В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бизнесменов заставили раскошелиться на строительство особняка для районного прокурора Назад
Бизнесменов заставили раскошелиться на строительство особняка для районного прокурора
В распоряжении `Известий` оказался уникальный документ, свидетельствующий о необычной форме поборов в Ставропольском крае. Глава администрации одного из районов официально рекомендовал местным предпринимателям выделить деньги для покупки жилья новому районному прокурору.

Большинство бизнесменов подчинились `рекомендации`. Страж правопорядка вселился в особняк стоимостью 750 тысяч рублей. Отказался платить лишь один предприниматель - Иван Усенко. Вскоре он оказался за решеткой.

Выйдя на свободу под подписку о невыезде по решению суда, Усенко обратился за помощью к собственному корреспонденту `Известий` в Ставрополье. В качестве доказательства своих слов бизнесмен принес письмо из районной администрации.

Сбор дани

Виктор Чаплыгин был назначен прокурором Ипатовского района Ставропольского края в ноябре 2001 года. По закону приобретать жилье сотрудникам прокуратуры должна местная администрация - с последующей компенсацией из федерального бюджета. Однако исполняющий в то время обязанности главы Ипатовской горадминистрации (или, как здесь говорят, мэр Ипатова) Александр Лубяницкий поступил иначе.

Цитируем распоряжение г-на Лубяницкого от 14 февраля 2002 г.:

`На основании приказа Генерального прокурора РФ от 23.11.2001 года и приказа прокурора Ставропольского края от 30.11.2001 года Чаплыгин Виктор Николаевич назначен прокурором Ипатовского района и в соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального Закона `О прокуратуре Российской Федерации`

1. Рекомендовать ЗАО `Ипатовский пивзавод`, АООТ `Сырордел`, АО `Мясокомбинат`, ДРСУ-9, колхозу им. Кирова, элеватору, другим предприятиям и организациям

1.1. Выделить денежные средства для приобретения жилья прокурору Ипатовского района`.

Не упоминая о компенсации, Лубяницкий называет счет для перечисления денег и рекомендует местному госпредприятию жилищно-коммунального хозяйства:

`3.1. При поступлении денежных средств на расчетный счет заключить договор купли-продажи домовладения и произвести оплату до 01.06.02`.

Из документа следует, что и.о. мэра решил поселить прокурора не просто в квартире, а в отдельном доме, стоимость которого значительно выше. Почему, с чьей подачи родился такой вариант, кто именно выбирал будущий прокурорский дом, причастен ли к этому выбору сам страж правопорядка Виктор Чаплыгин, Лубяницкий объяснить не смог. В беседе с корреспондентом `Известий` он сослался на забывчивость, но уточнил: решение о сборе денег на покупку прокурорского дома с предпринимателей принималось несколько раньше бывшим мэром Ипатова, который, к несчастью, умер.

- Мое распоряжение носило рекомендательный характер, - оправдывался Александр Лубяницкий. - Его можно было выполнить, а можно было и проигнорировать.

Спонсоры

Вскоре появился на свет договор купли-продажи домовладения по пер. Рябиновому, 2, покупателем которого значится жилкомхоз. Договор есть в распоряжении редакции. Согласно документу, дом площадью 230 кв. м вместе с участком в 8 соток стоил 750 тысяч рублей. По местным меркам это очень дорого. Трехкомнатные квартиры стоят в Ипатове максимум 150 тысяч. Добротные дома - от 250 до 400 тысяч.

Молва о прокурорском доме облетела город. Жители зароптали.

- Я как-то был на приеме у нового прокурора, - говорит горожанин Владимир Голоденко. - Он показался мне человеком серьезным. Но когда узнал про покупку ему дома, насторожился. Тут ведь либо - либо. Либо за законностью следить, либо на дорогой дом собирать. Прокурор пошел по второму варианту. Люди возмущаются: какая правда может быть от такого законника? Это ж пир во время чумы! Лично я к этому прокурору больше не пойду.

Ипатовский район, когда-то гремевший своими аграрными новациями, сегодня влачит жалкое существование. Больше половины местных сельхозпредприятий - банкроты. Район глубоко дотационный. По уровню жизни населения он на последнем месте в крае. Приезжающие сюда на работу чиновники, учитывая невеселые реалии, стараются не шиковать. Например, предшественник нынешнего прокурора Александр Ковалев довольствовался трехкомнатной квартирой общей площадью 80 `квадратов`, которую получил в прошлом году, а затем, воспользовавшись своим правом, приватизировал. Новому прокурору Виктору Чаплыгину предоставили дом втрое большей площади.

Корреспонденту `Известий` удалось побеседовать с некоторыми прокурорскими спонсорами.

- Вы же выполняете распоряжения своего начальства? - ответил вопросом на вопрос директор ОАО `Ипатовский элеватор` Владимир Латышев. - Вот и мы выполнили распоряжение горисполкома (горадминистрацию здесь многие именуют по старинке. - Н.Г.). Наша компания выделила на жилье прокурору 50 тысяч рублей.

Другие руководители, отказываясь разговаривать под диктофон, в неофициальных комментариях были тоже вполне откровенны. Свое согласие перечислить деньги бизнесмены мотивировали не столько желанием угодить главе исполнительной власти города, сколько стремлением заручиться хорошими отношениями с новым прокурором.

Никто из прокурорских спонсоров не жалеет о потраченных деньгах. Они говорят: отказавшись платить, можно было оказаться на нарах.

Пшеничное дело

Жертвой несговорчивости стал местный фермер Иван Усенко, владеющий одним из самых успешных хозяйств в крае под названием `Дубок`. У него 70 наемных работников, около четырех тысяч гектаров пашни и две тысячи гектаров пастбищ. По среднероссийским меркам это целый колхоз с десятимиллионными оборотами.

Нынешняя весна для `Дубка` выдалась напряженной. Поэтому на дом
прокурору фермер Усенко решил средства не перечислять. В конце апреля он уже был арестован. Санкцию на заключение под стражу подписал лично прокурор Чаплыгин. Этот документ есть в распоряжении редакции. Ивана Усенко отправили в следственный изолятор за то, что летом позапрошлого года он якобы незаконно убрал 170 тонн чужой пшеницы и нанес ущерб сельхозкооперативу им. Ленина на 425 тысяч рублей, что, как сказано в постановлении следователя Сергея Безгина, `является крупным размером`.

Если перевести на общедоступный язык, то речь о конфликте, связанном с оборотом земли. Два с половиной года назад проживающие в поселке Лиман владельцы земельных долей передали их `Дубку`, предложившему выгодные условия аренды. Нарезали земельный массив, заключили договора, зарегистрировали их в земельном комитете и регистрационной палате. Среди полученных `Дубком` земель оказались 85 гектаров, уже засеянных под зиму прежним арендатором - АОЗТ `Лиман`. Законом о крестьянско-фермерских хозяйствах такая ситуация предусмотрена и четко прописана. Урожай с засеянного поля принадлежит новому хозяину, но он возмещает прежнему понесенные затраты на пахоту и сев. Словом, о принадлежности пшеницы разговор бессмысленный. В связи с большим оборотом земельных долей споров по расчетам за посеянное в крае множество. И разрешаются все они в арбитражных судах. В Ипатове же возбудили уголовное дело, воспользовавшись поданной в прокуратуру жалобой директора сельхозкооператива им. Ленина Лидии Гайн. Жалобщица назвала свой кооператив правопреемником АОЗТ `Лиман` и призвала `мошенника` к ответу.

Лишь через десять суток `обвиняемого в мошеннических действиях` Усенко выпустили под подписку о невыезде.

- Произошло это не по доброй воле прокуратуры или следствия, осознавших ошибку, а по решению суда, куда мы вынуждены были обжаловать меру пресечения, - подчеркивает адвокат фермера Сергей Шишов. - В прокуратуре же продолжают смотреть на моего подзащитного как на закоренелого уголовника. Я присутствовал на получасовом допросе Усенко в кабинете прокурора. Г-н Чаплыгин даже не предложил ему сесть, хотя на допрос Ивана Ивановича привезли из больницы и давление у него было за критическим. Сегодня он переведен с гипертоническим кризом в крайбольницу.

- Вся моя надежда на суд, - сообщил Иван Усенко `Известиям`. - Но есть опасение, что у прокуратуры другие планы. Там, как мне кажется, уже охладели к `пшеничной` теме. Следователь роется в изъятых у нас финансовых документах в расчете наткнуться на что-нибудь еще.

Усенко - не единственная жертва Чаплыгина. Работники Ипатовского отделения Сбербанка Валентин Попов и Андрей Федоров отказались выдать прокурору чрезмерно большой кредит.

- В середине декабря прошлого года к нам за кредитом обратился сотрудник прокуратуры, - вспоминает Попов. - Его доходы соответствовали заявленной сумме, и мы все оформили. Затем он сказал, что нужен кредит и новому районному прокурору - Чаплыгину. Назвал значительную сумму. Мы ответили, что регламенту кредитования это не соответствует, поскольку размер дохода прокурора слишком мал для заявленной суммы.

- По странному стечению обстоятельств через несколько дней после этого разговора нас по распоряжению прокурора привлекли к уголовной ответственности по обвинению в попытке изнасилования и запрятали в изолятор на трое суток, - продолжает Андрей Федоров. - Только после нашей жалобы дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления. Никто перед нами не извинился.

Дела прошлые

До последнего назначения Виктор Чаплыгин работал прокурором в другом районе Ставропольского края - Степновском.

- `Долгоиграющие` уголовные дела - конек Чаплыгина, - заявил в беседе с корреспондентом `Известий` глава Степновской райгосадминистрации Владимир Прилепко. - У меня сложилось впечатление, что он совсем не стремился доводить дела до суда. Это держало невиновных людей в длительном напряжении, а прокурору придавало значимости. Прокурорскую карьеру Виктор Николаевич начинал в нашем районе. За четыре года работы возбудил несколько `громких` дел против известных руководителей. Против меня было возбуждено целых четыре дела. Все они в итоге рассыпались, но шума было много: допросы, очные ставки, обыски.

Владимир Прилепко до сих пор теряется в догадках, что же послужило причиной неприязни к нему со стороны стража закона.

- По приезде Чаплыгина мы, как и положено по закону, выделили ему трехкомнатное жилье в двухквартирном доме, - вспоминает он. - Прокурор потребовал ремонта и сказал, что хочет построить баньку, поскольку любит париться. Я был вправе выделить на это не более пяти тысяч рублей, о чем известил прокурора. Он отказался от услуг местного ремонтно-строительного управления, которое готово было недорого выполнить работу, и обратился за помощью к фирме `Косенко`, которая предъявила нам счет почти на 29 тысяч рублей. А кроме того, прокурору пришлось отдать еще деньги из дотационного бюджета - за приобретенные им стройматериалы. В переводе на твердую валюту ремонт обошелся бюджету района в несколько тысяч долларов. Я, оказавшись в Ставрополе, заглянул с актом выполненных работ к прокурору края. Чаплыгину это не понравилось.

Жители села Степного говорят, что опасались заглядывать в прокуратуру к Чаплыгину - там висел лозунг: `Если вы не сидите - это не ваша заслуга, а наша недоработка`. В нынешнем ипатовском кабинете прокурора такого лозунга пока нет. Собирается ли новый хозяин после ремонта украсить стену аналогичной надписью, `Известиям` выяснить не удалось. Увидев на столе диктофон, Виктор Николаевич от разговора с корреспондентом отказался. Не стал он комментировать и ситуацию с покупкой дома.

P. S. По возвращении из Ипатова в Ставрополь корреспондент `Известий` получил письмо от депутата Ипатовского горсовета Анатолия Бобровского. Депутат рассказывает об инциденте, который произошел в канун майских выборов мэра. Согласно местному уставу, главу города избирают девять депутатов муниципалитета. Перед выборами в горсовете, по словам Бобровского, образовалось две группы по четыре человека, у каждой из которой был свой кандидат. У одних - Наталья Скорик (с мая - новый глава района), у других - Александр Лубяницкий.

Накануне выборов, пишет Бобровский, его пригласили в прокуратуру и дали понять, что у следователей есть материалы для возбуждения против него уголовного дела. Но депутата защитил прокурор Чаплыгин, заявив, что `Бобровский умело отстаивает интересы простых людей`. А после попросил его проголосовать за Лубяницкого. Бобровский же сделал выбор в пользу Натальи Скорик. Теперь депутат опасается прокурорской мести.

4 июн 2002
Ставропольский край

Док. 144581
Опублик.: 04.06.02
Число обращений: 149


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``