В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МОСКВИЧИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВЕ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Назад
МОСКВИЧИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВЕ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
За последние годы на потребительском рынке г. Москвы, и особенно в розничной торговле, произошли позитивные качественные и количественные изменения. Начался переход на европейские стандарты в технологии, ассортиментной насыщенности и уровне обслуживания. Появились и начали активно развиваться сетевые структуры. Были созданы принципиально новые для нашей страны форматы розничных предприятий - супермаркеты, гипермаркеты и дискаунты.

Но несмотря на безусловные положительные изменения, социально-экономическая ситуация в сфере торговли продолжает оставаться сложной. Частный сектор, преследуя в первую очередь цель получения прибыли, внес серьезные изменения в структуру столичной розничной торговли и ее географическое расположение. Наибольшая деловая активность наблюдалась в центральных районах города в секторе дорогих магазинов. Соответственно достаточно остро встала проблема территориальной и ценовой доступности товаров. При этом в наиболее сложном положении оказались москвичи, относящиеся к малообеспеченным группам населения.

Основная масса созданных в Москве по европейским стандартам розничных торговых предприятий относится к верхнему ценовому сектору (супермаркеты, гипермаркеты). В то же время по экономическим причинам пока не получили должного распространения магазины низких цен (дискаунты), приобретающие в современной сложной экономической обстановке особую социальную значимость.

Существующие в настоящее время социально привлекательные формы розничной торговли (муниципальные и мелкооптовые рынки) основываются, как правило, на прямом нарушении действующего законодательства. В связи с этим столичные власти на протяжении последних 5 лет разрабатывают программы в поддержку развития в городе магазинов со сниженными ценами, доступными всем слоям населения, таким образом пытаясь бороться с `нецивилизованной торговлей` - рынками и палатками.

Так, Правительство Москвы своим постановлением утвердило проведение в Москве с 1 апреля 1997 года эксперимента по созданию сети `народных магазинов` с привлечением в их оборотный капитал средств граждан в соответствии с юридическими формами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации. В трехмесячный срок Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Государственно-правовым управлением Мэрии было поручено подготовить проект положения об организации и деятельности `народных магазинов`. Следующим постановлением была утверждена сама программа проведения эксперимента, которая определяла задачи, порядок создания и деятельности `народного` магазина, в соответствии с которым `народный` магазин является торговым предприятием в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества или общества, осуществляющим свою предпринимательскую деятельность с привлечением средств граждан на принципах целевого использования, возвратности, срочности и платности, причем для всех граждан, чьи средства вложены в создание `народного` магазина устанавливается скидка при оплате товаров и услуг в размере не менее 5 % от цены реализации .

Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с префектами административных округов в двухмесячный срок было поручено провести необходимую информационную работу среди населения Москвы с разъяснением целей и задач создания сети `народных` магазинов .

Для создания эффективного механизма регулирования льготного обслуживания социально незащищенной части населения предприятиями розничной торговли, обеспечения единого высокого стандарта обслуживания всех категорий населения, включая нуждающихся в социальной поддержке, увеличения общего объема поддержки населения за счет снижения цен на основные продукты питания Правительство Москвы издало постановление о программе открытия в Москве сети продовольственных магазинов со сниженными ценами, участвовать в которой предлагалось всем желающим компаниям. В рамках постановления для дискаунтной сети торгового дома `Перекресток` - `Мини-перекресток` - правительственные департаменты должны были выделить `на бесконкурсной основе 25 - 30 свободных от обязательств помещений`, а Московский банк Сбербанка РФ должен был выдать кредиты под залог. Цены в этих продовольственных магазинах должны быть ниже на 10 - 15 % уровня базовых цен, 25 основных продуктов питания, входящих в минимальный набор, должны реализовываться с дополнительной скидкой 10 - 15 % к уже сниженным ценам по дисконтным картам, выдаваемым районными Управами по спискам малообеспеченных граждан .

С этими же целями недавно Правительство Москвы постановило создать социально ориентированную розничную торговую сеть (СОРТС), в состав учредителей которой должно войти столичное правительство - оно передаст в уставный капитал стоимость права аренды. Другими учредителями станут частные лица, в том числе ряд руководителей компании `Лондон Бридж Супермаркетс`.

Эта сеть должна будет открыть до 2002 г. в каждом районе города Москвы не менее одного супермаркета сети СОРТС, предлагающего малоимущим слоям населения товары со скидкой. Нечто похожее реализовано уже в 4 магазинах компании `Лондон Бридж Супермаркетс`, где участники и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на скидку при приобретении товаров.

Таким образом, Правительство Москвы основательно работает над тем, чтобы высокие цены как можно меньше осложняли социальную обстановку, чтобы организация торговли была как можно лучше и удобнее для покупателей, чтобы происходило перемещение торговой активности из сектора рынков в сектор магазинов.

Принимая во внимание тот факт, что разрабатываются столько программы по улучшению организации торговли и качеству обслуживания, а также делаются попытки увеличить покупательную способность разных слоев населения, выяснение того, как оценивают сами москвичи организацию торговли и качество торгового обслуживания, какие изменения они заметили в последнее время, представляется особенно актуальным. Социологическое исследование в рамках этой темы позволило реально представить ситуацию, сложившуюся на потребительском рынке Москвы, выявить наиболее значимые аспекты. В будущем же это может послужить критерием в формировании программы дальнейших преобразований.

Главной целью социологического исследования стало получение информации о мнении москвичей в отношении организации и качества торгового обслуживания в Москве.

Проблема данного социологического опроса заключается в противоречии между тем, что делается Правительством в отношении организации торговли и тем, что реально от этого получает рядовой покупатель. Выборочная совокупность респондентов составила 1152 человека, проживающих на территории Москвы. В качестве метода проведения социологического исследования было определено раздаточное анкетирование. Основным инструментом опроса являлась анкета, состоящая из 55 вопросов.

Для получения более полной информации были сформулированы полузакрытые и открытые вопросы.

В ходе исследования было опрошено 8.59%, проживающих в Западном административном округе, 14.06% - в Юго-Западном, 8.07% - в Северо-Восточном, 7.12% - в Северо-Западном, 15,62% - в Южном, 14.5% - в Юго-Восточном, 6.33% - в Северном, 6,33% - в Восточном, 5.03% - в Центральном округе и 11.02% - в Зеленограде, 3.29% - в Московской области. Среди опрошенных 57.8% составили женщины и 42.2% мужчины. Возраст опрошенных: до 20 лет - 3.13%, от 21 до 25 лет - 11%, от 26 до 30 лет - 21.2%, от 31 до 40 лет - 37.21%, от 41 до 50 лет - 22%, от 51 и старше - 5.47%. Люди, принявшие участие в социологическом исследовании, причастны к различным видам деятельности, а именно: 49.2 % работают по найму на постоянной работе, 5.3 % занимаются частным предпринимательством, 5.5% -индивидуальной трудовой деятельностью, 29.7% являются служащими, военнослужащими или работниками милиции, 4.7% учатся в школе или институте (колледже), 1.6% находятся на пенсии по возрасту и 0.8% - по инвалидности, 2.5% являются домохозяйками. Оставшиеся 0.8% составляют безработные. Семейное положение: 27.1% опрошенных - холосты (не замужем), 60.8% - женаты (замужем), 6.3% - разведены и 5.6% составляют вдовы (вдовцы). При этом детей имеют 60% респондентов.

Число членов семей участников опроса: наиболее часто встречается ответ 3 и 4 человека, так ответили 31.9 и 44.7% респондентов. На третьем месте семьи, состоящие из двух человек - 8.6%; 7.3% респондентов проживают в семьях из 5 человек; 3.9% опрошенных имеют в семье 6 человек, 0.8% 7 человек и 0.5% - 8 членов семьи. Одинокими себя назвали 2.3%,

Доход семьи составил до 1000 руб. - у 2,5% опрошенных, от 1000 до 2000 руб. - у 10%, от 3000 до 4000 руб. - у 22,5%, от 5000 до 6000 руб. - у 22,5%, от 7000 до 8000 руб. - у 18,3% и более 9000 руб. - 24,2%. При этом оценка своего материального положения выглядит следующим образом: 21.2% опрошенных считают, что оно среднее, на питание и одежду деньги есть, а на поездки в отпуск, на бытовую технику и другое их не хватает; 37.2% - ниже среднего, денег не всегда хватает на питание, одежду, оплату коммунальных и других необходимых услуг; 10.9% - неплохое, хотя некоторые покупки не по карману; 3.1% - хорошее, нет особых затруднений; 22,5% ответили, что материальное положение очень плохое, живут в крайней нужде; 5,1% - затрудняются ответить.

Отношение опрошенных лиц к организации и качеству торгового обслуживания.

Большинство опрошенных - 42.97% социальную политику, проводимую Правительством Москвы, одобряют. Почти треть опрошенных (27.34 %) склоняется к ее оценке скорее как плохой, нежели хорошей; 1.51 % явно не удовлетворены ею, заявляя о ней как об очень плохой, а каждый четвертый просто затруднился ответить. За последние годы число москвичей, удовлетворенных социальной политикой Правительства Москвы, возросло.

Следует отметить, что признают социальную политику хорошей представители так называемого среднего класса. Менее удовлетворены социальной политикой богатые и бедные слои населения столицы.

Зависимость удовлетворенности социальной политикой
Правительства Москвы от возраста (%)

Социальная политика
Возраст (лет)

До 20
21 - 25
26- 30
31 - 49
41- 50
51 и более

Хорошая
0
42.9
52.0
52.0
32.7
14.3

Скорее плохая
50.0
35.7
18.4
16.8
39.0
37.1

Очень плохая
0
0
3.7
0
0
14.3

Трудно сказать
50.0
21.4
25.9
31.2
28.3
34.3

100
100
100
100
100
100


Судя по таблице, социальной политикой в большей мере удовлетворены москвичи в расцвете сил, то есть наиболее активная часть населения; очень молодые и пожилые люди менее удовлетворены.

Зависимость ответов об удовлетворенности социальной политикой
Правительства Москвы от места проживания респондентов

ЦАО
САО
СВАО
ВАО
ЮВАО
ЮАО
ЮЗАО
ЗАО
СЗАО
Зел.

Удовлетворены соц. политикой
38.0
37.5
31.5
65.3
28.2
45.0
44.4
63.6
45.1
42.8

Не удовлетворены
-
12.5
29.3
12.3
44.4
25.0
27.8
9.1
43.9
42.8

Трудно сказать
62.0
50.0
39.2
22.4
27.6
30.0
27.8
27.3
10.9
14.4


В отношении организации торговли продовольственными товарами 60.9 % опрошенных москвичей отозвались о ней как о хорошей, 10.2 % назвали ее очень хорошей, 8.6% считают ее плохой, 1.6% - очень плохой, при этом 18.7% не смогли выразить своего мнения по этому вопросу, затруднившись ответить. На наш взгляд, можно считать их неудовлетворенными торговлей продуктами питания, поскольку они не сказали, что им нравится эта торговля.

Среди тех, кто отметил плохую организацию торговли, в 31,58% случаях главной причиной считают отсутствие санитарного контроля, еще 36,84% указали на социальную неориентированность торговли, совсем незначительное число ответивших (5,26%) склоняются к плохому качеству товаров. Почти треть респондентов - 26,32% - не смогли указать причину, затруднившись ответить.

Торговлю непродовольственными товарами 6.7% опрошенных считают очень хорошо организованной, 60.4% - хорошо организованной, 6.3% - плохо организованной, 2.5% - очень плохо организованной, 24.1% - затруднились ответить. Этот ответ можно, как нам думается, также понимать как отсутствие положительного ответа; если человек не считает торговлю непродовольственными товарами хорошей, он просто уходит от положительного ответа и говорит `затрудняюсь ответить`.

Причиной плохой организации торговли непродовольственными товарами 13.33% опрошенных считают отсутствие регулирования ценовой политики для различных социальных слоев, столько же считают причиной отсутствие качественной продукции, а 6.67% - указали на высокую арендную плату.

Как видно, большинство москвичей удовлетворены торговлей продовольственными и промышленными товарами. Видимо, в памяти москвичей еще сохранились воспоминания о дефиците, поэтому сравнительная насыщенность прилавков товарами рассматривается большинством как благо.

Отвечая на вопрос, торговля какими товарами организована плохо, в большинстве случаев (53,33%) респонденты затруднились ответить. Вместе с тем, 13,32% - не удовлетворены организацией торговли хозяйственными товарами; 6,67% - считают, что плохо организована торговля товарами детского ассортимента; 6,67% - качественной обувью; 6,67% - лекарствами; 6,67% - одеждой больших размеров, а также (6,67%) - продуктами питания, в числе которых назывались молочные и мясные продукты, рыба, морепродукты, овощи и фрукты. В числе единичных ответов встречаются претензии к торговле тканями, диабетическими товарами, одеждой для пожилых и малоимущих. Некоторые москвичи жалуются на то, что продуктовые магазины перепрофилированы, а палаткам, которые торгуют продуктами питания, многие не доверяют, так как, по их мнению, там нет должных условий для хранения продуктов.

По материалам опроса можно также сделать вывод о том, что в столице мало торговых площадей.

В ходе опроса респондентам был предложен определенный набор мест торговли продовольственными товарами, по отношению к которому им предлагалось выразить свои предпочтения.

На вопрос, как часто вы предпочитаете покупать продукты в обычных продуктовых магазинах большинство(40.7%) ответило, что делает это часто, 35.0 % - иногда, 15.83 % - очень редко, 6.67% не покупают.

В супермаркетах часто приобретают продовольственные товары 23.8% опрошенных, при этом иногда - 29.9%. Почти 25.3% - ответили, что они редко выбирают супермаркет как место покупок, треть же (20.7%) не покупает продукты здесь вообще.

В отношении торговых центров мнения распределились следующим образом: 27.7% вообще не покупают продовольственные товары в торговом центре; 30.1% делают это иногда; 33.7% признали, что здесь делают покупки очень редко, и лишь для 8.5% опрошенных считают торговый центр традиционным местом частого приобретения продовольственных товаров.

Гипермаркеты, которых в последнее время появляется в Москве все больше и больше (это и `Рамстор`, `Седьмой континент` и многие другие, которые продолжают увеличивать сети своих магазинов) находят зачастую своих покупателей в 10.6% случаях. Именно столько респондентов признали, что часто делают здесь покупки; 43.5% ответили, что не покупают продовольственные товары в гипермаркетах; 19.8 % - иногда производят покупки, 23.6 % - делают это редко и 2.5% не ответили на вопрос.

Наибольшей популярностью среди мест торговли у москвичей продолжают пользоваться рынки и ярмарки. В их пользу делают свой выбор 40.1% опрошенных. Еще 34.5 % иногда приобретают здесь продукты, 17.1% - редко, а 8.3% - на рынках не покупают продукты питания. Как видно, 92% жителей столицы потребляют продукты, приобретенные на рынках. Овощные магазины почти исчезли, а цены в супермаркетах не по карману, поэтому для многих рынок является единственным местом покупки продуктов питания. Москвичи делают много замечаний в адрес рыночной торговли продуктами питания и все-таки идут на рынок. Все дело в очень низких доходах 80% москвичей.

Частота посещения продуктовых рынков в зависимости
от среднемесячного дохода семьи (%)

Посещают рынки
Среднемесячный доход семьи (тысяч руб.)

До 1
1 - 2
3 - 4
5 - 6
7 - 8
9 и более

Часто
100
54.6
33.3
57.1
39.3
18.8

Иногда
-
36.4
41.7
22.9
33.1
40.5

Очень редко
-
9.0
16.7
14.3
22.1
32.8

Не посещают
-
-
8.3
5.7
5.5
7.9


С ростом доходов частота посещения рынков уменьшается. Если среди лиц с доходом 1-2 тысяч рублей в месяц часто посещают рынки 54.6% респондентов, то среди семей с доходом 9 тысяч и более только 18.8% часто посещают рынки.

Лотки на улице пользуются спросом лишь у 8.4% опрошенных. Именно столько при ответе на вопрос выбрали вариант `часто`. Каждый пятый (21.6%) `иногда` предпочитает покупать продукты с лотков, 33.6% - ответили `редко`, 34.8 % не покупают продукты с лотков, 1,6% не ответили.

Автомашины (тонары), аналогично лоткам на улице, часто находят своих покупателей лишь в 5.6% случаев, 16.6% опрошенных иногда приобретают здесь товары, 30.8% являются редкими покупателями продуктов с автомашин, почти каждый второй предпочитает вообще не делать этого.

Необходимо отметить, что торговля с рук практически не находит своих покупателей, и москвичи в качестве мест приобретения продовольственных товаров выбирают специально организованные структуры. Это отметило большинство респондентов (72.7%), заявив, что не покупают продукты с рук на улице. Но 17.6% - делают это редко, 5.4 % - иногда и совсем незначительное число москвичей ответило, что они часто покупают товары с рук - 0.5 %; 3.8% не дали ответа.

Организованная Правительством Москвы сеть `народных магазинов` со сниженными ценами пока нашла своих покупателей в 10.5 % случаев. Наиболее значительно, 89.5% к общему числу опрошенных (т.е. явное большинство), представлена категория `не покупающих` в народных магазинах.

В магазинах для ветеранов не покупают 79.9% опрошенных, очень редко покупают продукты 19.2%, иногда - 0.9%.

На вопрос, `Покупаете ли Вы продовольственные товары где придется` - 55.1% респондентов ответили, что не покупают; покупают очень редко - 19.7%; иногда - 14.8% и часто - 5.7%. Не ответили на вопрос 4.7%.

В ответ на вопрос `Где Вы еще предпочитаете покупать продовольственные товары` некоторые респонденты сказали, что сами заготавливают продукты, выращивают их на садовом участке.

Что касается цен на продовольственные товары, то в большинстве случаев люди считают их высокими. Так ответили 59.1% респондентов, 29.5% - отметили приемлемость для них цен на продовольственные товары, 10.6 - затруднились дать утвердительный ответ. И всего лишь 0,8% склоняются к тому, что цены низкие.

Распределение ответов по поводу организации торговли
продовольственными товарами и доходом семьи

Организация торговли продуктами
Доход семьи (руб.)
Итого

До 1000 руб.
От 1000 до 2000
От 3000 до 4000
От 5000 до 6000
От 7000 до 8000
9000 и более

Очень хорошая
16,67
3,70
3,70
9,09
3,45
5,84

Хорошая
66,67
16,67
59,26
55,56
63,64
62,07
55,83

Трудно сказать
41,67
18,52
22,22
18,18
24,14
22,5

Плохая
33,3
16,67
14,81
14,81
4,55
10,34
12,5

Очень плохая
8,33
3,70
3,70
4,55
3,33


В большей степени не удовлетворены организацией торговли москвичи с невысокими доходами. Хотя очень хорошей ее считают лишь отдельные лица с высокими доходами.

На вопрос о наличии мелкооптового рынка в районе проживания 77.5% опрошенных ответили `есть`, 14.2% - `нет`, и 8,33% - `не знаю`.

Среди тех, кто подтвердил наличие рынка в своем районе, на вопрос о том, какие изменения за последнее время произошли с рынками, 29.8% опрошенных ответили, что рынки обустроили, 29.2% - что все осталось без изменений, 2.9% - что рынки закрыли, 11.8% - что открылись новые рынки, 7.3% - что организовали временные рынки, где торгуют с автомашин по выходным, 1.4% сказали, что вместо рынков открыли `народные магазины`, и 17.6% ответили `не знаю`.

Дальнейший ход исследования ставил задачу выяснить, где люди предпочитают покупать непродовольственные товары.

В специализированных магазинах предпочитают покупать часто 27.6% опрошенных, иногда - 38.7%, очень редко - 15.5% и совсем не покупают здесь - 18.2% респондентов. Из приведенной таблицы видно, что малообеспеченные слои населения столицы крайне редко приобретают непродовольственные товары в специализированных магазинах, в то время как среди состоятельных москвичей более половины пользуются услугами этого вида торговли. Так что проблема повышения покупательной способности большинства москвичей весьма актуальна.

Зависимость частоты посещения специализированных магазинов
от дохода семьи (%)

Посещают специализированные магазины
Среднемесячный доход семьи (тысяч руб.)

До 1
1 - 2
3 - 4
5 - 6
7 - 8
9 и более

Часто
-
-
16.7
22.8
27.6
53.4

Иногда
25.0
36.4
25.0
34.3
38.6
22.3

Очень редко
25.0
27.3
25.0
22.9
11.7
16.4

Никогда
50.0
36.3
33.3
20.0
16.6
7.9


В универмагах покупают часто 16.5% ответивших, иногда - 47.1%, очень редко - 21.9% и никогда не покупают 14.5%.

Распределение ответов на вопросы о предпочтении покупать
непродовольственные товары в универмагах и уровне дохода семьи (%)

Покупают в универмагах
Доход семьи (тысяч руб.)

До 1
От 1 до 2
От 3 до 4
От 5 до 6
От 7 до 8
9 и более

Часто
3,70
7,41
13,64
31,03

Иногда
33,33
29,63
48,15
50
37,93

Редко
33,33
33,33
22,22
22,73
13,79

Не покупают
66,67
66,67
33,33
22,22
13,64
17,24


Как видно из таблицы, богатые в десять раз чаще посещают универмаги, чем москвичи с более скромными доходами.

В универсамах товары покупают часто 8.1% ответивших, иногда - 35.9%, очень редко - 26.5% и никогда не покупают 29.5%.

На рынке, ярмарке предпочитают покупать часто 38.2% опрошенных, иногда - 33.5%, очень редко - 16.4%, не покупают - 11.9%.

В фирменных магазинах, `бутиках` приобретают товары часто 7.1% опрошенных, иногда - 15.3%, очень редко - 28.1%, не приобретают - 49.5%.

С лотков на улице люди предпочитают покупать товары часто - 0.9% ответивших, иногда - 9.8%, очень редко - 24.8% и не покупать вообще - 64.5%.

С рук на улице среди опрошенных покупают часто 0.2%, иногда - 5.9%, очень редко - 13.3% и не покупают вообще 80.6%.

В метро, электричках часто непродовольственные товары покупают 1.6% ответивших, иногда - 2.9%, очень редко - 12.9% и предпочитают не покупать 82.6%.

Судя по ответам в анкетах, люди также редко приобретают непродовольственные товары ориентируясь на информацию из газет и журналов, по Интернету, через `магазин на диване`, за границей.

Что касается цен на непродовольственные товары, то 18.3% опрошенных считают их очень высокими, 45.8% - высокими, 27.5% - приемлемыми, 7.6% - затруднились ответить. Оставшиеся 0.8% опрошенных полагают, что цены низкие.

По мнению большинства респондентов, несмотря на высокие цены качество товаров оставляет желать лучшего. Как часто москвичи сталкивались с браком, который они не заметили при покупке? На этот вопрос 9.2% ответили, что очень часто, 21.7% - часто, 38.3% - редко, 22.5% - очень редко, и только 8.3% - сказали, что никогда не сталкивались с бракованной продукцией.

Чаще москвичи сталкиваются с некачественными товарами при покупке их с рук, с лотков на улице. Мнения опрошенных по отношению к уличной торговле (с лотков, с автомашин, с рук) были следующие: 60.0% относятся отрицательно, 23.1% - положительно и 10.4% - безразлично, где покупать товар. 6.5% не ответили на вопрос. Отрицательное отношение москвичей к уличной торговле обусловливает отсутствие гарантий качества товара и возможностей предъявить претензии.

На вопрос, появились ли новые `торговые центры` в последнее время в районе Вашего проживания, были получены следующие ответы: 53.3% - появились, 29.2% - не появились и 17.5% опрошенных не знают. Среди тех, кто подтвердил появление новых `торговых центров`, 43.5% считают, что они удобнее по сравнению с рынками, 26.6% частично согласны с этим утверждением. Для 17.2% опрошенных `торговые центры` по сравнению с рынками не являются удобными, 12.5% - затруднились ответить. В отношении цен в `торговых центрах` 10.9% опрошенных считают, что они ниже, чем на рынках, 26.6% - что они такие же. Большинство же (53.1%) отозвались о них, как о более высоких и 9.4% не смогли высказать свое мнение.

Организованная Правительством Москвы сеть `народных магазинов` со сниженными ценами пока нашла своих покупателей в 3,3% случаев. Это связано с тем, что сегодня `народных магазинов` в городе пока мало и дешевыми их назвать нельзя. Это подтвердили и респонденты, так как всего 5% из них ответили утвердительно на вопрос о наличии `народных магазинов` в их районе, а около половины (42.5%) утверждают, что в их районах народных магазинов нет. Каждый второй респондент (52.5%) на этот вопрос затруднился ответить.

На вопрос о привлекательности принципа, положенного в основу организации `народных магазинов`, незначительная доля опрошенных (4.2%) ответила `Да, очень привлекает`, еще 14.5% отозвались о них как о привлекательном. Почти треть (27.5 %) признала создание сети `народных магазинов` по такому принципу не привлекательным, 8.3 % выразили свое отношение в крайней форме, заявив, что `очень не привлекает`. Стоит отметить, что ответ `не думал(а)` на данный вопрос нашел отклик у 45.8% респондентов.

Зависимость привлекательности идеи `народных магазинов`
от дохода семьи (%)

Среднемесячный доход семьи (тыс.руб)

До 1
1-2
3-4
5-6
7-8
9 и более

Очень привлекает
-
-
-
9
6
5

Привлекает
-
27
17
3
11
18

Не думал
100
64
75
74
61
56

Не привлекает
-
9
4
11
17
16

Очень не привлекает
-
-
-
3
6
5

100
100
100
100
100
100


Как видно из таблицы, есть некоторая зависимость привлекательности `народных магазинов` от дохода покупателей. Об этом же свидетельствуют данные следующей таблицы. Так, среди лиц, которые сказали, что их материальное положение хорошее, только 4% респондентов очень привлекает идея `народных магазинов`. А среди лиц, которые охарактеризовали свое материальное положение `ниже среднего`, 13% очень привлекает идея `народных магазинов`.

Зависимость привлекательности идеи `народных магазинов`
от материального положения (%)

Материальное положение

Очень хорошее
Хорошее
Среднее
Ниже среднего
Очень плохое

Очень привлекает
-
4
3
13
-

Привлекает
-
15
13
13
-

Не думал
73
68
68
63
75

Не привлекает
27
11
13
8
-

Очень не привлекает
-
2
5
4
-


Из числа тех, у кого в районе проживания есть `народные магазины`, посещают их 16.7% и то только отчасти, большинство (83.3%) их не приемлет. Относительно цен в таких магазинах 16.7 % опрошенных считают, что они заметно ниже, чем в обычных магазинах и на рынках, а 83.3% разницы не заметили.

Среди опрошенных 18.3% хотели бы, чтобы в их районе были `народные магазины`. Для 35.8% - безразлично, 11.7% - не хотели бы и 30.8% затруднились ответить, а 3.4% не ответили на вопрос.

Зависимость желания иметь в районе `народный магазин` от материального положения опрошенных (%)

Хотелось бы иметь
Материальное положение

Очень хорошее
Неплохое
Среднее
Ниже среднего
Очень плохое
Трудно сказать

Да
9.1
19.1
17.5
16.7
-
33.3

Безразлично
27.3
26.1
22.5
33.3
50.0
33.3

Не надо
9.1
8.7
17.5
-
-
-

Затрудняюсь

ответить
54.5
46.1
42.5
50.0
50.0
33.4


Естественно, что богатые в `народных магазинах` не нуждаются. Большое число ответивших `трудно сказать` свидетельствует о том, что разъяснительная работа и реклама, связанные с этой формой торговли, ведутся слабо.

Неготовность сотрудничать и принимать участие в создании `народных магазинов` проявилась при ответе на вопрос `Готовы ли Вы вкладывать свои деньги в работу `народных магазинов`?` Почти треть опрошенных (26.7%) ответила на этот вопрос `Нет, не готовы`, еще треть (29.2%) отказалась участвовать в этом в силу того, что у них нет денег, 21.7% потенциально готовы принять в этом участие, предварительно все взвесив, только 6.7% уверенно ответили, что готовы к вложению денег, 15.8% выбрали вариант ответа `Затрудняюсь ответить`.

Из таблицы видно, что, с одной стороны, есть небольшая зависимость желания вкладывать деньги и участвовать в работе `народных магазинов` от дохода. С другой стороны, слабая реклама этой формы торговли обусловливает недостаточную информированность разных слоев населения столицы. Большинство опрошенных либо говорят, что надо все взвесить, либо затрудняются с ответами.

Зависимость готовности участвовать в работе `народных магазинов`
от дохода семьи (%)

Готовность участвовать в работе `народных магазинов` (%)
Среднемесячный доход семьи (тыс.руб.)

До 1
1 - 2
3-4
5-6
7 -8
9

и более

Готовы
0
1
8
6
0
7

Надо все взвесить
50
36
17
23
28
22

Нет денег
0
54
33
23
33
37

Не готовы
0
9
17
23
23
13

Трудно сказать
50
0
25
25
16
21


Зависимость готовности участвовать в работе `народных магазинов`
от числа членов семьи (%)

Количество членов семьи (человек)

1
2
3
4
5
6
7
8

Готовы участвовать
1
1
4
10
-
-
-
-

Надо все взвесить
33
36
35
19
44
40
-
-

Нет денег
33
36
20
30
11
20
-
-

Не готов
33
9
25
17
33
-
100
-

Трудно сказать
-
18
16
24
12
40
-
100


Как видно, количество членов семьи не влияет на готовность участвовать в работе `народных магазинов`. Материальное положение семьи является более сильным фактором.

Распределение ответов на вопросы о готовности вкладывать свои деньги
в работу `народных магазинов` и о виде деятельности

Готов-
ность вкла-
дывать
деньги
Род занятий

Рабо-
та по найму
Част. предпри-
нима-
тельство
Индивид. труд . деятель-
ность
Служащий,
военно-
служащий
Сту-
дент
Пенси-
онер по воз-
рас-
ту
На пенсии по инвалидности
Домо-
хо-
зяй-
ка
Без-работный

Да
4,7
50
23,8
11,1

Нет
28,5
40
30,8
36,8
100

Надо все взвесить
28,7
23,1
26,3

У меня нет денег
23,8
20
50
7,7
10,5
77,8
100
100

Затруд-няюсь ответить
14,3
40,0
15,4
26,3
11,1


Московские магазины стали работать лучше после их приватизации - так считают 51.7% опрошенных москвичей; 29.2% считают, что ничего не изменилось, 2.7% полагают, что магазины стали работать хуже, и 16.4% затруднились ответить.

Итак, анализ влияния вышеуказанных факторов на варианты ответов людей, позволяет выделить самые значимые из них: количество человек в семье, вид деятельности и место проживания. Необходимо выяснить, какие признаки имеют с ними наиболее тесную связь. Для этого были просмотрены всевозможные сочетания факторов и исследуемых признаков. В результате мы выявили семь достаточно больших значений коэффициентов связи.

Признаками, соответствующими этим значениям, оказались:

1. Для фактора `количество детей в семье`:

- мнение о ценах на продовольственные товары;

- мнение о ценах на непродовольственные товары.

2. Для фактора `вид деятельности`:

- предпочтение покупать продукты в магазинах для ветеранов;

- готовность вкладывать свои деньги в работу `народных магазинов`;

- изменения, произошедшие с рынками.

3. Для фактора `место проживания`:

- изменения, произошедшие с рынками;

- товары, торговля которыми организована плохо.

4. Наиболее весомым фактором, влияющим на поведение москвичей на рынке товаров и услуг, является доход семей. Между тем, доходы большинства москвичей очень низкие.

Распределение общего объема денежных доходов
по пяти двадцатипроцентным группам населения столицы (%)

Годы
1995
1996
1997
1998
1999

Все денежные доходы
100
100
100
100
100

В том числе по 20%-нымгруппам населения

1-я с наименьшими доходами
2.8
2.8
2.8
2.5
2.6

2-я
4.8
5.5
4.9
4.4
5.0

3-я
7.3
9.2
8.1
7.3
8.5

4-я
14.4
23.1
17.9
17.9
17.9

5-я с наибольшими доходами
70.7
59.2
66.3
67.9
66.0


В таблице наглядно показано, что доходы москвичей распределяются весьма неравномерно: 60% москвичей могут приобретать товары только на рынках, товары недорогие и некачественные.

Как подтвердили результаты исследования, большинство москвичей удовлетворены и довольны теми переменами, которые произошли за последнее время в сфере торговли. Большинство отметило положительные сдвиги в ее организации, причем это касается как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Получена оценка уровня цен в Москве на продовольственные и непродовольственные товары. Были выявлены наиболее частые среди москвичей места покупок. Охарактеризована частота обнаружения брака. Проанализированы изменения, произошедшие в последнее время с мелкооптовыми рынками и торговыми центрами. Тем не менее в отношении программы `народных магазинов` необходимо отметить, что респонденты зачастую не имели представления о таком виде торговли. И их наличие отметило очень незначительное число опрошенных, хотя в соответствии с программой внедрения `народных магазинов` к 2001 году в Москве их должно было появиться 30. В целом же итоги исследования можно считать положительными, так как основная цель исследования - получение информации о мнении москвичей в отношении организации и качества торгового обслуживания в Москве выполнена.

Исследование проведено научным коллективом в составе :
руководитель: кандидат социологических наук Ковалевская Е.В.,
Баранов Е.А., Грачева О.А., Кулькова Т.А., Лукьянова Ю.Б.,
Остапчук Г.В., Писаренко С.В., Просина Е.Н., Сафронов Е.И.,
Федичкина А.Н., Фомина Е.Н., Шаякбирова А.Р., Энглина А. А.

Док. 143414
Опублик.: 17.05.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``