В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Илларионов: `Пока мы движемся в неправильном направлении, прорывы не нужны и даже вредны` Назад
Андрей Илларионов: `Пока мы движемся в неправильном направлении, прорывы не нужны и даже вредны`
Главная рекомендация советника президента по экономическим вопросам - сокращение нерыночного сектора экономики. Андрей Илларионов после выступления в `Александр-Хаусе` (Москва) прокомментировал связь бюджетного послания президента с задачей добиваться высоких темпов экономического роста.

- Какие положения бюджетного послания президента могут повлиять на экономический рост?
- В бюджетном послании есть несколько важных вещей, но я пока отмечу одну. Впервые в документе такого рода сказано о невозможности дальнейшего повышения непроцентных расходов государственных и региональных бюджетов. Это принципиально важно. По сути дела, признано, что непроцентные расходы достигли потолка, максимума и они уже сейчас препятствуют экономическому росту.
Кроме того, в послании предложены конкретные меры по сокращению непроцентных расходов, которые, в частности, касаются финансирования бюджетных учреждений. С моей точки зрения, это важный пункт, который впервые в документах такого уровня зафиксировал принципиальный подход президента к размерам важнейшей части нерыночного сектора - размерам государственных расходов. По моему мнению, это важнейший элемент послания с точки зрения влияния на темпы экономического роста.
- Недавно мы были свидетелями дискуссии президента и правительства. Президент призывал кабинет к амбициозным планам, а глава правительства ответил, что прорывов в экономике не будет. Так нужны ли сегодня прорывы в экономике?
- Для того чтобы иметь амбициозные темпы роста, нужно проводить амбициозные реформы. Когда президент говорил об амбициях в росте, то он не имел в виду, что нужно нарисовать какую-то красивую цифру, которая всем бы понравилась. Амбициозные реформы - это амбициозная экономическая политика.
Что означает амбициозная экономическая политика? Прежде всего, это необходимое радикальное сокращение нерыночного сектора в российской экономике. И чтобы этим заниматься, совершенно не нужны прорывы. Здесь я согласен - прорывы не нужны. Например, коллеги в Китае занимаются экономическими реформами без прорывов уже 20 лет подряд и добились неплохих результатов. Размеры госрасходов в Китае сокращены с 38% ВВП до 13% ВВП.
Я согласен - не нужно заниматься прорывами, а нужно заниматься последовательными реформами. Но и нельзя откладывать эти реформы. Два последних года мы пока не приступали к реальному сокращению нерыночного сектора. Пока, напротив, у нас движение идет в противоположную сторону - мы не сокращаем нерыночный сектор, а увеличиваем его. То есть мы движемся в неправильном направлении, и, естественно, при движении в неверном направлении прорывы не нужны. Они даже вредны. Для начала нужно сменить направление. А потом, поддерживая хороший темп в правильном направлении, добиться тех же результатов, которых добились, например, в Китае, в Ирландии, в Казахстане и во многих других странах мира.
- В чем состоят ваши экономические рекомендации для нынешнего состояния российской экономики?
- Главный фактор экономического роста - это размер нерыночного сектора в российской экономике. И соответственно главная рекомендация: размеры нерыночного сектора необходимо сокращать, а размеры рыночного - соответственно увеличивать.
Нерыночный сектор - это тот сектор, в котором экономические ресурсы размещаются нерыночным способом, то есть через приказы. Под это определение попадают расходы государства и деятельность монополий - когда правительство с помощью приказов собирает и перераспределяет средства через налоги, регулирует тарифы монополий, когда монополии принимают решения об инвестициях. Значительная часть национальных ресурсов в России сегодня регулируется нерыночным способом, что, естественно, приводит к неэффективности нашей экономики. И вся десятилетняя история экономических реформ в России подтверждает, что увеличение нерыночного сектора губительно для экономического роста.
Итак, рекомендация одна - сокращение нерыночного сектора. По каким направлениям возможно это сокращение? Во-первых, сокращение расходов расширенного бюджета, что создаст основу для снижения налоговой нагрузки. Во-вторых, снижение размеров монопольного сектора. Радикальное решение здесь - дерегулирование, но если общество к дерегулированию сегодня не готово, то тогда необходим переход к государственному контролю за тарифами и бюджетами монополий. В-третьих, необходимо ограничение и сокращение бюрократического регулирования, которое, кстати, последнее время не сокращается, а, напротив, растет. Бюрократическое регулирование - это тоже элемент нерыночного перераспределения, то есть элемент нерыночного сектора.
Наконец, кроме государства, ресурсы из экономики нерыночными способами изымает криминал, связанный или не связанный с государственными органами. Поэтому необходимо повышение `качества государства` в сферах его ответственности. Необходимо, чтобы государство более эффективно обеспечивало права и свободы граждан, защищало право собственности, обеспечивало выполнение контрактов. Государство, как мы видим, далеко не всегда справляется с этими своими обязанностями.
Все перечисленные меры некоторые называют структурными реформами. По сути это действительно структурные реформы, поскольку они приводят к изменению структуры экономики - к изменению пропорций между рыночным и нерыночным сектором.
Хочу подчеркнуть, все интерпретации в прессе о том, что `Илларионов призвал девальвировать рубль` - это ошибка. Я призываю снижать реальный валютный курс и ни в коем случае не девальвировать рубль. Это две разные вещи. Реальный валютный курс - это уровень издержек в национальной экономике, но это никак не номинальный валютный курс. Поясню: за последние 3 года реальный валютный курс вырос почти на 48% - это значит, что уровень национальных издержек вырос на 48%. То есть все наши товары и услуги, которые мы производим и продаем внутри страны и за рубежом, стали на 48% дороже в долларах. Естественно, в этих условиях российская экономика существенно потеряла возможность для конкуренции. Когда издержки растут такими сумасшедшими темпами, мы теряем прибыль и вынуждены сокращать объемы производства.
Что влияет на реальный валютный курс? Прежде всего - размеры государства, величина госрасходов, величина налогообложения, величина монопольного сектора. Ни в одной стране мира нет такого удельного веса монополий, как у нас - 6-8% ВВП. В других странах 1-3% ВВП - и это очень большая разница. Валютная же политика имеет очень далекое отношение к реальному валютному курсу.
Сокращение размеров нерыночного сектора - это важнейшая структурная реформа, влияющая на национальные издержки, то есть на реальный валютный курс. В результате структурной реформы, направленной на сокращение нерыночного сектора, происходит замедление роста реального валютного курса или его сокращение. Рост реального валютного курса - это свидетельство того, что структурные реформы не проводятся или проводятся не те структурные реформы, а проблемы экономики не решаются.
Казахстан, например, успешно сокращал нерыночный сектор - уровень расходов расширенного правительства в Казахстане составляет 22% ВВП, а не 36%, как в России. Тарифы монополий за три года были повышены `аж` на 3% [В России рост тарифов в нынешнем году может составить 35%. - Ред. Казахстан создал стабилизационный фонд, а не финансовый резерв, как в России. В Казахстане давно отменили обязательную продажу валютной выручки. В Казахстане не существует экспортных пошлин ни на нефть, ни на газ, ни на какие другие товары. Средняя зарплата, как и пенсии, в долларовом измерении в Казахстане выше, чем в России. Темпы роста ВВП в Казахстане составляют около 10% в год [а не 5% или 3,5%, как в России. - Ред. При сохранении нынешней российской политики недалеко то время, когда Казахстан и по уровню ВВП на душу населения обойдет Россию.

4 июн 2002
Российская Федерация

Док. 144574
Опублик.: 04.06.02
Число обращений: 744

  • Илларионов Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``