В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Детский рисунок, как метод психодиагностики Назад
Детский рисунок, как метод психодиагностики
ДЕТСКИЙ РИСУНОК, КАК МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ПСИХОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ С ПОГРАНИЧНОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

МАЛИНИНА Е.В, ХОТЯНОВСКАЯ Н.Б, РУСАНОВА Н.В., БЛАГИНИНА Н.А. (г.Челябинск).
Возрастающее число детей с пограничной нервно-психической патологией существенным образом влияет на совершенетвование методов диагностики и лечения этих категорий больных. Психотерапия, является одним из перспективных направлений в оказании помощи детям с пограничными расстройствами. В связи с чем, целью настоящего исследования явилось изучение детского рисунка, как метода психодиагностики и психотерапии.

Детский рисунок, с одной стороны, позволяет выявить невротические расстройства, акцентуации черт характера, коммуникативные нарушения, расстройства внутрисемейных взаимоотношений (даже при отсутствии жалоб у ребенка и родителей), а с другой, является методом психотерапевтического лечения.

Критериями включения в исследование явились дети в возрасте от 5 до 10 лет с пограничными нервно-психическими расстройствами как невротического, так и резидуально-органического генеза. Критериями исключения были другие психические расстройства детского возраста.

Изучению подверглись 36 больных, которые были выделены в 2 группы. Критерием выделения явилось наличие церебральной дисфункции. Так в 1 группу вошло 12 детей с пограничной патологией невротического генеза, а во 2-ю - 24 больных с пограничной патологией резидуально-органического генеза. В клинической картине всех детей преобладали страхи, как навязчивые, так и сверхценного содержания, раздражительность, плаксивость, чувство беспокойства. Диагностика данных расстройств осуществлялась с помощью традиционных методов - клинико-анамнестического, клинико-психопатологического, неврологического и нейрофизиологического, а также с помощью детского рисунка. Использовались - рисунок человека, рисунок семьи, несуществующее животное, произвольный рисунок. Интерпретация полученных результатов проводилась не только по содержанию самого рисунка, его структуре, но и по тому, что происходило с ребенком в процессе рисования (спонтанные высказывания, эмоциональные реакции, паузы, последовательность рисования).

В результате проведенного анализа в 1 группе детей преобладали рисунки с цветовым оскудением, с уменьшением размеров человеческих фигур, их неполным изображением, это свидетельствовало о тревожном, депрессивном фоне настроения. Во время рисования дети успокаивались, сосредотачивались за работой, что говорило о функциональном характере их нарушений.

У детей 2 группы рисунки были с густой штриховкой, с переплетающимися волнистыми линиями, с изображением мелких деталей, фрагментарные, насыщенные по цветовой гамме. Во время рисования поведение детей этой группы выглядело иначе. Они были беспокойными, отвлекались, отказывались дорисовывать. Все это могло отражать повышенную возбудимость, утомляемость, беспокойство, что в большей степени отвечает астено-гипердинамической симптоматике резидуально-органического генеза. Церебральная дисфункция подтверждалась данными неврологического статуса и картины ЭЭГ (что отсутствовало у детей 1 группы).

Кроме уточнения клинических данных метод рисования использовался и как лечебный (психотерапевтический). Следует отметить, что у детей 1 группы рисование оказалось более эффективным, уже через 2-3 сеанса, у 2 группы - через 4-5 сеансов, причем в комплекс лечения этих детей включалась медикаментозная коррекция церебральной дисфункции.

Таким образом, детский рисунок, как вид творчества позволяет уточнять клинические данные и может служить диагностическим методом с одной стороны, и с другой является методом психотерапии и может успешно служить для коррекции пограничных расстройств как невротического характера, так и резидуально-органического.

Док. 145864
Опублик.: 11.06.02
Число обращений: 203


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``