В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Провальный визит Иванова в Пекин Назад
Провальный визит Иванова в Пекин
Увлекшись подыгрыванием Западу, Москва несет чувствительные военно-политические потери в отношениях с Китаем

Завершившийся визит министра обороны РФ Сергея Иванова в Пекин не вызвал дебатов и комментариев в российской прессе. Между тем он отчетливо продемонстрировал важную особенность отношений двух стран в сфере безопасности: образно говоря, они выстроены вокруг единственной опоры - однонаправленного (экспорт оружия и технологий из России в Китай) военно-технического сотрудничества. Собственно военные связи, то есть контакты между вооруженными силами, развиты гораздо хуже и скорее напоминают отношения между потенциальными соперниками, чем между стратегическими партнерами.
Симптоматично, что подписанные в ходе визита соглашения относятся к сфере военно-технического сотрудничества, которое не является приоритетным направлением деятельности главы российского военного ведомства. Сергей Иванов заявил, что отношения с Пекином развиваются гармонично, однако в подтверждение привел лишь численность китайских офицеров, обучающихся или обученных в России (соответственно, 200 и 2000 человек). Заметим, что и в этом случае процесс взаимодействия явно односторонний - в Поднебесной наши военные не обучаются, хотя у китайских военных в некоторых направлениях уже есть чему поучиться.
Если сравнивать связи ВС Москвы и Пекина, нетрудно заметить, что в списке совместных мероприятий отсутствуют те, что давно стали нормой на западном или южном направлении: совместные учения войск и сил флота, взаимодействие систем ПВО, систематические обмены визитами боевых кораблей или маневрирование в кризисных регионах, борьба с нарушениями морских границ и правил экономической деятельности в 200-мильной зоне. После некоторого прогресса в середине 1990-х годов заморожены совместные усилия по уменьшению группировок войск вблизи общей границы. Пожалуй, единственным исключением стало взаимодействие России и Китая по линии спецслужб при решении задачи борьбы с исламским экстремизмом.
Сложившееся положение, по-видимому, является следствием принципиальной позиции Пекина, который позиционирует себя как самодостаточную державу с растущими военно-политическими амбициями. Однако есть основания полагать, что и в Москве слишком увлечены игрой в треугольнике `Россия - США - Европа` и не обращают должного внимания на улучшение отношений с усиливающимся Китаем. Об этом говорит и предыстория визита Сергея Иванова в Китай.
Официальное приглашение посетить Пекин было направлено Сергею Иванову практически сразу же после того, как весной 2001 года он сменил маршала Игоря Сергеева на посту главы российского Министерства обороны. Консультации на высшем уровне между военными ведомствами двух стран, развивающих и углубляющих отношения стратегического партнерства, жизненно необходимы, полагали в КНР. Особенно в свете тенденции глобального доминирования США, обозначившейся после 11 сентября, в Пекине желали сверить позиции сторон и по целому ряду других вопросов. Однако выбрать время для такой важной поездки новый руководитель Минобороны так и не смог. Зато он нашел возможность несколько раз съездить в США, посетить Швецию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Германию, ряд других стран и даже выступить с докладом на международной конференции в Мюнхене. На настойчивый зондаж китайской стороны - когда же наконец очередь дойдет до КНР, Управление внешних сношений МО РФ неизменно отвечало: министр занят, у него плотный рабочий график.
Не лучшим образом стало обстоять дело и с приемом в Москве высокопоставленных делегаций Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Если раньше возглавляющие их военачальники удостаивались личной аудиенции у министра обороны России и начальника Генерального штаба ВС РФ, что подчеркивало особый характер отношений сторон, то после прихода на Арбатскую площадь Сергея Иванова такая практика была прекращена. Единственное исключение сделали для министра обороны КНР генерал-полковника Чи Хаотяня. Между тем, когда в Пекин приезжали российские военные делегации, там их принимали по высшему разряду. Например, генерал-полковника Юрия Балуевского китайцы встречали так, как будто он был министром обороны.
Как стало известно `НГ`, настоящий скандал разразился после того, когда один из высших руководителей Генерального штаба НОАК, приехав в Москву на переговоры, не смог встретиться ни с Ивановым, ни с Квашниным. На вопросы китайской стороны Управление внешних сношений МО РФ ответствовало: министру обороны, мол, недосуг. И это на фоне того, что высокопоставленного китайского генерала в те же дни лично принимали директора СВР, ФСБ, ФАПСИ и ФПС. Лишь после вмешательства руководителя одной из российских спецслужб, прямо указавшего Сергею Иванову на крайне негативные последствия данной ситуации, она была исправлена.
Все это не могло не породить тревожных настроений у военного руководства КНР, от внимания которого не укрылся явный крен Сергея Иванова в сторону развития отношений с США и НАТО, а также фактическое замораживание канала взаимных российско-китайских консультаций и обмена мнениями по проблеме поддержания стратегической стабильности в мире.
Сложившееся положение может негативно отразиться и на военно-техническом сотрудничестве. Оставаясь в среднесрочной перспективе крупнейшим покупателем российских высокотехнологичных вооружений, Пекин пока что не намерен делать резких движений. Однако снижение уровня российско-китайских военных контактов может в перспективе обернуться тем, что КНР пойдет на диверсификацию источников закупок оружия, что нанесет серьезный удар по интересам отечественного ОПК.
Еще более важно то, что Москва не может вести диалог с Пекином с позиции `старшего партнера`. Военные возможности растущего Китая в перспективе будут больше российских. Собственно, уже сейчас наша страна сохраняет превосходство лишь в стратегических вооружениях и некоторых высокотехнологичных сферах (космос, техническая разведка, подводный флот). В этом контексте переориентация Москвы на сотрудничество с Западом за счет свертывания контактов с Пекином выглядит как конъюнктурная и недальновидная политика.

3 июн 2002
Российская Федерация

Док. 144475
Опублик.: 03.06.02
Число обращений: 166


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``