В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жизнь на Марсе есть, это - коммунисты Назад
Жизнь на Марсе есть, это - коммунисты
О коммунистах и их расколе в последнее время писали выше крыши. Но самым концептуальным действием отметилось `Время новостей` - целый разворот по это. Похоже, причина в том, что газете удалось заполучить к себе перебежчика (от Зюганова) Владимира Акимова - `политолога, бывшего консультанта аппарата фракции КПРФ в Госдуме`. Так что о расколе и его причинах - практически из первых рук (да еще политологических).
Отчего-то, правда, политолог назвал статью как-то по-детсадовски: `Два Гены - две оценки`. Да и начало текста усиливает сомнения в его политтехнологичности. Но, наверное, именно такие речи считаются в КПРФ политтехнологическими, так что по этому поводу можно не волноваться и следить просто за изложением фактов жизни.
Итак, статья начинается:
`Желтый дом `Росагропрома`. Здесь был пленум коммунистов. Геннадий Селезнев назвал его решение `ошибкой`, а Геннадий Зюганов заявил, что партия очистилась и стала еще сплоченнее. По законам логики такие суждения об одном и том же событии не могут быть истинными. Какой из Ген, несовместимых в одной партии, прав в этом споре?`
Далее лирика тормозится:
`Практическую значимость вся эта история приобретет, когда коммунисты будут составлять список кандидатов в депутаты Госдумы, утверждать его на съезде. А истинную оценку своих решений КПРФ получит через полтора года, когда на думских выборах проявится скрытая сегодня реакция избирателей на `зачистку` в КПРФ`.
Что, разумеется, тривиально. Дальше - немного теории про то, что есть `правильное решение`:
`Во-первых, правильное решение всегда связано с осуществлением программной задачи, с изменением стратегии и тактики ее действия. Решение, обязывающее отдельных коммунистов покинуть занимаемые ими должности, никак не связано с какой бы то ни было задачей, сформулированной в программе КПРФ (будь то минимум или максимум), ни с избирательной платформой КПРФ на выборах 1999 года.
Во-вторых, оно формулирует ясную норму поведения для всех членов партии. Например, всем коммунистам покинуть занимаемые должности в органах власти и в центре, и в регионах. Тогда все члены партии сложили бы с себя полномочия депутатов Госдумы, региональных законодательных собраний и губернаторов, а кто не сделал этого, тот нарушитель партийной нормы и подлежит исключению. `Норма` же, касающаяся лишь одного члена партии и одной должности, - это нечто несуразное, простое сведение счетов. И тогда не было бы места грязным намекам про `теплые кресла``.
Тут становится понятным, что статью писал человек, до сих пор коммунистический, но - в `беззюгановском` варианте. С изрядной достоверностью этот текст можно считать изложением точки зрения КПРФ, которая бы откололась от Зюганова:
`...Надругательство над решениями съездов и пленумов стало нормой жизни лидеров КПРФ. Они не обеспечили исполнения ни одного решения... Так, пять лет назад съезд принял резолюцию `О защите прав человека в России`. Но и сейчас ее исполнение не стало основой общепартийной работы КПРФ в масштабах страны, а Олег Миронов (главный правозащитник страны) такой же изгой в КПРФ, как и Селезнев.
К числу надругательств над уставом партии относится и многоэтапный VI съезд КПРФ. Понятно, что славная виктория, которую КПРФ потерпела на выборах в Госдуму 1999 года, требовала ответа. Тогда замена лидера была вполне вероятна. И тогда провели третий этап VI съезда, что вообще никак не предусмотрено уставом. А это значит, что правомочность его решений, включая избрание Зюганова председателем ЦК КПРФ, весьма сомнительна`.
После подсчета надругательств идет конкретный переход на конкретную личность:
`У Зюганова много должностей. Он всюду и нигде: он во главе КПРФ, НПСР, фракции в Госдуме, СКП-КПСС. Каждая из них требует минимального уровня развития интеллектуальных и деловых качеств, определяющих эффективность работы организаций. Но он нигде и никогда и не отвечал за результаты своего руководства. И беда не в том, что эти способности недоразвиты или уже деградировали, а в том, что лидер КПРФ возомнил себя `критерием истины` везде и во всем.
Стиль работы Зюганова вызывает нарекания и мешает партии расти. Он много ездит по России. Но где та парторганизация, которая после его визита стала работать лучше? Какую из них он привел к победе? И если этого нет (а это - тенденция местных выборов), то за результаты партийно-политического туризма Зюганова, в лучшем случае бесполезного для партии, ему надо отвечать. Но члены ЦК стесняются спросить...`
Ну и, соответственно, что делать-то в условиях этакой стеснительности?
`...Нужен новый съезд, на подготовку которого могли бы оказать влияние рядовые коммунисты и выдвинуть новые кадры. Рано или поздно это случится, и раздуваемый Зюгановым пузырь радикализма лопнет. Но лучше, если это произойдет раньше, чем коммунистическая и вообще левая доктрина захлебнется в интеллектуальных экскрементах нынешних вождей`.
Комментарий: Из статьи Акимова понятно, что для части коммунистов раскол еще представляется преодолимым - но только в том случае, если произойдет новый съезд и некие рядовые коммунисты окажут на него влияние, выдвинув новых лидеров. Очевидно, что вероятность этого - нулевая, если, конечно, речь не идет об обратном перевороте: снятии Зюганова. Вероятность мала...
Но другой текст той же полосы `Времени новостей`, а именно интервью, взятое Виктором Хамраевым у члена ЦК КПРФ, депутата Думы Виктора Илюхина (`Не понимаю Зюганова - чего он хочет? `), свидетельствует о том, что с коммунистами теперь всякое быть может. То есть не всякое, конечно, но окружающую действительность они представляют столь загадочно, что и в самом деле решительно непредсказуемы по части здравого смысла. Вот некоторые выдержки из Илюхина:
`...Раскола не будет. Но авторитету партии может быть нанесен ущерб, который еще неизвестно как скажется во время очередных выборов. Я был категорически против исключения. Нет у партии второго Селезнева, второго Губенко, второй Горячевой. Уважаю каждого рядового коммуниста. Но партия - это не просто серая масса. Это еще и личности`.
`...Огромная новосибирская организация выступила против исключения, коммунисты Московской области и ряд других мощных организаций. Не исключаю, что на очередном пленуме в июне этот вопрос вновь всплывет. И вместо единства может действительно начаться большое брожение в партии. Исключение троих будет лишь поводом для брожения. Причины-то более глубокие`.
`...Сегодня в какой-то мере наблюдается неудовлетворенность руководством партии. После выборов президента ситуация в России резко изменилась. И мне кажется, что в ней мы не нашли себя. Не нашли адекватных шагов... В областных организациях часто задают вопросы: а что делать? а какую позицию занимать?
- Ответ, кажется, дан: КПРФ полтора месяца назад ушла в жесткую оппозицию.
- Ушла. Только руководство еще не сообщило партийцам, что за жесткие действия от них требуются. Выступить на митинге - это еще не действие. Сам митинг никогда ничего не давал, кроме поднятия тонуса. На пике протестных настроений митинг может решить многое. Но этого пика нет - партия его не подготовила`.
`...Вот если бы мы уже выбрали путь и знали, как идти, а Селезнев, Горячева и Губенко при этом не подчинились бы партийной дисциплине, то я первый голосовал бы за их исключение...Все сегодня ищут союзников, все ищут личностей, известных всей России. Мы от этих личностей начинаем отказываться. Честно говоря, давно и не всегда понимаю Геннадия Зюганова - чего он хочет?`
`...Геннадий Андреевич уязвим. Но вовсе не потому, что слаб как лидер. Просто в его руках сконцентрировано слишком много полномочий. Он и лидер партии, и лидер фракции, и лидер Союза компартий, и лидер НПСР, и постоянный кандидат в президенты от коммунистов. Вся ответственность на нем, потому и уязвим. Уже давно ему предлагают развести хотя бы два поста: лидера партии и лидера фракции. Обсуждался этот вариант и в нынешнем конфликте. Селезнев был готов покинуть кресло спикера, чтобы возглавить фракцию`.
`Сегодня у многих в партии возникают сомнения, сможет ли Геннадий Зюганов победить на предстоящих выборах`.
Там есть еще немного об особенностях г-на Зюганова, но после этой великой фразы цитировать уже неохота: очевидно, что если этот вариант в КПРФ обсуждается всерьез, то анализ их мысленной деятельности абсурден. И это совершенно доказывает как бы комментирующая все эти процессы статья Глеба Черкасова (`Несвоевременный кризис`). Потому что ее суть состоит всего-то в том, что коммунистам все испортил своим нейтральным отношением Путин, так что только борьба с ним и является их единственным шансом. Но это не Черкасов виноват...
`Владимир Путин в отличие от Бориса Ельцина не испытывает к КПРФ личной неприязни. Компартия и ее лидер для второго президента всего лишь один из участников политического процесса, а вовсе не извечный враг. Соответственно и государственная машина, заточенная во времена Бориса Ельцина на противостояние КПРФ (при том, что, по разным оценкам, чуть ли не каждый второй чиновник в глубине души сочувствует компартии), начала гораздо теплее относится к `партии Зюганова` и ее отдельным представителям.
...Период мирного сосуществования с властью в начале путинского президентства поставил перед компартией непростые задачи. Практически весь накопленный за 90-е годы идеологический и методологический багаж необходимо было подвергнуть строжайшей ревизии... Изменились и правила игры в Госдуме.
...Новый виток конфликта с властью, возможно, казался лидерам компартии наилучшим выходом из положения. Тем более что и в президентской администрации сохранилось с ельцинских времен немало любителей борьбы с `красной угрозой`. С какого-то момента столкновение стало неизбежным. Оно и произошло. КПРФ в результате не поздоровилось...
...По мнению Геннадия Зюганова, сейчас в партии наблюдается две тенденции - те, кто готов строиться под Путина, и те, кто готов противостоять проводимой в стране политике `либеральной диктатуры полицейского толка`. Г-н Зюганов убежден, что сторонников второй линии безусловное большинство.
...На руку г-ну Зюганову и то, что кризис произошел сейчас, а не за полгода до выборов - в этом случае минимизировать последствия было бы гораздо труднее. Геннадий Зюганов не боится, по крайней мере на словах, того, что Геннадий Селезнев сможет создать альтернативную левую партию при поддержке Кремля`.
Так что либо подымет Зюганов народ на борьбу с Путиным - сохранится партия, не подымет - не сохранится. Не густо, но, в общем, адекватно ситуации: что о коммунистах еще можно реально сказать?

3 июн 2002
Российская Федерация

Док. 144488
Опублик.: 03.06.02
Число обращений: 115


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``