В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ Назад
ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ
Прекращение государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность стало одним из важнейших событий в экономической жизни современной России.

В короткий срок наряду с федеральными министерствами и ведомствами участниками внешнеэкономической деятельности стали тысячи хозяйствующих субъектов. Стремительное расширение внешних связей проходило на фоне отсутствия практического опыта у подавляющего большинства участников этого процесса. В этих условиях перед Правительством Москвы встала задача сформировать такую сбалансированную систему, которая бы обеспечила участникам внешнеэкономической деятельности не только благоприятные условия для реализации своих возможностей, но и надежную организационно-правовую основу для их функционирования в этой области.

Понимая, что либерализация внешнеэкономической деятельности открывает новые возможности для повышения жизненного уровня москвичей, и учитывая важность этого направления, руководством города было принято решение о централизованной координации развития внешнеэкономических связей столицы. В рамках такого подхода в области внешних связей Москвы решаются следующие задачи:

- формирование и осуществление концепции внешних экономических связей города Москвы;

- обеспечение формирования и расходования валютного фонда города Москвы, совершенствование механизма его функционирования. Обеспечение контроля за рациональным использованием средств фонда;

- привлечение иностранных инвестиций и кредитов для осуществления важных городских программ и проектов;

- развитие торгово-экономического сотрудничества;

- развитие гостиничного хозяйства;

- координация деятельности городских структур и регулирование деятельности предприятий в сфере игорного бизнеса;

- обеспечение экономической безопасности внешних связей Правительства Москвы;

- участие в осуществлении законотворческой деятельности в области внешнеэкономических связей;

- участие в создании и координация деятельности торговых домов Москвы за рубежом и деловых центров зарубежных стран в Москве.

Сотрудничество с зарубежными странами, регионами и городами, с иностранными деловыми кругами и реализация совместных коммерческих проектов способствует расширению доходной базы городского бюджета, помогает реализации социальных программ, содействует созданию новых рабочих мест.

Правительством Москвы заключено 10 соглашений о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве с иностранными государствами и организациями. Заключены договоры, соглашения, протоколы и меморандумы о сотрудничестве с 40 городами зарубежных стран. Всего поддерживаются на регулярной основе контакты с 62 зарубежными городами. Эти связи дают возможность обращаться к международной практике управления городским хозяйством и адаптировать ее к московским условиям. Это становится особенно важным в рамках концепции превращения Москвы в XXI веке из промышленного в международный туристский, торговый и финансовый центр, а также центр высоких технологий.

Учитывая значительное отставание федерального законодательства в формировании правовой базы развития внешнеэкономических связей, Правительством Москвы был разработан и принят целый ряд нормативных документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью. При разработке документов использовался опыт ведущих мировых компаний.

Результатом этой большой и кропотливой работы стало формирование в Москве благоприятного инвестиционного климата.

Несмотря на политическую и экономическую нестабильность в России, объем иностранных инвестиций в Москву за последние три года составил более 14 млрд. долларов. Из общего объема иностранных инвестиций в Россию от 30 до 40% приходится на Москву.

В структуре иностранных инвестиций высока доля портфельных инвестиций - 44%. Еще примерно 40% составляют полученные кредиты, остальные 10% - прямые иностранные инвестиции.

Благоприятная экономическая среда, твердые гарантии защиты позволяют осуществлять в Москве реальные проекты.

Особо следует остановиться на проекте строительства Московского международного делового центра `Москва-Сити`. Этот проект стал итогом длительной дискуссии в обществе по вопросу будущего облика города, результатом которой было признание того факта, что Москва, как ни один другой современный город мира, не может жить без концентрированной деловой зоны. В рамках данного проекта будет построено 2,5 млн. кв. м площадей различного назначения с автономной инфраструктурой, с удобными подъездными дорогами. Рядом пройдет Третье транспортное кольцо. Будет построено мини-метро от Киевского вокзала, которое соединит непосредственно ММДЦ `Москва-Сити` со станцией метро `Александровский сад`.

В дальнейшем войдет в строй скоростная дорога до аэропорта `Шереметьево`. В ММДЦ `Москва-Сити` будет создано более 300 тыс. новых рабочих мест. В настоящее время завершается строительство офисно-делового комплекса на набережной Т. Шевченко, идет строительство 1-й очереди центрального ядра ММДЦ, ведутся проектные работы по прокладке линии мини-метро, разрабатывается ТЭО строительства скоростной транспортной системы ММДЦ `Москва-Сити` - аэропорт `Шереметьево-2`. Ведется строительство подэстакадного пространства Третьего транспортного кольца на западном въезде в ММДЦ.

С целью повышения инвестиционной привлекательности города и в соответствии с рядом решений Правительства Москвы о стимулировании и поощрении инвесторов и участников проекта Московского международного делового центра `Москва-Сити` 12 июля 1999 г. принят Московской городской Думой Закон города Москвы `О территориальной единице с особым статусом - ММДЦ `Москва-Сити` (ТЕОС), которым предусматривается целый ряд налоговых и других форм стимулирования деятельности инвесторов, включая возможность продажи в экспериментальном порядке участков земли в частную собственность под реализованные проекты в границах ТЕОС.

Для создания комфортных условий иностранным инвестициям в экономику Москвы в дополнение к федеральным законодательным нормам применяются различные виды льгот по налогообложению (налоговое кредитование), арендным ставкам (за пользование земельными участками и недвижимостью), предоставляется особый статус отдельным территориальным единицам. В ряде случаев Департаменты Правительства Москвы и муниципальные предприятия становятся акционерами компаний, создаваемых совместно с зарубежными партнерами, по существу гарантируя этим шагом поддержку проекта. Практикуется предоставление кредиторам прямых гарантий (поручительств) города по особо крупным займам.

За счет заемных средств, привлеченных под гарантии города на международном рынке, осуществляется реконструкция городских больниц, строительство гостинично-делового центра на Новинском бульваре, оснащение современного торгового комплекса в здании Гостиного двора.

Внешнее финансирование позволило завершить работы по реконструкции Гостиного двора.

В декабре 1999 г. было закончено создание во внутридворовом пространстве (атриуме) Гостиного двора крытой городской площади, оснащенной всем необходимым современным оборудованием для проведения на ней массовых мероприятий. Со шведской корпорацией `Эрикссон`, выбранной на основе конкурса, было заключено соглашение о поставке для Гостиного двора на условиях товарного кредита современного оборудования связи и АСУ.

Начата работа по установлению партнерских отношений `Гостиного двора` с аналогичными зарубежными торгово-деловыми центрами для проведения на взаимной основе выставок-продаж, презентаций фирм, ярмарок и других коммерческих мероприятий. Интерес к такому сотрудничеству проявили крупнейшие торговые центры Лиссабона, Токио, Хельсинки и других столиц мира. Установлены контакты с Международным советом торговых центров, в члены которого уже вступил торговый комплекс `Охотный ряд` - еще один успешный проект, осуществленный Правительством Москвы.

В целях ускорения возврата средств, вложенных городом в реконструкцию Манежной площади, наращивания поступлений в бюджет города в виде налоговых и иных платежей от деятельности торгового комплекса `Охотный ряд` и обеспечения его дальнейшего оптимального развития был разработан комплекс мер, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 12.10.99 `О некоторых мерах по повышению инвестиционной привлекательности торгового комплекса `Охотный ряд`. Их реализация приведет к повышению уровня капитализации акционерного общества и экономической эффективности деятельности торгового комплекса за счет оптимизации структуры баланса, позволит досрочно погасить и реструктурировать долговые обязательства акционерного общества, в первую очередь, по привлеченному в период строительства комплекса кредиту.

В интересах привлечения внешних инвесторов и переоформления на них обязательств города по кредиту турецкого Эксимбанка, полученному для строительства гостинично-делового центра на Новинском бульваре, 31, принято решение о создании в указанном центре культурно-развлекательного комплекса.

С привлечением иностранных инвестиций запланирована реставрация и реконструкция уникального памятника архитектуры Петровский путевой дворец. Разрабатываются инвестиционные условия и ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Петровский путевой дворец предполагается использовать в качестве центра международного сотрудничества города Москвы и Дома приемов Мэрии.

При нашем участии банком `Москва-Сити` создано ОАО `Мосстройэнерго` - специализированная компания для реализации проекта по привлечению турецких компаний к производству строительных работ в городе Москве в обмен на поставки электроэнергии в Турцию.

С целью повышения качества информационного обеспечения работы с инвесторами подготовлено два издания иллюстрированного сборника `Московские инвестиционные проекты`.

Вопросам разъяснения политики Правительства Москвы в области инвестиционной деятельности уделялось постоянное внимание в ходе проведения встреч и переговоров Мэра, других руководителей города с зарубежными делегациями в Москве и при проведении Дней Москвы в Вене, Хельсинки, в Баварии, в период проведения выставок `Москва-Инвест-99` и `Реалтекс-99`, конференции `Москва - энергоэффективный город`, заседаний международного пресс-клуба журнала `Моя Москва` и других информационных мероприятий с участием иностранных партнеров.

В соответствии с решениями Правительства Москвы в интересах дальнейшего развития форм торгово-экономического сотрудничества Москвы с зарубежными странами в 1999 г. были открыты торговые дома Москвы в Испании и Израиле, проведена подготовительная работа по обмену недвижимостью между Мэриями Москвы и Софии в рамках открытия торгового дома Москвы в Софии, прорабатывались проекты открытия торговых домов Москвы в Греции, Германии, Китае. Созданные торговые дома в Испании и Израиле, а также в Финляндии уже проводят целенаправленную работу по продвижению на местные рынки продукции московских предприятий, реализации совместных инвестиционных проектов в строительстве и реконструкции объектов в Москве, в создании совместных производств. В Москве действуют зарубежные торговые дома Софии и Берлина, Японский деловой центр.

В области промышленной кооперации в 1999 г. была завершена сборка на Тушинском машиностроительном заводе совместно с английской фирмой `Метрокэб` 100 автомобилей-такси, из которых 70 поступили в таксомоторные парки города и 30 передаются в лизинг гостинично-туристским и транспортным организациям города. Для обслуживания автомобилей закуплено и установлено оборудование двух линий инструментального контроля.

В октябре 1999 г. состоялось открытие созданного немецкой фирмой `Ревико` и АМО `ЗИЛ` Нагатинского терминала в составе складских помещений площадью 18,7 тыс. кв. м., офисного здания и подъездных путей. По поручению Мэра подготовлена концепция дальнейшего развития Нагатинского терминала, включающая создание гостиничного комплекса, авторемонтной мастерской, площадки для отстоя грузовых автомобилей, контейнерной площадки, оптового рынка.

Перспективное направление работы - развитие индустрии досуга и развлечений. Согласно статистическим данным, США вкладывали в 1990 г. в эту отрасль приблизительно 1500 долларов на душу населения, а в России в тот же год - всего 60 центов. В последние годы в Москве на развитие индустрии отдыха вкладыва-ется порядка 12 долларов в год на каждого жителя. Налицо - положительная динамика роста инвестиций, однако серьезного перелома пока не произошло. Общеизвестно, что индустрия досуга относится к наиболее рентабельным видам бизнеса. Сейчас городские власти пытаются создать условия для притока крупных инвестиций в эту область.

С целью регулирования игорного бизнеса в городе специальной комиссией при Правительстве Москвы были рассмотрены вопросы соблюдения законности в этой сфере и деятельности по содержанию игорных заведений только на основании соответствующих лицензий. Имея в виду привлечение дополнительных финансовых средств в бюджет города Москвы, был разработан и 31 марта 1999 г. принят Закон города Москвы `О единых ставках налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории города Москвы`.

Особое внимание уделяется блоку вопросов, связанных с гостиничным хозяйством и туризмом. Туризм в Москве возрождается практически заново. Раньше иностранные туристы посещали прежде всего страну - Советский Союз. Самым распространенным был маршрут, когда туристы прилетали в Ленинград и проводили в нем 2-3 дня. Потом на автобусе отправлялись в Новгород, где отдыхали сутки. Затем осматривали Москву. Из столицы направлялись в города Золотого кольца России, а в заключение - визит в одну из республик бывшего СССР. По этому маршруту проходила половина всех иностранных туристов. Такое путешествие по Советскому Союзу тогда стоило в два с половиной раза дешевле, нежели шестидневное пребывание в Москве сегодня. Сейчас больше половины иностранных туристов приезжают в столицу и отсюда путешествуют по России. Основной поток внутреннего экскурсионного туризма также приходится на Москву. Чтобы полнее удовлетворить запросы российских и иностранных туристов, с учетом их финансовых возможностей, город нуждается в инвестициях практически во всех секторах туристского рынка. Основными из них являются: реновация существующей гостиничной базы, строительство сети недорогих трехзвездочных отелей, расширение сети апарт-отелей, создание первого в Москве конгресс-отеля на базе реконструированной гостиницы `Москва`. Из 170 московских гостиниц четырнадцать - муниципальные. В Москве всего 7 тыс. номеров в четырех- и пятизвездочных гостиницах.

Для достижения целей, поставленных Правительством Москвы перед гостиничным комплексом города, принимались меры по совершенствованию управления гостиничными предприятиями, улучшению их материально-технического оснащения с активным привлечением инвесторов к реконструкции и новому строительству предприятий комплекса.

В рамках программы перестройки системы управления сетью муниципальных гостиниц города продолжалось проведение акционирования и приватизации гостиничных объектов.

В 1999 г. были выпущены нормативные документы о преобразовании гостиниц `Москва`, `Останкино`, гостиничного комплекса `Пекин` в открытые акционерные общества с сохранением 100% акций в собственности города с тем, чтобы в дальнейшем осуществить их реконструкцию и модернизацию без привлечения бюджетных средств. По плану приватизации в 2000 г. намечается акционировать еще три муниципальные гостиницы.

Постоянное внимание уделялось повышению эффективности использования собственных ресурсов в муниципальных гостиницах города и гостиницах с долями города. В 1999 г. за счет собственных средств были произведены капитальный ремонт и переоснащение номерного фонда в гостиницах `Россия`, `Космос`, гостиничном комплексе `Украина`, по которым в сумме выполнены ремонтные работы, приобретено оборудования для переоснащения гостиниц на общую сумму 150 млн. руб., восстанавливалась материально-техническая база в муниципальных гостиницах `Алтай` и `Турист`.

В целом ситуация в гостиничном хозяйстве города в 1999 г. не только стабилизировалась, преодолев связанные с общим снижением деловой активности негативные тенденции, но и заметно улучшились финансовые результаты деятельности всего комплекса.

В 1999 г. осуществлялся подбор инвесторов для финансирования проектов реконструкции гостиниц `Россия`, `Украина`, `Пекин`, `Будапешт`, `Москва`, требующих значительных капиталовложений. На основе проведенного в 1999 г. конкурса был определен инвестор для сноса существующего здания гостиницы `Интурист` и строительства на ее месте нового отеля класса `5 звезд`.

Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы развития гостинично-туристского комплекса города.

В 1999 г. внесен на рассмотрение городской Думы проект Закона `О туристской деятельности в городе Москве`, в котором туризм признан приоритетным видом деятельности, начата разработка проекта Закона города Москвы о гостиничной деятельности.

С целью продвижения гостинично-туристских предприятий города на международный рынок в 1999 г. было обеспечено их участие на крупнейших международных туристских выставках и ярмарках в Лондоне, Стокгольме, Таллинне, Мадриде, Берлине, Праге. Результатом проводимых мероприятий явился имевший место во второй половине 1999 г. рост числа посетивших Москву иностранных туристов.

В 1999 г. гостиничный комплекс Москвы обеспечил высокий уровень обслуживания проведенных в городе таких масштабных мероприятий мирового уровня, как финальный матч Кубка УЕФА, международный форум ЮНЕСКО `За культуру мира в третьем тысячелетии`, празднование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина.

Учитывая огромный экспортный потенциал московских предприятий, который, по некоторым оценкам, используется не более чем на 15%, проводилась работа по координации внешнеэкономических связей столичных предприятий и фирм. Московским и российским предприятиям оказываются консультационные и информационные услуги, через российские торговые представительства за рубежом ведется поиск иностранных партнеров и исследуются рынки сбыта продукции. Российским и иностранным фирмам оказывается содействие в вопросах экономической безопасности. Ведется активное сотрудничество более чем с 50 иностранными торговыми представительствами в Москве и российскими за рубежом. В Москве ежегодно проводится более 100 международных выставок и ярмарок, в большинстве из которых принимают участие московские предприятия при поддержке Правительства Москвы.

Постоянно проводится работа по обеспечению экономической безопасности внешних связей. В 1999 г. проверено 187 иностранных фирм и российских предприятий и организаций, обращавшихся в подразделения Правительства Москвы с различного рода предложениями о сотрудничестве. По восемнадцати из них сделаны выводы о нецелесообразности развития с ними контактов.

На 2000 год и среднесрочную перспективу перед гостинично-туристическим комплексом стоят не менее масштабные задачи: планируется осуществить работы по созданию второй очереди центрального ядра и инженерно-транспортной инфраструктуры Московского международного делового центра (ММДЦ) `Москва-Сити`, начать строительство линий мини-метро и завершить проектирование трассы скоростной транспортной системы от ММДЦ `Москва-Сити` до аэропорта `Внуково`.

В 2000 г. будут завершены отделочные работы в офисно-деловом комплексе на набережной Тараса Шевченко `Башня-2000`, входящем составной частью в проект ММДЦ `Москва-Сити`, начнется строительство досугового центра `Аквапарк` на территории ММДЦ `Москва-Сити` (требуемый объем инвестиций - около 80 млн. долларов США).

В текущем году будет завершено строительство объектов комплекса `Старый Гостиный двор` с созданием археологического выставочного комплекса. Будет продолжено строительство второй очереди гостинично-делового центра на Новинском бульваре. Завершатся подготовительные работы по реставрации памятника архитектуры и градостроительства Петровский путевой дворец и начнутся общестроительные работы по реконструкции дворца.

В ближайших планах - строительство торгово-развлекательного центра на площади Курского вокзала (требуемый объем инвести-ций - около 150 млн. долларов США), начало реконструкции Центрального рынка на Цветном бульваре (требуемый объем инвестиций - около 30 млн. долларов США) и реализации проекта строительства новой гостиницы категории `5 звезд` на месте гостиницы `Интурист` после ее сноса. Общий объем инвестиций - 130 млн. долл. США.

Будет продолжена работа по привлечению финансовых средств для реализации инвестиционных проектов реконструкции гостиниц `Москва` - в объеме 240 млн. долл. США, `Украина` - 200 млн. долл. США, `Будапешт` - 100 млн. долл. США, `Пекин` - 200 млн. долл. США, `Останкино` - до 45 млн. долл. США.

В 2000 г. будет продолжена работа по повышению уровня доходов городского бюджета, поступающих от гостинично-туристского комплекса. Для этого планируется осуществить:

- мероприятия рекламно-информационной поддержки предприятий отрасли, включая участие в международных выставках с финансированием со стороны Правительства Москвы;

- переподготовку и повышение квалификации кадров гостиниц на базе Городского учебного центра переподготовки и повышения квалификации специалистов гостинично-туристского комплекса и профильных учреждений отрасли в объеме не менее 20% от числа работников отрасли. Преобразовать Высшую школу по туризму и гостиничному хозяйству в Московскую Академию туристского и гостинично-ресторанного бизнеса;

- восстановление и возврат в оборот номерного фонда гостиниц, высвобожденного от проживания беженцев, за счет средств гостиничных предприятий, направляемых на эти цели и освобождаемых от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет города Москвы.

С целью повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий города и качества предоставляемых услуг, прежде всего, необходимо обеспечить создание на территории города гостиничных сетей разной категории классности, а также приступить к реализации проекта тренинговой гостиницы.

Для удовлетворения спроса на гостиницы различных ценовых категорий, особенно со стороны молодежи, мы намерены начать работу по привлечению инвесторов для реализации программ строительства малых гостиниц, используя в том числе материально-техническую базу общежитий, техникумов и профтехучилищ.

Кроме того, намерены разработать программу переоборудования бывших студенческих общежитий под гостиницы для студентов (хостели).

В рамках реализации программы приватизации государственного имущества города Москвы решено обеспечить преобразование в открытые акционерные общества гостиницы `Восход`, `Ленинградская`, `Волга`.

С целью дальнейшего развития туристской отрасли продолжить реализацию глобальной цели, направленной на увеличение потока иностранных и российских туристов, прибывающих в Москву, с выходом на уровень 1,5 миллиона гостей в 2000 г., и увеличение поступлений в городской бюджет не менее 4,8%;

- для решения задач опережающего развития отрасли сформировать целевой бюджетный фонд развития гостинично-туристского хозяйства с лимитом доходов и расходов в объеме 1 миллион долларов США, используя в качестве источника средства, предусмотренные на соответствующие цели в валютном фонде 2000 г.;

- осуществить программу информационно-рекламной и выставочной деятельности, предусматривающей участие туристских предприятий и музеев города на международных туристских выставках в рамках единого коллективного стенда города Москвы, выпуск полиграфической и рекламно-информационной продукции и ее распространение в крупнейших тематических российских и зарубежных изданиях и телепрограммах, а также различных сувениров;

- организовать участие российских и зарубежных туристов в основных мероприятиях по встрече третьего тысячелетия, проходящих в городе Москве в течение 2000 г.;

- создать систему добровольного страхования ответственности турагентств и туроператоров перед своими клиентами в аккредитованных страховых компаниях с целью повышения ответственности поставщиков турпродуктов и тур-услуг, а также исключения массовых нарушений прав туристов из практики туристской деятельности;

- приступить к выполнению второго этапа комплексной концепции развития туристско-рекреационной зоны `Золотое кольцо Москвы`, основным результатом которого будет разработка бизнес-плана, определяющего порядок комплексной реорганизации городской среды в историческом центре Москвы, в пределах кольца, проходящего через Красную площадь, Кремль, Манеж, Боровицкую площадь, Пушкинский музей, Храм Христа Спасителя, памятник Петру I, Третьяковскую галерею, Китай-город, Политехнический музей, Лубянскую и Театральную площади, выделив на данные цели из городских источников до 10 млн. рублей.

В столице работают 35 тыс. компаний с иностранным капиталом. Здесь на постоянной основе находятся 350 тыс. человек из дальнего зарубежья. В Москве функционируют 66 совместных предприятий, из них 2 - с участием города. Внешнеторговый оборот столицы за 1999 г. составил 10 млрд. 405 млн. долларов США.

Среди успешных крупных проектов с участием иностранного капитала можно назвать в области промышленности - строительство заводов компаний `Кока-Кола` и `Эфес Пилзнер`, в области недвижимости - создание Японского бизнес-центра на Саввинской набережной, делового комплекса компании Мосэнка `Красные холмы`, реконструкцию гостиниц `Националь`, `Метрополь` и `Балчуг`, в области торговли - создание гипермаркетов `Рамстор` и торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади.

Имея в виду привлечение дополнительных инвестиций на реализацию городских проектов, совместно с Московским аукционным домом проведен конкурс инвесторов на продажу принадлежащих Правительству Москвы акций в ОАО `Каменный мост` (5 млн. долл.) и в гостинице `Белград` на сумму 17 млн. долларов с обязательством инвестора вложить средства в реконструкцию гостиницы.

Если в 1998 г. поступления в бюджет города от всего гостиничного

хозяйства составили 1 млрд. рублей, то в 1999 г. только от муниципальных гостиниц и гостиниц с долей города они составили около 1,2 млрд. В целом поступления в бюджет от гостиничного хозяйства города в отчетном году составили порядка 1,9 млрд. рублей.

Док. 143429
Опублик.: 17.05.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``