Трудно представить себе родителей, которых не ужаснула бы перспектива увидеть своего ребенка наркоманом. Проблема наркомании начинает тревожить родителей, когда ребенок достигает начала переходного возраста - сложной поры для детей и их родителей. В 11-12 лет еще сохраняется тесный психологический контакт и доверие между детьми и родителями. Именно в этот период необходимо заложить те основы, которые в дальнейшем спасут ребенка от беды, помогут ему сказать наркотикам твердое `нет`. Позже для этого потребуется помощь врачей и работников наркодиспансеров, поскольку в более старшем возрасте максимальный эффект будут иметь беседы со специалистами, а не с родителями.
Действительность по настоящему страшит. Исследование, проведенное социологами УлГУ, показало, что по уровню наркотизации школьников Ульяновск стремительно приближается к столичным городам, которые принято считать очагами употребления наркотиков. Во многих старших классах наркотики успели попробовать до трети учеников.
Мы приводим эти факты и цифры не для того, чтобы напугать вас. Ни в коем случае. Чтобы бороться с врагом, надо узнать о нем все. Мы поделимся с вами знаниями, а не страхами о наркотиках.
Запомним правило:
Никакого запугивания. Подростков пугает паника взрослых перед проблемой наркомании, которая свидетельствует об их бессилии. Подростки ясно осознают, что в этом случае они останутся с наркотиками один на один.
ОСОБЕННОСТИ И РИСКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст всегда считался фактором, способствующим началу употребления наркотиков. Однако, если в начале 90-х годов ребята впервые знакомились с наркотиками в 15-16 лет, то сегодня это нередко происходит в 12-13 лет. Причина в том, что современные подростки острее переживают переход от детства к взрослой жизни, чем поколение их старших братьев и сестер. Нынешним подросткам присущи противоречивые жизненные цели. Они, например, одновременно хотят продолжать образование после школы и зарабатывать `большие` деньги.
Подростковый возраст совпадает с периодом формирования сферы личной жизни человека. Это проявляется в стремлении подростков к самостоятельности. И прежде всего, в попытках отстоять свою независимость от родителей.
Ребята в этом возрасте отдаляются от взрослых, их все больше привлекает мир сверстников. В то же время, исследование, проведенное в школах Ульяновска, показало, что полную свободу от родителей стремится получить лишь 13% подростков. Для них независимость - это материальная свобода от родителей, поэтому уже сейчас они нацелены на зарабатывание `больших` денег.
Обратим внимание:
Большинство ребят, желая развлекаться, необременительно проводить время с друзьями, жить с комфортом, получать острые ощущения, рассчитывают на материальную поддержку родителей.
Следует обратить внимание на то, что за раздажающим взрослых стремлением подростков к развлечениям скрывается их возрастающая потребность в интимном (личном, равном) отношении со своими свестниками.
Переходному возрасту присуща потребность в острых ощущениях. Она характерна, главным образом, для юношей. Она также является одной из главных причин употребления наркотиков ребятами.
У подростков, не употребляющих наркотики, стремление к острым ощущениям не является жизненной целью. Для кого-то оно реализуется в любовных переживаниях. А для кого-то в рискованных способах заработка. Отметим, что для современных подростков потребность испытать острые ощущения не связана с занятиями спортом.
Новой опасной тенденцией является то, что число девушек, употребляющих наркотики, быстро растет и приближается к уровню наркотизации среди юношей. Девушки легче вовлекаются в употребление наркотиков, так как во многих компаниях их принято угощать бесплатно.
Если говорить о материальной обеспеченности семей школьников, то она не оказывает практически никакого влияния на потребление наркотиков.
oбратим внимание:
Наркотики доступны всем. Богатым - качественные и дорогие, бедным - плохо очищенные и дешевые.
Вопреки представлениям некоторых родителей из небогатых семей, у детей всегда есть деньги - сэкономленные или заработанные.
ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ - ТОЛЧОК К НАРКОТИКАМ
Отношения в семье традиционно считаются наиболее важными для становления личности. Вполне естественно, что время от времени возникают проблемы в общении детей и родителей. Большинству ребят удается найти общий язык с родителями и сообща решать накопившиеся проблемы. Лишь у каждого пятого подростка отношения с родителями настолько сложны, что ребята категорически против любого вмешательства со стороны взрослых. Остальным же помощь и даже некоторый контроль со стороны родителей не только необходимы, но и желательны.
Основная проблема заключается не в том, что родители должны или не должны вмешиваться в дела ребенка, а в характере вмешательства. Подростки очень болезненно реагируют на чрезмерность родительского вмешательства. Им не нравится, когда их опекают, как маленьких. Кроме того, подростки имеют достаточно четкое представление о сферах родительской компетенции. Они считают, что родители должны обеспечить их едой, одеждой, деньгами на карманные расходы. Ребята перекладывают на плечи родителей и заботу о своем здоровье.
Реже они видят в родителях помощников в ссорах с друзьями или любимым человеком.
Запомним правило:
Заметив что-то неладное в поведении ребенка - не устраивайте громких разборок, и не унижайте детей допросами и обвинениями.
Сначала обдумаем ситуацию сами, а потом обсудим с ребенком. Не надо забывать, что хотя подростки и пытаются показать себя взрослыми и самостоятельными, жизненного опыта у них еще мало и они нуждаются в наших советах и поддержке.
Но как мы узнаем, в какой помощи нуждается сын или дочь, что их беспокоит в данный момент, какую мы должны оказать ему помощь? Иногда для этого достаточно просто поговорить с ребенком. Умеем ли мы это делать?
* Разговор с ребенком - дело важное. Поэтому в это время не стоит заниматься чем-то еще.
* Будьте внимательны. Показывайте свое внимание жестами, мимикой, позой. Не забывайте смотреть в глаза и кивать.
* Нельзя прерывать. Возмущаться и переводить разговор на другую тему.
* Не спешите давать советы и рекомендации. Сначала выслушайте. Когда говорит ребенок, не обдумывайте параллельно свой ответ ему. Это вы сделаете попозже.
* Задавайте вопросы покажите свою заинтересованность, но не превращайте разговор в допрос.
* Постарайтесь убедиться, что вы правильно поняли то, о чем говорят, переспрашивайте, уточняйте.
Если вам не нравится то, о чем говорит ваш сын или дочь, постарайтесь все же их дослушать. Не переносите негативного отношения к рассказу на подростка. Постарайтесь показать, что ваше отношение к нему не изменилось, даже если вы не согласны с его словами. Надо почаще демонстрировать свою любовь и внимание обычными прикосновениями и лаской. Подростки не стремятся посвящать родителей в свои проблемы, если считают, что могут решить эти проблемы самостоятельно или вместе с друзьями. Даже из крайне сложных ситуаций они обязательно пробуют выбраться сами. Только после неудачных попыток разрешить проблему самостоятельно ребята, как правило, обращаются к родителям. Они обязательно расскажут родителям о том, что им кто-то постоянно угрожает или, что они уже не могут отказаться от употребления наркотиков. То есть, несмотря на все попытки подростка продемонстрировать свою независимость, родители остаются их главной опорой и последней надеждой.
Верным индикатором хороших отношений в семье являются семейные традиции, общие увлечения, включение подростка в семейные проблемы.
Следует помнить, что общие увлечения с родителями имеются только у пяти- и шестикласников.
У подростков более старшего возраста таких увлечений нет. Во многих семьях старшеклассников остро стоит проблема сплоченности в семье. Одним из способов ее решения является привлечение подростков к решению важных семейных вопросов. Родителям следует начинать обсуждать свои проблемы с детьми не только в 14-16 лет (9-10 классы). Ребята помладше также стремятся участвовать в семейных делах.
`УЧИТЕ ЖИТЬ` СВОИХ ДЕТЕЙ САМИ, ИНАЧЕ ЭТО СДЕЛАЮТ ДРУГИЕ
Результаты исследования позволяют говорить о серьезных проблемах подростков из групп риска со своими родителями. Почти треть их назвали отношения с родителями своей главной проблемой. Ребята, употреблявшие наркотики, значительно чаще, чем их сверстники, стараются уйти из дома, ощущая себя ненужными. Толчком к употреблению наркотиков может быть эмоциональное отторжение со стороны родителей. Результатом такого отторжения будет то, что подросток окажется вынужденным `учиться жить` у своих друзей и знакомых, а не близких людей.
Часто ли мы задумываемся над тем, насколько ясно и понятно для детей то, что мы считаем правильным и хорошим. Ведь наши взгляды, принципы далеко не всегда очевидны и понятны детям.
* Ясно формулируйте, каковы приоритеты в вашей семье. Убедитесь, что это понятно вашим детям. Не стесняйтесь обсуждать с детьми то, что дорого вашей семье. Обсуждайте ситуации и примеры, в которых эти приоритеты выступают ясно и отчетливо.
* Объясните своим детям, что в разных семьях важные жизненные принципы отличаются друг от друга. Проявляя уважение и терпимость к взглядам других людей, подчеркивайте, что дорого именно вам (так в одной семье ценится безоговорочное подчинение младших старшим, в другой решения принимаются совместно; в одной ценится способность человека материально обеспечить себя, в другой приоритет отдается возможности получить хорошее образование или проявить свои способности в искусстве и т. п.).
* На вашего ребенка сильнее влияют не слова, а ваши поступки. Старайтесь, чтобы они не противоречили друг другу. Не стоит говорить о вреде курения с сигаретой в руке. Если уж вы курите, то честно объясните, что вам не хватает силы воли избавиться от этой вредной привычки.
Если вы пытаетесь убедить ребенка в том, что деньги не главное в жизни, то постарайтесь говорить при нем не только о том, что сколько стоит и кто сколько зарабатывает.
Вы предъявляете определенные требования к поведению своих детей, то есть устанавливаете правила, которым он должен следовать. Наличие определенных правил необходимо, но устанавливая их, надо помнить:
* Прежде чем предъявлять различные требования к своему ребенку, определите для себя, какие правила вы считаете основными.
* Правил не должно быть очень много, но на их выполнении надо настаивать твердо.
* Требования не должны противоречить друг другу. Очень сложно жить в ситуации неопределенности, когда за одно и то же действие то хвалят, то ругают.
* Правила лучше обсуждать вместе со своими детьми. Хорошо, если они будут выработаны совместно.
* Нарушение правил должно повлечь за собой определенные наказания. Правила и требования не должны превращаться в пустые слова, но при этом не угрожайте страшными нереальными карами.
* Правила должны быть реалистичными и выполнимыми.
* Постарайтесь, чтобы установленные вами правила не вступали в противоречие с законами и правилами, действующими там, где учится, отдыхает ваш сын или дочь.
НЕКОТОРЫЕ ПОСТУПКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ НАКАЗАНИЕ
* Наказать можно, выразив неодобрение, сделав замечание, выговор, лишив удовольствия, похвалы. Наказание может выражаться с помощью слов, жестов, мимики, определенных действий. Иногда молчание может служить очень сильным наказанием.
* Если можно не наказывать - не наказывайте.
* Мера наказания должна соответствовать тяжести поступка.
* Объясните, за что наказываете.
* Нельзя наказывать несколько раз за один поступок. После наказания не надо больше напоминать о нем. Каждое напоминание равносильно новому наказанию.
* Наказание не должно унижать и оскорблять. Нельзя лишать ребенка возможности удовлетворять естественные потребности - лишать сна, пищи, прогулок. Наказание не должно быть опасно для жизни и здоровья ребенка.
* Наказывая, обязательно дайте понять, что наказание - отношение к проступку, а не к ребенку. Покажите, что даже наказывая, вы продолжаете его любить.
* Делая замечания, ругая, будьте конкретны. Ругайте за конкретный поступок, не навешивайте ярлыков. УЧИТЕСЬ ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА
Наказание - это только часть воспитания, гораздо большая и важная его часть - похвала, поощрение. С помощью похвалы можно достичь большего. Причем, похвала, в отличие от наказания, способствует развитию уверенности в себе, улучшению отношений между родителями и детьми, показывает ребенку, как надо действовать.
Учитесь хвалить ребенка, говорить комплименты своим детям.
* Похвала в отличие от замечания, может быть и обобщенной (`ты молодец`) и конкретной (`мне нравится, как ты это сделал).
* Хвалить можно с помощью слов, жестов, мимики, прикосновений, подарков, действий.
* Хвалить за один поступок можно и несколько раз.
* Учитесь говорить комплименты. ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ `НЕТ`
Иногда сверстники могут подталкивать подростка на отрицательные поступки. Даже взрослому порой бывает нелегко сопротивляться давлению со стороны других людей, высказывать мнение, не совпадающее с общим в коллективе.
Подростку бывает очень трудно действовать не так, как хочет от него компания ровесников.
Научите его узнавать, когда кто-либо пытается его заставить что-то сделать вопреки его мнению с помощью лести, насмешек, угроз, шантажа и пр.
Родители часто говорят: `Почему ты так поступил? Ты же знаешь, что это плохо. Почему ты не отказался?` А как? А мы сами умеем отказываться? Всегда ли мы можем сказать `нет` на уговоры, просьбы. Отказываться порой очень не легко. Научите своего ребенка некоторым способам отказа:
* Можно объяснить причины отказа.
* Можно просто сказать `нет`, не давая никаких объяснений.
* Можно проигнорировать нежелательное предложение, сделав вид, что не слышал.
* Можно уйти, если будут настаивать. В случае угроз - убежать.
* Если кто-то уж очень старается заставить другого что-то сделать (например, закурить), можно поинтересоваться: `А почему ты так хочешь, что бы я это сделал?` Вообще надо чаще задавать вопросы.
Рассказывая о разных способах отказа, лучше всего показать на примерах, как это надо делать.
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ. ИХ РЕШЕНИЕ
Конфликты возникают, как по вине родителей, так и по вине самих ребят. Подростки, общаясь с родителями, постоянно выбирают между двумя потребностями: с одной стороны - самостоятельность и независимость. С другой - понимание и сопереживание. Первая заставляет поступать вопреки запретам их родителей. Вторая, наоборот, вызывает желание ребят поделиться своими проблемами.
Иногда нарочитая грубость является одной из форм психологической защиты. В таких случаях родителям важно с пониманием отнестись к проблемам ребенка, а не отмахиваться от них. Личность ребенка как раз и формируется через решение таких `детских` проблем. Родители прежде всего должны научиться уважать ребенка, признать его право на собственный внутренний мир.
В то же время позиция ребенка таит в себе опасность конфликта. Ребята склонны обвинять родителей в ухудшении отношений с ними. На их взгляд, родители должны прилаживаться к ним, уметь понимать, разговаривать, доверять, сами же подростки не задумываются о том, что повторяют ошибки своих родителей.
Поэтому решать проблемы отношений подростка с родителями нужно не отдельно с каждой из сторон, а совместно. В пользу совместного решения конфликтов свидетельствует тот факт, что родители продолжают оставаться авторитетом для большинства школьников. Правда с возрастом это представление меняется. Старшеклассники более требовательны к поступкам родителей. С годами они и воспитание понимают иначе. Если для одиннадцати-, тринадцатилетних речь действительно идет о воспитании, то старшеклассники настроены на равноправное сотрудничество.
ВЛИЯНИЕ `ГРУППЫ РИСКА` НА ОБЫЧНЫХ ПОДРОСТКОВ
Сложнее найти подход к подросткам из групп риска. Школьники, принимающие наркотики, более скрытны, они очень болезненно относятся к нарушению личной свободы со стороны родителей. Более половины из них не считают нужным рассказывать родителям о всех своих проблемах. Возможно, незнание родителями реальных проблем делает тщетными любые их попытки повлиять на своих детей.
Сегодня существует реальная угроза втягивание в употребление наркотиков самых широких кругов молодежи. Почти половина подростков имеет друзей и приятелей, принимающих наркотики, причем каждый пятый из них лично знаком с тем, кто регулярно принимает наркотики. На это следует обратить особое внимание. Наличие в компании вашего сына или дочери ребят, употребляющих наркотики, увеличивает риск первой пробы в 5 раз. Первое употребление наркотиков обычно происходит в ситуации полного доверия ребенка к тому, кто предлагает попробовать. Зачастую - это сверстники и не реже родственники: двоюродные братья, сестры и т. п. С началом приема наркотиков у подростка складывается такой круг знакомств, в котором их употребление только поощряется.
Потребление наркотиков происходит не только в компаниях, где все ее члены являются наркопотребителями, но и в смешанных, т.е. в присутствии тех, кто не знаком с наркотиками.
Обратим внимание:
Для подростковых компаний характерна следующая закономерность: обычно ребята специально не объединяются вокруг употребления наркотиков. Компании чаще всего складываются по какой-либо другой причине, например, одноклассники, с детства знакомая дворовая компания, дискотечная тусовка. У подростков `заражение` наркотиками происходит прежде всего изнутри компании, а не из вне, как это принято считать. К десятому классу каждый второй подросток находится в компании друзей и знакомых, где употребляют наркотики.