В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Внешнеэкономические связи Назад
Внешнеэкономические связи
Учитывая сложившееся социально-экономическое положение в области, основное внимание было уделено приоритетным направлениям развития экономики области. Это, прежде всего, развитие минерально-сырьевой базы, транспортной инфраструктуры области, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса.

Архангельская область широко известна тем, что на ее территории находится важный стратегический объект - 1 Государственный испытательный космодром МО РФ `Плесецк`. На протяжении многих лет он был самым активно действующим космодромом в мире, и в будущем имеет большие перспективы. В настоящее время намечена федеральная программа по дальнейшему развитию космодрома, которая предусматривает постепенное интегрирование космодрома в экономику области.

Архангельская область выгодно отличается своим машиностроительным комплексом, при этом лидирующее место занимают предприятия Государственного Центра атомного судостроения. Эти предприятия занимаются строительством атомных подводных лодок и гражданских судов.

Развитие архангельского порта является комплексной задачей, связанной как с развитием и модернизацией самих портовых мощностей и созданием условий для крупнотоннажных транзитных контейнерных перевозок, так и более активное вовлечение порта в транспортную инфраструктуру Северо-Запада России. С этой точки зрения стратегически важной представляется задача строительства железнодорожного сообщения Карпогоры - Венденга, связывающей архангельский порт с территорией центральной России.

В 1997 году решен вопрос о финансировании разработки технической документации по модернизации порта Архангельск и строительства железнодорожного сообщения Карпогоры - Венденга средствами программы ТАСИС. Развитие порта предполагает создание перерабатывающего комплекса. Это касается, в первую очередь, строительства метанолового завода. В настоящее время открыта немецкая кредитная линия для реализации данного проекта. Все большее внимание в настоящее время уделяется развитию нефте-газокомплекса Северо-Запада России. Однако разработка данного направления является капиталоемкой задачей, и ждать реальной отдачи в самое ближайшее время не приходится. Решение этой перспективной задачи обещает дать принципиально новый толчок развитию экономики всего Северо-запада России.

Так судостроительный комплекс предприятий Северодвинска планируется как основная база для строительства нефтебуровых платформ ледового класса. При участии норвежского концерна Квернер для решения этих задач планируется создание современного инженирингового центра для проектировочных работ, создание которого планируется осуществить при финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития. Для всего европейского Севера остро стоит проблема энергосбережения и энергетики.

Администрацией области проводилась работа в этом направлении. Город Архангельск включен в программу Мирового банка реконструкции и развития 10 городов России для осуществления проектов в сфере энергосбережения. Финской компанией Планора ОУ разработано технико-экономическое обоснование энергосбережения районов Экономия-Маймакса. Сумма кредита - 6 миллионов 120 тысяч долларов. Кредит выделяется Международным банком Реконструкции и Развития под 10% годовых на 10 лет, с отсрочкой выплаты на 3 года.

В настоящее время идут переговоры о включении Архангельской области в новую кредитную линию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (г. Северодвинск), а также наполнения дополнительными проектами кредитной линии по линии энергетики и энергосбережения. Одним из перспективных проектов является создание комплекса минизаводов по производству древесного угля из отходов производства деревообрабатывающей промышленности. Достигнуты договоренности с голландской стороной о возможности экспорта готовой продукции.

Перспективной является работа по использованию торфа в сфере малой энергетики. Решение данной задачи позволит отказаться от завозов дорогостоящего жидкого топлива без снижения качества теплоснабжения. В данном направлении ведется работа с мировыми лидерами в данной области - финскими предприятиями. Начаты переговоры о возможности создания совместного предприятия по сборке торфодобывающих машин на базе завода Реммелиомаш. Идет подготовка международного семинара по перспективам использования торфа в Архангельской области, запланированного на июнь этого года.

Решается вопрос об открытии центра энергоэффективности в Архангельске при финансовой поддержке МИДа Норвегии. Под председательством Швеции на центральном уровне Баренцева Евро Арктического региона была проделана большая работа по продвижению сектора энергетики и энергосбережения как приоритетного. Составлен план действий в рамках Баренцева региона в данной области. От Архангельской области включены, в качестве приоритетных, 3 проекта в различных районах области (Мезень, Онега, Соловки).

Следует иметь в виду, что на настоящий момент создана база под осуществление этих проектов. Но, тем не менее, они требуют привлечения заемных средств, то есть подразумевают ответственность заказчика. Другое дело, что эти заемные средства будут западных, а не российских коммерческих банков. А это подразумевает кредит минимум на 10 - 15 лет, с отсрочкой выплаты суммы займа, что при сегодняшних российских реалиях достаточно сложно добиться. К сожалению, Россия остается в числе стран, в которых не выгодны размещения капитала.

В этой связи актуальным является разработанный закон `О региональных гарантиях осуществлению инвестиционной деятельности на территории Архангельской области`. Данный закон призван создать легитимную основу благоприятного инвестиционного климата на территории Архангельской области, обеспечив тем самым приток иностранных и отечественных инвестиций. Более того, необходимость принятия данного закона объясняется ещё и тем, что в последнее время, с учетом экономического кризиса в государстве, потенциальные инвесторы, особенно зарубежные, хотели бы видеть гарантии субъекта под осуществление инвестиционных проектов на территории области, поскольку желали бы обезопасить свои финансовые средства от различных обстоятельств отрицательного характера. Именно по этой причине рядом субъектов Российской Федерации уже прияты законы на областном уровне, регламентирующие вопросы гарантий осуществления инвестиционной деятельности на соответствующих территориях. Имея колоссальный экономический потенциал : сырьё, топливная индустрия, лесопромышленность и другие сильные позиции,- область реально может выйти на авангардные финансово-экономические показатели, если обеспечит законодательную основу привлечения и регулирования инвестиционного капитала как из российских, так и из зарубежных источников

Администрация Архангельской области последовательно проводит инвестиционную политику, уже принят ряд законов, направленных на стимулирование привлечения инвестиций. Основная ее цель - создание необходимых условий для развития производства, предпринимательской деятельности, повышения рентабельности предприятий. На этой основе планируется создание собственных источников финансирования, что в конечном итоге сделает предприятия области более привлекательными для внешних инвесторов.

Прогнозы специалистов довольно оптимистичны. В Архангельской области намечается дальнейший рост промышленного производства, а к 2005 году этот уровень достигнет 37%. Этот фактор, несомненно, будет способствовать финансовому оздоровлению предприятий и развитию экономики в целом.

В качестве одного из примеров проводимой инвестиционной деятельности можно привести проект по строительству рыболовецких траулеров на производственных мощностях ГМП `Звездочка`. Подписано соглашение о кредитной линии между `Груманфлотом` и `Экспортфинансом` под данный проект. В настоящее время решается вопрос об участи норвежского фонда SND в реализации данного проекта.

Также значительная работа проводится в рамках участия Архангельской области в Баренц сотрудничестве. Баренц сотрудничество по своей сути является уникальным в Европе, поскольку оно единственное региональное сотрудничество. В МИДе России прислушиваются к региональным приоритетам, таким образом область влияет на внешнюю политику всего Российского государства. Комитетом были подготовлены и направлены комментарии к коммюнике Сессии Совета БЕАР в МИД России и МИД Швеции.

В настоящее время в Баренц сотрудничестве сложилась ситуация, когда проекты в области человеческих контактов развиваются достаточно успешно, что нельзя сказать о проектах экономической направленности. Данная ситуация складывается по причине нехватки средств регионального сотрудничества, которыми располагает только норвежская сторона. Следует также принимать во внимание тот факт, что деньги под реализацию проектов в Баренц программе даются в виде грантов, то есть не требуют возврата. Суммы грантов не могут являться достаточными для реализации капиталоемкого проекта.

Для получения финансирования под эти проекты необходимы заемные средства, которые могут дать только крупные финансовые институты. Однако основным требованием в данном случае является наличие проектной документации, отвечающей всем мировым требованиям. Данная работа не может быть проведена российскими организациями, потому что российский консалтинг в настоящее время не сертифицирован на мировом рынке. Услуги западных фирм являются очень дорогими для отечественных организаций, причем нет никакой гарантии, что после затраты немалых средств на разработку технико-экономического обоснования проект сразу получит финансирование.

В течение 1997 года проводилась работа по изменению сложившейся ситуации. Так было направлено и принято предложение о новой системе работы над капиталоемкими проектами в план действий на 1998 год. Суть данного предложения сводится к тому, что финансирование разработки технико-экономической документации будет финансироваться региональным уровнем, за счет использования региональных средств, национальных фондов, средств ЕС. Затем полностью подготовленный проект будет подаваться на центральный уровень сотрудничества для проведения переговоров с международными финансовыми организациями о дальнейшем финансировании.

В целях реализации небольших проектов на региональном уровне проводится работа по созданию базы для продвижения таких проектов. Небольшие проекты, особенно в области человеческих контактов, идут достаточно успешно. В качестве примера можно привести сотрудничество университетов областного центра и учебных заведений наших партнеров по сотрудничеству. При финансовой поддержке национального уровня Норвегии и Баренц программы значительное количество студентов из Архангельска проходит обучение в Норвегии. Положительным является тот момент, что Норвегия не стремится оставить у себя подготовленных специалистов. Наоборот, ставится долгосрочная задача подготовки специалистов для будущих предприятий с норвежским инвестированием. Таким образом, готовится интеллектуальный потенциал для развития экономики области. В данной ситуации необходимо стремиться к тому, чтобы студенты имели возможность работы над конкретными проектами, при таком подходе неоценимым будет опыт работы будущих российских специалистов на западном консалтинговом рынке.

Также перспективна работа по развитию международного туризма на территории Архангельской области. При отсутствии необходимости значительных финансовых вложений со стороны областного бюджета, в случае проведения активной маркетинговой деятельности, можно получить ощутимый результат в ближайшие два-три года. Создана рабочая группа в рамках БЕАР по вопросам развития туризма. Подготовлена заявка по программе ТАСИС CBC для подачи ко второму этапу осуществления данной программы на Северо-западе России. Формирование новых туристических сетей на Русском Севере будет способствовать оживлению экономической жизни этого региона, и, в частности, решению экономических и социальных проблем малых городов с неразвитой или монопромышленностью, решению вопросов занятости, развитию малого и среднего предпринимательства. Туризм уже в ближайшее время может стать мощным фактором стабилизации экономики многих регионов Севера.

В настоящее время продолжается работа по открытию в Архангельске представительства российско-индийского фонда `Торгово-промышленная палата`. Проводится работа по участию Архангельской области в программах ЕС, например, программы ТАСИС и ИНТЕРРЕГ. Это лишь малая часть работы, проводимой администрацией области, во внешнеэкономической деятельности. Успешно идут программы при участии международных организаций в области экологии, сельского хозяйства, культуры, развития человеческих контактов.

Док. 145898
Опублик.: 13.06.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``