ГОРОДСКИЕ, ОКРУЖНЫЕ И РАЙОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОЦЕНКАХ МОСКВИЧЕЙНазад
ГОРОДСКИЕ, ОКРУЖНЫЕ И РАЙОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОЦЕНКАХ МОСКВИЧЕЙ
Работа выполнена Центром социологии региональных и национальных отношений
Института социально-политических исследований РАН по заказу Комитета по телекоммуникациям
и средствам массовой информации Правительства Москвы
Научный руководитель: член-корр. РАН Иванов В.Н.
Ответственные исполнители:
к.ф.н. Ладодо И.В., к.ф.н. Яковлев С.Д., к.ф.-м.н. Козина А.В.
Научно-вспомогательная работа: Радченко А.А.
Социологический опрос жителей столицы, проведенный сотрудниками Центра социологии региональных и национальных отношений ИСПИ РАН в ноябре - декабре 2001г., был посвящен выяснению мнений москвичей о деятельности московских средств массовых информации, в том числе городских, окружных и районных газет, московских телевизионных каналов.
Поскольку эффективность СМИ определяется, в числе прочих, такими факторами, как размер их аудитории (регулярной и нерегулярной), степень доверия к предлагаемой СМИ информации, профессионализм занятых в деятельности журналистов и т.д., в ходе опроса выяснялись частота обращения к различным источникам информации - периодическим изданиям, отдельным телевизионным каналам, предпочтения в использовании различных каналов информации о проблемах жизни Москвы и деятельности властей всех уровней по их разрешению.
Как показали данные опроса, информационные возможности московских средств массовой информации в освещении этих вопросов, несомненно, определяются широтой спектра используемых москвичами каналов информации и активностью обращения к этим каналам жителей города.
Проблемам московской жизни, подходам и способам к их решению, посвящена информация таких московских газет как Московский комсомолец (тираж 2093000), Московская правда (тираж 432000), Вечерняя Москва (тираж , газеты Вечерний клуб и Тверская, 13. По данным Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации, в Москве также выходят 11 окружных и более 130 районных газет .
Москвичи имеют возможности приема передач Центральных общероссийских (ОРТ, РТР) телевизионных каналов, передач НТВ, ТВ 6 и др., а также московских телевизионных каналов Столица, М1, ТВЦ и передач студий районных кабельных ТВ.
Исходя из данных опроса, можно предположить, что активность москвичей в использовании информации по `московской тематике` в значимой мере может определяться самой спецификой жизни мегаполиса, осложняющей повседневное бытие москвичей (см. табл.1).
Таблица 1
Проблемы повседневной жизни москвичей
(в % от числа опрошенных)
- рост преступности
55
- дороговизна жизни
44
- расслоение общества на богатых и бедных
11
- обилие приезжих
30
- неподготовленность города к зиме
4
- грязь на улицах, экология
13
- опасность террористических актов
23
- межнациональные отношения в городе
20
- другое
12
Как и в предыдущие годы, в первую пятерку острых проблем входят - рост преступности (55%), дороговизна жизни (44%), обилие приезжих (30%), опасность террористических актов (23%), сложность межнациональных отношений в городе (20% общего числа респондентов).
Данные опроса говорят о том, что первое и второе место в совокупности предпочитаемых источников информации, используемых в тех случаях, когда речь идет о проблемах жизни Москвы, возможности и путях их решения, занимают (см. табл.2) телевидение (88%) и московские газеты (46% опрошенных).
Таблица 2
Предпочитаемые источники информации о проблемах
жизни Москвы и путях их решения
(в % от числа опрошенных)
Среднее по массиву
Пол
Возраст
Образование
муж.
жен.
До 30
30-50
Ст.
50
Неп. средн.
Средн.
Высш.
- телевидение
88
86
89
82
92
89
88
90
89
- московские газеты
46
52
42
38
47
51
38
48
48
- окружные и районные газеты
15
16
15
11
13
20
6
17
15
- беседы в семье, с друзьями
18
15
20
20
19
15
6
10
20
- радиопередачи
17
20
15
18
16
17
31
24
13
- проблемами жизни Москвы не интересуюсь
3
5
3
7
1
2
6
2
3
Окружные и районные газеты, радио служат источником сведений о жизни Москвы для 15 и 17% опрошенных соответственно. Почти каждый пятый москвич (18% по массиву) черпает интересующую его информацию из бесед в семье, с друзьями, товарищами по учебе и работе. И лишь 3% опрошенных проблемами Москвы не интересуются.
Объемы регулярной (смотрят/читают постоянно) и нерегулярной (смотрят/читают время от времени) аудиторий московского телевидения и газет практически совпадают и составляют соответственно 85 и 79% опрошенных (см. табл.3).
Таблица 3
Регулярность просмотра передач каналов московского ТВ
и чтения московских газет
(в % от числа опрошенных)
Регулярно
Время от времени
Не смотрят/ не читают
- смотрят передачи ТВ
23
62
15
- читают газеты
21
58
21
Если учесть, что полученная информация достаточно активно обсуждается в ходе межличностных контактов (в семье, на работе, учебе и т.п.), то можно утверждать, что информированность москвичей по затрагиваемым их интересы проблемам очень высока.
Значимость отдельных московских газет в информировании москвичей не одинакова, поскольку размеры их аудитории значительно различаются (см. табл.4).
Таблица 4
Аудитория московских газет
(в % от числа опрошенных)
Первое место по активности обращения москвичей занимает Московский комсомолец (его читают более половины москвичей - 55% по массиву), хотя в старшей возрастной группе и в группе с неполным средним образованием доля читателей этой газета существенно уменьшается - среди респондентов старше 50 лет ее читают лишь 41% по сравнению с 64-65% в группах респондентов в возрасте до 30 и 30-50 лет; в группе опрошенных, имеющих неполное среднее образование, ее читают 13% опрошенных по сравнению с 64% в группе лиц с высшим образованием.
Второе по частоте обращения место занимает Московская правда (19% опрошенных по массиву); третье - Вечерняя Москва (14% читающих по массиву).
Предположения в использовании московских газет тесно сопряжены со степенью доверия к предлагаемым ими материалами, их способностью объяснять складывающиеся в городе ситуации, рассказывать о возможности их решения (см. табл.5).
Таблица 5
Какой газете Вы доверяете больше всего
(в % от числа опрошенных)
Среднее по массиву
Возраст
Образование
До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн.
Средн.
Высш.
- Московская правда
12
12
12
12
13
10
11
- Московский комсомолец
31
33
39
22
6
20
32
- Вечерняя Москва
7
7
4
10
6
7
8
- Вечерний клуб
1
0,7
0,6
2
-
-
2
- Тверская, 13
1
2
0
2
-
3
1
- не доверяю ни одной
10
5
8
10
13
7
8
- доверяю другим газетам
40
41
37
42
63
53
38
Как видно из данных таблицы, первые три места по степени доверия также занимают соответственно Московский комсомолец (31%), Московская правда (читают 19%, доверяют 12%) и Вечерняя Москва (читают 14 и доверяют 7% опрошенных по массиву). Каждый десятый ответил, что не доверяет ни одной из московских газет. Доля лиц, не доверяющих газетам, выше в старшей возрастной группе и в группе лиц с неполным средним образованием.
Анализ публикаций московских газет показывает, что первенство Московского комсомольца определяется не только умением газеты своевременно и остро откликаться на насущнейшие проблемы дня, но и профессионализмом ее журналистов (см., например, сентябрьские публикации А. Хинштейна о `черном регенте` МВД генерал-лейтенанте А.Орлове, оперативные, по следам ноябрьских событий аналитические статьи Ю. Калининой и О. Фочкина, Д. Кафанова и др. о состоянии межнациональных отношений в столице).
Аудитория окружных и районных московских газет также значима - совокупный ее объем составляет более трети - 37% опрошенных. Тем не менее, задачи информирования населения о проблемах города, о работе городских и районных властей решаются этими газетами, по мнению респондентов, недостаточно успешно (см. табл.6).
Таблица 6
Выполняют ли районные газет задачи информирования населения района о работе администрации города
(в % от числа опрошенных)
Среднее по массиву
Возраст
Образование
До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн.
Средн.
Высш.
- да, полностью
16
12
11
22
38
36
9
- да, отчасти
30
25
33
32
6
22
34
- нет
17
20
21
12
13
5
20
- затрудняюсь ответить
34
40
34
30
31
34
35
Только 16% опрошенных считают, что эти задачи выполняются полностью; 17% полагают, что они не выполняются совсем; а 30%, что газеты выполняют их лишь отчасти.
Такие нелицеприятные оценки определяются, прежде всего, нерегулярностью получения газет москвичами, что отметили 33% опрошенных по массиву.
Существует у москвичей и ряд претензий, касающихся оформления газет, неинтересности и несвоевременности предлагаемой ими информации, низкого профессионализма работающих в этих газетах журналистов (см. табл. 7).
Таблица 7
Претензии в адрес московских районных газет
(в % от числа считающих, что газеты не справляются со своими задачами)
- нерегулярный выход и нерегулярная доставка газет
13
- низкий профессионализм журналистов
26
- плохое качество оформления газет
18
- неинтересность и несвоевременность предлагаемой информации
51
- другое
11
- затрудняюсь ответить
15
Сравнивая содержание различных телевизионных каналов, передачи которых посвящены жизни Москвы, респонденты полагают, что они не равноценны с точки зрения оперативности и интересности информации, предлагаемой зрителям (см. табл.8).
Таблица 8
Какая программа ТВ наиболее оперативна и интересна
(в % от числа опрошенных)
Среднее по массиву
Пол
Возраст
Образование
муж.
жен.
До 30
30-50
Ст. 50
Неп. средн
Средн.
Высш.
- Столица 1
20
20
20
10
20
28
19
27
17
- М1 2
11
10
12
20
6
8
6
7
12
- ТВЦ 3
46
39
51
43
49
45
38
41
47
- районное кабельное ТВ
1
1
1
1
0,5
0
0
0
0,6
- передачи ТВ о жизни города не смотрю
8
10
7
10
9
6
13
9
8
- затрудняюсь ответить
14
21
10
16
15
12
25
15
15
1. Столица - Неделя столицы, Петровка 38, Вам слово, С думой о Москве программы окружных и районных студий
2. М1 - Городские новости, Новости Подмосковья, Если хочешь быть здоров, Торговый ряд
3. ТВЦ - Московская неделя, События, Время московское, Петровка, 38, Времечко, Лицом к городу, Квадратные метры, Москва за нами, 5 минут деловой Москвы, Деловая Москва, Откройте, полиция
Первое место по объему зрительской аудитории занимают передачи канала ТВЦ, их смотрят 46% респондентов, второе - канала Столица и, наконец, третье - программы канала М1. При том, что в городе работают 9 окружных и около 40 районных студий кабельного телевидения , лишь 1% опрошенных по массиву считает передачи этих студий оперативными и интересными с точки зрения проблем жизни города, требующих своего решения.
Функция информирования и организации общественного мнения не является единственной и важнейшей функцией СМИ, в том числе и московских. Решение многих существующих и выявление назревших проблем во многом зависит от наличия прочной и действенной обратной связи населения города с его администрацией всех уровней, устанавливаемой в том числе с помощью прессы, радио, телевидения.
Оценивая эффективность передач московских телевизионных каналов с этой точки зрения, опрошенные отдают пальму первенства таким передачам, как Лицом к городу (ТВЦ) смотрят 31% опрошенных; Времечко (ТВЦ) - 24% опрошенных; Петровка 38 (Столица) - 15% опрошенных.
11% опрошенных, т.е. почти каждый десятый считают, что обратной связи эти передачи не обеспечивают (см. табл.9).
Таблица 9
Какие передачи московских каналов ТВ обеспечивают обратную связь населения города и администрацией всех уровней
(в % от числа опрошенных)
Среднее по массиву
Возраст
Образование
До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн.
Средн.
Высш.
- Лицом к городу
31
22
23
44
31
37
27
- Времечко
24
27
28
19
19
39
20
- Вам слово
5
12
3
1
-
2
7
- Петровка, 38
15
11
13
21
31
20
12
- Городские новости
11
9
10
13
-
12
9
- другое
2
5
1
0,5
-
-
4
- затрудняюсь ответить
29
30
33
25
44
25
33
- обратной связи эти передачи не обеспечивают
11
14
12
8
6
5
12
Недостаточно активно, по мнению опрошенных, и участие СМИ в разрешении частных проблем москвичей. Почти полная ликвидация ранее существующих при редакциях СМИ отделов писем, приостановление работы с этими письмами, доносящими до журналистов непосредственные реакции москвичей на проблемы дня, определяют незначительную активность москвичей в обращении в редакции московских СМИ (см. табл.10).
Таблица 10
Обращались за помощью в редакции СМИ
(в % от числа опрошенных)
Среднее по массиву
Возраст
Образование
До 30
30-50
Ст.50
Неп. средн.
Средн.
Высш.
- да
6
7
3
8
13
9
6
- нет
94
93
97
92
87
91
94
Хотя определение возможности налаживания действенной обратной связи, оказания средствами массовой информации помощи населения в разрешении волнующих их проблем, судя по доле удовлетворенных результатами этого обращения, имеются (см. табл.11).
Таблица 11
Довольны ли Вы результатами обращения в редакции
(в % от числа обращавшихся в редакции СМИ)
- да
44
- нет
56
Так, из числа обращавшихся за помощью в СМИ результатами обращения довольны 44% опрошенных.
Определяя возможности повышения действенности московских средств массовой информации, респонденты предлагают ряд конкретных мер, реализация которых позволила бы им стать работающим звеном в совокупности организаций, решающих проблемы города и Москвы, стать рупором общественного мнения (см. табл.12).
Таблица 12
Что нужно сделать, чтобы повысить действенность московских СМИ в решении проблем москвичей
(в % от числа опрошенных)
- ввести в столичных СМИ постоянную рубрику отчетов о реакциях московских властей на жалобы москвичей
20
- использовать кабельное ТВ для организации передач `прямого телевидения`
7
- шире информировать москвичей о телефонах и возможных `выходах` на административно-управленческие структуры города
28
- поощрять работу московских журналистов с письмами и заявлениями граждан
12
- совершенствовать качество информации и регулярность доставки окружных и районных газет
9
- затрудняюсь ответить
39
Особое внимание при этом опрошенные обращают на необходимость усиления специфических информационных функций СМИ - таких, как информирование москвичей об адресах, телефонах административно-управленческих структур города (28%); публикацию материалов о мерах, принимаемых этими структурами по жалобам москвичей (20% опрошенных по массиву).
Почти каждый десятый респондент (7-9% по массиву) говорит о необходимости более функционального использования таких, на их взгляд, недостаточно эффективно работающих каналов информации как окружные и районные газеты и районные студии кабельного телевидения.
Выводы
1. Залогом эффективности московских СМИ в информировании москвичей о деятельности всех уровней властей в решении актуальных проблем жизни города является широта спектра используемых в этих целях каналов информации, достаточно высокая коммуникативная активность москвичей, степень доверия к предлагаемой им информации.
Несомненным лидером в информировании москвичей является в системе средств массовой информации телевидение, передачи которого, посвященные жизни города, смотрят 88% респондентов. Газеты (московские, окружные и районные) прочно занимают второе, по частоте обращения, место - их читают, соответственно, 46 и 15% респондентов по массиву, при этом каждый пятый опрошенный регулярно и до 60% - время от времени. Интенсивность обсуждения в ходе межличностных контактов интересной для москвичей информации (из бесед с друзьями, знакомыми узнают о событиях жизни города 18% опрошенных) обеспечивают любой качественной публикации в прессе широкую и заинтересованную аудиторию.
2. Сопоставление итогов нынешнего опроса москвичей с итогами опросов, проведенных в и годах, показывает, что лидирующие позиции среди московских периодических изданий стабильно занимают, как по частоте обращения, так и по степени доверия к ним, такие газеты, как Московский комсомолец (регулярно читают 55% опрошенных по массиву, доверяют предлагаемой информации - свыше 30% опрошенных), Московская правда (регулярно читают 19% и доверяют ей 12%) и Вечерняя Москва (соответственно 14 и 7% опрошенных).
Анализ содержания этих изданий говорит об их тесной связи с жизнью города, оперативности реакций на возникающие проблемы. В Московской правде и Вечерней Москве поиск интересующей читателей информации облегчается наличием постоянных тематических рубрик, в большинстве случаев, освещающих деятельность Правительства Москвы. Значим и объем критической информации, авторами которой являются как журналисты газет, так и сами москвичи, обращающиеся в адрес газет с письмами, участвующие в массовых опросах, результаты которых достаточно часто публикуются в этих изданиях.
3. Данные опроса указывают, тем не менее, на определенную `пробуксовку` отдельных звеньев информационной системы города - таких, как окружные и районные газеты за счет несвоевременности и неинтересности предлагаемой ими информации (так считает 51% опрошенных), низкого профессионального уровня работающих в них журналистов (26% опрошенных), плохого качества оформления газет (18% опрошенных), нерегулярного выхода и нерегулярной доставки газет (13% опрошенных).
О вкладе районных студий кабельного телевидения в освещении проблем жизни Москвы красноречиво, на наш взгляд, свидетельствует оценка их работы респондентами - лишь 1% опрошенных по массиву считает их программы оперативными и интересными.
Столь критическая оценка респондентами работы окружных и районных СМИ тем более значима, что представление населения о качестве жизни города, о разрешимости и самой возможности разрешения проблем их повседневной жизни формируется, как правило на основании положения дел по месту их жительства (в округе, регионе, дворе и т.п.) Некачественность предлагаемой информации в этом случае еще более фрустрирует массовое сознание, снижает оценки деятельности окружных и районных властей, значимость предлагаемых ими инициатив.
Дисфункции в деятельности окружных и районных СМИ (неоперативность информации, нерегулярность доставки газет и т.п.) лишает действенного средства воздействия на массовое сознание, организации его и сами местные власти.
4. Незначителен пока и вклад московских СМИ в формирование стабильной и действенной обратной связи москвичей с администрацией города и районов, хотя значимость этой связи не только как средства слежения за текущей ситуацией в городе, но и как школы участия москвичей в управлении городом неоспорима. О возможности же использования гражданских инициатив в управлении городом говорят не только активность респондентов в проводимых по заданию Правительства Москвы мониторинговых исследованиях, но и ряд практических предложений, высказанных респондентами по вопросу налаживания обратной связи.
Так значимой задачей московских газет является, по мнению опрошенных, широкое информирование москвичей о телефонах и адресах возможных выходов на административно-управленческие структуры города (28% респондентов по массиву); введение, в большинстве случаев пока отсутствующих, постоянных рубрик - отчетов о реакциях московских властей на критические выступления прессы, на жалобы москвичей (20% опрошенных); поощрение работы московских средств массовой информации с письмами и заявлениями граждан (12%) и т.д.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Москва, ноябрь 2001 г.
По полу
Общее
800 человек
Мужской
Женский
1. Что беспокоит Вас в повседневной жизни
- рост преступности
58.5%
52.0%
54.6%
- дороговизна жизни
33.5%
50.7%
43.8%
- расслоение общества на богатых и бедных
12.0%
10.7%
11.2%
- обилие приезжих
32.5%
27.7%
29.6%
- неподготовленность города к зиме
4.5%
3.3%
3.8%
- грязь на улицах, экология
10.5%
14.0%
12.6%
- опасность терактов
21.0%
24.3%
23.0%
- межнациональные отношения
23.5%
17.3%
19.8%
- другое
15.0%
10.0%
12.0%
2. Какие источники информации
используете чаше (о московской жизни)
- ТВ
86.0%
89.3%
88.0%
- московские газеты
51.5%
42.3%
46.0%
- районные газеты
16.0%
14.7%
15.2%
- беседы в семье, с друзьями и т.д.
15.0%
19.7%
17.8%
- другое
20.0%
14.7%
16.8%
- не интересуюсь
4.5%
2.7%
3.4%
3.Читаете ли Вы московские газеты
- регулярно
22.0%
20.7%
21.2%
- время от времени
57.5%
58.3%
58.0%
- не читаю
20.5%
21.0%
20.8%
4. Какие газеты читаете
- Московская правда
21.0%
17.0%
18.6%
- Московский комсомолец
57.0%
53.7%
55.0%
- Вечерняя Москва
15.5%
13.0%
14.0%
- Вечерний клуб
3.0%
1.0%
1.8%
- Тверская,13
2.0%
3.0%
2.6%
- окружные газеты
7.0%
11.0%
9.4%
- районные газеты
24.0%
31.3%
28.4%
- газет не читаю
16.5%
14.7%
15.4%
5.Регулярно ли получаете районные газеты
- газет не читаю
22,5%
16,3%
18,8%
- да
53.5%
66.7%
61.4%
- нет
24.0%
17.0%
19.8%
6.Смотрите ли передачи ТВ о жизни в Москве
- регулярно
14.0%
28.3%
22.6%
- время от времени
63.5%
61.0%
62.0%
- нет
22.0%
10.3%
15.0%
7.Какая программа ТВ больше нравится
- Столица
19.5%
20.0%
19.8%
- М1
9.5%
12.0%
11.0%
- ТВЦ
39.0%
50.7%
46.0%
- районное кабельное
0.5%
0.7%
0.6%
- передачу ТВ не смотрю
10.0%
6.7%
8.0%
- затрудняюсь ответить
20.5%
10.0%
14.2%
8.Какой газете доверяете больше всего
- не доверяю ни одной
10.0%
6.7%
8.0%
- Московская правда
12.5%
11.0%
11.6%
- Московский комсомолец
27.5%
32.7%
30.6%
- Вечерняя Москва
8.0%
6.3%
7.0%
- Вечерний клуб
2.5%
0.3%
1.2%
- Тверская,13
.5%
2.0%
1.4%
- доверяю другим
39.0%
41.0%
40.2%
9.Выполняют ли газеты задачу
информирования населения...
- полностью
5.0%
22.7%
15.6%
- отчасти
33.0%
28.3%
30.2%
- нет
20.5%
14.7%
17.0%
- затрудняюсь ответить
37.0%
32.3%
34.2%
10. Если нет, то почему
- нерегулярный выход и доставка
2.5%
2.7%
2.6%
- низкий профессионализм
11.0%
6.0%
8.0%
- плохое оформление
4.5%
4.0%
4.2%
- не интересная информация
13.5%
14.7%
14.2%
- другое
3.0%
3.0%
3.0%
- затрудняюсь ответить
20.5%
17.3%
18.6%
11.Обращались ли Вы в редакции
московских газет
- да
6.0%
6.3%
6.2%
- нет
94.0%
93.7%
93.8%
12.Довольны ли Вы результатами
обращения
- не обращался в газеты
65.0%
51.7%
57.0%
- да
0.5%
3.0%
2.0%
- нет
34.5%
45.3%
41.0%
13. Какие передачи обеспечивают
связь населения и администрации
- Лицом к городу
24.0%
35.7%
31.0%
- Времечко
20.0%
27.3%
24.4%
- Вам слово
2.5%
6.3%
4.8%
- Петровка,38
12.5%
17.3%
15.4%
- Городские новости
10.5%
11.0%
10.8%
- другие
3.0%
1.7%
2.2%
- затрудняюсь ответить
35.0%
25.3%
29.2%
- обратную связь эти передачи не обеспечивают
13.5%
8.7%
10.6%
14. Что должны сделать московские СМИ,
чтобы обращения стали эффективнее
- ввести постоянную рубрику отчета
о реакции властей на жалобы
19.5%
20.3%
20.0%
- информировать о телефонах
и `выходах` на власти
26.5%
29.0%
28.0%
- ввести `прямое телевидение` на
кабельных каналах
7.0%
6.7%
6.8%
- поощрять работу с письмами москвичей
13.0%
11.7%
12.2%
- улучшить качество и регулярность доставки
районных газет
10.0%
9.0%
9.4%
- другое
8.0%
11.7%
10.2%
- затрудняюсь ответить
41.0%
37.3%
38.8%
По возрасту
До 30
30-50
Старше
лет
лет
50
1. Что беспокоит Вас в повседневной жизни
- рост преступности
48.6%
53.8%
59.7%
- дороговизна жизни
27.0%
49.4%
52.0%
- расслоение общества на богатых и бедных
7.4%
9.6%
15.3%
- обилие приезжих
31.8%
25.6%
31.1%
- неподготовленность города к зиме
6.8%
2.6%
2.6%
- грязь на улицах, экология
22.3%
7.1%
9.7%
- опасность терактов
27.0%
22.4%
20.4%
- межнациональные отношения
16.9%
25.0%
17.9%
- другое
20.9%
7.7%
8.7%
2. Какие источники информации
используете чаше (о московской жизни)
- ТВ
82.4%
92.3%
88.8%
- московские газеты
37.8%
47.4%
51.0%
- районные газеты
10.8%
12.8%
20.4%
- беседы в семье, с друзьями и т.д.
19.6%
19.2%
15.3%
- другое
17.6%
16.0%
16.8%
- не интересуюсь
7.4%
1.3%
2.0%
3.Читаете ли Вы московские газеты
-регулярно
15.5%
18.6%
27.6%
- время от времени
65.5%
64.7%
46.9%
- не читаю
18.9%
16.7%
25.5%
4. Какие газеты читаете
- Московская правда
20.9%
16.0%
18.9%
- Московский комсомолец
63.5%
64.7%
40.8%
- Вечерняя Москва
13.5%
10.3%
17.3%
- Вечерний клуб
2.7%
1.3%
1.5%
- Тверская,13
2.0%
2.6%
3.1%
- окружные газеты
6.8%
10.9%
10.2%
- районные газеты
20.3%
25.0%
37.2%
- газет не читаю
14.2%
14.1%
17.3%
5.Регулярно ли получаете районные газеты
- газет не читаю
35.8%
12.2%
11.2%
- да
43.9%
66.0%
70.9%
- нет
20.3%
21.8%
17.9%
6.Смотрите ли передачи ТВ о жизни в Москве
- регулярно
14.9%
16.7%
33.2%
- время от времени
66.2%
67.9%
54.1%
- нет
18.9%
15.4%
11.7%
7.Какая программа ТВ больше нравится
- Столица
9.5%
19.9%
27.6%
- М1
19.6%
6.4%
8.2%
- ТВЦ
43.2%
49.4%
45.4%
- районное кабельное
1.4%
0.6%
-
- передачу ТВ не смотрю
9.5%
9.0%
6.1%
- затрудняюсь ответить
16.2%
14.7%
12.2%
8.Какой газете доверяете больше всего
- не доверяю ни одной
5.4%
8.3%
9.7%
- Московская правда
11.5%
11.5%
11.7%
- Московский комсомолец
33.1%
38.5%
22.4%
- Вечерняя Москва
6.8%
3.8%
9.7%
- Вечерний клуб
0.7%
0.6%
2.0%
- Тверская,13
2.0%
-
2.0%
- доверяю другим
40.5%
37.2%
42.3%
9.Выполняют ли газеты задачу
информирования населения...
- полностью
11.5%
10.9%
22.4%
- отчасти
25.0%
32.7%
32.1%
- нет
20.3%
20.5%
11.7%
- затрудняюсь ответить
39.9%
34.0%
30.1%
10. Если нет, то почему
- нерегулярный выход и доставка
5.4%
1.3%
1.5%
- низкий профессионализм
9.5%
5.8%
8.7%
- плохое оформление
6.1%
3.8%
3.1%
- не интересная информация
11.5%
18.6%
12.8%
- другое
3.4%
2.6%
3.1%
- затрудняюсь ответить
14.9%
17.9%
21.9%
11.Обращались ли Вы в редакции
московских газет
- да
6.8%
3.2%
8.2%
- нет
93.2%
96.8%
91.8%
12.Довольны ли Вы результатами
обращения
- не обращался в газеты
69.6%
57.7%
46.9%
- да
1.4%
0.6%
3.6%
- нет
29.1%
41.7%
49.5%
13. Какие передачи обеспечивают
связь населения и администрации
- Лицом к городу
21.6%
23.1%
44.4%
- Времечко
27.0%
28.2%
19.4%
-Вам слово
11.5%
3.2%
1.0%
- Петровка,38
10.8%
12.8%
20.9%
- Городские новости
8.8%
9.6%
13.3%
- другие
5.4%
1.3%
.5%
- затрудняюсь ответить
30.4%
33.3%
25.0%
- никакие
13.5%
11.5%
7.7%
14. Что должны сделать московские СМИ,
чтобы обращения стали эффективнее
- ввести постоянную рубрику отчетов
о реакции властей на жалобы
21.6%
17.3%
20.9%
- информировать о телефонах
и `выходах` на власти
25.0%
30.8%
28.1%
- ввести `прямое телевидение` на
кабельных каналах
6.8%
5.8%
7.7%
- поощрять работу с письмами москвичей
10.1%
14.7%
11.7%
- повысить качество и регулярность доставки
районных газет
14.2%
9.0%
6.1%
- другое
16.9%
7.7%
7.1%
- затрудняюсь ответить
35.8%
37.8%
41.8%
По образованию
неполное
среднее
среднее
высшее
среднее
спец.
1. Что беспокоит Вас в повседневной жизни
- рост преступности
56.3%
54.2%
56.3%
54.0%
- дороговизна жизни
62.5%
50.8%
50.9%
39.0%
- расслоение общества на богатых и
бедных
6.3%
8.5%
8.0%
13.1%
- обилие приезжих
43.8%
39.0%
32.1%
26.2%
- неподготовленность города к зиме
-
-
2.7%
5.1%
- грязь на улицах, экология
6.3%
15.3%
9.8%
13.4%
- опасность терактов
25.0%
18.6%
26.8%
22.4%
- межнациональные отношения
25.0%
13.6%
22.3%
19.8%
- другое
6.3%
6.8%
7.1%
15.0%
2. Какие источники информации
используете чаше (о московской жизни)
- ТВ
87.5%
89.8%
84.8%
88.8%
-московские газеты
37.5%
47.5%
41.1%
47.9%
- районные газеты
6.3%
16.9%
15.2%
15.3%
- беседы в семье, с друзьями и т.д.
6.3%
10.2%
18.8%
19.5%
- другое
31.3%
23.7%
23.2%
12.5%
-не интересуюсь
6.3%
1.7%
5.4%
2.9%
3.Читаете ли Вы московские газеты
- регулярно
18.8%
18.6%
12.5%
24.9%
- время от времени
31.3%
55.9%
61.6%
58.5%
- не читаю
50.0%
25.4%
25.9%
16.6%
4. Какие газеты читаете
- Московская правда
12.5%
10.2%
15.2%
21.7%
- Московский комсомолец
12.5%
37.3%
46.4%
63.6%
- Вечерняя Москва
12.5%
15.3%
8.0%
16.0%
- Вечерний клуб
-
1.7%
-
2.6%
- Тверская,13
-
5.1%
1.8%
2.6%
- окружные газеты
-
20.3%
10.7%
7.3%
- районные газеты
31.3%
39.0%
33.0%
24.6%
- газет не читаю
25.0%
16.9%
20.5%
12.8%
5.Регулярно ли получаете районные газеты
- газет не читаю
18.8%
8.5%
9.8%
24.0%
- да
68.8%
78.0%
67.9%
55.6%
- нет
12.5%
13.6%
22.3%
20.4%
6.Смотрите ли передачи ТВ о жизни в Москве
- регулярно
31.3%
39.0%
29.5%
16.6%
- время от времени
50.0%
44.1%
59.8%
66.8%
- нет
18.8%
16.9%
10.7%
16.0%
7.Какая программа ТВ больше
нравится
- Столица
18.8%
27.1%
24.1%
16.9%
- М1
6.3%
6.8%
10.7%
12.1%
-ТВЦ
37.5%
40.7%
46.4%
47.3%
- районное кабельное
-
-
0.9%
0.6%
- передачу ТВ не смотрю
12.5%
8.5%
8.0%
7.7%
- затрудняюсь ответить
25.0%
15.3%
9.8%
15.0%
8.Какой газете доверяете больше всего
- не доверяю ни одной
12.5%
6.8%
8.9%
7.7%
- Московская правда
12.5%
10.2%
13.4%
11.2%
- Московский комсомолец
6.3%
20.3%
35.7%
31.9%
- Вечерняя Москва
6.3%
6.8%
3.6%
8.3%
- Вечерний клуб
-
-
-
1.9%
- Тверская,13
-
3.4%
.9%
1.3%
- доверяю другим
62.5%
52.5%
37.5%
37.7%
9.Выполняют ли газеты задачу
информирования населения...
- полностью
37.5%
35.6%
20.5%
8.9%
- отчасти
6.3%
22.0%
28.6%
33.5%
- нет
12.5%
5.1%
15.2%
20.1%
- затрудняюсь ответить
31.3%
33.9%
33.0%
34.8%
10. Если нет, то почему
- нерегулярный выход и доставка
6.3%
-
1.8%
3.2%
- низкий профессионализм
6.3%
3.4%
8.9%
8.6%
- плохое оформление
-
-
1.8%
6.1%
- не интересная информация
18.8%
10.2%
14.3%
14.7%
- другое
-
3.4%
1.8%
3.5%
- затрудняюсь ответить
12.5%
16.9%
22.3%
17.9%
11.Обращались ли Вы в редакции
московских газет
- да
12.5%
8.5%
4.5%
6.1%
- нет
87.5%
91.5%
95.5%
93.9%
12.Довольны ли Вы результатами
обращения
- в газеты не обращался
25.0%
32.2%
44.6%
67.7%
- да
6.3%
3.4%
1.8%
1.6%
- нет
68.8%
64.4%
53.6%
30.7%
13. Какие передачи обеспечивают
связь населения и администрации
- Лицом к городу
31.3%
37.3%
39.3%
26.8%
- Времечко
18.8%
39.0%
29.5%
20.1%
- Вам слово
-
1.7%
0.9%
7.0%
- Петровка,38
31.3%
20.3%
19.6%
12.1%
- Городские новости
-
11.9%
16.1%
9.3%
- другие
-
-
-
3.5%
- затрудняюсь ответить
43.8%
25.4%
19.6%
32.6
- никакие
6.3%
5.1%
10.7%
11.8%
14. Что должны сделать московские СМИ, чтобы обращения стали
эффективнее
- ввести постоянную рубрику отчетов
о реакции властей на жалобы
6.3%
20.3%
29.5%
17.3%