В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ступени научно-педагогического роста Назад
Ступени научно-педагогического роста
Дагестанский государственный педагогический университет - крупный научно- образовательный центр, включающий в себя 4филиала (Дербент, Буйнакск, Хасавюрт, Избербаш), три института, 19 факультетов и 76 кафедр. Научно-педагогическую деятельность университета обеспечивают свыше 100 докторов наук, профессоров, около 500 кандидатов наук, доцентов, 4 заслуженных деятеля науки России, 28 заслуженных деятелей науки Республики Дагестан, 40 заслуженных учителей Дагестана, народный художник России, заслуженный художник России, народный художник Дагестана, 17 заслуженных деятелей искусств и заслуженных художников Дагестана.

В истории существования педагогического вуза прослеживаются периоды становления, роста, адаптации к социальным и политическим условия , смены поколений ученых-педагогов. Неизменным оставалась значимость его как центра подготовки педагогических кадров. Развиваются научные знания, совершенствуется педагогическая технология, изменяются социальные ценности, но постоянной остается потребность общества в грамотных и высоконравственных педагогах.
Дагестанский государственный педагогический институт получил свою официальную жизнь в 1963 году на базе действовавшего с 1944 года женского учительского, преобразованного в1954 году в женский педагогический институт. По прошествии пяти лет работы институт значительно вырос. Если в женском педагогическом институте работали 114 преподавателей, из которых только 22 имели ученую степень кандидата наук, то в педагогическом институте научно-образовательную деятельность осуществляли 279 преподавателей, из которых 4 доктора и 105 кандидатов наук . В 1994 году по итогам государственной аттестации педагогический институт получает новый статус - педагогического университета.
Последующие годы работы вуза выявляют значительный рост защиты докторских и кандидатских диссертаций. Последние пять лет сотрудниками вуза ежегодно защищаются 5-6 докторских и более 30 кандидатских диссертаций.
Значение научно-исследовательской работы в вузе возросло с переходом на многоуровневую систему образования. По всем направлениям педагогической науки в университете функционирует магистратура.
Открытая в 1986 году аспирантура осуществляла подготовку специалистов по двум специальностям. Сегодня послевузовское образование в педуниверситете осуществляется по 32 специальностям, по трем специальностям открыта докторантура; всего обучается в аспирантуре более 300 человек
Одна из главных парадигм современной высшей школы провозглашает фундаментализацию образования на основе преодоления исторически возникшего разобщения двух компонентов культуры - естественнонаучной и гуманитарной. Таким образом, задача современной образовательной политики заключается в преодолении узкопрофильного образования, восстановлении целостного знания и научного мировоззрения. Однако рост и дифференциация научного знания затрудняли реализацию данной концепции. Первым шагом к ее восстановлению должно служить преодоление разобщенности специалистов, работающих в области развития фундаментальной науки, преодолению узкопрофильного мировосприятия, направленности на формирование целостности самих фундаментальных наук. Практическим воплощением идеи фундаментальности образования является поддержка и развитие фундаментальных исследований в вузах России. Только усиление внимания Министерства образования Российской Федерации к развитию вузовской науки позволит сохранить ведущие научные школы. Значительным шагом в поддержке фундаментальных исследований была федеральная целевая Президентская программа `Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы` , сформированная Министерством образования и Российской академией наук . Ведущая идея этой программы - приоритетное развитие фундаментальной вузовской науки может обеспечить фундаментализацию образования и подготовку широко эрудированных специалистов высшей квалификации. Реализация государственной политики по фундаментализации образования в Дагестанском педагогическом университете осуществляется путем активного участия ученых вуза в исследовательских программах , финансируемых Минобразования, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, другими учреждениями и организациями, осуществляющими поддержку научных исследований.
Ученые педуниверситета поддерживают активные творческие связи с научными коллективами дагестанских вузов , Дагестанского научного центра, профильными научно-исследовательскими институтами, решая фундаментальные проблемы науки, а также социально-политические, экономические, экологические проблемы Дагестана. Так, по заданию Правительства нашей республики, научные лаборатории педагогического университета ведут научно-исследовательскую работу в области прикладной экологии, изучая `биоценозы обрастания западных прибрежий Среднего Каспия в условиях меняющегося водного режима`, в области химической науки - `разработку перспективных теплоаккумулирующих материалов на основе солевых композиций`. По направлению `Поддержка экспедиционных и полевых исследований с участием студентов, аспирантов и преподавателей вузов` федеральной целевой программы `Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки` выполнялись научные исследования совместно с Прикаспийским институтом биологических ресурсов ДАНЦ РАН; по программе конкурса им. Матери Терезы `Жизнь без насилия и жестокости` Института Открытое Общество ведется работа совместно с Благотворительной женской больницей; по теории и истории культуры - Соросовский проект `Поликультурное образование в Дагестане: дестабилизация и пути преодоления`, `Этноконфессиональные факторы социально-экономического возрождения Дагестана`. Последние два года лауреатами государственной премии Республики Дагестан в области изобразительного искусства и архитектуры стали сотрудники института искусств педуниверситета. Двое из трех авторов Герба Республики Дагестан также являются преподавателями педуниверситета. В рамках данной статьи невозможно изложить весь спектр научно-исследовательских работ, проводимых учеными вуза, но отметим, что это небольшая часть серьезной и значимой для России и Дагестана работы.
Вуз активно участвует в государственной аттестации научно-педагогических работников , присвоении ученых степеней кандидата и доктора наук. Сегодня в университете работают 8 диссертационных советов, в том числе 3 с правом приема к защите на присуждение ученой степени доктора наук. Деятельность советов обеспечивает аттестацию научных кадров по 10 научным специальностям . Только за 2000 -2002 годы на диссертационных советах вуза защищены 8 докторских и 52 кандидатских диссертаций.
Считается, что необходимым условием при определении вида учебного заведения - университета - является наличие не менее семи эффективно работающих научных школ (направлений), относящихся к различным группам научных специальностей ; для технических и профильных университетов - не менее пяти. На сегодняшний день в университете реализуют свои исследовательские проекты более 10 научных школ.
Будущее педагогического вуза определяется государственной политикой в области науки и образования, высоким авторитетом ведущих ученых педуниверситета, их талантливых преемников и выпускников.

Док. 143869
Опублик.: 24.05.02
Число обращений: 182


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``