В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГОРОДСКИЕ, ОКРУЖНЫЕ И РАЙОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОЦЕНКАХ МОСКВИЧЕЙ Назад
ГОРОДСКИЕ, ОКРУЖНЫЕ И РАЙОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОЦЕНКАХ МОСКВИЧЕЙ
Работа выполнена Центром социологии региональных и национальных отношений
Института социально-политических исследований РАН по заказу Комитета по телекоммуникациям
и средствам массовой информации Правительства Москвы

Научный руководитель: член-корр. РАН Иванов В.Н.
Ответственные исполнители:
к.ф.н. Ладодо И.В., к.ф.н. Яковлев С.Д., к.ф.-м.н. Козина А.В.
Научно-вспомогательная работа: Радченко А.А.

Социологический опрос жителей столицы, проведенный сотрудниками Центра социологии региональных и национальных отношений ИСПИ РАН в ноябре - декабре 2001г., был посвящен выяснению мнений москвичей о деятельности московских средств массовых информации, в том числе городских, окружных и районных газет, московских телевизионных каналов.

Поскольку эффективность СМИ определяется, в числе прочих, такими факторами, как размер их аудитории (регулярной и нерегулярной), степень доверия к предлагаемой СМИ информации, профессионализм занятых в деятельности журналистов и т.д., в ходе опроса выяснялись частота обращения к различным источникам информации - периодическим изданиям, отдельным телевизионным каналам, предпочтения в использовании различных каналов информации о проблемах жизни Москвы и деятельности властей всех уровней по их разрешению.

Как показали данные опроса, информационные возможности московских средств массовой информации в освещении этих вопросов, несомненно, определяются широтой спектра используемых москвичами каналов информации и активностью обращения к этим каналам жителей города.

Проблемам московской жизни, подходам и способам к их решению, посвящена информация таких московских газет как Московский комсомолец (тираж 2093000), Московская правда (тираж 432000), Вечерняя Москва (тираж , газеты Вечерний клуб и Тверская, 13. По данным Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации, в Москве также выходят 11 окружных и более 130 районных газет .

Москвичи имеют возможности приема передач Центральных общероссийских (ОРТ, РТР) телевизионных каналов, передач НТВ, ТВ 6 и др., а также московских телевизионных каналов Столица, М1, ТВЦ и передач студий районных кабельных ТВ.

Исходя из данных опроса, можно предположить, что активность москвичей в использовании информации по `московской тематике` в значимой мере может определяться самой спецификой жизни мегаполиса, осложняющей повседневное бытие москвичей (см. табл.1).

Таблица 1

Проблемы повседневной жизни москвичей
(в % от числа опрошенных)

- рост преступности
55

- дороговизна жизни
44

- расслоение общества на богатых и бедных
11

- обилие приезжих
30

- неподготовленность города к зиме
4

- грязь на улицах, экология
13

- опасность террористических актов
23

- межнациональные отношения в городе
20

- другое
12


Как и в предыдущие годы, в первую пятерку острых проблем входят - рост преступности (55%), дороговизна жизни (44%), обилие приезжих (30%), опасность террористических актов (23%), сложность межнациональных отношений в городе (20% общего числа респондентов).

Данные опроса говорят о том, что первое и второе место в совокупности предпочитаемых источников информации, используемых в тех случаях, когда речь идет о проблемах жизни Москвы, возможности и путях их решения, занимают (см. табл.2) телевидение (88%) и московские газеты (46% опрошенных).

Таблица 2

Предпочитаемые источники информации о проблемах
жизни Москвы и путях их решения
(в % от числа опрошенных)

Среднее по массиву
Пол
Возраст
Образование

муж.
жен.
До 30
30-50
Ст.

50
Неп. средн.
Средн.
Высш.

- телевидение
88
86
89
82
92
89
88
90
89

- московские газеты
46
52
42
38
47
51
38
48
48

- окружные и районные газеты
15
16
15
11
13
20
6
17
15

- беседы в семье, с друзьями
18
15
20
20
19
15
6
10
20

- радиопередачи
17
20
15
18
16
17
31
24
13

- проблемами жизни Москвы не интересуюсь
3
5
3
7
1
2
6
2
3


Окружные и районные газеты, радио служат источником сведений о жизни Москвы для 15 и 17% опрошенных соответственно. Почти каждый пятый москвич (18% по массиву) черпает интересующую его информацию из бесед в семье, с друзьями, товарищами по учебе и работе. И лишь 3% опрошенных проблемами Москвы не интересуются.

Объемы регулярной (смотрят/читают постоянно) и нерегулярной (смотрят/читают время от времени) аудиторий московского телевидения и газет практически совпадают и составляют соответственно 85 и 79% опрошенных (см. табл.3).

Таблица 3

Регулярность просмотра передач каналов московского ТВ
и чтения московских газет
(в % от числа опрошенных)

Регулярно
Время от времени
Не смотрят/ не читают

- смотрят передачи ТВ
23
62
15

- читают газеты
21
58
21


Если учесть, что полученная информация достаточно активно обсуждается в ходе межличностных контактов (в семье, на работе, учебе и т.п.), то можно утверждать, что информированность москвичей по затрагиваемым их интересы проблемам очень высока.

Значимость отдельных московских газет в информировании москвичей не одинакова, поскольку размеры их аудитории значительно различаются (см. табл.4).

Таблица 4

Аудитория московских газет
(в % от числа опрошенных)

Среднее по массиву
Пол
Возраст
Образование

муж
жен
До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн
Средн
Высш.

- Московская правда
19
21
17
21
16
19
13
10
22

- Московский комсомолец
55
57
54
64
65
41
13
37
64

- Вечерняя Москва
14
16
13
14
10
17
13
15
16

- Вечерний клуб
2
3
1
3
1
2
0
2
3

- Тверская, 13
3
2
3
2
3
3
0
5
3

- окружные газеты
9
7
11
7
11
10
0
20
7

- районные газеты
28
24
31
20
25
37
31
39
25

- эти газеты не читаю
15
17
15
14
14
17
25
17
13


Первое место по активности обращения москвичей занимает Московский комсомолец (его читают более половины москвичей - 55% по массиву), хотя в старшей возрастной группе и в группе с неполным средним образованием доля читателей этой газета существенно уменьшается - среди респондентов старше 50 лет ее читают лишь 41% по сравнению с 64-65% в группах респондентов в возрасте до 30 и 30-50 лет; в группе опрошенных, имеющих неполное среднее образование, ее читают 13% опрошенных по сравнению с 64% в группе лиц с высшим образованием.

Второе по частоте обращения место занимает Московская правда (19% опрошенных по массиву); третье - Вечерняя Москва (14% читающих по массиву).

Предположения в использовании московских газет тесно сопряжены со степенью доверия к предлагаемым ими материалами, их способностью объяснять складывающиеся в городе ситуации, рассказывать о возможности их решения (см. табл.5).

Таблица 5

Какой газете Вы доверяете больше всего
(в % от числа опрошенных)

Среднее по массиву
Возраст
Образование

До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн.
Средн.
Высш.

- Московская правда
12
12
12
12
13
10
11

- Московский комсомолец
31
33
39
22
6
20
32

- Вечерняя Москва
7
7
4
10
6
7
8

- Вечерний клуб
1
0,7
0,6
2
-
-
2

- Тверская, 13
1
2
0
2
-
3
1

- не доверяю ни одной
10
5
8
10
13
7
8

- доверяю другим газетам
40
41
37
42
63
53
38




Как видно из данных таблицы, первые три места по степени доверия также занимают соответственно Московский комсомолец (31%), Московская правда (читают 19%, доверяют 12%) и Вечерняя Москва (читают 14 и доверяют 7% опрошенных по массиву). Каждый десятый ответил, что не доверяет ни одной из московских газет. Доля лиц, не доверяющих газетам, выше в старшей возрастной группе и в группе лиц с неполным средним образованием.

Анализ публикаций московских газет показывает, что первенство Московского комсомольца определяется не только умением газеты своевременно и остро откликаться на насущнейшие проблемы дня, но и профессионализмом ее журналистов (см., например, сентябрьские публикации А. Хинштейна о `черном регенте` МВД генерал-лейтенанте А.Орлове, оперативные, по следам ноябрьских событий аналитические статьи Ю. Калининой и О. Фочкина, Д. Кафанова и др. о состоянии межнациональных отношений в столице).

Аудитория окружных и районных московских газет также значима - совокупный ее объем составляет более трети - 37% опрошенных. Тем не менее, задачи информирования населения о проблемах города, о работе городских и районных властей решаются этими газетами, по мнению респондентов, недостаточно успешно (см. табл.6).

Таблица 6

Выполняют ли районные газет задачи информирования населения района о работе администрации города
(в % от числа опрошенных)

Среднее по массиву
Возраст
Образование

До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн.
Средн.
Высш.

- да, полностью
16
12
11
22
38
36
9

- да, отчасти
30
25
33
32
6
22
34

- нет
17
20
21
12
13
5
20

- затрудняюсь ответить
34
40
34
30
31
34
35


Только 16% опрошенных считают, что эти задачи выполняются полностью; 17% полагают, что они не выполняются совсем; а 30%, что газеты выполняют их лишь отчасти.

Такие нелицеприятные оценки определяются, прежде всего, нерегулярностью получения газет москвичами, что отметили 33% опрошенных по массиву.

Существует у москвичей и ряд претензий, касающихся оформления газет, неинтересности и несвоевременности предлагаемой ими информации, низкого профессионализма работающих в этих газетах журналистов (см. табл. 7).

Таблица 7

Претензии в адрес московских районных газет
(в % от числа считающих, что газеты не справляются со своими задачами)

- нерегулярный выход и нерегулярная доставка газет
13

- низкий профессионализм журналистов
26

- плохое качество оформления газет
18

- неинтересность и несвоевременность предлагаемой информации
51

- другое
11

- затрудняюсь ответить
15


Сравнивая содержание различных телевизионных каналов, передачи которых посвящены жизни Москвы, респонденты полагают, что они не равноценны с точки зрения оперативности и интересности информации, предлагаемой зрителям (см. табл.8).

Таблица 8

Какая программа ТВ наиболее оперативна и интересна
(в % от числа опрошенных)

Среднее по массиву
Пол
Возраст
Образование

муж.
жен.
До 30
30-50
Ст. 50
Неп. средн
Средн.
Высш.

- Столица 1
20
20
20
10
20
28
19
27
17

- М1 2
11
10
12
20
6
8
6
7
12

- ТВЦ 3
46
39
51
43
49
45
38
41
47

- районное кабельное ТВ
1
1
1
1
0,5
0
0
0
0,6

- передачи ТВ о жизни города не смотрю
8
10
7
10
9
6
13
9
8

- затрудняюсь ответить
14
21
10
16
15
12
25
15
15


1. Столица - Неделя столицы, Петровка 38, Вам слово, С думой о Москве программы окружных и районных студий

2. М1 - Городские новости, Новости Подмосковья, Если хочешь быть здоров, Торговый ряд

3. ТВЦ - Московская неделя, События, Время московское, Петровка, 38, Времечко, Лицом к городу, Квадратные метры, Москва за нами, 5 минут деловой Москвы, Деловая Москва, Откройте, полиция

Первое место по объему зрительской аудитории занимают передачи канала ТВЦ, их смотрят 46% респондентов, второе - канала Столица и, наконец, третье - программы канала М1. При том, что в городе работают 9 окружных и около 40 районных студий кабельного телевидения , лишь 1% опрошенных по массиву считает передачи этих студий оперативными и интересными с точки зрения проблем жизни города, требующих своего решения.

Функция информирования и организации общественного мнения не является единственной и важнейшей функцией СМИ, в том числе и московских. Решение многих существующих и выявление назревших проблем во многом зависит от наличия прочной и действенной обратной связи населения города с его администрацией всех уровней, устанавливаемой в том числе с помощью прессы, радио, телевидения.

Оценивая эффективность передач московских телевизионных каналов с этой точки зрения, опрошенные отдают пальму первенства таким передачам, как Лицом к городу (ТВЦ) смотрят 31% опрошенных; Времечко (ТВЦ) - 24% опрошенных; Петровка 38 (Столица) - 15% опрошенных.

11% опрошенных, т.е. почти каждый десятый считают, что обратной связи эти передачи не обеспечивают (см. табл.9).



Таблица 9

Какие передачи московских каналов ТВ обеспечивают обратную связь населения города и администрацией всех уровней
(в % от числа опрошенных)

Среднее по массиву
Возраст
Образование

До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн.
Средн.
Высш.

- Лицом к городу
31
22
23
44
31
37
27

- Времечко
24
27
28
19
19
39
20

- Вам слово
5
12
3
1
-
2
7

- Петровка, 38
15
11
13
21
31
20
12

- Городские новости
11
9
10
13
-
12
9

- другое
2
5
1
0,5
-
-
4

- затрудняюсь ответить
29
30
33
25
44
25
33

- обратной связи эти передачи не обеспечивают
11
14
12
8
6
5
12


Недостаточно активно, по мнению опрошенных, и участие СМИ в разрешении частных проблем москвичей. Почти полная ликвидация ранее существующих при редакциях СМИ отделов писем, приостановление работы с этими письмами, доносящими до журналистов непосредственные реакции москвичей на проблемы дня, определяют незначительную активность москвичей в обращении в редакции московских СМИ (см. табл.10).

Таблица 10

Обращались за помощью в редакции СМИ
(в % от числа опрошенных)

Среднее по массиву
Возраст
Образование

До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн.
Средн.
Высш.

- да
6
7
3
8
13
9
6

- нет
94
93
97
92
87
91
94


Хотя определение возможности налаживания действенной обратной связи, оказания средствами массовой информации помощи населения в разрешении волнующих их проблем, судя по доле удовлетворенных результатами этого обращения, имеются (см. табл.11).

Таблица 11

Довольны ли Вы результатами обращения в редакции
(в % от числа обращавшихся в редакции СМИ)

- да
44

- нет
56


Так, из числа обращавшихся за помощью в СМИ результатами обращения довольны 44% опрошенных.

Определяя возможности повышения действенности московских средств массовой информации, респонденты предлагают ряд конкретных мер, реализация которых позволила бы им стать работающим звеном в совокупности организаций, решающих проблемы города и Москвы, стать рупором общественного мнения (см. табл.12).

Таблица 12

Что нужно сделать, чтобы повысить действенность московских СМИ в решении проблем москвичей
(в % от числа опрошенных)

- ввести в столичных СМИ постоянную рубрику отчетов о реакциях московских властей на жалобы москвичей
20

- использовать кабельное ТВ для организации передач `прямого телевидения`
7

- шире информировать москвичей о телефонах и возможных `выходах` на административно-управленческие структуры города
28

- поощрять работу московских журналистов с письмами и заявлениями граждан
12

- совершенствовать качество информации и регулярность доставки окружных и районных газет
9

- затрудняюсь ответить
39


Особое внимание при этом опрошенные обращают на необходимость усиления специфических информационных функций СМИ - таких, как информирование москвичей об адресах, телефонах административно-управленческих структур города (28%); публикацию материалов о мерах, принимаемых этими структурами по жалобам москвичей (20% опрошенных по массиву).

Почти каждый десятый респондент (7-9% по массиву) говорит о необходимости более функционального использования таких, на их взгляд, недостаточно эффективно работающих каналов информации как окружные и районные газеты и районные студии кабельного телевидения.

Выводы

1. Залогом эффективности московских СМИ в информировании москвичей о деятельности всех уровней властей в решении актуальных проблем жизни города является широта спектра используемых в этих целях каналов информации, достаточно высокая коммуникативная активность москвичей, степень доверия к предлагаемой им информации.

Несомненным лидером в информировании москвичей является в системе средств массовой информации телевидение, передачи которого, посвященные жизни города, смотрят 88% респондентов. Газеты (московские, окружные и районные) прочно занимают второе, по частоте обращения, место - их читают, соответственно, 46 и 15% респондентов по массиву, при этом каждый пятый опрошенный регулярно и до 60% - время от времени. Интенсивность обсуждения в ходе межличностных контактов интересной для москвичей информации (из бесед с друзьями, знакомыми узнают о событиях жизни города 18% опрошенных) обеспечивают любой качественной публикации в прессе широкую и заинтересованную аудиторию.

2. Сопоставление итогов нынешнего опроса москвичей с итогами опросов, проведенных в и годах, показывает, что лидирующие позиции среди московских периодических изданий стабильно занимают, как по частоте обращения, так и по степени доверия к ним, такие газеты, как Московский комсомолец (регулярно читают 55% опрошенных по массиву, доверяют предлагаемой информации - свыше 30% опрошенных), Московская правда (регулярно читают 19% и доверяют ей 12%) и Вечерняя Москва (соответственно 14 и 7% опрошенных).

Анализ содержания этих изданий говорит об их тесной связи с жизнью города, оперативности реакций на возникающие проблемы. В Московской правде и Вечерней Москве поиск интересующей читателей информации облегчается наличием постоянных тематических рубрик, в большинстве случаев, освещающих деятельность Правительства Москвы. Значим и объем критической информации, авторами которой являются как журналисты газет, так и сами москвичи, обращающиеся в адрес газет с письмами, участвующие в массовых опросах, результаты которых достаточно часто публикуются в этих изданиях.

3. Данные опроса указывают, тем не менее, на определенную `пробуксовку` отдельных звеньев информационной системы города - таких, как окружные и районные газеты за счет несвоевременности и неинтересности предлагаемой ими информации (так считает 51% опрошенных), низкого профессионального уровня работающих в них журналистов (26% опрошенных), плохого качества оформления газет (18% опрошенных), нерегулярного выхода и нерегулярной доставки газет (13% опрошенных).

О вкладе районных студий кабельного телевидения в освещении проблем жизни Москвы красноречиво, на наш взгляд, свидетельствует оценка их работы респондентами - лишь 1% опрошенных по массиву считает их программы оперативными и интересными.

Столь критическая оценка респондентами работы окружных и районных СМИ тем более значима, что представление населения о качестве жизни города, о разрешимости и самой возможности разрешения проблем их повседневной жизни формируется, как правило на основании положения дел по месту их жительства (в округе, регионе, дворе и т.п.) Некачественность предлагаемой информации в этом случае еще более фрустрирует массовое сознание, снижает оценки деятельности окружных и районных властей, значимость предлагаемых ими инициатив.

Дисфункции в деятельности окружных и районных СМИ (неоперативность информации, нерегулярность доставки газет и т.п.) лишает действенного средства воздействия на массовое сознание, организации его и сами местные власти.

4. Незначителен пока и вклад московских СМИ в формирование стабильной и действенной обратной связи москвичей с администрацией города и районов, хотя значимость этой связи не только как средства слежения за текущей ситуацией в городе, но и как школы участия москвичей в управлении городом неоспорима. О возможности же использования гражданских инициатив в управлении городом говорят не только активность респондентов в проводимых по заданию Правительства Москвы мониторинговых исследованиях, но и ряд практических предложений, высказанных респондентами по вопросу налаживания обратной связи.

Так значимой задачей московских газет является, по мнению опрошенных, широкое информирование москвичей о телефонах и адресах возможных выходов на административно-управленческие структуры города (28% респондентов по массиву); введение, в большинстве случаев пока отсутствующих, постоянных рубрик - отчетов о реакциях московских властей на критические выступления прессы, на жалобы москвичей (20% опрошенных); поощрение работы московских средств массовой информации с письмами и заявлениями граждан (12%) и т.д.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Москва, ноябрь 2001 г.
По полу
Общее

800 человек
Мужской
Женский

1. Что беспокоит Вас в повседневной жизни

- рост преступности
58.5%
52.0%
54.6%

- дороговизна жизни
33.5%
50.7%
43.8%

- расслоение общества на богатых и бедных
12.0%
10.7%
11.2%

- обилие приезжих
32.5%
27.7%
29.6%

- неподготовленность города к зиме
4.5%
3.3%
3.8%

- грязь на улицах, экология
10.5%
14.0%
12.6%

- опасность терактов
21.0%
24.3%
23.0%

- межнациональные отношения
23.5%
17.3%
19.8%

- другое
15.0%
10.0%
12.0%


2. Какие источники информации

используете чаше (о московской жизни)

- ТВ
86.0%
89.3%
88.0%

- московские газеты
51.5%
42.3%
46.0%

- районные газеты
16.0%
14.7%
15.2%

- беседы в семье, с друзьями и т.д.
15.0%
19.7%
17.8%

- другое
20.0%
14.7%
16.8%

- не интересуюсь
4.5%
2.7%
3.4%


3.Читаете ли Вы московские газеты

- регулярно
22.0%
20.7%
21.2%

- время от времени
57.5%
58.3%
58.0%

- не читаю
20.5%
21.0%
20.8%


4. Какие газеты читаете

- Московская правда
21.0%
17.0%
18.6%

- Московский комсомолец
57.0%
53.7%
55.0%

- Вечерняя Москва
15.5%
13.0%
14.0%

- Вечерний клуб
3.0%
1.0%
1.8%

- Тверская,13
2.0%
3.0%
2.6%

- окружные газеты
7.0%
11.0%
9.4%

- районные газеты
24.0%
31.3%
28.4%

- газет не читаю
16.5%
14.7%
15.4%


5.Регулярно ли получаете районные газеты

- газет не читаю
22,5%
16,3%
18,8%

- да
53.5%
66.7%
61.4%

- нет
24.0%
17.0%
19.8%


6.Смотрите ли передачи ТВ о жизни в Москве

- регулярно
14.0%
28.3%
22.6%

- время от времени
63.5%
61.0%
62.0%

- нет
22.0%
10.3%
15.0%


7.Какая программа ТВ больше нравится

- Столица
19.5%
20.0%
19.8%

- М1
9.5%
12.0%
11.0%

- ТВЦ
39.0%
50.7%
46.0%

- районное кабельное
0.5%
0.7%
0.6%

- передачу ТВ не смотрю
10.0%
6.7%
8.0%

- затрудняюсь ответить
20.5%
10.0%
14.2%


8.Какой газете доверяете больше всего

- не доверяю ни одной
10.0%
6.7%
8.0%

- Московская правда
12.5%
11.0%
11.6%

- Московский комсомолец
27.5%
32.7%
30.6%

- Вечерняя Москва
8.0%
6.3%
7.0%

- Вечерний клуб
2.5%
0.3%
1.2%

- Тверская,13
.5%
2.0%
1.4%

- доверяю другим
39.0%
41.0%
40.2%


9.Выполняют ли газеты задачу

информирования населения...

- полностью
5.0%
22.7%
15.6%

- отчасти
33.0%
28.3%
30.2%

- нет
20.5%
14.7%
17.0%

- затрудняюсь ответить
37.0%
32.3%
34.2%


10. Если нет, то почему

- нерегулярный выход и доставка
2.5%
2.7%
2.6%

- низкий профессионализм
11.0%
6.0%
8.0%

- плохое оформление
4.5%
4.0%
4.2%

- не интересная информация
13.5%
14.7%
14.2%

- другое
3.0%
3.0%
3.0%

- затрудняюсь ответить
20.5%
17.3%
18.6%


11.Обращались ли Вы в редакции

московских газет

- да
6.0%
6.3%
6.2%

- нет
94.0%
93.7%
93.8%


12.Довольны ли Вы результатами

обращения

- не обращался в газеты
65.0%
51.7%
57.0%

- да
0.5%
3.0%
2.0%

- нет
34.5%
45.3%
41.0%


13. Какие передачи обеспечивают

связь населения и администрации

- Лицом к городу
24.0%
35.7%
31.0%

- Времечко
20.0%
27.3%
24.4%

- Вам слово
2.5%
6.3%
4.8%

- Петровка,38
12.5%
17.3%
15.4%

- Городские новости
10.5%
11.0%
10.8%

- другие
3.0%
1.7%
2.2%

- затрудняюсь ответить
35.0%
25.3%
29.2%

- обратную связь эти передачи не обеспечивают
13.5%
8.7%
10.6%


14. Что должны сделать московские СМИ,

чтобы обращения стали эффективнее

- ввести постоянную рубрику отчета

о реакции властей на жалобы
19.5%
20.3%
20.0%

- информировать о телефонах

и `выходах` на власти
26.5%
29.0%
28.0%

- ввести `прямое телевидение` на

кабельных каналах
7.0%
6.7%
6.8%

- поощрять работу с письмами москвичей
13.0%
11.7%
12.2%

- улучшить качество и регулярность доставки

районных газет
10.0%
9.0%
9.4%

- другое
8.0%
11.7%
10.2%

- затрудняюсь ответить
41.0%
37.3%
38.8%


По возрасту

До 30
30-50
Старше

лет
лет
50

1. Что беспокоит Вас в повседневной жизни

- рост преступности
48.6%
53.8%
59.7%

- дороговизна жизни
27.0%
49.4%
52.0%

- расслоение общества на богатых и бедных
7.4%
9.6%
15.3%

- обилие приезжих
31.8%
25.6%
31.1%

- неподготовленность города к зиме
6.8%
2.6%
2.6%

- грязь на улицах, экология
22.3%
7.1%
9.7%

- опасность терактов
27.0%
22.4%
20.4%

- межнациональные отношения
16.9%
25.0%
17.9%

- другое
20.9%
7.7%
8.7%


2. Какие источники информации

используете чаше (о московской жизни)

- ТВ
82.4%
92.3%
88.8%

- московские газеты
37.8%
47.4%
51.0%

- районные газеты
10.8%
12.8%
20.4%

- беседы в семье, с друзьями и т.д.
19.6%
19.2%
15.3%

- другое
17.6%
16.0%
16.8%

- не интересуюсь
7.4%
1.3%
2.0%


3.Читаете ли Вы московские газеты

-регулярно
15.5%
18.6%
27.6%

- время от времени
65.5%
64.7%
46.9%

- не читаю
18.9%
16.7%
25.5%


4. Какие газеты читаете

- Московская правда
20.9%
16.0%
18.9%

- Московский комсомолец
63.5%
64.7%
40.8%

- Вечерняя Москва
13.5%
10.3%
17.3%

- Вечерний клуб
2.7%
1.3%
1.5%

- Тверская,13
2.0%
2.6%
3.1%

- окружные газеты
6.8%
10.9%
10.2%

- районные газеты
20.3%
25.0%
37.2%

- газет не читаю
14.2%
14.1%
17.3%


5.Регулярно ли получаете районные газеты

- газет не читаю
35.8%
12.2%
11.2%

- да
43.9%
66.0%
70.9%

- нет
20.3%
21.8%
17.9%


6.Смотрите ли передачи ТВ о жизни в Москве

- регулярно
14.9%
16.7%
33.2%

- время от времени
66.2%
67.9%
54.1%

- нет
18.9%
15.4%
11.7%


7.Какая программа ТВ больше нравится

- Столица
9.5%
19.9%
27.6%

- М1
19.6%
6.4%
8.2%

- ТВЦ
43.2%
49.4%
45.4%

- районное кабельное
1.4%
0.6%
-

- передачу ТВ не смотрю
9.5%
9.0%
6.1%

- затрудняюсь ответить
16.2%
14.7%
12.2%


8.Какой газете доверяете больше всего

- не доверяю ни одной
5.4%
8.3%
9.7%

- Московская правда
11.5%
11.5%
11.7%

- Московский комсомолец
33.1%
38.5%
22.4%

- Вечерняя Москва
6.8%
3.8%
9.7%

- Вечерний клуб
0.7%
0.6%
2.0%

- Тверская,13
2.0%
-
2.0%

- доверяю другим
40.5%
37.2%
42.3%


9.Выполняют ли газеты задачу

информирования населения...

- полностью
11.5%
10.9%
22.4%

- отчасти
25.0%
32.7%
32.1%

- нет
20.3%
20.5%
11.7%

- затрудняюсь ответить
39.9%
34.0%
30.1%


10. Если нет, то почему

- нерегулярный выход и доставка
5.4%
1.3%
1.5%

- низкий профессионализм
9.5%
5.8%
8.7%

- плохое оформление
6.1%
3.8%
3.1%

- не интересная информация
11.5%
18.6%
12.8%

- другое
3.4%
2.6%
3.1%

- затрудняюсь ответить
14.9%
17.9%
21.9%


11.Обращались ли Вы в редакции

московских газет

- да
6.8%
3.2%
8.2%

- нет
93.2%
96.8%
91.8%


12.Довольны ли Вы результатами

обращения

- не обращался в газеты
69.6%
57.7%
46.9%

- да
1.4%
0.6%
3.6%

- нет
29.1%
41.7%
49.5%


13. Какие передачи обеспечивают

связь населения и администрации

- Лицом к городу
21.6%
23.1%
44.4%

- Времечко
27.0%
28.2%
19.4%

-Вам слово
11.5%
3.2%
1.0%

- Петровка,38
10.8%
12.8%
20.9%

- Городские новости
8.8%
9.6%
13.3%

- другие
5.4%
1.3%
.5%

- затрудняюсь ответить
30.4%
33.3%
25.0%

- никакие
13.5%
11.5%
7.7%


14. Что должны сделать московские СМИ,

чтобы обращения стали эффективнее

- ввести постоянную рубрику отчетов

о реакции властей на жалобы
21.6%
17.3%
20.9%

- информировать о телефонах

и `выходах` на власти
25.0%
30.8%
28.1%

- ввести `прямое телевидение` на

кабельных каналах
6.8%
5.8%
7.7%

- поощрять работу с письмами москвичей
10.1%
14.7%
11.7%

- повысить качество и регулярность доставки

районных газет
14.2%
9.0%
6.1%

- другое
16.9%
7.7%
7.1%

- затрудняюсь ответить
35.8%
37.8%
41.8%


По образованию

неполное
среднее
среднее
высшее

среднее
спец.

1. Что беспокоит Вас в повседневной жизни

- рост преступности
56.3%
54.2%
56.3%
54.0%

- дороговизна жизни
62.5%
50.8%
50.9%
39.0%

- расслоение общества на богатых и

бедных
6.3%
8.5%
8.0%
13.1%

- обилие приезжих
43.8%
39.0%
32.1%
26.2%

- неподготовленность города к зиме
-
-
2.7%
5.1%

- грязь на улицах, экология
6.3%
15.3%
9.8%
13.4%

- опасность терактов
25.0%
18.6%
26.8%
22.4%

- межнациональные отношения
25.0%
13.6%
22.3%
19.8%

- другое
6.3%
6.8%
7.1%
15.0%


2. Какие источники информации

используете чаше (о московской жизни)

- ТВ
87.5%
89.8%
84.8%
88.8%

-московские газеты
37.5%
47.5%
41.1%
47.9%

- районные газеты
6.3%
16.9%
15.2%
15.3%

- беседы в семье, с друзьями и т.д.
6.3%
10.2%
18.8%
19.5%

- другое
31.3%
23.7%
23.2%
12.5%

-не интересуюсь
6.3%
1.7%
5.4%
2.9%


3.Читаете ли Вы московские газеты

- регулярно
18.8%
18.6%
12.5%
24.9%

- время от времени
31.3%
55.9%
61.6%
58.5%

- не читаю
50.0%
25.4%
25.9%
16.6%


4. Какие газеты читаете

- Московская правда
12.5%
10.2%
15.2%
21.7%

- Московский комсомолец
12.5%
37.3%
46.4%
63.6%

- Вечерняя Москва
12.5%
15.3%
8.0%
16.0%

- Вечерний клуб
-
1.7%
-
2.6%

- Тверская,13
-
5.1%
1.8%
2.6%

- окружные газеты
-
20.3%
10.7%
7.3%

- районные газеты
31.3%
39.0%
33.0%
24.6%

- газет не читаю
25.0%
16.9%
20.5%
12.8%


5.Регулярно ли получаете районные газеты

- газет не читаю
18.8%
8.5%
9.8%
24.0%

- да
68.8%
78.0%
67.9%
55.6%

- нет
12.5%
13.6%
22.3%
20.4%



6.Смотрите ли передачи ТВ о жизни в Москве

- регулярно
31.3%
39.0%
29.5%
16.6%

- время от времени
50.0%
44.1%
59.8%
66.8%

- нет
18.8%
16.9%
10.7%
16.0%


7.Какая программа ТВ больше

нравится

- Столица
18.8%
27.1%
24.1%
16.9%

- М1
6.3%
6.8%
10.7%
12.1%

-ТВЦ
37.5%
40.7%
46.4%
47.3%

- районное кабельное
-
-
0.9%
0.6%

- передачу ТВ не смотрю
12.5%
8.5%
8.0%
7.7%

- затрудняюсь ответить
25.0%
15.3%
9.8%
15.0%


8.Какой газете доверяете больше всего

- не доверяю ни одной
12.5%
6.8%
8.9%
7.7%

- Московская правда
12.5%
10.2%
13.4%
11.2%

- Московский комсомолец
6.3%
20.3%
35.7%
31.9%

- Вечерняя Москва
6.3%
6.8%
3.6%
8.3%

- Вечерний клуб
-
-
-
1.9%

- Тверская,13
-
3.4%
.9%
1.3%

- доверяю другим
62.5%
52.5%
37.5%
37.7%


9.Выполняют ли газеты задачу

информирования населения...

- полностью
37.5%
35.6%
20.5%
8.9%

- отчасти
6.3%
22.0%
28.6%
33.5%

- нет
12.5%
5.1%
15.2%
20.1%

- затрудняюсь ответить
31.3%
33.9%
33.0%
34.8%


10. Если нет, то почему

- нерегулярный выход и доставка
6.3%
-
1.8%
3.2%

- низкий профессионализм
6.3%
3.4%
8.9%
8.6%

- плохое оформление
-
-
1.8%
6.1%

- не интересная информация
18.8%
10.2%
14.3%
14.7%

- другое
-
3.4%
1.8%
3.5%

- затрудняюсь ответить
12.5%
16.9%
22.3%
17.9%


11.Обращались ли Вы в редакции

московских газет

- да
12.5%
8.5%
4.5%
6.1%

- нет
87.5%
91.5%
95.5%
93.9%



12.Довольны ли Вы результатами

обращения

- в газеты не обращался
25.0%
32.2%
44.6%
67.7%

- да
6.3%
3.4%
1.8%
1.6%

- нет
68.8%
64.4%
53.6%
30.7%


13. Какие передачи обеспечивают

связь населения и администрации

- Лицом к городу
31.3%
37.3%
39.3%
26.8%

- Времечко
18.8%
39.0%
29.5%
20.1%

- Вам слово
-
1.7%
0.9%
7.0%

- Петровка,38
31.3%
20.3%
19.6%
12.1%

- Городские новости
-
11.9%
16.1%
9.3%

- другие
-
-
-
3.5%

- затрудняюсь ответить
43.8%
25.4%
19.6%
32.6

- никакие
6.3%
5.1%
10.7%
11.8%


14. Что должны сделать московские СМИ, чтобы обращения стали

эффективнее

- ввести постоянную рубрику отчетов

о реакции властей на жалобы
6.3%
20.3%
29.5%
17.3%

- информировать о телефонах

и `выходах` на власти
6.3%
27.1%
28.6%
29.1%

- ввести `прямое телевидение` на

кабельных каналах
6.3%
5.1%
7.1%
7.0%

- поощрять работу с письмами

москвичей
-
3.4%
10.7%
15.0%

- повысить качество и регулярность

доставки районных газет
-
1.7%
7.1%
12.1%

- другое
-
6.8%
6.3%
12.8%

- затрудняюсь ответить
81.3%
44.1%
35.7%
36.7%



--------------------------------------------------------------------------------

Размеры тиражей приводятся по данным 2000г., см. Жители столицы о деятельности средств массовой информации. Пульс, N 21(241), 2001г., с.42-43.

Информационные службы и средства массовой информации Москвы. М., апрель 2001, с.14-33.

Информационные службы и средства массовой информации Москвы. М., апрель 2001, с.14-33.

См. Москвичи о средствах массовой информации // Пульс N 5(203), 1999.

См. Жители столицы о деятельности средств массовой информации Москвы // Пульс N 21(241), 2000.

Материал предоставлен Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы

Информационно-аналитический сборник `ПУЛЬС` N 2(259) 2002

Док. 143418
Опублик.: 17.05.02
Число обращений: 86


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``