В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СКОЛЬКО ПОЛНОМОЧИЙ `ПРОГЛОТИТ` КАДЫРОВ? Назад
СКОЛЬКО ПОЛНОМОЧИЙ `ПРОГЛОТИТ` КАДЫРОВ?
Глава администрации Чечни не стал самостоятельнее, но стал увереннее

Глава администрации Чечни Ахмат Кадыров выступил с рядом жестких заявлений в адрес российского военного руководства и российской юриспруденции. В свете событий минувшей недели они выглядят более чем симптоматично. Расширение полномочий Ахмата Кадырова, произошедшее по указу президента РФ Владимира Путина, сразу же и активно было прокомментировано всеми заинтересованными сторонами. Сам глава государства Владимир Путин обосновал свое решение тем, что настало время эти полномочия расширить. Кадыров считает, что указ президента является подтверждением доверия к руководству Чечни. Премьер-министр ЧР Станислав Ильясов уверен, что теперь можно будет более оперативно решать кадровые вопросы. И он расценил решение президента как повышение доверия к республике, к ее руководству. Кроме того, Ильясов считает, что указ направлен на становление Чечни как полноценного субъекта Федерации. Глава администрации Урус-Мартановского района Чечни Ширвани Ясаев убежден, что расширение полномочий руководителя республики будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и скорейшему решению вопросов восстановления чеченской экономики. Он считает, что `наконец-то в республике заработает механизм власти`. А министр РФ, курирующий национальные вопросы, Владимир Зорин думает, что совершен `очередной шаг в реализации линии федерального Центра на то, что урегулирование в Чечне без активного участия чеченцев сегодня невозможно`.

Как видно, мнения относительно указа президента простираются от одобрения предстоящих кадровых решений Кадырова до ожидания глобальной стабилизации в Чечне. Но что же произошло на деле? Достаточно короткий указ президента предусматривает лишь образование должностей трех заместителей главы администрации Чечни, одним из которых является председатель правительства, а также формирование главой администрации органов исполнительной власти, администраций районов и населенных пунктов, назначение их руководителей. Правительство же формируется по предложению премьера. А сам председатель правительства все равно назначается по согласованию с полпредом президента РФ в ЮФО.

Но в чем, собственно, произошло это расширение полномочий и почему для этого `настало время`, не очень понятно. Глав местных администраций Кадыров мог назначать и раньше, а выбрать себе `своего` премьера не может и сейчас. Отныне он может формировать кабинет министров самостоятельно, без согласования с Виктором Казанцевым, но `по предложению` председателя правительства. Ни о каких политических, финансовых, а тем более силовых полномочиях речи вообще не идет. Но и кадровые полномочия остаются сомнительными и, видимо, еще будут поводом для очередных конфликтов. Достаточно сказать, что Станислав Ильясов высказался о том, что возможность главы администрации самостоятельно назначать членов правительства ни в коей мере не приведет к новой волне назначений и кадровой чехарде. Но Кадыров намекнул, что ему придется произвести некоторые кадровые перестановки.

Смысл же указа, так понравившегося всем, видимо, заключался в другом - в видимости достижения некоего политического урегулирования чеченского кризиса. Одновременно - в перекладывании на `самих чеченцев` ответственности за их будущее. И это при том, что ни один из силовиков в Чечне, обладающих здесь реальной властью, по-прежнему Кадырову не подчиняется. А правительство Чечни осталось всего лишь одним из более 20 федеральных заказчиков, занимающихся восстановлением.

Поэтому в сложившейся ситуации нельзя не обратить внимания на первые заявления Кадырова. Он, в частности, отметил, что приказ командующего Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерала Владимира Молтенского, регламентирующий порядок проведения спецопераций, должным образом не выполняется. Хотя ранее Кадыров надеялся, что приказ об упорядочении спецопераций способен быстро изменить ситуацию в лучшую сторону. Одновременно глава администрации заявил о намерении добиваться проведения повторной психиатрической экспертизы полковника Буданова. Он не согласен с выводами врачей, `утверждающих, что убийство совершено в состоянии аффекта, и пытающихся признать Буданова невменяемым`.

В данном случае не важно, что Кадыров и ранее выступал против действий военных в ходе зачисток, а его отношение к процессу над Будановым, в общем-то, схоже с мнением всех чеченцев. Важно, что все эти заявления сделал человек с `расширенными полномочиями`. Получается, что теперь можно будет все предстоящие (и неминуемые) ошибки сваливать на чеченцев, без активного участия которых `сегодня невозможно`. Кстати, и у Дудаева, и у Масхадова тоже было немало полномочий, фактически признанных Москвой. К чему это привело, всем известно. К чему высочайшие решения приведут сейчас, не знает никто. Но ясно, что даже самый лояльный, пользующийся `возрастающим доверием` руководитель Чечни не является безоговорочной опорой Москвы в ее политике на Северном Кавказе.

А в это время информационный фон вокруг Кадырова активно окрашивается все новыми сообщениями. Оказалось, что вооруженного дезертира задержал в Гудермесском районе не кто иной, как охранники главы администрации (вот тебе и силовые полномочия). Параллельно председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин выразил мнение, что в Чечне на данный момент не происходит серьезных растрат государственных средств. Значит, теперь туда можно перечислять, сколько ни запросят. Теперь же ведь у главы администрации `расширенные полномочия`.

Илья Максаков

22 май 2002
Республика Чечня

Док. 143586
Опублик.: 22.05.02
Число обращений: 72


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``