В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, НАУЧНЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ДОСУГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОСКВЫ Назад
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, НАУЧНЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ДОСУГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОСКВЫ
Культурное воспитание является одним из важнейших механизмов, способствующих самосохранению и саморазвитию общества через обеспечение инвариатности поведения и развития личности. Культурное воспитание исторически возникает в связи с необходимостью удовлетворения социальной потребности в гармонизации общих и индивидуальных интересов, с потребностью формирования сознания и поведения отдельного человека, группы с позиций интересов конкретной исторической общности.

Сфера культуры - социальный институт, функционирование которого сопровождается постановкой и реализацией социальных задач. Это утвердившийся, отлаженный, регулярный тип социальной связи. Благодаря существованию социальных институтов, социальные связи в обществе отличает предсказуемость, надежность и четкость в исполнении функций. Институционализированные связи и взаимодействия в обществе противостоят хаотичному, нестабильному, неорганизованному, случайному. Институциональная структура общества - это спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Социальный институт представляет собой нормативный комплекс, обеспечивающий целостность и стабильность общества, его нормальное воспроизводство, посредством которого направляются и конкретизируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре и др.56 Это особый тип социальной организации.

Функциями социального института в обществе являются: закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение устойчивости социальной структуры общества, регулирование отношений между членами общества путем выработки образцов поведения (эталонов, моделей), обеспечение стандартизированного и предсказуемого поведения, обеспечение сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов общества, упорядочение системы взаимодействия.

Любой социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы.

Исходя из функций социального института, можно охарактеризовать основные задачи культурного воспитания личности. Прежде всего, культура как социальный институт обеспечивает целостность и стабильность общества, его преемственность, развитие и совершенствование через гармонизацию, и гуманизацию общих и индивидуальных интересов, через обеспечение культурного, духовного развития его членов.

`Культура - способ существования человека. Человек как вид есть культура. Он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности`.57

Культурная сфера, в отличие от стихийного формирования личности осуществляет свои задачи с большей надежностью, стабильностью и эффективностью. Это происходит за счет сознательного выдвижения и реализации культурно-воспитательных целей, определенной организации и контроля этого процесса, наличия специально подготовленных кадров, концентрации усилий на решение культурно-воспитательных задач, взаимодействие и координацию между ними, а также между учреждениями культуры и других ведомств по поводу предмета и объекта своей деятельности.

Один из теоретиков культуры в нашей стране В.М. Межуев писал: `Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д.`.58

С конца 80-х годов и по настоящее время продолжается процесс глубокого и обширного пересмотра основных систем ценностей, принципов регулирования ведущих сфер социальной жизни. Это не может не отразиться на таком социальном институте как культурное воспитание. Отвергаются старые и выдвигаются новые нравственные категории и ориентиры, культурные и духовные ценности. Широкая конфронтация, противостояние охватывают все слои населения, все стороны жизни общества. Система социальных институтов, их целевые и регулятивные функции и механизмы находятся одновременно в состоянии распада и модернизации. Утверждаются новые для культуры последних 80 лет ценности. Одни отвергаются, другие выходят в ранг приоритетных. Пока рано говорить о какой-либо устоявшейся системе ценностей, новой культуре. Ситуация далека от стабильности. `Проведенные в 1993-1994 годах опросы населения, - отмечают авторы работы `Права человека в массовом сознании`, - свидетельствуют об отсутствии в массовом сознании непротиворечивой целостной системы ценностей, а нередко и логической связи между различными аспектами общественного мнения`.59 Ситуация не изменилась в лучшую сторону и сегодня, в начале ХХI века.

Долгое время в теории и практике культуры бытовала позиция, преувеличивающая значение рациональных подходов к культурному воспитанию. Считалось, что этот процесс можно точно спланировать, четко определить его цели и задачи и необходимые для их реализации соответствующие им средства и методы. В связи с этим в теории культурного воспитания получила распространение концепция научного управления формированием личности. Этой концепцией предполагалось, что работник культуры должен научно определить цели и задачи, спланировать этот процесс, скоординировать усилия различных субъектов сферы культуры, получить достоверную информацию об объекте, выработать или выбрать соответствующие средства и методы культурной работы. Однако, применение в чистом виде концепции научного управления к процессу формирования личности оказалось невозможным. Это было обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, не разработаны теоретические и практические аспекты управления таким сложным процессом как формирование личности. Во-вторых, необходимо учитывать множество воздействующих на личность факторов, подчас противоречивых и стихийных. Причем, стихийные воздействия, несмотря на общую тенденцию роста сознательного воздействия на личность, неустранимы до конца. При этом следует иметь в виду, что стихийные воздействия не следует отождествлять обязательно с отрицательными воздействиями. Существуют и такие стихийные воздействия, которые даже желательны и оказывают весьма положительное влияние на личность (например, инициатива, творчество и др.). В-третьих, следует учитывать определенную автономию личности, ее избирательность по отношению к внешним воздействиям культурной сферы. С одной стороны, эта автономия обусловливает создание предпосылок для развития социальной активности личности, препятствует формированию слепого исполнителя чужой воли, способствует самостоятельности в выборе социально-правовых ориентиров. С другой - требует несомненного учета своеобразия каждой личности в процессе управления ее формированием, учета реакции на внешнее воздействие. Ведь известно, что человека нельзя заставить быть нравственным, если у него не сформирована или просто отсутствует потребность поступать таким образом.

Практически ни одна из функций управления процессом воспитания подрастающего поколения на научной основе не получила эффективного практического воплощения. Из этих функций управления в последние годы особое внимание уделялось планированию культурного процесса. Это нашло свое отражение в практике составления различного рода перспективных планов, программ культурного развития и культурного воспитания. Но, как правило, эти планы и программы представляли и представляют собой совокупность разного рода мероприятий, не объединенных единой целью и направленностью, слабо увязанных между собой, не имеющих в виду конечной целью культурное, духовное воспитание человека, а ориентированных на самодостаточное развитие собственно учреждений культуры, работников культуры и искусства, строительство объектов культуры. В методологическом плане - это разновидность механицизма.

В связи с этим уместно привести слова академика Н.Н. Моисеева: `Разум, возникший на планете, не способен сделать мировой процесс управляемым, подчинить его Всеобъемлющей Идее. И в то же время Разум в силах понять и, возможно, организовать систему воздействий на природные и общественные процессы так, чтобы обеспечить желаемые тенденции развития, предвидеть и преодолеть возможные кризисы... Итак, не жесткое управление с точно поставленными целями, а направление естественных процессов самоограничения в желаемое русло развития, которое обеспечивает стабильность общественной жизни и ее развитие`.60

Смыслом социально-экономического прогресса общества являются интересы развивающейся личности, которые в свою очередь выступают в качестве источника, движущей силы этого прогресса. Развитие личности, таким образом, и самоцель общественного развития, и в то же время его двигатель.

Процесс воспитания пронизывает все сферы общественной жизни, его результаты могут ускорить или замедлить социальные процессы. С эффективностью воспитания, во многом связано развитие прогресса общества.

Сознание и поведение личности определяется обществом, а состояние и характер ее развития зависят от состояния и степени сплоченности общества. Кризисное состояние общества неизбежно предполагает деградацию и кризис личности, т.к. утрачиваются социальные общественные ориентиры и регламентации.

Совокупность общественных отношений является важнейшим элементом социальных условий, социальной среды, окружающей человека и являющихся основным объективным фактором, детерминирующим жизнедеятельность человека, его формирование и развитие. `Именно совокупность общественных отношений определяет тот или иной тип личности как общественный образ, впитавший в себя самые существенные черты определенной группы или всего общества`.61

Хотя микросреда и является проявлением существенных основных черт социальной макросреды, однако, между ними возможны противоречия, конфликты, накладывающие отпечаток на формирование личности. Эффективность формирования личности напрямую определяется уровнем научной управляемости социальными процессами, которая предполагает научно-теоретическое осмысление тенденций общественного развития и выдвижение объективно выверенных целей социально-экономического, политического и духовного развития общества. Чем выше уровень научной управляемости общественными процессами, тем ниже уровень стихийности в социальном развитии и в воздействии социальной среды на личность, тем выше целенаправленность во всех сферах общественной жизни.

В широком понимании культура представляет собой форму существования общественных отношений данного общества. Социальный опыт предшествующего развития человечества зафиксирован в материальной и духовной культуре через различные предметно-материальные и социальные системы. Понятие `социальная программа`, `социальный опыт`, `материальная и духовная культура общества` являются по сути одно-порядковыми.

Жизнь человека - есть совокупность различных видов и форм социальной деятельности, в результате которой он создает не только вещное богатство, новые общественные отношения, но и самого себя как личность. Совершенствование человека возможно только в результате практической деятельности, направленной на изменение внешних обстоятельств. Это положение является методологически очень важным для понимания сущности освоения человеком духовных, культурных ценностей.

Одним из составных элементов культуры является наука. Резкое повышение значения науки, образования в жизнедеятельности общества со второй половины ХХ века является одной из основных причин неиссякаемого интереса к вопросам изучения и измерения интеллектуального потенциала. В условиях возрастания конкуренции между ведущими государствами мира в политике, экономике, военной мощи, а также - расширения сферы культурного влияния посредством массовых коммуникаций, необходимо наращивание интеллектуального потенциала общества.

Проблемы формирования и развития интеллектуального и научного потенциала как необходимого условия возрождения российского государства сегодня актуальны как никогда. Прочно войти в число передовых стран с высокоразвитой экономикой, и суметь удержаться там, можно двумя путями.

Один - это широко привлекать специалистов из других стран. Им создают хорошие условия для жизнедеятельности. Но все права распоряжаться полученными результатами работы - со всеми вытекающими отсюда последствиями - принадлежат хозяину. Так поступают США. Их успехи во многих сферах деятельности часто достигаются за счет `утечки умов`.

Другой - это воспитывать, развивать, наращивать собственный мощный научный потенциал.

Второй путь предпочтительней, так как только он может гарантировать стабильное поступательное развитие науки, использование ее как производительной силы в интересах российского государства. Поэтому роль системы образования, подготовки кадров - трудно переоценить.

Со времен Петра Великого образование считалось государственной заботой. Но за последнее десятилетие государство самоустранилось из сферы науки, образования и культуры, что привело к крайне негативным последствиям.

Одним из них является девальвация образования и снижение общего культурного уровня населения. По данным Комитета по образованию Правительства Москвы на начало 2001-2002 учебного года, в 10-х классах продолжат обучение 78040 школьников, что составляет 67,5% от числа выпускников 9-х классов.62 Почему остальные 32,5% - это каждый третий - приняли решение оставить школу? Что они будут делать?63 Проанализируем ситуацию.

Во-первых, Закон `Об образовании`, сделал среднее образование не обязательным. Сегодня государство сняло с себя ответственность за подрастающее поколение и учащихся, достигших 14 лет, можно отчислить из школы.

Во-вторых, в 37 частных гимназиях и 1664 лицеях могут получить образование только состоятельные москвичи, которых в столице меньшинство. Зависимость зарплаты педагога от материального положения родителей учеников ставит под сомнение уровень знаний обучающихся в платных школах.

В-третьих, престиж профессий в интеллектуальной сфере деятельности: науке и научном обеспечении, образовании, медицине, культуре и т.п. низок из-за скудной заработной платы. Учащиеся государственных и частных школ в выборе профессии главной мотивацией называют заработок, позволяющий обеспечить достойное существование. (Россия в поисках стратегии: общество и власть. Москва. 2000. С. 197).

В-четвертых, данные Мосгоркомстата показывают невысокий уровень жизни большинства горожан. Почти половина москвичей - 47% - имеют среднедушевой доход ниже 2000 руб. Многим семьям трудно содержать даже одного школьника.

Все вышесказанное дает основание предположить, что многие из оставивших школу после окончания 9-го класса молодых москвичей пойдут работать. В лучшем случае они получат профессию в каком-нибудь колледже, но никто не может гарантировать их трудоустройство, так как работодатели предпочитают иметь дело с опытными специалистами. Общий спад промышленного производства привел к сокращению числа молодых людей, получивших дневное начальное профессиональное образование: 36,3 тыс. - в 1992 г., до 29,1 тыс. человек - в 1999 г. Вечернее - почти сошло на нет: 0,4 тыс. Молодых специалистов со средним специальным образованием в 1999 году стало меньше по сравнению с 1992 годом на 12 тыс. человек., но в течение 5 последних лет их количество стабильно. Вероятней всего, вакансии образуются из-за утечки высококвалифицированных специалистов и старения рабочей силы.

Хроническое недофинансирование сферы образования власти пытаются сбалансировать, предоставляя ВУЗам право открывать платные факультеты (группы и т.п.). При этом сокращается число обучающихся за государственный счет, хотя число высших учебных заведений растет. Сегодня в Москве работают 88 - государственных и 85 - негосударственных ВУЗа. Число обучающихся в 1999 - 2000 учебном году составило 607,8 тыс. и 103,6 тыс. студентов соответственно.

Традиционно, студенты предпочитают дневную форму обучения. Начиная с 1996 года возродился экстернат (Москомгорстат 2000г. С. 122 - 123). По данным социологического опроса проведенного ЕНМЦ в 2000 году, среди учащейся молодежи более 30% подрабатывают. Часто - продавцами в коммерческих палатках, ночными сторожами и т.п.65 Занятие репетиторством66 (стр. 86.) для московских студентов можно рассматривать не только как средство заработать, но и как профессиональную деятельность.

Однако, окончив ВУЗ, многие молодые специалисты, за время учебы не нашедшие себе работы по специальности, столкнутся с проблемой трудоустройства. Безработными оказались в Москве на 01 июля 1996 года 37,5% выпускников высших учебных заведений.67

Об интеллектуальном и культурном уровне телевизионных и радиопрограмм сказано много. В рейтинге телепередач участники опроса `Москва на пути к культуре мира: проблемы межнационального общения и культурного обмена` научно-популярные программы заняли одно из последних мест. Среди респондентов, ответивших на вопрос: `Какие известные деятели культуры, искусства, общественные деятели, политики, военноначальники, писатели, ученые вызывают у Вас наибольшее уважение?` большинство назвали всего лишь одного представителя науки - М. Ломоносова.

Но обвинять молодое поколение в безграмотности, лености души и ума, хотя это имеет место быть - не совсем справедливо. Проблема образования гораздо сложнее.

Общеизвестно, что в процессе обучения всегда взаимодействуют две стороны: ученик и учитель. По данным Мосгоркомстата, в 1999-2000 учебном году в общеобразовательных школах Москвы обучалось 1878 тыс. человек, в том числе без отрыва от производства -16,1 тыс. В городе не хватает 687 учителей.68 Дефицит молодых кадров создается из-за крайне низкой зарплаты, которая даже с `лужковскими` надбавками в среднем составляет 1700 рублей,69 тяжелых условий труда и ненормированного рабочего времени. Поэтому наблюдается снижение требований к преподавателям и, следовательно, к ученикам.

В течение последних десяти лет единый образовательный стандарт для средних учебных заведений был отвергнут. Во многих государственных школах, не говоря о гимназиях, лицеях, колледжах, количество предметов, обязательных к изучению варьируется в зависимости от взглядов школьной администрации и некоторых чиновников.

В школьном расписании серьезно потеснены такие дисциплины как русский язык и литература, математика, физика, обществоведение, музыка, рисование, основы военного дела, дающие фундаментальные знания и навыки, развивающие художественный вкус в подрастающем поколении.

Содержание новых учебников, по которым приходится учиться детям, крайне низкого уровня, а некоторые из них просто вредны. Пример тому - программа для средних школ `Половое воспитание российских школьников`? (инициатор - российская ассоциация `Планирование семьи` - филиал одноименной международной организации, действия которой активно направлены на сокращение рождаемости в странах третьего мира70), где 12-15 летним подросткам рассказывается о безопасном сексе, правилах применения противозачаточных средств, о различных сексуальных извращениях.

В настоящее время готовится очередная `реформа`, коверкающая родной литературный язык, цель которой - заигрывание с малограмотными соотечественниками.

Правительством объявлен конкурс на разработку новых учебников истории к 2002-2003 учебному году. Заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета Кирилл Митрофанов считает, что `:разноголосица преподавания столь сложного и деликатного предмета как история для сегодняшней России, в которой отсутствует гражданское общество и все еще не выработана общая стратегия развития страны, - явление вполне логичное. Претензии тут должны быть отнюдь не к авторам учебников:. `.71 Исходя из сказанного, можно представить, что в угоду `новой стратегии` или идеологии в очередной раз будет перекраиваться история России и мира.

Реформа среднего и высшего образования необходима, но поиски нового должны опираться на лучшие традиции, опыт, хорошо зарекомендовавшую себя практику. История России началась не в 1917, но и не в 1991 году. Обязательность и доступность образования, его высокий уровень базировались на проверенных временем образовательных стандартах. Доказательством эффективности традиционной, а затем советской системы образования служит высокий авторитет российских ученых в мире. Сегодня уже стало общеизвестным фактом падение уровня образования как следствие безответственных экспериментов последних лет.

Примитивный, бездуховный досуг, занимающий все свободное время, довершает формирование крайне ограниченной личности, нуждающейся в основном только в удовлетворении физиологических потребностей и развлечениях. В такой среде широко распространяется наркомания, алкоголизм, проституция, растет преступность. Потребление наркотиков и других психоактивных веществ в Москве в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.72

Среднее образование как один из источников роста интеллектуального потенциала московского общества находится сегодня в тяжелом положении. Снижение уровня знаний подрастающего поколения беспокоит общественность.

Данные социологического опроса73 показывают, что тип школы, а, следовательно, среда воспитания и материальные возможности родителей существенным образом влияют на интересы молодежи.

Рейтинг предпочитаемых профессий гимназисты и лицеисты выстроили таким образом:

Распределение ответов на вопрос:
`Личный выбор профессии` среди учащихся частных школ

Профессии
Количество

Предприниматель
28

Юрист, адвокат
15

Переводчик
15

Программист, компьютерщик
14

Экономист, бухгалтер, специалист по маркетингу
9

Журналист, работник СМИ
9



Распределение ответов на вопрос:
`Личный выбор профессии` среди учащихся государственных школ

Профессии
Количество

Программист, компьютерщик
16

Предприниматель
11

Экономист, бухгалтер, специалист по маркетингу
10

Журналист, работник СМИ
9

Юрист, адвокат
7

Переводчик
6



Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что учащиеся государственных школ, как представители менее обеспеченных слоев населения Москвы, не рассчитывают на занятие высокого положения в общественной иерархии и в реализации жизненных планов полагаются больше на свои силы.

Учащиеся гимназий, лицеев и т.п. более ориентированы на ведущие роли в обществе (предприниматели, банкиры, дипломаты) или на места рядом с высшими его слоями (адвокаты, юристы, экономисты). Для них предпочтительнее Академия по внешнеэкономическим связям, Финансовая академия, МГИМО, МГУ, Университет иностранных языков и т.п.

Выпускники частных школ в меньшей мере, чем их сверстники из государственных, руководствуются общественной полезностью и важностью профессии при ее выборе.74 От них следует ожидать соответствующего поведения.

Из полученных данных видно, что формирование интереса к определенной сфере деятельности у подрастающего поколения происходит только под воздействием рыночного спроса. Общеизвестно, что формирование интереса всегда тесно связано с развитием интеллектуальных способностей личности. Следовательно, сегодняшняя деформация развития экономики отражается на интеллектуальном потенциале общества. Опасность сложившейся ситуации заключается в том, что интеллектуальный потенциал общества накапливается десятилетиями, трудами не одного поколения, а в условиях невостребованности быстро разрушается.

Существуют ли сегодня в студенческой среде условия, стимулирующие научную работу? Есть ли возможность реализовать свои творческие способности?

По мнению опрошенных студентов75 институтская жизнь, кроме учебы в регламентированные расписанием часы, почти ничем не наполнена. Большинство респондентов отмечают, что в ВУЗе, где они учатся:

- лишь изредка проводятся: музыкальные и театральные вечера, вечера художественной самодеятельности, теоретические конференции, лекции и доклады на актуальные темы;

- не проводятся (или студентам об этом ничего не известно, что почти одно и тоже) такие формы внеаудиторной работы как вечера вопросов и ответов, дискуссии на актуальные темы, встречи с деятелями культуры, искусства, ведущими учеными.

В прежние времена внеучебная работа с молодежью велась студенческими профсоюзами, ВЛКСМ, общественными организациями. Она считалась неотъемлемой частью планов кафедры и администрации института. К сожалению, культурно-просветительская деятельность была слишком политизирована и `заорганизована`, что многих отталкивало от нее. По данным исследования,76 81% респондентов потребности в общественной работе не испытывает, и, следовательно, в общественной жизни родного института не участвуют.

Самой уважительной причиной является дефицит свободного времени, многие студенты подрабатывают. Но все же у них хватает времени на посещение дискотек, на домашнее времяпрепровождение с друзьями.77

Распределение ответов на вопрос:
`Как часто Вы бываете на дискотеках?`

Варианты ответов
Количество

Почти каждый вечер, если ничего не мешает
41

Приблизительно раз в неделю
20

Раз в месяц
27



Значит, нет выраженной потребности в познавательном, духовно наполненном досуге. Как показывает практика, почти полное отсутствие общественной работы в ВУЗах не дало положительных результатов.

Из вышесказанного видно, что большей частью у современной молодежи складывается мировоззрение потребителя с односторонним развитием интеллекта. Личность такого склада вряд ли способна к научной, творческой деятельности, основанной на стремлении получать, отдавать и воспроизводить знания и умения.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что в настоящий период деятельность Московской высшей школы направлена, в основном, на технократическое воспроизводство специалистов. Обществом теряется культура воспитания, подготовки научных кадров высокой квалификации.

Сегодня многие институты ведут в школах работу по подготовке выпускников к поступлению в ВУЗ. Некоторые, например МГУ, могут себе позволить искать способных абитуриентов за пределами Москвы и области. Олимпиады, конкурсы, викторины, конечно, способствуют росту интереса к знаниям, к высшему образованию. Но, реальная возможность его получения в зависимости от своих способностей с каждым годом сокращается. Уровень преподавания в школах, а, следовательно - знаний выпускников, недостаточен для конкурсных экзаменов в ВУЗы. Способные, перспективные, но малообеспеченные россияне лишаются возможности самореализации в тех сферах деятельности, где необходимо высшее образование. Им никогда не занять руководящих постов или ведущих мест в политике, экономике, культуре, искусстве. Они обречены на низко интеллектуальную, рутинную работу.

В Москве с каждым годом появляется все больше коммерческих институтов. Увеличивается число платных факультетов (отделений, групп и т.п.) в государственных высших учебных заведениях. Их существование и благополучие сотрудников зависят от количества обучающихся. В коммерческих целях ВУЗы снижают уровень требований к абитуриентам. Падает качество образования во всех областях знания.

Сегодня число выпускников высших учебных заведений в столице растет. В 1999 году их количество составило 89,5 тысяч человек. Среди них почти нет тех, кто решил связать свою жизнь с академической наукой. В ее составе только примерно 5% сотрудников моложе 30 лет.78 Факт старения научных кадров неоспорим. Численность работников с высшим образованием, ведущих научные исследования и разработки снизилось с 204,7 тыс. в 1995 году до 181,2 тысяч человек в 1999 году. Сократилось количество имеющих кандидатскую степень: с 44,2 до 38,3 тысяч человек соответственно.79

Зарплата в научной сфере является одной из минимальных в Москве. Уровень материального обеспечения большей части научных сотрудников даже считая приработок `на стороне` не позволяет им выйти за рамки необходимого.80

Уровень материальной обеспеченности семьи в зависимости
от наличия дополнительных источников существования

Зарплата + пенсия
Зарплата + 1 или 2 приработка
Зарплата +

3 приработка и более

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе ни отказывать
9
9
20

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды
50
58
72

Денег хватает только на необходимые продукты питания
29
25
8

Денег не хватает даже на питание, постоянно в долгах
12
8
-



Несмотря на разную научную квалификацию, большинство участников опроса ИСПИ РАН, проведенного в рамках программы `Преобразование науки в восточноевропейских государствах`,81 не могут полностью реализовать свои творческие возможности (81%), и не удовлетворены своей научной деятельностью (70%).

Распределение ответов на вопрос:
`Можете ли Вы сегодня полностью реализовать
свои творческие возможности?`

Варианты ответов

Да
Нет

19
81



Основными причинами названы следующие факты:

1. Низкий уровень материального обеспечения.

2. Низкий уровень зарплаты.

3. Невостребованность научного потенциала.

4. Невозможность вести полноценные исследования.

5. Ограниченные возможности общения с отечественными и зарубежными коллегами из-за финансовых трудностей.

6. Сокращение экспериментальных и публикационных возможностей.

7. Нехватка времени из-за необходимости подрабатывать на стороне.

8. Ощущение ненужности своей работы.

9. Недостаточность информационного обеспечения.

Угроза безработицы беспокоит 38% ответивших, так как число организаций науки и научного обслуживания в столице постоянно сокращается. В 1999 их насчитывалось 16117 вместо 20968 - в 1995 году.

Неудивительно, что многие специалисты вынуждены оставить научную деятельность или ехать работать за рубеж. По данным `Уол - стрит джорнэл` `:ежегодно Россию покидают около двух с половиной тысяч квалифицированных специалистов`.82 Мнение экспертов о причинах `утечки мозгов` распределено между пятью основными пунктами.

Распределение основных ответов на вопрос:
`Каковы причины выезда российских ученых за рубеж?`

Варианты ответов
Количество

Низкий уровень жизни
72

Общая кризисная ситуация в стране
46

Это низкий престиж науки в обществе
43

Социальная незащищенность ученых
38



Спрос на российских специалистов, по мнению `Уол - стрит джорнэл`, объясняется их `:высоким профессиональным уровнем, сравнительно низкой зарплатой, нехваткой квалифицированных кадров на Западе:`. Такое заявление можно рассматривать как весьма негативную оценку западной системы образования, к которой в России так стремятся некоторые горе-реформаторы.

Для общества, государства такие потери невосполнимы.

Судя по причинам эмиграции ученых, она вряд ли скоро прекратиться. Сложившуюся в отечественной науке ситуацию подавляющее число экспертов - 97%, опрошенных ИСПИ РАН, назвали критической. Источником бед эксперты в основном считают невнимание государства к науке, недооценку ее роли - 73%.

Среди первоочередных мер часто называют пересмотр остаточного принципа финансирования, принципов управления наукой, определение приоритетов в ее развитии, объединение усилий РАН и высшей школы в подготовке научных кадров, введение в науке льготного налогообложения, создание правовых основ защиты интеллектуальной собственности и т.д.

Сложность решения проблемы заключается во взаимосвязи происходящих в науке процессов с политическим, экономическим, культурным, духовным состоянием общества.

Поэтому вряд ли можно рассчитывать на скорый выход науки из нынешнего ее положения, если не будет восстановлен принцип всеобщего бесплатного единого высококачественного среднего образования, обеспечен доступ к бесплатному высшему образованию для всех слоев населения вне зависимости от происхождения и материального положения.

Однако, нельзя делать выводы о научной, интеллектуальной деятельности исходя из финансирования работ или материальных затрат на исследование.

Американские ученые, подсчитавшие за год число научных статей, опубликованных в разных научных центрах мира очень удивились высоким валом научной продукции ученых, работающих в Москве, опубликовавших в печати 14541 статью.83 Ими был сделан вывод о том, что в московском регионе собран особенно мощный научный потенциал. Интеллектуальные возможности русских, по мнению американских специалистов, пока остаются непревзойденными.84

В чем же источник жизнестойкости московской, российской науки? Вот каково мнение экспертов.

`Чем Москва и ученые могут помочь друг другу?`

Москва - науке
Наука - Москве

Увеличить финансирование науки
58
В решении экономических проблем города
58

Поддержать наиболее перспективные молодые коллективы
58
В разработке проблем инфраструктуры города
45

Помочь молодым ученым
31
В решении проблем межнациональных отношений
27

В развитии культуры
50

В возможности оптимальным и дешевым способом решать конкретные проблемы города
20



Рассмотрим полученное распределение с новой точки зрения. Как видим, респонденты не замкнулись на своих личных проблемах; заботятся о тех, кому гораздо хуже, чем им; готовы к конструктивному диалогу и взаимопомощи, обладают чувством ответственности за свое дело, любят родную культуру, уважают права сограждан. Если к имеющимся качествам добавить высокий уровень образования и хорошее воспитание, то получится идеальный портрет культурного российского гражданина.

Логика подсказывает, что именно воспитание в лучших традициях российской культуры позволяет московским ученым сохранять высокий интеллектуальный потенциал и работоспособность, не смотря на трудности сегодняшнего дня. Ученые готовы помочь родной столице в решении проблем культуры, так как осознают ее роль в развитии общества, формировании в подрастающем поколении патриотического мировоззрения.

Каковы же эти проблемы?

Разнообразные источники, начиная от Горкомстата до конкретных социологических исследований и экспресс опросов, однозначно показывают снижение возможности рядовых москвичей в реализации культурных запросов на высоком интеллектуальном и духовном уровне.

Сегодня для большинства ответивших понятие `московская культура` не существует (нет или `затрудняюсь ответить` в общем дают 52 + 16) 68%. В этом единодушны 55% русских, 50% украинцев, 48% евреев, 40% белорусов, 33% татар. Наиболее снисходительны к культурному облику столицы - белорусы (50%) и татары (44%). Пока они считают, что не все в культурном облике города утрачено.

Если попытаться объективно охарактеризовать происходящее, то следует признать, что Москва продолжает превращаться в хаотичное нагромождение культур и традиций, в `культурный Вавилон`, без глубоких национальных и исторических корней.

Культура, с одной стороны, является средством формирования, развития, сохранения исторически сложившихся духовных ценностей народа. Таких как деятельная любовь к Родине; глубокое уважение к традициям; способность ставить интересы Отечества выше личных; высокая жертвенность на благо Отечества; верность системе национально - конфессиональных ценностей, а с другой - целью творческого развития, самовыражения личности. Экономия на работе школ искусств, музыкальных, хореографических, фольклорных коллективов, проведении фестивалей, конкурсов народной, классической, авторской музыки, поэзии, и других мероприятий, помогающих сохранять и передавать традиции российской культуры из поколения в поколение, есть часть отношения к Родине, ее будущему. Перефразируя известный афоризм Ф. Раневской можно сказать: ущемлять интересы отечественной культуры - `плевать в вечность`. Чтобы этого не происходило, необходима государственная поддержка сферы культуры, искусства и досуга.

Данные статистики показывают, что средства, выделенные на нужды культуры, искусства, досуга минимальны по сравнению с другими статьями расходов городского бюджета: всего 1365 млн. руб. на всю Москву. Необходимость заставляет работников больше учитывать величину кассовых сборов, чем культурный уровень мероприятий. В системе досуговой деятельности превалируют формы, которые не требуют материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на поддержание жизненного тонуса, домашний отдых и ведение домашнего хозяйства,85 что вполне соответствует запросам, но ведет к духовному обнищанию личности и снижению общего культурного уровня населения.

Приходится констатировать, что в таблице рейтингов музыкальных пристрастий молодежи86 лидерство прочно удерживают современные направления: `диско`, `рок`, эстрада. Поклонников балета, оперетты, симфонической, авторской, органной, духовной, оперной, джазовой, народной и хоровой музыки от 22 до 3% участников опроса `Москва-99. Удовлетворенность и запросы молодежи в области культуры и досуга`, проведенного ЕНМЦ.

Док. 143436
Опублик.: 17.05.02
Число обращений: 86


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``