Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В УСЛОВИЯХ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА Назад
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В УСЛОВИЯХ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА
Анализ состояния, тенденций и перспектив развития московской социально-культурной сферы в контексте многонациональной российской и мировой культуры предполагает исследование содержания социальной среды и ее воздействия на духовное развитие человека.

Социальная ситуация в России последнего десятилетия ХХ и начала ХХI века характеризуется системным кризисом: падением уровня и дезорганизацией производства, развалом производственно-технологических и экономических связей, безработицей, инфляцией, ростом цен, утратой большей части социальных гарантий. Многими исследователями констатируется резкое снижение трудовой мотивации населения, переориентация сознания с коллективистского на индивидуальное, с самосовершенствования и созидания на обогащение. В общественное сознание средствами массовой информации, пропаганды активно внедряется принцип вседозволенности в погоне за личным благосостоянием, крайнего индивидуализма, авантюризма, культа силы и денег.

И этот процесс активно развивается.

Поскольку реальное положение человека в обществе, все формы и виды его жизнедеятельности, духовно-ценностные ориентации определяются, прежде всего, его трудовой деятельностью, то реализация такой политики оказывает деструктивное воздействие на весь внутренний облик человека, размывает основополагающие духовные ценности личности, приводит к деградации новых поколений, регрессивным явлениям в обществе в целом.

Исследуемый период характеризуется изменением социально-классовой структуры общества и положения человека в нем. Растет социальное расслоение населения по уровню доходов, характеру потребления, поляризуются интересы различных социальных групп. Происходит утрата социальной идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами. Болезненно происходит становление демократических институтов в обществе. В политической культуре превалируют революционные принципы, агрессивность, склонность к крайностям, отрицание компромиссов, отсутствуют научный подход, учет национальных традиций.

Социально-психологическая сфера общества в этот период характеризуется резкой сменой состояний: от относительного духовного комфорта, спокойствия, стагнации к состоянию стремительных перемен, неуверенности и страха перед будущим, духовных метаний, агрессивного раздражения, социальной и межнациональной напряженности.

В идеологической сфере до конца 80-х годов господствовала ситуация, которую можно было обозначить как тотальную идеологизацию всех сторон общественной жизни, уровень которой превысил критический, вызвав обратную протестную реакцию, частично спровоцировавшую или, по крайней мере, облегчившую ломку существовавших государственных и общественных устоев и стереотипов. Деформация массового общественного сознания, породила неверие в провозглашаемые официальной коммунистической идеологией ценности, сформировав `теневое сознание`, резкое несоответствие общественного и индивидуального сознания. Общественная наука деградировала, в своих исследованиях перестала учитывать объективную реальность. По сути, выродилась в псевдонауку, в форму ложного сознания, что привело к краху системы в целом. Тотальная идеологизация духовной жизни в нашей стране (и во всей контролируемой марксистскими партиями системе) привела, в частности, к неспособности сколько-нибудь глубоко и адекватно анализировать феномены духовной жизни и всерьез считаться с теми ее пластами и аспектами, которые не могут быть подведены под категории идеологии. Эта неспособность принять в расчет социально-психологические реальности, традиционную ментальность, религиозность, вероисповедание или этнопсихологические особенности людей, к несчастью, не преодолена и поныне. В период перестройки и реформ, событий, которые можно было бы назвать второй буржуазно-демократической революцией в России, несмотря на мощную реакцию общества, неприятие всего, что связано с идеологией, непрерывные призывы средств массовой информации к тотальной деидеологизации всех сфер общества, развернулась широкая палитра идеологических систем и программ, действует обширная система идеологических табу.

Для современного этапа развития российского общества характерны противоречивость социальной сферы, отсутствие целостности. Элементы социальной сферы действуют не в русле единой идейно политической программы, а хаотично, во многом неуправляемо. Это обстоятельство в значительной степени изменило возможности, способ и характер усвоения социального личностью и не способствует процессу эффективного формирования прогрессивного мировоззрения населения.

Основная задача любого общества, в том числе и московского - обеспечение выживания составляющих его членов, его самосохранение и саморазвитие, обеспечение системной целостности. В развитом обществе можно выделить ряд функций, без которых решение задач выживания общества, его самосохранение и саморазвитие невозможно. Это, прежде всего, производство, познание, управление, образование, культурное воспитание, межнациональное взаимодействие.

Наука рассматривает личность диалектически - как субъект и объект общественных отношений, что предполагает выявление ее принадлежности к определенной социальной группе, анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет. Она включает следующие параметры:

- место и роль личности в системе общественных и производительных отношений;

- конкретные проявления и формы жизнедеятельности, совокупность выполняемых ею социальных ролей (или функций);

- общая направленность личности, мотивация индивидуального поведения, как совокупность запросов, пристрастий, идеалов и т.п.

Система наиболее устойчивых социальных установок личности определяется шкалой ценностных ориентаций - мировоззренческих и нравственных убеждений человека, принципов поведения, глубоких эмоциональных привязанностей. Социология личности исследует распространенность тех или иных ценностных ориентаций в массовом сознании. При этом поведение личности определяется не каким-либо одним мотивом, а их сложной иерархической составляющей, социальной характеристикой которой выступает ее направленность.

У каждой социальной группы имеются присущие только ей культурные черты, специфические интересы, ценности и нормы поведения. Важнейшими группообразующими признаками являются возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального поведения, а также и социально-психологические свойства, что создает определенные сложности в условиях многомиллионного многонационального мегаполиса.

С изменением социально-политической ситуации в стране, изменились и подходы к решению социально-политических и национальных проблем, возникла необходимость в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей развития общества.

Человек, живя и развиваясь в условиях городского социума, активно участвуя в общественной жизни, постоянно вносит свой вклад во все сферы жизнедеятельности государства и общества, находясь под влиянием и, в свою очередь, влияя на события, происходящие в нем. Социальное развитие есть объективный процесс взаимодействия необратимых социальных изменений личности в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни.

Процессы, в которые вовлечен современный человек, противоречивы и нестабильны. Они характеризуют поиск для преодоления кризисных явлений, достижение общественного прогресса, обновления общественной системы с ее внутренним структурным и функциональным преобразованием.

Научно обоснованные и системно развиваемые общественные отношения в современных обществах составляют основу для регулирования процесса развития личности в необходимом направлении. Отмечая это, нельзя отрицать фактов манипулирования сознанием и поведением людей. Сфера межнациональных отношений представляет наиболее благоприятную, податливую почву для такого рода манипуляций.

В исследовании различных категорий населения рассматриваются следующие относительно самостоятельные, однако прочно взаимосвязанные составляющие: потенциальные сущностные силы (личностный потенциал); побудительно-мотивационные и социальная деятельность, которая является способом реализации сущностных сил. В ходе этих процессов формируются, в частности, основные мотивационные установки, в том числе стереотипы межнациональных отношений.

Наибольшую эффективность в строительстве межнациональных отношений имеют средства массовой коммуникации. Человек, живущий в таком мегагороде, как Москва, испытывает большое информационное давление. Средства массовой информации - телевидение, радио, пресса всеми имеющимися в их распоряжении средствами формируют общественное мнение населения, подсказывают политические решения, назойливо рекламируют те или иные товары и фирмы, формируют представления о происходящих событиях и процессах, влияют на оценки и суждения граждан, модели поведения.

Чрезвычайно сложное образование представляет собой социальная структура Москвы. Она состоит из разнообразных страт, взаимодействующих между собой, располагающих собственными ценностями, включенных в информационные потоки, занятых в различных сферах производства и обслуживания и выполняющих те или иные функции в системе предприятий, организаций, учреждений. Социальная стратификация осуществляется по демографическим, классовым, профессиональным, территориальным и иным признакам. Дифференциация происходит по месту людей в системе общественных отношений, их потребностям и интересам, ценностям, социальным нормам и образу жизни. Группы и общности отличаются друг от друга системой социокультурных ориентаций, на основе которых могут формироваться культурные общности.

Радикальные изменения социальной структуры произошли в Москве в связи с переходом к рыночным отношениям. Усилилось материальное неравенство, изменился национальный состав населения. Трансформация социальной структуры города создает новую проблему самоидентификации личности на основе новых ценностей и норм. В процессе идентификации человек определяет для себя `своих` и `чужих`, примыкая к той или иной социальной группе. Московская городская среда формирует новый тип личности, который характеризуется рациональностью, динамизмом, прагматизмом, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям существования, а также оказывает существенное влияние на социокультурную ситуацию, в которой оказывается человек.

Неотъемлемым элементом духовной сферы является идеал. Он представляет собой не просто выраженную в понятиях цель, но и потребности, в ответ на которые возникает сама цель. Она должна быть желанной для человека, и достижение ее должно радовать и вдохновлять. Это значит, что идеал содержит и чувственное отношение человека к тому, на что он направлен и к тому, против чего он направлен. Хотеть чего-либо достичь - означает быть неудовлетворенным тем, что есть.

Высокие духовные идеалы предлагают человеку культура и искусство. Особенно остро общество нуждается в таких идеалах в переломные периоды развития общества: в периоды кризисов, революционных перемен, глобальных социальных, экономических и политических преобразований. Отсутствие положительных идеалов ведет к деградации личности и общества.

Социальная структура общества в последние годы претерпела большие изменения. В ней появились новые социальные и профессиональные группы. Такие, например, как предприниматели и банкиры, торговцы и безработные. Последние год от года составляют все большую часть общества. При этом ряды низшего класса, слой маргиналов постоянно пополняется за счет интеллигенции и служащих, теряющих возможность трудиться по профессии и не способных адаптироваться к изменившимся условиям, сменить профессию, а вместе с ней и образ жизни. Значительные изменения претерпела шкала социально-культурных приоритетов и ценностей.

С переходом на рыночную экономику, точнее, с утверждением в России `дикого рынка`, незащищенные слои населения из тепличных условий советского времени словно окунулись в ледяную воду безразличия к ним государства, лишились почти всех социальных гарантий. Потеряли практически все, начиная с младенцев, матери которых лишилась многих социальных гарантий, и, заканчивая молодыми рабочими, специалистами, многие из которых оказались без работы, без зарплаты, без жилья и без каких-либо перспектив на будущее, пенсионерами и стариками. В Москву хлынули потоки мигрантов из других государств СНГ, что значительно осложнило ситуацию.

Невозможность удовлетворить потребности за счет добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность, а у других - циничное отношение к жизни, установку: `деньги не пахнут`, способствует преступному поведению. Так называемая рыночная экономика жестока к людям, особенно к слабым и неприспособленным к тяготам жизни, нуждающимся в постоянной опеке. В условиях социально-экономического кризиса население испытывает постоянное чувство неопределенности. Как одно из следствий такой ситуации - рост национальной нетерпимости.

В новой социально-политической ситуации национальный вопрос приобрел особую остроту и актуальность, требуя нового осмысления, целостного государственного подхода. В связи с этим была разработана и в 1996 году утверждена `Концепция государственной национальной политики Российской Федерации`, где, в частности, отмечается следующее: `Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепринятых нормах международного права и находит свое отражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина`.31 А. Солженицын, характеризуя соотношение гражданского и национального патриотизма, пишет: `В странах многонациональных, как наша, национальный патриотизм есть составная и подкрепляющая часть общегражданского - и горе тому государству, где эти патриотизмы разошлись`.32

Москва осуществляет функции города-объединителя, города-собирателя русских земель. С течением времени состав населения столицы России, а позднее и Советского Союза, становился все более многонациональным. Этот процесс типичен для всех столиц мира.

В условиях чрезвычайно сложной социально-демографической ситуации в Москве, власти города стремятся, насколько возможно, решать эту проблему, сглаживать острые углы, избегать конфликтов на национальной почве.

Проблема межнациональных отношений для Москвы является, как показывают социологические исследования, одной из наиболее волнующих москвичей, причем значимость ее возрастает во времени в связи с активизацией миграционных процессов.

В апреле 1998 года состоялось заседание Правительства Москвы, посвященное взаимодействию с этнокультурными объединениями столицы, на котором мэр города Ю.М. Лужков призвал своих коллег придать административному влиянию на этнические процессы системный характер.

Началась разработка основ этнической политики в столице и соответствующего законопроекта. Для участия в этой работе в качестве экспертов были привлечены наиболее авторитетные ученые (юристы, этнологи, социологи, политологи) и специалисты сферы управления.

Этническая и конфессиональная структура Москвы постоянно усложняется. Москва - это столица одного из самых многонациональных государств, а также фактический центр СНГ. Москва всё ярче и определеннее проявляет себя как один из международных финансовых и торговых центров. Через неё проходит большинство российских финансовых потоков, а также немалая часть финансовых и товарных потоков государств СНГ. Это также влияет на динамику развития как её социальной, так и этнической структуры, порождает новую конфигурацию интересов, нередко приобретающих этнический характер. Специфика ситуации, складывающейся в Москве, такова, что многие москвичи видят в беженцах и переселенцах виновников ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынке жилья и труда.

Как утверждает П. Кандель, были приложены чрезвычайные усилия, чтобы `естественное взаимовлияние, взаимопроникновение, взаимодействие и сращивание заменить взаимоотторжением, а нехватку естественных этнических размежеваний восполнить искусственно стимулируемой враждой`. 33

Москва оказывает колоссальное влияние на все стороны жизни страны, в частности, на дальнейшее развитие и совершенствование федеративных отношений, на формирование этнополитического климата в стране в целом. Огромны роль и значение Москвы в развитии СНГ, в активизации консолидационных процессов, идущих на постсоветском пространстве. 34

Изменения российского общества в конце минувшего столетия привели к тому, что вопросы социально-демографического развития, и, в частности, миграции - его основной компоненты, приобрели для России и ее столицы новую геополитическую окраску. К этому времени миграции стали ведущим фактором динамики общей численности населения во всех регионах страны, особенно в Москве. Специфика миграции состоит в том, что общий миграционный баланс, а следовательно, и изменение численности населения Москвы определяется резкой интенсификацией притока переселенцев не из российских регионов, а из территорий бывших советских республик при одновременном естественном сокращении численности коренных москвичей.

На фоне других регионов России и особенно стран СНГ, относительно благополучная Москва выглядит привлекательно своей политической и экономической стабильностью, комфортными условиями и уровнем жизни, наличием рынка труда. По этой причине она и стала наиболее притягательным для мигрантов городом на всем постсоветском пространстве. Москва, как субъект федерации, может и должна иметь свод законов и правовых актов по регулированию миграционных процессов и национальной политики на ее территории в интересах города, его жителей и всей России, с учетом существующих реалий и перспектив.

Проведенное учеными ИСПИ РАН на Ассамблее народов России исследование проблем межнациональных отношений позволяет в концентрированном виде оценить наиболее актуальные из них. По мнению большей части участников Ассамблеи, межнациональные отношения можно охарактеризовать как напряженные - 61%; как стабильные эти отношения оценили 35% опрошенных. Среди ведущих факторов, вызывающих напряженность в межнациональных отношениях, респонденты выделили: социально-экономический кризис (53%); ошибки в национальной политике (48%); противоборство различных политических сил (28%); средства массовой информации (26%).35

`В общество, наконец, приходит понимание того, что государственное устройство в полиэтнической стране, какой является Россия, нормальное развитие федеральных и межнациональных отношений - это проблема жизни и смерти российской государственности, важнейшая составляющая национальной безопасности`.36

От правильности и зрелости национальной политики в Москве зависит будущее не только столицы, но и самой России. Нужно своевременное и оперативное реагирование общественности и государственной власти на любые проявления национализма и ксенофобии с чьей бы стороны и в какой бы форме они не проявлялись.

В последнее время актуализировались проблемы национально-культурного развития русского народа. В ноябре 1998 г. прошли парламентские слушания `О концепции к разработке государственной Программы национально-культурного развития русского народа`, проведенные Комитетом Госдумы по делам национальностей. На слушаниях было отмечено, что национальные отношения представляют сегодня немалую опасность для страны. Они способны взорвать Федерацию, подобно тому, как был разрушен Советский Союз.37

В Москве демографическая проблема вошла в разряд наиболее актуальных и взрывоопасных. `Совместное существование многих наций порождает между ними не только чувство солидарности, но и борьбы`, - пишет С. Н. Булгаков.38 По данным мониторингового опроса, проводимого Центром социологии межнациональных и региональных отношений ИСПИ РАН, доля опрошенных, назвавших обострение межнациональных отношений в Москве с 1993 по 1999 год возросла с 10% до 14%.

Межнациональные отношения - материал, легко воспламеняющийся, и при определенных условиях они могут вызвать значительные по масштабам и остроте конфликты. Наличие представлений об имеющей место напряженности зафиксировано в результатах исследований массового сознания, проводимых в Москве 1992-1999 гг..

Динамика оценок состояния межнациональных отношений
в Москве в 1992-1999 годах
(здесь и далее в % от числа опрошенных)

1992
1993
1994
1995
1999

Межнациональные отношения стабильны
32
19
21
14
17

Имеется определенная межнациональная напряженность
34
46
49
51
59

Налицо сильная межнациональная напряженность, возможны конфликты
17
22
17
17
13

Затрудняюсь ответить
17
13
13
18
11



К 2001 г. тенденция не изменились, и мнение большинства участников опроса `Москва на пути к культуре мира` о состоянии межнациональных отношений разделилось между оценками `удовлетворительно` 36% и `плохо` 30% ответов.

Остроту проблемы можно определить по ответам респондентов на вопрос о возможности личного участия в конфликте в интересах своей национальной группы. 43% участников опроса считают, что их решение зависит от обстоятельств. Принятие силовых мер в решении столь деликатных вопросов допускается большинством - это 48% ответивших - только тогда, когда под угрозой находится жизнь и достоинство людей. Среди опрошенных, тех, для кого применение силы недопустимо, меньше - 35%.

Более 20% ответивших на вопрос о том, каково влияние на ситуацию в столице увеличение числа жителей из бывших союзных республик, думают, что в столице жить стало опасней.

Основная часть молодых москвичей - от 37 до 57% - участвовавших в опросе, высказывает мнение, что национальность человека имеет значение при поступлении в институт, продвижении по службе, политической и общественной деятельности.

`Национальная принадлежность определяет жизненную ситуацию` -сказали 65% - москвичей.

В 1999 году 13% вместо 17% в 1995 году полагают возможным возникновение на этой почве конфликтов.

Констатация убежденности определенной части респондентов в наличии в Москве национальной напряженности и возможности возникновения на этой почве конфликтов ставит на повестку дня вопрос об установках москвичей на участие в конфликтах такого рода в интересах своей национальной группы.

Данные опросов показывают, что установка на необходимость участия в такого рода конфликтах в массовом сознании достаточно прочна.

Будете ли Вы принимать активное участие в конфликте
в интересах своей национальной группы
(здесь и далее в % по массиву и в группах)

1994

Среднее

по массиву
1999

Среднее

По массиву
Русские
Украинцы
Татары
Евреи






Да, безусловно
7
8
9
8
8
5

Это зависит от обстоятельств
36
43
44
35
40
35

Ни в коем случае
24
25
24
31
24
20

Затрудняюсь ответить
33
24
23
26
28
40



О представлениях респондентов относительно характера участия в межнациональных конфликтах, `о границах допустимого` можно судить на основании их ответов на вопрос о возможности использования силы при решении межнациональных проблем.

С каким из нижеприведенных суждений Вы согласны?

Среднее по массиву
Рус-

ские
Укра-

инцы
Татары
Евреи

Межнациональные проблемы нужно решать только с применением силы
6
6
4
0
0

Сила необходима только тогда, когда под угрозой находятся жизнь и достоинство людей
48
48
44
36
50

Силовое решение национальных проблем в принципе недопустимо
35
34
42
52
35

Затрудняюсь ответить
11
12
10
12
15



Стабильность представлений о напряженности, конфликтности межнациональных отношений в городе, факт функционирования в массовом сознании установок на участие в конфликте в интересах своей национальной группы, несомненно, определяется, в первую очередь, не столько национальной разнородностью состава населения Москвы, сколько сложившейся социально-экономической и политической ситуацией. Возрастание конкуренции во всех сферах городской жизни, обособление и замкнутость представителей тех или иных диаспор, их агрессивность по отношению к другим национальностям, населяющим Москву, возникновение организованных преступных группировок по этническим признакам, захватывающих те или иные сферы торговли, экономики, промышленности, обслуживания, банковского дела и т.п. и постоянное соперничество, в т.ч. вооруженные столкновения между ними - все это стало приметами столичной жизни.

Наличие напряженности в межнациональных отношениях объясняется и достаточно прочно укоренившимися в сознании определенной части столичных жителей националистическими предрассудками, негативными национальными стереотипами, активно `реализующимися` в условиях роста социальной напряженности в обществе в отношениях между людьми различных национальностей.

`В условиях тяжелого социально-политического положения в стране многие москвичи видят в приезжих конкурентов на рынке жилья и труда, угрозу ухудшения условий жизни `коренного населения`. В чем-то эта реакция близка к той, которая была у москвичей в 70-х годах на так называемых `лимитчиков`. Эта ситуация все же достаточно нормальна в том смысле, что москвичи в своей массе не страдают этнической предубежденностью.

Однако такое положение дел больше всего говорит об актуальности профилактических мер, которые должны предотвратить рост межнациональной напряженности, упредить развитие противоречий и конфликтов на этнической основе`.39

По данным опросов, проводившихся ИСПИ РАН, с проявлением подобных предрассудков, препятствующих гармонизации межнациональных отношений встречается в повседневной жизни каждый четвертый (25% по массиву) москвич.

Отвечая на вопрос: `Есть ли национальности, к которым Вы испытываете неприязнь?`, 35% опрошенных по массиву (58% в возрасте до 20 лет и около 30% в возрасте 30-55 лет; свыше 40% - с неполным средним и средним образованием и 33% респондентов с высшим образованием) дали утвердительный ответ. Доля `этнически предубежденных` респондентов постоянно растет.

Главным Управлением юстиции в Москве зарегистрированы десятки национально-культурных автономий и объединений. Очень важная сторона деятельности - работа со всей палитрой имеющихся в Москве национальных общественных объединений. При этом необходимо постоянно принимать во внимание, что во многих общинах столицы независимо друг от друга часто функционируют и соперничают друг с другом сразу несколько национальных общественных организаций.

Отношение к людям других национальностей

1994
1999

Есть ли национальности, к которым Вы

испытываете неприязнь?

Да
15
5

Нет
41
41

Затрудняюсь ответить
23
23

Если `да`, то к кому именно?

К представителям `кавказских

национальностей` (армяне, грузины и др.) азербайджанцы,
18
28

К евреям
2
3

К представителям среднеазиатских национальностей
1
1

К представителям других национальностей
0
1



Системная работа с этими организациями - одна из первостепенных задач Правительства Москвы. В Москве создана определенная система отношений между властями города и национальными общественными объединениями - Московское межнациональное совещание и Постоянная межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по обеспечению взаимодействия с национальными объединениями. Правительство Москвы содействует образовательной и культурно-просветительской деятельности национальнальной общественности, поддерживает целевые национальные и межнациональные программы в области культуры и образования, и в том числе - проведение Дней национальной культуры, традиционных национальных праздников и т. п.

Деятельность национальных объединений в Москве зачастую приобретает большую общественно-политическую значимость, оказывает существенное влияние на межрегиональные и даже на межгосударственные отношения. B этой связи совершенствуется сотрудничество с регионами Российской Федерации, Федеральными национально-культурными автономиями, с посольствами государств - членов СНГ и стран Балтии, средствами массовой информации и научными центрами.

`Суть национальной политики зафиксирована в Конституции нашего федеративного государства - обеспечение прав человека для всех народов, вне зависимости от их численности. Удовлетворение жизненных нужд, специфических социальных культурных потребностей населения всех субъектов Федерации должно при этом осуществляться на основе глубокого знания истории каждого конкретного региона, традиций и верований его населения. В таком смысле можно говорить о необходимости нескольких национальных политик. Национальная политика в сегодняшних условиях - это политика конкретного решения вопросов в конкретном регионе, в конкретной республике, в конкретном месте`. 40

В подростковом возрасте наиболее активно проявляются не только индивидуальные черты подростка или молодого человека, переживающего процесс включения в социальные, экономические, производственные и иные общественные отношения, но и зарождаются, формируются и активно проявляются позиции, взгляды, стереотипы поведения в отношении представителей других национальностей. В детском, а затем в подростковом возрасте межнациональные отношения, противоречия не занимают большого внимания, но с годами, по мере взросления, обостряются и противоречия, непонимание, националистические настроения возрастают. Наиболее толерантны по отношению к представителям других национальностей дети младшего возраста, люди старших поколений.

Рост национального самосознания, значимости этнической самоидентификации заметно обостряют и без того сложный процесс сосуществования, `притирки` различных культур. Тревожность оценок состояния межнациональных отношений может объясняться убежденностью населения, что российские власти не защищают сегодня не только гражданские и социальные, но и национальные права. Достаточно широко распространены в массовом сознании представления о правовом неравенстве различных этнических групп, об ущемлении или игнорировании национальных интересов. Качество российского законодательства, его способность регулировать межнациональные отношения, а тем самым обеспечивать и защищать национальные права граждан, оценивается в массовом сознании очень низко. Всего 5% опрошенных считают его эффективным.

Учитываются ли интересы Вашей национальной группы?

Среднее
Русские
Украинцы
Татары
Евреи

по массиву

Интересы полностью

игнорируются:

в работе городских властей
19
17
27
32
35

в выступлениях СМИ
16
13
21
40
35



Раскритикованное понятие `советский народ` ныне заменено столь же аморфным и ненаучным понятием `российский народ`.

Исследования ИСПИ РАН подтверждают факты национальной дискриминации русских в ряде республик Российской Федерации, а участники нашего исследования высказываются о наличии фактов дискриминации русского населения в столице России - Москве.

`События последнего времени убеждают в том, что происходит осознание собственного относительно низкого этнического статуса русских... Объявленная модернизация (реформа) на поверку оказалась скорее разрушением, чем созиданием. Конечно, это удручает всех россиян в той или иной мере, но более всего людей русской национальности, ибо русские были основным государственно-образующим народом, народом - собирателем и защитником других`.41

Деятельность межнациональных общественных организаций, действующих на основе интернационализма, сотрудничества, интеграции культур наиболее эффективна. Московский Дом национальностей открыт для москвичей всех национальностей вне зависимости от численности, времени проживания их в Москве. Здесь проходят не только различные национальные мероприятия, но и встречи с интересными людьми, творческие вечера, `круглые столы`, выступления крупных ученых, государственных и общественных деятелей, депутатов парламента, спортсменов, артистов, писателей, журналистов.

Национальная политика столицы направлена на создание таких условий жизни человека в крупном мегаполисе, при которых терпимость, уважение, сотрудничество, культурное взаимодействие являются базовыми доминантами, характеризующими настроение и активность жителей столицы.

Выступая на `круглом столе` `Культурный диалог народов Кавказа в Москве` (1999 г.), Л.В. Куликов делает следующие справедливые, на наш взгляд, выводы:

- культура по своей природе консервативна и являет собой инструмент стабилизации сообщества;

- позитивное взаимодействие культур возможно только там, где их нормы совпадают;

- навязывание чуждых данной культуре норм угрожает национальной безопасности;

- сближение культур возможно только на основе самокритики и самокоррекции разделяющих их норм;

- модернизация в соответствии с идеалами, выработанными в иных культурах, контрпродуктивна;

- культурная норма (обычай) работает лучше хорошего закона. 42

Национальная политика в условиях многонационального поликультурного мегаполиса может быть успешной лишь с учетом этих факторов.

На интеграцию, взаимообогащение, рост взаимопонимания представителей разных национальностей работают такие традиционные, перенесенные в настоящее время из прошлого опыта акции, мероприятия, как фестивали народного творчества, фестивали и смотры национальных культур, общегосударственные праздники, которые становятся поводом для подведения итогов сотрудничества народов России, Дни города - своеобразные отчеты того, что сделано жителями, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности для Москвы, ставшей для каждого родным домом.

Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы самостоятельно и совместно с другими организациями - Институтом социологических исследований АН СССР, Институтом социально-политических исследований РАН, Комитетом общественных и межрегиональных связей, Префектурами административных округов Москвы проведен ряд социологических исследований, посвященных проблемам межнациональных отношений, развитию национальных культур, культурному сотрудничеству, межнациональным проблемам в молодежной среде. Результаты исследований использовались при разработке законов, постановлений Правительства Москвы, реализации государственной национальной политики в условиях московского мегаполиса.

Результаты исследований демонстрируют актуальность вопроса об ассимиляционных возможностях Москвы, ее способности `переваривать в котле` многонационального сообщества, каким является город, неконтролируемые многонациональные потоки. Стабильность представлений массового сознания о наличии напряженности в отношениях различных этнических групп населения города, возрастающая степень неприятия в массовом сознании приезжих, чаще всего ассоциирующихся с `кавказцами`, свидетельствуют о том, что ассимиляционные способности Москвы ограничены.

Единым научно-методическим центром Комитета культуры Правительства Москвы и Институтом социально-политических исследований РАН при участии Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и Научно-исследовательского центра `ИРЛЮС` было проведено социологическое исследование `Проблемы межнационального общения и культурного обмена`. Оно было посвящено изучению мнения молодых москвичей, как наиболее активной части московского социума, о состоянии межнациональных отношений и культурного общения в столице.

Исследование проводилось среди населения Москвы в возрасте от 14 до 30 лет. Объем выборочной совокупности составил 701 человек. Опрошено 396 мужчин и 305 женщин. Среди них: учащиеся, студенты, ИТР, представители деловых кругов, рабочие, преподаватели, медицинские работники, работники культуры и искусства, предприятий сферы обслуживания, безработные, домохозяйки и другие.

Национальный состав выборочной совокупности был представлен русскими, украинцами, евреями, татарами, армянами, белорусами, грузинами, азербайджанцами, мордвой, латышами и т.д., что, в основном, отражает распределение по городу. Результаты опроса, свидетельствуют об актуальности поставленных проблем, необходимости их скорейшего решения. Значительная часть молодых респондентов считают, что межнациональные отношения в столице удовлетворительные -35,6%, плохие - 29,6%, хорошие - 15,6%, не интересуются этой проблемой - 12,5%, затруднились ответить - 6,7%. Настораживает, что как хорошие межнациональные отношения в Москве оценивают всего 15,6% молодого населения. Общий же процент людей, не считающих эти отношения хорошими (`удовлетворительно` в понимании молодежи - это почти `плохо`) составляет 65,2% или две трети молодых москвичей.

Удовлетворительную оценку дали 57% украинцев, 35% русских, 33% евреев, 30% белорусов, и почти 28% татар. В графе `плохо` ответы распределились следующим образом: 31,9% - русские, 22,2% - татары, 20% - белорусы, 11% - евреи и 8,6% - украинцы. Предпочли ответ `хорошо` 22,2% татар, 18,5% - евреев, 15,6% - русских и 14,3% -украинцев. Не интересуются - 12,5%, затруднились ответить - 6,7%.

А вот каким образом распределились ответы на вопрос о влиянии мигрантов из бывших союзных республик на культурную ситуацию в Москве.

42,3% думают, что это влияние отрицательно, 25,6% - никак не влияет, а положительно - 10,4%. Больше всего ситуация тревожит евреев - 48% и русских - 45,3%. Отрицательное влияние выражается в том, что жить в Москве стало опасней для 22,2% опрошенных, из которых 50% русских. Причина кроется в том, что, будучи основной титульной нацией (во всем государстве и в Москве), русские всегда несли на себе груз забот по безопасности государства и защите всех наций и народностей, входивших в него, сформировав в национальном менталитете чувство уверенности в силах, обеспечивающих эту безопасность. Развал страны, вооруженных сил, возникновение затяжных межэтнических конфликтов, потеря авторитета на международной арене как мировой державы, наряду с ростом экстремизма и терроризма и неэффективными способами борьбы с ними, лишили население уверенности в безопасности, привели к глобальным миграционным процессам. Все это не может не сказаться на межнациональных отношениях в столице, население которой, включая молодежь, негативно относится к ухудшению своего положения, которое выражается не только в росте криминализации общества, но и снижении общего культурного уровня. Так считают 10% москвичей. Из них: 67% - белорусов, 53% - евреев, 43% - украинцев, 17% - русских.

Учащение случаев национальной розни отметили 7,7% отвечавших. В основном, это беспокоит русских, татар и евреев, как представителей наиболее крупных диаспор Москвы. Население столицы, и молодежь как субъект исследования, уже не верит, что правоохранительные органы, в сегодняшнем их состоянии, смогут в случае массовых волнений на национальной почве принять своевременные адекватные меры и восстановить порядок. Это подтверждают, в частности, последние погромы на московских рынках, взрывы в жилых домах, на улицах и в метро, перестрелки среди бела дня, мины в машинах и подъездах.

Многие жители столицы часто ощущают себя ущемленными, обиженными, что порождает неприязнь к тем, кого они считают виновными в сложившейся ситуации. Часть опрошенных испытывают это чувство по отношению к `кавказцам`. Что именно раздражает москвичей? В результате опроса получен 43 следующий `перечень претензий`:

1.
`Наглость`
7.
`Страх (я их боюсь)`

2.
`Качают свои права на рынках`
8.
`Лживость`

3.
`Просто не нравятся`
9.
`Неуважение к чужой вере`

4.
`Нечистоплотность`
10.
`Развращенность`

5.
`Неприятный личный опыт`
11
`Распространение наркотиков`

6.
`Жестокость`
12.
`Невоспитанность`



С психологической точки зрения этот список представляет собой стереотип `образа врага`. В нем отображаются негативные общественные явления и личный жизненный опыт. Это события в Чечне, в религиозные и национально-освободительные мотивы которых никто уже не верит; криминальный (несправедливый) характер происхождения капитала преуспевающих слоев населения; высокая преступность в Москве; низкий уровень жизни большинства жителей столицы.

Следует отметить и наличие положительных оценок влияния миграционных процессов на культурный облик столицы. Однако, они оказались в меньшинстве. `Жизнь в Москве стала интереснее и разнообразнее` - так считают всего 5% участников опроса; и лишь 2% - заявили, что `характер взаимоотношений москвичей стал еще интернациональнее`. Цифры говорят сами за себя, поэтому можно утверждать, что сложившаяся за последнее время общественно-политическая и культурная ситуация в городе (культура межнациональных отношений, как часть политики и политика, как одна из составляющих культуры общественных отношений) не соответствует идеалам и представлениям молодых о том, какой быть Москве.

Из числа опрошенных 69% не испытывают проблем межнационального общения. Однако, следует учитывать и ответы тех респондентов, кто испытывает дискомфорт от общения с людьми другой национальности. Таких оказалось 21%. Среди них: 27% - евреев, 22% - русские, 17% - татар, 6% - украинцев. На самом деле можно предположить, что напряженность межнациональных отношений в столице провоцируется не столько противостоянием различных этнических групп населения города типа `русский-грузин`, сколько противостоянием `коренного населения` и приезжих, мигрантов.

Одним из основных составляющих компонентов социализации в условиях многонационального региона является процесс формирования национального самосознания и национальной терпимости.

Влияние национальных объединений, обществ, автономий на улучшение межнациональных отношений в городе, по оценкам массового сознания, пока не достаточно заметно. По данным исследований ИСПИ РАН,44 оценивают их влияние как значимое лишь 2% опрошенных. Еще 16% респондентов полагают, что, если они и влияют на снятие напряженности в межнациональных отношениях, то в незначительной мере.

Более трети (34%) опрошенных считают, что вклад этих организаций в дело гармонизации отношений равен нулю, а около половины (47%) затруднились ответить на вопрос.

Влияет ли работа национальных обществ на улучшение межнациональных отношений в городе

Среднее по массиву
Национальные группы

Русские
Украинцы
Татары
Евреи

В значительной мере
2
2
0
12
0

В незначительной мере
16
14
19
36
30

Не влияет
34
35
31
16
25

Затрудняюсь ответить
48
49
50
36
45



Непонимание и недооценка единства многонациональной культуры и патриотичности ее содержания не только на городском, но и на общегосударственном уровне, `работает` не на сближение национальных культур, на их взаимопроникновение, на единение общества, являющееся уже много столетий основой России как многонациональной великой державы, а на разъединение, постепенное разрушение государственности.

Следует вспомнить, что понятие `национальность` в России было введено относительно недавно - после Октябрьской революции. Ранее, а это в течение столетий, определяющим являлось вероисповедание. И понятно, Церковь и государство объединены, религия играла ведущую роль почти во всех сферах общественной жизни; культуре, искусстве, науке, образовании и воспитании. Именно на основе религиозных канонов исторически складывается основной стереотип поведения, который мы называем `национальным менталитетом`. Конечно, под влиянием глобальных экономико-политических катаклизмов он меняется, но корни остаются, и подчас проявляется на уровне подсознания. На вопрос; `Как Вы относитесь к людям другого вероисповедания?` - ответы распределились таким образом; отрицательное отношение характерно для 72% евреев, 35% украинцев, 33% русских, 33% татар, 10% белорусов.

Религиозные традиции `российских мусульман`, `российских евреев`, `российских украинцев`, `российских белорусов`, представителей других национальностей в результате вековой ассимиляции плавно вписались в православную культуру мегаполиса, которая в настоящий момент пока еще представляет собой единое целое.

За последнее десятилетие многие москвичи впервые открыли для себя бесконечный мир религии - источника культуры и ее составной части.

Почти в каждом муниципальном округе строятся или реставрируются помещения, принадлежащие церкви, мечети, синагоге или новым миссиям. Возрождаются традиции `православного сестричества`. Открыты православные, мусульманские, иудейские школы. Закон ` О свободе совести и религиозных объединениях` (1997) позволяет каждому гражданину исповедовать любую религию. Что выбирают жители столицы?

Со времени отказа государства от проведения атеистической политики ориентация на религиозные ценности стала массовой. По данным Минюста РФ численность зарегистрированных религиозных организаций увеличилась с 4846 (в 1992) по 17427 (в 2000).

Основной сферой деятельности конфессий респонденты видят воспитание и культуру: повышение нравственности, сохранение национальных традиций, помощь в преодолении жизненных трудностей. Это закономерно, так как с 1917 года церковь отделена от государства.

`Религиозный бум` продолжался примерно до 1992 г. На настоящий момент положение стабилизировалось. В общем, уровень доверия к церкви сохранился, но наметился его спад. В 1995 году - 33%, а в 2000 г. - 28%.45 Большинство опрошенных (49%) считают себя православными. 27% называют себя неверующими. Далее - те, кто верят в сверхъестественные силы, но не принадлежат ни к какой конфессии - 13%. Мусульман - 9% ответивших.46 Другие конфессии - 2%.

Уровень религиозности населения (по самооценке)

1993
1995
1996
1997
1998
2000

Неверующие
54
32
33
30
24
27

Православные
26
46
48
51
55
49

Мусульмане
7
7
7
7
7
9

Другие конфессии
2
2
1
1
1
2

Верят в сверхъестественные силы, ни к одной конфессии не принадлежат
11
13
11
11
13
13



Большую часть считающих себя верующими, таковыми считать нельзя. Только 24% из них всегда соблюдают религиозные предписания, а 34% - посещают богослужения. Вероятно, что полученные результаты по самоидентификации респондентов - это только ориентация на православные мировоззренческие и культурные ценности. Среди православных регулярно посещают богослужения - 20% респондентов. Среди мусульман - 52%. Приверженцы ислама более негативно, чем православные, относятся к браку между людьми разных вероисповеданий - 55% ответов участников опроса `Религия в современном обществе`.47 В целом среди верующих противников межнациональных браков - 37%. Самыми демократичными в этом смысле являются неверующие и атеисты: 6 и 3% соответственно. Эти цифры можно рассматривать как показатель веротерпимости.

Социальный портрет типичного нерелигиозного москвича: мужчина средних лет с высшим образованием, инженерно-технический работник.

Проведенные в 2000 году исследования показывают снижение численности православно ориентированного населения и рост количества приверженцев других вероисповеданий, а также неверующих. С одной стороны причиной такого явления стала демографическая ситуация в стране, а с другой - чрезвычайно глубокие противоречия между православной моралью, основанной на заповедях не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, и т.д. и социально-политическими реалиями жизни. Как показывает практика сегодняшнего дня, достичь успеха в бизнесе или профессиональной деятельности, руководствуясь такими правилами - весьма затруднительно. Поэтому социальный портрет типичного верующего москвича: женщина со средним специальным образованием старше 55 лет.

Высок уровень религиозности среди молодежи в группе 16-17 летних. Он составляет 64%, что более чем в 1,5 раз превышает средний уровень по стране. Исследования показывают, что чем старше возраст и выше уровень образования, тем степень религиозности ниже48, но пенсионеры составляют исключение.

Последователями нетрадиционных форм религии, мистических верований и суеверий, в основном являются женщины до 30 лет со средним образованием. Их количество увеличивается в среде научных сотрудников, медицинских работников, студентов и школьников. Проблемы личной неустроенности и невостребованности молодежи в обществе наряду со снижением общекультурного уровня создают широкий простор для деятельности мошенников под маской благочестия. Благодаря публикациям в прессе большинство опрошенных молодых москвичей знакомы с деятельностью сект и дают ей `отрицательную` и `скорее отрицательную, чем положительную` оценку. Наибольшей непримиримостью к сектам из опрошенных москвичей отличились евреи и татары. Среди них нет или почти нет колеблющихся. Сплоченность их рядов вызывает уважение.

Представители славянских народов - русские, белорусы, украинцы более терпимы в этом вопросе, что вызывает тревогу, так как зло, которое несут секты - неоспоримо. Такие взгляды являются доказательством отсутствия целеустремленности и гражданской позиции.

Численность мусульманского населения в столице увеличивается. Исходя из темпов миграции населения с южных окраин, учитывая традиции многоженства и многодетности в их семьях, а также тейповый уклад жизни и устойчивую депопуляцию коренного населения средней полосы России, можно сделать вывод, что прирост населения в Москве происходит сегодня и будет осуществляться в ближайшие 10-15 лет за счет мусульманской части.

Одним из методов противодействия натиску экстремистских сил, исламского фундаметализма, защитой традиционных культурных ценностей, является поддержка православия. Православные основы мировоззрения населения сохраняются и развиваются усилиями РПЦ, православной общественности. По данным опроса среди респондентов православного вероисповедания есть представители всех титульных национальностей: русские, татары, евреи, украинцы, белорусы, представители других народов.49

Это является свидетельством объединяющей силы православной религии, ее общечеловеческих морально нравственных и культурных ценностей.

Распределение ответов на вопрос:
`Если Вы верующий, то к какой религии Вы себя относите?`

Национальность

Русские
Украинцы
Белорусы
Татары
Евреи
Другие нац.

Православный 95
82
88
61
40
33

Мусульманин 1
18
-
33
-
33

Католик 1
-
12
-
-
33

Иудей 1
-
-
-
56
-

Другое 2
-
-
6
4
1



Религиозные и межконфессиональные разногласия используются в политике, борьбе за власть. Рост конфессионального разнообразия может оказывать негативное влияние на процесс консолидации общества и политическую стабильность. Если православно ориентированные политики, как правило, привержены идее державности, самобытности социально-политического, культурного и духовного развития России и опоры на собственные силы, то `протестанты` ориентируются больше на общедемократические нормы и западный вариант организации общества, связывают будущее страны с включением ее в общемировое политическое, экономическое, культурное пространство.

Приверженцы различных христианских конфессий пытаются наладить сотрудничество друг с другом. В некоторых регионах страны действуют межконфессиональные `круглые столы`. Журнал `Истина и жизнь` католической Апостольской администратуры в Москве преобразован в экуменическое издание. На прошедших по инициативе РПЦ меж конфессиональных конференциях в Москве (1994) и Минске (1996) с участием глав и представителей христианских церквей и объединений России, других стран СНГ и Балтии говорилось о призвании христианских общин быть силой примиряющей и объединяющей, о недопустимости крайней политизации религиозных объединений. Постоянно действует Христианский межконфессиональный координационный комитет. 50

С террористических взрывов, прогремевших в США 11 сентября 2001 года, для западной цивилизации наступил момент переоценки ценностей.

Проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) экспресс - опрос показал причины трагедии в Нью-Йорке и других городах Америки с точки зрения населения России и отношение к ситуации наших сограждан: 51

Что двигало теми, кто совершал чудовищные
теракты в США?
(можно выбрать несколько вариантов ответов)

Зависть к богатым, экономически развитым странам
13

Религиозный фанатизм
45

Ненависть к США
45

Неприятие современной цивилизации
9

Чувство мести за бомбардировки и преследования
29

Безумие
26



Как правило, ненависть и месть неразрывны между собой. Сгруппировав ответы п.п. 3 и 5, получаем, что 74% опрошенных так или иначе, усматривают первопричину терактов в действиях Правительства США. С россиянами согласны простые граждане Америки, 65% которых считают, что события 11 сентября являются следствием ни с кем не согласованной американской политики интервенции в мире, особенно на Ближнем Востоке.52 Второй основной причиной назван религиозный фанатизм. Так думают 45% респондентов.

Москвичи сами неоднократно выступали в качестве жертв терроризма, сочувствуют жертвам, их семьям в Америке и желают, чтобы США достойно вышли из создавшегося положения еще раз показав всему миру свою приверженность к демократическим, общечеловеческим ценностям. 87% респондентов опроса ВЦИОМа считают, что `в нынешней ситуации американцы должны проявить мудрость, а не силу`.

Несомненно, что виновники террористических акций, где бы они ни происходили, должны быть наказаны по заслугам. Если методы и средства борьбы не будут адресными, то очень вероятно, что мировое сообщество разделится на поддерживающих и осуждающих действия Соединенных Штатов и их союзников.

Гибель тысяч людей в американских городах из-за взрывов заставляет по-иному взглянуть не только на ситуацию на Кавказе, центральной и средней Азии, но и на недовольство 57% опрошенных москвичей, исповедующих ислам, соблюдением закона о свободе совести. Важно соблюдать объективность, а это и есть самое трудное в общественных науках.

Высказывания мусульманских лидеров, события в Чечне, опубликованная карта соединенных штатов ислама, методы борьбы с `неверными`, документальные кадры, которые ужасают людей с `железными` нервами, приводят к выводу об экстремистских и сепаратистских настроениях в некоторых мусульманских кругах России.

Складывающаяся ситуация опасна для всех здравомыслящих россиян, но особенно для самих мусульман, так как создает неприязнь к ним многих сограждан. Антигосударственная деятельность, откуда бы она ни исходила, должна незамедлительно получать негативную оценку населения и решительную ответную реакцию властей.

Актуальность `мусульманского фактора` в Москве обостряется за счет заметно укрепляющихся позиций представителей национальностей, исповедующих ислам в российском, а, следовательно, и столичном бизнесе, особенно в добыче и реализации нефти, банковском и торговом капитале.

По инициативе лидеров мусульманских общин РФ при поддержке федерального и городского Правительства в Москве готовится международная конференция `Ислам против террора`. Такие шаги властей безусловно положительно влияют на межнациональные, межконфессиональные отношения в стране и московском мегаполисе, но, к сожалению, пока еще не определяют их.

Москва - центр, вбирающий в себя последние достижения отечественной культуры, традиции и новаторство. Частью огромного культурного потенциала столицы является искусство, основанное на взаимосвязях различных национальностей, народностей, этнических групп. Интерес к возрождению национальных культур - яркая примета времени, когда именно по инициативе снизу идет активный процесс национального самосознания, культурной идентификации.

В Москве, помимо национальных объединений, обществ, ассоциаций, автономий, землячеств и центров - большое количество различных творческих коллективов, студий, библиотек, музеев, театров, опирающихся в своей деятельности на национальные истоки. На основе национальных объединений в Москве созданы самобытные художественные коллективы. Одним из приоритетных направлений в деятельности органов культуры города становится развитие и поддержание многонационального культурного сотрудничества. Проводятся фестивали, национальные праздники. Наиболее значимое место в этой работе всегда отводится народному творчеству, фольклору. Возможность людям разных национальностей, живущим в Москве, ощущать принадлежность к своему этносу, языку, традициям дает и организационная, методическая, и, конечно, материальная помощь со стороны различных властных структур, учреждений. Национальные организации проводят мероприятия культуры в крупнейших залах Москвы.

`Система государственного национального образования в Москве - одна из наиболее инновационных и интересных в рамках реализации общемосковской программы `Столичное образование`. На сегодняшний день эта система, работающая под эгидой Комитета образования Москвы включает более 40 государственных учреждений национального образования, в числе которых школы, учебно-воспитательные комплексы, детские сады, культурно-образовательные центры: Весьма интересным и перспективным представляется опыт создания и работы в Москве государственной школы, в которой свой язык и культуру изучают дети двадцати национальностей`.53

Большое значение имеет начавшееся в столице возрождение национальных библиотек. Московские библиотеки проводят активную просветительскую работу, оказывая помощь национальным объединениям в подборе литературы, пособий, информации.

Заинтересованность национальными культурами проявляют и профессионалы в выставочной деятельности. Художники из различных регионов России, как профессионалы, так и любители, представляют свои работы в федеральных, городских и районных выставочных залах, проводятся семинары, круглые столы, творческие лаборатории по проблемам национальных культур.

В предстоящие годы особое место займут проекты, связанные с проведением Дней культуры Москвы в регионах России и городах зарубежных стран и Дни культуры регионов России и городов зарубежных стран в Москве. Регулярное проведение таких крупных акций в значительной степени активизирует международные и межрегиональные контакты Москвы не только в сфере культуры, но и в других областях экономической, политической и хозяйственной жизни.

В сложной демографической ситуации, в условиях многонационального мегаполиса, идеи толерантности, национальной терпимости, межнационального сотрудничества - `культуры мира` особенно актуальны. В Москве - городе исторически сложившихся традиций, центре международной культуры, не должно быть места национальной замкнутости. В столице реализуется программа `Москва на пути к культуре мира`,54 осуществляется комплекс различных видов деятельности по воспитанию населения столицы в духе мира, соблюдения прав человека, демократии, а также в интересах укрепления согласия и взаимопонимания в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, создания поликультурного московского сообщества.

Разрешение проблем межнациональных отношений, достижение межнациональной консолидации через более полное удовлетворение интересов национальных групп населения города без четких представлений о приоритетах задач, требующих безотлагательного решения в масштабах города, без четко сформулированной концепции национальной политики, определяющей повседневную практику Правительства Москвы, невозможно. Отсутствует необходимый опыт разработки такого рода программ для масштабов города в отечественной практике. Изучению этнических процессов в крупных городах посвящено большое количество исследований за рубежом. Однако, данные этих исследований, отражая иные исторические и социальные условия, плохо сопоставимы с отечественными реалиями формирования и современного состояния этнических групп, особенностями межэтнического взаимодействия в многонациональных городах. 55

Оптимизация межэтнических проблем должна исходить, прежде всего, из уже сформировавшихся на сегодняшний день этнополитических реалий жизни города. Отсутствие информационной базы, позволяющей оценить специфику этих реалий, является второй, по порядку упоминания, но не по важности трудностью при создании такой концепции.

Необходимо создание `этнического` портрета Москвы во всем многообразии аспектов этого среза жизни города - характеристики этнического состава населения; его динамика по показателям: пол, возраст, образование, род занятий, прокреативное поведение, рождаемость, смертность, специфика репродуктивного поведения; миграционные настроения; национальное самочувствие; специфика этнического самосознания; формы и механизмы этнической самоидентификации; факторы городской среды, влияющие на этническое самосознание и самоидентификацию; этноречевое поведение и др.

Следует принять во внимание выводы ряда исследователей о том, что будущие возможные конфликты станут порождением культурно-религиозных факторов, а не экономических или идеологических. Глобальное противостояние культур, если таковое получит распространение, будет самым глубинным и трудно преодолимым. Опасность такая есть. Об этом свидетельствуют трагические события последних месяцев в США, Афганистане, Пакистане.

Известно, что подлинные социальные революции происходят не на баррикадах, а в душах и сознании. Ценностные ориентации объединяют людей разных национальностей в социальном пространстве. К сожалению, многие сегодня надеются только на себя, на свою семью и своих близких, разуверившись в заботе о них государства. Либеральные идеи были скомпрометированы в последние годы ростом негативных явлений, снижением уровня жизни, колоссальным несоответствием того, что декларировали либеральные идеологи начала 90-х годов с политическими, экономическими, социокультурными реалиями конца 90-х годов XX - начала XXI века. Это относится и к обострению межнациональных, межконфессиональных отношений в мире, России и в ее столице - Москве. Большинство концепций модернизации российского общества и российской культуры лежит в рамках так называемого `догоняющего` развития и соответствующей концепции модернизации. Однако сегодня ряд политологов, философов и социологов подвергли концепцию и практику `догоняющей модернизации` резкой критике, отмечая следующие пять недостатков подобной модернизации: утрату своей традиционной культуры без обретения новой, современной, неравенство в развитии городов и регионов, интеллектуальную деградацию общества, увеличение разрыва между догоняющими и развитыми странами, огромные трудности и жертвы, которые приходится приносить на алтарь модернизации. Большинство авторов, исследующих реформы, приходят к выводу, что необходимо учитывать особенности и природу социокультурных процессов в России, ее национальные традиции и своеобразие. Распались объективно значимые системы стратификации, пропали принудительно-обязательные образы жизни, место национальных традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в социальных отношениях господствует постмодернистский произвол. Социальные изменения получают в том числе национально-культурную мотивацию. Все эти явления свидетельствуют о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития. `Кодируя`, `драматизируя` свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности. Там, где раньше было `общество`... стала `культура`.

Кажущиеся сегодня трагедией, фатальным продвижением России к пропасти, падение производства, развал экономики, кризис культуры, утрата `цивилизационных ценностей` на самом деле есть лишь шанс и путь к спасению, щедро и мудро предложенный Историей России и, в ее лице, человечеству в целом на рубеже тысячелетий, на изломе истории. Столетний тупиковый период технократической эйфории закончился. Начался новый век, новое тысячелетие - новая точка отсчета. В новом мире, новом времени нет времени индустриальным монстрам, уничтожающим все живое, нет безжалостной эксплуатации недр и поверхности земли, уничтожению живой природы, изжили себя бесчисленные армии и бесконечное множество мощнейшей наземной и водной военной техники, варварские по отношению к природе методы ведения сельского хозяйства, отравление воздуха, воды и земли во имя человеческой гордыни, ненасытности и болезненных амбиций. Ныне `вперед` - означает `назад`, к восстановлению гармонии человека и природы - Земли, Вселенной, микро- и макрокосмоса. От разрушения - к созиданию, от уничтожения - к оздоровлению, от ненависти - к любви, от всеобщей, казалось, неизбежной гибели - к возрождению и продолжению жизни. От `конца света` к его началу. Технократы вынужденно передают историческую эстафету гуманистам.

Российские политики, ученые в последние годы заняты тщетными поисками национальной идеи. Одни всерьез озабочены ее отсутствием, другие, в угоду конъюнктуре, создают видимость поисков чего-то `этакого`, новенького, оригинального, невиданного и заумного.

Но национальная идея существует объективно изначально и навсегда, по крайней мере до тех пор, пока существует сама нация. Это борьба за самосохранение нации, развитие нации, совершенствование нации, численное и территориальное расширение нации, сохранение и укрепление духовного и физического здоровья нации. Национальная идея есть основной инстинкт нации, нацеленный на продолжение жизни во всех ее проявлениях.

И неприметный лишь для ненаблюдательных ход событий в России последних лет - яркое свидетельство торжества основного инстинкта - национальной идеи. Россия возрождается и возрождается на качественно новом уровне. Происходит саморегуляция функционирования общественных, экономических, политических и иных, национальных и межнациональных процессов в стране.

Док. 143435
Опублик.: 17.05.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``