В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Будем грызть стаканы? Назад
Будем грызть стаканы?
Слабоалкогольные напитки завоевали сердца россиян,
а последние и не подозревают о коварстве такой любви.

`Московские новости`. Сентябрь. 2001 г.

Несколько лет назад в России начался неофициальный эксперимент по вытеснению крепких напитков. Население пытаются приучить к слабоалкогольной продукции: в первую очередь к пиву, а также к баночным коктейлям типа джин-тоника, колы с водкой, баккарди и прочее. В общем-то заманчивая идея - внедрить в России так называемый средиземноморский, умеренный тип потребления алкоголя. Но благими намерениями, как известно, выстлана дорога в ад. Число людей, страдающих от алкогольной зависимости, растет в геометрической прогрессии. Самое тревожное то, что не только мужчины, но и женщины, подростки, причем походя, между делом.
Почему `средиземноморский эксперимент` оказался столь `удачным`? Об этом наш корреспондент беседует с известным психиатром и наркологом, ведущим специалистом Клиники психологической адаптации А.Ю. МАГАЛИФОМ.


- В идее замены традиционных для России крепких напитков слабыми есть, согласитесь, сермяжная правда. Но почему её реализация вызвала столь странный эффект?


- Европейцы по характеру потребления алкоголя делятся на два типа: северный и южный.
Южный тип получил распространение в тех странах, где традиционно выращивают виноград: во Франции, Италии, Испании, Грузии, Армении. Здесь люди отдают предпочтение слабоалкогольным напиткам, вину. Как происходит застолье? Обильная еда, песни, тосты, длинные разговоры. Выпивается довольно большое количество вина, но медленно. Организм успевает спокойно все переработать.


Северный тип (к которому относят и россиян) предпочитает крепкие напитки: водку, коньяк, джин, виски. Алкоголь выпивается обычно до еды, ударными порциями. Как происходит застолье в России? За первые пятнадцать минут в пустой желудок вливается 100-150 мл водки - направленный удар концентрированного алкоголя по мозгу и печени. Рюмки по 50-60 мл, `между первой и второй - перерывчик небольшой`.


У русских есть и такая `приятная` черта, как уличное пьянство. Испокон веков `на троих соображали` везде: на улице, в подворотнях, в подъездах, на лавочках. И вот представьте себе, что на этот северный тип, обильно `политый` в течение столетий русской водочкой и самогоном, хлынул бурный пенящийся поток газированных алкогольных напитков и пива. Джинна выпустили из бутылки. И теперь вполне можно увидеть школьницу 7-8 класса с бутылкой пива или банкой джин-тоника.


- Насколько велика опасность впасть в алкогольную зависимость, попивая невзначай пиво или фанту с водкой?


- Хочу заострить ваше внимание: какие бы алкогольные напитки мы ни пили, на самом деле мы пьём этиловый спирт. Алкоголиком человека делает не тот или иной конкретный напиток, а этиловый спирт, во всех этих напитках содержащийся. Важно то, сколько спирта мы поглощаем.


Проведем простой расчет. На этикетке пивной бутылки напечатано число, показывающее, сколько объёмных процентов этилового спирта содержится в пиве (например, 5,0% об.). Объемный процент алкоголя чуть-чуть больше, чем весовой. Значит, в этом пиве - 4,35 % весового алкоголя. Проще говоря, в пол-литровой бутылке пива содержится чуть более 20 г чистого спирта. Какому количеству водки это соответствует? Чтобы из 20 г чистого спирта получить водку, надо разбавить его, доведя до 40 градусов. В результате получится, что бутылка пива крепостью 5% об. адекватна 60 мл водки. То есть, когда наша среднестатистическая девочка по пути из школы выпивает из горлышка бутылку такого пива, она `принимает` четверть стакана водки. Если пиво крепкое, скажем, `Балтика Nо 9` , где содержится 8 % алкоголя, бутылка адекватна 100 мл водки, а две бутылки крепкого пива - это уже стакан водки.


Не правда ли, если бы вы увидели ту же самую девочку, выпившую полстакана водки на улице в компании друзей, вы бы оторопели. Но она пьет пиво. И это считается нормой.


- Пивной алкоголизм - выдумка, или он действительно существует?


- Пивной алкоголизм ничем не отличается от винного, водочного или коньячного, в любом случае мы пьем этиловый спирт.


Пиво очень `прилипчиво`. Организовать процесс выпивания водки или вина не так просто. А пиво или те же баночные коктейли не требуют особого ритуала: пошёл с работы, купил в ларьке - `и немедленно выпил`, как говорил Веничка Ерофеев. Или принес домой, расположился перед телевизором и потягиваешь. И жена не ругается: не водку же пьёшь. Тем более реклама нас убеждает, что пиво - это практически газировка, компот.


Пиво дает совсем не то опьянение, что водка или коньяк. Обычно человек выпивает, желая ощутить эйфорию, приятную легкость. Однако после принятия пива наступает состояние некой пришибленности, отупения. Дело в том, что в этом напитке содержатся вещества, образующиеся в результате брожения хмеля, которые воздействуют на головной мозг. Это моноамины. Среди них присутствует и такое `милое` вещество, как трупный яд - кадаверин. В пиве также содержатся растительные аналоги женских половых гормонов. Именно поэтому фигурам мужчин, чрезмерно увлекающихся пивом, свойственны округлые формы - женственные бёдра, живот, грудь.


- Какая доза алкоголя безопасна для здоровья?


- Американцы считают, что максимальное количество этилового спирта для взрослого мужчины равно 24 г в стуки, а для женщины только 16 г (что соответствует 1,5 стаканам вина или бутылке пива). Французы допускают несколько большее количество: до 40 г чистого спирта на человека в сутки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила порог, безопасный для здоровья: 10 - 30 г спирта в день.
Теперь сравните эти цифры с дозами, которые выпиваются ежедневно в нашей стране: бутылка водки (200 г этилового спирта).


- Где грань, отделяющая здорового человека от больного. В какой момент нужно насторожиться: `Кажется, я впадаю в алкогольную зависимость...`?


- Если человек пьет вино или пиво, чтобы сдобрить им вкус еды, скажем мяса, - это нормально. Но как только он начнёт регулярно тянуться к бутылке, чтобы достичь состояния психологического комфорта, по-нашему, расслабиться - нужно бить тревогу. Именно с этого момента начинает формироваться алкогольная зависимость.


- Как вы относитесь к идее запрещения рекламы алкоголя на телевидении?


- С моей точки зрения недопустимо пропагандировать алкогольные напитки, включая пиво и одновременно связывать с ними успех в жизни, проведение досуга и отдыха. Через рекламу навязываются стереотипы поведения, доходящие до абсурда. Оказывается (если руководствоваться одним из рекламных роликов пива), чтобы познакомиться с девушкой, надо подарить ей не цветы, а бутылку пива. Если взрослые могут воспринять такую рекламу с определённой долей иронии, то подростки видят в ней модель поведения или призыв к действию.


Запреты, как известно, всегда дают результат, прямо противоположный желаемому. Сухой закон, будь то в Америке или в России, всегда провоцировал усиление пьянства, люди начинали пить и сами изготавливать суррогаты, то есть заниматься, говоря языком медицины, `распространением психически активных веществ`.


Сегодня необходимо обращаться к хорошим традициям и внедрять современные знания. В нашем стране традиции оставляют желать лучшего, поэтому нужно прививать (в том числе - детям) именно знания: какое количество алкоголя считается опасным, как надо употреблять те или иные напитки и т.п. Я не против слабоалкогольных напитков как пиво. Я против того, чтобы назойливо и виртуозно рекламировать алкоголизм: `Пива должно быть много...`. Спиртные напитки сегодня везде - в кино, телевизионных передачах, сериалах. Реклама настойчиво предлагает типичный образ русского человека, которому необходимо много выпить, а потом - разгрызть стакан, натворить бог знает что и удивить этим всех!


- Что же противопоставить такой рекламе?


- Предлагаю на каждой бутылке пива и пол-литровой банке `газировки` печатать, например, надпись: `Соответствует 50 или 100 мл водки`.
А дальше - каждый волен выбирать.

В пол-литровой банке `газировки` - пара стопок водки. Только сладкой



Напиток
Содержание
алкоголя, %
В пересчёте
на водку, мл

`НООРЕR,s НООСН`
9
108

`КАЗАНОВА (suреr)`
9
108

`ОТВЁРТКА`
8,9
107

`GIN & ТОNIК`
8,9
107

`RUМ`
8,9
105

`ВЕРТОЛЁТ`
8,7
105

`РОЗОВЫЙ ПЁС`
8,7
105

`ВIАNСО`
7
84

Док. 144437
Опублик.: 31.05.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``