Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
Краевая целевая программа на 2001-2005 годы Назад
Краевая целевая программа на 2001-2005 годы
`Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края`
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Разработка краевой целевой программы `Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на период 2001 - 2005 гг.` обусловлена необходимостью принятия мер по выводу аграрной экономики края из кризисного состояния, повышению экономической эффективности агропромышленного производства, возобновлению роста производства сельскохозяйственной продукции, улучшению продовольственного обеспечения региона, оздоровлению социальной обстановки на селе.

За 1991 - 1998 гг. почти на 760 тыс. га (26%) сократились посевные площади сельскохозяйственных культур. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий за этот период сократилось на 46,7%, свиней - на 45,2%, овец и коз - более чем в 5 раз, птицы - на 39,2%. Капитальные вложения в АПК (в сопоставимых ценах) уменьшились более чем в 15 раз, объемы мелиоративных работ - в 30 раз. Машинно- тракторный парк сельскохозяйственных предприятий сократился по тракторам на 25%, по зерноуборочным комбайнам - на 42%. Истощается пашня, лишенная минеральных и органических удобрений. Сокращаются объемы работ по защите растений от вредителей и болезней. Резко ухудшилась эпизоотическая обстановка. Снизился уровень технологических требований, обострился дефицит квалифицированных управленческих кадров.

Закономерным следствием названных процессов явилась утрата специализации крупных хозяйств и территорий края, которая складывалась длительное время с учетом климатических условий. Производство животноводческой продукции, картофеля и овощей сместилось в сторону мелкотоварного личного хозяйства, базирующегося на примитивных технологиях и ручном труде.

Эти и другие негативные процессы привели к значительному снижению урожайности полей, продуктивности скота и птицы, сокращению валовых сборов зерна, других культур, производства важнейших продуктов питания. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности уменьшился за 1991 - 1999 гг. почти в 2 раза, в том числе в 1996 - 1999 гг. - на 18%. В общем объеме потребляемых в крае продовольственных товаров снизилась доля местных производителей. Удельный вес представленных в продаже поставляемых из других регионов, а также импортных изделий в общем количестве продовольственных товаров составил в 1999 году по экспертным оценкам: по колбасным изделиям - 50 - 60%, по маслу животному - 45 - 50%, маргарину - 65 - 75%, сыру - 75 - 80%, мясным консервам - 70 - 75%, макаронным изделиям - 50 - 60%.

Систематическое возрастание в общем объеме потребления продуктов питания доли ввозимого продовольствия создает прямую угрозу стабильности рынка продовольствия и экономической безопасности края.

Несмотря на возросший объем поставок продовольствия по импорту и за счет ввоза из других регионов потребление населением края мясных, молочных и ряда других продуктов значительно снизилось.

В 1999 году потребление продовольственных товаров жителями края составило лишь 65% от уровня 1990 года. Одновременно произошли существенные негативные сдвиги в структуре потребления продуктов питания. Наиболее ощутимыми стали изменения в потреблении продуктов животного происхождения, растительного масла, сахара.

По данным Госкомстата России, в Красноярском крае годовое среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов (включая субпродукты I категории) снизилось (в кг) с 73 в 1990 г. до 55 в 1999 г., молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) - с 405 до 240, растительного масла - с 8,4 до 7,2, сахара - с 48 до 21, яиц (шт.) - с 292 до 201. Одновременно возросло потребление хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля - соответственно на 12 и 58%.

В конце 1999 года около 17% жителей края (514 тыс. человек) имели денежные доходы ниже прожиточного минимума, а значит, не имели возможности выкупить даже минимальный обеспечивающий лишь физиологическое выживание продуктовый набор. В результате количественных изменений и структурных сдвигов в потреблении продовольственных товаров дефицит белка в рационе населения края достиг 25%, витаминов - 50%. Резко ухудшилось качество продуктов питания.

По данным управления Госторгинспекции по Красноярскому краю, за 1999 год забраковано из-за несоответствия стандартам 20 - 40% молочной продукции, 10 - 15% мясной продукции. Таким образом, сокращение потребления продовольствия превысило не только относительные, но и абсолютные пороговые (критические) значения, налицо не просто отставание фактического потребления наиболее ценных продуктов питания относительно медицинских норм, но и его абсолютное падение в сравнении с ранее достигнутыми достаточно устойчивыми показателями.

Разрушается социальная сфера села. Сокращается сеть детских дошкольных учреждений, клубов и домов культуры, сельских больниц, предприятий розничной торговли и общественного питания. Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства в 2,3 раза ниже, чем в среднем по краю. На селе растет явная и скрытая безработица. Смертность сельского населения в крае в 1,5 раза превышает рождаемость.

Цели и задачи и реализации программы
Основные цели программы:

увеличение душевого потребления продуктов питания населением края;
повышение устойчивости обеспечения края продовольствием и сельскохозяйственной продукцией за счет увеличения собственного производства и сокращения ввоза и импорта;
увеличение объемов производства в сопряженных с АПК отраслях экономики, расширение краевой налоговой базы, рост занятости трудоспособного населения;
улучшение социальных и жилищных условий сельского населения.
В период реализации программы Красноярский край должен за счет собственного производства полностью обеспечить внутренние потребности в таких продуктах, как мясо птицы, яйцо, молоко и молочные продукты, картофель, овощи, зерно. По другим важнейшим видам продовольствия и сырья, таким как мясо и мясопродукты, регион будет нуждаться во ввозе, в том числе в импорте. Однако удельный вес ввоза в общем объеме внутреннего потребления по этим продуктам должен существенно снизиться.

Минимально необходимые количественные ориентиры роста агропромышленного производства предусматривают: достижение в 2001 - 2005 годах устойчивых темпов роста производства продукции сельского хозяйства на 3 - 4%, в пищевой и перерабатывающей промышленности - на 5 - 7%, увеличение инвестиций в АПК не менее чем на 20% в год, повышение эффективности агропромышленного производства не менее чем на 10% в год. Для этого с учетом общегосударственных федеральных и краевых мер по существенному изменению пропорций в распределении регионального дохода в пользу жителей края, в том числе сельских, и перехода на этой основе к социально ориентированному хозяйству необходимо:

-улучшить экономические условия для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе;
-предпринять меры по ликвидации накопленных финансовых задолженностей сельскохозяйственных товаропроизводителей;
-сформировать эффективный механизм государственной поддержки товаропроизводителей АПК;
-обеспечить сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки, в первую очередь, плодородия земель, племенного животноводства, птицеводства и элитного семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;
-активизировать структурную перестройку аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;
-обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни сельских жителей.

Основание для разработки программы: окончание срока действия программы `Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Красноярском крае на 1996 - 2000 гг.`

Заказчик программы: администрация Красноярского края

Разработчики программы:
1. Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук;
2. Красноярский отдел Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук;
3. Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (НИИСХ) Российской академии сельскохозяйственных наук;
4. Красноярский государственный аграрный университет (КрасГАУ);
5. Красноярский научно-исследовательский и проектно-технологический институт животноводства (КрасНИИПТИЖ) Российской академии сельскохозяйственных наук;
6. Красноярский филиал Института труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (КФ НИИ труда);
7. Сибирский филиал Всероссийского научно- исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Российской академии сельскохозяйственных наук (СибГОСНИТИ);
8. Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (СибНИИГиМ);
9. Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства (НИИЭСХ) Российской академии сельскохозяйственных наук;
10. Главное управление продовольственных ресурсов администрации Красноярского края (ГУПР);
11. Главное управление социально-экономического развития села администрации Красноярского края (ГУСЭРС);
12. Управление ветеринарии администрации Красноярского края;
13. Управление племенного дела в животноводстве администрации Красноярского края

Цели программы:
-увеличение душевого потребления продуктов питания населением края;
-повышение устойчивости обеспечения края продовольствием и сельскохозяйственной продукцией за счет увеличения собственного производства и сокращения ввоза и импорта;
-увеличение объемов производства в сопряженных с АПК отраслях экономики, расширение краевой налогооблагаемой базы, рост занятости трудоспособного населения;
-улучшение социальных и жилищных условий сельского населения

Задачи программы:
-улучшение экономических условий для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе экономики края;
-ликвидация накопленных финансовых задолженностей сельскохозяйственных товаропроизводителей;
-создание эффективного механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей края;
-сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки, в первую очередь, плодородия земель, племенного животноводства, птицеводства и элитного семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;
-активизация структурной перестройки аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;
-обеспечение развития социальной инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни сельских жителей.

Сроки реализации: 2001 - 2005 годы

Перечень подпрограмм:
`Совершенствование организации растениеводства`;
`Повышение плодородия почв`;
`Семеноводство`;
`Совершенствование организации животноводства и рыбоводства`;
`Развитие птицеводства`;
`Племенное дело в животноводстве и птицеводстве`;
`Ветеринарная медицина`;
`Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства`;
`Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности`;
`Кадровое обеспечение`;
`Социальное развитие села`

Главные распорядители бюджетных средств:
Главное управление социально-экономического развития села администрации Красноярского края;
Главное управление продовольственных ресурсов администрации Красноярского края;
Управление ветеринарии администрации Красноярского края;
Управление племенного дела в животноводстве администрации Красноярского края.

Объемы и источники финансирования: Всего по программе 17 522 322 тыс. рублей,

в том числе: за счет средств программы федерального бюджета - 5 815 100 тыс. рублей (в ценах 2000 года) (по согласованию);

краевого бюджета - 10 923 222 тыс. рублей; предприятий АПК - 784 000 тыс. рублей (по согласованию).

Из них: на 2001 год всего 2 277 480 тыс. рублей,

в том числе: за счет средств федерального бюджета - 999 000 тыс. рублей (по согласованию);

краевого бюджета - 1 269 480 тыс. рублей; предприятий АПК - 9000 тыс. рублей (по согласованию).

На 2002 год всего 2 967 816 тыс. рублей,

в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 029 200 тыс. рублей (по согласованию);

краевого бюджета - 1 796 616 тыс. рублей; предприятий АПК - 142 000 тыс. рублей (по согласованию).

На 2003 год всего 3 471 748 тыс. рублей,

в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 112 200 тыс. рублей (по согласованию);

краевого бюджета - 2 184 048 тыс. рублей; предприятий АПК - 175 500 тыс. рублей (по согласованию);

На 2004 год всего 4 161 500 тыс. рублей,

в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 278 300 тыс. рублей (по согласованию);

краевого бюджета - 2 673 200 тыс. рублей; предприятий АПК - 210 000 тыс. рублей (по согласованию);

На 2005 год всего 4 643 778 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1 396 400 тыс. рублей (по согласованию);

краевого бюджета - 2 999 878 тыс. рублей; предприятий АПК - 247 500 тыс. рублей (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
Увеличение в среднегодовом исчислении в 2001 - 2005 гг. по сравнению с 1996 - 2000 гг. производства валовой продукции сельского хозяйства на 2,8%, зерна - на 31 тыс. т (1,8%), молока - на 42 тыс. т (5,1%), мяса - на 16 тыс. т (14,5%), яиц - на 168 млн. шт. (24,6%), товарной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 10%

Организация контроля за выполнением программы:
контроль за реализацией программы осуществляют:
-главное управление социально-экономического развития села администрации края,
-главное управление продовольственных ресурсов администрации края,
-управление ветеринарии администрации края, управление племенного дела в животноводстве администрации края (при координирующей роли главного управления социально-экономического развития села администрации края)


Перечень мероприятий краевой целевой программы `Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на период 2001- 2005 годы`
Подпрограмма 1. `Совершенствование организации растениеводства`

Цель подпрограммы - придать устойчивость развитию зернового хозяйства, стабилизировать и увеличить производство зерна и крупяных культур, улучшить их качество; создать и поддерживать достаточные ресурсы картофеля, овощей, в том числе защищенного грунта, на основе более эффективного использования потенциала хозяйств всех категорий, включая сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения.

Основные мероприятия подпрограммы:

перевод земледелия на системы нового поколения - адаптативно- ландшафтные системы;
использование современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
развитие специализированных хозяйств по выращиванию качественных сортов пшеницы (в лесостепных и степных районах);
освоение выращивания пивоваренных сортов ячменя (в районах Причулымья) и увеличение производства фуражного ячменя;
расширение производства гороха и кормовых бобовых культур;
создание специализированных картофелеводческих и овощеводческих хозяйств;
поэтапный перевод картофелеводческих и овощеводческих предприятий на использование современных ресурсосберегающих технологий
Подпрограмма 2 .`Повышение плодородия почв`

Подпрограмма направлена на реализацию ряда приоритетных направлений повышения плодородия почв в основных земледельческих районах края и, в частности, на защиту почв от ветровой и водной эрозии, их переуплотнения, на регулирование водно-воздушного режима, улучшение агрохимических свойств, рациональное использование эрозированных земель.

В этих целях предусматривается:

постепенное восстановление системы применения минеральных и органических удобрений;
проведение противоэрозионных, гидромелиоративных и лесозащитных работ;
перевод земледелия на использование современных почвозащитных технологий, обеспечивающих высокую продуктивность сельскохозяйственных угодий, ресурсо- и энергосбережение, экологическую безопасность, ослабление негативных природно- климатических условий
Подпрограмма 3. `Семеноводство`

Цель подпрограммы -

обеспечение хозяйств края высококлассными семенами сельскохозяйственных культур, адаптированных к условиям региона;
создание страховых и переходящих запасов семян однолетних и многолетних трав.
Подпрограммой предусматривается создание и внедрение высокопродуктивных сортов и гибридов, устойчивых к засухе, к поздневесенним-раннелетним заморозкам, полеганию, опасным болезням и вредителям.

Главными направлениями в развитии системы семеноводства должны остаться специализация и концентрация семеноводства, и по мере укрепления материально-технической базы перевод ее на промышленную основу

Подпрограмма 4. `Совершенствование организации животноводства и рыболовства`

Цель подпрограммы - увеличение производства мяса, молока и шерсти на основе специализации и концентрации производства, укрепления кормовой базы, увеличения численностии повышения продуктивности поголовья, развития промышленных технологий содержания и откорма животных, улучшения селекционно-племенной работы, ветеринарно- профилактических и лечебных мероприятий, механизации производственных процессов, применения перспективных энерго- и ресурсосберегающих безотходных технологий

Подпрограмма 5. `Развитие птицеводства`

Целью подпрограммы является преодоление спада производства, создание условий для увеличения объемов производства продукции, повышение доли собственных продуктов отрасли в обеспечении населения края, расширение поставок продукции за пределы края.

Достижение поставленных целей будет обеспечено на основе технического перевооружения действующих птицефабрик и строительства новых цехов и объектов по переработке продукции, расширения использования автоматизированных машинных технологий, которые создадут условия для увеличения объемов производства, расширения ассортимента, увеличения выпуска продовольственных товаров в вакуумной расфасовке, улучшения использования сырья за счет более глубокой и полной его переработки

Подпрограмма 6. `Племенное дело в животноводстве и птицеводстве`

Цели подпрограммы - сохранение и улучшение породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, их рациональное использование, обеспечение эколого-генетической безопасности селекционного процесса, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности животноводства.

Для достижения этих целей предусматривается:

увеличение сети племенных хозяйств;
наращивание производства племенного материала в племенных заводах и репродукторах края, улучшение его породных и продуктивных качеств;
увеличение заготовок племенного скота;
полное удовлетворение потребности товарных хозяйств и личных подворьев населения края в племенном материале;
увеличение объемов искусственного осеменения общественного и частного сектора животноводства края;
развитие сети независимых испытательных лабораторий племенного животноводства
Подпрограмма 7. `Ветеринарная медицина`

Цель подпрограммы - обеспечение стойкого эпизоотического благополучия, прежде всего, по особо опасным и карантинным болезням сельскохозяйственных и домашних животных.

Достижение данной цели обеспечивается на основе системы мероприятий, предусматривающих:

поголовную иммунизацию всех видов животных (по перечню Департамента ветеринарии Минсельхозпрода РФ) и профилактику других заразных болезней животных с использованием вакцин;
профилактику и ликвидацию лейкоза крупного рогатого скота;
ликвидацию очагов туберкулеза крупного рогатого скота и использование систематического обследования и выбраковки больных животных;
расширение сферы ветеринарного обслуживания животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подворьях за счет улучшения организации ветеринарного дела, организации коммерческих ветеринарных подразделений
Подпрограмма 8. `Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства`

Целью подпрограммы является создание необходимых условий для формирования эффективно функционирующего парка машин и оборудования, обеспечивающего намеченное увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Для достижения указанной цели предусматривается:

формирование и эффективное использование средств краевого лизингового фонда;
внедрение в растениеводство современных ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур на основе применения энергонасыщенной техники, комбинированных посевных агрегатов;
укрепление материально-технической базы машинно-технологических станций;
организация капитально-восстановительного ремонта тракторов и зерноуборочных комбайнов, их узлов и агрегатов;
организация сборки тракторов на базе ремонтно-технических предприятий края; оснащение животноводческих ферм новым и недостающим оборудованием;
укрепление материально-технической базы семеноводства
Подпрограмма 9. `Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности`

Целью подпрограммы является преодоление спада производства, создание условий для увеличения объемов производства по большинству видов продукции, повышение доли собственных продуктов питания в обеспечении населения края, расширение поставок некоторых видов продукции за пределы края.

Достижение поставленных целей будет обеспечено на основе технического перевооружения действующих предприятий и строительства новых предприятий, цехов и объектов, расширения использования автоматизированных машинных технологий, которые создадут условия для увеличения объемов производства, расширения ассортимента, увеличения выпуска продовольственных товаров в мелкой расфасовке, улучшения использования сельскохозяйственного сырья за счет более глубокой и полной его переработки.

Подпрограмма 10. `Кадровое обеспечение`

Целями подпрограммы являются совершенствование кадровой политики как важнейшего фактора стабилизации и развитие аграрной сферы края, повышение ее эффективности.

Подпрограмма 11.`Социальное развитие села`

Цель подпрограммы - разработка и реализация мер, обеспечивающих регулирование социально-экономических и демографических процессов, преодоление негативных тенденций в социальной сфере, создание условий для роста уровня жизни сельского населения

Док. 143981
Опублик.: 27.05.02
Число обращений: 203


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``