В Амурской области зарегистрировано около 500 общественных объединений, не считая религиозных. Опросы общественного мнения, проведенные в нашей области и других дальневосточных регионах в 1996-1998г. показали, что население плохо представляет, что же такое общественные организации. Чаще всего их ассоциируют с комсомолом, обществом охраны природы и пр. Или же с работой на общественных началах. Самый высокий рейтинг среди известных амурчанам общественных объединений у Гринпис (несомненно, что это результат рекламной компании по федеральному телевидению).
По итогам анкетирования 132 общественных объединений, третий сектор Приамурья имеет следующую специфику:
- расположены в областном центре 75 % объединений;
- 61 % организаций имеют оплачиваемый штатный персонал;
- имеют более 2-х источников финансирования 20,5 %, более 3-х источников финансирования - 9 %,
- опыт работы с грантами - 4,5 %,
- вообще не имеют источников финансирования - 9 % общественных объединений;
- распространяют информационные материалы (дополнительно к публикациям в средствах массовой информации) - 46 %.
Сотрудники считают что работе их организации мешает:
- нехватка средств - 74 %
- отсутствие материальной базы - 45 %
- нестабильность в стране - 37 %
- система налогообложения - 33 %
- отсутствие понимания со стороны властей - 29 %
- равнодушие общества к поднимаем организацией проблемам - 27 %
- недостаток коммерческих знаний - 24 %
- недостаток умения зарабатывать деньги - 21 %
- отсутствие помещения - 16 %
- несовершенное законодательство - 15 %
- отсутствие грамотного юриста - 14 %
- отсутствие информации о других организациях - 11 %
- недостаточный уровень профессионализма - 8 %
- отсутствие информации - 6 %
- неуверенность в себе - 3 %
- ничего не мешает - 1 %.
Как видим, недостаточный уровень профессионализма по рейтингу в самом конце списка. Хотя именно он часто определяет и уровень обеспеченности организации средствами, и состояние материальной базы, и понимание со стороны властей, которые отметила как препятствие успешной работы организации значительная часть респондентов.
Очевидно, что без реальной оценки профессионального уровня организации и настроя сотрудников на получение новых знаний и навыков трудно ожидать заметного улучшения работы третьего сектора. Однако, семинар `Лидерство в общественных объединениях` впервые проведенный в Благовещенске в апреле 1998г. особого ажиотажа в рядах НКО не вызвал. Значит, активисты некоммерческого сектора Приамурья пока не считают обучение своей приоритетной задачей.
Некоторые итоги анкетирования по вопросам деятельности общественных объединений
В марте 1999года при содействии отдела поддержки общественных инициатив администрации г.Благовещенска, Дружины по охране природы ДальГАУ было проведено анкетирование участников и посетителей `Ярмарки некоммерческих организаций (НКО)` Амурской области (128 респондентов) и членов территориальных органов общественного самоуправления/ ТОС (56 респондентов) г.Благовещенска. Результаты анкетирования обобщены Центром поддержки развития общественных организаций и экологического просвещения `Амур - батюшка` Амурского отделения Социально-экологического союза.
Приоритетными направлениями помощи органам власти для представителей некоммерческих организаций (НКО) является помощь в определении социальной и молодежной политики, решении экологических проблем. Члены ТОС в большей степени ориентируются на область собственной деятельности. В тоже время, у части респондентов обеих групп представления о нереализованных возможностях в решении социальных проблем населения силами общественных объединений - совпадают.
И НКО, и ТОСы ожидают от органов власти в первую очередь материальной поддержки. Однако, ТОСы рассчитывают еще и на юридическую помощь. В свою очередь, представители НКО понимают важность благоприятной для их деятельности законодательной базы, нуждаются в моральной поддержке и внедрении механизма социального заказа.
Члены НКО в меньшей степени представляют себе взаимную возможную помощь общественных объединений и ТОСов о чем свидетельствует малое число ответов на вопросы. Это может быть связано с дефицитом информации о деятельности ТОСов. Показательны встречные ожидания этими группами материальной помощи, которые вряд ли обоснованы и реальны.
Некоммерческие организации ожидают моральной поддержки своей деятельности и со стороны органов власти и со стороны органов общественного самоуправления. На наш взгляд, это свидетельствует о том что НКО, как правило, не получают оценки и морального поощрения своей социально значимой деятельности со стороны организаций как юридических лиц (особенно государственных), хотя нуждаются в них.