В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аналитическая справка Назад
Аналитическая справка
о состоянии алкогольного рынка страны (на 22 декабря 2000 г.) и рекомендации по устранению имеющихся негативных тенденций

Экспертный Совет по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции и тонизирующих напитков при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству совместно с Комиссией Совета Федерации по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива по итогам проведенных за 2000 год Парламентских слушаний, конференций и рабочих заседаний представляют аналитическую справку о состоянии, проблемах и путях их решения на алкогольном и пиво-безалкогольном рынке страны.

Меры. предпринятые руководством страны в 1998-1999 гг.. позволили значительно усилить контроль в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Легальные производители получили дополнительные возможности для вытеснения с рынка нелегалов. Во многом этому процессу способствовала сдержанная акцизная политика государства.

Несмотря на девальвацию рубля осенью 1998 г. ставки акцизов на алкогольную продукцию с 1 января 1999 г. были увеличены до приемлемого уровня (на 20%). Как следствие, в 1999 году было произведено алкогольной продукции 134.590 тыс. Легальное производство за 1999 год выросло на 54,6%. Значительно усилился контроль за качеством алкогольной продукции.

На протяжении последних 5 лет наблюдалась устойчивая тенденция к снижению смертности населения в результате случайных отравлений алкоголем.

Однако, проблема нелегального производства алкогольной продукции оставалась острой. В относительно благополучном 1999 году нелегально производимая продукция составляла около 40% от всей производимой алкогольной продукции. Это доказывает. что проблему надо решать, в первую очередь, мерами экономическими.

Резкое увеличение в соответствии с федеральным законом No 2 ФЗ `О внесении изменений в федеральный закон `Об акцизах` ставок акцизов на алкогольную продукцию поставило в трудное положение легальных производителей алкогольной продукции.

По данным Госкомстата, по итогам первого квартала 2000 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в России произошло снижение производства водки и ликероводочной продукции на 10,4%, отгрузки ликероводочными заводами продукции собственного производства - на 18,1%.

В Московской области производство сократилось на 29,7%, отгрузка продукции снизилась на 36,7%. Во Владимирской области производство и отгрузка продукции упали на 32%. Объем производства и отгрузки водки и ликероводочной продукции в Карачаево-Черкесской республике составил - 37,7% и 39.2% соответственно от уровня первого квартала прошлого года: в Краснодарском крае - 44.8% и 49.4%.. В Оренбургской области объем производства составил 53.9%. объем отгрузки составил- 47%. Особенно заметный спад производства отмечается в Тверской, Ярославской, Белгородской, Курской и Ульяновской областях.

Тревожна тенденция к росту нелегального производства и снижению показателей легального производства. В январе 2000 г. водки и ликеро-водочных изделий легально было произведено 93.7% от уровня января 1999 г. В феврале 2000 - уже 91.5 % от уровня февраля 1999 г. В марте - 82.7 % от уровня марта 1999 г.. а отгружено -78.5%.



После повышения в 2000 году ставок акцизов цены на водку (самый употребляемый населением вид алкогольной продукции) для части населения оказались неподъемными. Выросло потребление алкогольных суррогатов и. как следствие, пошла вверх статистика смертности от случайных отравлений алкоголем.

По данным Госкомстата в январе-феврале 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом в 1999 г., в среднем по Российской Федерации смертность от случайных отравлений алкоголем увеличилась на 45.7% (с 4126 случаев до 6013 случаев). Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Смоленской и Псковской областях, где данный показатель увеличился почти в 4 раза. В Республике Карелия и Тульской области смертность увеличилась в 2.1 раза, в Ивановской. Нижегородской областях - 2.5 раза, в Курганской области - в 2.6 раза, в Костромской области - в 2.3 раза. В Читинской области - в 3 раза.

В проекте части 2 Налогового Кодекса Правительство, совместно с группой депутатов, предлагает новое увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию.

Следует отметить, что нельзя рассматривать периодическое повышение акцизов как простую индексацию. Каждое изменение ставок акцизов надо оценивать исходя из конкретной экономической ситуации и социально-экономических факторов (уровень и структура потребления алкоголя населением, уровень нелегального производства, уровень доходов населения и т. д.). Упор на административные методы регулирования сбора акцизов без совершенствования средств технического контроля и механизмов государственного, в том числе экономического регулирования, стал основной причиной увеличения нелегального производства алкоголя и замораживания капитала в производствах, работающих на 15-20% от заявленной мощности.

Обстоятельства складываются таким образом, что новое повышение акцизов на алкогольную продукцию может окончательно дестабилизировать алкогольный рынок. Мало того, неразумная акцизная политика усиливает тенденцию к сепаратизму регионов.

Действующий механизм взимания акцизов обладает рядом недостатков. С одной стороны, основная налоговая нагрузка лежит на предприятиях производителях и импортерах алкогольной продукции. Это ставит их в крайне сложное положение, по сравнению с нелегальными производителями алкогольной продукции. С другой стороны, согласно закону о федеральном бюджете, акциз поровну делится между федеральным бюджетом и бюджетом того региона, на территории которого находится производитель. Субъект Российской Федерации получает половину акциза с продукции местных производителей. С ввозной продукции региональные бюджеты ничего не получают. Поэтому региональные администрации заинтересованы в устранении ненужной конкуренции местным производителям и в создании системы дополнительных сборов с ввозной алкогольной продукции. В ряде регионов сбор с ввозной водки превышает 10 рублей с 0.5 л бутылки. Поскольку усилился поток нелегальной продукции, в данном направлении ситуация развивается, практически, во всех регионах. Муниципальные образования не имеют экономической заинтересованности в продаже алкогольной продукции за исключением тех, на территории которых находятся предприятия по производству алкогольной продукции.

Отсутствие стимулирования государством создания безотходных - энергосберегающих технологий при производстве этилового спирта и алкогольной продукции привело к тому, что при огромных сырьевых ресурсах в России постоянно не хватает собственного пищевого спирта, калорийных и рентабельных кормов для сельскохозяйственных животных.

Ситуация выглядит парадоксально на фоне того, что при официально декларируемой загруженности мощностей по производству алкоголя на 25-30% в России продолжает активно лицензироваться ввод новых мощностей в основном по розливу алкоголя. За период с 1994 по 1997 год на федеральном уровне выдано свыше 808 лицензий на подобные производства. Объяснить подобный переток и `замораживание` капитала можно только тем, что основной доход предприятия получают от производства нелегального алкоголя.

Материалы проверки Счетной палаты от 6 декабря 1999 года No 01-1482103 наглядно показывают отсутствие системного подхода к оценке ситуации на алкогольном рынке со стороны различных федеральных ведомств и как следствие несогласованность их действий по реализации положений действующего законодательства о государственном регулировании алкогольного рынка. Примером этому может служить подход к разработке и внедрению общефедеральной системы идентификации алкогольной продукции и средств технического контроля за объемами производимой алкогольной продукции. Более четырех лет законодательные требования о внедрении подобных систем фактически остались не реализованы или создается видимость их реализации через различные несогласованные проекты как то: внедрение акцизной, идентификационной федеральной и региональной марок, введение налоговых постов, установка морально-устаревших счетчиков измеряющих только объем разливаемого алкоголя, а не содержащихся в нем абсолютный спирт.

Не создана действенная система контроля, препятствующая попаданию в алкогольную продукцию спиртов из не пищевого сырья.

Членами Экспертного Совета отмечены основные проблемы, возникающие с введением субъектами Российской Федерации дополнительных мер контроля за производством и оборотом алкогольной продукции:

1. Недостаточность федерального законодательства в сфере регулирования действий региональных властей и предприятий, связанных с защитой продукции (в т.ч. неопределенность понятия `специальных защитных мер`, `идентификационной марки`, `защитных знаков`, и пр.);

2. Отсутствие в федеральном законодательстве ответственности за реализацию алкогольной продукции без защитных знаков или с поддельными знаками;

3. Различная стоимость защитных знаков для ввозной и местной алкогольной продукции.

4. Слабая поддержка региональной системы защитных мер контролирующими органами федерального подчинения;

5. Использование защитного знака в качестве ограничительной меры для завоза в регион алкогольной продукции и поддержания местных производителей (вынужденная мера, связанная с наличием в ряде субъектов РФ льгот по уплате акцизов, что делает продукцию этих субъектов существенно конкурентоспособнее по сравнению с продукцией других регионов);

6. Использование защитных мер для дополнительного сбора средств в региональный бюджет.

При этом стихийно возникшие в регионах России системы защитных мер доказали свою эффективность для контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции, однако их следует упорядочить. Указанные проблемы могут быть успешно решены при соответствующей поддержке и управлении на федеральном уровне. Необходимо использовать достоверную информацию о легальном обороте алкоголя, собираемую в региональных системах защитных мер. для выявления путей происхождения нелегальной продукции, легализации алкогольного рынка и увеличения бюджетных поступлений.

Для улучшения социально-экономической ситуации на алкогольном рынке страны участники Парламентских слушаний 15 июня 2000 года рекомендовали:

1. Ввести на 2001 г. мораторий на повышение действующих ставок акцизов на алкогольную продукцию:

2. Включить в главу `Акцизы` части второй Налогового Кодекса РФ положение о том. что каждое изменение ставок акцизов должно сопровождаться прогнозом возможных последствий в социально-экономической ситуации страны, оцениваться исходя из конкретной экономической ситуации и социально-экономических факторов (уровня и структуры потребления алкоголя населением, смертности, уровня нелегального производства, уровня доходов населения и т.д.);

3. Упорядочить ставки акциза на различные виды алкогольной продукции, предусмотрев введение единой ставки на продукцию с объемной долей этилового спирта до 25% и более низкие ставки на алкогольную продукцию естественного брожения, полученную без добавления спирта;

4. В целях недопущения ухудшения финансового положения легальных производителей считать нецелесообразным изменение действующих сроков по уплате акцизов с производства и оборота алкогольной продукции;

5. Внести изменения и дополнения в федеральный закон `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции`, устанавливающие обязательные требования к введению в субъектах Российской Федерации систем аккредитации организаций для поставки алкогольной продукции в розницу и общественное питание, запрет на закупку розницей и предприятиями общественного питания алкогольной продукции у неаккредитованных организаций. При этом предприятия, имеющие лицензию на производство алкогольной продукции должны получать аккредитацию на производство и оборот алкоголя по месту расположения организации;

6. Конкретизировать в федеральном законе `государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции` порядок введения специальных защитных мер в отношении поступающей в субъекты Российской Федерации алкогольной продукции, в том числе через создание системы по специализированной фирменной торговле алкогольной продукцией, а также на уровне федерального законодательства выработать единые требования к информационной насыщенности региональных защитных знаков, терминологию, разработать единую нормативную базу для функционирования региональных систем идентификации алкогольной продукции с внедрением элементов государственной монополии:

7. Правительству через систему лицензирования усилить контроль за предприятиями, производящими спиртосодержащие жидкости с применением в этих целях современных технических разработок (счетчиков учета абсолютного алкоголя);

8. Поддержать предложения Правительства Российской Федерации в части выведения из-под обложения акцизом некрепленных этиловым спиртом виноматериалов (не относящихся к готовой для розлива алкогольной продукции). Зачет ранее уплаченных акцизов должен осуществляться по факту реализации виноматериалов:

9. Предложить Правительству установить, что за этиловый спирт, поставленный в страны СНГ по компенсационным сделкам в обмен на зерно, должен осуществляться возврат акциза;

10. Обратить внимание Комитета по бюджету и налогам на противоречие обшей концепции части второй Налогового Кодекса РФ в части существующего запрета на производство алкогольной продукции из давальческого сырья;

11. В целях устранения правовых оснований для двойного налогообложения внести изменения в налоговое законодательство, установив, что налог на добавленную стоимость должен начисляться на стоимость алкогольной продукции, исключая размер акциза;

12. Обратить внимание Правительства на не обеспечение выполнения требования Федерального закона от 7 января 1999 г. No18-ФЗ `О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции` (абзац 4 пункт 1 статья 26) в части оснащения с 1 января 2000 года оборудования для производства алкогольной продукции счетчиками спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции, предусмотрев при внедрении технических средств контроля использование преимущественно отечественных разработок:

13. Выработать и утвердить на федеральном уровне систему показателей для федеральных ведомств, субъектов федерации, участников алкогольного рынка, позволяющей реально отслеживать влияние каждого участника в происходящих на алкогольном рынке процессах. Система показателей должна быть направлена на увеличение положительного социально-экономического эффекта от проводимых мероприятий. прежде всего, для общества и государства в целом, а не для отдельных ведомств и организаций, участвующих в обороте алкоголя (приоритетными критериями в государственной политике должны являться социальная направленность доходов и коэффициент бюджетной рентабельности от производства и оборота алкоголя);

14. Выйти с инициативой в ВТО о признании права на производство и экспорт водки и ее аналогов только за предприятиями, расположенными на территории России. получившими лицензии в соответствии с действующим законодательством;

15. Предложить Правительству рассмотреть вопрос о передаче прав на производство и оборот традиционно государственных брендов алкогольной продукции, таких как: водка - `Московская`, `Русская`, `Перцовая`, `Столичная`, `Зубровка` и т.п. - организациям, выигравшим тендер, проводимый Росспиртпромом;

16. Предложить Правительству упорядочить систему проверки предприятий. производящих алкоголь, свести к минимуму основания для вмешательства проверяющих в технологичные и производственные процессы;

17. Предложить федеральным структурам, ведающим вопросами лицензирования производства и оборота алкоголя, проанализировать эффективность использования производственных мощностей в соотношении с уплатой налогов и по результатам анализа дать законодательные предложения по исключению фактов необоснованного замораживания финансовых и производственных ресурсов;

18. Учитывая, что внесенный проект федерального закона о введении моратория на лицензирование производства этилового спирта и алкогольной продукции в предложенной редакции фактически замораживает инвестиционные проекты, в том числе в переработку отечественной сельскохозяйственной продукции, считать целесообразным предложенную концепцию ограничения числа участников алкогольного рынка проводить через совершенствование механизма лицензирования, предусмотренный федеральным законом `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции`;

19. С учетом изменений, произошедших на алкогольном рынке страны с 1997 года. в том числе принятие закона `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции`, введение моратория на импорт спирта, образование в субъектах федерации унитарных предприятий по контролю за объемом и качеством алкогольной продукции, поступающей на региональные рынки, создание федеральной организации `Росспиртпром`, принять во внимание вышеперечисленные изменения при доработке законопроекта `О государственной монополии на поставки этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции`.

Членами Экспертного Совета отмечена необходимость законодательного установления критериев оценки мероприятий на алкогольном рынке. Согласно мнению экспертов наиболее значимые характеристики алкогольного рынка условно можно разделить на следующие группы, которые можно использовать как основу для определения таких критериев:

А - социальные

1) Смертность от алкогольных отравлений, алкогольная зависимость, влияние алкоголя на продолжительность жизни.

2) Качество потребляемых алкогольных напитков.

3) Объем потребления абсолютного алкоголя на одного человека в год.

4) Структура потребляемых алкогольных напитков.


5) Соотношение легального и нелегального производства.
6) Социально-экономическая ориентация рынка (размер доходов, поступающих на решение социальных проблем).

Б - экономические

1) Эффективность использования отечественных трудовых, энергетических и сырьевых ресурсов по сравнению с аналогичными рынками других стран.

2) Емкость внутреннего алкогольного рынка.

3) Экспортные возможности рынка.

4) Структура спроса.

5) Себестоимость производства алкоголя.

6) Налоговая - акцизная политика государства (коэффициент бюджетной рентабельности).

7) Эффективность использования капиталовложений в производство алкоголя (уровень загруженности производственных мощностей рентабельность).

На основе анализа показателей алкогольного рынка можно сделать следующие выводы:

1) Смертность от алкогольных отравлений с 18- тыс. человек в год (92 г.) возрастала до 28-30 тыс. человек - 1995-96 г. с последующим снижением до 20 тыс. в 1999 и сохранением тенденции к снижению.

2) С 1992 года период до 1996 года количество фальсификата алкоголя выявляемого в торговле возросло до 65-70%, в последующие годы наметилась тенденция к снижению фальсификата до 45-50%.

3) Объем потребления абсолютного алкоголя на одного человека в год возрастал с 9-10 литров 92 год до 14-15 литров - 1995-96 гг. с незначительным снижением до 12-13 литров к 1999 году.

4) Структура потребления характеризуется увеличением доли потребления крепких алкогольных напитков с 75% до 85-90%. Начиная с 1998 года, наметилась тенденция к увеличению объемов выпуска слабоалкогольной продукции от 5 до 15% по различным видам слабоалкогольной продукции.

5) Объем нелегального производства алкоголя, начиная с 1992 года. нарастал и к 1995 году составлял 70-75% от ранее зафиксированных объемов.

6) Ввиду отсутствия официальных показателей социально-экономической ориентации рынка, можно на основе вышеприведенных данных и показателей, характеризующих работу алкогольного рынка (налоговые поступления) сделать вывод о том, что развитие Российского алкогольного рынка в период с 1992 по 1996, носит ярко выраженный антиобщественный, антисоциальный характер с преобладанием интересов нелегального крупного капитала.

На конференции 15 ноября, посвященной качеству и безопасности алкогольной продукции, было также отмечено следующее. По данным Госкомстата в январе-июле 2000 г., по сравнению с аналогичным периодом в 1999 г., в среднем по Российской Федерации смертность от случайных отравлений алкоголем увеличилась на 43.5% ( с 14235 случаев до 20425 случаев). В ряде субъектов Российской Федерации смертность в результате случайных отравлений алкогольной продукцией увеличилась в 3 - 4 раза. За 7 месяцев 2000 г. уровень легального производства водки и ликеро-водочных изделий, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился на 13 %, отгрузка готовой продукции снизилась на 16,4%. В ряде регионов произошло снижение легального производства на 30 и более процентов. Наибольший рост смертности населения от случайных отравлений алкоголем отмечается в тех регионах, где наблюдается более заметное сокращение легального производства алкогольной продукции.



77% алкоголя потребляется населением в виде водки и ликеро-водочных изделий; 8% - виде виноградных и плодовых вин; на коньяк приходится 1,5%, на шампанское - 1,9%, на пиво - 11,6%.

Существенным моментом, усугубляющим алкогольную ситуацию, является наличие в розничной торговле фальсифицированных спиртных напитков опасных для здоровья. Имеются данные о том, что потребление низкокачественной винно-водочной продукции провоцирует ускоренное развитие алкоголизма и алкогольной соматической патологии.



Вызывает серьезное беспокойство использование этилового спирта из непищевого сырья и синтетического этилового спирта для производства нелегальной алкогольной продукции.

Одной из причин неблагоприятного положения в сфере производства и оборота алкогольной продукции является несогласованность и несовершенство законодательных актов в части производства и оборота непищевой спиртосодержащей продукции (в том числе денатурированной), что является одной из основных причин сохранения высокой криминализации алкогольного рынка. В то же время, принимаемые Правительством Российской Федерации меры в данной области зачастую вместо пресечения нелегальной деятельности наносят удар по легальным отечественным производителям, не оказывая существенного влияния на улучшение положения.

У участников рынка нет интереса к внедрению новейших технологий контроля за качеством и объемами производимой алкогольной продукции.

Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются испытательные лаборатории при анализе алкогольной продукции:

- физико-химические параметры качества, лимитированные действующими ГОСТами не являются гарантами подлинности продукции. Под качеством понимается только соответствие ГОСТ;

- в настоящее время наиболее достоверным является органолептический анализ, требующий квалифицированных дегустаторов, которые отсутствуют в большинстве испытательных центров (лабораториях);

- неоднозначное чтение и толкование методик анализа, отсутствие стандартизации процедуры анализа;

- ингридиенты ликероводочных изделий не нормируются и не определяются, не тестируются Минздравом РФ на токсичность для организма, предприятия-изготовители указывают только те нормы, соответствие которым проверяется контролирующими органами, методы контроля добавок не закреплены в ГОСТах;


ГОСТ 12712 и ГОСТ 51355 на водки в части нормируемых показателей и методы их анализа не позволяют однозначно судить о качестве водок.
Не создана система индикативных показателей качества и безопасности алкогольной продукции, позволяющая комплексно оценивать динамику развития данной проблемы как в регионах, так н по России в целом.

В настоящее время эффективный контроль за качеством алкогольной продукции, основанный на базе новейших научных разработок возможен только в региональных системах идентификации качества алкогольной продукции. Действующие нормы ГОСТов, к сожалению, не позволяют однозначно судить о качестве алкогольной продукции.

В связи с введением в действие с 1 января 2001 года главы `Акцизы` части 2 Налогового Кодекса участники конференции опасаются, что контроль за качеством алкогольной продукции со стороны субъектов Российской Федерации будет лишен законодательной и финансовой основы.

При отсутствии финансового интереса к контролю за качеством алкогольной продукции со стороны субъектов РФ алкогольный рынок вернется к состоянию середины 90-х годов - времени расцвета массовой фальсификации алкогольной продукции. Очевидно, что необходимо стимулировать развитие региональных систем идентификации качества алкогольной продукции на базе унифицированного федерального законодательства.

Кроме того, использование созданных в субъектах РФ региональных систем идентификации алкогольной продукции для решения задачи сбора акциза с акцизных складов и для контроля за розничной торговлей может существенно облегчить выполнение этой задачи и сэкономить средства федерального бюджета.

Участники Конференции обеспокоены ходом подготовки к реализации механизма разделения акцизов на алкогольную продукцию. В соответствии с проектом `Порядка выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, порядка их функционирования и состава осуществляемых в отношении акцизных складов мер налогового контроля`, подготовленным Департаментом налогообложения алкогольной и табачной продукции МНС, разрешение на учреждение акцизного склада не могут получить организации, имеющие лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, использующие складские помещение на праве аренды. То есть. разрешение на учреждение акцизного склада может выдаваться только владельцу складских и офисных помещений (за исключением государственных унитарных предприятий). При этом, разрешение на учреждение акцизного склада может быть аннулировано `в случае хранения и реализации со своего акцизного склада алкогольной продукции, принадлежащей другому юридическому лицу`.

Чрезмерное усложнение процедуры получения разрешения на легальный оборот алкогольной продукции играет на руку теневикам, которые в сложившейся ситуации найдут простые решения.

До настоящего времени остались нерешенными вопросы гармонизации ГОСТов на методы испытаний алкогольной продукции с учетом международных стандартов.

Учитывая вышеизложенное участниками Конференции было решено:

1. Предусмотреть совершенствование законодательства в направлении развития региональных систем контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции.

2. Внести в Налоговый Кодекс и федеральный закон `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции` изменения, исходя из следующих основных принципов:

обеспечения возможности поставок только между предприятиями, имеющими необходимые лицензии на производство денатурированной продукции или иной продукции с использованием денатурированного спирта;

поставки в адрес предприятий, не имеющих лицензий, осуществляются только по специальным разрешениям;

льготы предоставляются только при условии соблюдения требований отчетности;

денатурация спирта осуществляется только под контролем налоговых органов;

из-под акцизов исключается этиловый спирт, используемый в дальнейшем для производства денатурированного спирта;

декларируются любые закупки этилового спирта и денатурата;

для денатурированного спирта и денатурированной продукции исключаются квоты как элемент регулирования, несовместимый с принципами рыночной экономики.

С одной стороны это позволяет усилить контроль над денатурацией (введение требования лицензирования, отчетности и контроля), а с другой - снимаются неоправданные препятствия для законопослушных производителей.

Дополнительно изучить вопрос целесообразности установки приборов учета абсолютного алкоголя на линиях по разливу шампанских и натуральных вин. Отмечена необходимость дифференцированного подхода к оснащению предприятий приборами учета абсолютного алкоголя в зависимости от экономических показателей и бюджетной эффективности работы предприятий (суммы акциза, уплаченной с литра произведенной продукции). Эффективность работы различных приборов учета абсолютного алкоголя оценивать с учетом итогов работы предприятий, оснащенных данными приборами.

В целях защиты потребительского рынка от некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции считаем необходимым выступить с законодательной инициативой по исключению из ст. 193 п.2 запрета иной маркировки, что позволит сохранить идентификационную марку как единственного гаранта контроля качества и товародвижения алкогольной продукции. Определить, что основу системы идентификации качества и безопасности алкогольной продукции и контроля за ее розничной торговлей должна составлять региональная идентификационная марка, содержащая информацию:

о характере (время, место, партия, объем и др.) проведенных аналитических испытаний единицы алкогольной продукции, гарантирующих ее качество, подлинность и безопасность;

о характере и объеме фискальных отчислений.

При этом определить единые требования к региональным специальным маркам по их информационной насыщенности, размеру, цене, защищенности, возможности визуального определения с помощью региональной специальной марки на территории которой была наклеена региональная специальная марка.

Предложить Госстандарту РФ:

ускорить работу по гармонизации российских стандартов качества алкогольной продукции с европейскими;

внести в план стандартизации на 2001 - 2004 годы разработку государственных стандартов РФ, устанавливающих технические требования и нормы на содержание вредных и токсичных примесей, определяющих качество, подлинность и безопасность алкогольной продукции и методы контроля (измерений, анализов) содержания этих примесей на соответствие установленным требованиям;

рекомендовать при участии организаций разработчиков проведение работ, связанных с утверждением типа приборов-идентификаторов качества и внесения их в Госреестр средств измерений, унификации требований к техническим характеристикам, сертификации аппаратуры, проведения апробации различных модификаций приборов-идентификаторов качества.

Отметить положительную работу Госстандарта, ГУЛ `Москачество` и других научно-практических, исследовательских, конструкторских, метрологических, приборостроительных организаций, испытательных центров и лаборатории, принявших активное участие в создании, разработке и выпуске новой техники, современной нормативно-методической документации и вспомогательного оборудования, необходимых для организации надежного контроля качества, подлинности и безопасности алкогольной продукции.

Рекомендовать Минпромнауки РФ обратить особое внимание на дальнейшее развитие НИОКР, направленных на создание новых методов и технических средств оперативного контроля качества алкогольной продукции и идентификации ее подлинности и орга-нолептических свойств, включая контроль качества основных входящих в алкогольную продукцию компонентов (спирт, вода, ингредиенты).

В целях предотвращения производства и импорта в Россию фальсифицированной алкогольной продукции на основе непищевых спиртов, унификации методов идентификации алкогольной продукции с учетом международных стандартов считать необходимым введение в ГОСТ Р изотопного анализа этанола методами ЯМР и масспектрометрии изотопных отношений, как прямых методов определения его химического состава и использованных сырьевых компонентов.

За 1995 год в Россию (по данным таможни) было ввезено 30.31 млн. декалитров этилового спирта из пищевого сырья на сумму 263,723 млн. долларов США. Из этого количества 92,52% спирта ввезено предприятиями, не имевшими лицензий (данные реестра). Соответственно со 100% вероятностью полученная из этого спирта продукция сокрыта от уплаты акцизов, НДС, налога с оборота и других налогов, всего около 80 млрд. руб. По экспертным заключениям в прошлом году Федеральный бюджет не дополучил более 266 млн. руб., в том числе в виде лицензионных сборов более 30 млн. руб. в доходную часть в связи с невыполнением отдельными импортерами алкогольной продукции и сотрудниками Таможен Закона `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержашей продукции`. Согласно поступающей информации импорт алкоголя с нарушением действующего законодательства отмечен в следующих организациях: 000 `Федеско`, 000 `Олвин` г.Нижний Новгород, 000 `ТД Русьимпорт`, 000 `Евроинвест`, ЗАО `ПР Русь`, 000`Фирма `Нектон`, ЗАО `Васко СНГ`, ЗАО `Центр современных технологий`, ЗАО `Руст инкорпорейтед`, ЗАО `Юта-НН`, АООТ `ВКЗ Дагвино`, ЗАО ` Техмашэкспорт`, ЗАО `Альянс`, ЗАО `Дионис М`, ЗАО `Красная звезда`, ЗАО `Лорест`, ОАО `Весегорский винзавод`, ОАО `Комбинат пищевых продуктов`, ОАО `Эрвис-Экспресс`, ОАО `Торговая база`, 000 `Виноградные вина`, 000 `Координационный центр ОБИН`, 000 `Нева плюс`, 000 `Невская торговая компания`, 000 `Нетсонд`, 000 `Объединение панорама`, 000 `Олвин`, 000 `Эстран`, 000 `Янтарный аист`, 000 `Компания симпл`, 000 `Русский сувенир-2000`, 000 `Супер Бабилон`, ЧП `Бондарчук ОИ`, ЧП `Родионов АЕ`, ЧП `Токарев АН` и др..

Внести законодательную инициативу, направленную на закрепление права производства `водки` как традиционно российского напитка только за предприятиями, расположенными на территории России. Рекомендовать Правительству РФ при заключении международных договоров предусмотреть механизм правовой защиты приоритетного права российских предприятий на производство водки.

Для снижения негативных социальных и медицинских последствий чрезмерного потребления алкоголя законодательно ввести возрастной ценз и жесткую административную ответственность за реализацию пива лицам, не достигшим определенного возраста. Экономически стимулировать производство безалкогольного пива и снижение производства крепких сортов пива. Ограничить производство и розничную продажу пива с применением консервантов, оказывающих в сочетании с алкоголем по заключению специалистов отрицательное воздействие на организм.

Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации законопроекты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Федеральный закон `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции`. Федеральный закон `Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции`. Налоговый кодекс (часть вторую), иные законодательные акты Российской Федерации в части более четкого правового регулирования розничной торговли алкогольной продукцией и предусматривающие:

усиление ответственности продавцов за деятельность без лицензий или с нарушением лицензионных требований и условий, за реализацию некачественной и нелегально произведенной алкогольной продукции, а также алкогольной продукции без региональной маркировки или без применения специальных защитных мер, установленных субъектами Российской Федерации, и полученной от оптовых поставщиков, не имеющих установленной государством аккредитации на право поставок для розничной продажи;

предоставление субъектам Российской Федерации права организовать при маркировке алкогольной продукции региональными специальными марками контроль качества и соответствия установленным стандартам указанной продукции, а также ее оборота на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также права самостоятельного введения с учетом особенностей регионального рынка дополнительных условий и ограничений по розничной торговле алкогольной продукцией, в том числе, касающихся установления требований к продавцам алкогольной продукции, режиму работы объектов торговли, а также мер по недопущению розничной реализации алкогольной продукции на оптовых продовольственных рынках.

Рекомендовать субъектам РФ разработать и принять законы, направленные на ужесточение порядка выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также разрешений на дислокацию и сертификацию мест розничной торговли алкогольной продукцией.

Органам законодательной и исполнительной власти, полномочным представителям Президента Российской Федерации предложить ускорить создание экспертно-консультативных советов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции. Предложить Государственной Думе РФ и Совету Федерации выработать формы совместной работы экспертных советов и комиссий по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции и тонизирующих напитков, образованных при соответствующих профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации.

Уполномоченным органам субъектов Российской Федерации активизировать работу по усилению контроля за соответствием поставщиков алкогольной продукции критериям лицензирования и соблюдением ими действующего законодательства в области производства и оборота алкогольной продукции, приостановке и аннулированию лицензий при выявлении нарушений законодательства, в первую очередь поставок фальсифицированной алкогольной продукции.

Государственным унитарным предприятиям по идентификации качества, подлинности и безопасности алкогольной продукции и контролю за ее розничной реализацией:

рекомендовать предприятиям в регионе ввести обязательную оценку состояния измерений (контроля, анализа) в производственных испытательных лабораториях с целью получения свидетельства о состоянии измерений с последующей сертификацией систем качества в производстве продукции по международным стандартам серии ИСО 9000;

организовать работу по первоочередному внедрению разработанных по инициативе ГУЛ г.Москвы `Москачество` государственных стандартов РФ на методы обнаружения фальсификатов алкогольной продукции.

Рекомендовать Минсельхозу РФ включить в Положение о лицензировании деятельности по производству алкогольной продукции обязательное наличие свидетельства (документа) о соответствии метрологического обеспечения производства требованиям Закона РФ `Об обеспечении единства измерений`.

Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании Межведомственной специализированной следственно-оперативной бригады по борьбе с преступностью в сфере розничной продажи алкогольной продукцией, в том числе мошенническими действиями, совершаемыми в отношении производителей и поставщиков алкогольной продукции, преступным уклонением от погашения кредиторской задолженности по оплате поставленного товар, а также торговлей заведомо некачественной продукцией.

Рекомендовать Правоохранительным, налоговым и контролирующим органам разработать и внедрить в практику более активные формы взаимодействия с некоммерческими объединениями (ассоциациями, союзами) производителей, поставщиков и иных операторов алкогольного рынка, использования их материально-технического и информационного потенциала в целях обеспечения экономической безопасности и предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции, обеспечения поступления на потребительский рынок алкогольной продукции от легальных изготовителей и соответствующей установленным нормативам и стандартам.

Обратиться в Совет Безопасности Российской Федерации с предложением об установлении приоритетности задач в области создания федеральной и региональных систем идентификации качества и безопасности алкогольной продукции и контроля за ее розничной реализацией, направленных на обеспечение национальной безопасности и сохранение здоровья населения России.

Док. 144412
Опублик.: 31.05.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``