В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В среднем на каждого взрослого мужчину приходится полбутылки водки в день Назад
В среднем на каждого взрослого мужчину приходится полбутылки водки в день
В послевоенное время водка стала главным убийцей россиян. Таков вывод беспрецедентного исследования, которое провел доктор медицинских наук, руководитель отдела Московского НИИ психиатрии Александр НЕМЦОВ. Он рассчитал динамику алкогольной смертности в стране за последние 20 лет.

... Я никак не ожидал, что полученные цифры будут в десять (!) раз больше, чем официальные. Да, самым большим удивлением было именно количество людей, которым водка помогает умереть, а также - уровень потребления спиртного.

Приведу лишь две цифры: сегодняшний уровень потребления в России соответствует 14,5 литра чистого алкоголя в год на человека, то есть на одного взрослого мужчину приходится 180 бутылок водки в год, или в среднем 1 бутылка на два дня! Ежегодный прямой и непрямой алкогольный урон составляет более 30% от общего количества смертей. Официальные же данные смертности `по причинам, связанным с употреблением алкоголя`, составили всего 3%.

Во время российской антиалкогольной кампании снижение потребления спиртных напитков сопровождалось существенным снижением смертности. Но потом мы получили резкий скачок. Свой рекорд по смертности наша водка `поставила` в 1994 г., когда алкогольные потери страны превысили 700 тысяч человек. За все послевоенные годы суммарный алкогольный урон России превысил половину потерь во время Великой Отечественной войны. В послевоенное время водка стала главным убийцей россиян.

Например, по уровню смертности, связанной с табакокурением, мы приблизительно на одном уровне, скажем, с Америкой, Канадой. И резко отличаемся по уровню смертности от алкоголя. Это, повторяю, не только отравления алкоголем, но и смерть в автодорожных авариях, смерть сердечных больных, которые продолжают пить, убийства и т.д.

Есть несколько стран, главным образом южноамериканских, где потребление алкоголя также очень высоко. Данные же по европейским странам значительно отличаются от наших в лучшую сторону. Шведы, например, беспокоятся о том, что у них потребление 6 литров на человека в год. Беспокоятся гораздо больше, чем мы... Есть страны, которые приближаются к нам по потреблению, вроде Германии, но все-таки это не 14 литров, а гораздо меньше. И, с другой стороны, в Германии это в основном пиво. Все-таки лучше пить пиво, чем водку, тем более плохую, как у нас.

И статистикой-то в нашей стране занимаются всего несколько человек. А должны быть огромные коллективы, учреждения. В той же Швеции есть специальный институт по алкогольной статистике.

Явление, которое охватывает всю нацию, не происходит от какой-то одной причины. Главный фактор, по моему убеждению, - это ужасная дешевизна алкоголя по сравнению с другими товарами, продуктами. На рынке огромное количество фальсификатов и, как следствие, низкие цены. Ну, а низкие цены напитков всегда стимулируют потребление. Вообще есть такое понятие - доступность. Чем доступнее напиток, тем больше он потребляется. И у нас в этом смысле все сделано для того, чтобы алкоголь был доступен. Во-первых, дешево, во-вторых, доступно, в-третьих - мощная реклама. Сейчас запретили рекламу алкогольных напитков на телевидении. Но ведь любой киоск поворачивается к потребителю своим лицом, а это `лицо` все состоит из бутылок.

Ну а вторая причина - это традиция, или, если хотите, - менталитет. Полное равнодушие населения, привычка, что мужчина должен пить, что если пьяница умирает, то так и должно быть. Вот это народное равнодушие, непонимание, я думаю, и лежит в основе всех наших алкогольных бед.

К сожалению, алкогольная проблема не может решаться в отрыве от всех остальных. Во-первых, это экономическая проблема. Подпольное изготовление алкоголя приносит миллионные доходы. И в связи с этим у нас в стране возникло такое мощное алкогольное лобби, которое мешает Думе принимать какие-то антиалкогольные меры.

Я, к сожалению, смотрю на все это очень пессимистично. Что, собственно, нужно, чтобы снизить смертность? Снизить потребление.

Есть и социальные аспекты высокого уровня потребления алкоголя. Скажем, растет задолженность по зарплате - чуть-чуть падает потребление. Вот Путин наладил выплату зарплаты - снова растет потребление алкоголя, растет алкогольная смертность. Чуть-чуть наша экономическая жизнь - даже не знаю, улучшилась ли, - стабилизировалась, и снова начался рост. А исторически рост начался сразу после войны, в результате чего у нас в середине 60-х годов и закрыли всю алкогольную статистику.

Франция, например, имела приблизительно такие же проблемы, тот же уровень потребления (только это было большей частью - вино). В винодельческой стране никакие законы против производства вина, против его употребления невозможно было провести через парламент. В 60-е годы де Голль издал два ордонанса по этому поводу, и с этих пор потребление алкоголя во Франции стало снижаться. Но этот процесс растянулся на десятилетия. В 1984 году, то есть через 20 лет, французы стали пить чуть меньше, чем мы. Тем не менее, это постепенное снижение продолжается до сих пор. Большинство стран сейчас снова постепенно идет на снижение потребления. В этом смысле мы, конечно, очень проигрываем, потому что даже во время антиалкогольной кампании наше потребление хотя и снизилось, но на фоне других стран оставалось очень и очень высоким.

Прогноз плохой. Я вам говорил, что у нас нет условий, которые могли бы снизить уровень потребления алкоголя. С другой стороны, этот уровень не может подниматься бесконечно. Поэтому мы, видимо, на этих цифрах будем держаться еще долго. В ближайшие десять лет я не вижу ничего хорошего в смысле решения алкогольных проблем в нашей стране. Именно потому, что это зависит от более общих социальных явлений.

Док. 144771
Опублик.: 06.06.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``