пытаться решить проблему за счет повышения политического статуса, образования государственности - это тупиковый путь.
- Какими полномочиями в принципе могут `поделиться` округа с краями или областями?
- Самое важное - это обеспечить передачу краю полномочий по формированию консолидированных бюджетов края (области) и округов, полномочий по законодательному регулированию вопросов административно-территориального устройства, государственной службы, местного самоуправления, социальной защиты. Иными словами - создать унифицированный механизм функционирования органов власти края и округов, единое правовое и экономическое пространство.

Док. 146059
Опублик.: 02.07.02
Число обращений: 188


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``