В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы ТЭКА уже приобрели системный характер Назад
Проблемы ТЭКА уже приобрели системный характер
Для их решения необходимо создать комплексную стратегию развития отрасли
Аман Тулеев

Мне часто задают вопросы: разве только угольная отрасль заслуживает государственного подхода? Не пойдет ли ее усиленное развитие в ущерб другим направлениям? Чем вызвано такое явное предпочтение?

Отвечаю по существу - рабочая группа Государственного совета Российской Федерации по вопросам государственной политики развития угольной отрасли создана не для лоббирования интересов угольной отрасли, как это некоторым хотелось бы представить, а для решения узловых проблем ТЭКа.

В ходе недавнего обсуждения `Энергетической стратегии России на период до 2020 года` выяснилось, что у угольщиков, газовиков и нефтяников накопились одинаковые проблемы, и решить их в рамках отдельных отраслей или тем более предприятий невозможно. Нужна комплексная стратегия развития ТЭКа. И рабочая группа взяла на себя согласование ключевых вопросов в рамках российской экономики в целом.

Так уж получилось, что угольщики всегда проявляли больше активности в постановке острых проблем, которые мешают развитию отрасли. А со стороны могло показаться, что они заботятся только о своих интересах. Но давайте разберемся по порядку. Сейчас у отрасли три `болевые` точки - проблема сбыта, высокие тарифы естественных монополий и социалка. Проблема сбыта вызвана предпочтительным использованием дешевого газа, импортного казахского угля и высокими железнодорожными тарифами.

И тут выясняются любопытные вещи. Газовики и нефтяники тоже не выигрывают в сложившейся ситуации. Они открытым текстом жалуются на диспропорции в развитии ТЭКа. Ажиотажный спрос на газ не способствует процветанию отрасли. Ресурсы не восстанавливаются, их добыча идет хищническими темпами, близится потенциальный дефицит `голубого топлива`. Газовики согласны, что газ надо расходовать рационально - экспортировать львиную долю и получать валютную выручку, а также снабжать население. Но вместо этого газ сжигается в котлах ТЭС, а это все равно, что топить ассигнациями.

РАО `ЕЭС` использует административные методы, чтобы `выбить` квоты на дешевый газ и мазут, и не желает покупать уголь по рыночным ценам. В результате искусственно создается недобросовестная межотраслевая конкуренция на внутреннем рынке. Таким образом, энергетика соблюдает только свои интересы и диктует искаженные перспективы ТЭКу. Как переломить ситуацию? Нужно интенсивное выравнивание диспропорций, в том числе и ценовых.

Среди многих причин - неразвитость рыночных механизмов, отсутствие внутриотраслевой конкуренции и независимых производителей топлива и энергетики, неэффективный контроль государства в этой области.

В результате проблемы ТЭКа приобрели сегодня уже системный характер: отсутствие рыночного механизма саморегулирования деформирует структуру спроса и структуру энергетического рынка, приводит к нерациональному расходованию энергетических ресурсов. Экономика начинает зависеть только от одного энергоносителя. Нужна реструктуризация так называемых естественных монополий, переход к рыночным ценам, конкуренция независимых производителей.

Вот и на угольном рынке чувствуется недостаточный уровень внутриотраслевой конкуренции и недобросовестной межотраслевой конкуренции с природным газом. Закрытый характер рынков сбыта энергетических и коксующихся углей, который обуславливает избыточные рычаги давления потребителей на предприятия угольного сектора, отсутствие свободных организованных рынков торговли углем, долгосрочных договоров сбыта продукции, конкуренция с импортным углем, привели к падению рентабельности в отрасли.

Среди других системных проблем - проблема снижения транспортных тарифов. Для угольщиков она наиболее актуальна, потому что в отрасли самая высокая стоимость и самое низкое качество транспортировки углей железнодорожным транспортом, что препятствует развитию системы внутренней торговли углем. Остро стоит вопрос о развитии инфраструктуры портовых терминалов по перевалке угля, что позволило бы кардинально решить проблему экспорта. Но несбалансированность тарифных систем в железнодорожных перевозках и трубопроводном транспорте - общая головная боль. Отсутствие единой системы унифицированных тарифов препятствует развитию всех отраслей ТЭКа, делает экономически невыгодными многие проекты - например, по транзиту энергоресурсов через территорию России.

О привлечении инвестиций следует поговорить отдельно. Известно, что у угольщиков самый низкий объем привлекаемых инвестиций. Но и в других отраслях ТЭКа ситуация не лучше. Причина - большинство производственных объектов ТЭКа на сегодняшний день выработало эксплуатационные сроки. Выбытие основных производственных фондов не покрывается вводом в строй новых производственных мощностей из-за недостаточного объема капиталовложений. ТЭК не привлекателен для инвестиций прежде всего потому, что нет стабильного налогового законодательства и очень высоки инвестиционные риски. Чтобы исправить ситуацию, нужен жесткий государственный протекционизм - как и в других отраслях с высокой капиталоемкостью и длительным инвестиционным циклом. Придется побороться за изменение амортизационных отчислений, развитие новых программ страхования, за долгосрочные тарифные гарантии.

Не могу не коснуться и темы экспортно-импортных пошлин. Широко обсуждаемая благодаря нам тема импорта экибастузского угля - пример отсутствия последовательной правительственной стратегии импорта энергоресурсов. Мы со своей стороны будем требовать ужесточить экологический контроль в отношении импортируемых углей, содержащих вредные примеси. Но наряду с импортными существует проблема негибких экспортных пошлин, более актуальная для других отраслей ТЭКа, особенно для нефтяников. Общий настрой понятен - таможенный механизм должен служить развитию отечественной промышленности, а не быть только фискальным инструментом для наполнения бюджета.

В заключение хочу напомнить, что и угольная отрасль, как и другие составляющие ТЭКа, стоит перед необходимостью реструктуризации и модернизации. А это означает необходимость решать серьезные социальные проблемы, особенно связанные с преодолением неблагоприятных социальных последствий функционирования градообразующих производств. Нужно изыскивать средства на решение вопросов социальной защиты и занятости, переселения из неперспективных районов. Сейчас эти процессы проходят при хроническом недофинансировании, что приводит к нарастанию социальной напряженности.

21 июн 2002
Кемеровская область

Док. 145972
Опублик.: 21.06.02
Число обращений: 175


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``