Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Основные направления развития банковской системы Красноярского края Назад
Основные направления развития банковской системы Красноярского края
Введение
Мероприятия по развитию и совершенствованию банковской системы Российской Федерации, проводимые Банком России совместно с Правительством Российской Федерации в целях ее оптимизации, определяют основополагающие отношения как внутри самой банковской системы, так и ее внешние отношения.

Вместе с тем, указанные мероприятия не учитывают в полной мере особенности развития экономики регионов и региональной банковской системы, не предусматривают мер по их укреплению и развитию, не предлагают механизмов участия в реструктуризации банков органов власти на местах.

Цели и условия реализации основных направлений развития банковской системы края
Реализация основных направлений развития банковской системы Красноярского края предполагает достижение следующих целей:

максимальное использование в крае формирующихся на территории денежных ресурсов;
расширение участия региональных банков в экономике края; пополнение краевого бюджета.
Конкуренция на рынке банковских услуг положена в основу эффективной реализации функций банковской системы, что, однако, не исключает поддержку со стороны краевых и местных органов власти и их участие в процессах развития сферы региональных банковских услуг в целях соблюдения экономических интересов территории и повышения доверия инвесторов, в том числе частных, к банковской системе.

Состояние и тенденции развития экономики края
Состояние экономики Красноярского края на конец 2000 года характеризуется:

расширением предложения товаров и услуг предприятиями края (физические объемы производства увеличились в большинстве отраслей промышленности);
положительной динамикой финансовых результатов;
ростом инвестиционной активности предприятий, направленной на повышение технического уровня производства для выпуска конкурентоспособной продукции и поддержание действующих производственных мощностей;
тенденцией восстановления реальных денежных доходов населения;
устойчивой тенденцией сокращения числа незанятых и ростом на предприятиях и в организациях края потребности в работниках.
Вследствие сложившегося преобладания крупных промышленных производств на долю экспортно-ориентированных отраслей края приходится 84 процента объема выпущенной продукции. При этом около 80 процентов в общем объеме выпуска промышленной продукции занимает цветная металлургия.

Таким образом, состояние экономики края определяется ограниченным кругом предприятий, характеризующихся: 1. масштабностью;

монопольным положением как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
высокой концентрацией капитала;
потребностью в значительных инвестиционных вложениях для реализации проектов, в том числе по обновлению основных фондов и освоению сырьевой базы.
В связи с улучшением финансовых результатов, отмечался рост денежных средств в целом по промышленности, на транспорте, в строительстве и в ЖКХ. Вместе с тем, по оценкам предприятий, недостаток денежных средств для текущей деятельности испытывали 69 процентов предприятий. Недостаток денежных средств восполнялся:

ростом кредиторской задолженности (на 40,6 процента с начала 2000 года);
привлечением кредитов банков, в большей степени кредитных организаций других территорий (объем кредитов, полученных заемщиками края, в первом полугодии текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 48 процентов и составил 11 млрд. рублей, в том числе предоставленных филиалами банков других территорий - на 70 процентов, до 8,8 млрд. рублей);
ростом займов от небанковских организаций (по оценкам предприятий - участников мониторинга, привлеченные средства увеличились на 8 процентов).
За счет увеличения выручки от реализации продукции (по данным финансовых анкет за шесть месяцев 2000 года, на 77 процентов), роста остатков на счетах предприятий и организаций края доля товарообменных сделок сократилась. Однако удельный вес безналичной составляющей в структуре денежной массы остается незначительным (23 процента). Размер остатков средств на счетах корпоративных клиентов в региональной банковской системе на 1 июля 2000 года составил 2,8 млрд. рублей, или около 20 процентов от отгруженной предприятиями края за месяц продукции.

Наряду с улучшением финансового состояния предприятий, ростом поступлений в доходную часть бюджета за первое полугодие 2000 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, наблюдается увеличение более чем на 10 процентов реальных доходов населения, что повлекло рост остатков вкладов физических лиц на 23 процента и закрепило позицию сектора домашних хозяйств как основного нетто - кредитора банковской системы: на 70 процентов за счет сектора домашних хозяйств и на 30 процентов за счет сектора нефинансовых предприятий - в первом полугодии 2000 года банковская система края получила в 3,3 раза больше средств, чем предоставила.

Таким образом, несмотря на улучшение финансового состояния предприятий отдельных отраслей и общее увеличение объема денежных средств, сохраняется недостаток источников для инвестиций и обеспечения текущей производственной деятельности, препятствующий тому, чтобы экономический рост принял долговременный характер.

Увеличение объема денежных накоплений на счетах физических и юридических лиц в региональной банковской системе не сопровождался адекватным увеличением потоков из финансового сектора.

Состояние банковской системы края
Банковская система Красноярского края, начиная с 1995 года, характеризуется:

Снижением влияния региональных банков.
Оттоком формирующихся на территории денежных ресурсов за пределы края.
За пятилетний период количество действующих банков уменьшилось с 29 до 12. В структуре соответствующих показателей по краю доля региональных банков сократилась в части активов-нетто с 46,9 процента до 21,7 процента, кредитных вложений (включая учтенные векселя) - с 51,2 процента до 31,9 процента, вкладов - с 40,4 процента до 12,5 процента, остатков на расчетных (текущих) счетах - с 52,7 процента до 25,3 процента.

О снижении влияния региональных банков на динамику валового регионального продукта (ВРП) свидетельствует превышение роста ВРП (за 1999 год 169 процентов) над ростом активов-нетто банковской системы края (145 процентов), сокращение удельного веса источников собственного капитала банков и филиалов (в виде остатка фондов и текущей прибыли) в структуре ВРП за 1999 год с 0,7 процента до 0,5 процента.

Большинство региональных банков осуществляют неполный перечень банковских операций. Одной из причин является невыполнение требования Банка России к минимальному размеру собственного капитала для получения генеральной лицензии (на третий квартал 2000 года - 132,4 млн. рублей - эквивалент - 5 млн. ЕВРО).

Генеральную лицензию на осуществление банковских операций имеет один банк (АКБ `Енисей`), находящийся в настоящее время в сложном финансовом положении. Лицензию на осуществление операций в иностранной валюте имеют восемь банков. Лицензию (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами - два банка, однако указанные операции не проводят в связи с наличием финансовых трудностей.

Источники собственного капитала региональных банков в реальном исчислении сокращаются (в сравнении с предкризисным уровнем - в 3,4 раза). Так, прибыльность банковских операций за первое полугодие текущего года сложилась ниже уровня за соответствующий период прошлого года в 8,7 раза. В этой связи в структуре собственного капитала региональных банков, составившего на 01.07.2000 года 417 млн. рублей, доля нераспределенной прибыли незначительна и составляет 3 процента. Основной удельный вес занимает уставный капитал (328 млн. рублей) - 79 процентов.

Основной удельный вес в структуре обязательств банковской системы, имеющих тенденцию роста, занимают обязательства до востребования и до 30 дней - 48 процентов. В связи с этим, неразвитым остается инвестиционное (долгосрочное) кредитование: остаток выданных банками и филиалами кредитов, со сроками погашения свыше трех лет, составляет 363 млн. рублей или 9 процентов в целом по банковской системе края, в том числе по банкам - 26 млн. рублей или 2,3 процента.

В сравнении с предкризисным уровнем отток привлеченных средств через систему межфилиальных расчетов увеличился более чем в три раза, и на 1 июля 2000 года составил 6,2 млрд. рублей или 52,5 процента привлеченных филиалами средств. Зачисление валютных средств в первом полугодии на счета экспортеров, открытые в кредитных учреждениях края, составило только 28,5 процента от объема экспорта.

Размещение кредитных учреждений по территории края является неравномерным. В наименее насыщенных банковскими услугами районах и городах края (Бородино, Дзержинское, Диксон, Ермаковское, Караул, Кодинск, п. Таежный и Тюхтетский) жители не имеют возможности выбора банковского учреждения помимо отделения Сбербанка.

На долю Красноярского банка Сбербанка России по состоянию на 1 июля 2000 года приходилось 54 процента активов-нетто банковской системы, 40,1 процента кредитных вложений, 74 процента вкладов, 41,4 процента остатков на расчетных и текущих счетах, 58 процентов - на счетах бюджета. Данные показатели с 1 января 1995 года возросли в 2,1 - 6,7 раза.

Таким образом, состояние региональной банковской системы не адекватно развитию экономики края. Снижение роли региональных банков, ориентация крупнейших промышленных предприятий на инорегиональную банковскую инфраструктуру, отток за пределы края формирующихся на территории денежных ресурсов ухудшают объективно имеющиеся возможности удовлетворения потребностей экономики края и пополнения краевого бюджета.

Основные проблемы в развитии банковской системы края
1. Проблемами в деятельности региональных банков, препятствующими повышению эффективности совершаемых операций, являются:

низкий уровень собственного капитала; неустойчивость клиентской базы (проблема `моноклиента`);
краткосрочный характер привлеченных средств; высокий уровень рисков банковской деятельности;
преобладающее положение Сбербанка на рынке банковских услуг; высокий политический и правовой риски.
2. Основными причинами обозначенных выше проблем представляются следующие:

макроэкономические:

высокая доля предприятий с неудовлетворительным финансовым положением;
низкая норма сбережений и накоплений юридических лиц и населения;
отсутствие инвестиционного спроса по наиболее крупным финансово - стабильным предприятиям региона;
прохождение значительной доли денежных потоков, минуя банковскую систему;
отток капитала из региона;
недоверие населения, предприятий малого и среднего бизнеса к финансовому сектору, в том числе банковской системе;
слабый интерес со стороны населения и хозяйствующих субъектов к инвестированию средств в уставные капиталы региональных банков;
неразвитость системы рефинансирования коммерческих банков;
отсутствие зависимости динамики инструментов денежно-кредитной политики (в частности, норм обязательного резервирования и ставки рефинансирования Банка России);
неразвитость финансового, в том числе межбанковского, рынка, сохранение недоверия между участниками финансового рынка;
несовершенство действующего законодательства.
Внутренние причины:

недостаточный уровень банковского менеджмента;
несовершенство систем внутреннего контроля;
незаинтересованность крупных акционеров (участников) в развитии бизнеса банка.
Стратегические направления развития региональной банковской системы края
1. Увеличение капитальной базы региональных банков за счет:

роста собственных источников;
увеличения вложений акционеров (участников) - настоящих и потенциальных;
вовлечения средств бюджета края и местных бюджетов как путем прямого инвестирования, так и через механизм субординированных кредитов (депозитов);
консолидации банковского капитала путем реорганизации (присоединений, слияний).
2. Расширение участия банков в экономике Красноярского края путем:

включения на конкурсной основе региональных банков и филиалов банков других территорий как агентов в обслуживание инвестиционных проектов и программ;
реализации программ кредитования промышленности с использованием на эти цели бюджетных средств и других источников финансирования, государственных предприятий в рамках Концепции промышленной политики в крае до 2010 года;
увеличения объема гарантий администрации края (в рамках работы по составлению бюджета края на очередной год) по долгам ссудозаемщиков - предприятий реального сектора;
внедрения практики заключения трехсторонних соглашений о разделе финансовых потоков (СРФП) (соглашение о разделе финансовых потоков - соглашение, заключаемое между администрацией края и собственниками крупнейших предприятий, находящихся на территории края, предусматривающее проведение части денежных оборотов предприятия через региональный банк или филиал банка другой территории, отобранный администрацией края на конкурсной основе);
взаимодействия региональных банков и филиалов банков других территорий с администрацией края (местными исполнительными органами власти) для кредитования текущих обязательных платежей предприятий;
включения региональных банков и филиалов банков других территорий в механизм реструктуризации долгов предприятий-недоимщиков по обязательным платежам в краевой и местный бюджеты; реализации программ ипотечного кредитования, финансового лизинга и факторинга;
реализации программ развития расчетов с использованием пластиковых карт; развития краевого фондового рынка и создания условий для вовлечения в инвестиционный процесс средств частных инвесторов; развития межбанковского рынка, корреспондентских отношений; освоения практики банковских объединений (холдинг, банковский пул и т. д.);
расширения банковской инфраструктуры в районах, насыщенность банковскими услугами в которых низка или отсутствует.
3. Внешняя поддержка развития региональной банковской системы может быть осуществлена в формах:

развития института уполномоченных банков;
выдачи кредитов и оказания финансовой помощи за счет средств бюджета на цели финансового оздоровления системообразующих банков;
льготное налогообложение прибыли банков, направляемой на увеличение уставного капитала;
реструктуризации долгов банков перед краевым и местными бюджетами;
содействия в проведении реструктуризации долгов региональных банков и филиалов банков других территорий по платежам клиентов и собственным платежам перед федеральным бюджетом;
финансовой поддержки системообразующих банков, в том числе за счет ресурсов межбанковского кредитного рынка;
взаимодействия с кредитными организациями Российской Федерации, в частности, Сибирского федерального округа по вопросам деятельности.
4. Повышение доверия к региональной банковской системе Красноярского края может быть обеспечено:

финансированием краевой системы страхования вкладов;
транспорентностью финансовых институтов (опубликование в региональных СМИ на постоянной основе рейтингов действующих в регионе кредитных организаций);
участием органов исполнительной власти края и муниципальных образований в программах ипотечного (жилищного), потребительского кредитования (в частности, программе жилищных сертификатов).

Док. 144048
Опублик.: 27.05.02
Число обращений: 178


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``