В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Особенности терапии патохарактерологических Назад
Особенности терапии патохарактерологических
ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ТЕРАПИИ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Санников С.В. (г. Екатеринбург)
Патохарактерологические расстройства являются одной из наиболее актуальных проблем современной детско-подростковой психиатрии (Ковалев В.В., 1995). Это обусловлено значительной распространенностью данных нарушений, а также выраженностью социальной дезадаптации, к которой они приводят (Рыбалко М.И., 1997; Вострокнутов Н.В., 1998).

А.Е.Личко, Ю.В.Попов (1987) отмечают, что основным методом лечения психопатических расстройств является психотерапия, а главным патогенным фактором, который поддается коррекции, рассматривают неправильные взаимоотношения в семье. Гармоничность отношений подразумевает выполнение основной функции родителей, состоящей в организации благоприятного контекста развития ребенка. Достижение этих целей может осложняться отсутствием в семье одного их родителей. Это подтверждают современные исследования, свидетельствующие о том, что 46-69% подростков с патохарактерологическими расстройствами воспитывались в неполных семьях (Эйдемиллер Э.Г., 1976; Дроздовский Ю.В., 1997; Рыбалко М.И., 1997; Масагутов Р.М., 1998).

В общей популяции школьников неполная семья выявляется в 21% случаев. (А.И.Захаров, 2000). Данные американских исследований указывают на аналогичную ситуацию в США, где 26% детей, не достигших 18 лет, воспитываются в неполных семьях (U.S.Вurеаu оf thе Сеnsus, 1994).

Ряд авторов считает, что утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем и повышенной необходимости в психиатрической помощи (Ваyrаkаl & Коре, 1990; Diеtriсh, 1984).

Следует отметить, что в отличие от патохарактерологических расстройств, при неврозах у детей и подростков, по наблюдениям А.И.Захарова (2000), воспитание в неполной семье не оказывает влияния на распространенность заболевания, встречаясь в 19-24% случаев.

В результате исследования подростков, воспитывающихся в условиях `неполного дома`, у них были выявлены проявления инфантильности (В. Сатир, 2000), пониженной самооценки, негативного отношения к родителям (Sаuсiеr & Аmbеrt, 1986), нарушения полоролевого поведения (Д.А.Леви, 1993).

Описывая особенности диадной семьи, С.Минухин (1998) отмечал возможность торможения личностного роста друг друга и возникновение потребности в помощи извне.

Цель настоящего сообщения состоит в описании некоторых характерных особенностей подростков, страдающих патохарактерологическими расстройствами и воспитывающихся в неполной семье. Результаты работы могут быть использованы для повышения эффективности терапии.

Исследуемая группа включала в себя 94 подростка мужского пола из неполных семей, проживающих с матерью. В качестве контрольной группы были взяты 30 подростков, имеющих аналогичные патохарактерологические нарушения, но воспитывающиеся в условиях `полного дома`.

В дополнение клинических методов исследования использовалась психологическая методика личностного дифференциала с оценкой характеристик: 1) `Я сегодняшний`, каким себя вижу; 2) `Я желаемый`, каким хочу быть; 3) `Мама сегодняшняя`, какой я ее вижу; 4) `Мама желаемая`, какой хотелось бы ее видеть; 5) `Врач желаемый`, у которого хотелось бы лечиться.

Более 70% обращений в обеих группах проходили по инициативе матери с первоначальным оппозиционным отношением ребенка. Родители из полных семей в 35% случаев ожидали улучшения от медикаментозного лечения. Матери, воспитывающие сына без мужа, в большей степени рассчитывали на психотерапевтическую помощь, лишь в 15% случаев высказывалось ожидание лечения с помощью лекарственных препаратов. Последующее применение биологической терапии определялось общепринятыми критериями.

Мотивация, по мнению Э.Г.Эйдемиллера (1999) являющаяся `двигателем` психотерапии, после второй встречи была сформирована у 75% пациентов из неполных и у 50% из полных семей. В исследуемой группе более характерным являлось чередование интереса к процессу терапии с краткими эпизодами провокаций на разрыв отношений.

У подростков обеих групп, как правило, отмечалась нестойкая заниженная самооценка. К особенностям мальчиков из неполных семей следует отнести часто встречаемое тягостное переживание отличия от сверстников, нередко выражаемое в желании `быть как все`. По описанию пациентов, последнее приводило к необдуманным действиям, и, как следствие, к конфликтам с родителями и педагогами

Характеристика себя с помощью личностного дифференциала в обеих группах отличалась заниженными, довольно разбросанными показателями. При этом подростки из неполных семей имели более высокие показатели в характеристике `Я желаемый`.

Обсуждение выраженного несоответствия между реальным и желаемым, потребности в изменениях позволяло усиливать мотивацию, формулировать цели психотерапии, реальные и понятные подростку.

Конфликтные отношения с матерью в полной семье встречались реже. Мать нередко являлась `буфером` между сыном и отцом, у которых отношения характеризовались большей напряженностью. При этом отцы, в большинстве случаев, уклонялись от участия в психотерапии.

В неполных семьях, при отсутствии контактов с отцом, проживающим отдельно, тема возможного возобновления отношений вызывала обилие негативных эмоций, за которыми в последующем проявлялось, часто подавленное, желание восстановления связи.

По отношению к матери, выполняющей большое количество семейных функций, для этих детей была характерна повышенная требовательность, приводящая к напряженности отношений и конфликтам. При исследовании отношения к матери с помощью личностного дифференциала выявлялось выраженное различие между характеристиками `мама сегодняшняя` и `мама желаемая`.

Обсуждение данного расхождения приводило к проявлению противоречивых чувств, таких как обида, жалость, раздражение, неудовлетворенность низким взаимопониманием. В процессе беседы удавалось превратить наполненное конфликтами ожидание изменений со стороны матери в актуальное желание изменения взаимоотношений, возможное в процессе семейной терапии. При этом мотивация проявлялась в 75% случаев у каждого члена семьи, в отличие от контрольной группы, где значимый член семьи, отец, часто отказывался от участия, а потребность изменения отношений ребенка с матерью была не столь велика.

Еще одной характерной особенностью пациентов исследуемой группы являлась более актуальная потребность в поиске `значимого взрослого`, способного помочь в становлении адекватного полоролевого поведения и продуктивной системы отношений. Подростки часто рассматривают `значимого взрослого` в качестве эталона.

При сопоставлении характеристик личностного дифференциала `Я желаемый` и `Врач желаемый` выявлялось совпадение показателей в 35% случаев из основной группы и в 15% контрольной. Данное наблюдение иллюстрирует степень готовности к поиску во враче `значимого взрослого`.

Таким образом, при патохарактерологических расстройствах у подростков из неполных семей имеется ряд характерных особенностей. К ним следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск `значимого взрослого` и готовность передачи этой роли врачу.

Понимание данных патопсихологических механизмов, негативно влияющих на процесс адаптации, может быть использовано для повышения продуктивности терапии уже на начальных этапах формирования мотивации и формулировки адекватных целей.

Док. 145872
Опублик.: 11.06.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``