В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Права человека в Усть-Ордынском автономном округе Назад
Права человека в Усть-Ордынском автономном округе
ВВЕДЕНИЕ
Составитель доклада
Иркутский общественный благотворительный фонд `Надежда`.
Адрес: Россия, 664000, г. Иркутск, ул. Канадзавы, д. 2, к. 54; тел./факс (3952) 24-13-12; e-mail:bog@irk.ru.
Фонд зарегистрирован Управлением юстиции администрации Иркутской области 29 августа 1997 г., свидетельство о регистрации No 1301.
Управляющий Фондом - Виталий Иннокентьевич Камышев.
Основные направления деятельности:
финансирование общественно-полезных инициатив;
пропаганда достижений и значения правозащитной деятельности;
проведение социального и правозащитного мониторинга.

В подготовке доклада участвовали: координатор проекта В. И. Камышев, сотрудник `Байкальской Открытой газеты` М. Е. Кулехов.
Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада:
Автономная некоммерческая организация (АНО) `Гражданский контроль за соблюде-нием прав граждан и организаций`;
`Байкальская Открытая газета`;
Характеристика субъекта Российской Федерации
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ - субъект РФ, представляющий собой анклав на территории Иркутской области. Административный центр округа - поселок Усть-Ордынский.
Территория Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - 22,4 тыс. км2. Населе-ние -134 тыс. человек. Подавляющее большинство населения - сельское. В округе три поселка городского типа: Усть-Ордынский, Бохан и Кутулик. В них проживают 17% насе-ления округа.
Население округа многонациональное. Русские составляют 58,8%, буряты - 33%, та-тары - 3,6%.
Величина прожиточного минимума - 657 руб. Средняя заработная плата составила 623 руб. Безработных зарегистрировано 2,5% трудоспособного населения.
Политическая ориентация избирателей Усть-Ордынского АО ранее считалась проком-мунистической, но в последнее время можно говорить о сочетании прокоммунистических и проправительственных настроений. В округе также всегда заметны активисты ЛДПР.
На выборах в Государственную Думу в декабре 1999 г. (в голосовании приняли участие 66,5% включенных в списки избирателей округа) движение `Единство` получило 36,5%, КПРФ - 25,9%, `Отечество-Вся Россия` - 7,6%, `Блок Жириновского` - 5,86%, СПС - 3,71%, `Яблоко` 1,29%.
На выборах президента РФ за В. В. Путина проголосовало 56,8%, за Г. А. Зюганова - 31,3%.

Законодательным органом Усть-Ордынского Бурятского АО является окружная дума, со-стоящая из 15 депутатов. Председатель - Л. А. Хутанов).
Исполнительным органом является администрация Усть-Ордынского автономного округа. Глава администрации - В. Н. Малеев.
Председатель окружного суда - Л. С. Бубаева.
Окружной прокурор - В. М. Миронов.
Общая характеристика ситуации с правами человека
Ситуация с правами человека в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе отли-чается в худшую сторону сравнительно с общероссийской и имеет свою специфику, свя-занную с некоторыми социально-экономическими особенностями региона.
Здесь традиционно большое значение имеют родственные, клановые связи, личные знакомства. Реализация гражданских прав в этой системе отношений в очень сильной сте-пени зависит от должностных возможностей человека и его близких. Неслучайно крайне редки случаи обращения граждан в судебные инстанции по поводу защиты своих прав: никто не верит в действенность подобных обращений. Не зафиксировано ни одного слу-чая, когда граждане или общественные организации обращались бы в суд с требованием отмены местного нормативного акта в связи с его несоответствием федеральным право-вым нормам.
Экономика округа имеет ярко выраженный аграрный характер. Немногочисленные промышленные предприятия в основном простаивают. Ликвидированы многие сельскохо-зяйственные предприятия. В такой ситуации трудно говорить о достойной оплате труда в большинстве сфер экономики округа. Непросто определить и реальный уровень безрабо-тицы в округе. С одной стороны, большинство сельского населения по-прежнему числит-ся в штатах своих бывших совхозов. С другой - почти все они забыли, когда получали последний раз зарплату. Таким образом, округ является одним из классических примеров дотационного депрессивного региона.
Деятельность правоохранительных органов в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе характеризуется игнорированием прав человека. Особенно дурную славу имеет прокуратура округа. Сотрудники прокуратуры, несогласные со стилем работы окружного прокурора В. Миронова, связывают положение дел с тем, что Миронов имеет `особые` отношения с Юрием Чайкой, ныне министром юстиции, а до этого - заместителем гене-рального прокурора РФ (ранее Чайка был прокурором Иркутской области). Эти связи из-бавили Миронова от плановой проверки со стороны Генеральной прокуратуры, которая должна была состояться в 1996 г. (за период 1991-1996 гг.). В эти же годы пост прокурора Иркутской области занимал Ю. Чайка, который был переведен в Генпрокуратуру без про-ведения обязательной проверки возглавлявшегося им ведомства. Таким образом, Миронов был назначен прокурором округа на следующий пятилетний срок с нарушением установ-ленного порядка.
Администрация округа в течение нескольких лет обращалась в Генеральную прокура-туру с просьбами проверить работу окружной. Обращения остались без ответа.
РАЗДЕЛ 1. УВАЖЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обра-щения и наказания со стороны правоохранительных органов, произвольные аресты, задержания
Произвольные аресты и задержания не являются необычным для работы правоохрани-тельных органов округа. Единственной защитой в этих случаях может являться лишь на-личие в населенном пункте или районе влиятельных знакомых или родственников. Чело-век, их не имеющий, рискует стать жертвой унижающего достоинство обращения со сто-роны сотрудников УВД.
Так, С. Карымов в июне 2000 г. вечером был остановлен в поселке Усть-Ордынский под предлогом проверки документов. Поскольку документов, удостоверяющих личность, у него не оказалось, он был доставлен в райотдел милиции, где находился до 4 часов ночи, пока дежурный сотрудник райотдела не проверил сообщенные о себе Карымовым сведе-ния о его прописке в г. Иркутске. О неоднократных задержаниях его машины на посту ГИБДД у пос. Усть-Ордынский и Баяндай сообщал П. Р. Торосян , утверждавший, что со-трудники правоохранительных органов останавливали автомобили определенных марок (указывающих на сравнительно высокий уровень доходов владельца). При этом они зани-мались вымогательством, угрожая наказанием за мифические нарушения правил дорожно-го движения.
Такая же избирательность существует в камерах предварительного заключения (КПЗ), существующих при районных отделах милиции округа. В Усть-Ордынском АО нет собст-венного следственного изолятора - подследственные содержатся в СИЗО-1 города Ир-кутска, а в КПЗ их привозят для совершения следственных действий. В отличие от СИЗО, где разрешены передачи, в КПЗ они не предусмотрены. Однако для тех, кто имеет родст-венников или знакомых, близких к милиции, делаются исключения. Остальные же содер-жатся по всей строгости: в КПЗ запрещены, например, кипятильники, а в рацион питания не входят ни чай, ни любые иные напитки. Причем малейшее нарушение - например, попытка вскипятить воду для чая в камере - пресекается неукоснительно. По свидетельству Семена Болотова, проходившего в апреле-июне 2000 г. в Усть-Орде по делу о краже скота (дело в отношении него было прекращено за отсутствием улик), со-трудники КПЗ, осуществляющие надзор за арестантами, при выявлении `нарушения ре-жима` регулярно применяют резиновые дубинки против всех находящихся в камере. То же подтверждает Александр Жадаев, находившийся в КПЗ Бохана в январе-марте 2000 г. . В то же время практически нет официальных жалоб со стороны лиц, подвергшихся избие-ниям либо другим неправомерным действиям со стороны сотрудников милиции: никто не верит, что возможно `найти управу` на милиционеров в округе.
При расследовании уголовных дел следственными органами широко практикуется `об-винительный уклон`. Так, при расследовании кражи коровы у жителя села Кударейка Мо-доева был задержан житель того же села Виктор Боргилов, несмотря на то, что по утвер-ждению Боргилова и по показаниям свидетелей он в это время находился в Иркутске. Следователь П. Башинхаев заявил, раз потерпевший утверждает, что корову украл ты - значит, тебя и посадим, а доказательства, будь спокоен, будут. Он определил меру пресе-чения как содержание под стражей. Таким образом, поводом для избрания такой меры пресечения стал отказ Боргилова сознаться в совершении преступления. Санкция на арест Боргилова была прокуратурой дана без промедления, возможно потому, что мать следова-теля Башинхаева работает в прокуратуре на руководящей должности.
Зафиксированы случаи избиения подследственных. Так, был избит житель села Люры Василий Никаноров, задержанный Баяндаевским РОВД по подозрению в попытке ограб-ления. Потерпевший при опознании не мог уверенно сказать, тот ли это человек, который напал на него, сам же Никаноров заявил, что в этот день его не было на месте преступле-ния, и есть свидетели, могущие подтвердить его алиби. Слово `алиби` рассердило опера-тивника, и он с помощью еще одного сотрудника избил Никанорова. Утром в районный отдел милиции пришел брат задержанного и подтвердил, что Никаноров в этот день был за пределами округа. Подозреваемого отпустили. Ни в какие инстанции с жалобами он не обращался, опасаясь мести со стороны сотрудников милиции.
Отказ в получении гарантированной внесудебной защиты
Большинство граждан не надеются на защиту правоохранительных органов, которые стремятся не возбуждать `лишних`, трудно раскрываемых дел.
Так, во время кампании по выборам президента РФ 24 марта 2000 г. был совершен поджог дома действующего главы администрации округа В. Малеева. Пожар был свое-временно потушен, и никто не пострадал. При осмотре места происшествия была обнару-жена записка с угрозами в адрес В. Малеева, если он будет поддерживать В. Путина. Хотя имелось заключение прокурора-криминалиста о необходимости квалифицировать деяние как терроризм, окружная прокуратура посчитала случившееся `простым поджогом`, Только через три месяца Генеральная прокуратура России определила, что имеет место действительно терроризм, и дело было передано для дополнительного расследования в УФСБ по Иркутской области.
РАЗДЕЛ 2. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД
Свобода слова и доступа к информации
В округе практически отсутствует независимая пресса. В Эхирит-Булагатском районе выходит единственная местная газета - `Эхиритский вестник`, учредителем которой яв-ляется окружная администрация. Практически весь объем газеты занят документами ад-министрации - постановлениями и отчетами. Население округа предпочитает читать из-дания соседней Иркутской области - `Восточно-Сибирскую правду` и `СМ-Номер один`. Отсутствие в округе собственных изданий вызвано тем, что в округе нет полигра-фической базы (тот же `Эхиритский вестник` издается на оборудовании 50-летней давно-сти), а также отсутствием средств, которые могли бы быть инвестированы в СМИ. Дея-тельность оппозиционных власти СМИ затруднена вдвойне. Примером является газета `Свободный выбор Усть-Орды`, которую ее учредителю, предпринимателю Михаилу Матханову, пришлось регистрировать и издавать в г. Иркутске. Распространялась же газе-та фактически только в поселке Усть-Ордынском силами добровольцев, так как почтовое ведомство от участия в распространении издания, негативно оценивающего деятельность администрации, отказалось.
Положение с информационным обеспечением усугубляется тем, что в округе практиче-ски нет полноценного телевидения. Ретранслятор позволяет принимать только ОРТ и временами РТР. Про независимые телекомпании некоторые жители округа даже не слы-шали.
РАЗДЕЛ 3. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВОБОД
Право на периодическую смену власти
Срок действия полномочий исполнительной и законодательной власти в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - 4 года.
19 ноября 2000 г. состоялись выборы главы администрации Усть-Ордынского Бурят-ского автономного округа. На этот пост баллотировались 4 кандидата. В голосовании приняли участие 54,04% от числа зарегистрированных избирателей; против всех кандида-тов проголосовали 5,27% принявших участие в голосовании. Главой администрации окру-га избран Валерий Малеев. В тот же день прошли выборы в законодательный орган - ок-ружную думу.
Действующий глава администрации округа Валерий Малеев в максимальной мере ис-пользовал имеющийся у него административный ресурс. Так, наиболее серьезным конку-рентом его на выборах был предприниматель Михаил Матханов. Однако за две недели до выборов окружная избирательная комиссия обнаружила у Матханова неточности в запол-нении имущественной декларации и на этом основании отменила его регистрацию в каче-стве кандидата. Попытка же организовать проверку правильности заполнения декларации самим В. Малеевым была пресечена окружной избирательной комиссией.
РАЗДЕЛ 4. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ
Право на приемлемые условия труда и заработанной платы
Экономика области находится в упадке. Немногочисленные промышленные предпри-ятия в основном простаивают. Так, карьер по добыче белой глины в Эхирит-Булагатском районе, работавший ранее для Хайтинского фарфорового завода, практически прекратил работу ввиду остановки предприятия-заказчика. Резкое ухудшение положения в сельском хозяйстве в последние 10 лет привело в ряде случаев к ликвидации сельскохозяйственных предприятий. Ярким примером является роспуск агрофирмы `Баяндай` в селе Нагалык Баяндаевского района - некогда одного из наиболее преуспевающих хозяйств. Земля бы-ла разделена между всеми работавшими, техника и другие основные фонды проданы с аукциона в погашение долгов бывшего хозяйства.
Право на отстаивание своих трудовых интересов
Работники предприятий и учреждений в округе находятся в полной зависимости от на-чальства. Начальник, использующий служебное положение в личных целях, но имеющий влиятельных покровителей, может не обращать внимания на недовольство подчиненных и жестко пресекать всякую попытку критики в свой адрес.
Весной 2000 г. в АО `Ново-Николаевский` (бывший совхоз `Ново-Николаевский` Эхирит-Булагатского района) директор М. Б. Батороев вынудил уйти с должности эконо-миста по труду и заработной плате В. В. Алсаеву. Причиной стало выступление Алсаевой на собрании коллектива, где она обвинила директора в том, что он не занимается делами хозяйства и распродает в свою пользу имущество АО. Алсаева работала в этом совхозе с момента его организации в 1969 г. и знала все дела и проблемы хозяйства. Батороев же проработал в должности директора чуть больше года. Поскольку Алсаева достигла пенси-онного возраста, на следующий же день последовал приказ директора об ее увольнении. Позицию Алсаевой поддержали многие работники АО, проработавшие с ней по два де-сятка лет и знающие ее как специалиста высокой квалификации, но высказывались они только в частном порядке: никто не решился выступить против директора, так как он име-ет влиятельных родственников в администрации округа..
Случаи преследования `неугодных` работников прослеживаются на всех уровнях. Так, бывшая сотрудница финансового управления окружной прокуратуры Р. Ф. Имеева была уволена, так как зная о многочисленных финансовых нарушениях, совершаемых с ведома и, возможно, по инициативе прокурора В. М. Миронова, не считала нужным их покры-вать. Ее уволили, предупредив, что шум, поднятый с ее стороны, может негативно отра-зиться как на ее положении, так и на судьбе близких. Имеева нашла другую работу, но в судебные или вышестоящие прокурорские инстанции за защитой своих прав не обраща-лась, считая это бесполезным и даже опасным.
РАЗДЕЛ 5. ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП И НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВ
Положение заключенных
В Усть-Ордынском округе есть учреждения Главного управления исполнения наказа-ний(ГУИН) - ИК-11 и ИК-40 в селе Бозой, где содержатся заключенные-женщины.
Плачевное состояние мест лишения свободы в целом в полной мере коснулось и испра-вительных колоний в Бозое. Если ранее заключенные работали в интересах совхоза в селе Бозой, что поддерживало колонию, то теперь, с развалом хозяйства, они практически ос-тались без работы. В колонии уже давно не выдают спецодежды, и заключенные весь срок наказания ходят в своей (свидетельство Виктории Огурцовой, освободившейся в сентябре 2000 г.). С помощью финансирования администрации округа администрация колоний поддерживает минимально возможный размер пайкового питания. Основным источником существования заключенных являются передачи с воли.
В ИК-11 и ИК-40 нет больницы: больные заключенные лечатся на месте, и только тя-желые больные направляются в тюремную больницу при ИТК-6 г. Иркутска. При общем крайне низком уровне здравоохранения в системе ГУИН области положение усугубляется и тем, что практически невозможно обратиться за помощью в гражданские медицинские учреждения: в больницах Усть-Орды крайняя нехватка квалифицированного медицинско-го персонала и медикаментов.
По свидетельству московской газеты `Версия`, многие женщины-заключенные больны сифилисом, причем заключенные даже не знают, что заражены, так как необходимые ме-дицинские обследования в медсанчасти проводятся только на бумаге. При этом число `вылеченных` женщин-заключенных на бумаге растет. Медсестра Вера Пащенко обнару-жила фальсификацию в делах одного из врачей, обслуживающих колонию (дерматолога-венеролога), который делал записи в медицинских картах заключенных о том, что они `прошли курс лечения и сняты с учета`, то есть полностью здоровы; при этом он списы-вал не полученные женщинами дорогостоящие медицинские препараты. Обо всем этом Вера Пащенко сообщила в прокуратуру Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Но никаких мер принято не было, а на медсестру было оказано давление кадровой комис-сией ГУИН по Иркутской области.
Нередки случаи, когда передачи для заключенных с воли подвергаются произвольным `сокращениям`. Так, Вероника Степанова (освобождена в мае 2000 г.) заявила, что ни разу за более чем двухлетний срок заключения она не получала передачу в соответствии с при-лагаемой описью - всегда чего-то недоставало: то двух-трех пачек сигарет, то куска сала. При ее попытке обратиться к администрации сотрудник из дежурной смены заявил ей: `Что ж ты жадничаешь, надо и делиться`. Степанова написала жалобу на имя начальника ИК. В ответ сотрудник оперативной части стал угрожать ей штрафным изолятором и даже дополнительным сроком. `Веди себя смирно, самое главное - никогда никому не жалуй-ся`, - сказал он в конце беседы.
РАЗДЕЛ 6. РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Обстоятельством, серьезно осложняющим ситуацию с правами человека в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, является почти полное отсутствие развитых структур гражданского общества. В округе не работают какие-либо правозащитные или иные независимые общественные организации.
Нет в округе и Уполномоченного по правам человека, отсутствует и соответствующая нормативная база.

29 май 2002
Усть-Ордынский автономный округ

Док. 144190
Опублик.: 29.05.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``