В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ Назад
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ
Развивающаяся в последние десятилетие семейная медицина является следствием проникновения во врачебную практику семейного подхода. В психиатрии и ранее учитывались факторы влияния семейных отношений на воз-никновение болезни, однако в практической деятельности эти условия при по-становке диагноза нередко продолжают игнорироваться. Вместе с тем известно, что структура семьи, взаимоотношения между ее членами могут влиять на формирование психической деятельности и нередко являются основой нервно-психических расстройств. В связи с этим, изучение роли психологического здо-ровья семьи в генезе психических расстройств у детей представляется доста-точно актуальными для детской и подростковой психиатрии.

Исследования в этом направлении проводимые на кафедре в группах боль-ных детско-подростковых стационаров психиатрической больницы, показали, что экономические и социальные потрясения в современном обществе отрази-лись на статусе семьи; при этом значительно увеличилось число семей с де-формированной структурой. Неблагоприятные психосоциальные условия со своей стороны отрицательно сказались на биологических факторах, что наде-лило и те и другие высоким риском и отразилось на уровне интеллектуального развития детей и их социализации.

В настоящем сообщении анализируется результаты двух исследований, в которых прослежены взаимосвязь между психическими расстройствами у детей и нарушением системы семьи.

В первой работе изучены семьи 112 детей, у которых с началом школьного обучения появились отклонения в обучаемости и школьная дезадаптация. Ис-следование велось по специальным опросникам, адаптированными на получе-ние сведений от детей, родителей и учителей. Дети исследовались клинико-психопатологическими и клинико-психологическими методиками (Тест Цвето-вых Отношений, Детский вариант исследования интеллекта Векслера, Тест Се-мейных отношений. Тест `Рисунок семьи`, Тест Айзенка - детский вариант). Полученные данные показали, что социально-экономический и политический кризис в стране, поток негативной информации существенно повлияли на структуру современной семьи и семейные отношения. Согласно исследованиям в последние годы доминируют малодетные семьи, увеличилось число неблаго-получных и нестабильных семей. Изменения статуса семьи привели к наруше-нию организации жизни и воспитания детей. Преобладающими типами воспи-тания оказываются скрытая и явная безнадзорность. Причины семейной деста-билизации 76,6% обследованных родителей считают низкий социально-экономический уровень, 61,3% - неблагоприятное социальное окружение и не-гативную информацию, в 73,8% обследованные указали на роль нарушенных семейных взаимоотношений; при этом большинство родителей подчеркнули взаимосвязь указанных условий. Следовательно, микросоциальная среда, в ко-торой воспитывались дети, имела деформированную напряженную атмосферу. Кроме того при клинико-психопатологическом и психологическом обследова-нии 68,7% детей обнаруживали непсихотические формы резидуально-органического психосиндрома.

Данное исследование позволило полагать, что чем больше неблагоприят-ных психосоциальных и биологических факторов в родительской семье, тем сильнее их воздействие на развитие ребенка, и тем сомнительней прогноз. При изучении конфликтных семей, которые составили 23,6%, установлено, что школьная дезадаптация во многом отражала нарушения в семейных взаимоот-ношениях. При этом в конфликтных семьях присутствовал особый психологи-ческий климат, который для ребенка всегда оказывался психогенным. Исполняя роль отвергнутого или арбитра, он вынужден был искать пути приспособления, которые нередко приводили к отклонению в поведении и нарушению социаль-ных контактов. Наличие в семье наркологических проблем увеличивало веро-ятность конфликтов в семье и эмоционального отвержения ребенка. Результа-том воспитания ребенка в такой семье являлись, как правило, школьные проблемы. Хотя детьми эти конфликты до конца не осознавались, они проявлялись в рисунках и тестах. Дети в таких семьях испытывали постоянную тревогу, на-пряжение, особенно когда выполняли непосильную для них псевдостабилизирующую роль. При психологическом обследовании детским вариантом методи-ки Айзенка у них выявлялись высокие показатели по интроверсии и нейротизму. Хроническое напряжение и беспомощность, зависимость от патологиче-ских внутрисемейных отношений сказывались на их социальной адаптации, что проявлялось в недостатке социальных навыков, затруднениях обучаемости. В 12 случаях дети отличались гиперактивностью, непослушанием, агрессивным и разрушительным поведением. Позже, школьная адаптация трансформировалась в асоциальное поведение и отклонение в обучаемости. Одним из факторов рис-ка девиантного поведения был низкий семейный контроль за поведением ре-бенка.

Во второй работе анализировались результаты обследования детей с по-граничными состояниями. Для выяснения связи между социально-психологическими факторами и пограничными расстройствами в подростковом возрасте обследовано 120 стационарно лечившихся больных в возрасте 12-17 лет. Наиболее частыми расстройствами были патохарактерологические реакции с агрессией и оппозиционностью (ПР) - 32,4%, резидуально-органический пси-хосиндром с эмоциональными и поведенческими расстройствами (РОП) -24,1%, соматоформные расстройства (СР) - 21,8%. При этом мальчиков было в три раза больше, чем девочек, у них чаще встречались ПР, а у девочек - СР. Исследования проводились клиническими, социально-демографическими и пси-хологическими методами с использованием различных вариантов опросников для оценки семьи, личности родителей, семейного воспитания. Результаты сравнивались с аналогичными характеристиками, полученными при обследова-нии идентичной группы учащихся общеобразовательных школ.

Прослежена определенная взаимосвязь нарушений семейной структуры с психопатологическими проявлениями у больных. Так, неполные семьи чаще встречались у подростков с ПР и СР, полные - с одинаковой частотой в группах с РОП и СР; полные родительские семьи были более характерны для подростков с РОП; полные, но деформированные - с ПР; распадающиеся и распавшие-ся семьи наблюдались, в основном, при СР. Благополучные семьи среди обсле-дованных выявлены лишь в 12,5% случаев, в основном, в группе подростков с РОП, реже - при СР; однако семейные характеристики не укладывались в пред-ставление о гармоничной семье, они более соответствовали понятию формаль-но благополучных, когда реально существующие внутренние проблемы уси-ленно скрывались.

Социально-экономический статус семей в группе детей с ПР в основном был невысоким, родители имели низкий образовательный и профессиональный уровень, были отягощены наркологическими проблемами. В этих семьях на-блюдался самый высокий процент скрытой и явной безработицы. Большинство семей подростков с РОП характеризовались внешне достаточно устойчивыми и удовлетворительным социально-экономическим положением, однако в поисках более высокого заработка некоторые родители не пренебрегали даже сменой профессии на менее квалифицированную, что создавало особый стиль жизни в этих семьях и особую морально-нравственную обстановку.

В группе подростков с СР в сравнении с другими группами родители от-личались наиболее высоким профессиональным и общественным статусом, од-нако в результате социально-экономических реформ в этих семьях снизилась материальная обеспеченность, что создавало в них высокий уровень тревоги, напряженности, неуверенности, эмоциональной отчужденности.

Особенности семейной структуры отражались и в приемах воспитания, имевших свои закономерности. Так, подростки с ПР воспитывались главным образом в условиях жестоких отношений и гипопротекции; система воспитания в группе с РОП сводилась в основном к скрытой и потворствующей гипопро-текции; в семьях подростков с СР выявилось преимущественно противоречивое воспитание со скрытым эмоциональным отвержением.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что в настоящее время в связи с общими социально-экономическими проблемами в обществе диапазон стрессовых факторов в современных семьях значительно расширился.

Вместе с тем исследования показали, что семьи больных подростков вы-глядели более трудными и неблагополучными, они испытывали более сильную экономическую и социальную нужду, отличались социальной некомпетентно-стью и неустойчивостью, в них преобладала напряженная атмосфера с нару-шенными семейными отношениями, асоциальное и аморальное поведение ро-дителей.

В комплексном лечении детей и подростков с пограничными состояниями важно учитывать не только их психопатологическую симптоматику, но и се-мейную структуру и ее социально-демографические и психологические показа-тели, включенные в понятие психологического здоровья семьи.

Док. 144604
Опублик.: 04.06.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``