В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новые правила выборов депутатов Госдумы подстроятся под сильные партии Назад
Новые правила выборов депутатов Госдумы подстроятся под сильные партии
Президент России Владимир Путин 6 июня внес на рассмотрение Госдумы разработанный Центризбиркомом проект федерального закона `О выборах депутатов Государственной Думы`. Официальным представителем президента при рассмотрении законопроекта палатами Федерального собрания назначен председатель ЦИК Александр Вешняков.

Закон о выборах депутатов Госдумы является очередным после недавно принятой новой редакции закона об основных гарантиях избирательных прав граждан законопроектом выборного пакета. Скоро должен последовать закон о выборах президента. В середине мая в эфире радиостанции `Маяк` в совместном проекте со Страной.Ru `Народ и власть` председатель Центризбиркома говорил, что надеется на принятие Госдумой всего пакета в первом чтении уже в ходе весенней сессии. Завершение прохождения выборных законопроектов через обе палаты парламента планируется на октябрь-ноябрь 2002 года с тем, чтобы, по словам Вешнякова, `до конца года стало ясно, по каким правилам будут проходить выборы депутатов Госдумы в декабре 2003 года`.
Никаких глобальных новаций законопроект не содержит. Как и ранее, половина состава Госдумы будет формироваться по территориальным округам, а вторая - по партийным спискам. К разделу партийной половины Думы будут допускаться партии, преодолевшие 5%-ный барьер. В одномандатных округах будет побеждать кандидат, набравший относительное большинство голосов (но не меньше, чем графа `против всех`). В тайном голосовании смогут принять участие граждане старше 18 лет. Единственное, предлагается четко зафиксировать дату проведения думских выборов - первое воскресенье декабря (ранее это было ближайшее воскресенье по прошествии 4 лет после последних выборов, из-за чего парламентские выборы у нас постепенно передвигались к Новому году).
Основные изменения, вносимые в закон о выборах депутатов Госдумы, связаны с принятием в мае этого года новой редакции закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, а также с окончанием летом следующего года всех переходных положений в новом законе о политических партиях, принятом в июле 2001 года. В дополнение к более четкой регламентации понятия `политическая партия`, которой теперь может называться только общефедеральная структура, постоянно участвующая в избирательных кампаниях на всех уровнях, закон о выборах Госдумы дает партиям дополнительные преференции, закрепляя только за ними право выставлять списки кандидатов по общефедеральному партийному округу и в одномандатных округах. И если по территориальным округам сохранилась возможность самовыдвижения кандидатов или выдвижение их группой избирателей, то партийные списки теперь сможет формировать только партия. Даже избирательные блоки отныне формируются только на базе политических партий. Скороспелым движениям места почти не остается.
Александр Вешняков не раз говорил, что предстоящие выборы в Госдуму определят политическую систему в России на предстоящие десятилетия. Партии, которым удастся провести своих кандидатов в Думу, получат значительные преференции перед теми, кто этого сделать не сможет, или вновь возникающими политическими структурами. Дело не только в том, что политические партии и блоки, преодолевшие 5%-ный барьер, получат возможность компенсировать часть своих расходов на предвыборную агитацию и получат на 4 года государственное финансирование (в зависимости от числа проголосовавших за партию избирателей). Парламентским партиям будет дан карт-бланш на участие в выборах всех уровней, куда они смогут выставлять своих кандидатов без сбора подписей или избирательных залогов. Вешняков уверен, что после 2003 года ворваться в этот элитный клуб политических партий новой структуре будет весьма и весьма не просто. Поэтому на ближайших выборах он ожидает ожесточенную борьбу за право вскочить на подножку `партийного экспресса`.
И наконец, новый закон о выборах депутатов Госдумы должно сопровождать приложение, которое определяет нарезку территориальных округов. Как известно, в одномандатных округах должно быть примерно 500 тыс. избирателей при условии, что округ не может объединять территории разных субъектов Федерации. Перед выборами 1999 года у депутатов не дошли руки до перекройки прежней схемы, хотя необходимость этого в ряде случаев была очевидной. Отток населения из восточных и северных районов страны и естественный прирост в южных регионах требует переноса в соответствующем направлении и ряда округов. Так, своего права иметь два округа может лишиться Мурманская область, а Дагестан, напротив, обретет третий. Хотя возможно, решение этого вопроса с явным политическим оттенком может быть отложено на более позднее время под тем предлогом, что осенью 2002 года в России должна пройти всеобщая перепись населения, которая и даст четкий ответ, где сколько живет избирателей. Первые же предварительные итоги переписи могут появиться не раньше середины 2003 года, то есть тогда, когда вносить изменения в схему нарезки округов будет уже поздно.

7 июн 2002
Российская Федерация

Док. 144862
Опублик.: 07.06.02
Число обращений: 146


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``